Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Муниципальная программа
"Развитие образования"
(утв. постановлением администрации Кольчугинского района от 12 сентября 2016 г. N 751)
I. Паспорт муниципальной программы "Развитие образования" (далее - Программа)
Наименование Программы |
Развитие образования |
Основание для разработки Программы |
- ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации"; - Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"; - Закон Владимирской области от 12.08.2013 N 86-ОЗ "Об образовании во Владимирской области и признании утратившими силу отдельных Законов Владимирской области в сфере образования"; - Закон Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области"; - Постановление Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 59 "Об утверждении Государственной программы Владимирской области "Развитие образования" на 2014 - 2020 годы"; - постановление администрации Кольчугинского района от 14.11.2013 N 1166 "Об утверждении Порядка разработки, формирования и реализации муниципальных программ"; - постановление администрации Кольчугинского района от 21.11.2013 N 1179 "Об утверждении перечня муниципальных программ Кольчугинского района". |
Заказчик Программы |
Администрация Кольчугинского района |
Ответственный исполнитель Программы |
Управление образования администрации Кольчугинского района (далее - управление образования) |
Соисполнители Программы |
- администрация Кольчугинского района; - муниципальные образовательные учреждения Кольчугинского района, подведомственные управлению образования; - муниципальное казённое учреждение "Управление районного хозяйства" (далее - управление районного хозяйства" |
Перечень подпрограмм |
подпрограмма 1 "Развитие общего и дополнительного образования"; подпрограмма 2 "Дети Кольчугинского района"; подпрограмма 3 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие образования"; подпрограмма 4 "Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Кольчугинского района"; подпрограмма 5 "Совершенствование организации питания учащихся школ Кольчугинского района"; подпрограмма 6 "Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; подпрограмма 7 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"; подпрограмма 8 "Безопасность образовательного учреждения". |
Цель Программы |
Создание условий для эффективного развития образования. |
Задачи Программы |
1. Обеспечение реализации прав граждан на образование независимо от места проживания, социального, имущественного статуса и состояния здоровья. 2. Развитие инфраструктуры образовательных учреждений, создание условий для выявления и развития одарённости у детей. 3. Обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время, в приоритетном порядке - детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 4. Создание условий для обеспечения учащихся качественным и доступным сбалансированным горячим питанием. 5. Организация социальной защиты, охраны прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. 6. Достижение высокого качества образования через систему поддержки инновационной деятельности. 7. Создание безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. 8. Обеспечение реализации функций муниципальных органов и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования Кольчугинского района. |
Этапы и сроки реализации Программы |
2017 - 2019 годы |
Объёмы бюджетных ассигнований на реализацию Программы |
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию Программы, - 2024536,9 тыс. рублей, в том числе: - 2017 г. - 686459,9 тыс. руб.: средства районного бюджета - 233712,3 тыс. руб. средства областного бюджета - 362771,7 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 89975,9 тыс. руб. - 2018 г. - 669038,5 тыс. руб.*: средства районного бюджета - 217538,4 тыс. руб.* средства областного бюджета - 361524,2 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 89975,9 тыс. руб. - 2019 г. - 669038,5 тыс. руб.*: средства районного бюджета - 217538,4 тыс. руб.* средства областного бюджета - 361524,2 тыс. руб. средства внебюджетных источников - 89975,9 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация Программы обеспечит: 1. Удовлетворение потребности граждан в услугах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования. 2. Реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования. 3. Эффективное использование ресурсов сферы дополнительного образования. 4. Функционирование образовательной инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов. 5. Функционирование системы выявления и поддержки одарённых и талантливых детей. 6. Информационную прозрачность, доступ к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ в системе образования. 7. Функционирование инновационной деятельности в системе образования. 8. Безопасность образовательного процесса. 9. Эффективную кадровую политику. |
Контроль за исполнением Программы |
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, осуществляет непосредственно ответственный исполнитель и финансовое управление. Контроль за реализацией Программы осуществляется зам. главы администрации района по социальным вопросам и отделом экономики, сферы услуг и предпринимательства. |
* Данные носят прогнозный характер и подлежат уточнению при принятии бюджета на очередной финансовый год.
II. Основные понятия и термины
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объёма и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу.
Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.
Федеральный государственный образовательный стандарт - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объём, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ.
Коммунальные сети - включают в себя комплекс систем горячего и холодного водоснабжения, канализации, отопления.
