Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Александровского района
Владимирской области
от 1 марта 2018 г. N 351
Порядок
взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
1. Общие положения
1.1 Настоящий Порядок (далее Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (далее - Федеральный закон N 120- ФЗ), Законом Владимирской области от 02.10.2017 N 80-ОЗ "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав во Владимирской области"; постановлением Губернатора области от 27.01.2006 N 51 "Об утверждении положения о едином банке данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях" и определяет порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по своевременному выявлению, учету, организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, принятию мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (далее - взаимодействие субъектов системы профилактики).
1.2 Выявление, учет и организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, рассматриваются как комплекс социальных, правовых, педагогических и иных мер, профессиональных действий органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по установлению обстоятельств, способствующих:
- безнадзорности;
- беспризорности;
- обстановке, представляющей опасность для жизни и (или) здоровья несовершеннолетнего, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию;
- совершению правонарушений или антиобщественных действий несовершеннолетними;
- неисполнению родителями (законными представителями) своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательному влиянию на несовершеннолетнего, жестокому обращению с ним,
- совершению преступлений несовершеннолетними.
1.3. В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят органы и учреждения, указанные в ст. 4 Федерального закона N 120-ФЗ.
1.4. Индивидуальная профилактическая работа осуществляется в отношении лиц, указанных в ст. 5 Федерального закона N 120-ФЗ, на основаниях и в сроки, предусмотренные ст. 6 и ст. 7 Федерального закона N 120-ФЗ.
2. Основные цели, задачи и принципы взаимодействия субъектов системы профилактики
Основными целями взаимодействия субъектов системы профилактики являются:
- устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, совершению правонарушений и преступлений в отношении детей;
- устранение причин и условий, способствующих семейному неблагополучию;
- защита прав и законных интересов несовершеннолетних;
- повышение эффективности межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации системы социальных, правовых, психолого-педагогических и иных мер, направленных на нормализацию внутрисемейных отношений.
Основными задачами взаимодействия субъектов системы профилактики являются:
- своевременное выявление семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, устранение причин и условий, способствующих этому;
- проверка условий жизни несовершеннолетнего, его семьи;
- принятие решения о постановке и о снятии семьи и несовершеннолетнего на учет (с учета) в банк данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социальной опасном положении;
- разработка и реализация комплексного межведомственного плана индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящейся в социально опасном положении;
- осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетнего.
Взаимодействие субъектов системы прифилактики основывается на следующих принципах:
- законности;
- демократизма;
- гуманного обращения с несовершеннолетними;
- поддержки семьи и взаимодействия с ней;
- индивидуального подхода к несовершеннолетним с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
- обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
3. Основные понятия
Настоящий Порядок использует следующие понятия в работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями.
Безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального ущерба ребенку путем умышленного действия, а также пренебрежение родителями, воспитателем, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.
Семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Основными критериями отнесения семей к этой категории являются:
неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних своих обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие у детей необходимой одежды по сезону; отсутствие регулярного питания в соответствии с возрастом; отсутствие условий, в том числе соблюдения санитарно-гигиенических правил;
отсутствие ухода за детьми в соответствии с возрастом; отказ от лечения ребенка при наличии медицинских показаний; оставление детей по месту проживания (пребывания) или на улице или в ситуации, создающей угрозу их жизни и здоровью; рецидивы отравлений или бытовых травм у детей;
наличие факторов, отрицательно влияющих на воспитание детей со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних:
злоупотребление алкогольной и спиртосодержащей продукцией;
употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача;
попрошайничество, проституция и другие;
вовлечение детей в совершение правонарушений и антиобщественных действий (попрошайничество, проституцию, употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, употребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и другие);
жестокое обращение с детьми со стороны родителей или иных законных представителей несовершеннолетних (причинение вреда физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию);
отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей, приводящее к нарушению прав ребенка на образование или к совершению ребенком противоправных деяний (за исключением малозначительных) вследствие виновного противоправного поведения родителей или иных законных представителей;
наличие в семье детей, находящихся в социально опасном положении;
иные признаки, свидетельствующие о создании действиями или бездействием родителей или иных законных представителей несовершеннолетних социально опасных условий, а также условий, препятствующих нормальному воспитанию и развитию несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Межведомственная индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и семьи, находящихся в социально опасном положении, (далее МИПСРН) - форма ведения документации об осуществлении индивидуальной профилактической работы. Содержит подробные записи о семье, ребенке; начальную информацию о социальном, психологическом статусе, состоянии здоровья, социальном и индивидуальном развитии; задачи коррекционно-реабилитационной работы; комплекс необходимых профилактических мер, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и ориентированных на реабилитацию конкретного ребенка и его семьи, с указанием сроков и ответственных за исполнение каждого пункта программы; сведения о происходящих в семье изменениях.
