Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Программы
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в Петушинском районе. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
Ежегодно на территории Петушинского района происходит от 250 до 300 дорожно-транспортных происшествий. В среднем за год на дорогах района погибает 50 до 70 человек. От 300 до 400 человек получают ранения в ДТП.
В тоже время необходимо отметить, что уровень аварийности снижается. Для сравнения можно использовать статистические сведения ОГИБДД ОМВД России по Петушинскому району за 2014 год в сравнении с 2010 годом.
В течение 2014 года было зарегистрировано 248 ДТП (за 2010 год -284), то есть уровень аварийности снизился на 12,7%.
Оценивая отношение количества погибших и раненых к числу ДТП видно, что уровень тяжести дорожно-транспортных происшествий, сложившийся к окончанию 2014 года, имеет тенденцию к снижению по сравнению с 2010 годом.
Число погибших в ДТП за 2014 год составило 55 человек (за 2010 год -62), количество получивших ранения в ДТП составило 314 человека (за 2010 год -394). Если перевести в процентное отношение числа погибших и раненых к общему количеству ДТП, то выходит, что за 2014 год погибло в ДТП - 22% (в 2010 году -21,8%), было ранено -126,6% (в 2010 году -138,7%) было достигнуто некоторое снижение показателя по раненым в ДТП.
Основной причиной ДТП остается превышение водителями установленной скорости. В 2014 году по этой причине произошло 85 ДТП -34% от общего числа ДТП, а в 2010 году -98, что составило от общего числа ДТП 34,5%. Следовательно, к окончанию 2014 года доля ДТП по причине несоблюдения водителями установленной скорости движения, остается на уровне 2010 года.
Таблица 1
Показатели аварийности в Петушинском районе за 2010 - 2014 годы
Годы |
Количество |
Разница в % по сравнению с прошлым годом |
||||
ДТП |
Погибших |
Раненых |
ДТП |
Погибших |
Раненых |
|
2010 |
284 |
62 |
394 |
-2,1 |
-22,5 |
+3,1 |
2011 |
298 |
64 |
380 |
+4,9 |
+3,2 |
-3,6 |
2012 |
292 |
60 |
392 |
-2,1 |
-6,2 |
+4,7 |
2013 |
259 |
62 |
357 |
-11,4 |
+3,3 |
-9,0 |
2014 |
248 |
55 |
314 |
-4,3 |
-11,3 |
-12,1 |
Таблица 2
Дорожно-транспортные происшествия по вине пешеходов
Годы |
ДТП |
2010 |
48 |
2011 |
46 |
2012 |
35 |
2013 |
22 |
2014 |
32 |
В сравнении с 2010 годом в 2014 году было достигнуто снижение количества ДТП по вине пешеходов на 33,4%.
Дорожно-транспортные происшествия, совершенные с участием детей
Вызывает большую тревогу рост детского травматизма на территории Петушинского района. Снижение аварийности на автомобильном транспорте и дорожного травматизма среди уязвимых участников дорожного движения является одной из основных целей Программы. Данная Программа направлена на повышение уровня безопасности дорожного движения, а также улучшение информированности участников дорожного движения и общественности о последствиях дорожно-транспортных происшествий.
Таблица 3
Годы |
Количество |
Разница в % по сравнению с прошлым годом |
||||
ДТП |
погибших |
раненых |
ДТП |
погибших |
раненых |
|
2010 |
17 |
1 |
17 |
-70,5 |
+100 |
-70,5 |
2014 |
22 |
0 |
22 |
+29,4 |
-100 |
+29,4 |
При общем росте количества ДТП с участием детей (+29,4%) в 2014 году, в сравнении с 2010 годом, количество погибших снизилось на 100%, но уровень травматизма увеличился на 29,4%.
Быстрый рост численности автопарка за последние годы и массовое включение в дорожное движение перевозчиков, в том числе ряда частных легковых такси, привели к существенному изменению характеристик и усложнению условий дорожного движения: увеличилась плотность транспортных потоков, возросла интенсивность движения, что препятствует в короткие сроки максимально снизить число ДТП.
Как показывает анализ динамики дорожной аварийности в зарубежных странах, увеличение количества транспортных средств неизбежно приводит к росту количества ДТП и числа пострадавших в них. Только с помощью специальных мер, постоянно осуществляемых на государственном уровне, можно уменьшить негативные последствия автомобилизации. Эти меры реализуются во всем мире в рамках специальных общенациональных программ повышения БДД. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что использование программно-целевого подхода в масштабах государства даже при росте парка автомобилей позволяет ежегодно добиваться устойчивого сокращения числа погибших в ДТП в среднем на 4 - 8%.
Основными факторами, по которым меняется количество происшествий, являются время и место ДТП, тип транспортного средства и участники дорожного движения (водители ТС, пешеходы). Изменения по времени происходят в течение суток, дней недели и года. Определение подгруппы, на которую приходится наибольшее количество происшествий, включает в себя распределение количества ДТП по времени и действию факторов риска. В число факторов риска, которые могут быть связаны с ДТП, входят время суток, плотность и структура транспортного потока, климатические условия, состояние дорожного покрытия и т.п.
