Постановление Правительства Мурманской области от 29 марта 2017 г. N 159-ПП
"Об утверждении программы оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы"
26 декабря 2017 г.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2016 N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", в целях оптимизации расходов бюджета Мурманской области Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы (далее - Программа).
2. Главным распорядителям средств областного бюджета учитывать положения Программы при реализации государственных программ Мурманской области, а также при подготовке проектов законов и иных нормативных правовых актов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области учитывать положения Программы в работе.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Дурягина Р.А.
Губернатор |
М. Ковтун |
Программа оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы
(утв. постановлением Правительства Мурманской области от 29 марта 2017 г. N 159-ПП)
26 декабря 2017 г.
1. Приоритеты государственной политики Мурманской области в части оптимизации бюджетных расходов
Государственная бюджетная политика Мурманской области (в части оптимизации бюджетных расходов) (далее - бюджетная политика) в первую очередь направлена на выявление неэффективного расходования бюджетных средств с целью переориентации финансирования на реализацию приоритетных направлений социально-экономического развития региона для сохранения социальной и финансовой стабильности в Мурманской области.
Основными приоритетами бюджетной политики в части расходования средств на период реализации настоящей Программы (далее - Программа) являются:
- установление и исполнение расходных обязательств в пределах полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти Мурманской области, и с учетом требований статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- безусловное исполнение социальных обязательств перед населением региона, реализация мер социальной поддержки населения с применением критериев адресности и нуждаемости получателей, исключение финансирования дополнительных мер социальной поддержки федеральных и региональных льготников;
- установление моратория на увеличение численности государственных служащих Мурманской области и работников бюджетной сферы, за исключением случаев увеличения численности работников, связанного с наделением государственных органов Мурманской области новыми полномочиями и (или) перераспределением полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Мурманской области и органами местного самоуправления, а также увеличением бюджетной сети. Содействие установлению органами местного самоуправления моратория на увеличение численности муниципальных служащих;
- оптимизация расходов на содержание сети государственных и муниципальных учреждений и передача отдельных государственных и муниципальных услуг в негосударственный сектор.
2. Основные итоги бюджетного развития Мурманской области в части расходования бюджетных средств
Ключевые направления развития региона в бюджетно-финансовой сфере определялись положениями основных направлений бюджетной и налоговой политики Мурманской области на соответствующие годы и задачами бюджетного развития региона, определенными в программах реформирования региональных финансов в Мурманской области, повышения эффективности бюджетных расходов и концепции бюджетного развития Мурманской области в соответствующих годах.
С 2014 года реализуется План мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики Мурманской области на 2014 - 2018 годы (утвержден во исполнение пункта "б" перечня поручений Президента РФ от 11 сентября 2013 года N Пр-2193 распоряжением Правительства Мурманской области от 16.12.2013 N 359-РП) (далее - План). Планом предусмотрены меры по оптимизации сети государственных областных учреждений, структуры и численности государственных служащих Мурманской области, повышению эффективности бюджетных расходов, направляемых в виде субсидий бюджетным и автономным учреждениям, на социальное обеспечение. Бюджетный эффект в части оптимизации расходов областного бюджета, достигнутый при выполнении Плана, уже составил более 4 млрд рублей. Программа является преемником проводимой ранее работы, в том числе аккумулирует в себе отдельные мероприятия действующего Плана.
Раздел 2.1 изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 26 декабря 2017 г. N 625-ПП
2.1. Оптимизация расходов на государственную и муниципальную службу
В Мурманской области осуществляется планомерная работа по оптимизации структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области с целью сокращения расходов на их содержание.
Постоянно действующей рабочей группой по вопросу структуры исполнительных органов государственной власти Мурманской области и оптимизации их предельной штатной численности (распоряжение Губернатора Мурманской области от 09.06.2012 N 91-РГ) произведена инвентаризация функций, выполняемых исполнительными органами государственной власти, в целях исключения дублирующих, избыточных государственных функций.
Осуществлены мероприятия по передаче отдельных функций, носящих обеспечивающий характер, учреждениям, подведомственным исполнительным органам государственной власти Мурманской области (материально- техническое обеспечение, делопроизводство, информационное обеспечение).
В результате проведенных мероприятий за период с 2008 по 2016 годы численность государственных гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Мурманской области сокращена на 429 единиц (31,5%). Работа в данном направлении продолжается - рассматривается проект централизации учетно-расчетных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области и подведомственных им областных учреждений (далее - проект "Централизованная бухгалтерия").
Централизацию функций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета предполагается осуществить в два этапа:
- первый в 2017 - 2018 годах - подготовительный (информационно-аналитический);
- второй в 2018 - 2020 годах - основной (централизация функций по ведению бухгалтерского и бюджетного учета в исполнительных органах государственной власти Мурманской области и государственных областных учреждениях).
