Постановление Правительства Мурманской области от 21 февраля 2017 г. N 82-ПП
"О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года"
В соответствии со статьей 14.1 Закона Мурманской области от 11.12.2007 N 919-01-ЗМО "О бюджетном процессе в Мурманской области", постановлением Правительства Мурманской области от 04.08.2015 N 331-ПП "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогнозов социально-экономического развития Мурманской области на среднесрочный и долгосрочный периоды" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года.
2. Министерству экономического развития Мурманской области (Тихонова Е.М.) совместно с исполнительными органами государственной власти Мурманской области после утверждения прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период подготовить проект постановления Правительства Мурманской области "О внесении изменений в прогноз социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года" и представить его для рассмотрения в установленном порядке.
Губернатор |
М. Ковтун |
Прогноз социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 21 февраля 2017 г. N 82-ПП)
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Мурманской области
Динамика значений основных показателей социально-экономического развития Мурманской области за 2015 год сформировалась под влиянием внешних (эскалация санкций, ухудшение рыночной конъюнктуры) и внутренних условий развития российской экономики (ослабление курса рубля, снижение доступности кредитных ресурсов и потребительского спроса).
В 2015 году увеличились объемы производства в обрабатывающей промышленности - в основном за счет металлургии и судоремонта. С превышением объемов сработала добывающая промышленность.
Объемы инвестиций в основной капитал превысили уровень 2014 года, в большей степени за счет увеличения объемов федеральных капвложений.
Сохранилась позитивная динамика увеличения, при некотором замедлении по сравнению с 2014 годом, среднемесячной номинальной заработной платы и среднедушевых доходов населения.
Вместе с тем высокий уровень инфляции привел к снижению реальных доходов населения. Соответственно, снизился потребительский спрос, что отрицательно отразилось на розничном товарообороте.
При этом положительная динамика валового регионального продукта в условиях девальвации национальной валюты и влияния производственных факторов была обеспечена в результате повышения финансовой устойчивости экспортно ориентированных секторов экономики: добычи полезных ископаемых, металлургии, рыболовства, транспорта.
В 2014 - 2015 годах темпы роста валового регионального продукта составили 101,3% и 101,1% (оценка) соответственно.
2. Условия формирования прогноза социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года
Условия формирования прогноза социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года (далее - прогноз) определены исходя из степени воздействия на экономику региона следующих ключевых факторов, отражающих интенсивность:
- восстановления мировой и российской экономики и роста спроса на мировых и внутренних рынках на продукцию, работы, услуги региональных производителей;
- использования потенциала развития региона на основе его конкурентных преимуществ;
- технологического обновления действующих и создания новых высокотехнологичных производств;
- модернизации и развития транспортной и энергетической инфраструктуры;
- повышения качества человеческого капитала и роста производительности труда;
- сокращения населения в трудоспособном возрасте в сочетании с усилением дефицита квалифицированных рабочих и инженерных кадров.
Также ключевым фактором роста экономики региона в долгосрочном периоде будет являться реализация федеральных мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности и экономического роста в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе в рамках принятия Правительством Российской Федерации решения о создании Кольской опорной зоны.
По основным направлениям социально-экономического развития в долгосрочном периоде предполагается реализация комплекса мероприятий в рамках государственных программ Мурманской области* (их основные параметры представлены в паспортах данных программ), сформированных с учетом приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития Российской Федерации, утвержденных Советом при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам.
Комплекс данных мероприятий направлен на:
1. Развитие человеческого капитала, в том числе развитие здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, культуры и сохранение культурного наследия региона, развитие регионального рынка труда, социальную поддержку граждан с учетом повышения адресности мер социальной поддержки.
2. Создание комфортной и безопасной среды проживания населения региона, в том числе обеспечение комфортной среды проживания, общественного порядка и безопасности населения региона, охрану окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов.
3. Обеспечение устойчивого экономического роста, в том числе развитие рыбного и сельского хозяйства, регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие транспортной системы, экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата региона, в том числе в рамках внедрения стандарта развития конкуренции, применения лучших региональных практик по улучшению инвестиционного климата и других структурных мер, с учетом повышения эффективности мер региональной поддержки реального сектора, малого и среднего предпринимательства, увеличения объемов социальных услуг, оказываемых негосударственным сектором, и др.
4. Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, в том числе повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение открытости деятельности органов власти, эффективности управления и распоряжения государственным имуществом, развитие институтов гражданского общества и др.