Техническое обслуживание - комплекс мероприятий для бесперебойной работы оборудования, коммунальных сетей, электрических сетей, автоматической пожарной сигнализации.
Пожарная сигнализация - комплекс технических средств для обнаружения загорания и оповещения о месте загорания.
Технологическое оборудование - комплекс оборудования для приготовления пищи, мытья посуды, хранения продуктов, стирки белья.
Военизированная охрана - охрана учреждений сотрудниками полиции или частной охранной организацией.
Техническая безопасность зданий и сооружений - проведение текущих капитальных ремонтных работ.
Первичные средства пожаротушения - средства тушения внезапно возникшего очага несанкционированного горения, доступные для использования людьми без профессиональных знаний до прибытия подразделений пожарной охраны. К первичным средствам пожаротушения относятся: огнетушители, немеханизированный ручной пожарный инструмент и пожарный инвентарь, огнетушащие материалы.
Тревожная сигнализация - это комплекс оборудования, позволяющий скрыто и оперативно подать сигнал на пульт охраны при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Под организацией питания учащихся понимается обеспечение учащихся основным - горячим питанием, дополнительным питанием и бесплатным питанием льготных категорий учащихся в соответствии с режимом работы общеобразовательных учреждений по графику, утвержденному руководителем учреждения (согласно расписанию учебных занятий).
Под горячим питанием учащихся понимается организованная реализация блюд, приготовленных на предприятии общественного питания в соответствии с примерным меню.
Под дополнительным питанием учащихся понимается реализация готовых блюд, пищевых продуктов, готовых к употреблению, и кулинарных изделий в качестве буфетной продукции в соответствии с примерным ассортиментным перечнем блюд и буфетной продукции.
Под бесплатным питанием льготных категорий учащихся понимается предоставление питания отдельным категориям учащихся, получающим питание за счет средств бюджета.
Отдых и оздоровление детей - совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.
Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.
Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации.
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
III. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программным методом
Муниципальная система образования Кольчугинского района включает в себя 33 образовательные организации: 15 общеобразовательных учреждений с общим охватом 4,9 тыс. человек, 15 дошкольных образовательных учреждений, в которых воспитываются 3,1 тыс. детей, 3 учреждения дополнительного образования - 2,7 тыс. воспитанников.
Одной из приоритетных задач в сфере образования было и остаётся обеспечение доступности образования.
Решение данной задачи на муниципальном уровне обеспечивалось путём:
- создания дополнительных мест в образовательных учреждениях;
- учёта детей, подлежащих обучению по программам общего образования и закрепления образовательных учреждений за конкретными территориями муниципального образования;
- создания условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детьми-инвалидами;
- информационной открытости деятельности образовательных учреждений.
В Кольчугинском районе образовательные программы дошкольного образования реализуют 15 дошкольных образовательных учреждений (из них 13 - в городе, 2 - в сельской местности) и 4 дошкольные группы на базе 3 сельских общеобразовательных учреждений (по 1 группе в Большевистской и Новобусинской основных школах и 2 группы в Павловской основной школе).
В рамках реализации федерального проекта по модернизации региональных систем дошкольного образования, плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в системе образования, направленные на повышение эффективности образования" произошли значительные изменения инфраструктуры дошкольного образования. За трёхлетний период (2013 - 2015 гг.) были проведены следующие работы:
- реконструированы с целью использования для нужд дошкольного образования 2 здания;
- капитально отремонтировано 1 здание;
- произведён капитальный ремонт и оснащение 45 групп в 14 ДОУ района.
На эти цели были выделены и освоены средства в размере 113 млн. 346 тыс. рублей, из них из муниципального бюджета - 24 млн. 543 тыс. рублей.
В 2013 году проведены работы по реконструкции здания недостроенного бассейна в МБДОУ N 1 - открыто 40 дополнительных мест. В 2014 году проведены работы по капитальному ремонту здания бывшего детского сада по ул. Володарского, д. 55 - открыто 60 дополнительных дошкольных мест, капитальному ремонту 34 групп в 11 ДОУ - дополнительно введено 186 мест. В 2015 году проведены работы по реконструкции здания бывшего ДОУ N 13 (построено новое здание после сноса старого) - открыто 80 дополнительных мест. В этом же году проведён капитальный ремонт 11 групп в 5 ДОУ - дополнительно открыто 45 мест.
Итогом данной работы стало:
- улучшение инфраструктуры дошкольного образования, в том числе введено новое здание ДОУ, отвечающее современными требованиям;
- создание дополнительно 411 дошкольных мест;
- полная ликвидация очереди в дошкольные образовательные учреждения.
