Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к прогнозу социально-экономического развития
муниципального образования город
Мурманск на 2017 год и плановый период
2018 и 2019 годов, долгосрочному прогнозу
социально-экономического развития
муниципального образования
город Мурманск до 2025 года
Пояснительная записка
к прогнозу социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, долгосрочный прогноз социально-экономического развития муниципального образования город Мурманск до 2025 года
Прогноз социально-экономического развития города Мурманска составлен с учетом следующих основных документов:
- Сценарные условия, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и предельные уровни цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
- Основные показатели, представляемые для разработки прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2019 года (для субъектов Российской Федерации)по Мурманской области;
- Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 03.12.2015;
- Стратегический план социально-экономического развития города Мурманска до 2020 года;
- муниципальные программы города Мурманска и государственные программы, реализуемые на территории муниципалитета;
- информация предприятий, в том числе об инвестиционных проектах, планах развития;
- сведения исполнительных органов государственной власти Мурманской области, территориальных подразделений иных органов власти и т.д.
Прогноз составлен в двух вариантах:
- первый вариант (базовый) характеризует функционирование экономики в условиях консервативных тенденций изменения внешних и внутренних факторов на фоне постепенного укрепления номинального обменного курса рубля при сохранении умеренной бюджетной политики;
- второй вариант (целевой) основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования в условиях активной реализации мер экономической политики.
Демографические показатели
Динамика показателей естественного движения населения города Мурманска в 2015 году к 2014 году характеризуется увеличением как числа родившихся, так и числа умерших. Вместе с тем, в 2015 году показатель естественного прироста населения принял положительное значение, что на фоне поступательного роста данного показателя в предыдущие годы позволяет констатировать постепенное преодоление на территории города Мурманска острого кризиса воспроизводства населения.
В 2015 году родилось 3749 детей, что на 368 детей больше, чем в 2014 году. Уровень рождаемости в городе увеличился с 11,35 человек на 1000 населения в 2014 году до 12,36 человек на 1000 населения в 2015 году. В прогнозном периоде ожидается снижение темпов ежегодного сокращения числа родившихся, что обусловлено следующими факторами:
1. Положительная динамика численности женщин фертильного возраста в 2015 году (рост показателя в 2015 году к 2014 году составил 465 человек или 0,7%).
2. Постепенный рост числа детей, приходящихся на одну женщину фертильного возраста (в 2015 году на одну женщину фертильного возраста приходилось 0,7 детей, рост показателя в 2015 году к 2014 году составил 0,04%).
Несмотря на это, к концу 2019 года ожидается снижение уровня рождаемости до 11,85 человек на 1000 населения, в 2025 году - до 11,70 человек на 1000 населения.
В рамках муниципальных программ города Мурманска в целях поддержки уровня рождаемости реализуются мероприятия по предоставлению многодетным семьям жилищных участков под индивидуальное жилищное строительство (МП "Градостроительная политика" на 2014 - 2018 годы), по предоставлению молодым и многодетным семьям социальных выплат на приобретение жилья (МП "Управление имуществом и жилищная политика" на 2014-2018 годы) и пр. Так, в 2015 году свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья получили 103 молодые и 15 многодетных семей. С использованием социальной выплаты улучшили свои жилищные условия 102 молодые и 15 многодетных семей. Также в 2015 году многодетным семьям на безвозмездной основе были предоставлены 24 земельных участка.
Кроме того, повышению уровня рождаемости во многом способствует реализация федеральной программы "Материнский капитал", а также повышение качества родовспоможения и медицинской помощи, оказываемой женщинам во время беременности и родов (в частности, за счет реализации программы "Родовой сертификат" в рамках национального проекта "Здоровье").
Число умерших в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 118 человек и составило 3597 человек. Более половины смертей по-прежнему вызваны болезнями сердечно-сосудистой системы - 53,2%, 17,4% - новообразованиями. Коэффициент смертности в 2015 году составил 11,86 человек на 1000 населения. С учетом итогов за полугодие, в текущем году ожидается увеличение коэффициента смертности до 11,93 человек на 1000 населения.
В среднесрочном периоде за счет комплекса мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний и предупреждение младенческой смертности, планируется сокращение уровня смертности до 11,80 человек на 1000 населения, в 2025 году - до 11,42 человек на 1000 населения. Более существенное снижение указанного показателя представляется маловероятным в силу постоянного увеличения доли населения старше трудоспособного возраста.
Таким образом, уровень естественного прироста населения предположительно сократится с 0,5 человек на 1000 населения в 2015 году до 0,05 человек на 1000 населения в 2016 году, после чего ожидается возврат к положительной динамике естественного прироста, в результате чего в 2019 году данный показатель предположительно составит 0,06 человек на 1000 населения, в 2025 - 0,28 человек на 1000 населения.
Главным фактором сокращения численности мурманчан по-прежнему остается значительный миграционный отток населения. В 2015 году миграционная убыль населения составила 3816 человек.
В 2015 году было отмечено увеличение числа выбывших на 11,2% к предыдущему году. Рост данного показателя обусловлен, прежде всего, социальными последствиями кризисных явлений в экономике региона, в частности, на рынке труда в условиях высокой стоимости жизни в городе. В то же время, отмечен некоторый рост числа прибывших - в 2015 году данный показатель составил 11751 человек (103,3% к 2014 году).
Несмотря на то, что в прогнозном периоде предполагается сохранение отрицательного сальдо миграции, ожидается снижение темпов миграционного оттока населения с 12,57 человек на 1000 населения до 9,37 человек на 1000 населения в 2025 году за счет увеличившейся потребности в трудовых ресурсах для реализации крупных инвестиционных проектов в рамках развития города Мурманска в качестве важного транспортного узла и одного из центров развития Арктической зоны РФ, а также за счет общего повышения уровня жизни населения города.
Последствия отрицательных явлений в демографии во многом были нивелированы увеличением численности населения города Мурманска за счет присоединения к нему п.г.т. Росляково, на территории которого по состоянию на 22.09.2015 было зарегистрировано 9332 человека. Среднегодовая численность населения города Мурманска в 2015 году увеличилась на 5611 человек и составила 303,4 тыс. человек. Ожидаемая среднегодовая численность населения в 2016 году - 299,9 тыс. человек.
В прогнозном периоде ожидается дальнейшее сокращение численности населения города Мурманска. В 2019 году среднегодовая численность населения предположительно составит 290,5 тыс. человек, в 2025 году - 273,9 тыс. человек.
На улучшение демографической ситуации в городе и развитие человеческого потенциала направлены муниципальные программы города Мурманска в сфере образования, социальной поддержки, градостроительной политики, культуры и т.д., в рамках которых обеспечивается поддержка молодых и многодетных семей, защита социально уязвимых категорий граждан, развитие семейных форм устройства детей, повышение уровня благоустройства городской среды и пр.
Ключевым риском демографической ситуации, учтенным в базовом варианте прогноза, может стать увеличение миграционного оттока населения в случае отмены реализации крупных инвестиционных проектов, а также в случае роста безработицы в регионе вследствие сокращения и ликвидации рабочих мест, вызванных последствиями кризисных явлений в экономике. Кроме того, к числу рисков следует отнести увеличение доли населения старше трудоспособного возраста при сохранении показателя ожидаемой продолжительности жизни на неизменном уровне.
Производство товаров и услуг
Развитие промышленности города Мурманска в прогнозируемом периоде зависит от реализации крупных инфраструктурных инвестиционных проектов, в том числе при активном участии АО "Корпорация развития Мурманской области", в сфере производства транспортных средств и оборудования, модернизации промышленных производств, изменения структуры управления рыбохозяйственной отраслью на федеральном уровне и развития агропромышленного комплекса в регионе, обеспечивающих сырьем пищевую промышленность города.
В сфере обрабатывающей промышленности в 2014 - 2015 годах сохраняется промышленный спад и тенденция снижения индекса промышленного производства в пищевой промышленности, текстильном и швейном производстве, целлюлозно-бумажной промышленности, издательской и полиграфической деятельности.