Основными направлениями налоговой политики Мурманской области, ориентированной на совершенствование налогового регулирования, в долгосрочном периоде будут:
- упорядочивание системы налоговых льгот, повышение их адресности и обеспечение взаимосвязи с целями и задачами соответствующих государственных программ Мурманской области;
- совершенствование налогового законодательства Мурманской области в целях недопущения снижения доходов областного бюджета при соблюдении паритета интересов инвесторов и бюджета;
- повышение эффективности использования государственного и муниципального имущества, в том числе за счет отмены налоговых льгот.
__________________________
* На момент утверждения долгосрочного прогноза перечень государственных программ Мурманской области определен распоряжением Правительства Мурманской области от 01.02.2013 N 30-РП (в редакции распоряжения Правительства Мурманской области от 02.09.2016 N 244-РП).
2.1. Внутренние условия
2.1.1. Динамика потребительской инфляции
Динамика потребительской инфляции к 2015 году после ее умеренных значений в 2011 - 2014 годах в интервале от 104,2% до 110,3%, достигла рекордного уровня 113,4%.
Ускорение темпов потребительской инфляции в 2015 году вызвано ослаблением курса рубля, которое привело к росту стоимости отдельных продуктов питания, промышленных товаров и платных услуг с высокой степенью импортозависимости.
В перспективе до 2035 года политика Центрального банка, в том числе меры федерального уровня по таргетированию инфляции, устойчивость национальной валюты и рост импортозамещения сохранят тренд на понижение инфляции.
Так, в 2016 - 2020 годах среднегодовой рост потребительских цен прогнозируется на уровне 105,1-105,2%, в 2021 - 2025 годах - 103,7- 103,9%, в 2026 - 2030 годах - 102,9-103,4%, в 2031 - 2035 годах- 102,4 -102,9%.
При этом в условиях неустойчивости макроэкономической ситуации возможно ослабление нисходящего тренда инфляции.
2.1.2. Демографические тенденции
За период 2012 - 2015 годов численность населения Мурманской области сократилась на 25,8 тыс. человек (на 3,3%) и на конец 2015 года составила 762,2 тыс. человек, что обусловлено миграционной убылью населения, темпы которой существенно замедлились в 2014, 2015 годах до 4-5 тыс. человек против 8-10 тыс. человек в 2012, 2013 годах. Положительным фактором, влияющим на сдерживание убыли населения, явился естественный прирост населения, который за 2012 - 2015 годы составил более 1,5 тыс. человек.
В 2012 - 2015 годах сохранялась тенденция увеличения доли населения моложе и старше трудоспособного возраста и, соответственно, уменьшения доли населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения, чему способствовал и высокий уровень рождаемости в эти годы и достижение пенсионного возраста многочисленного поколения, родившегося в 50-е годы прошлого века. Доля населения младше трудоспособного возраста возросла с 16,6% в 2011 году до 18,2% в 2015 году, старше трудоспособного - с 19,0% до 21,2%.
В связи с невысоким уровнем рождаемости в 90-е годы прошлого века доля населения в трудоспособном возрасте в общей численности населения в 2015 году составила 60,6%.
В долгосрочной перспективе демографические тенденции в регионе существенно не изменятся.
Однако в результате привлечения трудовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов в рамках планируемой к созданию Кольской опорной зоны возможно формирование тенденции постепенного увеличения численности населения начиная с 2021 года по 2035 год на 16 тыс. человек, в связи с чем значение данного показателя к 2035 году может достигнуть практически уровня 2015 года - 760 тыс. человек.
По консервативной оценке, в результате сохранения отрицательной тенденции среднегодовая численность населения к 2035 году сократится до 638 тыс. человек, или на 16,5% к 2015 году.
Доля трудоспособного населения к 2035 году с учетом изменения возрастной структуры в результате ожидаемой положительной миграции населения трудоспособного возраста составит 60,5% (460 тыс. человек), что практически на уровне 2015 года, в случае отрицательной миграции может снизиться до 58% от общей численности населения региона (370 тыс. человек).
2.2. Оценка потенциальных рисков ограничения развития
К рискам ограничения развития (восстановления) экономики в долгосрочной перспективе можно отнести:
- ухудшение геополитической обстановки;
- ухудшение рыночной конъюнктуры международных рынков по видам продукции традиционного экспорта региона, сохранение нетарифных ограничений в торговле и ограничений в доступе отечественных товаропроизводителей и финансовых организаций на международные финансовые рынки, что может повлечь усиление волатильности внутреннего финансового рынка и сжатие внутреннего кредитования;
- долгосрочное ухудшение конкурентных позиций региона, в том числе в результате научно-технологического отставания от ведущих индустриально развитых регионов в темпах модернизации экономики, в том числе по причине отсрочки реализации крупнейших инвестиционных проектов на территории региона;
- сужение возможностей федеральной поддержки региона в условиях ухудшения макроэкономической ситуации и роста дефицитности федерального бюджета, что может повлечь прекращение и (или) перенос сроков финансирования проектов, реализуемых за счет средств федерального бюджета;
- принятие собственниками предприятий, расположенных в регионе, управленческих решений, которые могут оказать негативное влияние на социально-экономическое положение региона.
