Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
администрации области
от 31.01.2018 N 49
Подпрограмма 4
"Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами во Владимирской области"
Паспорт
Наименование подпрограммы государственной программы Владимирской области |
Региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, во Владимирской области (далее - подпрограмма) |
Ответственный исполнитель подпрограммы |
Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области (далее - Департамент) |
Участники подпрограммы |
ОАО "Корпорация развития Владимирской области" |
Цели подпрограммы |
Улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления |
Задачи подпрограммы |
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами. |
2. Ведение регионального кадастра отходов, включающего полную информацию об объемах образованных отходов, их составе, мощностях по их переработке и утилизации, местах их конечного размещения; разработку и организацию системы информационного обеспечения в области обращения с отходами; создание банка данных современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов. | |
3. Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области. | |
4. Стимулирование строительства объектов, предназначенных для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов. Стимулирование утилизации отходов. | |
5. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов | |
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы |
1. Доля утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности. |
2. Доля твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов. | |
3. Доля отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления | |
4. Доля твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов | |
5. Доля твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку | |
6. Доля отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах современного типа. | |
7. Доля ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов. | |
8. Доля населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены | |
Этапы и сроки реализации подпрограммы |
2014 - 2020 годы. Сведения о значениях индикаторов и показателей подпрограммы по годам представлены в таблице 1 |
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы |
Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в целом составляет 7 587 095,1 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 160 445,0 тыс. руб.; 2015 год - 203 292,2 тыс. руб.; 2016 год - 271 221,8 тыс. руб. <**>; 2017 год - 114 578,0 тыс. руб.; 2018 год - 2 285 598,0 тыс. руб.; 2019 год - 2 300 935,1 тыс. руб.; 2020 год - 2 251 025,0 тыс. руб. Источниками финансирования подпрограммы являются: - средства федерального бюджета - 44 420,0 тыс. руб.; - средства областного бюджета - 15 448,2 тыс. руб.; - средства местных бюджетов - 130 792,2 тыс. руб.; - внебюджетных источников - 7 335 000,0 тыс. руб. Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы в разрезе источников финансирования представлен в таблице 3 |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы |
В качественном отношении: |
- улучшение состояния окружающей среды; | |
- уменьшение количества несанкционированных и стихийных свалок; | |
- создание современной системы регулирования в области обращения с отходами производства и потребления; | |
- создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления; | |
- снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью; | |
- реабилитация территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности. | |
Количественные показатели в 2020 году к уровню 2012 года: | |
- увеличение доли использованных и обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся в процессе производства и потребления отходов; | |
- увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности на 0,6%; | |
- уменьшение доли отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления на 8,84% | |
- увеличение доли твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов на 55% | |
- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку, на 41,31% | |
- увеличение доли твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов на 25%; | |
- увеличение доли отходов производства и потребления, размещаемых на полигонах современного типа, на 32%; | |
- увеличение доли ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов на 22,5%; | |
- увеличение доли населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены на 17% |
<**> - средства федерального бюджета, предусмотренные ФГБУ "ВНИИ Экология".
I. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
"Экологическая безопасность - это тема общенационального значения", - заявил в своем недавнем выступлении Президент России В. В. Путин. - "Загрязнение природной среды газообразными, жидкими и твердыми веществами и отходами производства вызывает ухудшение окружающей среды обитания и наносит ущерб здоровью населения, а потому остается наиболее острой экологической проблемой, имеющей приоритетное социальное и экономическое значение".
В этой связи задачей областных и местных органов власти является формирование и реализация единой государственной экологической политики, направленной на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, ликвидации накопленного экологического ущерба.
Основными источниками, загрязняющими окружающую среду региона и вызывающими деградацию природных систем, являются промышленность, сельское хозяйство, автомобильный транспорт и другие антропогенные факторы.
Для Владимирской области наиболее актуальной проблемой является обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления, и особенно с муниципальными твердыми коммунальными отходами (ТКО).
Бессистемный подход к решению проблемы обращения с ТКО приводит к:
- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов;
- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства.
- снижению показателей жизни населения региона.
Основными факторами, способствующими возникновению незаконных мест складирования отходов, как и прежде, остаются:
- отсутствие законных объектов размещения отходов, а также четкого представления местных администраций о необходимом количестве таких объектов;
- отсутствие в сельских территориях системы сбора и удаления отходов, не-соблюдение существующих графиков вывоза отходов;
- недостаточная обеспеченность мусороуборочной техникой, контейнерами для сбора и транспортировки отходов;
- отсутствие договорных взаимоотношений по вывозу отходов с их собственниками - населением частного сектора, садовыми товариществами, гаражными и дачными кооперативами;
- слабость контроля со стороны владельцев земель за состоянием своих земельных участков.
Наиболее благополучная обстановка сохраняется в крупных и средних населенных пунктах области, где органами исполнительной власти организован сбор и вывоз ТКО посредством установки необходимого количества контейнеров на специализированных площадках или информирования жителей о времени прибытия мусоровоза.