Межведомственная рабочая группа - коллегиальный орган, утвержденный муниципальной комиссией по делам несовершеннолетних для организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей и выполняющий следующие задачи:
- согласования индивидуальных программ комплексной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
- организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей;
- проведение анализа реализации ИПСР вышеназванных категорий несовершеннолетних и их семей.
4. Организация межведомственного взаимодействия в деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по выявлению, учету и реабилитации несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
4.1. Выявление семей и детей осуществляется в соответствии с требованиями ст. 122 Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона N 120-ФЗ.
4.2. Если содержание информации о фактах социально опасного положения, полученной субъектом профилактики, позволяет сделать вывод, что жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная (объективная, непосредственная) опасность, субъект профилактики организует немедленную (экстренную) проверку с выходом в адрес места жительства несовершеннолетнего, на место происшествия.
Для первичного обследования условий жизни несовершеннолетнего и его семьи должны быть привлечены специалисты следующих субъектов системы профилактики:
1) органов внутренних дел - в случаях получения информации:
- о неисполнении обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и законных интересов несовершеннолетних родителями или иными лицами, на которых возложены эти обязанности;
- о причинении несовершеннолетним различного вида телесных повреждений: побои, истязания;
- об угрозе причинения или причинении насильственных действий сексуального характера против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних;
- об изготовлении и/или обороте материалов, предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних;
- о вовлечении несовершеннолетних взрослыми лицами в совершение преступлений либо антиобщественных действий, в том числе в употребление спиртных напитков, наркотических средств, одурманивающих веществ, занятие бродяжничеством, попрошайничеством, проституцией;
- о доведении несовершеннолетних лиц до самоубийства, совершении ими суицидальных попыток;
- о нахождении несовершеннолетних в местах, запрещенных для посещения детьми, а также в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих);
- о совершении несовершеннолетним любых фактов противоправных деяний.
2) органов опеки и попечительства - в случаях получения информации:
- о смерти родителей несовершеннолетних, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, их болезни;
- о длительном отсутствии родителей несовершеннолетних;
- об уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций;
- о других случаях отсутствия родительского попечения;
- о создании действиями или бездействием родителей (лиц, их заменяющих) условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
- о совершении любых фактов противоправных деяний несовершеннолетними, находящимися по опекой (попечительством), а также в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3) органов управления здравоохранением и (или) учреждений здравоохранения
- в случаях получения информации:
- о несовершеннолетних, нуждающихся в медицинском обследовании, лечении и наблюдении;
- о родителях несовершеннолетнего, которые систематически и намеренно не выполняют рекомендации по лечению, профилактике и уходу за ребенком (детьми);
- о жестоком обращении с ребенком, способному привести (или приводящему) к фактическому ущербу для здоровья, развития ребенка, его достоинства;
- о несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;
4) органов управления образованием и (или) образовательных учреждений - в случаях получения информации:
- о несовершеннолетних или семьях, где ребенок (дети) не посещают или систематически пропускают занятия в образовательных учреждениях;
- о выявлении несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, а также имеющих проблемы в обучении;
- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ-интернатов и других образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
5) учреждений социального обслуживания - в случаях получения информации:
- о выявлении семей и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью;
- о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из областных государственных учреждений социального обслуживания, из семей;
- о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении социальных услуг, мер социальной поддержки, адресной материальной помощи;
6) органов службы занятости - в случаях получения информации:
- о выявлении семей и несовершеннолетних, нуждающихся в предоставлении услуг по трудоустройству или профессиональной ориентации.