Реализация проекта "Централизованная бухгалтерия" позволит:
- применить современные и эффективные способы удаленного взаимодействия участников бюджетного процесса;
- исключить дублирование операций по многократному вводу и обработке одних и тех же данных;
- осуществить полную автоматизацию с последующей интеграцией всех процессов управления финансово-хозяйственной деятельностью организаций;
- внедрить информационные технологии, обеспечивающие взаимосвязь информации об исполнении бюджета с результатами деятельности организаций сектора государственного управления.
Одной из ключевых задач, помимо сокращения расходов на содержание исполнительных органов государственной власти Мурманской области, остается проведение органами местного самоуправления бюджетной политики, направленной на сдерживание роста расходов и оптимизацию действующих расходных обязательств, связанных с содержанием органов местного самоуправления. Для решения указанной задачи в 2009 году были установлены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
Установление в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (далее - нормативы формирования расходов на содержание ОМСУ) явилось рычагом воздействия на ОМСУ в решении задачи оптимизации расходов на их содержание.
В 2014 году разработана и утверждена новая Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области, основанная на реальных социально-экономических параметрах, складывающихся в муниципальных образованиях Мурманской области (постановление Правительства Мурманской области от 15.12.2014 N 624-ПП).
Соблюдение установленных Правительством Мурманской области нормативов формирования расходов на содержание ОМСУ является обязательным условием для предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также одним из условий для предоставления дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и предоставление бюджетных кредитов на частичное финансирование дефицита местного бюджета, погашение муниципальных долговых обязательств.
За период действия установленных нормативов формирования расходов на содержание ОМСУ всеми муниципальными образованиями были проведены мероприятия по оптимизации расходов на свое содержание и сокращению численности работников органов местного самоуправления (муниципальных служащих), данные представлены в таблице 1.
Таблица N 1
Наименование |
2009 год |
2016 год |
Отклонение 2016 года от 2009 года |
|
% |
тыс. руб./ед. |
|||
Расходы на содержание ОМСУ, тыс. руб. |
1 912 497,70 |
1 864 440,99 |
-2,5 |
-48 056,71 |
Штатная численность работников ОМСУ, без выборных должностных лиц, ед. |
2 768,5 |
1 955,0 |
-29,4 |
-813,0 |
в том числе: муниципальных служащих, ед. |
2 271,0 |
1 705,0 |
-24,9 |
-566,0 |
С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, позволяющие обеспечить оптимизацию расходов консолидированного бюджета:
1. Продолжение работы, связанной с исключением непрофильных функций, не относящихся к государственно-властным полномочиям исполнительных органов государственной власти Мурманской области.
2. Установление нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления, позволяющих обеспечить решение вопросов местного значения в условиях необходимости оптимизации расходов.
2.2. Оптимизация бюджетной сети и мер социальной поддержки
В рамках реализации Плана и выполнения "дорожных карт" по изменениям в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности сфер здравоохранения, образования, культуры и социального обслуживания, осуществляется последовательная работа по оптимизации сети и числа бюджетных учреждений с учетом оценки потребности в государственных учреждениях, необходимых для обеспечения доступности государственных услуг, а также оптимизация в отраслях социальной сферы.
В целом за период с 2014 по 2016 годы проводилась последовательная работа по реорганизации учреждений (путем присоединения, слияния и т.п.), в том числе:
- в сфере образования реорганизованы путем присоединения 8 учреждений, ликвидирован один детский дом, и проводится ликвидация второго;
- в сфере здравоохранения реорганизовано 10 медицинских учреждений и проводится реорганизация еще 9 учреждений;
- в сфере занятости населения реорганизовано 15 учреждений;
- в сфере социального развития населения проведена реорганизация 2 учреждений;
- в сфере обеспечения безопасности населения реорганизовано 7 учреждений (6 государственных областных казенных учреждений Государственной противопожарной службы Мурманской области присоединены к ГОКУ "Управление по ГОЧС и ПБ Мурманской области" и являются филиалами Государственной противопожарной службы Мурманской области).
В сфере культуры с 2012 года проводится реорганизация сети общедоступных библиотек. По итогам проведенных мероприятий количество библиотек - бюджетных учреждений (юридических лиц) по сравнению с 2012 годом сократилось на 9,4% (2012 - 32 ед.; 2016 - 29 ед.), сеть общедоступных библиотек - на 10,7% (2012 - 169 сетевых единиц; 2016 - 151 сетевая единица). С 2010 по 2013 годы проведена реорганизация 6 учреждений культуры.
Проведен комплекс мероприятий по размещению разнопрофильных учреждений под "одной крышей" (например, комплекс "школа - развивающие секции - библиотека и т.п.").
Еще одним важным направлением работы по оптимизации сети является создание центров коллективного пользования (высокооснащенных кабинетов) на базе школ, дворцов культуры, музеев, библиотек, колледжей, предоставляющих возможность реализации творческого потенциала получателей услуг посредством использования современного оборудования, программного обеспечения, доступа к библиотечному фонду и современным обучающим технологиям.
Так, например, на базе Мурманского областного краеведческого музея создан Региональный детско-юношеский центр краеведения, оснащенный современным компьютерным мультимедийным оборудованием, а на базе Мурманского областного художественного музея - Ресурсный центр развития творчества детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями. Помещения отвечают всем требованиям пребывания детей начиная с дошкольного возраста, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья.