Неоднозначной остается ситуация по сбору и вывозу отходов в малых населенных пунктах, где образование отходов носит сезонный характер. Местное население зачастую самовольно определяет места временного накопления отходов или сжигает прямо у частных домовладений, вываливает в придорожные канавы и близлежащие лесные массивы.
Для решения перечисленных проблем реализуется разработанная в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территориальная схема в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Территориальная схема 26 сентября 2016 года согласована Росприроднадзором и утверждена постановлением департамента природопользования и охраны окружающей среды от 26.09.2016 N 02/01-132.
При её разработке применён метод зонирования региона по принципу отнесения территорий нескольких муниципальных образований или групп поселений к одному отходоперерабатывающему производству. Согласно территориальной схеме обращения с ТКО сформированы три зоны деятельности региональных операторов.
Важным направлением государственного и муниципального регулирования обращения с бытовыми отходами должно стать сокращение объемов их захоронения. Это может быть достигнуто изменением сложившейся на территории области системы сбора, транспортировки и захоронения отходов, путем внедрения селективного (раздельного) сбора бытового мусора в местах его образования, сортировки ТКО с целью извлечения компонентов, являющихся вторичным сырьем, стимулированием создания перерабатывающих мощностей.
Причем, решаться эти задачи должны путем совместной работы всех уровней власти и общественных экологических организаций.
Владимирская область является динамично развивающимся регионом России. Развитие экономики региона, рост продаж товаров и услуг, покупательной способности населения сопровождаются высокими темпами роста объемов образования отходов.
По состоянию на 01.01.2017 численность населения Владимирской области составляет более 1,4 млн. человек. Обеспечение безопасности населения и окружающей среды в современных условиях требует объединения усилий органов законодательной и исполнительной власти Владимирской области для организации надежно действующей системы санитарной очистки ее территории от отходов производства и потребления.
Динамика образования ТКО на территории области свидетельствует об их постоянном росте: если в 2015 году на объекты размещения отходов поступило 1644,2 тыс. м3 ТКО, то в 2017 году - планируется разместить 1933,5 тыс. м3 ТКО. При этом не менее 50 процентов ТКО, поступивших на полигоны, составляют отходы, которые могут быть вовлечены в хозяйственную деятельность в качестве вторичных ресурсов.
Существование незавершенной системы централизованного сбора ТКО на уровне муниципальных образований и наличие большого количества неорганизованных мест размещения отходов не позволяет сформировать достоверные балансы объемов образования и утилизации ТКО.
Официальная статистика не обеспечивает полный учет такого вида отходов. Объемы вывозимых на полигоны твердых коммунальных отходов, ввиду отсутствия весовых, в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов.
Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТКО в области приводят к формированию потоков ТКО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТКО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в контейнерах, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В контейнерах уличной установки много смёта, крупногабаритных отходов, крупных металлических деталей, картонных изделий.
Сложившаяся в области система обезвреживания ТКО основана на их захоронении на полигонах и свалках и не соответствует современным требованиям. В связи с неэффективными способами захоронения ТКО на большинстве полигонов происходит их быстрое заполнение, несмотря на небольшие объемы поступающих ТКО и значительные площади, выделенные под их захоронение. Кроме того, во Владимирской области слабо развита отрасль по рециклингу вторичных материальных ресурсов и производству из них конкурентоспособной товарной продукции.
Отходоперерабатывающая отрасль во Владимирской области не имеет положительной динамики, несмотря на активную инвестиционную деятельность в регионе.
Общая площадь мест объектов размещения отходов в области составляет более 126 га и отмечается тенденция к её уменьшению.
Только три объекта размещения ТКО соответствуют экологическим требованиям и имеют проектные резервы для приема отходов в среднесрочном периоде - у д. Марьинки Камешковского района, у д. Бабанино Петушинского района, полигон ТКО ЗАТО Радужный.
В настоящее время на территории области расположено 10 объектов, предназначенных для размещения отходов. Из них 2 объекта предназначены для размещения промышленных отходов и 8 объектов - для размещения ТКО. Все объекты внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Эксплуатирующие организации объектов по размещению отходов имеют лицензии на деятельность по обращению с отходами.
Основными проблемами, связанными с размещением отходов на территории Владимирской области, являются:
- перегруженность действующих полигонов ТКО, у большей части которых заканчивается срок эксплуатации в связи с полным их заполнением;
- нехватка земельных участков, подходящих для строительства новых полигонов ТКО;
- недостаток средств на реконструкцию и рекультивацию объектов размещения отходов; несоответствие большей части действующих полигонов требованиям земельного законодательства, планировочным ограничениям, современным экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Рекультивация закрытых полигонов ТКО представляет собой комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народнохозяйственной ценности восстанавливаемых территорий, а также на улучшение качества окружающей среды. Эти работы включают природоохранные и инженерно-технические мероприятия, которые осуществляются в период строительства, эксплуатации и закрытия полигона и проводятся по окончании стабилизации закрытых полигонов - процесса упрочнения свалочного грунта и достижения им постоянного устойчивого состояния.
На данный момент на территории области 15 свалок нуждаются в проведении комплекса мер по рекультивации.