7) уголовно-исполнительных инспекций - в случаях получения информации:
- о выявлении семьи, где один или оба родителя, осуждены к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, непогашенную судимость;
- о несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
8) других органов и учреждений, общественных объединений, осуществляющих меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - в случае необходимости.
4.3. В случае выявления факта жестокого обращения с детьми или выявления детей, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни и здоровью, информация незамедлительно сообщается в органы прокуратуры, внутренних дел, опеки и попечительства.
4.4. В случае выявления факта, указывающего на возможное совершение в отношении несовершеннолетнего преступления против половой свободы и половой неприкосновенности (ст. ст. 131-135 УК РФ), информация незамедлительно сообщается в следственные органы Следственного комитета России.
5. Постановка на учет в банк данных Владимирской области о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и организация комплексной индивидуальной профилактической работы
5.1. В случае подтверждения по результатам проверки наличия признаков семейного неблагополучия, на основании информации органов и учреждений системы профилактики, КДН и ЗП рассматривает вопрос о постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет в Банк данных, и определяет статус "находящийся в социально опасном положении" и органы и учреждения, работающие с семьей.
5.2. Решение КДН и ЗП оформляется постановлением, копии которого в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения о постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет в Банк данных, направляются:
1) в учреждение социального обслуживания, ответственного за формирование единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях;
3) во все субъекты системы профилактики для внесения предложений в межведомственную индивидуальную программу социальной реабилитации несовершеннолетних (МИПСРН).
Учреждение социального обслуживания населения в течение десяти дней изучает социально-бытовые и материальные условия несовершеннолетнего и его семьи, социальное окружение, проблемы взаимоотношений между членами семьи, разрабатывает проект МИПСРН с учетом предложений и направляет его в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав утверждает предоставленные программы, состав МРГ, куратора случая, действующего на основании положения (Приложение N 2 к настоящему Порядку), и направляет МИПСРН на исполнение в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
6. Межведомственная организация индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении
6.1. Для организации индивидуальной профилактической и социально-реабилитационной работы в отношении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей создается коллегиальный орган - межведомственная рабочая группа, действующая на основании положения (Приложение N 1 к настоящему Порядку).
6.2. По истечении 6 месяцев с момента постановки несовершеннолетнего и его семьи на учет в Банк данных на очередном заседании МРГ:
- заслушиваются субъекты системы профилактики, на ведомственном учете которых состоит несовершеннолетний и его семья;
- анализируется необходимость продолжения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи, с внесением корректив в межведомственный комплексный план;
- принимается решение о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи или снятии их с учета Банка данных;
- в случае принятия решения о продолжении индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи определяется новый срок проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи, готовится проект актуализированной МИПСРН и направляется на очередное заседание КДН и ЗП.
6.3. По ходатайству органов и учреждений системы муниципальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривается вопрос о снятии несовершеннолетних с учета из единого банка данных детей и семей, находящихся в социально опасном положении.
6.4. Секретарь МРГ ежеквартально предоставляет в муниципальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав аналитическую информацию о разработке и реализации МИПСРН и актуальные списки несовершеннолетних и их семей, состоящих на учете и находящихся в социально опасном положении.
6.5. Индивидуальная профилактическая работа в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, проводится в сроки:
- необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним;
- до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действия несовершеннолетних;
- достижения несовершеннолетними возраста восемнадцати лет;
- наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
7. Организация межведомственного взаимодействия при использовании информации, поступающей на детский телефон доверия
Учреждения, получившие информацию на детский телефон доверия о случаях жестокого обращения с детьми, иных случаях, связанных с решением проблем детского и семейного неблагополучия, незамедлительно передают данную информацию в орган внутренних дел, опеки и попечительства и учреждение социального обслуживания семьи и детей.
Учреждение социального обслуживания в день приема информации совместно с органом внутренних дел, опеки и попечительства осуществляет проверку указанных фактов, в случае их подтверждения организуют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ.
Приложение N 1
к Порядку
Положение
о межведомственной рабочей группе по разработке и реализации ИПР несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регламентирует деятельность межведомственной рабочей группы по разработке и реализации межведомственной индивидуальной программы ИПР несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и его семьи (далее - рабочая группа), созданной при учреждении социальной обслуживания на который возложены полномочия по проведению социальной и иной реабилитации несовершеннолетних и оказанию им помощи.