В здании Мурманской областной филармонии создан Культурно-выставочный центр "Русский музей: виртуальный филиал". Формирование медиатеки мультимедийных материалов позволит предоставлять равные возможности доступа жителям региона к культурным ценностям художественных коллекций.
В регионе проводится работа по передаче непрофильных и не относящихся к основной деятельности функций бюджетных учреждений на аутсорсинг, таких как организация питания, уборка помещений, обслуживание лифтового оборудования.
Проведен анализ потребности в создании централизованных бухгалтерий, единых централизованных информационных систем учета и отчетности государственных областных учреждений и (или) передаче ведения бухгалтерского учета и составление на его основе отчетности от государственного областного учреждения иному государственному учреждению или иной организации. В результате централизованные бухгалтерии созданы для областных учреждений культуры и образования. Спортивными учреждениями данные услуги переданы на аутсорсинг. Указанная работа будет продолжена.
На втором (основном) этапе реструктуризации бюджетного сектора необходимо провести более глубокие преобразования, направленные на проведение реорганизации бюджетных учреждений как основной предпосылки для внедрения новых форм бюджетного финансирования и повышения качества и доступности предоставляемых государственных услуг.
Помимо оптимизации бюджетной сети посредством реорганизационных мероприятий важным направлением работы на период действия Программы является анализ эффективности использования недвижимого имущества учреждений с целью принятия решения о его дальнейшем использовании. С 2019 года будет отменен коэффициент выравнивания, покрывающий необоснованную разницу в затратах учреждений; также из бюджета не смогут финансироваться затраты на неиспользуемое недвижимое имущество. В настоящее время данный коэффициент применяется следующими исполнительными органами государственной власти Мурманской области, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении государственных бюджетных или автономных учреждений: Министерством образования и науки Мурманской области, Комитетом по физической культуре и спорту Мурманской области, Комитетом по труду и занятости населения Мурманской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области.
До 2018 года включительно установлен переходный период, в течение которого органы власти могут доводить объем финансирования учреждений до сложившегося в предыдущие годы уровня с помощью коэффициента выравнивания. После его отмены отличия от усредненной величины себестоимости услуг, обусловленные большей площадью помещений, большим штатом сотрудников и другими факторами, должны будут финансироваться учреждениями самостоятельно. В этой связи существует высокая необходимость своевременного принятия решения по дальнейшим действиям с неиспользуемым имуществом бюджетных учреждений (аренда, передача в казну, продажа и т.п.), в том числе дозагрузка имущественных комплексов с привлечением негосударственного сектора.
Еще одним ключевым направлением второго этапа преобразований в рамках бюджетной реформы является внедрение конкурентных механизмов оказания услуг.
Участие организаций различных организационно-правовых форм в предоставлении государственных (муниципальных) услуг предполагает формирование нового набора бюджетных инструментов, основными из которых являются нормативно-подушевое финансирование и государственный (муниципальный) социальный заказ.
Работа по расширению традиционного понимания системы социальных услуг и включению в нее негосударственного сектора в регионе проводится с 2015 года в рамках реализации Плана мероприятий ( "дорожной карты") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере на территории Мурманской области", утвержденного распоряжением Правительства Мурманской области от 06.04.2015 N 91-РП. В 2016 году в связи с принятием ряда федеральных нормативных правовых актов распоряжением Правительства Мурманской области от 02.08.2016 N 217-РП утвержден новый Комплексный план мероприятий Мурманской области по обеспечению поэтапного доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, финансируемых из бюджетных источников. Документами, регламентирующими развитие данного направления, на федеральном уровне являются:
- Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 N 1738-р);
- план мероприятий ( "дорожная карта") "Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере" (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.06.2016 N 1144-р);
- Комплекс мер, направленных на обеспечение поэтапного доступа социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в социальной сфере, к бюджетным средствам, выделяемым на предоставление социальных услуг населению, на 2016 - 2020 годы (утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 23.05.2016 N З468п-П44).
Кроме того, опубликован проект федерального закона "О государственном (муниципальном) заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере", определяющий обязанность как государственных органов власти, так и органов местного самоуправления в 2018 - 2020 годах перейти к инструментам конкурсного финансирования услуг. В числе основных способов отбора исполнителей указаны: проведение конкурса на заключение соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве либо концессионного соглашения, отбор исполнителя непосредственным потребителем услуги, имеющим сертификат на ее получение, конкурс (аукцион).
В Мурманской области были определены несколько приоритетных сфер, имеющих потенциал для развития некоммерческих организаций и социального бизнеса, которые увязаны с социальными рынками Стандарта развития конкуренции:
1. Передача негосударственным организациям услуг социального обслуживания граждан.
