Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к приказу
Департамента образования
от 29 октября 2018 г. N 1005
Концепция
развития школьных информационно-библиотечных центров в образовательном пространстве Владимирской области
1. Общие положения
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров в образовательном пространстве Владимирской области (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития школьных информационно-библиотечных центров (далее - ШИБЦ) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в регионе. Концепция задает долгосрочные ориентиры развития ШИБЦ во Владимирской области и определяет статус, цели, приоритеты и инструменты решения практических задач обеспечения реализации требований ФГОС ОО. Она исходит из анализа проблемной ситуации в деятельности школьных библиотек и учитывает происходящие в обществе демографические, политические, экономические, социально-культурные и информационно-технические изменения и их влияние на условия функционирования библиотечной системы региона в целом и школьных библиотек в частности.
В основу Концепции положена научно-практическая идея разработки модели сети информационно-библиотечных центров, предполагающая их горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Настоящая Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права в области школьных библиотек, с учетом отечественного и зарубежного опыта.
Концепция основывается на следующих документах:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010 N Пр-271), которая направлена, в том числе, на развитие комфортной и инновационной школьной среды, где важное место должна занять современная школьная библиотека;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 N 373);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 N 1897);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 N 413);
- Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (приказ Министерства образования и науки РФ от 15.06.2016 N 715);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";
- приказ Департамента образования администрации Владимирской области от 17.10.2018 N 974 "О создании регионального информационно-библиотечного центра".
2. Значение информационно-библиотечных центров
Современный информационно-библиотечный центр (далее - ИБЦ) представляет собой информационное пространство, в котором обеспечен равноправный и открытый доступ к качественным источникам информации на любых носителях, в том числе печатным, мультимедийным, цифровым.
Информационно-библиотечный центр - это пространство для культурной, профессиональной и образовательной деятельности всех участников образовательных отношений, место коллективного творчества, центр грамотности. ИБЦ становится пространством развития не только обучающихся, но и педагогических работников, местом обмена актуальными педагогическими методиками.
Важной тенденцией в развитии образования становится предоставление со стороны ШИБЦ инфраструктуры для электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Сообществом педагогов на базе ШИБЦ создаются авторский информационно-образовательный контент: электронные информационные и образовательные ресурсы, дистанционные курсы, интерактивные образовательные модули и т. д.
Вместе с тем ШИБЦ образовательной организации должен стать фундаментом и необходимым условием для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), то есть стать организационным и функциональным центром образовательного процесса, инфраструктурной основой для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
В целом, как показывает образовательная практика ведущих стран мира, школьная библиотека в настоящее время должна взять на себя не только обучающую, но и воспитательную (в том числе гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание), информационно-методическую, культурно-просветительскую, профориентационную и досугообеспечивающую функции, что отражено в представленной Концепции.
Основными факторами развития школьных библиотек как информационно-библиотечных центров являются:
- формирование и развитие организационной базы для развития деятельности ИБЦ;
- формирование и развитие ресурсной базы ИБЦ;
- формирование и развитие информационной культуры участников образовательной деятельности (способность и готовность персонала и пользователей к эффективному использованию ресурсов и технологий).
Статус информационно-библиотечного центра подчёркивает возможность выполнения требования ФГОС, что означает:
- обеспечение доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиаресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических текстово-графических и аудиовидеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся;
- информационную поддержку образовательной деятельности обучающихся и педагогических работников на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию);
- укомплектованность печатными и электронными информационно-образовательными ресурсами по всем предметам учебного плана: учебниками, в том числе учебниками с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы общего образования на определённых учредителем образовательной организации языках обучения, дополнительной литературой. Фонд дополнительной литературы должен включать отечественную, зарубежную классическую и современную литературу.
Таким образом, информационно-библиотечный центр образовательной организации должен стать организационным и функциональным центром образовательного процесса и обеспечить инфраструктурную основу для обеспечения условий реализации ФГОС в образовательных организациях.