1.2. Рабочая группа - это группа специалистов из субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, объединенная общей целью, выполнением задач и общим подходом, для реализации которых она поддерживает внутри себя взаимную ответственность;
1.3. Деятельность рабочей группы направлена на разработку и реализацию корректировку (при необходимости программы ИПР.
1.4. Принятые на заседании рабочей группы решения отражаются в протоколе заседания рабочей группы, обязательны для исполнения всеми ее членами.
1.5. Протоколы заседаний рабочих групп регистрируются и хранятся в учреждение социального обслуживания, которое является держателем единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях.
2. Состав рабочей группы
2.1. В состав рабочей группы входят:
- председатель - руководитель учреждения социального обслуживания на который возложены полномочия по проведению социальной и иной реабилитации несовершеннолетних и оказанию им помощи.
- секретарь - специалист учреждения социального обслуживания, выполняющий функциональные обязанности по формированию единого банка данных о несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семьях;
- специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (не менее 3-5 человек), принимающие непосредственное участие в разработке и реализации ИПР;
- куратор случая - из числа специалистов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
2.2. Специалисты субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и куратор случая включаются в состав рабочей группы, исходя из индивидуальных особенностей и проблем несовершеннолетнего и его семьи;
2.3. В состав рабочей группы может быть включен наставник несовершеннолетнего из числа лиц, не являющихся работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, но пользующийся авторитетом несовершеннолетнего и выразивший добровольное участие в его судьбе;
2.4. В состав рабочей группы могут быть включены руководители органов и учреждений субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, их заместители, возглавляющие профилактическую работу своего ведомства, представители администрации района, если разрешение семейной проблематики требует административного решения, а также представители общественности.
2.5. Состав рабочей группы определяется индивидуально для каждого несовершеннолетнего и (или) его семьи и утверждается постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - КДН и ЗП) при утверждении межведомственной индивидуальной программы реабилитации несовершеннолетнего и его семьи, как находящихся в социально опасном положении;
2.6. В состав рабочей группы могут вноситься изменения в ходе реализации программы ИПР, с учетом динамики семейной ситуации, кадровыми изменениями.
3. Цели, задачи и функции рабочей группы
3.1. Целью рабочей группы является определение первоначального и динамического статуса несовершеннолетнего и (или) его семьи, разработка и реализация ИПР, анализ реализации ИПР.
3.2. Основными задачами рабочей группы являются:
- диагностика индивидуальных особенностей, проблем и ресурсов (внутренних и внешних) несовершеннолетнего и его семьи;
- объединение и систематизация информации о несовершеннолетнем и его семье, которой владеют специалисты субъектов системы профилактики на момент постановки на учет;
- разработка индивидуального маршрута психолого-педагогического и социально-экономического и правового сопровождения несовершеннолетнего и его семьи, способствующего выходу из социально опасного положения (выбор технологии);
- содействие несовершеннолетнему и членам его семьи в реализации, защите и восстановлении прав и законных интересов;
- обеспечение своевременной реализации конкретных мероприятий ИПР.
- выбор содержания и форм, определение сроков и лиц, ответственных за реализацию мероприятий ИПР;
- распределение обязанностей в соответствии с компетенцией субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по участию в реализации ИПР несовершеннолетнего и его семьи;
- осуществление проблемно-ориентированного анализа реализуемой ИПР.
3.3. К функциям рабочей группы относятся:
- диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, потенциальных возможностей и способностей детей, распознание характера отклонений в их поведении;
- защитная - предполагает защиту несовершеннолетнего, попавшего в неблагоприятные условия жизни;
- профилактическая - заключается в разработке и включении в программу реабилитации несовершеннолетнего мероприятий, направленных на предупреждение возникновения осложнений в процессе реабилитации;
- координирующая - предполагает координацию и объединение усилий всех служб системы профилактики по решению проблем семей и обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
- реабилитирующая (восстановительная) - предполагает восстановление связей и позитивных линий развития.
4. Ответственность рабочей группы
4.1. Рабочая группа несет ответственность за:
- соблюдение принципов индивидуального подхода при разработке и реализации ИПР с привлечением максимально необходимого комплекса ресурсов субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- согласованность действий субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при реализации мероприятий ИПР;
- разработку и реализацию в полном объеме и в установленные сроки мероприятий ИПР;
- соответствие разработанной ИПР действующему законодательству.