В условиях низкой конкурентоспособности местных производств из-за высокой себестоимости производимой в районе Крайнего Севера продукции, отсутствия собственных средств и высокой стоимости кредитных ресурсов, необходимых для инвестиций в модернизацию производств и повышение их эффективности, дефицита кадровых ресурсов, снижения спроса на пищевую продукцию из-за сокращения численности населения в прогнозном периоде не ожидается роста промышленного производства. С учетом высоких результатов финансовой деятельности рыбопромышленных предприятий в 2015 году на фоне стабильных финансовых показателей деятельности в 2011 - 2014 годах, сохранения динамичного роста инвестиций в модернизацию основных средств предприятий рыбохозяйственного комплекса в 2011 - 2014 годах ожидается прекращение промышленного спада в сфере пищевой промышленности уже в целевом варианте прогноза на 2017 год. На фоне роста производственных показателей с вводом новых мощностей в 2018 году в 2019 году ожидается замедление промышленного роста, рост производства промышленной продукции прогнозируется циклично на 2020, 2022 и 2024 годы.
В целевом варианте прогноза в 2017 году после продолжительного устойчивого спада ожидается восстановление объемов промышленного производства целлюлозно-бумажной промышленности, издательской и полиграфической деятельности (индекс производства оценочно составит 106,58%), сохранение роста производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования (102,17%). В обоих вариантах прогноза в 2017 году ожидается рост металлургического производства и производства готовых металлических изделий в результате ввода в действие в 2016 году производственного модуля для производства металлоконструкций по ул. Судоремонтная, 40 (ООО "Терминал Абрам-мыс").
В условиях низкой инвестиционной и инновационной активности в сфере обрабатывающей промышленности и инновационной активности промышленных предприятий города рост промышленного производства в перспективе возможен за счет развития судоремонтной промышленности в случае успешной реализации инвестиционных проектов по модернизации производственных мощностей филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" в 2020 году и строительству береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой ПАО "НК Роснефть" в 2025 году. Развитие Мурманского транспортного узла позволяет прогнозировать рост спроса на промышленную продукцию в сфере производства транспортных и средств оборудования. Высокий рост промышленного производства по данному виду деятельности ожидается в 2017 году в обоих вариантах прогнозах в связи с реализацией инвестиционных проектов филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка". В целевом варианте прогноза ожидается сохранение промышленного роста на протяжении прогнозируемого периода - прирост оценочно составит от 2% в 2018 году и более 4% в год. В базовом прогнозном периоде ожидается скачкообразное развитие. На фоне значительного роста промышленного производства в 2017 году ожидается спад в 2019 году, который будет сопровождаться высоким ростом промышленного производства в 2020 году и замедлением промышленного роста в 2023 и 2025 годах.
Данная динамика вместе с развитием пищевой промышленности будет определять индекс производства обрабатывающей промышленности и в большей степени окажет влияние на индекс промышленного производства в городе.
В сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды с 2014 года сохраняется тенденция снижения производственных показателей, также влияющая на снижение индекса промышленного производства в городе. В условиях реализации энергосберегающих мероприятий и снижения потребления энергоресурсов на фоне сокращения производства и численности населения города Мурманска ожидается сохранение тенденции снижения производства и распределения электроэнергии, газа и воды в прогнозном периоде на уровне в пределах 94-96% в соответствующих вариантах прогноза.
Таким образом, в среднесрочном периоде ожидается рост промышленного производства в 2017 году (101,23% и 108,62% в соответствующих вариантах прогноза), сохранение достигнутых объемов в 2018 году (100,65% и 100,89%) и в целевом варианте 2019 года (100,41%) со спадом промышленного производства в базовом варианте прогноза на 2019 год (98,85%).
В долгосрочном периоде ожидается увеличение промышленного производства в 2020 году на уровне 105,59% в базовом варианте на фоне спада в базовом варианте прогноза на 2019 год и более низкими темпами на уровне 103,83% в целевом варианте прогноза из-за стабилизации промышленного производства в целевом варианте прогноза 2019 года.
В результате цикличного развития производства снижение индексов производства ожидается в 2023 и 2025 годах на фоне стабилизации показателей в 2021 - 2022 годах и роста в 2024 году.
Рыболовство, рыбоводство
В сфере рыболовства, рыбоводства на фоне динамичного роста промышленного производства в 2015 - 2016 годах с учетом цикличности развития отрасли в среднесрочной перспективе ожидается промышленный спад в 2017 - 2018 годах и стабилизация промышленного производства в 2019 году. На этом фоне в долгосрочном периоде с учетом прогнозных данных возможного допустимого улова водных биологических ресурсов ФГУП "ПИНРО" ожидается возобновление роста промышленного производства в 2020 году на 1,7-3,8% в соответствующих вариантах прогноза и дальнейшее чередование снижения и роста промышленного производства до 2025 года.
Развитие рыбной промышленности требует системных изменений в структуре управления в рыбной отрасли на федеральном уровне, выполнения органами исполнительной власти в полном объеме перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 09.11.2015 N Пр-2338ГС, внедрения современных электронных систем развития отечественного рыбного рынка и биржевой торговли продукцией из водных биологических ресурсов, создания специализированного рыбного рынка для населения.
На сегодняшний момент сохраняется тенденция ежегодного сокращения числа рыбодобывающих компаний, на неопределенный срок отложена реализация инвестиционного проекта по модернизации действующего холодильника АО "Мурманский морской рыбный порт" в связи с сокращением в последние годы рыбоперевалки в порту. Новым собственником порта рассматривается перспектива и варианты развития порта, привлечения кредитных ресурсов для модернизации береговых структур,начата работа по повышению эффективности использования имеющихся мощностей, направленная на ликвидацию простоев судов у причала за счет четкой координации работы с промысловиками и увеличения оперативности выгрузки траулеров в порту.
Рынок товаров и услуг
В сфере потребительского рынка по состоянию на 01.07.2016 работает 1461 организация города Мурманска (99,3% к аналогичному периоду 2015 года). Несмотря на резкое снижение потребительского спроса в 2014 - 2015 годах на фоне девальвации рубля и снижения реальных денежных доходов населения, потребительский рынок остается одним из ведущих и инвестиционно привлекательных секторов экономики города Мурманска, число хозяйствующих субъектов в котором ежегодно увеличивается.
Оставаясь одной из самых развитых сфер экономики, потребительский рынок города Мурманска характеризуется высокой насыщенностью торговых объектов и широким ассортиментом товаров и услуг, в т.ч. благодаря развитию торговли федеральных торговых сетей ("SPAR", "Магнит", "Дикси", "О'КЕЙ", "FixPrice", "Народная 7Я Семья", "Пятерочка"), региональных торговых сетей ("Евророс", "Сити Гурмэ", "Яблочко", "7 дней", "Твой"), открытию в 2015 году гипермаркета "Лента" и ТРК "МурманскМолл", небольших специализированных магазинов (рыбных, с товарами белорусского производства и т.д.). Рынок общественного питания города представлен большим многообразием концепций, форматов и направлений, рассчитанных на разные целевые группы потребителей, и включает в себя рестораны, кафе, бары, в том числе международных, федеральных и местных сетей ("Subway", "Макдоналдс", "Sushi-City", "Кружка", "Юность", "Чинар"), а также огромное количество разнообразных таверн, трактиров, пабов, бистро, закусочных, столовых и объектов нестационарной торговли.
24 организации потребительского рынка участвуют в реализации социального проекта "Городская карта поддержки" по предоставлению льготным категориям граждан (8% населения города) скидок на товары и услуги от 5% до 20% в 160 торговых объектах. С 2016 года с присоединением к проекту "Почта Банка" городская карта поддержки является банковской картой для получения зарплаты и пенсии и использования для расчетов.
Помимо развития социально ориентированной торговли особое внимание администрацией города уделяется развитию ярмарочной деятельности с привлечением производителей сельскохозяйственных товаров из других регионов России. Так, за первое полугодие 2016 года на территории муниципального образования город Мурманск проведено более 45 ярмарок, из них на постоянной основе - 4.
В 2015 году выдано 54 разрешения на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Мурманск (80,5% к 2014 году). За два квартала 2016 года выдано 20 разрешений на осуществление торговли с применением нестационарных торговых объектов, из них 14 - на круглогодичный период и 6 - на сезонный.