3. Проблемы развития школьных библиотек
Во Владимирской области 338 муниципальных, 24 подведомственных Департаменту образования администрации области и 9 частных общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
В образовательном пространстве 371 школьная библиотека, их общий фонд составляет 5933800 экземпляров книг, из них 2596909 экземпляров учебников, 181500 экземпляров учебных пособий, 2845989 экземпляров художественной литературы, 122325 экземпляров справочного материала. Число посадочных мест для пользователей библиотек составляет 3869, из которых оснащены персональными компьютерами 485, в том числе с доступом к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - 401. 92 школьные библиотеки имеют электронный каталог. В библиотеках имеется 238 принтеров, 135 сканеров, 154 ксероксов. В 4-х библиотеках имеется стационарная интерактивная доска.
Мониторинг кадрового состава сотрудников школьных библиотек муниципальных общеобразовательных организаций показал, что возрастные показатели библиотекарей следующие: до 30 лет - 28 человек; от 30 до 50 лет -115 человек; старше 50 - 166. Стаж работы по специальности "библиотекарь" до 5 лет имеют 80 сотрудников школьных библиотек, от 5 до 15 лет - 66 человек, 15 лет и более - 155 человек.
В ряде общеобразовательных организаций обязанности библиотекарей исполняют учителя и другие работники.
Именно школьные библиотеки являются первыми общедоступными библиотеками для юных граждан - будущих пользователей всеми остальными типами библиотек. Одновременно школьные библиотеки являются неотъемлемой частью системы образования области.
Социальная роль школьных библиотек определяется следующими направлениями их деятельности:
- концентрацией документальных источников образования на традиционных и электронных носителях, в том числе на сетевых, предоставление доступа к внутрибиблиотечным и удаленным ресурсам образования;
- совершенствованием читательской и речевой культуры, приобщением школьников к чтению как основному виду познавательной деятельности, средству духовно-нравственного воспитания и форме проведения досуга, содействием в получении навыков самообразования школьников;
- формированием информационной культуры личности, участием в адаптации школьников к условиям жизни в современном высокотехнологичном информационном обществе;
- развитием и совершенствованием коммуникативной культуры за счет расширения социокультурных практик в разных формах образовательной деятельности.
Нельзя обойти вниманием препятствия в реализации этой важнейшей социокультурной роли школьных библиотек, среди которых следует назвать основные проблемы и противоречия:
несовершенство современной нормативно-правовой базы деятельности библиотек/ШИБЦ общеобразовательных организаций, расположенных на территории Владимирской области;
недооценка школьной библиотеки как обязательного компонента образовательного процесса и составной части школы как образовательной системы;
- низкое качество книжных фондов школьных библиотек, противоречащее образовательному и социальному заказу;
- несоответствие технического оснащения и уровня информатизации школьных библиотек все возрастающим требованиям современного образования;
- проблемы кадрового обеспечения школьных библиотек.
4. Обоснование необходимости обновления нормативно-правовой базы деятельности библиотек общеобразовательных учреждений
Существующая нормативная правовая база, регулирующая деятельность школьных библиотек, не соответствует вызовам времени. В частности, не разработаны следующие акты:
- нормативы обеспечения учащихся дополнительной литературой в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы в условиях ФГОС;
- нормативы обеспечения педагогического коллектива школы методическими и иными необходимыми документами на всех видах носителей информации;
- нормативы материально-технического обеспечения библиотек и ШИБЦ общеобразовательных организаций области в соответствии с современными требованиями образовательного процесса и новым ФГОС;
- нормативы размеров площадей школьных библиотек и ШИБЦ общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями СанПиН.
5. Цели и задачи Концепции
Цель Концепции - создание условий для формирования современной школьной библиотеки как ключевого инструмента новой инфраструктуры образовательной организации, обеспечивающей современные условия обучения и воспитания.
