Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния системы управления муниципальными финансами ЗАТО г. Североморск
Бюджетная политика является важнейшей составляющей системы местного самоуправления, направленной на дальнейший рост социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение ее инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
На протяжении последних лет в ЗАТО г. Североморск идет планомерный процесс реформирования муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является обеспечение эффективного управления муниципальными финансами.
Начало реформы системы управления финансами в ЗАТО г. Североморск положено в 2000 году, когда была внедрена казначейская система исполнения бюджета. Важные изменения в финансовой сфере городского округа происходили в 2006 - 2009 годах. В этот период реализован ряд существенных мер, направленных на совершенствование бюджетного процесса и внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат.
Начиная с 2006 года в ЗАТО г. Североморск систематически составляется реестр расходных обязательств. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов бюджета.
Проведена серьезная работа по информатизации бюджетного процесса. Использование в работе программных продуктов способствует повышению эффективности управления финансами, качества бюджетного планирования, точности исполнения бюджетной отчетности. С использованием автоматизированных систем реализуются функции по ведению реестра расходных обязательств, обработки операций в процессе казначейского исполнения бюджета по расходам, предварительный контроль за соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств, формированию отчета об исполнении бюджета, электронный обмен документами с Управлением Федерального казначейства, главными распорядителями и получателями средств бюджета в процессе исполнения бюджета, составления отчетности. Дальнейшая работа в этом направлении проводится за счет средств предусмотренных на мероприятие "Обеспечение автоматизации бюджетного процесса, в том числе с использованием WEB- технологии" по Подпрограмме "Развитие информационного общества и системы "Электронный муниципалитет" в ЗАТО г. Североморск" Муниципальной программы "Развитие муниципального управления и гражданского общества в ЗАТО г. Североморск".
Реформа муниципальных финансов в ЗАТО г. Североморск осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой:
- проведен анализ функций органов местного самоуправления;
- сформирован перечень муниципальных услуг, предоставляемых структурными подразделениями администрации и муниципальными учреждениями и ведется работа по их регламентации.
Результат данных реформ - формирование основ современной системы управления общественными (муниципальными) финансами, в том числе:
- создание целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четкое определение особенностей бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
- совершенствование прогнозирования доходов бюджета ЗАТО г. Североморск, оптимизация налоговых и неналоговых льгот;
- рационализация бюджетных расходов, организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
- переход от годового к среднесрочному планированию;
- регламентация процедур составления и применения реестров расходных обязательств, осуществление планирования и расходования бюджетных средств на их основе;
- практическое внедрение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты (целевые программы, обоснования бюджетных ассигнований, муниципальные задания);
- создание нормативной правовой базы для развития новых форм оказания муниципальных услуг и реструктуризации бюджетной сети;
- совершенствование системы муниципальных закупок, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- создание системы мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета.
Главная цель бюджетной политики ЗАТО г. Североморск - повышение уровня жизни населения за счет обеспечения равного доступа жителей к муниципальным услугам надлежащего качества. При этом главной задачей становится повышение эффективности принятых обязательств и нацеленность бюджета на достижение конкретных результатов.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату. Для повышения эффективности расходов бюджета в ЗАТО г. Североморск проведен ряд мер по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, направленных на повышение качества бюджетного процесса.
Проведена работа по внедрению и дальнейшему совершенствованию программно-целевого принципа организации бюджетного процесса, позволившая с 2014 года перейти к программной структуре бюджета. Применение инструментов программного бюджетирования позволило повысить качество бюджетного планирования, обеспечить более четкую взаимосвязь распределения расходов бюджета с результатами от реализации программ, разрабатываемых на основе стратегических целей социально-экономического развития, с учетом приоритетов муниципальной политики, общественной значимости непосредственных и ожидаемых результатов использования бюджетных средств. Постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 25.04.2012 N 319 утвержден состав программно-целевого Совета ЗАТО г. Североморск и порядок его работы. В 2013 году постановлением администрации ЗАТО г. Североморск от 28.08.2013 N 870 утвержден новый Порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ ЗАТО г. Североморск, где определено понятие муниципальных программ как системы мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов, обеспечивающих в рамках реализации муниципальных функций достижение приоритетов и целей социально-экономического развития ЗАТО г. Североморск. В целях определения требований к разработке проектов муниципальных программ, подготовки отчетов о ходе реализации и оценки эффективности муниципальных программ утверждены Методические рекомендации.