С 2011 года администрацией города Мурманска было выдано 46 разрешений на строительство (11,6% от общего числа выданных разрешений на строительство) и 30 на ввод в эксплуатацию торговых объектов (11,5% от общего числа выданных разрешений на ввод в эксплуатацию), в том числе в 2015 году 9 разрешений на строительство (108,4% к 2014 году) и 9 на ввод в эксплуатацию (в 1,5 раза больше, чем в 2014 году). Всего в 2015 году введено 20 коммерческих объектов (более трети введенных в городе объектов) общей площадью 85279 кв. м (66,3% введенных в городе площадей), из нее торговая площадь составила 8,7 тыс. кв. м, в т.ч. введенная за счет нового строительства 8,4 тыс. кв. м. Обеспеченность населения города Мурманска торговыми площадями в 2015 году возросла на 8,1% к 2014 году до 932 кв. м на 1000 жителей, превысив в 1,5 раза минимальное нормативное значение.
Согласно выданным разрешениям на строительство в 2016 году планируется построить 17 торговых объектов площадью 11,7 тыс. кв. м, в 2017 году - 4 объекта площадью 14 тыс. кв. м, в т.ч. многофункциональное здание общественного назначения по ул. Гвардейская площадью 10 тыс. кв. м.
В условиях высокой насыщенности потребительского рынка и предстоящего внедрения системы обеспечения безопасности пищевой продукции ХАССП (HACCP - HazardAnalysisandCriticalControlPoints, анализ рисков и критические точки контроля) ожидается переориентация с увеличения объемов розничной торговли, общественного питания и услуг потребительского рынка города Мурманска на качество их предоставления. Появление новых форматов предприятий общественного питания, в том числе, на территориях торговых и торгово-развлекательных центров и комплексов, в зонах гостиничного обслуживания, на заправочных станциях, на вокзалах (железнодорожном и морском), на туристических маршрутах, развитие города как центра Арктического туризма и формирование арктической кухни приведет к новому восприятию потребителями данного сегмента рынка и увеличению роста расходов на питание вне дома.
На фоне роста потребительской активности в юбилейном 2016 году, в 2017 году в базовом варианте прогноза ожидается спад розничной торговли (90,86%) и снижение объема общественного питания (95,6%), сохранение на уровне 2016 года объема платных услуг (100,5%). В целевом варианте прогноза на 2017 год ожидается сохранение объема розничной торговли (99,52%) и общественного питания (100,4%), восстановление спроса на платные услуги и увеличение их объема на 3,3%.
В перспективе в условиях перенасыщения торговыми площадями и снижения численности городского населения ожидается стабилизация потребления товаров и услуг в базовом варианте. Благодаря успешному развитию инфраструктуры общественного питания, отдыха и развлечений, туристической деятельности на фоне мероприятий празднования 100-летия города Мурманска в прогнозном периоде ожидается устойчивый рост потребления в сфере общественного питания на 1,3-1,9% в базовом варианте прогноза и на 2,1-2,8% в целевом варианте прогноза, рост платных услуг на 11,7% в долгосрочном прогнозном периоде с 2022 года.
Малое и среднее предпринимательство
По данным статистической отчетности на конец 2015 года количество малых предприятий (включая микропредприятия и предприятия, тип которых не определен) составило 10 988 единиц, что выше показателя 2014 года на 11,1% или 1111 единиц. Увеличение количества малых предприятий произошло, главным образом, за счет роста количества микропредприятий, число которых в 2015 году возросло на 11,2% до 8223 единиц. Число средних предприятий в 2015 году продолжило сокращаться, снизившись по сравнению с 2014 годом на 17% с 53 до 44 единиц.
На фоне снижения числа средних и малых предприятий наблюдался рост количества микропредприятий, число которых в 2015 году возросло на 11,2% до 8223 единиц. Так рост числа микропредприятий в рыболовстве составил 106,5% до 115 единиц, в строительстве - 118,5% до 140 единиц, в торговле - 110,4% до 3312 единиц, в гостинично-ресторанном бизнесе - 119,8% до 278 единиц, в сфере транспорта и связи - 111% до 575 единиц, операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг - 109,5% до 1848 единиц, предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 117,6% до 227 единиц.
Число индивидуальных предпринимателей с 2013 года сохранило устойчивую тенденцию к увеличению. За три года рост численности индивидуальных предпринимателей составил 105%. Наиболее высокий рост отмечен в 2015 году - 104,4% или на 331 человека до 7841 человека. За половину 2016 года их число возросло еще на 108 человек до 7949 человек (102,8% к первому полугодию 2015 года).
Наибольший прирост числа индивидуальных предпринимателей по итогам 2015 года был отмечен в сфере предоставления прочих видов услуг (104 человека или 114,7%), строительства (45 человек или 113,9%), операций с недвижимым имуществом (44 человека или 112,5%), технического обслуживания и ремонта автотранспортных средств (40 человек или 115,3%), оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами (29 человек или 104,9%), деятельности автомобильного грузового транспорта (29 человек или 108,2%), использования вычислительной техники и информационных технологий (15 человек или 111,1%). Наибольшее сокращение числа индивидуальных предпринимателей произошло в сфере деятельности такси (26 человек или 87,8%) и розничной торговли (14 человек или 99,5%).
Благодаря реализации с 2008 года муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства и деятельности Координационного совета по вопросам малого и среднего предпринимательства, совместного с организациями инфраструктуры поддержки плана мероприятий, направленных на развитие и поддержку МСП, с 2013 года - "Дорожной карты" по снижению административных барьеров и улучшению предпринимательского климата созданы благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности в городе Мурманске. Благодаря ежегодному увеличению финансирования мероприятий по поддержке субъектов МСП средний размер субсидий субъектам МСП с 2013 года ежегодно увеличивался и в 2015 году достиг максимального значения - 311,8 тыс. рублей (136,4% к 2014 году).
Росту сектора малого и среднего предпринимательства способствовало увеличение объема закупок для муниципальных нужд у субъектов малого и среднего предпринимательства в 2015 году на 23,9%. По итогам 2016 года ожидается рост показателя в 1,5 раза.
Наименее развитой сферой малого и среднего бизнеса в городе остается производственный сектор экономики, что обусловлено, прежде всего, более высоким уровнем затрат на электроэнергию и топливо, заработную плату, необходимость выплат компенсационного характера, связанных с условиями работы в районах Крайнего Севера. Недостаток собственных финансовых средств, недоступность банковских продуктов, усилившаяся кризисными явлениями, низкий уровень оборотного капитала и высокий уровень затрат на производство в условиях Крайнего Севера по сравнению с другими регионами, не позволяют предпринимателям в существующих условиях создать качественную, надежную и устойчивую производственную инфраструктуру, значительно снижает их шансы на заключение контрактов (в том числе муниципальных) в результате участия в конкурентных процедурах, проводимых в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Емкость наиболее привлекательных ниш развития предпринимательства - торговли и сферы обслуживания, на сегодняшний момент заполнена. Перспектива формирования новых уникальных предложений со стороны бизнеса затрудняется низкой покупательской способностью населения, вызванной кризисными явлениями в экономике страны в целом.
С учетом политики государства, направленной на улучшение условий для создания и развития малого и среднего предпринимательства, реализации стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, расширения полномочий созданной Федеральной корпорации развития малого и среднего предпринимательства, внедрения стандарта развития конкуренции, направленных на стимулирование новых предпринимательских инициатив за счет проведения образовательных мероприятий, обеспечивающих возможности для поиска, отбора и обучения потенциальных предпринимателей, создание институциональной среды, способствующей внедрению инноваций и увеличению возможности хозяйствующих субъектов по внедрению новых технологических решений, содействие созданию и развитию институтов поддержки субъектов малого предпринимательства в инновационной деятельности, финансовую поддержку стартапов и развитие социального предпринимательства в прогнозируемом периоде ожидается сохранение динамики устойчивого роста численности предпринимателей.