2.3. Характеристика вариантов прогноза
В зависимости от степени воздействия факторов сформированы три варианта прогноза: целевой, базовый и консервативный.
В качестве макроэкономического фона для всех вариантов прогноза предполагаются ограниченные возможности привлечения внешних заимствований и технологических ресурсов, сохранение в начале прогнозного периода режима экономических санкций, влияющих на параметры прогноза в зависимости от вариативности степени сокращения санкций и изменения геополитической обстановки.
Целевой вариант основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития и решении задач стратегического планирования в рамках политики опережающего развития страны на основе нового технологического уклада и характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста, которая может быть достигнута в том числе за счет принятия дополнительного пакета федеральных мер, направленных на стимулирование инвестиционной активности и экономического роста в Арктической зоне Российской Федерации.
Данный вариант характеризуется развитием экономики на фоне более благоприятных внешнеэкономических условий при укреплении рубля, ускорением темпов роста реальных денежных доходов населения с 2020 года, возможным увеличением численности населения региона в отдельные этапы долгосрочного периода, а также незначительным усилением нисходящего тренда инфляции.
Базовый вариант характеризуется функционированием экономики в условиях умеренных тенденций изменения внешних и внутренних факторов и с учетом установления правовых норм и начала реализации федеральных мер преференциального и инвестиционного характера, направленных на стимулирование инвестиционной активности и экономического роста в Арктической зоне Российской Федерации, в том числе в рамках принятия Правительством Российской Федерации решения о создании Кольской опорной зоны.
Данный вариант характеризуется экономическим ростом на фоне стабильного спроса на основные виды продукции, производимой в регионе (апатитовый и железорудный концентрат, цветные металлы), при слабо выраженном укреплении рубля, умеренной инвестиционной активностью коммерческого сектора и сохранением инвестиционных возможностей бюджета на достигнутом уровне, восстановлением роста реальных денежных доходов населения с 2018 года, сохранением тенденции умеренного снижения численности населения и инфляции.
Консервативный вариант предполагает существенное ухудшение внешних и внутренних условий функционирования экономики (в том числе более низкие по сравнению с базовым и целевым вариантами цены на основные виды экспортной продукции и высокую волатильность курса рубля).
Данный вариант характеризуется инерционным развитием экономики и постепенным сжатием инвестиционной активности, в том числе в связи с существенным снижением инвестиционных возможностей бюджетов всех уровней, ускорением темпов снижения численности населения региона, фактической стагнацией номинальных денежных доходов населения и слабым нисходящим трендом инфляции.
3. Параметры прогноза социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года
3.1. Валовой региональный продукт
В долгосрочном периоде предполагаемая концентрация опережающего диверсифицированного роста будет основываться на внутренних источниках при использовании потенциала межрегионального и транснационального взаимодействия.
Результатом должно стать повышение уровня конкурентоспособности экономики региона за счет ее перехода на новую технологическую базу, интенсификации международного сотрудничества и улучшения качества человеческого потенциала.
Вместе с этим прогнозируется прогрессивный и устойчивый рост спроса на продукцию, работы, услуги региональных производителей и, соответственно, сохранение положительной ценовой конъюнктуры на мировых рынках продукции, производимой в регионе, при постепенном укреплении курса рубля.
Повышение инвестиционной активности на фоне региональной государственной поддержки, направленной на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Мурманской области, в долгосрочном периоде будет способствовать становлению новых видов деятельности, имеющих высокий мультипликативный эффект развития сопутствующих и обеспечивающих отраслей, завершению реализации якорных проектов транспортно-логистического кластера, направленного на интеграцию в мировое транспортное пространство и реализацию транзитного потенциала страны.
С учетом структурных экономических преобразований и государственных мер стимулирования создания новых высокотехнологичных производств ожидается устойчивый рост реальных доходов населения и потребительского спроса.
В результате в 2035 году ВРП возрастет в 1,8 раза к 2015 году, в том числе за счет использования потенциала повышения производительности труда, которая увеличится в 2,2 раза. Среднегодовой темп роста ВРП в 2016 - 2035 годах прогнозируется на уровне 102,9%.