Дефицит мощностей по размещению отходов обусловливается еще и тем, что строительство новых объектов размещения отходов крайне затруднительно ввиду отсутствия свободных площадей, отвечающих требованиям экологической безопасности при размещении полигонов ТКО. Это обусловлено запретом размещения объектов захоронения отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Результаты проведенной оценки состояния системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами на территории всех муниципальных образований области и анализ состояния действующих объектов размещения отходов показали неэффективность решения проблемы ТКО путём их захоронения без предварительной сортировки и изъятия вторичных ресурсов как экологически опасного и экономически затратного.
В период 2017 - 2018 годов завершается проектный срок эксплуатации следующих объектов захоронения отходов:
1. Полигон ТКО Кольчугинского района;
2. Полигон ТКО Киржачского района;
3. Юрьев-Польская городская свалка;
4. Александровская городская свалка.
Максимальный остаточный ресурс имеют комплексы по переработке и захоронению ТКО у д. Марьинки Камешковского района и Центра захоронения ТКО у д. Бабанино Петушинского района;
Преобладание удаления ТКО посредством захоронения на свалках и нарушение экологических требований при их размещении ведут к проблемам негативного воздействия на окружающую среду:
- загрязнение и захламление земель;
- загрязнение верхних водоносных горизонтов токсичными элементами, содержащимися в фильтрате, образующемся на объектах захоронения ТКО.
С необходимостью экологической реабилитации загрязненных территорий связана и проблема рекультивации свалок ТКО, по многим из которых превышены установленные мощности по размещению отходов и не соблюдаются правила обустройства таких объектов. Свалки подвержены возгоранию и представляют собой источники загрязнения атмосферного воздуха, почв, подземных вод и водных объектов крупных городов.
В области существуют проблемы организации производств по переработке отходов и внедрению перерабатывающих технологий.
По состоянию на 01.01.2017 деятельность по переработке отходов осуществляют 39 предприятий Владимирской области.
В условиях отсутствия дефицита первичного сырья и свободного установления цен на готовую продукцию производители не заинтересованы в замене первичного сырья вторичным, так как это требует привлечения дополнительных средств для подготовки отходов к производственному потреблению, использования специального оборудования.
На территории Владимирской области ежегодно образуется около 600 тыс. м3 в год крупногабаритных отходов, в состав которых входит мебель, отходы электротехнического оборудования, бытовая электроника. Отсюда необходимость создания производств по переработке таких отходов в товарную продукцию.
Экономическая заинтересованность сохраняется в сборе, заготовке и использовании только наиболее ликвидных видов вторичного сырья для уже существующих производств по его переработке (ПЭТФ-бутылка, лом черных и цветных металлов, картон и бумага).
Прогноз развития ситуации в сфере обращения с отходами показывает, что отсутствие системных решений проблемы приведет к развитию следующих негативных тенденций:
- увеличению земельных площадей, занятых несанкционированными местами размещения отходов;
- загрязнению подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха продуктами разложения отходов;
- росту потенциальной опасности загрязнения окружающей среды токсичными отходами производства, что существенно снижает показатели жизни населения региона.
II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации подпрограммы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты подпрограммы, сроки и этапы реализации подпрограммы
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" внесены принципиальные изменения в систему обращения с отходами на всех уровнях управления:
- установлены государственные приоритеты утилизации отходов над их захоронением.
- перераспределены полномочия между субъектами и органами местного самоуправления;
- вводится институт регионального оператора в области обращения с отходами, функционирующего на основе территориальной схемы обращения с отходами и в соответствии с региональной программой;
- введена коммунальная услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во Владимирской области приоритетами государственной политики в сфере совершенствования системы обращения с отходами производства и потребления являются:
1. Максимальное использование ресурсного потенциала отходов.
2. Минимизация количества отходов, направляемых на захоронение.
3. Укрупнение объектов захоронения отходов.
4. Максимальное вовлечение частных инвесторов в систему обращения с отходами.
5. Применение кластерного подхода к построению системы переработки отходов и использования вторичных ресурсов.
Основными мероприятиями по организации современной системы управления и функционирования сферы обращения с отходами на территории Владимирской области являются:
- условное разделение территории области на три зоны (кластера) с учетом сочетания их социально-экономических особенностей; привлекательности для потенциальных инвесторов по строительству объектов инфраструктуры обработки, обезвреживания и переработки отходов; оптимизация логистики транспортирования отходов и минимизации повышения тарифов на сбор и вывоз отходов для населения региона;
- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей сферу обращения с отходами;
- максимальное использование площадей и мощностей существующих объектов перегрузки, сортировки, обезвреживания и захоронения отходов;
- организация предварительной сортировки отходов на вновь создаваемых мусороперегрузочных станциях;
- реконструкция/модернизация существующих объектов перегрузки отходов с дооснащением линиями ручной и полуавтоматической сортировки ТКО, участком измельчения КГО, грохочения для извлечения органической фракции с целью производства технического компоста, пригодного для рекультивации;
- поэтапное строительство современных автоматизированных мусоросортировочных комплексов обработки и обезвреживания отходов мощностью от 100 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год;
- создание межмуниципальных объектов глубокой переработки некоторых видов отходов.