Росту предпринимательства в муниципальном образовании город Мурманск будет способствовать дальнейшая реализация успешных практик информационной, консультационной, имущественной и финансовой поддержки начинающим и уже действующим предпринимателям в рамках подпрограммы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в городе Мурманске" муниципальной программы "Развитие конкурентоспособной экономики" на 2014 - 2018 годы. Существенной поддержкой станут преференции в налогообложении - двухлетние налоговые каникулы для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную, патентную системы налогообложения, скорректированные размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по патентной системе налогообложения. Кроме того, в 2015 году в решение Совета депутатов города Мурманска от 07.11.2005 N 13-158 "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории муниципального образования город Мурманск" были внесены изменения в части расширения перечня видов деятельности, в частности, включены следующие виды деятельности:
- изготовление и ремонт мебели;
- ремонт жилья и других построек;
- оказание услуг по временному размещению и проживанию организациями и предпринимателями, использующими в каждом объекте предоставления данных услуг общую площадь помещений для временного размещения и проживания не более 500 квадратных метров;
- оказание услуг по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.
Реализация Стратегии развития Арктической зоны РФ крупными компаниями даст импульс для создания и развития малых и средних предприятий (аутсорсинг, субконтрактинг и прочие формы взаимодействия). Реализация праздничных мероприятий посвященных 100-летнему юбилею города, завершение реконструкции Мурманского морского вокзала, введение 72х часового безвизового режима и развитие круизного судоходства повысит туристическую привлекательность города Мурманска в качестве столицы арктического туризма и создаст условия для дальнейшего развития туристской инфраструктуры в сфере малого и среднего бизнеса.
Так, в прогнозируемом периоде, за счет вышеизложенных мероприятий, предполагается ежегодный рост количества индивидуальных предпринимателей более чем на 200 человек или на 2,2-2,9% в соответствующих вариантах прогноза с учетом сокращения численности работников крупных и средних предприятий, развития молодежного предпринимательства, а также вовлечения в малый бизнес выходящих на пенсию граждан. В целевом варианте прогноза на 2017 год ожидается более высокая предпринимательская активность в городе с учетом сохранения тенденции динамичного роста численности предпринимателей в 2015-2016 годах. Таким образом, ожидается, что численность предпринимателей превысит показатель 2012 года в 2020 году в базовом прогнозе и в 2019 году целевого прогноза, а к концу долгосрочного периода доля индивидуальных предпринимателей в численности населения возрастет с 2,6% в 2017 году до 3,6%.
В отношении малых предприятий наиболее вероятна стабилизация ситуации за счет увеличения по сравнению с отчетным периодом 2015 года и оценочным 2016 года количества малых (включая микро- и неопределенного типа) предприятий на 0,3% при базовом варианте прогнозе и на 0,5% - при целевом прогнозе в период с 2017 по 2019 годы, а впоследствии с повышением показателей до 0,5% и 0,7% соответственно.
Для средних предприятий возможна тенденция некоторого снижения их количества с постепенным увеличением в 2019 году при целевом прогнозе до уровня 2015 года в количестве 44 единиц и до 40 единиц при базовом прогнозе. При сохранении положительной динамики в 2025 году количество средних предприятий оценочно составит 56 единиц.
Инвестиции и строительство
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году сохранил тенденцию к росту, однако темпы роста инвестиций существенно замедлились по сравнению с 2014 годом (с 186,10% до 106,8%). Главными направлениями инвестирования остались государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование (рост инвестиций к 2014 году в действующих ценах составил 147,4%), на долю которого пришлось 40,8% общего объема инвестиций, транспорт и связь (106,3%), куда было привлечено 22% общего объема инвестиций, сфера операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг (рост в 2,6 раза), где объем вложений составил 8,3% общего объема инвестиций.
Основными источниками инвестиций остались привлеченные средства, объем которых увеличился в 1,4 раза, доля - с 72,1% до 81,8% из-за увеличения финансирования за счет средств федерального бюджета (в 1,4 раза до 29,3 млрд. рублей), инвестиций из-за рубежа (в 6,2 раза до 8,9 млрд. рублей), заемных средств других организаций (в 1,9 раза до 1,3 млрд. рублей). Крупнейшими инвесторами в городе являются транспортные предприятия ООО "Мурманский балкерный терминал", АО "Мурманский морской рыбный порт", ПАО "Мурманский морской торговый порт", Мурманский транспортный филиал ПАО "ГМК "Норильский никель", а также филиал "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка".
Стратегической целью в сфере инвестиционной политики администрации города Мурманска является повышение инвестиционной привлекательности города Мурманска и развитие его как деловой столицы Заполярья. Для ее достижения комитетом по экономическому развитию в рамках муниципальной программы "Развитие конкурентоспособной экономики" реализуются стратегические задачи по продвижению бренда города Мурманска, повышения имиджевой, инвестиционной и туристической привлекательности города за счет участия в деловых и конгрессно-выставочных мероприятиях, в том числе в рамках развития международного и межмуниципального сотрудничества, созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в городе Мурманске и обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
Росту инвестиций и повышению инвестиционной привлекательности города способствует реализация инвестиционных проектов, приуроченных к юбилею города Мурманска, большая часть из которых будет завершена в 2016 году. На этом фоне в 2017 году ожидается заметное снижение объема инвестиций при сохранении в прогнозном периоде роста финансирования за счет средств федерального бюджета, сопровождающегося увеличением объема вложений из собственных средств предприятий. В 2017 году ожидается завершение реализации крупных инвестиционных проектов по модернизации и реконструкции причалов Мурманского транспортного филиала ПАО "ГМК "Норильский никель", строительству за счет средств федерального бюджета 3 атомных ледоколов.
После данного спада ожидается активизация инвестиционной деятельности в 2018 году и в базовом варианте прогноза на 2019 год.
К 2018 году ожидается завершение реализации проектов по развитию терминалов 3-го грузового района Мурманского морского торгового порта, строительству многофункционального комплекса по проспекту Кольский. Таким образом, крупнейшими перспективными проектами до конца прогнозного периода являются проекты Мурманского морского торгового порта по реконструкции первого грузового района, причалов N 6, 7, 9, 10, 11, 13, 14, формированию акватории причалов N 9-14, Мурманского морского рыбного порта по строительству, реконструкции, модернизации объектов инфраструктуры, филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка" по реконструкции и техническому перевооружению 2-камерного сухого дока, созданию верфи по строительству верхних строений буровых платформ, ПАО "НК Роснефть" по строительству береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой, а также ГОУП "Мурманскводоканал" по строительству Южных ОСК.
Главными объектами инвестирования в среднесрочной перспективе останутся электросетевые объекты АО "МОЭСК", объекты электроснабжения ПАО "МРСК Северо-Запада", производственная база филиала "35 СРЗ" АО "ЦС "Звездочка", объекты ПАО "Мурманский морской торговый порт", многофункциональный комплекс по проспекту Кольский. В рамках муниципальных программ запланирована модернизация муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений, спортивных школьных площадок и реконструкция спортивных школ.
В долгосрочном периоде по мере завершения инвестиционных проектов ожидается снижение общего объема инвестиций и их бюджетного финансирования, в т.ч. из средств федерального бюджета до уровня 2011 - 2012 годов. На долгосрочную перспективу запланирована реализация крупного инвестиционного проекта по строительству береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой (ПАО "НК Роснефть"), который наряду с реализуемым проектом Комплексного развития Мурманского транспортного узла может способствовать привлечению новых инвесторов в город.
В настоящее время консалтинговой компанией "Финансовый и организационный консалтинг", которая входит в десятку крупнейших стратегических консультантов России согласно рейтингу РА "Эксперт", осуществляется корректировка стратегического плана социально-экономического развития города Мурманска до 2025 года. Помимо того, ведется разработка Программы комплексного развития социальной инфраструктуры муниципального образования город Мурманск на 2016 - 2025 годы. Ожидается, что реализация данных документов стратегического планирования, развитие социального предпринимательства, направленного на привлечение средств частных инвесторов для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере, позволит привлечь в экономику и социальную сферу города дополнительные частные инвестиции, в том числе с использованием механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. Благодаря этому и в связи с необходимостью реализации проектов по строительству в городе Мурманске областной детской многопрофильной больницы, южных очистных сооружений помимо роста инвестиций за счет собственных средств предприятий возможно увеличение в 2021 году объема финансирования инвестиций из средств областного бюджета.