Первым "пилотным" проектом в данной сфере стал вывод на рынок услуги "Социальное такси". Успешный опыт г. Мурманска по реализации "пилотного" проекта, подтвердивший свою эффективность, внедрен в 6 муниципальных образованиях (Мончегорский комплексный центр социального обслуживания населения (далее - КЦСОН), Кольский КЦСОН, Апатитский КЦСОН, Кандалакшский КЦСОН, Полярнозоринский КЦСОН, КЦСОН ЗАТО г. Североморск).
В настоящее время ведется работа по реализации проекта, направленного на развитие негосударственного сектора в сфере социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, утвержденного заместителем Губернатора Мурманской области И.О. Погребняк. В рамках проекта устранены ключевые административные барьеры участия негосударственных организаций в предоставлении социального обслуживания. Конечным ожидаемым результатом реализации проекта является: увеличение доли негосударственных организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций, в общем количестве поставщиков социальных услуг и доли получателей социальных услуг, обслуживаемых ими.
2. Передача негосударственным организациям муниципальных услуг дополнительного образования детей. Данное направление находится на стадии создания финансово-организационных механизмов. В регионе определены 5 "пилотных" муниципалитетов (г. Мурманск, г. Мончегорск, Ковдорский район, Кольский район, ЗАТО г. Североморск), в которых необходимые правовые акты будут разработаны и апробированы. Параллельно необходимо формировать рынок поставщиков услуг.
3. Конкурсное распределение финансирования в сфере культуры. В сфере культуры Стандартом развития конкуренции поставлена задача - в 2017 г. вывести на конкурс 25% услуг. В Мурманской области утверждено положение о конкурсе среди социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, на оказание услуг по организации и проведению выездных выставок (постановление Правительства Мурманской области от 19.09.2016 N 455-ПП). Кроме того, в 2017 году планируется разработать и внедрить в практику региональных и муниципальных органов власти механизмы организации и проведения конкурсов по предоставлению субсидий на оказание услуг (выполнение работ, реализацию мероприятий) в сфере культуры и искусства среди государственных и негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций. В качестве "пилотных" территорий определены: г. Мурманск (в части государственных областных учреждений), г. Апатиты, г. Кировск, г. Оленегорск.
4. Привлечение негосударственных организаций в систему обязательного медицинского страхования.
Одним из важных направлений работы в части оптимизации бюджетных расходов является вопрос реализации права субъекта Российской Федерации, предоставленного нормами Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", на установление региональными законами и иными нормативными правовыми актами критериев нуждаемости при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан.
Повышение эффективности и усиление адресной направленности социальной поддержки должно обеспечиваться, в первую очередь, за счет постепенной замены системы поддержки по "категорийному" принципу на социальную поддержку граждан (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с низким уровнем дохода, и перераспределения бюджетных расходов в их пользу.
На конец 2016 года в Мурманской области доля средств областного бюджета, предусмотренных на социальное обеспечение и иные выплаты населению, предоставляемые на основе принципов адресности и нуждаемости, в общем объеме средств областного бюджета, предусмотренных на социальное обеспечение и иные выплаты населению, составила 32%. В рамках Программы будет продолжена работа по постепенному увеличению доли средств областного бюджета, предусматриваемых на социальную поддержку с учетом адресности и реальной степени нуждаемости ее получателей.
При этом необходимо соблюсти требования Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ о направлении средств, высвобождающихся в связи с вступлением в силу изменений в нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки исходя из соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости, на цели социальной политики, включая предоставление мер социальной защиты (поддержки).
С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, позволяющие обеспечить оптимизацию расходов регионального бюджета:
1. Достижение значений целевых показателей, установленных в региональных планах мероприятий ( "дорожных картах") изменений в отраслях социальной сферы, направленных на повышение эффективности образования и науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения.
2. Увеличение объема расходов за счет доходов от оказания платных услуг и иной приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями.
3. Анализ нагрузки на бюджетную сеть (контингент, количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых государственных услуг в разрезе бюджетных учреждений).
4. Уменьшение обслуживающего персонала и непрофильных специалистов учреждений и передача не относящихся к основной деятельности функций бюджетных учреждений на аутсорсинг, а также централизация отдельных функций учреждений.
5. Повышение эффективности использования имущества бюджетных учреждений за счет продажи, сдачи в аренду, консервации неиспользуемого имущества. Включение в нормативные затраты на содержание имущества только затрат на имущество, используемое для выполнения государственного задания, а также отказ от содержания имущества, неиспользуемого для выполнения государственного задания.
6. Увеличение объема предоставления социальных услуг населению негосударственными поставщиками (в том числе социально ориентированными некоммерческими организациями).
7. Анализ экономической обоснованности применения отраслевых и (или) территориальных корректирующих коэффициентов при определении нормативных затрат на оказание государственных услуг.
8. Снижение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг по учреждениям, для которых установлен коэффициент выравнивания > 1.
9. Повышение эффективности и усиление адресной направленности социальной поддержки граждан.