- обустройство контейнерного парка (недостающего), обновление и модификация контейнерного и бункерного парка в зоне деятельности регионального оператора;
- обновление парка специальной автомобильной техники по транспортировке и модернизация объектов по сбору ТКО;
- расчет и обоснование предельных тарифов деятельности региональных операторов и операторов обращения с ТКО, предусматривающих, в том числе финансовые затраты по реконструкции, модернизации и строительству инфраструктурных объектов;
- привлечение частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру обращения с ТКО;
- снижение доли твердых коммунальных отходов, не прошедших обработку и обезвреживание (размещение смешанных ТКО на полигонах);
- охват потребителей планово-регулярными услугами по удалению ТКО;
- вовлечение в хозяйственный оборот отходов в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;
- создание рабочих мест на объектах обращения с ТКО.
Технологическим решением проблемы обращения с ТКО является планирование в рамках разработки территориальной схемы объектов по обработке и обезвреживанию ТКО, предусматривающее реконструкцию, модернизацию и создание новых на территории Владимирской области.
Планируемые объекты должны соответствовать современным градостроительным, технологическим и экологическим требованиям, их планирование и создание должны быть реалистичными в условиях особенностей Владимирской области и соответствовать плановым целевым показателям в среднесрочном (до 2019 года) и долгосрочном (до 2026 года) периодах.
В связи с этим для повышения эффективности целевого использования платежей населения и создания механизмов государственного регулирования обращения с отходами производства и потребления программой предусмотрено создание регионального оператора по обращению с отходами, который будет осуществлять организацию сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов на территории региона.
Основная цель подпрограммы:
- улучшение экологической обстановки во Владимирской области за счет создания эффективных механизмов управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие комплексной системы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, предусматривающей минимизацию их вреда для населения и окружающей среды и стимулирующей вовлечение отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья в интересах устойчивого развития Владимирской области.
Задачи подпрограммы:
1. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами.
2. Ведение регионального кадастра отходов, включающего полную информацию об объемах образованных отходов, их составе, мощностях по их переработке и утилизации, местах их конечного размещения; разработку и организацию системы информационного обеспечения в области обращения с отходами; создание банка данных современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов.
3. Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области.
4. Создание современной индустрии обращения с отходами на территории Владимирской области на период 2017 - 2020 годов и на перспективу, в том числе путём привлечения частных инвестиций в сферу переработки и вторичного использования отходов.
5. Модернизация инфраструктуры системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, внедрение раздельного сбора и сортировки.
6. Экологическая реабилитация территорий, подверженных негативному воздействию объектов накопленного экологического ущерба в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов.
Реализация мероприятий подпрограммы позволит обеспечить в 2020 году:
- улучшение состояния окружающей среды;
- уменьшение количества несанкционированных и стихийных свалок;
- создание современной системы регулирования в области обращения с отходами производства и потребления;
- создание условий для формирования индустрии переработки и вторичного использования отходов производства и потребления;
- снижение экологических рисков, обусловленных прошлой и текущей хозяйственной деятельностью;
- реабилитацию территорий, загрязненных в результате прошлой хозяйственной деятельности.
Достижение количественных показателей в 2020 г. к уровню 2012 г.:
- увеличение доли утилизированных и обезвреженных отходов производства и потребления в общем количестве образующихся отходов I - IV класса опасности на 0,6%;
- увеличение доли отходов, направляемых на захоронение в общем объеме отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления, в т. ч. твердых коммунальных отходов на 8,84%;
- увеличение доли твердых коммунальных отходов, прошедших обработку и обезвреживание, в массе твердых коммунальных отходов на 55%;
- увеличение доли твердых коммунальных отходов, направляемых на утилизацию, в массе твердых коммунальных отходов, принятых на обработку на 41,35%;
- увеличение доли твердых бытовых отходов, охваченных эффективной системой централизованного сбора, сортировки и транспортировки, в общем объеме образующихся отходов на 25%;
- увеличение доли ликвидированных мест размещения отходов к вновь выявленным несанкционированным местам размещения отходов на 22,5%;
- увеличение доли населения, проживающего на территориях, освобожденных от влияния накопленного экологического ущерба от захоронения отходов, экологические условия проживания которого улучшены, на 17%.
Сроки реализации подпрограммы: 2014 - 2020 годы.
Сведения о значениях индикаторов и показателей подпрограммы по годам представлены в таблице 1.
Решение сложившихся проблем в области обращения с отходами производства и потребления будет осуществляться по следующим направлениям:
1) нормативно-правовое направление:
- формирование нормативно-правовой и методической базы в области обращения с отходами производства и потребления;
- методическое сопровождение процесса развития системы обращения с отходами на уровне современных технологических достижений;
2) информационно-аналитическое направление:
- ведение регионального кадастра отходов;
3) инвестиционно-технологическое направление:
- реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области;
- создание современной индустрии обращения с отходами;
- формирование конкурентной среды в сфере деятельности сбора, транспортировки и захоронения ТКО;
- повышение инвестиционной привлекательности проектов в области обращения с отходами;
- концентрация финансовых ресурсов для реализации наиболее важных мероприятий;
- внедрение современных технологий по переработке и обезвреживанию различного вида отходов;
- модернизация инфраструктуры системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, внедрение раздельного сбора и сортировки;
- ликвидация несанкционированных мест размещения отходов с последующей рекультивацией земель;
- оказание мер государственной поддержки через субсидирование части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями-переработчиками отходов в кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, а также части лизинговых платежей за производственное оборудование, объекты недвижимости производственного назначения, транспортные средства и спецтехнику, полученные предприятиями-переработчиками отходов от лизинговых компаний.