В настоящее время все дети дошкольного возраста, нуждающиеся в получении места в образовательном учреждении, реализующем программы дошкольного образования, таким местом обеспечены.
Сеть школьного образования Кольчугинского района представлена 15 общеобразовательными, из которых 7 - средние, 8 - основные.
В городе функционируют 6 школ с контингентом на 01.07.2016 - 4250 учащихся, в сельской местности - 9 школ с контингентом 648 учащихся.
Всего в школах района сформировано 265 классов, из них в начальном звене - 109 классов, в основном звене - 135 классов, среднем звене - 20 классов; в городских школах - 176 классов, в сельских школах - 89 классов.
Средняя наполняемость классов в городской местности - 24,1 чел., в сельской местности - 7,3 чел.
Функционируют классы очно-заочного обучения при средней школе N 6.
Для детей школьного возраста, проживающих сельских населённых пунктах, где отсутствуют школы, организован подвоз до места учёбы и обратно школьными автобусами.
В целях обеспечения шаговой доступности учреждений образования и упорядочения приёма детей на обучение, все дошкольные образовательные учреждения и школы закреплены за конкретными территориями Кольчугинского района (так называемые микрорайоны образовательных учреждений). Ведётся учёт детей, подлежащих обучению по программам дошкольного и начального, основного, среднего общего образования, в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях и школах.
Доступность дополнительного образования обеспечивается путём изучения и реализации потребности в услугах дополнительного образования детей. Образовательные программы дополнительного образования реализуются как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях.
В 3 учреждениях дополнительного образования детей (Центр внешкольной работы, Детско-юношеская спортивная школа, Станция юных туристов) получают дополнительные образовательные услуги 2803 ребёнка. Это составляет 57,2% от общего числа учащихся школ.
Охват учащихся дополнительным образованием в общеобразовательных школах составляет 4114 человек - 84% от контингента. Сельские школьники имеют не меньше возможностей для участия в дополнительных программах, чем городские: сельские школы выполняют роль центров развития - программы дополнительного образования реализуются непосредственно на их площадках во второй половине дня.
Созданы условия для обучения детей с ограниченными условиями здоровья:
- в дошкольных образовательных учреждениях функционируют группы компенсирующей направленности (9 групп);
- на базе 3-х школ (N 2, N 5, N 6) открыто 8 классов выравнивания с общим контингентом 84 учащихся;
- в соответствии с медицинскими показаниями организовано индивидуальное обучение на дому для 140 школьников;
- 5 детей-инвалидов, обучающихся на дому, вовлечены в дистанционное обучение (школы N 2, N 6, N 4).
На базе Центра внешкольной работы с целью социализации детей-инвалидов организована работа "Школы жизни".
В целях обеспечения информационной открытости и прозрачности деятельности все муниципальные образовательные учреждения Кольчугинского района имеют официальные сайты в сети Интернет. Ежегодно образовательные учреждения на своих сайтах размещают отчёты о результатах самообследования, который является публичным отчётом о результатах деятельности учреждения.
Другой приоритетной задачей в сфере образования является обеспечение качественного уровня образования. Необходимо обеспечить соответствие качества образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития общества и экономики. Механизм осуществления данной задачи основывается на введении и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), представляющих собой совокупность обязательных требований при реализации образовательных программ: к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, к результатам освоения основных образовательных программ.
Проведена работа по приведению основных общеобразовательных программ дошкольного образования в соответствие с ФГОС на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования, разработанной Федеральным институтом развития образования.
Осуществлён переход на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования в соответствии с ФГОС.
Педагогические работники, реализующие программы дошкольного образования, прошли повышение квалификации.
100% воспитанников обучаются по требованиям государственного стандарта.
В соответствии с планом действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09. 2010 N 1507-р, введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в общеобразовательных учреждениях осуществляется поэтапно: ФГОС начального общего образования - с 2011 года; ФГОС основного общего образования - с 2015 года.
С 01.09.2015 все учащихся 5-х классов перешли на обучении по ФГОС основного общего образования; учащиеся 3-х пилотных классов основного звена МБОУ "Средняя школа N 7" перешли на обучение по ФГОС основного общего образования с 01.09.2014.
Таким образом, в 2015-2016 учебном году по федеральным государственным образовательным стандартам обучались все учащиеся 1-5 классов и 3-х пилотных 6-х классов, - всего 2738 чел. - 56% от общего контингента обучающихся.