2.3. Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд
В целях улучшения прозрачности финансово-экономической деятельности Мурманской области, развития конкуренции и повышения открытости закупок в Мурманской области с 10 сентября 2015 года функционирует модуль "Малые закупки" (далее - модуль), который представляет собой региональную торговую интернет-площадку, позволяющую предпринимателям реализовать возможность подать свои предложения при осуществлении областными заказчиками закупок малого объема в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
Осуществление закупок в модуле обеспечивает профессиональное проведение процедур и экономию бюджетных средств, так как участники подают свои предложения о цене и договор заключается на конкурентных условиях. Размер экономии составляет в среднем 10% от запланированных на закупки малого объема бюджетных средств.
Модуль положительно зарекомендовал себя и в сентябре 2016 года решением Экспертного совета регионов по развитию контрактной системы Общероссийской общественной организации "Гильдия отечественных закупщиков и специалистов сферы закупок" внесен в реестр лучших практик регионов Российской Федерации в построении закупочных систем и осуществлении закупок.
На основании данного положительного опыта в декабре 2016 года Мурманской областью принято решение о переходе с 1 января 2017 года отдельных видов юридических лиц, находящихся в ведомственной подчиненности исполнительных органов государственной власти Мурманской области, осуществляющих закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" к работе в модуле для осуществления закупок до 100 тыс. руб. (в отдельных случаях до 500 тыс. руб.).
Также в целях повышения результативности предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Мурманской области предусмотрено включение в правила предоставления и распределения субсидий, которые разрабатывают субъекты бюджетного планирования в отношении каждого вида субсидии, обязательного условия о централизации закупок товаров, работ, услуг в соответствии со статьей 26 Закона N 44-ФЗ, если за счет средств субсидий осуществляется закупка товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. В этом случае определение поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется уполномоченным органом.
Осуществление закупок через уполномоченный орган позволит обеспечить профессиональное проведение конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, и, как следствие, своевременное и качественное освоение средств субсидий, а также экономию бюджетных средств в среднем на 3% ежегодно.
В соответствии с положениями статьи 19 Закона N 44-ФЗ областные заказчики осуществляют закупки с учетом нормативов затрат и требований к товарам, работам, услугам, установленных главными распорядителями бюджетных средств Мурманской области. Исполнение данного требования позволяет не допустить приобретение товаров, работ, услуг с необоснованными характеристиками и по завышенной цене.
В целях обеспечения актуализации нормативов затрат главные распорядители бюджетных средств обязаны ежегодно осуществлять пересмотр принятых правовых актов в части расширения перечня нормируемых товаров, работ, услуг, а также установления дополнительных требований к характеристикам отдельных видов товаров, работ, услуг или предельных цен.
Одной из основных задач бюджетной политики на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов является повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, а именно дальнейшее совершенствование системы государственных и муниципальных закупок, в том числе путем внедрения новых процедур контроля, направленных на недопущение проведения закупочных процедур при отсутствии объема финансового обеспечения закупки, снижение коррупционных рисков и других злоупотреблений в сфере закупок.
Комплекс контрольных мероприятий позволит обеспечить добросовестную конкуренцию между поставщиками, подрядчиками, исполнителями, увеличить экономию бюджетных средств, повысить эффективность и результативность закупок, обеспечить гласность и прозрачность процедур закупок.
С учетом этого представляется необходимым реализовать в рамках Программы в качестве меры, позволяющей обеспечить оптимизацию расходов регионального бюджета, системное управление государственными закупками в рамках функционирования контрактной системы:
1. Контроль обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик.
2. Стремление к экономии в ходе закупочных процедур при условии соблюдения качества и требований законодательства.
3. Проведение экспертизы качества поставленного товара, результатов выполнения работ, оказания услуг.
4. Ведомственный контроль в сфере закупок.
Раздел 2.4 изменен с 28 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 26 декабря 2017 г. N 625-ПП
2.4. Меры по совершенствованию межбюджетных отношений на региональном уровне
Совершенствование подходов к предоставлению межбюджетных трансфертов из областного бюджета обусловлено необходимостью:
- обеспечения сбалансированности местных бюджетов;
- сохранения высокой роли выравнивающей составляющей межбюджетных трансфертов;
- повышения эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов.
С целью поддержания устойчивого исполнения местных бюджетов, содействия в обеспечении сбалансированности местных бюджетов и снижения рисков неисполнения расходных обязательств оказывается финансовая поддержка со стороны областного бюджета в финансировании первоочередных расходов муниципальных образований путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.
Общий объем указанных дотаций не будет подлежать уменьшению даже в случае необходимости пересмотра отдельных статей областного бюджета. С целью более эффективного выравнивания предусматривается индексация бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установленной в качестве критерия выравнивания.
Предоставление дотации на выравнивание позволяет сократить разрыв в уровне бюджетной обеспеченности между 5 наиболее обеспеченными и 5 наименее обеспеченными муниципальными образованиями более чем в 2 раза.
Предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов предполагается осуществлять на основании соглашений с муниципальными образованиями. С учетом этого представляется необходимым организовать работу с органами местного самоуправления муниципальных образований, получающих дотации из областного бюджета на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов, по заключению между финансовым органом и муниципальным образованием соглашений.
