Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации Владимирской области от 28 октября 2016 г. N 953 в нумерационный заголовок настоящего приложения внесены изменения
Приложение
к постановлению
администрации Владимирской области
от 11 августа 2016 г. N 707
Концепция
создания и развития регионального детского технопарка "Кванториум-33"
28 октября 2016 г., 19 марта 2018 г.
Раздел 1 изменен с 20 марта 2018 г. - Постановление Администрации Владимирской области от 19 марта 2018 г. N 192
1. Общие положения
Технопарк является инновационной формой организации научно-технического творчества и учебно-исследовательской деятельности детей и подростков и направлен на вовлечение обучающихся в продуктивную творческую деятельность и одновременное включение их в сферу экономики через "малое предпринимательство, малый бизнес".
Реализация проекта по созданию и развитию регионального детского технопарка "Кванториум-33" (далее -проект) подразумевает формирование региональной сети детских технопарков, где дети могли бы обучаться по дополнительным общеобразовательным программам инженерно-технической направленности с использованием инновационного оборудования и программного обеспечения.
Создание и развитие регионального детского технопарка "Кванториум-33" (далее -Технопарк) обусловлены необходимостью использования высокого потенциала системы дополнительного образования детей в решении задач:
- возвращения престижа инженерных профессий, формирования у детей и подростков профессиональных компетентностей и практических навыков в высокотехнологичных специальных сферах: робототехника, механика, электроника, автоматика, компьютерная, полиграфическая и телекоммуникационная сфера, экономика, биотехнологии путем реализации современных инновационных программ дополнительного образования;
- формирования устойчивой многоуровневой системы работы с детьми в научно-техническом направлении дополнительного образования, базирующейся, в том числе, на государственно-частном партнерстве;
- содействия решению проблемы обеспечения высокотехнологичных и других отраслей экономики региона новым поколением высококвалифицированных рабочих и специалистов.
Технопарк создается на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" на принципах интегративного взаимодействия с общественными организациями, предприятиями и учреждениями, социальными партнерами Владимирской области, субъектами муниципального, регионального и федерального уровней.
Настоящая концепция создания и развития Технопарка разработана в соответствии с:
- Конвенцией о правах ребенка (принято резолюцией 44/25 генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989);
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Национальной образовательной инициативой "Наша новая школа" (утверждена Президентом РФ от 04.02.2010 N Пр-271);
- Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г., раздел 3.4 "Образование" (одобрена Правительством РФ 01.10.2008, протокол N 36);
- Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р);
- государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" (утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642);
и определяет цели, задачи и модель создания и развития Технопарка.
2. Текущее состояние инженерно-технического направления в дополнительном образовании региона
Развитие системы научно-технического творчества требует формирования комплекса организационно-педагогических, методических, научно-исследовательских мероприятий, обеспечивающих интеграцию концепций и подходов, разработанных в различных образовательных организациях с созданием единой системы информационной поддержки и методического сопровождения научно-технической деятельности.
Для решения указанных задач департаментом образования администрации области в соответствии с планом мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 24.04.2015 N 729-р, утвержден региональный план мероприятий, направленных на создание условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники на 2015 - 2017 годы.
В настоящее время, когда осуществляется государственный и социальный заказ на техническое творчество обучающихся, образовательные организации нашего региона расширяют деятельность по развитию научно-технического творчества детей и молодежи.
С этой целью в организациях дополнительного образования детей области работают 249 учебных объединений технического творчества. На базе общеобразовательных школ -449 учебных объединений технического творчества в рамках реализации ФГОС. Расширяется сеть естественно-математических классов, атом-классов (69 общеобразовательных школ, 26%).
Всего в технических объединениях занимаются более 10 082 обучающихся, из них -в организациях дополнительного образования детей -3 291 обучающихся (33%), в организациях общего образования -6 791 обучающихся (67%).
Учащимся предлагаются различные программы дополнительного образования инженерно-технической направленности: техническое конструирование, моделирование и макетирование (лего-конструирование и моделирование, робототехника, авиа-, судо-, ракето- или автомоделирование и др.), производственные технологии (радиоэлектроника, технический дизайн, эргономика и др.), мультимедиа и IT-технологии (технологии киноискусства, фототехнологии, программирование и WEB-дизайн и др.), техническое творчество и инновационное предпринимательство (инновационные бизнес-технологии, проектная деятельность, исследовательская деятельность).