Все педагогические работники школ прошли повышение квалификации и/или профессиональную переподготовку для работы по ФГОС.
Среднее количество часов внеурочной деятельности в классах, обучающихся по ФГОС, составило 5 часов в неделю.
Школами используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС:
- механизм накопительной системы оценивания (портфолио) - 14 школ;
- проектные, творческие, исследовательские работы - 15 школ;
- виды оценивания, отличные от пятибалльной системы - 6 школ.
Для обучающихся по ФГОС в начальных классах созданы оборудованные постоянно действующие площадки:
- площадки для наблюдений, исследований - 7 школ;
- площадки для моделирования, конструирования - 5 школ;
- театральные площадки - 4 школы.
Вместе с тем отмечается недостаточное финансовое обеспечение для решения задач обучения по ФГОС.
Особое внимание в деятельности системы образования уделяется вопросам воспитания, в том числе патриотического воспитания детей. 2015 год в системе образования Кольчугинского района был объявлен Годом Победы, мероприятия которого были приурочены к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне.
В рамках системной работы осуществляется выявление и поддержка одарённых и талантливых детей. Проводятся общерайонные мероприятия, организуется участие в областных, зональных, общероссийских мероприятиях, центральным из которых является Всероссийская олимпиада школьников. Ежегодно, в конце учебного года, происходит награждение учащихся - победителей и призёров всероссийских и областных олимпиад, конкурсов, соревнований премией главы администрации Кольчугинского района. Работают олимпиадные школы, Центр дистанционного обучения, позволяющие повысить уровень подготовки школьников по предметам.
Осуществляются мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
В районе проводится большое количество спортивные мероприятий: соревнования, турниры в рамках районной Спартакиады школьников, серия культурно-массовых и военно-спортивных мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой работы, мероприятия физкультурно-оздоровительного характера.
В школах района организовано полноценное горячее питание обучающихся, охват которым составил 81% от контингента. Льготное питание в общеобразовательных учреждениях получают 8,4% от общей численности учащихся.
Во всех школах в учебно-воспитательном процессе используются здоровьесберегающие технологии: физкультминутки, динамические часы, динамические перемены, технологии двигательной активности детей, комплексы упражнений адаптивной физической культуры, оздоровительные ходьба и бег, технологии профилактики химической, алкогольной, наркотической зависимости, предупреждение курения табака и др.
В рамках муниципальных полномочий организуется отдых и оздоровление детей и подростков.
Ежегодно в летний период функционирует загородный оздоровительный лагерь "Дубки" с наполняемостью 160 детей в смену. На базе образовательных учреждений района в период школьных каникул работают лагеря дневного пребывания; на базе Станции юных туристов в летний период функционирует палаточный лагерь. Все школьники, желающие отдохнуть в лагерях различных типов муниципальной системы образования, обеспечены путёвками. Также обеспечена возможность для кольчугинских детей, которым рекомендовано санаторно-курортное оздоровление, отдохнуть в лагерях санаторного типа.
Реализуются меры, направленные на исполнение поручений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в части достижения целевых значений показателя средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений.
По состоянию на 01.07.2016 средняя заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений составила 20758,81 руб. (100,6% от планового показателя на 2016 г. - средней заработной платы в системе общего образования региона); средняя заработная плата педагогических работников школ - 22 536,26 руб. (98,2% от планового показателя - средней заработной платы во Владимирской области); средняя заработная плата педагогических работников дополнительного образования - 19366, 81 руб. (82,4%; плановый показатель - 85% от среднемесячной заработной платы учителей в регионе). Совершенствуется система оплаты труда педагогических и иных работников муниципальных образовательных учреждений.
В ходе мероприятий, проводимых по повышению эффективности управления образованием, оптимизации образовательной сети произошло укрупнение дошкольных образовательных организаций.
В 2016 году реорганизованы МБДОУ N 3, 11, 17 путём их присоединения к другим дошкольным образовательным организациям: МБДОУ N 11, N 17 стали филиалами соответственно ДОУ N 8 и N 14, ДОУ N 3 присоединилось к ДОУ N 19. Ранее (в 2015 году) была проведена реорганизация МБДОУ N 6 и N 16 путём присоединения к данным учреждения дошкольных групп, функционирующих на базе Макаровской и Завалинской основных школ; дошкольные группы стали филиалами дошкольных учреждений.