С учетом ввода в строй большого числа крупных строительных объектов в городе наблюдается снижение объема строительных работ. В 2015 году объем площадей введенных 58 зданий составил 128 608 тыс. кв. м, в 75 раз превысив объем введенных в 2014 году 48 зданий. В городе построены легкоатлетический манеж, многофункциональные торговые комплексы "Мурманск Молл" и "Лента". Завершается реконструкция морского и железнодорожного вокзалов, объектов благоустройства, городского спорткомплекса "Авангард", областных учреждений культуры к юбилею города. Продолжается строительство многофункционального комплекса по проспекту Кольскому, ведомственного жилья.
К 2018 году планируется ввести 2 служебных многоквартирных дома на 330 квартир площадью 31,5 тыс. кв. м, завершить первый этап строительства жилого многоквартирного четырнадцатиэтажного дома с многофункциональным комплексом по проспекту Кольскому, в районе дома N 10 площадью 11,3 тыс. кв. м, к 2019 году построить многоквартирный жилой дом со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями по ул. Шевченко, 1а площадью 7 тыс. кв. м, 24 - квартирный 5-ти этажный жилой дом с подвалом по проезду Михаила Бабикова, д. 64 площадью 2,4 тыс. кв. м.
На этом фоне в базовом варианте прогноза в 2017 году ожидается сохранение снижения показателей строительной деятельности и сохранение достигнутых объемов в целевом варианте прогноза. В 2018 году ожидается оживление строительной деятельности, которое предположительно сохранится в базовом варианте прогноза на 2019 год.
В долгосрочной перспективе сохранению устойчивого развития строительной деятельности будет способствовать строительство береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой (ПАО "НК Роснефть"), областной детской многопрофильной больницы, южных очистных сооружений. До конца прогнозного периода ожидается ежегодный рост объема работ строительного подряда в пределах 102%.
Сальдированный финансовый результат (прибыль, убыток) деятельности крупных и средних предприятий
В городе Мурманске сохраняется тенденция превышения числа прибыльных организаций над убыточными более чем в 2 раза, устойчивого роста сальдированного финансового результата за счет роста прибыли предприятий рыболовства, рыбоводства, сальдированный финансовый результат которых дважды удваивался и по итогам января-ноября 2015 года увеличился в 3,6 раза к аналогичному периоду предыдущего года, транспорта и связи, сальдированный финансовый результат которых после двукратного снижения в 2014 году по итогам января-ноября 2015 года возрос в 3,5 раза. С 2014 года стабильно высокий положительный сальдированный финансовый результат обеспечивают предприятия производства и распределения электроэнергии, газа и воды, на долю которых приходится около 10% сальдированного финансового результата крупных и средних предприятий. В целом по итогам 2015 года сальдированный финансовый результат деятельности организаций увеличился в 4,5 раза до 34 млрд. рублей.
На фоне высоких финансовых показателей работы предприятий перечисленных видов деятельности в 2016 году и в среднесрочном прогнозе ожидается незначительное замедление их роста при сохранении объема размера сальдированного финансового результата крупных предприятий на достигнутом уровне около 29 млрд. рублей в базовом и около 30 млрд. рублей в целевом вариантах прогноза с увеличением почти до 31 млрд. рублей в целевом варианте 2019 года.
Успешное завершение реализации инвестиционных проектов транспортными и рыбохозяйственными компаниями, обеспечение стабильной работы предприятий в сфере производства и распределения электроэнергии, газа и воды, торговли, развитие гостинично-ресторанного комплекса позволяет прогнозировать дальнейшее сохранение размера сальдированного финансового результата крупных предприятий на достигнутом уровне в пределах 30-31 млрд. рублей в долгосрочной перспективе в соответствующих вариантах прогноза.
Ограничивающими факторами роста сальдированного финансового результата остаются высокая убыточность деятельности в сфере операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, строительства, финансовая неустойчивость производственных предприятий, организаций по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг, образования и здравоохранения, а также снижение спроса на потребительском рынке.
Труд и занятость
В 2015 году ситуация на рынке труда города Мурманска характеризовалась общей нестабильностью, спровоцированной, прежде всего, кризисными явлениями в экономике региона.
Значительное количество работников организаций столкнулось с риском увольнения в результате сокращения и ликвидации рабочих мест. Согласно оценке Центра занятости населения города Мурманска, в среднесрочном периоде объемы высвобождения рабочей силы могут достигать 1000 человек ежегодно. Кроме того, в городе по-прежнему наблюдается снижение спроса на трудовые ресурсы. По состоянию на конец 2015 года работодателями города Мурманска была заявлена потребность в 2688 работниках, что на 564 человека меньше, чем на конец 2014 года.
Вместе с тем, процесс создания новых рабочих мест демонстрирует положительную динамику. Так, в 2015 году на дополнительно введенные рабочие места было принято 814 работников, рост данного показателя составляет 8,8% к уровню 2014 года.
В 2015 году среднегодовая численность безработных, зарегистрированных в службах занятости населения, составила 1,84 тыс. человек, увеличившись на 802 человека или 17,5% к 2014 году. Уровень безработицы (к трудоспособному населению) увеличился на 20% к 2014 году и составил 1,1%. Помимо высвобождения трудовых ресурсов в связи с сокращением и ликвидацией рабочих мест, к числу наиболее значимых причин увеличения числа безработных граждан можно отнести:
- приток трудовых мигрантов;
- увеличение числа работающих пенсионеров;
- переход на гражданскую службу военнослужащих, уволенных в связи с реформированием вооруженных сил.
Несмотря на указанные факторы, в прогнозном периоде ожидается некоторое снижение уровня безработицы за счет увеличения потребности в рабочей силе, обусловленного реализацией крупных инвестиционных проектов (проекты ПАО НК "Роснефть", филиала "35 СРЗ" ОАО "ЦС Звездочка", проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла и т.д.). Таким образом, в базовом варианте прогноза среднегодовая численность безработных в 2025 году предположительно составит 1,42 тыс. человек, при этом уровень безработицы (к трудоспособному населению) составит 0,81%.
Численность трудоспособного населения города продолжает сокращаться. Тем не менее, присоединение к городу Мурманску п.г.т. Росляково позволило добиться увеличения численности данной категории населения в 2015 году на 0,44% к 2014 году. Так, в 2015 году численность трудоспособного населения составила 188,25 тыс. человек. В прогнозном периоде несмотря на привлечение трудовых мигрантов в рамках реализации крупных инвестиционных проектов (проекты ПАО НК "Роснефть", филиала "35 СРЗ" ОАО "ЦС Звездочка", проект Комплексного развития Мурманского транспортного узла и т.д.) и некоторое снижения темпов миграционного оттока населения трудоспособного возраста, ожидается дальнейшее сокращение численности данной категории населения. Так, в 2019 году численность населения трудоспособного возраста предположительно составит 171,69 тыс. человек, в 2025 году - 151,22 тыс. человек.
Численность работников организаций (без субъектов малого предпринимательства) в 2015 году составила 98,3 тыс. человек, сократившись к уровню 2014 года на 0,1%. На динамику данного показателя в 2015 году оказали влияние, с одной стороны, увеличение среднесписочной численности работников организаций за счет населения присоединенного к городу Мурманску п.г.т. Росляково, с другой стороны, сокращение и ликвидация рабочих мест как одно из негативных последствий кризисных явлений в экономике региона. В прогнозном периоде ожидается дальнейшее сокращение численности работников организаций; в базовом варианте прогноза данный показатель предположительно составит 79,2 тыс. человек.
Размер среднемесячной заработной платы работников организаций города в 2015 году в номинальном выражении увеличился на 6,3% и составил 53240,0 тыс. рублей. Вместе с тем, было отмечено сокращение (-0,9%) среднемесячного размера заработной платы в реальном выражении.
Рост среднемесячной начисленной заработной платы в реальном выражении был отмечен в следующих отраслях:
- рыболовство, рыбоводство (120,4% к 2014 году);
- оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (100,8% к 2014 году);
- гостиницы и рестораны (102,7% к 2014 году).
В прогнозном периоде за счет постепенного оздоровления экономики региона ожидается рост среднемесячной заработной платы как в номинальном, так и в реальном выражении: в 2019 году - до 67785,80 рублей и 64681,10 рублей, соответственно; в 2025 году - до 89578,43 рублей и 86499,06 рублей, соответственно.