Переход к программному бюджету предъявляет более жесткие требования к организации бюджетного планирования, включая детализацию и соблюдение уже предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации принципов и процедур.
В целях проведения эффективной политики в области повышения доходного потенциала бюджета ЗАТО г. Североморск обеспечивается оптимизация существующей системы налоговых льгот. Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика в городском округе, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств бюджета города и расходов на обслуживание муниципального долга.
В этих целях финансовым органом ежегодно формируется предельный объем муниципального долга, осуществляется привлечение заимствований на конкурсной основе.
Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных финансов (в том числе в части сведений о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере) является необходимым условием для обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Повышение качества и доступности информации о состоянии бюджетной системы повышает доверие общества к политике в сфере управления муниципальными финансами. Для этого в ЗАТО г. Североморск на официальном сайте администрации ЗАТО г. Североморск и Управления финансов администрации ЗАТО г. Североморск в информационных блоках "Бюджет для граждан" и "Бюджетные данные" размещаются решения о бюджете, отчеты об исполнении бюджета, проекты правовых актов органов местного самоуправления, подготовленных Управлением финансов администрации ЗАТО г. Североморск, результаты проведения независимой экспертизы проекта решения о бюджете и отчета об исполнении бюджета, информация о структуре муниципального долга, реестр расходных обязательств ЗАТО г. Североморск, ежемесячно - сведения об исполнении бюджета и другая информация о состоянии муниципальных финансов.
В целях реализации открытости и прозрачности бюджета в соответствии с бюджетным законодательством в ЗАТО г. Североморск проходят публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении. Информация о бюджетном процессе и сведения о муниципальных финансах размещается также в различных средствах массовой информации.
В целях повышения качества планирования и исполнения бюджета, соблюдения требований бюджетного законодательства главными распорядителями средств бюджета, а также стимулирования главных распорядителей средств бюджета к повышению качества управления бюджетными средствами на всех этапах бюджетного процесса, с 2012 года Управлением финансов администрации ЗАТО г. Североморск проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств городского округа. Мониторинг в первую очередь направлен на выявление имеющихся у главных распорядителей недостатков и нарушений, а также факторов, негативно влияющих на качество финансового менеджмента, в целях их устранения и повышения качества деятельности главных распорядителей.
Мониторинг проводится в соответствии с утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Североморск порядком. По результатам оценки качества финансового менеджмента формируется рейтинг главных распорядителей средств бюджета, который размещается на официальном сайте Управления финансов администрации ЗАТО г. Североморск. По оценке за 2014 год средний балл по первой группе главных распорядителей (не имеющие подведомственные учреждения) составил 3,585 при максимальном количестве 5 баллов, по второй группе (имеющие подведомственных учреждений) составил 3,548 при максимальном количестве 5 баллов.
Переход к программному бюджету и развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг требуют комплексного реформирования системы финансового контроля, направленного на повышение его результативности.
Результативность финансового контроля оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления муниципальными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса и управления муниципальными финансами за последние годы, дальнейшее развитие бюджетной сферы по повышению ее эффективности невозможно без принятия действенных мер по устранению недостатков, ограничений и решению ряда проблем. В их числе:
- незавершенность формирования и недостаточность практики использования в качестве основного инструмента для достижения целей муниципальной политики и основы для бюджетного планирования муниципальных программ;
- отсутствие оценки последствий принимаемых решений органами местного самоуправления;
- недостаточная действенность системы муниципального финансового контроля и его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
- отсутствие глубокого всестороннего анализа сложившейся практики применения муниципальных заданий в целях дальнейшего совершенствования данного механизма;
- низкая степень вовлеченности гражданского общества в обсуждение целей и результатов использования бюджетных средств.
Системное объединение мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления в сфере финансов в рамках настоящей муниципальной программы позволит обеспечить планомерность и результативность работы по их решению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.