Данные действия во многом обусловлены объективными финансовыми трудностями реализации образовательных программ дошкольного образования при небольшом контингенте воспитанников в условиях нормативного подушевого финансирования. Кроме того, большие дошкольные образовательные организации в полной мере могут обеспечить качественный уровень дошкольного образования, а также спрос населения на соответствующие услуги.
Управление муниципальной системой образования осуществляется на принципах автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учёта общественного мнения. Такое управление носит государственно-общественный характер и включает в себя планирование развития системы образования, принятие и реализацию муниципальной программы, направленной на развитие системы образования, проведение мониторингов в системе образования, обеспечение деятельности муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования.
Муниципальная система образования, являясь территориально обособленной частью общегосударственной системы образования, осуществляет деятельность в соответствии с установленными полномочиями в рамках единой государственной политики в сфере образования.
Приоритетные направления государственной политики в области развития образования определяются Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, Планом мероприятий ("дорожной картой") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки", утверждённым Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 N 2620-р.
Общесистемными задачами в сфере образования, призванными обеспечить его эффективность и качество, являются разработка и актуализация федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, оптимизация сети образовательных организаций, подготовка и повышение квалификации педагогических работников, обеспечение доступности образования, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, планомерный переход на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами с учётом целевых установок по формированию личностных результатов образования, создание условий для всестороннего развития обучающихся путём получения дополнительного образования как в общеобразовательных организациях, так и в организациях дополнительного образования детей, совершенствование финансирования дополнительного образования детей, в том числе путём внедрения механизмов нормативно-душевого финансирования.
Таким образом, на муниципальном уровне должны решаться задачи обеспечения доступности образования, создания условий обучения в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов, а также обеспечивающих развитие мотивации и способностей обучающихся, формирования эффективной кадровой политики, повышения профессионального уровня педагогических работников, совершенствования организационно-финансовых механизмов деятельности системы образования.
Кроме этого необходимо продолжать работу в области сохранения и укрепления здоровья обучающихся, развития инновационной деятельности, обеспечения эффективной системы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Муниципальная программа "Развитие образования" станет инструментом реализации поставленных целей и задач. Механизм программы позволит выполнить необходимые мероприятия, обеспечивая при этом сохранение и развитие единого образовательного пространства Кольчугинского района.
Программа сформирована во взаимосвязи с государственной программой Владимирской области "Развитие образования на 2014 - 2020 годы".
IV. Цели и задачи Программы
Целью Программы является создание условий для эффективного развития образования.
Задачи программы:
1. Обеспечение реализации прав граждан на образование независимо от места проживания, социального, имущественного статуса и состояния здоровья.
2. Развитие инфраструктуры образовательных учреждений, создание условий для выявления и развития одарённости у детей.
3. Обеспечение реализации функций муниципальных органов и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования Кольчугинского района.
4. Обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время, в приоритетном порядке - детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
5. Создание условий для обеспечения учащихся качественным и доступным сбалансированным горячим питанием.
6. Организация социальной защиты, охраны прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
7. Достижение высокого качества образования через систему поддержки инновационной деятельности.
8. Создание безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
V. Система программных мероприятий
Достижение цели и решение задач Программы обеспечиваются за счёт реализации программных мероприятий, которые систематизированы по 8 подпрограммам.
Подпрограмма 1 "Развитие общего и дополнительного образования детей"
Целью программы является обеспечение реализации прав граждан на образование независимо от места проживания, социального, имущественного статуса и состояния здоровья.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение доступности общего и дополнительного образования.
2. Обеспечение качества общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего образования.
3. Создание условий, обеспечивающих развитие мотивации и способностей обучающихся.
4. Формирование эффективной кадровой политики.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 1706247,9 тыс. рублей, в том числе:
- 2017 г. - 568749,3 тыс. руб.:
средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб.
средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб.
- 2018 г. - 568749,3 тыс. руб.:
средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб.*
средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб.
- 2019 г. - 568749,3 тыс. руб.:
средства районного бюджета - 161973,9 тыс. руб.*
средства областного бюджета - 326010,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 80765,4 тыс. руб.
_____________
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация подпрограммы обеспечит:
1. Удовлетворение потребности граждан в услугах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
2. Реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования.
3. Эффективное использование ресурсов сферы дополнительного образования.
4. Функционирование образовательной инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов.
5. Доступ к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ в системе образования.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнителями - муниципальные образовательные учреждения района.