Структурные сдвиги ВРП будут обусловлены синхронным увеличением валовой добавленной стоимости в торгуемых и неторгуемых секторах при постепенном наращивании степени влияния последних на структуру ВРП в большей степени за счет роста емкости ВДС в сфере транспорта.
3.2. Промышленное производство
Существенным фактором, определяющим развитие промышленного комплекса в долгосрочной перспективе, будет эффективность интеграции региональных производителей в глобальные производственные цепочки добавленной стоимости в условиях формирования нового технологического уклада.
По целевому варианту прогноза в результате реализации новых инвестиционных проектов в добывающем комплексе и нефтепереработке, ускоренных сроков реализации проектов в машиностроительных отраслях среднегодовой темп роста промышленного производства за период 2016 - 2035 годов составит 102,6% и к концу прогнозного периода уровень производства превысит результаты 2015 года в 1,7 раза.
Наибольший рост будут демонстрировать обрабатывающие производства (в 2,0 раза к уровню 2015 года). В добыче полезных ископаемых к 2035 году объемы производства в 1,6 раза превысят уровень 2015 года. Увеличение спроса на электроэнергию со стороны промышленности будет способствовать росту потребления на 2,8%. В 2035 году индекс производства в энергетике возрастет в 1,2 раза к 2015 году. При этом прогнозируется снижение производства теплоэнергии, в том числе в результате модернизации коммунального комплекса и применения энергосберегающих технологий.
3.3. Транспортный комплекс
Перспективный грузооборот порта Мурманск предполагает реализацию инвестиционных проектов, направленных на развитие перегрузочных мощностей порта Мурманск, как существующих, так и новых, в рамках Комплексного развития Мурманского транспортного узла.
Целевой вариант предусматривает опережающее развитие перегрузочных мощностей региона за счет реализации инвестиционных проектов. В результате объемы переработки грузов через порты и перегрузочные комплексы к 2016 - 2035 годах прогнозируются на уровне 102,0 млн. тонн (рост в 5,1 раза к уровню 2015 года).
За счет финансирования на региональном и федеральном уровнях мероприятий государственной программы Мурманской области "Развитие транспортной системы" по строительству и реконструкции автомобильных дорог общего пользования регионального (межмуниципального) значения доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, будет увеличена с 33,9% в 2015 году до 45,7% в 2035 году.
3.4. Потребительский рынок
В перспективе до 2035 года по целевому варианту потребительский рынок будет демонстрировать уверенную положительную динамику на фоне роста реальных денежных доходов населения, снижения инфляции, улучшения условий получения кредитов.
По целевому варианту физические объемы оборота розничной торговли в 2035 году увеличатся в 2,1 раза к уровню 2015 года.
3.5. Инвестиции в основной капитал
В долгосрочном периоде предполагается реализация инвестиционных проектов, направленных на:
- модернизацию действующих горнопромышленных предприятий, освоение новых месторождений и создание новых предприятий по производству диоксида титана, редкоземельных материалов, хрома и сортового проката (включая строительства горно-обогатительных комбинатов по переработке перовскит-титаномагнетитовой руды Африкандовского месторождения и на базе месторождения хромитов "Сопчеозерское");
- создание заводов по сжижению природного газа, нефтепереработке и нефтехимии, новых химических производств (в т.ч. на базе действующих предприятий горнопромышленного комплекса), выпускающих новые виды товарной продукции с использованием природного газа;
- строительство специализированной верфи - "Центр строительства крупнотоннажных морских сооружений" (ПАО "НОВАТЭК");
- строительство береговой базы обеспечения (ББО) с площадками по производству элементов добычной инфраструктуры шельфовых проектов и сопутствующей транспортной инфраструктурой (ПАО "НК "Роснефть");
- строительство ледокольного флота;
- развитие инфраструктуры и производственных мощностей для сервисного обслуживания мореплавания по трассам Северного морского пути и использование мощностей предприятий судоремонта для производства гражданской продукции и продукции двойного назначения;
- создание на базе морского порта Мурманск транспортного узла - действующего круглогодично глубоководного морского центра по переработке наливных (нефть и нефтепродукты, сжиженный газ) и навалочных (уголь, удобрения, железорудные и другие концентраты) грузов, крупнотоннажных контейнеров, строительных грузов и грузов снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы Севморпути;
- развитие пассажирской инфраструктуры воздушного, автомобильного и железнодорожного транспорта, в т.ч. в рамках создания транспортно-пересадочных узлов, а также сети автодорог;
- обновление и модернизацию рыболовного флота и береговых рыбодобывающих мощностей и объектов портовой и логистической инфраструктуры рыбохозяйственного комплекса, развитие товарного рыбоводства, реализацию проектов по добыче и переработке малоосваиваемых водных биологических ресурсов;
- продление сроков энергоблоков Кольской АЭС, строительство подстанции "Мурманская", реконструкцию линии 330 кВ и модернизацию оборудования гидроэлектростанций региона ПАО "ТГК-1", а также комплексную модернизацию системы теплоснабжения Мурманской области;
- создание в рамках территории опережающего социально-экономического развития в г. Кировске площадок для сервисных производств, направленных на обеспечение деятельности горно-химических предприятий Мурманской области;
- строительство и реконструкцию объектов социальной инфраструктуры;
- строительство объектов в рамках развития туристско-рекреационного кластера и территориальных субкластеров;
- жилищное строительство и строительство объектов коммунального назначения;
- и др.
