Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации Александровского района Владимирской области
от 18 октября 2016 г. N 1758
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
1.Общие положения
1.1 Настоящий порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, (далее Порядок) разработан в целях организации своевременного выявления, учета и реабилитации детей и семей, находящихся в социально опасном положении, координации деятельности органов и учреждений, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу в указанной сфере.
1.2 Порядок разработан на основании Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Закона Владимирской области от 06.05.2005 N 50-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав во Владимирской области", Закона Владимирской области от 02.10.2007 N 120-ОЗ "О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области", постановления Губернатора области от 27.01.2006 N 51 "Об утверждении положения о едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях".
1.3 Основными органами, уполномоченными проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, на муниципальном уровне, являются комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, государственное казенное учреждение "Отдел социальной защиты населения по Александровскому району" и учреждения социального обслуживания, управление образованием и образовательные учреждения, орган опеки и попечительства, органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения, государственное учреждение центр занятости населения, органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи, орган внутренних дел, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма и другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2. Основные понятия
Настоящий Порядок использует следующие понятия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей (отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания несовершеннолетнего в семье и т.д.);
отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы, жилья и т.д.);
вовлечение детей в противоправные действия (бродяжничество, попрошайничество, проституция, совершение преступлений или правонарушений и т.д.);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей;
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей (отсутствие связи со школой, невнимание родителей к успеваемости ребенка и т.д.).
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, (далее ИПСР) - форма ведения документации об осуществлении индивидуальной профилактической работы. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых профилактических мер, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи, с указанием сроков и ответственных за исполнение каждого пункта программы; сведения о происходящих в семье изменениях. Ее единая форма (бланк) разрабатывается и утверждается областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Межведомственная рабочая группа - коллегиальный орган, утвержденный комиссией по делам несовершеннолетних для организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей и выполняющий следующие задачи:
- согласования индивидуальных программ комплексной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
- организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
- проведение анализа реализации ИПСР вышеназванных категорий несовершеннолетних и их семей.
3. Принципы и формы взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими основными принципами:
межведомственного взаимодействия - определяет порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением;
распределения сфер ответственности - предполагает назначение кураторов случая закрепление за ними в рамках ведомственной компетенции определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленных целей;
индивидуального подхода - реализуется путем осуществления реабилитационного процесса с учетом индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи, в значительной степени влияющих на их поведение в разных жизненных ситуациях;
законности - предусматривает соблюдение требований действующего законодательства Российской Федерации и Владимирской области в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении;
комплексности - предполагает реализацию системного подхода в работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и воздействие на них с учетом всех аспектов: экономических, правовых, социальных, медицинских, педагогических, психологических.
4. Организация межведомственного взаимодействия в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
Для организации индивидуальной профилактической и социально - реабилитационной работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей создается коллегиальный орган - межведомственная рабочая группа.
4.1. Порядок образования межведомственной рабочей группы
Межведомственная рабочая группа создается из числа представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и утверждается постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Ответственным секретарем межведомственной рабочей группы назначается специалист социозащитного учреждения, выполняющий функциональные обязанности по формированию единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях.
4. 2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей.
4.2.1. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей осуществляется в процессе выполнения специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних своих должностных обязанностей:
- специалистами органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания семьи и детей - в ходе проведения рейдов, патронатных выходов в семьи, во время приема граждан;
- работниками образовательных учреждений - во время приема детей в дошкольные и образовательные учреждения, в ходе проведения воспитательного и образовательного процесса и посещения учащихся на дому;
- медицинскими работниками - во время проведения патронажа новорожденных детей, посещения больных на дому, обращения больных в поликлинику или больницу;
- сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел - в ходе проведения рейдов, операций, оперативных действий, при доставлении граждан в отделение милиции, по информации других служб органов внутренних дел;
- специалистами органов опеки и попечительства - по заявлениям граждан и сообщениям органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, организаций, общественности;
- членами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав - в ходе рассмотрения материалов (дел) на несовершеннолетних, устные, письменные сообщения в произвольной форме от органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, граждан, общественных объединений, организаций независимо от формы собственности.
4.2.2. По мере оперативного выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних сообщают сведения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая определяет статус "находящийся в социально опасном положении" и органы и учреждения, работающие с данным случаем, а также утверждает индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетнего и куратора случая.
В случае выявления факта жестокого обращения с детьми или выявления детей, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, информация незамедлительно сообщается в органы прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства.