Задачами Концепции являются:
- совершенствование нормативно-правового, научно-методического, кадрового, материально-технического, информационно-ресурсного программного обеспечения школьных библиотек и ШИБЦ;
- разработка модели школьного информационно-библиотечного центра образовательной организации, обеспечивающего необходимые условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС);
- разработка подходов к созданию и развитию сети школьных информационно-библиотечных центров образовательных организаций, обеспечивающих оптимизацию затрат за счет сетевого взаимодействия и внедрения инновационных механизмов работы;
- организация методического сопровождения деятельности школьных библиотек и ШИБЦ;
- расширение функций школьных библиотек и ШИБЦ для комплексной поддержки образовательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС;
- организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию информационной грамотности, информационного мировоззрения и информационной культуры школьников как обязательного условия обучения в течение всей жизни;
- содействие в реализации региональных программ поддержки и развития чтения, организация в различных формах пропаганды книги и чтения, в том числе основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий, координация деятельности с широким кругом социальных партнеров, в первую очередь, с детскими библиотеками, приобщение родительской общественности к ценностям семейного чтения;
- создание условий для дополнительного профессионального образования библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
- развитие кооперации и интеграции библиотек общеобразовательных организаций, координации деятельности школьных библиотек и библиотек системы Минкультуры России и других ведомств;
- создания условий для преобразования сети ШИБЦ во Владимирской области.
6. Основные направления реализации Концепции
В основу Концепции положена научно-практическая идея разработки модели сети школьных информационно-библиотечных центров, которая предполагает их горизонтальную и вертикальную интеграцию.
Модель взаимодействия информационно-библиотечных центров
Горизонтальная интеграция информационно-библиотечных центров образовательных организаций обеспечит совместное использование информационно-образовательных ресурсов для выполнения учебно-исследовательских проектов и проведения внеурочных мероприятий культурно-просветительского, духовно-нравственного, гражданско-патриотического и информационно-развлекательного характера. Горизонтальная интеграция расширит возможности образовательного пространства, создаст условия для обмена методическими разработками педагогов. Сетевое объединение ШИБЦ ОО позволит более широко использовать возможности дистанционного обучения для обеспечения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
Вертикальная интеграция обеспечит распространение образовательных моделей и практик в целях поддержки деятельности школьных информационно-библиотечных центров, позволит обеспечить сетевое взаимодействие школьных информационно-библиотечных центров и осуществлять мониторинг их актуальных потребностей, материально-техническое, научно-методическое, информационно-ресурсное и иное сопровождение деятельности школьных информационно-библиотечных центров.
Процесс формирования современных школьных информационно-библиотечных центров связан со сложным комплексом решения материально-технических, информационных, методических и кадровых проблем, требующим значительных финансовых затрат. Эффективно решить комплекс задач возможно только при взаимодействии образовательных организаций, их совместном участии в решении проблем. В данной ситуации сетевая модель организации взаимодействия является наиболее эффективной.
На начальном этапе формирования сети школьных информационно-библиотечных центров во Владимирской области предполагается создание базовых (опорных) площадок (Б(О)П) ШИБЦ.
Региональный информационно-библиотечный центр
Центром сети школьных информационно-библиотечных центров Владимирской области становится региональный информационно-библиотечный центр (РИБЦ), созданный на базе государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Владимирской области "Владимирский институт развития образования имени Л.И. Новиковой" (далее - ГАОУ ДПО ВО ВИРО).
Региональный информационно-библиотечный центр - это просветительская площадка, обладающая условиями для формирования профессиональных компетентностей сотрудников системы образования Владимирской области, реализации инновационных педагогических практик, трансляции новаторского опыта.
Региональный информационно-библиотечный центр предоставляет возможность:
- получения доступа к любой информации, касающейся системы образования;
- реализации активных методов обучения педагогов;
- осуществления педагогических проб с использованием инновационных инструментов, средств и методов организации учебной деятельности;
- работы с обучающимися образовательных организаций дошкольного, общего, дополнительного образования;
- реализации образовательных проектов;
- обмена опытом (открытый урок, мастер-класс с трансляцией для образовательных организаций региона и Российской Федерации и др.);
- представления современного ИБЦ и определения перспектив для развития информационно-образовательной среды образовательной организации.
Функции регионального информационно-библиотечного центра:
- координация инновационных практик школьных информационно-библиотечных центров, направленных на организацию эффективной деятельности ШИБЦ;
- повышение квалификации сотрудников системы образования региона в области эффективного использования всего видового многообразия информационных ресурсов, технологических средств и программно-аппаратных комплексов, используемых в информационно-библиотечных центрах;
- организация мероприятий методического характера федерального и регионального уровней при участии школьных ИБЦ с целью распространения положительного опыта функционирования информационно-библиотечных центров;
- оказание консультативной, информационно-библиографической поддержки в решении задач, возникающих в профессиональной или познавательной деятельности, организации доступа к электронным библиотекам.
