Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу департамента ветеринарии
Самарской области
от 26 декабря 2018 г. N 536-П
Ведомственная целевая программа
"обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории самарской области" на 2019-2021 годы (далее - Ведомственная программа)
Паспорт Ведомственной Программы:
Наименование Ведомственной Программы - "Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Самарской области" на 2019-2021 годы
Дата принятия решения о разработке ведомственной программы - Приказ департамента ветеринарии Самарской области от 16.10.2018 N 419-п "О разработке и утверждении ведомственной целевой программы"
Исполнитель Ведомственной Программы - Департамент ветеринарии Самарской области
Цель и задачи ведомственной программы - Целью Ведомственной программы является обеспечение стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Самарской области.
Основными задачами Ведомственной программы являются:
Задача 1. Профилактика и ликвидация особо опасных и других заразных болезней животных
Задача 2. Организация и осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Самарской области
Задача 3. Организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Задача 4. Нераспространение возбудителей заразных болезней животных и недопущение несанкционированного захоронения.
Сроки реализации ведомственной программы - 2019-2021 годы
Целевые индикаторы и показатели ведомственной программы - Задача 1. Профилактика и ликвидация особо опасных и других заразных болезней животных:
количество проведенных плановых диагностических мероприятий на особо опасные болезни животных (птиц) и болезни общие для человека и животных (птиц) на выезде (диагностические мероприятия);
количество проведенных плановых диагностических мероприятий на особо опасные болезни животных (птиц) и болезни общие для человека и животных (птиц) на выезде (отбор проб);
количество проведенных плановых профилактических вакцинаций животных (птиц) против особо опасных болезней животных и болезней общих для человека и животных (птиц) на выезде;
количество проведенных плановых профилактических вакцинаций животных (птиц) против особо опасных болезней животных и болезней общих для человека и животных (птиц) в стационаре;
количество проведенных плановых лабораторных исследований на особо опасные болезни животных (птиц), болезни общие для человека и животных (птиц), включая отбор проб и их транспортировку, в стационаре;
количество проведённых ветеринарно-санитарных экспертиз сырья и продукции животного происхождения на трихинеллез в стационаре (отбор проб);
количество проведённых ветеринарно-санитарных экспертиз сырья и продукции животного происхождения на трихинеллез в стационаре (лабораторные исследования);
количество проведенных ветеринарно-санитарных мероприятий;
обеспеченность государственных ветеринарных учреждений дезинфицирующими средствами.
Задача 2. Организация и осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Самарской области: количество проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, проведённых при осуществлении контроля за выполнением Закона Российской Федерации "О ветеринарии";
количество выданных разрешений на вывоз (ввоз) за (в) пределы Самарской области животных, продукции и грузов, подконтрольных государственной ветеринарной службе.
Задача 3. Организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных:
количество отловленных и содержащихся на передержке безнадзорных животных.
Задача 4. Нераспространение возбудителей заразных болезней животных и недопущение несанкционированного захоронения:
количество ликвидированных скотомогильников.
Объёмы финансирования мероприятий, определенных ведомственной программой - Реализация мероприятий Ведомственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных департаменту ветеринарии Самарской области на соответствующий финансовый год в установленном порядке.
Общий объем финансирования Ведомственной программы за счет средств областного бюджета составляет 927 896,37 тыс. рублей, в том числе;
в 2019 году - 304 012,63 тыс. руб., в 2020 году - 311 941,87 тыс. руб., в 2021 году - 311 941,87 тыс. руб.
Показатели социально-экономической эффективности реализации ведомственной программы - Отношение степени достижения целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования (расходов).
Система организации контроля за ходом реализации ведомственной программы - Общее руководство и контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляет департамент ветеринарии Самарской области в соответствии с действующим законодательством, в том числе Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2.