Формирование кластерных объединений предприятий, осуществляющих как сбор, так и глубокую переработку отдельных видов отходов, предполагается в качестве создания предприятий индустрии рециклинга отходов (например, сбор и переработка полиэтилентерефталатных бутылок (далее - ПЭТФ-бутылки) в полиэфирные волокна).
Это позволит создать динамичную и внутренне конкурентную сеть близко локализованных предприятий, производящих одну и ту же или смежную продукцию и совместно обеспечивающих для региона хорошие позиции рынка переработки отходов.
Это обстоятельство должно привести к снижению объемов отходов, размещаемых на территории области, улучшению экономического, экологического и социального положения в регионе.
На территории Владимирской области ежегодно образуется около 600 тыс. м3 в год крупногабаритных отходов, в состав которых входит мебель, отходы электротехнического оборудования, бытовая электроника и многое другое.
Анализ существующей системы обращения с отходами электроники и электротехники указывает на необходимость создания производства полного цикла по сбору отходов электротехнического оборудования, их транспортировке и переработке в товарную продукцию, которая должна быть востребована как в условиях рынка, так и в рамках муниципального и государственного заказа.
Мероприятия программы предусматривают подготовку инвестиционных площадок для размещения объектов обращения с отходами, в том числе отходов электротехнического оборудования, строительство предприятий по переработке и утилизации этих видов отходов.
Реализация направления по рекультивации и экологической реабилитации территорий свалок ТКО предусматривает как совершенствование и внедрение инновационных технологий по рекультивации, так и проведение практических мероприятий по снижению негативного воздействия данных объектов на экологические условия проживания населения и окружающую природную среду.
Социально-экономическая эффективность реализации подпрограммы обеспечивается за счет:
- привлечения в экономику области инвестиций в объеме более 9,7 млрд. рублей;
- роста объема услуг, оказываемых в области обращения с отходами;
- создания более 300 новых рабочих мест в организациях, занимающихся сбором, вывозом, сортировкой, обезвреживанием и захоронением отходов;
- снижения объемов несанкционированного размещения отходов на конец рассматриваемого периода не менее чем на 260 тыс. м3 в год;
- возврата в хозяйственный оборот земель площадью 90,42 га, занятых объектами размещения ТКО.
- создания экономически привлекательных условий для развития малого и среднего предпринимательства и государственно-частного партнерства;
- роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации от организаций, занимающихся сбором, вывозом, сортировкой, обезвреживанием и захоронением отходов.
Экологическим эффектом реализации подпрограммы станет:
- снижение объема размещения отходов на полигонах на 20 - 30 процентов за счет сортировки отходов;
- сокращение отчуждения площадей земель, пригодных для сельскохозяйственного и иного использования, под полигоны захоронения отходов, после реализации пилотных проектов;
- экономия сырья, материальных и топливно-энергетических ресурсов за счет вовлечения отходов в хозяйственный цикл;
- предотвращение ущерба от негативного воздействия отходов на окружающую среду;
- организация сбора, вывоза, сортировки, обезвреживания и захоронения отходов, образующихся в соответствии с современными экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями;
- повышение экологической культуры и информированности населения о безопасном обращении с бытовыми отходами.
III. Обобщенная характеристика основных мероприятий подпрограммы
Перечень основных мероприятий подпрограммы и ожидаемый результат от их реализации представлены в таблице 2.
Основные мероприятия, осуществляемые органами местного самоуправления муниципальных районов области (далее - ОМС) в рамках подпрограммы, обеспечивают достижение ее целей и задач на основе разработки, принятия и реализации программ охраны окружающей среды и рационального природопользования с 2014 года по 2020 год, финансируемых из средств ОМС и внебюджетных источников.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 04.12.2014 N 2462-р организация работ по основному мероприятию 4.5 "Реализация мероприятий в рамках Приоритетного проекта "Чистая страна" будет осуществляться подведомственным Минприроды России ФГБУ "ВНИИ Экология" в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В рамках достижения целей подпрограммы предусматривается участие любых юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, в том числе государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием, общественных, научных и иных организаций, а также любых физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Основное мероприятие 4.1 "Совершенствование нормативной
правовой базы в сфере обращения с отходами"
Реализация мероприятия направлена на совершенствование региональной нормативной правовой базы, регулирующей вопросы обращения с отходами на территории Владимирской области, совершенствование муниципальных правовых актов, создание правовых основ функционирования единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, базирующейся на стратегическом курсе создания индустриальной основы переработки отходов и сокращения их полигонного захоронения.