В результате своевременной реализации данных инвестиционных проектов по целевому варианту прогноза объема инвестиций в основной капитал будет наблюдаться уверенная положительная динамика.
Бюджетные инвестиционные ресурсы, направляемые на устранение инфраструктурных ограничений и создание в регионе современной инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, будут являться драйвером для ускоренной реализации инвестиционных проектов коммерческого сектора в приоритетных отраслях экономики.
При этом возможно повышение инвестиционной активности в секторе малого и среднего предпринимательства, в основном в сферах обрабатывающих производств, потребительского рынка, транспорта, строительства и туризма.
В результате в 2035 году объем инвестиций в основной капитал возрастет в 2,1 раза к 2015 году, среднегодовой прирост прогнозируется на уровне 3,9%.
При этом доля инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в валовом региональном продукте может увеличиться с 26,9% в 2015 году до 42,7% в 2035 году.
3.6. Уровень жизни населения
В долгосрочной перспективе показатели уровня жизни населения будут определены сменой технологического уклада экономики, ростом числа самозанятых, повышением эффективности сферы социальных услуг за счет оптимизации бюджетной сети и роста числа социально ориентированных некоммерческих организаций и бизнеса в социальной сфере. Данные факторы будут стимулировать рост производительности труда, который позволит наращивать расходы на оплату труда.
Тем самым положительная динамика номинальной заработной платы сохранится во всех вариантах, однако экономические условия, выраженные в масштабах и результатах структурных реформ, будут определять интенсивность изменения ее значений.
В 2035 году по целевому варианту среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций к уровню 2015 года увеличится в 3,3 раза, среднегодовой темп роста за прогнозный период составит 106,2%, максимальное его значение прогнозируется в период 2021 - 2025 годов - 106,7%.
В структуре денежных доходов населения заработная плата сохранит свое доминирующее положение, однако ее удельный вес будет поступательно сокращаться на фоне роста доходов от предпринимательской деятельности.
Тренд реальных денежных доходов помимо влияния инфляции и оплаты труда будет определяться динамикой изменения численности населения, которая в целевом варианте с 2021 года будет иметь тенденцию роста в связи с реализацией крупных инвестиционных проектов в рамках Кольской опорной зоны.
В итоге к 2035 году реальные денежные доходы населения возрастут в 1,6 раза к 2015 году, среднегодовой темп роста за период 2016 - 2035 годов составит 102,5%, максимальное его значение прогнозируется в период 2026 - 2030 годов -103,5%.
3.7. Рынок труда
Ключевое влияние на рынок труда в долгосрочной перспективе будут оказывать структурная диверсификация и переход экономики региона на новую технологическую базу, развитие новых секторов экономики и коммерциализация сектора социальных услуг. Как результат, возрастет спрос на новые профессиональные квалификации и компетенции, ряд профессиональных задач за счет автоматизации процессов потеряют свою актуальность. Развитие получит сектор малого и среднего предпринимательства.
В итоге в 2035 году уровень зарегистрированной безработицы по целевому варианту прогнозируется в размере 1,0% к экономически активному населению против 1,9% в 2015 году.
3.8. Охрана окружающей среды
В период до 2035 года предприятиями будет продолжено внедрение в производство новых технологий и технологических процессов с целью сокращения выбросов, сбросов загрязняющих веществ в природную среду, количества размещаемых отходов.