Школьные информационно-библиотечные центры
Вновь созданные или модернизированные в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы школьные информационно-библиотечные центры становятся ядром информационно-образовательной среды образовательной организации. Это позволяет обеспечить информационно-образовательные потребности субъектов образовательных практик, создать комфортную зону для внедрения новых вариативных образовательных программ на основе индивидуализации образовательных траекторий с учетом личностных качеств, интересов и потребностей обучающихся, создать условия для организации метапредметной деятельности, в том числе проектного обучения; создать условия для дистанционного обучения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья; организовать работу пресс-центра и школьного научного общества на базе информационно-библиотечного центра. ШИБЦ - центр формирования информационной компетентности участников образовательного процесса.
Переход в статус информационно-библиотечного центра требует в части нормативно-правового обеспечения создания локальных нормативных документов:
- положение и правила пользования информационно-библиотечным центром общеобразовательной организации,
- структура и штатное расписание информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,
- должностные инструкции работников информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации,
- технологическая документация по работе с ресурсами информационно-библиотечного центра общеобразовательной организации.
При оборудовании помещений информационно-библиотечного центра необходимо придерживаться принципов безбарьерности и трансформативности пространства. Информационно-библиотечные центры образовательных организаций должны быть зонированы и многофункциональны.
Все посадочные места должны быть оборудованы бесплатным доступом к сети "Интернет" через систему мониторинга и фильтрации контента, доступ должен осуществляться как по кабелю через интерфейс Ethernet, так и в беспроводном режиме через Wi-Fi.
Точная конфигурация помещений и размещаемого в них оборудования определяется количеством доступных помещений, их размерами, формой и другими особенностями конкретного информационно-библиотечного центра.
Информационно-библиотечные центры образовательных организаций коррекционного типа или осуществляющих инклюзивное обучение должны предоставлять своим посетителям необходимые условия для доступа к информационным ресурсам, как с точки зрения организации пространства (поручни, пандусы, подъемники при наличии ступеней), так и с точки зрения получения информации (брайлевские дисплеи и клавиатуры, синтезаторы речи, книги, напечатанные шрифтом Брайля).
Информационно-библиотечные центры образовательных организаций, расположенных в сельской местности, должны компенсировать затрудненный доступ к культурным объектам с помощью виртуальных музейных туров и расширенного фонда информационных ресурсов. Одним из перспективных направлений развития информационно-библиотечных центров образовательных организаций, расположенных в сельской местности, является их кооперация с библиотеками системы Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь - сельскими библиотеками. Формой такой кооперации может стать создание единой системы обслуживания читателей, работа по общему плану, согласованному с администрацией образовательной организации и местными органами власти, создание попечительских советов, принятие совместных решений по вопросам, связанным с информатизацией библиотек, выработка совместных решений по совершенствованию библиотечно-информационного обслуживания населения.
ШИБЦ работает в тесном контакте с региональным ИБЦ в соответствии с разработанными и утвержденными дорожными картами.
Функции школьного информационно-библиотечного центра:
1. Информационно-методическая функция информационно-библиотечного центра, как функция обеспечения доступа участников образовательного процесса к информации, способствует формированию метапредметных навыков, всестороннему овладению навыками работы с информацией.
На уровне образовательной организации информационно-библиотечный центр должен стать катализатором инновационной педагогической активности, предоставить педагогам необходимую для этого инфраструктуру и информационно-методическую поддержку, способствовать общему развитию информационной культуры всех субъектов образовательного процесса. Сервисы работы с информацией, предоставляемые ШИБЦ, должны включать оцифровку и распознавание контрольных и проверочных работ, компоновку и верстку раздаточных материалов к очным занятиям, создание электронных курсов.
Информационно-библиотечный центр должен аккумулировать научно-методические наработки, рождающиеся на уровне города, района, региона, и обеспечивать педагога современными методиками в его предметной области. Школьный информационно-библиотечный центр должен помогать педагогу в формировании собственной инновационной программы и педагогического портфолио для использования в образовательном процессе и прохождения педагогической аттестации.