5. Права рабочей группы
5.1. Рабочая группа имеет право:
- вносить предложения, дополнения и изменения в ИПР;
- инициировать снятие несовершеннолетнего и (или) его семьи с учета, переведение на менее жесткий контроль;
- вносить предложения по изменению состава рабочей группы;
- вносить предложения по замене куратора;
- готовить рабочие материалы и предложения по совершенствованию деятельности рабочей группы.
6. Организация работы рабочей группы
6.1. Заседания рабочей группы проходят не реже одного раза в три месяца с момента утверждения программы ИПР (в исключительных случаях, по разрешению проблемы, требующей срочного коллегиального решения, экстренно) в учреждении социального обслуживания, на которое возложены полномочия по проведению социальной и иной реабилитации несовершеннолетних и оказанию им помощи.
6.2. Итогом заседания рабочей группы является:
- план первоочередных мероприятий работы с семьей по защите прав несовершеннолетнего;
- проект ИПР;
- анализ реализации мероприятий ИПР;
- предложения в корректировку ИПР;
6.3. Итоги заседания рабочей группы оформляются в аналитический отчет по реализации ИПР и ежеквартально направляются в муниципальную КДН и ЗП.
6.4. В заседании рабочей группы может принимать участие несовершеннолетний и (или) родитель или законный представитель несовершеннолетнего.
6.5. В случаях, когда несовершеннолетний и (или) родитель (законный представитель) не принимают участия в заседании рабочей группы, в протоколе в обязательном порядке отражается информация о мероприятиях по привлечению несовершеннолетнего и его семьи в работу по реализации ИПР.
6.6. В случаях необходимости заседания рабочей группы проходят в семье по месту жительства.
Приложение N 2
к Порядку
Положение
о кураторе случая
1. Общие положения
1.1. Куратор случая (далее - куратор)- член комиссии по делам несовершеннолетних, представитель органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, сопровождающий несовершеннолетнего и (или) его семью (далее - подопечный) с целью вывода из социально опасного положения.
1.2. Куратор закрепляется за подопечным на основании рекомендаций учреждения социального обслуживания, на который возложены полномочия по проведению социальной и иной реабилитации несовершеннолетних и оказанию им помощи постановлением муниципальной КДН и ЗП при постановке несовершеннолетнего и его семьи на учет, как находящихся в социально опасном положении, на весь период индивидуально-профилактической и реабилитационной работы с подопечным;
1.3. Куратор закрепляется из числа специалистов органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних района, исходя из специфики проблем подопечных;
1.4. Куратор взаимодействует со специалистами всех органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и социальным окружением подопечных;
1.5. Куратор является посредником между подопечным и рабочей группой.
1.6. Методическую помощь кураторам в работе с подопечными оказывают специалисты учреждения социально обслуживания, на который возложены полномочия по проведению социальной и иной реабилитации несовершеннолетних и оказанию им помощи (далее Центр);
1.7. Основными принципами деятельности куратора является профессиональная компетентность, гуманизм, уважение к личности, ответственность, поддержка и индивидуальный (лично-ориентированный) подход.
1.8. Куратор осуществляет работу с подопечным в рамках основной деятельности, предусмотренной должностной инструкцией.
1.9. Замена куратора осуществляется в следующих случаях:
- по ходатайству Центра, в том случае, если куратор не пользуется авторитетом, слабо организует свою работу;
- по ходатайству самого куратора в случае обоснования своего ходатайства;
- по просьбе несовершеннолетнего и (или) его семьи;
- при изменении специфики проблем подопечного;
- при изменении кадрового состава.
2. Содержание работы куратора
Куратор случая в своей работе с подопечным осуществляет следующую деятельность:
2.1. Знакомит подопечных:
- с постановлением муниципальной КДН и ЗП о постановке на учет;
- с составом межведомственной рабочей группы и содержанием программы ИПР.
