Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации района
от 17 апреля 2018 г. N 314
Порядок
проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Селивановского района (далее - Порядок)
1. Общие положения
1.1. Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (далее НПА) и проектов нормативных правовых актов администрации Селивановского района разработан в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и устанавливает правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов администрации Селивановского района.
1.2. Целью антикоррупционной экспертизы является выявление и последующее устранение коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и в проектах нормативных правовых актов администрации Селивановского района.
1.3. Не подлежат независимой антикоррупционной экспертизе нормативные правовые акты и проекты нормативных правовых актов администрации Селивановского района, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
1.4. Предметом антикоррупционной экспертизы являются постановления и распоряжения администрации Селивановского района, проекты постановлений и распоряжений администрации Селивановского района имеющие нормативно-правовой характер и регулирующие правоотношения в сферах и полномочиях с повышенным риском коррупции.
1.5. Задачами антикоррупционной экспертизы является выявление и описание коррупциогенных факторов в НПА и их проектах, в том числе внесение предложений и рекомендаций, направленных на устранение или ограничение действий таких факторов.
1.6. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов являются:
- обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
- обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
- сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
1.7. При подготовке проекта НПА должностные лица структурных подразделений администрации Селивановского района, осуществляющие подготовку соответствующего проекта (далее - разработчик НПА), или другие заинтересованные лица, осуществляющие подготовку проекта (далее по тексту - разработчик НПА), должны стремиться к недопущению включения в текст проекта НПА норм, содержащих коррупциогенные факторы.
1.8. При проведении антикоррупционной экспертизы юридический отдел администрации Селивановского района руководствуется федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законами и подзаконными актами Владимирской области, настоящим Порядком.
2. Коррупциогенные факторы
2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и/или обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции являются:
а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие местного самоуправления или организации (их должностных дублирующих полномочий государственного органа, органа лиц);
б) определение компетенции по формуле "вправе" - диспозитивное установление возможности совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;
в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц);
г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества - наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или организации, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;
д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;
е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий - установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;
ж) отсутствие или неполнота административных процедур - отсутствие порядка совершения государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;
з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур - закрепление административного порядка предоставления права (блага);
и) нормативные коллизии - противоречия, в том числе внутренние, между нормами, создающие для государственных органов, органов местного самоуправления или организаций (их должностных лиц) возможность произвольного выбора норм, подлежащих применению в конкретном случае.
2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:
а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;
б) злоупотребление правом заявителя государственными органами, органами местного самоуправления или организациями (их должностными лицами) - отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;
в) юридико-лингвистическая неопределенность - употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.
3. Процедура проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов и проектов муниципальных нормативных правовых актов
3.1. Завизированный руководителями всех заинтересованных структурных подразделений нормативный правовой акт или его проект до подписания главой администрации Селивановского района направляется в юридический отдел администрации Селивановского района для проведения антикоррупционной экспертизы.
3.2. Антикоррупционную экспертизу проходят все нормативные правовые акты, проекты нормативных правовых актов, регулирующие правоотношения, указанные в пункте 1.4 настоящего Порядка.
3.3. В случае выявления (не выявления) коррупциогенных факторов по результатам антикоррупционной экспертизы юридическим отделом администрации Селивановского района составляется заключение по форме согласно приложению к Порядку, в соответствии с разделом 4 настоящего Порядка.
4. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы
4.1. По результатам антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов и в случае выявления (не выявления) коррупциогенных факторов юридическим отделом администрации Селивановского района составляется заключение.
4.2. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы состоит из вводной части, описательной части и выводов.
4.3. Вводная часть должна содержать:
- дату проведения экспертизы;
- наименование нормативного правового акта или его проекта, проходящего антикоррупционную экспертизу.
4.4. Описательная часть заключения составляется по одной из следующих форм:
- в форме последовательного изложения норм, содержащих коррупциогенные факторы (с описанием и рекомендациями по их устранению), в порядке расположения этих норм в проекте нормативного правового акта. При этом для каждой нормы указываются все выявленные в ней типичные коррупциогенные факторы и рекомендации по их устранению;
- в форме последовательного перечня коррупциогенных факторов, содержащихся в нормах нормативного правового акта или его проекта.