2. Культурно-просветительская функция школьных информационно-библиотечных центров играет решающую роль при формировании личностных результатов, определенных ФГОС. Она должна быть направлена на повышение уровня культуры, образования пользователя, его интеллектуальное и духовное развитие, социализацию. Контент, предоставляемый информационно-библиотечным центром, должен быть ориентирован не только на учебные предметы, но и на подготовку к жизни, расширение кругозора, выстраивание жизненных маршрутов и познание. Информационно-библиотечный центр должен принимать активное участие во внеучебной (внеурочной) деятельности образовательной организации: в подготовке стенгазет, театральных постановок, в проведении интеллектуальных игр и других мероприятий соответствующей направленности - выставок, тематических чтений, работы кружков, клубов, студий.
3. Образовательная функция способствует интеграции отдельных предметных дисциплин в рамках учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Информационно-библиотечный центр должен обеспечивать интеграцию отдельных предметных дисциплин и поддержку метапредметного образовательного процесса. Ресурсы информационно-библиотечного центра должны способствовать формированию предметных и метапредметных универсальных учебных действий за счет применения современных технологий: образовательных онлайн-сервисов, виртуального образовательного пространства, электронного образовательного контента и других видов информационных образовательных средств.
Использование ресурсов информационно-библиотечного центра позволит удовлетворять индивидуальные образовательные потребности пользователя в рамках самостоятельных занятий. Педагог-библиотекарь должен помогать обучающимся ориентироваться в печатных источниках и иных информационно-образовательных ресурсах в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями, способствовать развитию навыков самостоятельного мышления обучающихся.
Пространство информационно-библиотечного центра должно обеспечивать возможность организации учебно-исследовательской и проектной деятельности и предоставлять необходимую инфраструктуру для коллективной работы.
4. Профориентационная функция информационно-библиотечных центров обеспечивает возможность самоопределения обучающихся, позволяет сформировать индивидуальную образовательную траекторию и способствует развитию способности к непрерывному образованию на протяжении всей жизни.
На базе информационно-библиотечных центров педагогом-библиотекарем может быть реализована профориентационная поддержка в игровой форме. Инструментами такой поддержки должны стать тематические мероприятия (дни профессий, профориентационные игры).
5. Обеспечивающая функция позволяет информационно-библиотечным центрам образовательных организаций обеспечить необходимые условия реализации ФГОС, предоставить участникам образовательного процесса необходимое учебно-методическое, информационное и ресурсное обеспечение. Эта функция должна быть расширена за счет предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации. Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети "Интернет". Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
6. Воспитательная функция информационно-библиотечного центра связана с воспитательной стороной образовательного процесса и позволяет обеспечить необходимое духовно-нравственное развитие, возрастное психофизическое развитие и вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Информационно-библиотечный центр должен стать общественным пространством для встреч и неформального времяпрепровождения. Посетителям должны обеспечиваться комфортные условия для досуговой деятельности, отдыха, свободного выхода в "Интернет" через Wi-Fi. Досуговая деятельность, организуемая на базе информационно-библиотечного центра, должна нести развивающую и расслабляющую функции, что позволит стимулировать когнитивную деятельность и будет способствовать всестороннему развитию обучающихся.
На базе информационно-библиотечного центра должны действовать различные клубы и объединения, способствующие развитию - дискуссионные клубы, поэтические кружки, редакции школьных сайтов и электронных стенгазет, и тому подобные. Педагог-библиотекарь должен организовывать проведение мероприятий с интеллектуальным наполнением, таких, как экспозиции, выставки, тематические чтения.
Таким образом, ИБЦ образовательной организации должен стать центром внедрения инновационных технологий работы с информацией, распространения лучших практик работы с программным обеспечением для самообразования, поиска, обработки и распространения информации, поддерживать инфраструктуру виртуального образовательного пространства школы, систем электронного (дистанционного) обучения. Естественно, что в этом случае в работе педагога-библиотекаря акцент переносится на использовании современных технологий работы с информацией, ее фокус смещается от книговыдачи в сторону предоставления широкого спектра электронного контента, непрерывного процесса обучения и консультирования пользователей по работе с информацией.