На основе анализа аварийности за 2014 год можно сделать вывод о том, что наибольшее число ДТП в Петушинском районе произошло во второй половине суток -с 12-00 до 24-00. Это можно объяснить тем, что с 13.02.2012 г. был введен запрет на проезд по МКАД города Москвы транзитному большегрузному автотранспорту массой свыше 12 тонн в период с ноября по апреля -с 06-00 до 22-00, а в период с мая по октябрь -с 06-00 до 24-00. В связи с данным запретом весь поток большегрузного транспорта совершает свое движение по участку автодороги М-7 "Волга", проходящему по территории Петушинского района во второй половине суток, чтобы уже на подъезде к Москве ожидать разрешенного времени движения по МКАД.
Таблица 4
Распределение ДТП по времени суток
Период времени суток |
Кол-во ДТП за 2014 год |
с 00 до 06 ч. |
31 |
с 06 до 12 ч. |
38 |
с 12 до 18 ч. |
59 |
с 18 до 24 ч. |
60 |
Снизить риск происшествий возможно при условии выполнения ряда мер, в том числе устройством нормального освещения дорог, строгого контроля за соблюдением водителями предельно разрешенной скорости. При выполнении данных условий вождение становится менее опасным, а последствия дорожно-транспортных происшествий - менее тяжелыми.
На аварийность в значительной степени влияет технические особенности, состояние и качество содержания автомобильных дорог.
Главные причины и условия, влияющие на уровень аварийности:
- ежегодное увеличение транспортного потока на автодорогах;
- повышение технических, в том числе скоростных характеристик современных колесных транспортных средств, на фоне снижения уровня культуры вождения, что способствует росту количества дорожно-транспортных происшествий, причиной которых явилось превышение установленной скорости движения;
- неспособность сложившейся системы государственного управления БДД адекватно действовать в ситуации роста автомобилизации, эффективно регулировать и контролировать деятельность отделов и ведомств, связанных с безопасностью дорожного движения;
- отсутствие эффективных механизмов реализации государственной политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД на районном уровне;
- массовое пренебрежение требованиями БДД со стороны участников дорожного движения;
- низкое качество подготовки водителей, приводящее к ошибкам в управлении транспортными средствами и оценке дорожной обстановки, их неудовлетворительная дисциплина, невнимательность и небрежность;
- недостатки технического обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям технического уровня дорожных хозяйств, транспортных средств, средств организации дорожного движения, отставание в системах связи, приводящие к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
На недостаточном уровне осуществляется государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов поведения в рамках законодательства. Ситуация усугубляется всеобщим пренебрежением к правовым нормам и правилам, осознанием безнаказанности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям ДТП, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения ДТП, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП.
Проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют выработки и реализации стратегии, координации усилий власти и общества, концентрации местных ресурсов, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Требуют решения вопросы снижения уровня аварийности и тяжести последствий ДТП (в том числе детского травматизма), осуществления мероприятий по повышению безопасности движения на наиболее опасных участках дорог, включая ликвидацию очагов концентрации ДТП на дорожной сети района, необходимо дальнейшее развитие автоматизированной системы фиксации нарушений водителями установленной скорости движения, усиления пропаганды, направленной на соблюдение правил дорожного движения всеми участниками дорожного движения, совершенствование и развитие системы подготовки водителей транспортных средств.
В целях снижения тяжести последствий для пострадавших в ДТП людей необходимо оптимально укомплектовать специализированные службы необходимым оборудованием для оказания оперативной медицинской помощи пострадавшим.
Достижение цели повышения безопасности дорожного движения на дорогах Петушинского района может быть осуществлено при решении поставленных задач с учетом комплексного воздействия факторов "человек - автомобиль - дорога" по следующим направлениям:
- повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- создание системы контроля за соблюдением правил дорожного движения всеми его участниками, формирование и внедрение механизма реагирования на противозаконные проявления, проведение профилактической работы;
- развитие института содействия граждан дорожно-патрульной службе территориального ОГИБДД в форме добровольных народных дружин;
- повышение ответственности автошкол за качественный уровень подготовки водителей транспортных средств, усилить контроль за их деятельностью;
- организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов. К их числу отнесены: создание безопасных условий движения и увеличение пропускной способности улично-дорожной сети области, внедрение современных методов регулирования транспортных потоков, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходного движения, ликвидация участков концентрации ДТП;
- меры, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП. К ним следует отнести совершенствование системы спасения и эвакуации пострадавших в ДТП, создание межведомственной информационной системы обнаружения ДТП, сокращение времени реагирования на создавшуюся чрезвычайную ситуацию, оснащение служб спасения высокоэффективными техническими средствами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.