Подпрограмма 2 "Дети Кольчугинского района"
Целью подпрограммы является развитие инфраструктуры образовательных учреждений, создание условий для выявления и развития одарённости у детей.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Обеспечение соответствия инфраструктуры образовательных учреждений требованиям к условиям технологической среды образования, образовательного процесса.
2. Реализация механизмов выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 42388,1 тыс. рублей*, в том числе:
- 2017 г. - 25067,1 тыс. руб.:
районный бюджет - 24834,4 тыс. руб.
областной бюджет - 232,7 тыс. руб.
- 2018 г. - 8660,5 тыс. руб. (районный бюджет)*
- 2019 г. - 8660,5 тыс. руб. (районный бюджет)*
____________
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация подпрограммы обеспечит:
1. Необходимые материально-технические условия для организации образовательного процесса в образовательных учреждениях района.
2. Эффективное функционирование системы выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнителями - муниципальные образовательные учреждения района.
Подпрограмма 3 "Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие образования"
Целью подпрограммы является обеспечение реализации функций муниципальных органов и учреждений, обеспечивающих предоставление услуг в сфере образования Кольчугинского района.
Задачами подпрограммы являются:
1. Управление муниципальной системой образования.
2. Организация бухгалтерского облуживания муниципальной системы образования.
3. Организация методической поддержки образовательных учреждений.
4. Организация хозяйственного и технического обеспечения деятельности образовательных учреждений.
Подпрограмма будет реализовываться в 2017 - 2019 годах.
Объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 71516,4 тыс. рублей, в том числе:
- 2017 г. - 23838,8 тыс. руб.
- 2018 г. - 23838,8 тыс. руб.*
- 2019 г. - 23838,8 тыс. руб.*
______________
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация подпрограммы обеспечит:
1. Своевременное принятие нормативных правовых актов, подготовку методических рекомендаций, необходимых для обеспечения деятельности сферы образования Кольчугинского района.
2. Эффективную систему управления и контроля за деятельностью муниципальных образовательных учреждений Кольчугинского района.
3. Высокий уровень открытости информации о результатах деятельности сферы образования Кольчугинского района.
4. Соответствие технического состояния зданий образовательных учреждений нормативным требованиям.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования.
Подпрограмма 4 "Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Кольчугинского района"
Целью подпрограммы обеспечение полноценного отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярное время, в приоритетном порядке - детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
1. Организация отдыха и оздоровления детей и подростков в каникулярный период.
2. Организация профильных смен и профильных отрядов различной направленности.
3. Развитие инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей.
4. Повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, обеспечивающих организованный отдых и оздоровление детей, с учётом специфики проведения конкретных смен, категории детей и подростков, участвующих в них.
5. Обеспечение безопасности детей во время их нахождения в организациях отдыха и оздоровления.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы - 19026,3 тыс. рублей*, в том числе:
- 2017 г. - 6342,1 тыс. руб.:
средства районного бюджета - 1968,0 тыс. руб.
средства областного бюджета - 1730,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 2644,1 тыс. руб.
- 2018 г. - 6342,1 тыс. руб.:
средства районного бюджета - 1968,0 тыс. руб.
средства областного бюджета - 1730,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 2644,1 тыс. руб.
- 2019 г. - 6342,1 тыс. руб.*:
средства районного бюджета - 1968,0 тыс. руб.*
средства областного бюджета - 1730,0 тыс. руб.
средства внебюджетных источников - 2644,1 тыс. руб.
____________
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация подпрограммы позволит достичь следующих результатов:
1. Охват детей и подростков района всеми формами отдыха и оздоровления, к общему числу детей и подростков в возрасте от 7 до 17 лет - 76%.
2. Сохранение мест в загородном оздоровительном лагере "Дубки" в количестве 160.
3. Укрепление материально-технической базы загородного оздоровительного лагеря "Дубки".
4. Обеспечение деятельности в летний период не менее 16 лагерей дневного пребывания детей на базе образовательных учреждений района.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнителями - муниципальные образовательные учреждения района.
Подпрограмма 5 "Совершенствование организации питания учащихся общеобразовательных школ Кольчугинского района"
Целью подпрограммы является создание условий для обеспечения учащихся качественным и доступным сбалансированным горячим питанием.
Задачи подпрограммы:
1. Укрепление материально-технической базы школьного питания.
2. Повышение профессиональной квалификации работников школьных пищеблоков.
3. Обеспечение организационно-просветительской работы по формированию культуры здорового питания среди участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы, - 77829,6 тыс. рублей, в том числе:
- 2017 г. - 25943,2 тыс. руб.:
районный бюджет - 14158,8 тыс. руб.