7. Механизмы реализации Концепции
Данная Концепция содержит наиболее общие направления и идеи развития и модернизации школьных библиотек и ШИБЦ Владимирской области на 2019 - 2021 годы. На базе этой Концепции могут быть разработаны соответствующие документы на региональном, муниципальном и школьном уровнях.
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, в том числе школьных библиотек, что улучшит качество преподавания и изучения всех учебных предметов.
В результате реализации Концепции будет создано единое современное информационно-образовательное пространство, обеспечивающее необходимые условия и инфраструктуру для систематического обновления содержания общего образования и комплексной поддержки образовательной деятельности.
Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия региональной и муниципальных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов, внебюджетных источников.
Региональный уровень реализации Концепции:
- обновление нормативно-правовой базы деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ в соответствии с современными требованиями к образованию;
- материально-техническое обеспечение деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ, обеспечивающее возможность активного участия в реализации Всероссийской и региональной Концепции развития ШИБЦ;
- разработка региональных подпрограмм, проектов, ориентированных на существенное обновление и пополнение основных и учебных фондов школьных библиотек;
- включение школьных библиотек в региональные программы информатизации образовательных организаций региона;
- разработка проектов развития современной системы повышения квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей, ориентированной на использование различных моделей и форм постдипломного обучения в условиях принятого профессионального стандарта "педагог-библиотекарь";
- усиление методического сопровождения деятельности школьной библиотеки и ШИБЦ (расширение функций районных методистов по организации деятельности школьной библиотеки);
- финансирование программ комплектования основных фондов школьных библиотек/ШИБЦ;
- содействие развитию системы повышения квалификации и дополнительного образования школьных библиотекарей, кадровый менеджмент специалистов школьных библиотек;
- разработка программ социального партнерства школьных библиотек с библиотеками других типов, учреждениями культуры, общественными организациями;
- выявление и широкое распространение инновационного опыта школьных библиотек и ШИБЦ посредством проведения ежегодных конференций, вебинаров, публикаций в СМИ;
- включение школьных библиотек в региональные программы по поддержке и развитию чтения населения территории;
- разработка мер экономического и информационного поощрения лучших школьных библиотекарей и библиотек/ШИБЦ;
- создание автоматизированной информационно-библиотечной системы (АИБС) во Владимирской области и регионального информационно-библиотечного центра ГАОУ ДПО ВО ВИРО.
Уровень общеобразовательной организации:
- пересмотр имеющейся документации, регламентирующей деятельность школьной библиотеки в соответствии с Уставом и Программой развития общеобразовательной организации;
- отражение деятельности школьной библиотеки в планах и публичных отчетах директора школы;
- учет деятельности и потребности ШИБЦ в распределении средств попечительскими советами (управляющими советами) школ;
- необходимое и достаточное ресурсное обеспечение деятельности школьной библиотеки:
- выделение в статьях сметы школы на учебные расходы отдельных строк на финансирование деятельности школьной библиотеки, на комплектование основных фондов;
- в библиотеках и ШИБЦ предусматривать пространственно-обособленные зоны различных типов: зону для получения информационных ресурсов во временное пользование, зону для самостоятельной работы с ресурсами на различных типах носителей, зону для коллективной работы с гибкой организацией пространства, презентационную зону для организации выставок и экспозиций, рекреационную зону для разнообразного досуга и проведения мероприятий;
- создание условий для доступа к электронным (цифровым) библиотекам, обеспечивающим доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам, организация доступа к полнотекстовым молодежным и педагогическим электронным библиотекам;
- включение в программу информатизации образовательной организации с целью обеспечения школьных библиотек необходимого оборудования для автоматизированного рабочего места библиотекаря и рабочих мест пользователей, мультимедийной и компьютерной техникой;
- включение библиотеки в проекты и образовательные программы, разрабатываемые образовательной организацией;
- содействие в переподготовке и повышении квалификации школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей;
- разработка и поддержка общешкольных проектов (программ):
- "Школьная библиотека /ШИБЦ как центр развития чтения",
- "Школьная библиотека /ШИБЦ как центр формирования информационной культуры всех участников образования",
- сетевой проект "Читающая мама - читающая страна".
Реализация настоящей Концепции обеспечит создание условий для развития образовательных организаций, расположенных на территории Владимирской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.