Основное мероприятие 4.2 "Ведение регионального кадастра отходов"
Реализация мероприятия направлена на ведение регионального кадастра отходов, предназначенного для:
- сбора, накопления и систематизации данных в области обращения с отходами;
- оценки и анализа состояния в области обращения с отходами;
- выявления закономерностей при обращении с отходами для разработки природоохранных мероприятий и принятия управленческих решений;
- оценки эффективности управления в области обращения с отходами;
- обеспечения информацией в области обращения с отходами региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Кадастр является открытым информационным ресурсом, служит для оптимизации системы обращения с отходами на территории области и предназначен для использования в системе государственного управления и контроля в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории области.
Ведение регионального кадастра отходов позволит:
- выявлять и расширять круг контролируемых хозяйствующих субъектов, участвующих в обращении с отходами, в целях взимания экологических платежей;
- проводить адресный контроль движения отходов;
- обеспечить ежегодную встречную проверку количества переданных и принятых отходов между предприятиями-смежниками, расположенными в пределах действия информационной системы, и выявлять экологические правонарушения, связанные с несанкционированным размещением отходов;
- контролировать обоснованность заявленных предприятием лимитов на размещение отходов;
- выявлять и устанавливать объемы образования и места накопления отходов, являющихся вторичным сырьем или потенциальными вторичными ресурсами;
- оценивать свободные мощности действующих отходоперерабатывающих (обезвреживающих) предприятий и установок, а также контролировать правомочность их эксплуатации;
- оценивать степень заполнения действующих объектов размещения отходов, а также контролировать их обустройство и степень потенциальной экологической опасности;
- проводить анализ информации, необходимой органам публичной власти для оценки экологической ситуации в сфере обращения с отходами и использования вторичных ресурсов при обосновании и разработке региональных (муниципальных) экологических программ.
Данные, содержащиеся в кадастре, должны обеспечить формирование муниципальных и сводного регионального балансов образования и утилизации отходов производства и потребления на территории области.
Основное мероприятие 4.3 "Реализация территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области. Создание на территории Владимирской области инфраструктуры обращения с твердыми коммунальными отходами"
Реализация мероприятия направлена на решение проблемы обращения с отходами в масштабе региона на долгосрочную перспективу путем создания внеселитебных территорий системы межмуниципальных энергонезависимых производств полного цикла по сбору коммунальных отходов, их транспортированию и переработке (станции сортировки), а также сети логистических центров (станции перегрузки).
Задача мероприятия - вывести все проблемы обращения с отходами из сферы ответственности ЖКХ муниципальных администраций на уровень межмуниципальной коммерческой производственной деятельности.
Согласно территориальной схеме обращения с ТКО сформированы три зоны деятельности региональных операторов:
- первая зона: Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Петушинский, Собинский, Юрьев-Польский районы;
- вторая зона - гг. Владимир, Ковров, Камешковский, Ковровский, Суздальский, Судогодский, Вязниковский, Гороховецкий районы, ЗАТО г. Радужный;
- третья зона: гг. Гусь-Хрустальный, Муром, Селивановский, Муромский и Меленковский районы.
Исходя из объемов образования ТКО, наличия действующих производств по обработке отходов и объектов их конечного размещения, территориальной схемой обосновано строительство и реконструкция в течение 2017 - 2020 гг. 18 объектов отходной инфраструктуры, в том числе:
- строительство 8 мусоросортировочных станций - Александровский, Кольчугинский, Судогодский, Гороховецкий, Муромский районы, гг. Ковров и Гусь-Хрустальный, ЗАТО г. Радужный;
- строительство 4 мусоросортировочных комплексов (МСК) - гг. Владимир, Александровский, Петушинский, Киржачский районы;
- реконструкция 5 полигонов захоронения твердых коммунальных отходов - Александровский, Киржачский, Кольчугинский, Меленковский районы, г. Муром;
- строительство 1 объекта обработки строительных отходов на полигоне у д. Марьинки Камешковского района.
Планируемые объекты обращения с ТКО по Владимирской области
(в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области)
N |
Наименование объекта |
Вид объекта |
Статус объекта |
Мощность, тонн |
ЗОНА 1 | ||||
1 |
МСС "Александров 2" |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
25000 |
2 |
МСС "Кольчугино" (мусороперегрузка) |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
50 000 |
3 |
МСК "Петушки" (1 очередь МСС) |
объект обработки и обезвреживания 1 очередь |
строительство |
100000 |
4 |
Полигон ТКО "Киржач" |
объект размещения 1 очередь |
реконструкция |
50000 |
5 |
Полигон ТКО "Александров" |
объект размещения 1 очередь |
реконструкция |
50000 |
6 |
Полигон ТКО "Кольчугино" |
объект размещения 1 очередь |
реконструкция |
50000 |
7 |
МСК "Александров" |
объект обработки и обезвреживания 1 очередь |
строительство |
100000 |
8 |
МСК "Киржач" |
объект обработки и обезвреживания 2 очередь |
строительство |
100000 |
ЗОНА 2 | ||||
9 |
МСС "Ковров" |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
100000 |
10 |
МСС "Судогда" (мусороперегрузка) |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
20 000 |
11 |
МСС "Радужный" |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
20000 |
12 |
МСК "Владимир" |
объект обработки и обезвреживания 1 очередь |
строительство |
200000 |
13 |
МПЗ "Марьинка" |
Объект обработки строительных отходов 1 очередь |
строительство |
10000 |
14 |
МСС "Гороховец" (мусороперегрузка) |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
10000 |
ЗОНА 3 | ||||
15 |
МСС "Муром" |
объект обработки 1 очередь |
строительство |
100000 |
16 |
МСС "Гусь-Хрустальный" |
объект обработки 1 очередь |
реконструкция |
50000 |
17 |
Полигон ТКО "Муром" |
объект размещения 1 очередь |
реконструкция |
100000 |
18 |
Полигон ТКО "Меленки" (компостирование) |
объект размещения 1 очередь |
реконструкция |
10000 |
В рамках мероприятия планируется осуществить:
- проведение выездных мероприятий по обследованию территорий муниципальных образований по выявлению несанкционированных мест размещения отходов производства и потребления на территории муниципальных образований;
- разработку проектов по реабилитации территорий области, занятых выведенными из эксплуатации местами складирования отходов производства и потребления;
- поэтапную ликвидацию экологических последствий, выведенных из эксплуатации мест складирования отходов производства и потребления.