Кроме того, в долгосрочной перспективе будет продолжена реализация комплекса мероприятий по:
- созданию современной системы обработки, обезвреживания, утилизации и размещения отходов в Мурманской области, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;
- обеспечению хранения, обработки, утилизации и обезвреживания особо опасных отходов (I-III классов опасности);
- строительству очистных сооружений водоснабжения и канализации на территории муниципальных образований региона;
- ликвидации накопленного экологического ущерба, в т.ч. очистке акватории Кольского залива от затопленного и затонувшего имущества и ликвидации радиационно опасных объектов.
В результате объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты по целевому варианту в 2035 году сократится на 44% к уровню 2015 года, объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников, снизится на 2,8%.
Объем направленных на захоронение отходов возрастет в 2035 году в 1,2 раза к 2015 году.
Таблица "Основные параметры прогноза социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года"
Показатели |
Единица измерения |
Варианты |
Отчет 2015 год |
Значение в среднем за 5 лет |
Темп роста, % |
|||||
2016-2020 годы |
2021-2025 годы |
2026-2030 годы |
2031-2035 годы |
2016-2035 годы |
2025 к 2015 году |
2035 к 2015 году |
||||
Исходные условия | ||||||||||
Курс доллара США |
рублей |
I вариант |
61,0 |
68,8 |
69,0 |
67,8 |
66,5 |
68,0 |
112,3 |
108,2 |
II вариант |
61,5 |
58,1 |
56,9 |
55,6 |
58,0 |
94,4 |
90,3 |
|||
III вариант |
73,7 |
73,9 |
72,7 |
71,4 |
72,9 |
120,3 |
116,2 |
|||
Сводный индекс потребительских цен на товары и платные услуги |
к соответствующему периоду предыдущего года, % |
I вариант |
115,2 |
105,2 |
103,9 |
103,4 |
102,9 |
103,8 |
155,7 |
212,1 |
II вариант |
105,1 |
103,7 |
102,9 |
102,4 |
103,5 |
153,9 |
199,9 |
|||
III вариант |
105,4 |
104,4 |
104,3 |
104,0 |
104,5 |
161,6 |
242,7 |
|||
к декабрю предыдущего года, % |
I вариант |
113,4 |
104,8 |
103,9 |
103,4 |
102,9 |
103,7 |
152,9 |
208,3 |
|
II вариант |
104,8 |
103,7 |
102,9 |
102,4 |
103,4 |
151,3 |
196,5 |
|||
III вариант |
105,0 |
104,4 |
104,3 |
104,0 |
104,4 |
158,9 |
238,6 |
|||
Численность постоянного населения (среднегодовая), в том числе: |
тыс. человек |
I вариант |
764,2 |
751,4 |
734,9 |
723,2 |
712,9 |
730,6 |
95,5 |
92,7 |
II вариант |
751,4 |
747,4 |
753,0 |
758,0 |
752,5 |
98,1 |
99,5 |
|||
III вариант |
749,8 |
722,6 |
690,7 |
653,5 |
704,1 |
92,9 |
83,5 |
|||
трудоспособного возраста |
I вариант |
461,6 |
439,5 |
426,2 |
419,5 |
413,5 |
424,7 |
91,7 |
89,1 |
|
II вариант |
441,9 |
437,2 |
445,9 |
456,2 |
445,3 |
95,5 |
99,6 |
|||
III вариант |
436,4 |
419,1 |
400,6 |
379,0 |
408,8 |
89,2 |
80,2 |
|||
Основные социально-экономические показатели | ||||||||||
Валовой региональный продукт |
млрд. рублей |
I вариант |
375,9 |
433,3 |
516,8 |
603,7 |
694,6 |
562,1 |
146,3 |
194,9 |
II вариант |
439,1 |
598,1 |
832,8 |
1141,9 |
753,0 |
181,2 |
342,8 |
|||
III вариант |
414,4 |
463,4 |
515,3 |
568,2 |
490,3 |
128,3 |
156,3 |
|||
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
I вариант |
101,1 |
100,5 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
100,6 |
105,8 |
112,3 |
|
II вариант |
101,8 |
103,4 |
103,3 |
103,3 |
102,9 |
128,8 |
177,9 |
|||
III вариант |
98,8 |
98,7 |
98,8 |
98,8 |
98,8 |
88,1 |
78,0 |
|||
Производительность труда |
% |
I вариант |
103,7 |
101,8 |
101,6 |
101,6 |
101,6 |
101,7 |