С целью обеспечения повышения эффективности и результативности предоставления межбюджетных трансфертов в регионе проведены следующие мероприятия:
1. Постановлениями Правительства Мурманской области от 12.10.2016 N 503-ПП, от 30.10.2017 N 515-ПП внесены изменения в постановление Правительства Мурманской области от 05.09.2011 N 445-ПП "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области" в части:
- укрепления финансовой дисциплины и повышения ответственности муниципальных образований за недостижение показателей результативности предоставления субсидий;
- установления положений о:
предоставлении субсидий только в соответствии с перечнем расходных обязательств, софинансируемых за счет средств областного бюджета;
распределении всех субсидий законом об областном бюджете (за исключением конкурсных);
формировании нераспределенного объема субсидии в размере 5 и 10% на первый и второй год планового периода соответственно;
разработке методики распределения субсидий с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности;
- утверждения Порядка определения и установления предельного уровня софинансирования из областного бюджета расходного обязательства муниципального образования на основе формализованного подхода.
2. Распоряжением Правительства Мурманской области от 26.12.2016 N 317-РП утвержден Перечень межбюджетных трансфертов из областного бюджета в местные бюджеты Мурманской области в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставление которых в 2017 году осуществляется в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты, что позволит избежать образования остатков данных трансфертов.
3. Принято постановление Правительства Мурманской области от 19.12.2016 N 632-ПП/13 "Об утверждении Порядка принятия главными администраторами средств областного бюджета решений о наличии (отсутствии) потребности в межбюджетных трансфертах, полученных из областного бюджета в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в отчетном финансовом году", регулирующее порядок возврата из областного бюджета межбюджетных трансфертов, не использованных в отчетном финансовом году.
4. Постановлением Правительства Мурманской области от 19.12.2016 N 630-ПП/13 "О мерах по реализации Закона Мурманской области "Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" установлены сроки, в которые должны быть распределены зарезервированные в составе расходов областного бюджета субсидии и заключены соглашения о предоставлении субсидии, что позволит органам местного самоуправления муниципальных образований своевременно принимать меры по соблюдению условий предоставления субсидий.
С 2017 года на территории Мурманской области начата реализация проектов поддержки местных инициатив, направленных на решение приоритетных социальных проблем муниципальных образований, с целью повышения роли граждан в осуществлении бюджетного процесса на муниципальном уровне и роста социальной активности граждан. Одним из критериев отбора муниципальных образований для предоставления субсидии из областного бюджета является соблюдение необходимого уровня софинансирования проекта со стороны населения и внебюджетных поступлений от юридических лиц.
В целях совершенствования оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области постановлением Правительства Мурманской области от 10.01.2017 N 1-ПП внесены изменения в постановление Правительства Мурманской области от 28.04.2011 N 217-ПП "О порядке проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области". Предполагается расширить перечень индикаторов оценки качества показателями, отражающими результаты работы муниципальных образований по увеличению налоговых поступлений, привлечению инвестиций в развитие предпринимательства.
В целях соблюдения требований статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесены изменения в Порядок представления документов и материалов, необходимых для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации внесенного в представительный орган муниципального образования проекта местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 14.11.2012 N 568-ПП, предусматривающие повторное представление доработанных документов и материалов в случае получения муниципальным образованием заключения о несоответствии проекта бюджета требованиям бюджетного законодательства. Данная мера позволит муниципальным образованиям привести проекты решений о бюджетах в соответствие с требованиями бюджетного законодательства до их утверждения.
Для дальнейшего совершенствования механизмов предоставления межбюджетных трансфертов необходимо продолжить работу по следующим направлениям:
- консолидация субсидий в рамках государственных программ;
- минимизация количества межбюджетных трансфертов, распределение которых осуществляется в течение финансового года;
- сокращение количества и (или) объема субсидий, распределяемых местным бюджетам из областного бюджета.
Органам местного самоуправления необходимо обеспечить выполнение условий предоставления местным бюджетам из областного бюджета бюджетных кредитов и межбюджетных трансфертов.
С учетом этого представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, позволяющие обеспечить оптимизацию расходов регионального бюджета:
1. Внесение изменений в Закон Мурманской области "О межбюджетных отношениях в Мурманской области" в части актуализация методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и создания стимулов для мобилизации налогового потенциала муниципальных образований.
2. Внесение изменений в порядок проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области по расширению перечня индикаторов оценки качества показателями, отражающими результаты работы муниципальных образований по увеличению налоговых поступлений, привлечению инвестиций, развитию предпринимательства.
3. Рассмотрение целесообразности введения механизма "отрицательных трансфертов" при подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
4. Утверждение порядка распределения и предоставления местным бюджетам Мурманской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов.
5. При подготовке проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период рассмотрение возможности предоставления иных межбюджетных трансфертов поощрительного (стимулирующего) характера с целью повышения эффективности и качества управления муниципальными финансами.