Это позволит восстановить нарушенные природные системы, ранее подвергшиеся негативному антропогенному и техногенному воздействию в результате прошлой хозяйственной деятельности по размещению отходов.
Реализация мероприятия позволит:
- заменить существующие свалки современными производственными комплексами сортировки и последующей переработки утильных фракций отходов;
- оптимизировать систему сбора, транспортировки и захоронения отходов по межмуниципальному принципу размещения инфраструктуры по переработке и размещению отходов производства и потребления.
Концентрация отходов нескольких муниципалитетов позволит сделать очистку территорий рентабельной, построить современную экологичную инфраструктуру обращения с отходами без увеличения тарифной нагрузки на население. Подобный подход позволяет решить проблемы без лишних затрат бюджетных средств с привлечением частных инвестиций.
Ожидаемый результат выполнения мероприятия - создание на комплексной основе эффективной системы сбора и утилизации отходов с учетом минимального расходования средств бюджетов всех уровней бюджетной системы и привлечения средств частных инвесторов, строительство более совершенных комплексов по переработке и захоронению отходов в целях минимизации негативного воздействия на окружающую среду на стадии утилизации отходов, ликвидация несанкционированных свалок и мест несанкционированного размещения отходов.
Основное мероприятие 4.4 "Государственная поддержка в области охраны окружающей среды в сфере обращения с отходами"
Мероприятие направлено на предоставление финансовой поддержки предприятиям, осуществляющим деятельность по сбору, транспортировке, переработке и захоронению отходов. Реализация мероприятия позволит улучшить техническую оснащенность специализированных предприятий, совершенствовать систему сбора и вывоза ТКО на территории муниципальных образований области.
Основное мероприятие 4.5 "Реализация мероприятий в рамках Приоритетного проекта "Чистая страна"
Реализация мероприятия направлена на решение центральных задач региональной государственной политики:
- восстановление нарушенных естественных экологических систем;
- предупреждение причинения вреда окружающей среде при размещении бесхозяйных отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, выявление случаев причинения такого вреда и ликвидацию его последствий.
Мероприятие предусматривает также ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой деятельностью по размещению отходов.
Перечень закрытых объектов захоронения ТКО, подлежащих рекультивации на территории Владимирской области
(в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области)
N |
Наименование |
Площадь объекта га |
Расположение объекта |
Срок Эксплуатации объекта |
Планируемый срок рекультивации |
1 |
Свалка около мкр. Оргтруд город Владимир |
2,03 |
мкр. Оргтруд - 0,1 км р. Клязьма- 1 км Координаты: СевШир 56,11,44 ВостДолг 40,35,39 |
1970-2005 |
2019 |
2 |
Вязниковская городская свалка ТКО |
3,7 |
д. Лихая Пожня-0,9 км р. Суворощь - 0,8 км Координаты: СевШир 56,13,3 ВостДолг 41,56,48 |
1972-2014 |
2020 |
3 |
Свалка твердых коммунальных отходов п. Мстера |
3 |
пос. Мстера - 5 км р. Клязьма - 5 км |
1987-2014 |
2020 |
4 |
Свалка твердых коммунальных отходов у д. Фоминки |
1 |
д. Фоминки - 2 км оз. Уга - 2 км Координаты: СевШир 55,56,48 ВостДолг 42,23,1 |
1994-2014 |
2020 |
5 |
Свалка твердых коммунальных отходов и промотходов города Гусь-Хрустального |
15 |
д. Никулино - 3 км р. Гусь - 5 км |
1987-2014 |
2020 |
6 |
Свалка твердых коммунальных отходов п. Добрятино, Гусь-Хрустальный р-н |
1,5 |
п. Добрятино - 0,5 км арт. скважина п. Добрятино - 1,9 км |
2000-2014 |
2020 |
7 |
Городская свалка твердых коммунальных и производственных отходов г. Курлово |
5 |
г. Курлово - 0,9 км р. Гусь - 5,0 км Координаты: СевШир 55,28,51 ВостДолг 40,36,41 |
1990-2014 |
2019-2020 |
8 |
Камешковская городская свалка твердых коммунальных отходов |
12,42 |
до д. Тереховицы - 1,30 км до а/д Хохлово - Камешково - 0,50 км до г. Камешково - 2,50 км |
2016 |
2020 |
9 |
Ковровская свалка твердых коммунальных отходов, Ковровский район |
12 |
г. Ковров - 5,0 км р. Клязьма - 1,05 км Координаты: СевШир 56,23,54 ВостДолг 41,24,23 |
1965-2011 |
2020 |
10 |
Петушинская городская свалка ТКО и промотходов Петушинский р-н |
6 |
г. Петушки - 0,5 км р. Клязьма - 0,6 км Координаты: СевШир 55,54,41.12 ВостДолг 39,26,26.43 |
1976-2014 |
2020 |
11 |
Свалка ТКО и промотходов п. Красная Горбатка |