2.2. Выстраивает конструктивное взаимодействие с подопечным. Направляет усилия на создание благоприятного климата во внутрисемейных отношениях Подопечных;
2.3. Осуществляет патронаж подопечного, в том числе с привлечением членов межведомственной рабочей группы: посещает по месту жительства, проводит профилактические беседы, дает рекомендации по разрешению трудной жизненной ситуации;
2.4. Организует, привлекая членов межведомственной рабочей группы, комплексную помощь в соответствии с программой ИПР;
2.5. Способствует, привлекая членов межведомственной рабочей группы занятости подопечного через вовлечение его в различные мероприятия (социальные, досуговые, спортивные) и трудовую деятельность;
2.6. Информирует подопечного о местах и возможностях получения необходимой помощи для разрешения сложившейся трудной ситуации;
2.7. Содействует выявлению, диагностике и развитию ресурсов подопечного, которые могут способствовать разрешению его ситуации;
2.8. Формирует и поддерживает мотивацию подопечного на преодоление возникших трудностей;
2.9. Проводит постоянный мониторинг ситуации в семье подопечных.
3. Обязанности куратора случая
Куратор случая в работе с подопечными обязан:
3.1. Соблюдать следующие принципы:
- принцип конфиденциальности,
- принцип анализа потребностей подопечного,
- принцип направленности в будущее,
- принцип без оценочного отношения к подопечному и членам его семьи,
- принцип разделения ответственности.
3.2. Осуществлять индивидуальный подход при реализации мероприятий программы ИПР подопечных.
3.3. Использовать в профилактической и реабилитационной работе с подопечным методы и технологии, направленные на развитие устойчивых навыков самостоятельного решения проблем, исключающих иждивенческое поведение:
1) Направление усилия на поиск возможных путей выхода из проблемной ситуации, а не поиск виновного в случившемся
2) Куратор несет профессиональную ответственность не за результат реализации программы ИПР, а за оказание посильного содействия в принятии несовершеннолетним и его семьей мероприятий программы ИПР и их активному участию в этих мероприятиях.
Ответственность за позитивные/негативные изменения семейной ситуации лежат на членах семьи;
3.4. Предоставлять информацию о динамике семейной ситуации подопечного и эффективности мероприятий ИПР; информацию о необходимости внесения изменений в ИПР (изменение приоритета в реализации мероприятий, исключение мероприятий из программы ИПР, включение новых мероприятий в ИПР, привлечение в программу ИПР субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних) на заседания межведомственной рабочей группы;
3.5. Максимально использовать ресурсы района для решения целей и задач программы ИПР.
3.6. Доводить до подопечных их права, обязанности, правила поведения в общественных местах, разъяснять меру ответственности за нарушение действующего законодательства.
3.7. Сообщать подопечным необходимые сведения о субъектах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, культурно-развлекательных и спортивных учреждениях.
4. Права куратора случая
Куратор случая в пределах своей компетентности имеет право:
4.1. Обращаться в муниципальную КДН и ЗП, Центр и субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних с предложениями по улучшению качества профилактической и реабилитационной работы с подопечными.
4.2. Инициировать межведомственное посещение подопечного и его семьи по месту жительства.
4.3. Обращаться в учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи за оказанием методической, психологической и иной помощи в реализации мероприятий программы ИПР подопечных;
4.4. Информировать муниципальную КДН и ЗП о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий программы ИПР подопечных либо отказе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в оказании содействия в реализации мероприятий программы ИПР.
4.6. Информировать муниципальную КДН и ЗП о неисполнении субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних мероприятий программы ИПР подопечных либо отказе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в оказании содействия в реализации мероприятий программы.
5. Ответственность куратора случая
5.1. Куратор случая несет ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящим положением, в соответствии с действующим законодательством.
6. Организация работы куратора случая
6.1. Общее руководство за организацией работы куратора случая осуществляет руководитель органа (учреждения), где работает куратор.
6.2. Мониторинг за организацией работы куратора осуществляет Центра;
6.3. С целью оказания помощи куратору муниципальная КДН и ЗП совместно с Центром (по заявкам куратора) организует совещания по методическим, теоретическим и практическим вопросам работы в группе, по обмену опытом кураторов.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
6.3. По окончании реализации программы ИПР на заседании муниципальной КДН и ЗП куратор представляет итоги своей работы с подопечным и вносит предложения в дальнейшую работу.
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Александровского района Владимирской области от 1 марта 2018 г. N 351 "О внесении изменений... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.