В целом, повышение эффективности функционирования рынка труда в городе будет возможно при решении следующих ключевых проблем:
- структурная диспропорция спроса и предложения рабочей силы;
- высокий темп оттока населения в трудоспособном возрасте;
- массовое высвобождение рабочей силы вследствие сокращения числа рабочих мест;
- несоответствие предъявляемых работодателями требований к вакансиям и фактического уровня квалификации претендентов на работу.
В настоящее время наибольшим спросом пользуются высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические специалисты. Ожидается, что в прогнозном периоде требования к качеству рабочей силы будут повышаться, в т.ч. в отношении владения навыками работы с инновационными материалами, современным оборудованием и т.д. В этой связи повышение эффективности работы инфраструктуры рынка труда должно осуществляться в следующих направлениях:
- внедрение механизмов социального партнерства, направленных на активизацию участия работодателей в улучшении социально-бытовых и жилищных условий работников, а также заинтересованности работников в повышении производительности труда;
- совершенствование системы профессиональной переподготовки, а также внедрение современных образовательных технологий на базе создаваемой системы образовательных учреждений начального, среднего и дополнительного профессионального образования;
- совершенствование деятельности кадровых служб и системы управления кадрами в организациях города;
- снижение уровня нелегальной занятости.
В рамках муниципальных программ города Мурманска в прогнозном периоде продолжится работа по организации общественных работ, а также по временному трудоустройству несовершеннолетних на время летних каникул.
Развитие социальной сферы
На конец учебного 2015/2016 года в городе Мурманске функционировало:
- 74 дошкольных образовательных учреждения (далее - ДОУ);
- 19 учреждений дополнительного образования, из них:
а) детско-юношеские спортивные школы - 12,
б) центр детского и юношеского туризма - 1,
в) детский морской центр - 1,
г) дома детского творчества - 3;
д) центр патриотического воспитания "Юная Гвардия" - 1;
е) муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Мурманска Центр профессиональной ориентации "ПрофСтар" - 1;
- муниципальное бюджетное учреждение г. Мурманска "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи" - 1;
- прочих учреждения образования, обеспечивающих предоставление услуг (выполнение работ) в сфере образования - 4 (МБУДО г. Мурманска Дом детского творчества им. А. Бредова, МБОУ ДОД г. Мурманска Дом детского творчества им. А. Торцева,Экологический центр МОУ ДОД ДДТ им. А. Торцева, МБОУ ДОД г. Мурманска Первомайский Дом детского творчества).
Также в городе Мурманске функционируют: 2 негосударственных ДОУ ОАО "Российские железные дороги", негосударственное образовательное учреждение школа "Пионер".
На конец 2015 года численность детей, посещавших муниципальные дошкольные образовательные учреждения, составила 17 188 человек (по данным формы статистического наблюдения 85-к). По сравнению с 2014 годом численность воспитанников муниципальных ДОУ увеличилась на 877 человек, что составляет 5,4%, в том числе и в связи с упразднением п.г.т. Росляково и присоединением к городу Мурманску. На территории жилого района Росляково функционируют: ДОУ N 14 (ул. Школьная, 10) - 205 мест, ДОУ N 46 (ш. Североморское, 20) - 235 мест.
Рост численности детей, посещающих дошкольные учреждения, обусловлен не только увеличением общей численности детей дошкольного возраста, но и вводом в эксплуатацию мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования.
В настоящее время детям в возрасте старше 3-х лет места в дошкольных учреждениях предоставляются незамедлительно.
Количество мест ДОУ в 2015 году увеличилось на 950 и составило 15 795 единиц за счет ввода 201 дополнительного места в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования, по средством ввода дополнительных мест в: прогимназии N 63 (проезд Михаила Ивченко, 13) - 20 мест, в МБДОУ N 132 (пр. Кольский, 95), МБДОУ N 79 (ул. Октябрьская, 38) - 40 мест, а также за счет пересчета площадей ДОУ в соответствии с действующими нормами СанПиНа.
Общая численность детей, посещающих всех форм собственности в городе Мурманске в 2015 году, составила 17 337 человек, что на 864 человека больше по сравнению с предыдущим годом. Обеспеченность детей дошкольного возраста местами в ДОУ увеличилась с 76,26 в 2014 году до 79,20 мест в 2015 году на 100 детей в возрасте 1-6 лет.
В 2016 году планируется ввод 160 дополнительных мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования - это создание дополнительных мест в функционирующих дошкольных образовательных учреждениях (реконструкция): 100 мест (ДОУ N 18 (ул. Капитана Копытова, 26), ДОУ N 32 (ул. Спартака, 13), ДОУ N 74 (пр. Героев-североморцев, 43а), ДОУ N 119 (проезд Михаила Ивченко, 11), а также возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных учреждений: 60 мест в ДОУ N 121 (пр. Кольский, 108/4).
В 2017 году планируется организация 138 дополнительных мест - это возврат и реконструкция ранее переданных зданий дошкольных образовательных учреждений: 75 мест в ДОУ N 109 (ул. Свердлова, 10/4) и 63 места ДОУ N 27 (планируется передача ДОУ N 27 (пр. Героев-североморцев, 78, к. 5) ОАО "Российские железные дороги" на муниципальный уровень).
В 2018 году планируется организация 135 дополнительных мест - это 65 мест в здании бывшего детского дома N 7 (ул. Павлика Морозова, 5), и 70 мест в ДОУ N 38 (ул. Ростинская, 4).
В 2019 году планируется ввод в действие здания вновь построенного ДОУ в районе ул. Капитана Орликовой, 44 - 100 дополнительных мест. Прогнозируемое в 2019 году число мест достигнет 16 303 единицы, обеспеченность местами в ДОУ составит 77,48 мест на 100 детей в возрасте 1-6 лет. К 2025 данный показатель составит 82,35 мест на 100 детей в возрасте 1-6 лет.
Созданная дифференцированная сеть дошкольных образовательных учреждений позволяет осуществлять дошкольное образование и подготовку детей к школе, ориентированную на различные индивидуальные образовательные потребности детей и родителей, обеспечить право выбора форм и направленности дошкольного образования в соответствии с личностными особенностями ребенка.
Численность детей города Мурманска в возрасте 1-6 лет на начало 2016 года составила 19 944 человека, увеличившись по сравнению с началом 2015 года на 41 человека (и на 1049 человек по сравнению с началом 2014 года, что обусловлено присоединением Росляково).
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" в 2014 году утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в сфере образования города Мурманска, направленные на повышение эффективности и качества услуг" на период до 2018 года.
В рамках реализации "дорожной карты" в целях повышения эффективности и качества услуг в данной сфере планируется внедрение мероприятий, направленных на предупреждение очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения, создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования, внедрение механизмов контракта с педагогическими работниками дошкольных образовательных учреждений, в том числе:
- разработка требований к условиям выполнения трудовой деятельности педагогическими работниками, направленных на достижение показателей качества трудовой деятельности;
- перевод педагогических работников учреждений дошкольного образования на эффективный контракт с учетом результатов аттестации.
Сеть учреждений, реализующих образовательные программы, в 2015 году была представлена 51 учреждением различного типа (из них: 28 средних общеобразовательных школ, 5 основных общеобразовательных школ, 9 гимназий, 4 лицея, 5 прогимназий).
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях города в 2015 году составила 28 906 человек, увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1 136 человек, увеличение сети образовательных учреждений обусловлено присоединением к сети МБОУ СОШ N 3 и МБОУ ООШ N 4 (п.г.т. Росляково). На 01.09.2015 численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, находящихся на территории п.г.т. Росляково, упраздненного с 01.01.2015, составила 705 человек. Увеличение численности обучающихся связано также с увеличением количества школьников начальной и средней ступеней в связи с демографическим ростом детей данного возраста. В 2016 году ожидается дальнейшее увеличение численности учащихся образовательных учреждений до 29 221 человека, к концу 2019 года прогнозная численность учащихся образовательных учреждений составит 29 510 человек, к концу 2025 года - 27 783 человека. Темпы показателей обусловлены прогнозным снижением общего коэффициента рождаемости, который отражается на численности детей, переходящих из дошкольного возраста в школьный, после 2019 года.