При этом после указания содержащегося в нормативном правовом акте или его проекте коррупциогенного фактора приводятся все нормы, в которых он содержится, с описанием его проявления в каждой из этих норм (или в нескольких аналогичных нормах) и рекомендации по устранению коррупциогенного фактора для каждой из норм, нескольких или всех содержащих его норм.
4.5. Выводы по результатам экспертизы должны соответствовать исследовательской части заключения.
4.6. Срок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов: не более 10 дней с даты поступления в юридический отдел администрации Селивановского района.
4.7. Заведующий юридическим отделом администрации Селивановского района ставит отметки (дата, результат антикоррупционной экспертизы ) о нормативных правовых актах (их проектов), подвергнутых антикоррупционной экспертизе, в журнале регистрации нормативных правовых актов администрации Селивановского района.
4.8. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы направляется разработчику проекта нормативного правового акта в срок не более 2 рабочих дней с даты составления заключения. Копия заключения хранится у специалиста администрации Селивановского района по вопросам документооборота.
4.9. Заключение по результатам антикоррупционной экспертизы вынесенное юридическим отделом администрации Селивановского района имеет рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению разработчиком.
4.10. Положения проекта нормативного правового акта, способствующие созданию условий для проявления коррупции, выявленные при проведении антикоррупционной экспертизы, устраняются разработчиком нормативного правового акта на стадии его доработки в срок, не превышающих 2 рабочих дней с даты направления юридическим отделом администрации Селивановского района заключения о содержании в проекте нормативного правового акта коррупциогенных факторов.
4.11. В срок, не превышающий 2 рабочих дней после устранения выявленных коррупциогенных факторов, разработчик проекта нормативно правого акта направляет проект нормативного правового акта в юридический отдел администрации Селивановского района для повторного проведения антикоррупционной экспертизы. В этом случае срок проведения повторной антикоррупционной экспертизы не может превышать 2 рабочих дней.
4.12. В случае несогласия с результатами антикоррупционной экспертизы, свидетельствующими о наличии в проекте нормативного правового акта положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, разработчик нормативного правового акта в срок, не превышающий 2 рабочих дней, направляет этот проект главе администрации Селивановского района (а в его отсутствие иному должностному лицу) для принятия решения с приложением заключения по результатам проведения антикоррупционной экспертизы и обосновывающих материалов.
5. Независимая антикоррупционная экспертиза
5.1. В отношении НПА, проектов актов может проводиться независимая антикоррупционная экспертиза.
5.2. Независимая антикоррупционная экспертиза актов проводится по результатам мониторинга.
5.3. Независимая антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов проводится в период их подготовки.
5.4. Независимая антикоррупционная экспертиза проводится юридическими и физическими лицами, получивших аккредитацию на проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в инициативном порядке за счет собственных средств ее инициатора, в соответствии с Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96.
5.5. Структурные подразделения администрации Селивановсокго района в целях обеспечения возможности проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, за исключением проектов актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, обеспечивают размещение проектов нормативных правовых актов в течение рабочего дня, соответствующего дню направления указанных проектов на рассмотрение в юридический отдел администрации Селивановского района, на официальном сайте муниципального образования Селивановский район Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5.6. При размещении проектов нормативных правовых актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы на официальном сайте муниципального образования Селивановский район Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указываются адрес электронной почты для направления экспертных заключений, даты начала и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы.
5.7. Срок проведения независимой антикоррупционной экспертизы проекта нормативного правового акта - в течение семи календарных дней со дня размещения проекта акта на официальном сайте муниципального образования Селивановский район Владимирской области в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет".
5.8. Поступившие в юридический отдел администрации Селивановского района заключения по результатам независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов в форме электронного документа или в бумажном виде регистрируются в течение двух рабочих дней со дня их поступления и передаются (направляются) в юридический отдел в течение 2 рабочих дней.
5.9. В случае если поступившее заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы не соответствует форме, утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, юридический отдел администрации Селивановского района возвращает такое заключение не позднее 30 дней после его регистрации с указанием причин возврата.
5.10. Заключение независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер, подлежит обязательному рассмотрению.
5.11. При несогласии юридического отдела администрации Селивановского района с выводами независимой антикоррупционной экспертизы юридическим отделом в 2-х дневный срок составляется мотивированное заключение, которое с заключением независимой антикоррупционной экспертизы передается главе администрации Селивановского района (а в его отсутствие иному должностному лицу) для принятия решения по существу.
5.12. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую антикоррупционную экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.