I. Характеристика проблемы, решение которой осуществляется путем реализации Ведомственной программы
Ежегодно в ветеринарные лаборатории Самарской области поступает около 600 тыс. патологических материалов, по которым проводится более 900 тыс. исследований (см. таблицу)
Наименование болезни, показатели |
2017 год |
6 мес 2018 года |
||
Кол-во материалов |
Кол-во исследований |
Кол-во материалов |
Кол - во исследований |
|
Бактериальные |
6431 |
12943 |
2036 |
4134 |
Микозы |
1663 |
3326 |
109 |
218 |
Вирусные |
227515 |
231257 |
130015 |
133458 |
Серологические |
331919 |
664064 |
149048 |
307907 |
Паразитологические |
9648 |
21565 |
2688 |
7325 |
Токсилогические |
738 |
1822 |
262 |
1095 |
Санитарно-микологические |
1315 |
3187 |
374 |
917 |
Санитарно-зоогигиенические |
13229 |
41321 |
4079 |
8242 |
Ветеринарно-санитарная экспертиза |
1676 |
9069 |
8623 |
10803 |
Биохимические |
1464 |
7366 |
826 |
4340 |
ПЦР, ИФА |
3704 |
3704 |
1479 |
1479 |
Итого |
599302 |
999624 |
299539 |
479918 |
Анализ исследований показал, что в 2017-2018 годах на территории области регистрировались следующие инфекционные заболевания животных:
1. Бешенство
2. Лейкоз крупного рогатого скота
3. Лептоспироз
4. Колибактериоз
5. Стрептококкоз крупного рогатого скота, свиней, птиц
6. Бруцеллез крупного рогатого скота и овец
7. Сальмонеллез крупного рогатого скота
8. Африканская чума свиней (АЧС)
9. Пастереллез крупного рогатого скота, мелкого рогатого скота, свиней, птиц
10. Высокопатогенный грипп птиц
11. Заразный узелковый дерматит крупного рогатого скота
Указанные выше обстоятельства требуют проведения таких профилактических, лечебных и ветеринарно-санитарных мероприятий как:
вакцинопрофилактика инфекционных заболеваний животных с применением биологических препаратов;
лечение больных животных с применением химико-фармацевтических препаратов ветеринарного назначения;
дезинфекции, дезинсекции и дератизации животноводческих и свиноводческих помещений.
Инвазионные болезни животных имеют довольно широкое распространение в хозяйствах области. В настоящее время в регионе выявлены следующие паразитарные заболевания сельскохозяйственных животных:
- амидостомоз птиц;
- параскаридоз лошадей;
- дикроцеллиоз КРС;
- стрептокароз птиц;
- эуритроматоз КРС;
- гемонхоз МРС;
- пассалуроз кроликов;
- стронгилятозы лошадей, крупного рогатого скота;
- неоаскаридоз крупного рогатого скота;
- оксиуроз лошадей;
- мониезиоз крупного рогатого скота;
- стронгилоидоз лошадей и крупного рогатого скота;
- стронгилятозы свиней, лошадей, мелкого и крупного рогатого скота;
- мониезиоз крупного рогатого скота;
- фасциолез мелкого рогатого скота;
а также накожные паразиты животных. Сложившаяся в регионе обстановка свидетельствует о необходимости проведения противопаразитарных обработок сельскохозяйственных животных современными антигельминтиками, акарицидными, противопротозойны- ми и инсектицидными препаратами.
Бешенство животных занимает особое место, так как ежегодно на территории Самарской области регистрируется несколько десятков неблагополучных пунктов. Особую обеспокоенность вызывает бешенство диких животных, поскольку они являются основным резервуаром вируса в природе и основными распространителями инфекции на новые территории с вовлечением в эпизоотический процесс других видов животных. Рост числа заболеваний приходится на зимний и зимне-весенний периоды. В распространении бешенства среди этих животных принимают участие более мелкие животные - прежде всего мышевидные грызуны, являющиеся основным кормом для лис и близких им видов плотоядных.
Регистрация
случаев бешенства в динамике по Самарской облает и 2000 г. - 2018 г.