Особо можно выделить программы по авиа-, авто-, судомоделированию ДДюТ г. Владимира, программы по ракетомоделированию и робототехнике Центра внешкольной работы "Лад", г. Радужный; дополнительные общеобразовательные программы "Образовательная робототехника" средней школы N 6 г. Владимира и средней школы N 1 г. Лакинска, а также программа "Lego-роботы" ДДюТ.
С 2015 года в области на базе ВИРО работает региональный центр образовательной робототехники, который реализует дополнительные общеобразовательные программы по направлениям "Образовательная робототехника", "Информационные технологии", "Микроэлектроника" и "Цифровое производство". Образовательные программы реализуются на основе проектной методики с публичной презентацией и защитой разработанных проектов и моделей.
Центр осуществляет организационную и научно-методическую поддержку развития робототехники в регионе. Налажено сотрудничество Центра с факультетом робототехники и комплексной автоматизации МГТУ имени Н.Э. Баумана в области научно-технического творчества детей и подростков и подготовки педагогических кадров.
Вместе с тем, возрос интерес детей и подростков к новым направлениям науки и техники в сфере высоких технологий, что требует поиска и перехода на новые формы организации работы с детьми и развитие научно-технического творчества в новом качестве. Наличие на территории региона таких высокотехнологичных предприятий, как ФКП "Государственный лазерный полигон "Радуга", АО "Генериум", АО "ВНИИ "Сигнал", Ковровский электромеханический завод, ОАО "Завод имени В.А. Дегтярева", группа компаний "Аскона" и др., формирует потребность региона в соответствующих кадрах. Но существующая структура и содержание образовательных программ научно-технической направленности не отвечают современному уровню развития техники и технологий, приоритетным направлениям развития экономики региона и страны, запросам детей и родителей. Необходимо отметить сложности с высокотехнологичной материально-технической базой и квалификацией педагогических кадров организаций дополнительного образования, ослабление связи с современным рынком труда и производством.
Миссия проекта - обеспечить школьникам Владимирской области доступ к современным программам дополнительного образования в области технологий.
Значительных перемен в системе дополнительного образования можно достичь с использованием механизмов государственно-частного и социального партнерства, с расширением доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг дополнительного образования.
3. Цель и задачи
Цель - формирование региональной инновационной практико-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей доступность дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности для всех категорий обучающихся региона, независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи, и привлечение молодежи к изучению и практическому освоению основ наукоемких отраслей и инженерных специальностей на основе интеграции педагогических, материально-технических, информационных и производственных ресурсов области.
Задачи:
- разработка и внедрение модели функционирования регионального Технопарка (включая сеть филиалов) с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики;
- создание регионального банка данных об одаренных детях -участниках Технопарка, проявивших значительные таланты в научно-техническом творчестве, и разработка системы целевой поддержки по их дальнейшему развитию (реализация идеи социального лифта для одаренных детей);
- разработка и реализация модели непрерывного повышения квалификации педагогического корпуса системы образования региона по естественнонаучным и техническим направлениям в рамках деятельности Технопарка;
- обновление форм, методов и приемов дополнительного образования детей в области научно-технического творчества, включая создание системы дистанционной поддержки реализации дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и технической направленности, в том числе с использованием системы дистанционного обучения и видеоприсутствия;
- разработка и реализация широкого спектра дополнительных общеобразовательных программ естественнонаучной и инженерно-технической направленности (включая дистанционные образовательные модули), соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, стимулирующих творческую активность обучающихся, реализующих идею осознанного выбора будущей профессии, доступных для обучающихся независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
- обеспечение системы подготовки обучающихся региона к участию в ведущих всероссийских и международных естественнонаучных, инженерных и научно-технических конференциях, конкурсах и соревнованиях, в том числе в мероприятиях, проводимых в рамках проекта "Джуниорскиллс" по стандартам "Ворлдскиллс";
- разработка и реализация модели сетевого взаимодействия Технопарка с образовательными организациями, расположенными на территории Владимирской области, при реализации образовательных программ (общего, среднего профессионального и дополнительного образования), а также социальными партнерами (общественными организациями, предприятиями и учреждениями Владимирской области и других регионов Российской Федерации).