В случае выявления факта, указывающего на возможное совершение в отношении несовершеннолетнего преступления против половой свободы и половой неприкосновенности (ст. ст. 131-135 УК РФ), информация незамедлительно сообщается в следственные органы Следственного комитета России. При проверке информации следователю оказывается сопровождение по предоставлению специалистов, необходимых для выполнения проверочных мероприятий и (или) следственных действий.
4.3. Порядок работы межведомственной рабочей группы
4.3.1. Назначенный куратор случая.
- вносит сведения о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях в карту учета единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях, установленного департаментом социальной защиты населения администрации области образца (далее карта учета) и передают их в учреждение социального обслуживание для внесения в банк данных;
- подготавливает документы (или их копии), предусмотренные ст. 6 Федерального Закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", заверенные подписью уполномоченного лица и печатью органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для приобщения к материалам (накопительному делу) несовершеннолетнего или семьи, находящейся в социально опасном положении и проект ИПСР.
4.3.2. Ответственный секретарь межведомственной рабочей группы на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о постановке на учет готовит повестку дня заседания межведомственной рабочей группы.
4.3.3. Межведомственная рабочая группа на ежеквартальных заседаниях (или по мере необходимости) заслушивает информацию членов рабочей группы, представителя органа системы профилактики, выявившего несовершеннолетних, и семьи, находящиеся в социально опасном положении, корректирует ИПСР с учетом замечаний и предложений.
4.3.4. Куратор случая в течение 3 дней исправляет ИПРС с учетом замечаний межведомственной рабочей группы и направляет их для утверждения в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Александровского района.
4.3.5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждают представленные программы и направляют их на исполнение в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
4.3.6. Все субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции проводят индивидуальную профилактическую работу по реализации ИПСР. Ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) направляют информацию о результатах выполнения плановых мероприятий секретарю межведомственной рабочей группы в электронном виде и на бумажных носителях для внесения указанной информации в единый банк данных и формирования накопительного дела на несовершеннолетнего или семью, находящихся в социально опасном положении.
4.3.7. По ходатайству органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на заседании межведомственной рабочей группы рассматривается вопрос о снятии с учета несовершеннолетних и их семей с последующим представлением материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав или продолжении работы с ними.
4.3.8. Секретарь межведомственной рабочей группы ежеквартально предоставляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав аналитическую информацию о разработке и реализации ИПСР по форме, разработанной и утвержденной областной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав. При рассмотрении данного вопроса на заседании комиссии дается оценка деятельности органов и учреждений системы профилактики о реализации ИПСР, принимается решение о снятии с учета указанной категории несовершеннолетних и их семей либо выносится мотивированный отказ с рекомендациями по проведению дальнейшей профилактической работы. О принятом решении комиссия информирует межведомственную рабочую группу и заинтересованные органы и учреждения системы профилактики.
4.3.9. Ежеквартально до 10 числа месяца , следующего за отчётным кварталом, ответственный секретарь МРГ направляет во все органы системы профилактики списки несовершеннолетних и их семей, состоящих на учете и находящихся в социально опасном положении.
4.4 . Организация межведомственного взаимодействия об использовании информации, поступающей на детский телефон доверия.
Учреждения, получившие информацию на детский телефон доверия о случаях жестокого обращения с детьми, иных случаях, связанных с решением проблем детского и семейного неблагополучия, незамедлительно передают данную информацию в орган внутренних дел, опеки и попечительства и учреждение социального обслуживания семьи и детей.
Учреждение социального обслуживания в день приема информации совместно с органом внутренних дел, опеки и попечительства осуществляет проверку указанных фактов, в случае их подтверждения организуют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с п. 4.2.2. настоящего порядка.
4.5. Делопроизводство межведомственной рабочей группы.
На заседаниях межведомственной рабочей группы ведется протокол, который подписывается членами рабочей группы и ответственным секретарем рабочей группы. В книге протоколов фиксируется ход обсуждения вопросов, выносимых на заседание, предложения, замечания, решения.
Книга протоколов пронумеровывается и хранится у ответственного секретаря межведомственной рабочей группы.
У ответственного секретаря межведомственной рабочей группы также хранятся следующие материалы:
- документы, указанные в подпункте 4.3.1. пункта 4.3. статьи 4;
- ИПСР, утвержденные комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (исполненные);
- информации, направленные органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних о ходе реализации ИПСР;
- согласованные с комиссией делам несовершеннолетних и защите их прав ходатайства межведомственной рабочей группы о снятии с учета несовершеннолетнего и его семьи, находящихся в социально опасном положении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.