областной бюджет - 5218,0 тыс. руб.,
внебюджетные источники - 6566,4 тыс. руб.
- 2018 г. - 25943,2 тыс. руб.:
районный бюджет - 14158,8 тыс. руб.
областной бюджет - 5218,0 тыс. руб.,
внебюджетные источники - 6566,4 тыс. руб.
- 2019 г. - 25943,2 тыс. руб.:
районный бюджет - 14158,8 тыс. руб.
областной бюджет - 5218,0 тыс. руб.,
внебюджетные источники - 6566,4 тыс. руб.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Функционирование модели организации качественного и доступного горячего школьного питания.
2. Охват организованным горячим питанием учащихся школ района до 82%.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнителями - муниципальные общеобразовательные учреждения района, МБУ "Комбинат школьного питания".
Подпрограмма 6 "Обеспечение защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Целью подпрограммы является организация социальной защиты, охраны прав и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Задачи подпрограммы:
1. Исполнение социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.
2. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Реализация права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жильё.
Подпрограмму предполагается реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общие затраты по реализации подпрограммы составят 84899,9 тыс. рублей за счёт средств областного бюджета, в том числе:
2017 год - 28976,5 тыс. руб.
2018 год - 27961,7 тыс. руб.
2019 год - 27961,7 тыс. руб.
Реализация программы позволит обеспечить:
1. Предоставление полного государственного обеспечения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
2. Увеличение ежегодно на 1% количества впервые выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, чьи права на семью реализованы.
3. Обеспечение жильём лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнители отсутствуют.
Подпрограмма 7 "Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования"
Целью подпрограммы является достижение высокого качества образования через систему поддержки инновационной деятельности.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Стимулирование создания и внедрения новых, качественно усовершенствованных технологий, методов и форм обучения в общеобразовательных учреждениях района.
2. Стимулирование преподавательской и воспитательной деятельности учителей общеобразовательных учреждений района.
Программу предполагается реализовать в течение 2014 - 2016 годов.
Средства на мероприятия подпрограммы выделяются из областного бюджета по итогам областных конкурсов общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, и лучших учителей. В случае выделения средств объём бюджетных ассигнований на реализацию подпрограммы будет скорректирован.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. Внедрение школами и педагогами района инновационных образовательных программ.
2. Рост информационной открытости системы образования района.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнителями - муниципальные общеобразовательные учреждения.
Подпрограмма 8 "Безопасность образовательного учреждения"
Целью подпрограммы является создание безопасных условий для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Задачи подпрограммы:
1. Организация и осуществление работы по созданию безопасных условий образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и работников образовательных учреждений.
2. Организация и обеспечение защиты обучающихся и работников образовательных учреждений от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, технической укреплённости и антитеррористической защищенности объектов образования.
Подпрограмму планируется реализовать в течение 2017 - 2019 годов.
Общий объём средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы - 22628,7 тыс. рублей*, в том числе:
- 2017 г. - 7542,9 тыс. руб., в том числе:
районный бюджет - 6938,4 тыс. руб.
областной бюджет - 604,5 тыс. руб.
- 2018 г. - 7542,9 тыс. руб., в том числе:
районный бюджет - 6938,4 тыс. руб.
областной бюджет - 604,5 тыс. руб.
- 2017 г. - 7542,9 тыс. руб.*, в том числе:
районный бюджет - 6938,4 тыс. руб.*
областной бюджет - 604,5 тыс. руб.
__________
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Реализация подпрограммы позволит обеспечить:
1. Безопасные условия для организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
2. Повышение уровня антитеррористической защищённости учреждений образования.
Ответственным исполнителем подпрограммы является управление образования, соисполнители - муниципальные образовательные учреждения района.
VI. Механизм реализации Программы
Текущее управление реализацией Программы осуществляется ответственным исполнителем Программы, который контролирует выполнение мероприятий, эффективное использование средств, направляемых на реализацию Программы.