4. Базовые принципы
Базовыми принципами Концепции создания и развития регионального Технопарка являются:
- общедоступность дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности для всех категорий обучающихся региона независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
- соответствие реализуемых направлений деятельности Технопарка национальной технологической инициативе и направлениям развития региональной экономики и научно-исследовательского потенциала Владимирской области;
- реализация государственно-частного партнерства, привлекающего в систему дополнительного образования носителей новых технологий.
5. Участники Технопарка
Достижение цели создания и развития Технопарка в регионе может быть обеспечено вовлечением в реализацию поставленных задач всех участников образовательного процесса: обучающихся, родителей, педагогов, организаций системы образования региона, а также промышленных и научных организаций, бизнес-структур, органов государственной власти регионального и муниципального уровней.
6. Перечень образовательных траекторий Технопарка
Выбор образовательных траекторий Технопарка определяется с учетом вектора и перспектив развития региональной экономики, научно-исследовательского потенциала Владимирской области. Реализация дополнительных общеобразовательных программ на базе Технопарка планируется по следующим основным траекториям:
- аэротехнологии;
- биотехнологии;
- лазерные технологии;
- робототехника;
- промышленный дизайн.
7. Модель создания и развития детского Технопарка
Уполномоченным органом реализации проекта создания и развития детского Технопарка является департамент образования администрации Владимирской области.
Региональным оператором Технопарка является государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" (далее - ГАОУ ДПО ВО ВИРО).
Для региона и государства создание и развитие Технопарка направлено на решение задач обеспечения кадрового ресурса для социально-экономического развития, модернизации предприятий и перехода на инновационный путь развития. Обязательным условием реализации проекта станет создание и развитие системы интегративного взаимодействия с субъектами социального партнерства (представители общественных организаций, предприятий и учреждений Владимирской области и других регионов Российской Федерации). Организации высшего и среднего профессионального образования должны иметь возможность использовать ресурсы Технопарка в качестве одного из инструментов подготовки и отбора мотивированных и подготовленных абитуриентов, которые впоследствии могут стать инициаторами создания новых инновационных предприятий.
Для координации деятельности участников проекта создается Координационный совет из числа представителей Агентства стратегических инициатив, администрации Владимирской области (департамента образования), сотрудников ГАОУ ДПО ВО ВИРО, сотрудников Технопарка, предприятий-партнеров Технопарка, который координирует процессы планирования и организации всех видов инновационной деятельности в рамках Технопарка, осуществляет контроль над эффективностью деятельности его структурных подразделений, обеспечивает конструктивное взаимодействие участников Технопарка с социальными партнерами, принимает управленческие решения по оптимизации структуры и деятельности Технопарка.
ГАОУ ДПО ВО ВИРО осуществляет оперативную деятельность по созданию и развитию Технопарка с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья (закупка, установка и техническое обслуживание оборудования, набор педагогов, набор учащихся, составление расписания занятий, обеспечение осуществления образовательного процесса и т.д.), а также сетевое взаимодействие с организациями -партнерами Технопарка.
Кадровое обеспечение Технопарка -высококвалифицированные педагогические работники и специалисты, способные осуществлять инновационную образовательную деятельность в соответствии с целями и задачами Технопарка по соответствующим направлениям.
Для привлечения и дальнейшего профессионального роста специалистов (педагогов, научно-технических специалистов, экспертов), непосредственно участвующих в деятельности Технопарка, необходимо обеспечить необходимые материально-технические и финансовые условия для работы, постоянное повышение квалификации.
Структура Технопарка на базе ГАОУ ДПО ВО ВИРО определяется исходя из основных реализуемых траекторий и включает:
- биотехнологическую лабораторию, оснащенную современным высокотехнологичным оборудованием, позволяющим проводить исследования в области микробиологии, биологии клетки, генетики;
- робототехническую, авиамодельную мастерские, лабораторию лазерных технологий, укомплектованные современными конструкторами, ресурсными наборами, электронными компонентами, микроконтроллерами, паяльным и лабораторным измерительным оборудованием;
- цех промышленного дизайна, оборудованный современными обрабатывающими сверлильными, фрезерными, токарными станками с числовым программным управлением, 3d-принтерами, 3d-сканерами, полипластами и другим оборудованием прямого цифрового производства и прототипирования;
- площадку для тестирования и испытания устройств и механизмов, оснащенную современными испытательными стендами и соревновательными полями, позволяющую осуществлять настройку и испытание создаваемого Технопарком оборудования и проводить региональные и всероссийские этапы соревнований по робототехнике и авиамодельному спорту;
- трансформируемый презентационный зал, позволяющий проводить различные массовые мероприятия, конференции, лекции, выставки, включающий в себя интерактивный музей науки;
- медиа-библиотеку с зоной отдыха, оснащенную современной литературой, аудио и видеоматериалами, удобными креслами и столами.