6. Актуализация порядка предоставления субсидий, предусматривающего общие подходы, условия предоставления и распределения субсидий местным бюджетам в случае изменения общего порядка предоставления субсидий из федерального бюджета.
2.5. Совершенствование планирования областного бюджета
На этапе составления и рассмотрения проектов бюджетов с 2012 года осуществлялось масштабное внедрение в бюджетный процесс в Мурманской области программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Рост доли программных расходов консолидированного бюджета Мурманской области, ориентированных на достижение целей и приоритетов социально-экономического развития региона, в общем объеме бюджетных расходов вырос с 81,2% в 2012 году до 99% по итогам 2016 года.
В целях совершенствования процесса разработки, реализации и оценки эффективности целевых (с 2014 года - государственных) программ Мурманской области в марте 2012 года создан Программно-целевой совет Мурманской области, осуществляющий рассмотрение разрабатываемых исполнительными органами государственной власти Мурманской области проектов программ и предложений по внесению изменений в действующие программы, рассмотрение вопросов о распределении объемов бюджетных ассигнований на реализацию программ, в том числе в части финансирования объектов капитального строительства.
Также с 2012 года принимаемые расходные обязательства перед включением в бюджет проходят процедуру оценки соответствия приоритетам социально-экономического развития Мурманской области, целям и задачам целевых (государственных) программ, полномочиям и функциям субъектов бюджетного планирования Мурманской области и отбора в соответствии с порядками:
- конкурсного распределения принимаемых расходных обязательств Мурманской области;
- включения инвестиционных проектов в целевые (государственные) программы Мурманской области на основании оценки инвестиционных проектов на предмет эффективности использования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Начиная с 2013 года в состав закона об областном бюджете включено приложение, устанавливающее распределение бюджетных ассигнований в соответствии с направлениями деятельности органов государственной власти Мурманской области, соответствующие положения предусмотрены в Законе Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области".
В 2013 году разработана нормативная база, устанавливающая порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области, а также их типовую структуру. Законом Мурманской области "О бюджетном процессе в Мурманской области" установлена начиная с 2014 года обязательность формирования и исполнения бюджета Мурманской области в формате государственных программ.
В целях интеграции процессов формирования бюджета и государственных программ в 2015 году принят Закон Мурманской области "О контрольных полномочиях Мурманской областной Думы", устанавливающий порядок представления в Мурманскую областную Думу проектов государственных программ Мурманской области, предложений о внесении изменений в государственные программы Мурманской области и процедуру их согласования.
С 2016 года при составлении областного бюджета и дальнейшего внесения изменений в него применяются обоснования бюджетных ассигнований, формируемые в едином автоматизированном комплексе, что позволяет обеспечить прозрачность расчетов бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета и повысить качество планирования. Кроме того, при формировании бюджета использовались планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Мурманской области.
Еще одним важным этапом, направленным на создание целостной системы стратегического и бюджетного планирования в регионе, стала разработка и утверждение бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года (далее - бюджетный прогноз), основой для разработки которого послужил прогноз социально-экономического развития региона на долгосрочный период.
Проект областного бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов впервые был сформирован на основе проекта бюджетного прогноза.
Наличие данного документа способствует стабильности планирования государственных финансов посредством снижения уровня неопределенности основных приоритетов, механизмов и принципов реализации бюджетной политики.
Для обеспечения актуальности бюджетного прогноза предполагается его корректировка с учетом изменения прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период.
В настоящее время отмечается незначительная роль Программно-целевого совета Мурманской области и его рабочих групп в процессе рассмотрения программ с точки зрения достаточности предусмотренных мероприятий для достижения поставленных целей и рассмотрения и оценки результатов реализации программ.
С учетом вышеизложенного представляется необходимым реализовать в рамках Программы следующие меры, направленные на дальнейшее совершенствование планирования регионального бюджета:
1. Повышение достоверности прогнозов основных характеристик консолидированного бюджета Мурманской области и иных показателей, характеризующих состояние консолидированного бюджета Мурманской области, в том числе с учетом бюджетного прогноза в рамках бюджетного процесса.
2. Обеспечение поддержания актуальности бюджетного прогноза Мурманской области.
3. Сохранение достигнутого уровня программных расходов в структуре областного бюджета.
4. Усиление роли коллегиальных органов в рассмотрении и оценке результатов реализации программ.
3. Цели и задачи Программы
В соответствии с приоритетами государственной бюджетной политики Мурманской области, с учетом имеющихся нерешенных проблем, исходя из основных итогов ее бюджетного развития, целью Программы является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Мурманской области за счет оптимизации бюджетных расходов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Оптимизация бюджетных расходов на государственное управление и местное самоуправление.
2. Оптимизация бюджетной сети и мер социальной поддержки.
3. Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд.
4. Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне.
5. Совершенствование планирования областного бюджета.
4. Мероприятия Программы, показатели результативности и бюджетного эффекта Программы
Мероприятия Программы, показатели результативности и бюджетного эффекта Программы представлены в приложении к Программе.
5. Механизм реализации Программы, контроль за ходом ее реализации
Ответственный исполнитель Программы - Министерство финансов Мурманской области, соисполнители - исполнительные органы государственной власти Мурманской области.