Годы |
Виды животных |
Всего животных |
|||||
|
Дикие звери |
Крупный рогатый скот |
Мелкий рогатый скот |
Лошади |
Собаки |
Кошки |
|
2000 |
10 |
7 |
1 |
0 |
7 |
4 |
29 |
2001 |
31 |
0 |
2 |
0 |
4 |
2 |
39 |
2002 |
48 |
0 |
1 |
0 |
14 |
10 |
73 |
2003 |
75 |
19 |
3 * |
3 |
35 |
15 |
150 |
2004 |
107 |
19 |
0 |
4 |
30 |
21 |
181 |
2005 |
100 |
24 |
0 |
4 |
53 |
24 |
205 |
2006 |
25 |
8 |
1 |
1 |
4 |
8 |
47 |
2007 |
81 |
20 |
0 |
1 |
61 |
15 |
178 |
2008 |
69 |
11 |
2 |
0 |
20 |
3 |
105 |
2009 |
145 |
21 |
2 |
0 |
45 |
17 |
230 |
2010 |
42 |
7 |
2 |
1 |
33 |
11 |
96 |
2011 |
16 |
1 |
0 |
0 |
17 |
3 |
37 |
2012 |
25 |
И |
0 |
0 |
22 |
9 |
67 |
2013 |
16 |
15 |
0 |
0 |
30 |
13 |
74 |
2014 |
8 |
5 |
0 |
0 |
10 |
1 |
24 |
2015 |
10 |
13 |
0 |
0 |
31 |
21 |
75 |
2016 |
6 |
2 |
0 |
0 |
5 |
7 |
20 |
2017 |
10 |
3 |
0 |
0 |
2 |
3 |
18 |
2018 (9 мес) |
И |
5 |
1 |
0 |
12 |
4 |
33 |
Территория Российской Федерации является неблагополучной по гриппу птиц. Так, в 2017 году заболевание было зарегистрировано в 12 субъектах, в 2018 году в 14 субъектах. На территории Самарской области в личных подсобных хозяйствах граждан в 2017 году заболевание было установлено в поселке Красная Горка Челно-Вершинского района, в 2018 году на территориях села Подгорное Борского района, сел Морша, Большая Дергуновка, Большая Глушица, поселка Кобзевка Болыпеглушицкого района, поселков Пензено, Иргизский, села Большая Черниговка Большечерниговского района, села Курумоч Волжского района, поселка Кочетковский Красноармейского района, города Отрадный, сел Полудни и Кинель-Черкассы Кинель-Черкасского района.
На территории Российской Федерации также сложилось стационарное неблагополучие по африканской чуме свиней. Африканская чума свиней (далее - АЧС) стала фактором, непосредственно и резко негативно влияющим на состояние одной из важнейших отраслей сельского хозяйства - промышленное свиноводство.
За 2017 год на территории Российской Федерации зарегистрировано 203 очага АЧС в 23 субъектах, из них 149 - среди домашних свиней, 54 - среди диких кабанов.
За 9 месяцев 2018 года зарегистрировано 106 очагов АЧС в 18 субъектах* из них 54 - среди домашних свиней и 52 - среди диких кабанов.
В 2017 году на территории Самарской области в 2 населенных пунктах зарегистрировано 5 эпизоотических очагов АЧС (1 очаг в д. Гремячка Хворостянского района и 4 в с. Красноармейское Красноармейского района) среди домашних свиней.
Самарская область на 01.01.2018 согласно статистическим данным имеет 136764 голов свиней, из них 68915 голов в свиноводческих хозяйствах, 60441 голов в личных подсобных хозяйствах, крестьянских фермерских хозяйствах - 5972 голов, в управлении федеральной службы исполнения наказаний - 1436 голов и все они восприимчивы к африканской чуме.
Ситуация осложняется тем, что вирус устойчив во внешней среде довольно длительное время, возможно его распространение с автомобильным транспортом, продуктами свиноводства, не прошедшими термическую обработку, кормами из неблагополучных территорий, мигрирующими дикими кабанами, также передача через кровососущих насекомых.
В связи с этим департаментом ветеринарии Самарской области принимаются исчерпывающие меры по ликвидации и предупреждению распространения африканской чумы свиней на территории Самарской области.