Источниками финансового обеспечения регионального Технопарка являются:
- средства бюджетов различных уровней, в том числе грантовая поддержка;
- внебюджетные средства (средства спонсоров и иные поступления, предусмотренные действующим законодательством);
- средства, полученные за счет собственной коммерческой деятельности, в том числе от реализации продуктов творческой деятельности и оказания платных услуг.
Направления расходования средств на создание и развитие Технопарка:
- ремонтные работы на объектах;
- приобретение оборудования;
- расходы на информационную поддержку реализации проекта;
- расходы на повышение квалификации персонала;
- расходы на оплату труда;
- расходы на эксплуатацию (в том числе расходные материалы);
- расходы на обеспечение реализации образовательных программ (в том числе разработку дистанционных модулей);
- расходы на участие в региональных, федеральных и международных соревнованиях, конференциях, фестивалях, конкурсах и других мероприятиях и пр.
С целью создания эффективного механизма мотивации обучающихся и родителей к участию в деятельности Технопарка необходимо формировать положительное общественное мнение к техническому творчеству детей и подростков как особо значимой социальной сфере на современном этапе развития экономики региона и государства в целом, а также возможных перспективах в дальнейшем профессиональном развитии, социальном лифте для обучающихся -участниках Технопарка, проявивших значительные таланты в научно-техническом творчестве.
С целью увеличения доли дополнительных образовательных программ научно-технической направленности и охвата детей инновационными дополнительными образовательными программами научно-технической направленности детский Технопарк организует обучение общеобразовательных групп на основе договоров о сетевом взаимодействии с образовательными организациями региона -партнерами Технопарка, а также проводит работу по созданию сети филиалов Технопарка (с 2018 года) в отдаленных территориях региона.
8. Целевые показатели
9. Ожидаемые результаты
Ожидаемыми результатами реализации проекта создания и развития Технопарка являются:
- повышение доступности дополнительного образования детей естественно-научной и инженерно-технической направленности для всех категорий обучающихся региона независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи (воплощение идеи социального лифта) через реализацию дополнительных общеобразовательных программ региональным Технопарком (включая сеть филиалов) с участием негосударственного сектора, промышленных предприятий и организаций реального сектора экономики, устранение дефицита услуг населению в сфере дополнительного образования;
- наличие широкого спектра и расширение охвата детей инновационными дополнительными общеобразовательными программами естественнонаучной и технической направленности, соответствующими приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации и Владимирской области, стимулирующими творческую активность обучающихся, реализующими идею осознанного выбора будущей профессии, доступными для обучающихся независимо от места проживания, состояния здоровья и социально-экономического положения семьи;
- активное участие обучающихся региона в ведущих всероссийских и международных естественнонаучных инженерных и научно-технических конференциях, конкурсах и соревнованиях, в том числе в мероприятиях, проводимых в рамках проекта "Джуниорскиллс" по стандартам "Ворлдскиллс";
- реализация модели непрерывного повышения квалификации педагогического корпуса системы образования региона по естественнонаучным и техническим направлениям;
- реализация разработанной модели сетевого взаимодействия Технопарка с образовательными организациями, расположенными на территории Владимирской области, при реализации образовательных программ (общего, среднего профессионального и дополнительного образования), а также социальными партнерами (общественными организациями, предприятиями и учреждениями Владимирской области и других регионов Российской Федерации);
- развитие механизмов государственно-частного партнерства в сфере дополнительного образования в целях обеспечения свободного выбора обучающимся программ дополнительного образования независимо от формы собственности.
10. Этапы реализации
Первый этап (2016 г.) - реализация Плана мероприятий (дорожной карты) по созданию и развитию Технопарка .
Второй этап (2017 - 2018 гг.) - развитие модели дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности (создание кустовых филиалов).
Третий этап (2019 - 2020 гг.) - развитие модели дополнительного образования детей естественнонаучной и технической направленности (создание филиалов в муниципальных образованиях региона).
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 11 августа 2016 г. N 707 "Об утверждении Концепции создания и развития... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.