118,8 |
139,1 |
II вариант |
103,0 |
104,4 |
104,3 |
104,3 |
104,0 |
143,6 |
218,2 |
|||
III вариант |
100,2 |
99,6 |
99,7 |
99,7 |
99,8 |
99,0 |
96,0 |
|||
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования, из них: |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
I вариант |
102,5 |
101,1 |
101,4 |
101,2 |
100,2 |
101,0 |
113,1 |
121,3 |
II вариант |
105,0 |
103,2 |
103,5 |
103,8 |
103,9 |
150,1 |
213,9 |
|||
III вариант |
90,4 |
94,8 |
92,7 |
93,8 |
92,9 |
46,2 |
23,0 |
|||
за счет бюджетных средств |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
I вариант |
124,7 |
97,8 |
101,6 |
101,7 |
101,7 |
100,7 |
96,9 |
115,0 |
II вариант |
102,8 |
103,5 |
103,6 |
103,6 |
103,4 |
135,8 |
193,6 |
|||
III вариант |
75,0 |
94,8 |
92,7 |
93,8 |
88,7 |
18,2 |
9,0 |
|||
Коэффициент обновления основных фондов |
% |
I вариант |
4,5 |
6,7 |
5,5 |
5,9 |
6,2 |
6,1 |
х |
|
II вариант |
7,6 |
5,7 |
6,1 |
6,3 |
6,4 |
|||||
III вариант |
5,9 |
5,2 |
5,5 |
6,0 |
5,7 |
|||||
Индекс промышленного производства |
% к предыдущему году |
I вариант |
106,8 |
101,7 |
100,0 |
100,1 |
100,0 |
100,4 |
108,8 |
109,2 |
II вариант |
102,8 |
102,4 |
102,6 |
102,8 |
102,6 |
129,4 |
168,4 |
|||
III вариант |
100,4 |
98,7 |
98,9 |
99,2 |
99,3 |
95,4 |
86,7 |
|||
Добыча полезных ископаемых |
% к предыдущему году |
I вариант |
103,6 |
102,7 |
100,1 |
100,0 |
100,0 |
100,7 |
114,5 |
114,6 |
II вариант |
103,0 |
101,9 |
102,1 |
102,0 |
102,3 |
127,4 |
156,2 |
|||
III вариант |
100,9 |
97,6 |
98,5 |
99,5 |
99,1 |
92,6 |
83,8 |
|||
Обрабатывающие производства |
% к предыдущему году |
I вариант |
112,0 |
101,3 |
100,2 |
100,3 |
100,2 |
100,5 |
107,8 |
110,5 |
II вариант |
103,4 |
103,3 |
103,3 |
103,7 |
103,4 |
139,1 |
196,2 |
|||
III вариант |
100,1 |
99,1 |
99,0 |
98,9 |
99,3 |
96,2 |
86,5 |
|||
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
% |
I вариант |
98,5 |
100,5 |
99,7 |
99,6 |
99,6 |
99,8 |
101,0 |
97,0 |
II вариант |
100,9 |
100,8 |
101,1 |
101,3 |
101,0 |
109,1 |
122,9 |
|||
III вариант |
100,2 |
99,4 |
99,3 |
99,3 |
99,5 |
97,8 |
91,1 |
|||
Потребление электроэнергии |
млрд. кВт.ч |
I вариант |
12,27 |
12,35 |
12,33 |
12,25 |
12,15 |
12,27 |
100,3 |
98,7 |
II вариант |
12,45 |
12,58 |
12,61 |
12,61 |
12,56 |
102,6 |
102,8 |
|||
III вариант |
12,17 |
11,92 |
11,67 |
11,41 |
11,79 |
96,4 |
92,2 |
|||
Переработка грузов портами и терминалами |
млн. тонн |
I вариант |
23,2 |
60,3 |
86,1 |
96,4 |
93,7 |
84,1 |
414,1 |
396,4 |
II вариант |
69,1 |
106,4 |
114,7 |
117,9 |
102,0 |
503,9 |
514,7 |
|||
III вариант |
48,6 |
61,0 |
66,9 |
65,6 |
60,5 |
284,8 |
271,5 |
|||
% к предыдущему году |
I вариант |
101,9 |
124,9 |
106,4 |
100,5 |
98,7 |
107,1 |
х |
||
II вариант |
130,9 |
105,6 |
100,4 |
100,0 |
108,5 |
|||||
III вариант |
120,3 |
102,5 |
101,3 |
97,8 |
105,1 |
|||||
Объем коммерческих перевозок грузов |
млн. тонн |
I вариант |
33,4 |
36,9 |
37,7 |
37,7 |
37,7 |
37,5 |
112,9 |
112,9 |
II вариант |
36,9 |
37,7 |
37,7 |
37,7 |
37,5 |
112,9 |
112,9 |
|||
III вариант |
36,9 |
37,7 |
37,7 |
37,7 |
37,5 |
112,9 |
112,9 |
|||
% к предыдущему году |
I вариант |
96,6 |
102,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,6 |
х |
||
II вариант |
102,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,6 |
|||||
III вариант |
102,5 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,6 |
|||||
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, из них: |
км |
I вариант |