В 2015 году в сфере образования действовали 5 подпрограмм и ведомственных целевых программ, входящих в состав муниципальной программы города Мурманска "Развитие образования" на 2014 - 2018 годы, утвержденной постановлением администрации города Мурманска от 12.11.2013 N 3238.
В 2015 году в рамках модернизации содержания образования и образовательной среды, направленной на достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации осуществлялось обслуживание спортивных площадок на территории 23 образовательных учреждений.
В рамках развития системы выявления и поддержки талантливых педагогов проведено: 6 муниципальных конкурсов профессионального мастерства педагогов: "Педагогические надежды", "Сердце отдаю детям", "Воспитать человека", "Учитель города Мурманска - 2015", "Ступеньки мастерства", "Педагог-психолог города"; конкурс шоу-программ образовательных организаций "Весенние фантазии".
Заработная плата работников образования в 2015 году составила: работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 28 322,1 рублей, педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений - 37 014,5 рублей, педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений - 42 477,8 рублей, педагогических работников организаций дополнительного образования - 36 331,0 рублей.
Поддержка талантливых педагогов стала одним из ключевых направлений в приоритетном национальном проекте "Образование", а также в национальной образовательной инициативе "Наша новая школа". За годы реализации приоритетного национального проекта победителями конкурсного отбора стали 23 общеобразовательных учреждения и 72 талантливых педагога, опыт работы которых используется в городе и регионе. Ежегодно учителя школ Мурманска участвуют в конкурсе профессионального мастерства "Учитель года Мурманской области".
Численность учащихся в учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования, в 2015 году составила 8 568 человек, увеличившись к уровню 2014 года на 543 человека. В прогнозном периоде ожидается увеличение их численности к концу 2019 года до 9 559 человек, а к концу 2025 года снижение до 9 000 человек.
Численность учащихся высших учебных заведений в 2015 году сократилась на 4 313 человек и составила 13 103 человека. В прогнозном периоде численность студентов учреждений высшего профессионального образования продолжит уменьшаться в виду сокращения численности населения соответствующей возрастной категории и оттока молодежи для получения высшего профессионального образования в других городах. Численность учащихся высших учебных заведений в 2019 году составит 9 932 человека, в 2025 году - 9 351 человек.
Во исполнение распоряжения Правительства Мурманской области от 08.06.2015 N 151-РП "Об организации оказания медицинской помощи на территории муниципального образования город Мурманск в связи с истечением срока действия Закона Мурманской области от 01.12.2011 N 1430-01-ЗМО" Советом депутатов города Мурманска принято решение о передаче имущества из муниципальной собственности в собственность субъекта РФ для организации медицинской помощи в городе с 01.01.2016.
В 2015 году одной из основных проблем муниципального здравоохранения являлась кадровая проблема. Несмотря на предпринимаемые на муниципальном и региональном уровне меры по трудоустройству приглашенных и молодых специалистов, процессы "старения" и убытия медицинских кадров не компенсируются притоком молодых специалистов. По сравнению с 2014 годом общая численность врачей сократилась на 93 специалиста и составила 2 074 человек. Общая численность среднего медицинского персонала возросла на 164 специалиста и составила 4 398 человек.
По сравнению с 2014 годом в текущем году отмечено снижение обеспеченности населения врачами на 4,00 специалиста на 10 тыс. человек населения (или на 5,50%) и незначительный рост обеспеченности населения средним медицинским персоналом на 3,20 специалиста на 10 тыс. человек населения (или на 2,20%). Обеспеченность населения врачами на конец 2015 года составила 69,00 специалистов на 10 тыс. чел. населения, средним медперсоналом - 146,00 специалистов на 10 тыс. человек населения. В среднесрочном и долгосрочном периодах ожидается, что показатели обеспеченности медицинскими работниками снизятся по сравнению с 2015 годом следующим образом: врачами - с 69,00 до 63,53 специалистов на 10 тыс. человек населения в 2019 году, до 56,09 специалистов на 10 тыс. человек населения в 2025 году, средним медицинским персоналом - со 146,00 до 130,47 специалистов на 10 тыс. человек населения в 2019 году, до 101,65 специалистов на 10 тыс. человек населения в 2025 году.
На решение данной проблемы в отчетном году была направлена ведомственная целевая программа "Создание условий для улучшения кадровой ситуации в системе муниципального здравоохранения города Мурманска" на 2014 - 2015 годы муниципальной программы города Мурманска "Развитие здравоохранения" на 2014 - 2016 годы. В рамках мероприятий программы в 2015 году было освоено 46 687,4 тыс. рублей, были выполнены следующие мероприятия: выплата единовременного пособия 171 молодому и приглашенному специалисту (врачам, среднему медицинскому персоналу) учреждений здравоохранения (на 31 специалиста больше, чем в 2014 году); выплата материального обеспечения и социальной поддержки 3 270 медицинским работникам (врачам, провизорам, среднему медицинскому и фармацевтическому персоналу) учреждений здравоохранения (на 200 работников больше, чем в 2014 году); выплата материального стимулирования 2 медицинским работникам, обслуживающим отдаленные малокомплектные участки (на уровне 2014 года). Кроме того, в 2015 году были произведены выплаты единовременного пособия молодым и приглашенным специалистам на общую сумму 16 902,1 тыс. рублей.
В целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" ежегодно индексируется уровень оплаты труда работникам здравоохранения, так среднемесячная номинальная начисленная заработная плата врачей в 2015 году выросла на 1,4% до 61,6 тыс. рублей, среднемесячная номинальная заработная плата среднего медицинского персонала незначительно снизилась (на 0,5%) и составила 36,5 тыс. рублей. Таким образом, средняя заработная плата работников муниципального здравоохранения составила 38,7 тыс. рублей.
Кроме того, для привлечения медицинских кадров проводилась систематическая работа: размещались объявления в медицинских газетах, на сайтах комитетов и департаментов здравоохранения Российской Федерации, в общероссийской базе вакансий "Работа в России", SuperJob, Job.ru; осуществлялось сотрудничество с Центром занятости населения, участие в ярмарках вакансий в высших медицинских учебных заведениях Северо-Запада России. Значительное внимание уделялось вопросам совершенствования системы оплаты труда, обеспечивающей стимулирование медицинского персонала в зависимости от качества работы и достигнутых результатов (ориентация на стимулирование высоких результатов деятельности каждого работника и учреждения в целом) - перевод медицинских работников на эффективный контракт в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Предоставление муниципальных услуг по оказанию скорой медицинской помощи, медико-санитарной помощи в стационарных условиях, в отделениях сестринского ухода, в учреждениях особого типа (патологоанатомическое отделение) в городе Мурманске осуществлялось в рамках ведомственной целевой программы "Оказание первичной медицинской помощи населению города Мурманска". В рамках мероприятий программы освоено 149 269,8 тыс. рублей.
За счет средств программы в отчетном году проводились лабораторные исследования, оказывались меры социальной поддержки в части бесплатного изготовления и ремонта зубных протезов ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, пенсионерам по старости (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), инвалидам, лицам, награжденным знаком "Почетный донор России".
Время ожидания приезда бригады скорой медицинской помощи составило: в квартиру 20 минут, на улицу - 10 минут. Своевременность выполнения вызовов составила 86,0%. Ухудшение данного показателя обусловлено неукомплектованностью медицинским персоналом бригад скорой медицинской помощи, а также ухудшением дорожной обстановки.
В прогнозном периоде продолжатся мероприятия по улучшению кадровой ситуации в учреждениях здравоохранения в рамках подпрограммы "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" региональной программы "Развитие здравоохранения Мурманской области" на 2013 - 2020 годы. При привлечении молодых и приглашенных специалистов в государственные амбулаторно-поликлинические учреждения здравоохранения осуществляются мероприятия по их материальному стимулированию, на реализацию которых в 2016 году планируется израсходовать 300 013,1 тыс. рублей.