Мероприятия, проводимые на территории Самарской области по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней, проводятся согласно "Плана действий по предотвращению заноса на территорию РФ африканской чумы свиней и ее распространения на территории РФ, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 30.09.2016 N 2048-р и "Комплексного плана мероприятий по предупреждению заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Самарской области", который 25.01.2017 года был утвержден первым вице-губернатором - председателя Правительства Самарской области А.П. Нефедовым. Данные мероприятия предусматривают все организационные и специальные действия ответственных и заинтересованных организаций и служб, направленные на повышение эффективности мероприятий по предотвращению возникновения и распространения африканской чумы свиней на территорий Самарской области.
На территории Самарской области на период 2019-2021 г. запланировано проведение мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников в целях недопущения несанкционированного захоронения в них биологических отходов, нераспространения возбудителей заразных болезней животных, предупреждения заболевания людей зооантропонозными болезнями и охраны окружающей среды от загрязнения.
Йод неиспользуемым скотомогильником понимается участок земли, имеющий одну или несколько биотермических ям или металлических емкостей, в которые не осуществляется захоронение биологических отходов.
Организация проведения на территории Самарской области мероприятий по ликвидации неиспользуемых скотомогильников для вышеуказанных целей, осуществляется департаментом ветеринарии Самарской области (далее - Департамент) и государственным бюджетным учреждением Самарской области "Самарское ветеринарное объединение".
Мероприятия по ликвидации неиспользуемых скотомогильников включают в себя три этапа.
I этап - ветеринарно-санитарное освидетельствование неиспользуемых скотомогильников (эпизоотологическое и лабораторно-бактериологическое обследование);
II этап - формирование сводного перечня неиспользуемых скотомогильников, подлежащих ликвидации,
III этап - ликвидация неиспользуемых скотомогильников, безопасных в ветеринарно-санитарном отношении (демонтаж имеющихся конструкций, засыпка грунтом образовавшихся ям неиспользуемых скотомогильников). Данный этап работ включает дезинфекцию и демонтаж металлических конструкций, конструкций из других материалов с последующим вывозом на полигоны твердых бытовых отходов; демонтаж и ликвидацию деревянных конструкций путем сжигания их на месте с соблюдением мер противопожарной безопасности (при демонтаже скотомогильников содержимое (гуммированный остаток) биотермических ям и металлических емкостей захоранивают на территории скотомогильника в землю); засыпку образовавшихся ям и траншей грунтом, взятым с территории ликвидируемых скотомогильников, с последующим разравниванием, прикатыванием и профилактической дезинфекцией поверхностного слоя почвы.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить системный подход к решению поставленных задач, поэтапный контроль выполнения мероприятий Ведомственной программы и оценку их результатов.
II. Цели и задачи Ведомственной программы
Целью Ведомственной программы является обеспечение стойкого эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия территории Самарской области.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач: Задача 1. Профилактика и ликвидация особо опасных и других заразных болезней животных.
Задача 2. Организация и осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Самарской области.
Задача 3. Организация проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Задача 4. Нераспространение возбудителей заразных болезней животных и недопущение несанкционированного захоронения.
III. Ожидаемые результаты реализации Ведомственной Программы и целевые индикаторы (показатели)
Реализация Ведомственной программы позволит обеспечить:
устойчивое эпизоотическое благополучие Самарской области по инфекционным заболеваниям животных и птиц;
снижение уровня заболеваемости животных и птиц инфекционными, паразитарными и незаразными болезнями;
снижение риска заражения людей болезнями, общими для человека и животных; создание благоприятного для развития животноводства инвестиционного климата; снабжение населения безопасной в ветеринарном отношении продукцией животноводства;
повышение качества, оперативности и эффективности предоставляемых ветеринарных услуг;
комфортное проживание граждан за счет регулирования численности безнадзорных животных;
ликвидацию неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области; Значения целевых индикаторов (показателей) представлены в приложении 1 к Ведомственной программе.
Методика расчета целевых индикаторов (показателей) ведомственной программы приведена в Приложении 2 к Ведомственной программе.
IV. Перечень программных мероприятий
Ведомственной программой предусматриваются мероприятия по следующим направлениям:
профилактика и ликвидация особо опасных и других заразных болезней животных; осуществление государственного ветеринарного надзора на территории Самарской области;
регулирование численности безнадзорных животных на территории Самарской области;
предоставление субсидии на иные цели ГБУ СО "Самарское ветеринарное объединение" (ликвидация неиспользуемых скотомогильников на территории Самарской области).