3,5 |
п. Красная Горбатка - 3,5 км |
1969-2014 |
2019-2020 |
12 |
Собинская городская свалка ТКО |
11,9 |
д. Перебор - 0,8 км ручей Глухой - 0,5 км |
1967 - 2014 |
2020 |
13 |
Суздальская городская свалка ТКО |
6 |
д. Хламово - 0,47 км р. Нерль -1,6 км Координаты: СевШир 56,28,31 ВостДолг 40,29,48 |
1995-2011 |
2020 |
14 |
Юрьев-Польская городская свалка ТКО |
3,74 |
от г. Юрьев-Польский - 1 км |
2017 |
2020 |
Реализация мероприятия обеспечит рекультивацию и экологическую реабилитацию территорий, на которых расположены 14 свалок ТКО, требующих рекультивации и экологической реабилитации и представляющих значительные экологические риски для близлежащих населенных пунктов.
Основное мероприятие 4.6 "Создание на территории Владимирской области инфраструктуры обращения с отходами производства кроме твёрдых коммунальных отходов, в том числе отходов от использования товаров"
Реализация мероприятия направлена на создание инфраструктуры утилизации крупногабаритных отходов, отходов электронного и электрического оборудования, обезвреживание опасных, медицинских и биологических отходов, отходов строительства и сноса, создание современных производств по переработке изношенных автомобильных шин и резинотехнических изделий.
Задачи мероприятия:
- создание условий для привлечения внебюджетных инвестиций в отрасль обращения с отходами кроме твёрдых коммунальных отходов;
- реализация инвестиционных проектов по утилизации отходов кроме твёрдых коммунальных отходов, включая приобретение специальной техники.
Территориальной схемой предусмотрено создание и расширение 6 объектов утилизации отходов, в том числе:
- 4 предприятия по глубокой переработке полимеров на МСК "Владимир", МСК "Ковров", МСК "Муром", на МСК "Александров";
- по обработке КГО и оргтехники на МСС "Ковров";
- предприятие по переработке резинотехнических и полимерных отходов МПЗ "Костерево".
Планируемые объекты утилизации по Владимирской области
(в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Владимирской области)
N |
Наименование объекта |
Вид объекта |
Статус объекта |
Мощность, тонн |
1 |
Предприятие по глубокой переработке полимеров МСК "Владимир" |
объект утилизации |
планируемый |
8 000,00 |
2 |
Предприятие по глубокой переработке полимеров МСК "Ковров" |
объект утилизации |
планируемый |
8 000,00 |
3 |
Предприятие по глубокой переработке полимеров МСК "Муром" |
объект утилизации |
планируемый |
4 000,00 |
4 |
Предприятие по глубокой переработке полимеров МСК "Александров" |
объект утилизации |
планируемый |
2 000,00 |
5 |
Предприятие по обработке КГО и оргтехники МСС "Ковров" |
объект обработки |
планируемый |
30 000,00 |
6 |
Предприятие по переработке резинотехнических и полимерных отходов МПЗ "Костерево" |
объект утилизации |
планируемый |
10 000,00 |
Конечными результатами реализации мероприятия являются:
- увеличение доли утилизированных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов данного вида;
- увеличение доли утилизированных, обезвреженных крупногабаритных отходов в общем объеме образовавшихся отходов данного вида;
- рост количества эксплуатируемых современных объектов по утилизации крупногабаритных отходов, отходов электронного и электрического оборудования, отходов строительства и сноса, отходов от использования товаров.
IV. Ресурсное обеспечение подпрограммы
Общий объем финансирования мероприятий подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 7 587 095,1 тыс. руб., в том числе: за счет средств федерального бюджета - 44 420,0 тыс. руб., областного бюджета - 15 448,2 тыс. руб., местных бюджетов - 130 792,2 тыс. руб.; внебюджетных источников - 7 335 000,0 тыс. руб.
Объем ресурсного обеспечения реализации подпрограммы по годам представлен в таблице 3.
Объемы бюджетных средств областного бюджета на обеспечение подпрограммы утверждаются законом Владимирской области об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период и подлежат ежегодному уточнению при формировании проектов областного бюджета, могут быть скорректированы в установленном порядке.
Объем средств федерального, местных бюджетов и внебюджетных средств подлежит корректировке в ходе исполнения программных мероприятий с учетом фактического участия в их реализации органов местного самоуправления, предприятий и организаций области.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 31 января 2018 г. N 49 "О внесении изменений в приложение к постановлению... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.