На реализацию отдельных государственных полномочий в 2015 году в соответствии с законами Мурманской области за счет средств субвенций из областного бюджета направлено:
- в части решения вопросов организации оказания медицинской помощи - 7 654,9 тыс. рублей;
- в части оказания медицинской помощи - 101 276,4 тыс. рублей;
- в части ежеквартальных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, установленных Законом Мурманской области от 25.12.2012 N 1572-01-ЗМО "О мерах социальной поддержки и мерах стимулирования отдельных категорий медицинских работников государственных областных и муниципальных учреждений здравоохранения Мурманской области" - 80,0 тыс. рублей;
- в части предоставления социальных услуг по изготовлению и ремонту зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и металлокерамики) отдельным категориям граждан в муниципальном образовании город Мурманск - 44 447,1 тыс. рублей;
- в части предоставления мер социальной поддержки, направленных на кадровое обеспечение муниципальной системы здравоохранения Мурманской области в виде стипендии - 1 570,8 тыс. рублей;
- в части компенсации расходов, связанных с оказанием в 2014 - 2015 годах медицинскими организациями гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Украины и прибывшим на территорию Российской Федерации в экстренном порядке, медицинской помощи и проведением профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям, - 1 306,2 тыс. рублей.
Обеспеченность населения больничными койками в 2015 году по отношению к предыдущему году уменьшилась на 2 единицы и составила 118,00 единиц на 10 тыс. человек населения. В 2016-2025 планируется проведение реструктуризации коечного фонда в связи с развитием стационарзамещающих видов медицинской помощи, внедрением современных и менее затратных технологий диагностики и лечения заболеваний на до госпитальном этапе. В прогнозном периоде ожидается уменьшение числа коек. Однако, в связи с сокращением численности населения города к 2019 году ожидается увеличение обеспеченности больничными койками до 121,28 единиц на 10 тыс. человек населения, к 2025 году - до 128,72 единиц на 10 тыс. человек населения.
Обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими учреждениями в 2015 году составила 260,97 посещений в смену на 10 тыс. человек населения, что на 27,73 посещений на 10 тыс. человек населения меньше предыдущего года. В связи с планируемыми структурными преобразованиями системы оказания первичной медико-санитарной помощи - формирование многоуровневой системы организации медицинской помощи, прежде всего, специализированной амбулаторной медицинской помощи с применением широко распространенных технологий диагностики и лечения число посещений в смену медицинских учреждений данного типа в среднесрочном периоде к концу 2019 года увеличится до 272,31 единиц в расчете на 10 тыс. человек населения, в долгосрочном периоде к концу 2025 года - до 288,62 единиц в расчете на 10 тыс. человек населения.
В 2015 году в городе Мурманске общее число общедоступных (публичных) библиотек составило 35 единиц, из них - 3 областные библиотеки, 2 муниципальные центральные библиотеки с 30 филиалами, из них 13 - детских. Так, в сфере культуры в 2015 году в связи с присоединением п.г.т. Росляково к городу Мурманску сеть муниципальных учреждений культуры увеличилась на 2 ед.: МБУК Дворец культуры "Судоремонтник" города Мурманска и МБОУ ДО "Детская школа искусств N 4 города Мурманска". Кроме того, проведена реорганизация МБУК "Дом культуры "Первомайский" г. Мурманска" в форме присоединения к нему МБУК "Дом культуры "Маяк" г. Мурманска" и оптимизация сети структурных подразделений МБУК "Центральная детская библиотека города Мурманска" и МБУК "Центральная городская библиотека города Мурманска", в результате чего были закрыты 2 малоэффективные структурные единицы.
В 2014 году обеспеченность общественными библиотеками в расчете на 100 тыс. населения составила 11,10 учреждений. В 2015 году, в связи с тем, что количество библиотек составило на 1 единицу больше предыдущего года, обеспеченность общественными библиотеками в расчете на 100 тыс. населения достигнет 11,54 учреждений. В прогнозном периоде, в связи с ожидаемым сокращением численности населения города Мурманска обеспеченность общественными библиотеками в расчете на 100 тыс. населения в 2019 году достигнет 12,05 учреждений, в 2025 году - 12,78 учреждений.
В 2014 году в городе функционировало 8 учреждений культурно-досугового типа, из них 4 муниципальных учреждений: МБУК "Дом культуры "Первомайский г. Мурманска", МБУК "Дом культуры Ленинского округа г. Мурманска", МБУК "Дом культуры "Маяк" г. Мурманска", МБУК "Центр досуга и семейного творчества", обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа составила 2,60 учреждений на 100 тыс. человек населения. В 2015 году были объединены МБУК "Дом культуры "Первомайский г. Мурманска" и МБУК "Дом культуры "Маяк" г. Мурманска", а также принят МБУК ДК "Судоремонтник" (жилого района Росляково). Обеспеченность населения учреждениями культурно-досугового типа увеличилась на 0,04 учреждения на 100 тыс. человек населения до 2,64 учреждений на 100 тыс. человек населения в 2015 году. В связи с сокращением численности населения города Мурманска обеспеченность клубами и учреждениями клубного типа в 2019 году достигнет 2,75 учреждения на 100 тыс. человек населения, в 2025 году - 2,92 учреждения на 100 тыс. человек населения.
Сфера жилищного строительства города Мурманска в последние годы заметно активизировалась. В 2015 году в расчете 1000 человек населения введено 23,73 кв. м общей площади жилья. Введены в эксплуатацию многоквартирные трехэтажные жилые дома в районе проспекта Героев-североморцев (реконструкция со сносом 1-4 очереди). В прогнозном периоде планируется ввод в эксплуатацию жилого многоквартирного четырнадцатиэтажного дома с многофункциональным комплексом по проспекту Кольскому, в районе дома N 10; 24-квартирный пятиэтажный жилой дом с подвалом по проезду Михаила Бабикова, д. 64; среднеэтажные жилые дома в 142-м квартале г. Мурманска по ул. Алексея Генералова и по ул. Декабристов; малоэтажная жилая застройка в местах пересечения ул. Алексея Генералова с ул. Фрунзе и ул. Фрунзе с ул. Горького.
В целях создания условий для обеспечения населения комфортным жильем в городе реализуется подпрограмма "Поддержка и стимулирование жилищного строительства на территории муниципального образования город Мурманск" муниципальной программы "Градостроительная политика". В рамках программы проводятся такие мероприятия, как формирование (образование) земельных участков для предоставления под строительство, под малоэтажное и индивидуальное жилищное строительство, в том числе для предоставления на безвозмездной основе многодетным семьям; проводятся работы по обеспечению таких земельных участков объектами коммунальной инфраструктуры. В 2015 году образованы 268 земельных участков для предоставления под строительство, из которых 262 участка образованы для предоставления на безвозмездной основе многодетным семьям. За 2016 - 2018 годы планируется сформировать 660 земельных участков для предоставления под строительство. В связи с чем, ожидается оживление темпов индивидуального жилищного строительства.
В 2015 году доля площади аварийного жилья составила 2,02%, уменьшившись на 0,58 п.п. по сравнению с 2014 годом. В рамках мероприятий муниципальной программы "Управление имуществом и жилищная политика" в 2015 году было переселено 188 человек из аварийных домов с высвобождением 228 жилых помещений общей площадью 2 763,7 кв. м. Кроме того, переселено 66 человек из домов пониженной капитальности с высвобождением 28 жилых помещений площадью 788,1 тыс. кв. м. К 2019 году планируется сокращение доли площади ветхого и аварийного жилья до 1,62%, к 2025 году - до 0,74%.
Обеспеченность населения жилой площадью увеличится с 23,80 в 2015 году до 24,91 кв. м на 1 человека в 2019 году, до 26,41 кв. м на 1 человека в 2025 году.
Уровень собираемости платежей за жилье и коммунальные услуги увеличился с 77,40% в 2014 году до 81,40% в 2015 году. В текущем году улучшения ситуации по данному показателю не предвидится в связи с увеличением тарифов на жилищно-коммунальное хозяйство. В прогнозном периоде ввиду планируемого восстановления экономики, роста доходов населения показатель будет постепенно улучшаться (2019 год - 85,35%, 2025 - 87,23%).
Число семей, получающих субсидию на оплату жилья и коммунальных услуг в 2015 году составило 20 254 единицы, что на 983 семьи больше, чем в 2014 году. В текущем году число семей, получающих субсидию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,увеличится ориентировочно до 24 000 семей, в связи с предоставлением данной меры социальной поддержки гражданам, проживающим в жилом районе Росляково города Мурманска. В прогнозном периоде ожидается сохранение значения показателя.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.