Перечень программных мероприятий представлен в приложении 3 к Ведомственной программе
V. Социальные, экономические и экологические последствия реализации Ведомственной программы, планируемая общая оценка ее вклада в достижение соответствующей стратегической цели, риски реализации ведомственной программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Ведомственной программой, позволит обеспечить устойчивую эпизоотическую ситуацию в Самарской области по особо опасным инфекционным болезням животных, а также болезням, общим для человека и животных.
Результатами реализации Ведомственной программы будут предотвращение заболеваний животных особо опасными инфекционными болезнями, уменьшение затрат на проведение специальных мероприятий (в случае возникновения заболеваний), увеличение продуктивности сельскохозяйственных животных, минимизация рисков (ограничительные и карантинные мероприятия), влияющих на хозяйственную деятельность Самарской области.
Сохранение эпизоотического благополучия Самарской области позволит получать доброкачественную животноводческую продукцию и обезопасит здоровье людей от болезней, общих для человека и животных.
Экологическая эффективность Ведомственной программы будет обеспечиваться недопущением возникновения на территории Самарской области эпизоотий среди большого числа животных одного или нескольких видов, а также недопущением оборота продуктов животноводства, не соответствующих требованиям безопасности.
VI. Методика оценки эффективности реализации Ведомственной программы
Эффективность реализации Ведомственной программы осуществляется департаментом ветеринарии Самарской области ежегодно в течение всего срока ее реализации и по окончании ее реализации
Эффективность реализации Ведомственной программы рассчитывается путем соотнесения степени достижения целевых индикаторов (показателей) Ведомственной программы к уровню ее финансирования (расходов)
Комплексный показатель эффективности реализации Программы () за отчетный год рассчитывается по формуле:
,
где.
- количество целевых индикаторов (показателей) Программы;
- плановое значение п-го целевого индикатора (показателя);
- значение п-го целевого индикатора (показателя) на конец отчетного года;
- плановая сумма средств на финансирование Ведомственной программы, предусмотренная на реализацию программных мероприятий в отчетном году;
- сумма фактически произведенных расходов на реализацию мероприятий Ведомственной программы на конец отчетного года.
Для расчета комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы используются индикаторы (показатели), достижение значений которых предусмотрено в отчетном году.
Оценка эффективности реализации Ведомственной программы за весь период реализации рассчитывается как среднее арифметическое показателей эффективности реализации Ведомственной программы за все отчетные годы.
При значении комплексного показателя эффективности реализации Ведомственной программы от 80% и более - эффективность реализации Ведомственной программы признается высокой, при значении менее 80% - низкой.
VII. Обоснование потребностей в необходимых ресурсах
Реализация Ведомственной программы осуществляется за счёт средств областного бюджета. Общий объём финансирования мероприятий Ведомственной программы в период 2019-2021 годы составит 927 896,37 тыс. рублей.
Финансирование мероприятий Ведомственной программы из областного бюджета будет осуществляться в виде бюджетных ассигнований на:
закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд в целях оказания государственных услуг физическим и юридическим лицам;
предоставление субсидий бюджетным учреждениям на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных услуг (выполнением работ) физическим или юридическим лицам;
обеспечение выполнения функций казённых учреждений; предоставление субсидии на иные цели; регулирование численности безнадзорных животных*
* Реализация данного мероприятия в 2019-2021 годах осуществляется в форме субвенций местным бюджетам в целях регулирования численности безнадзорных животных на основании Закона Самарской области от 10.05.2018 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по организации проведения мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных".
VIII. Механизм управления ходом реализации Ведомственной программы
Контроль за ходом реализации Ведомственной программы осуществляет департамент ветеринарии Самарской области в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2, а также требованиями Постановления Правительства Самарской области от 19.12.2017 N 851 "О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 16.01.2008 N 2 "О разработке и реализации ведомственных программ в Самарской области".
Контроль за целевым и эффективным использованием средств областного бюджета, предоставляемых на реализацию Ведомственной программы, осуществляет департамент ветеринарии Самарской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.