Ответственный исполнитель, в ходе реализации Программы:
- формирует заявки на финансирование Программы в очередном финансовом году и направляет в финансовое управление администрации района;
- организует реализацию Программы, формирует предложения о внесении изменений в Программу в соответствии с установленным Порядком требованиями и несёт ответственность за её реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование финансовых средств, выделяемых на выполнение мероприятий Программы;
- разрабатывает в пределах своей компетенции правовые акты, необходимые для выполнения Программы;
- подготавливает ежегодно доклад о реализации Программы;
- подготавливает в установленном порядке предложения по уточнению перечня мероприятий на отчётный финансовый год, уточняет затраты по мероприятиям;
- в срок до 15 числа месяца, следующего за отчётным полугодием и до 01 февраля года, следующего за отчётным, предоставляет в отдел экономики, сферы услуг и развития предпринимательства администрации Кольчугинского района полугодовые и годовые отчёты соответственно о ходе реализации Программы.
Соисполнителями Программы являются: администрация района, муниципальные образовательные учреждения района, управление районного хозяйства.
Соисполнители в ходе реализации Программы:
- совместно с ответственным исполнителем обеспечивают решение задач, заявленных в Программе;
- в пределах своей компетенции и в рамках поставленных перед ними задач участвуют в реализации программных мероприятий;
- представляют ответственному исполнителю информацию, необходимую для проведения оценки эффективности и результативности Программы и подготовки полугодового и годового отчёта.
Контроль за целевым использованием бюджетных средств, направленных на реализацию Программы, осуществляет ответственный исполнитель Программы и финансовое управление администрации района.
Контроль за реализацией Программы осуществляется заместителем главы администрации района по социальным вопросам и отделом экономики, сферы услуг и предпринимательства администрации района.
VII. Ресурсное обеспечение Программы
Расчёт потребности в ресурсном обеспечении, необходимом для реализации программы, основан на оценке объёмов средств, необходимых для реализации каждого мероприятия в рамках решаемой программной задачи.
Общий объём финансирования Программы на весь период её реализации составляет 2024536,9 тыс. рублей*, в том числе:
- средства районного бюджета - 668789,1 тыс. руб.*
- средства областного бюджета - 1085820,1 тыс. руб.
- средства внебюджетных источников - 269927,7 тыс. руб.
Структура затрат и источников финансирования по Программе представлена в таблице:
(тыс. руб.) | |||||||||
Направления расходов |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
||||||
РБ |
ОБ |
ВБИ |
РБ |
ОБ |
ВБИ |
РБ |
ОБ |
ВБИ |
|
1. Развитие общего и дополнительного образования |
161973,9 |
326010,0 |
80765,4 |
161973,9* |
326010,0 |
80765,4 |
161973,9* |
326010,0 |
80765,4 |
2. Дети Кольчугинского района |
24834,4 |
232,7 |
0 |
8660,5* |
0 |
0 |
8660,5* |
0 |
0 |
3. Обеспечение реализации муниципальной программы "Развитие образования" |
23838,8 |
0 |
0 |
23838,8* |
0 |
0 |
23838,8* |
0 |
0 |
4. Совершенствование организации отдыха и оздоровления детей и подростков Кольчугинского района |
1968,0 |
1730,0 |
2644,1 |
1968,0 |
1730,0 |
2644,1 |
1968,0* |
1730,0 |
2644,1 |
5. Совершенствование организации питания учащихся школ Кольчугинского района |
14158,8 |
5218,0 |
6566,4 |
14158,8* |
5218,0 |
6566,4 |
14158,8* |
5218,0 |
6566,4 |
6. Обеспечение защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей |
0 |
28976,5 |
0 |
0 |
27961,7 |
0 |
0 |
27961,7 |
0 |
7. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
8. Безопасность образовательного учреждения |
6938,4 |
604,5 |
0 |
6938,4 |
604,5 |
0 |
6938,4* |
604,5 |
0 |
Итого: |
233712,3 |
362771,7 |
89975,9 |
217538,4* |
361524,2 |
89975,9 |
217538,4* |
361524,2 |
89975,9 |
РБ - районный бюджет
ОБ - областной бюджет
ВБИ - внебюджетные источники
* Данные носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению при формировании районного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
VIII. Оценка эффективности и результативности муниципальной программы
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит:
1. Удовлетворение потребности граждан в услугах дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования.
2. Реализацию федеральных государственных стандартов дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования.
3. Эффективное использование ресурсов сферы дополнительного образования.
4. Функционирование образовательной инфраструктуры для детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов.
5. Функционирование системы выявления и поддержки одарённых и талантливых детей.
6. Информационную прозрачность, доступ к полной и объективной информации о содержании деятельности, качестве услуг и работ в системе образования.
7. Функционирование инновационной деятельности в системе образования.
8. Безопасность образовательного процесса.
9. Эффективную кадровую политику.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.