3 314,8 |
3 331,1 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 379,8 |
102,5 |
102,5 |
II вариант |
3 332,3 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 380,1 |
102,5 |
102,5 |
|||
III вариант |
3 331,1 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 396,1 |
3 379,8 |
102,5 |
102,5 |
|||
федерального значения |
км |
I вариант |
577,8 |
569,5 |
577,8 |
577,8 |
577,8 |
575,7 |
100,0 |
100,0 |
II вариант |
569,5 |
577,8 |
577,8 |
577,8 |
575,7 |
100,0 |
100,0 |
|||
III вариант |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
557,1 |
96,4 |
96,4 |
|||
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в общей протяженности дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения |
% |
I вариант |
33,9 |
35,6 |
38,5 |
41,5 |
44,5 |
40,6 |
х |
|
II вариант | ||||||||||
III вариант | ||||||||||
Сброс загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты |
млн. куб. м |
I вариант |
328,3 |
315,6 |
287,2 |
256,4 |
208,0 |
266,8 |
84,1 |
56,7 |
II вариант |
314,0 |
285,2 |
254,4 |
206,0 |
264,9 |
83,5 |
56,0 |
|||
III вариант |
315,6 |
287,2 |
256,4 |
208,0 |
266,8 |
84,1 |
56,7 |
|||
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, отходящих от стационарных источников |
тыс. тонн |
I вариант |
275,8 |
271,4 |
269,0 |
269,0 |
269,0 |
269,6 |
97,5 |
97,5 |
II вариант |
270,6 |
268,0 |
268,0 |
268,0 |
268,7 |
97,2 |
97,2 |
|||
III вариант |
271,4 |
269,0 |
269,0 |
269,0 |
269,6 |
97,5 |
97,5 |
|||
Объем направленных на захоронение отходов |
млн. тонн |
I вариант |
125,9 |
151,0 |
151,0 |
151,0 |
151,0 |
151,0 |
119,9 |
119,9 |
II вариант |
|
|||||||||
III вариант |
|
|||||||||
Реальные денежные доходы населения |
% к предыдущему году |
I вариант |
90,8 |
99,5 |
100,4 |
100,7 |
100,5 |
100,3 |
99,8 |
106,0 |
II вариант |
100,0 |
103,1 |
103,5 |
103,4 |
102,5 |
116,5 |
163,3 |
|||
III вариант |
99,2 |
99,4 |
99,1 |
98,5 |
99,0 |
92,8 |
82,3 |
|||
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата |
% к предыдущему году |
I вариант |
106,0 |
105,7 |
104,7 |
104,4 |
103,7 |
104,6 |
165,8 |
246,6 |
II вариант |
106,1 |
106,7 |
106,3 |
105,7 |
106,2 |
185,6 |
333,0 |
|||
III вариант |
105,5 |
104,6 |
104,3 |
103,6 |
104,5 |
163,9 |
241,5 |
|||
Оборот розничной торговли |
% к предыдущему году в сопоставимых ценах |
I вариант |
86,2 |
100,7 |
102,7 |
102,6 |
102,6 |
102,2 |
118,5 |
153,4 |
II вариант |
101,1 |
104,1 |
104,9 |
105,2 |
103,8 |
129,1 |
211,3 |
|||
III вариант |
99,4 |
99,9 |
100,2 |
100,3 |
99,9 |
96,7 |
98,8 |
|||
Уровень зарегистрированной безработицы |
% |
I вариант |
1,9 |
1,5 |
1,4 |
1,3 |
1,2 |
1,4 |
х |
|
II вариант |
1,5 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,2 |
|
||||
III вариант |
1,7 |
1,5 |
1,5 |
1,4 |
1,5 |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 21 февраля 2017 г. N 82-ПП "О прогнозе социально-экономического развития Мурманской области на период до 2035 года"
Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Мурманской области, вступают в силу со дня их официального опубликования
Текст постановления опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Мурманской области (http://npa.gov-murman.ru/) 27 февраля 2017 г.; на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 27 февраля 2017 г., в газете "Мурманский вестник" от 28 февраля 2017 г. N 31
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 20 марта 2019 г. N 123-ПП
Изменения вступают в силу с 25 марта 2019 г.