Управление реализацией Программы, общую координацию деятельности соисполнителей Программы и контроль за ходом реализации Программы осуществляет ответственный исполнитель Программы.
В целях координации выполнения и контроля за реализацией мероприятий Программы ответственным исполнителем Программы могут создаваться соответствующие совещательные органы с привлечением представителей бизнес-сообщества Мурманской области, научных и общественных организаций.
Ответственный исполнитель Программы в рамках осуществления координации выполнения и контроля за реализацией мероприятий Программы обеспечивает выполнение следующих мероприятий:
- разрабатывает и согласовывает в установленном порядке проекты нормативных правовых актов, необходимых для выполнения Программы;
- осуществляет мониторинг и оценку хода реализации Программы;
- вносит необходимые изменения в Программу;
- организует размещение на официальном сайте Министерства финансов Мурманской области текста Программы, а также информации о ходе реализации Программы;
- осуществляет иные полномочия в соответствии. с законодательством Мурманской области.
Соисполнители Программы по запросу ответственного исполнителя Программы представляют:
- отчет о ходе реализации Программы;
- иные запрашиваемые документы, необходимые для мониторинга и оценки хода реализации Программы.
6. Риски реализации Программы
Риски реализации Программы обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Мурманской области в условиях финансовой и экономической нестабильности.
Формируя классификацию рисков, связанную с реализацией Программы, можно выделить следующие группы рисков:
1. Экономические риски - риски, обусловленные неблагоприятными изменениями основных макроэкономических показателей Мурманской области, включая как в целом ухудшение параметров внешнеэкономической конъюнктуры, так и негативные изменения демографической ситуации в регионе, ситуации на рынке труда и других ключевых экономических факторов.
2. Финансовые риски - риски невыполнения расходных обязательств Мурманской области в полной мере или в установленный срок.
3. Правовые риски - риски, связанные с изменением подходов к реализации бюджетно-финансовой политики на федеральном уровне и с изменением бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации.
4. Организационные риски - риски, связанные с проблемами внутреннего финансового контроля и аудита и недостаточной мотивацией органов государственной власти и местного самоуправления к эффективному исполнению бюджета по расходам.
Ряд последствий и рисков для бюджетной системы Мурманской области и механизмы их профилактики приведены в таблице 2:
Таблица N 2
N |
Риски, связанные с реализацией Программы |
Механизм профилактики рисков |
1 |
Экономические риски |
|
1.1 |
Превышение прогнозируемого уровня инфляции, рост индексации объемов финансирования расходных обязательств |
Умеренное сдерживание индексации объемов финансирования расходных обязательств. Формирование резервных объемов условно утверждаемых расходов бюджета |
1.2 |
Образование избытка объектов социальной инфраструктуры в результате миграционного оттока населения, спровоцированного ухудшением экономической ситуации в регионе |
Модернизация социальной сферы и переход к созданию сферы социальных услуг как нового сектора региональной экономики, в том числе с привлечением некоммерческих и коммерческих организаций |
2 |
Финансовые риски |
|
2.1 |
Передача дополнительных расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования |
Проведение инвентаризации расходных обязательств Мурманской области |
2.2 |
Сокращение межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
Активное участие в привлечении средств федерального бюджета, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации |
3 |
Правовые риски |
|
3.1 |
Принятие новых нормативных правовых актов федерального уровня, предусматривающих изменение баланса полномочий и (или) финансовых потоков между уровнями бюджетов |
Оперативное реагирование на изменения федерального законодательства |
4 |
Организационные риски |
|
4.1 |
Некачественное и/или несвоевременное исполнение мероприятий государственных (муниципальных) программ Мурманской области. Низкая мотивация органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления к эффективному исполнению бюджета по расходам |
Повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления. Применение финансовых санкций к руководителям |
4.2 |
Нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из консолидированного бюджета Мурманской области |
Повышение профессиональной квалификации государственных (муниципальных) служащих. Внедрение системы антикоррупционных мер контроля за деятельностью руководителей и сотрудников органов государственной власти Мурманской области и местного самоуправления. Применение бюджетных мер принуждения |
Приложение изменено с 28 декабря 2017 г. - Постановление Правительства Мурманской области от 26 декабря 2017 г. N 625-ПП
Приложение
к Программе
Мероприятия, показатели результативности и бюджетного эффекта программы оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы
26 декабря 2017 г.
N |
Мероприятие |
Показатель |
Ед изм |
Значение показателя результативности |
Индикатор/ Обоснование отсутствия планового бюджетного эффекта |
Бюджетный эффект (тыс. руб.) |
Ответственный за выполнение показателя |
||||||||||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
||||||||||||
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
План |
Факт |
||||||||
Оптимизация расходов на государственную и муниципальную службу |
|
Комитет по развитию информационных технологий и связи Мурманской области |
|||||||||||||||||
1 |
Передача непрофильных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области в сфере информационного обеспечения путем создания государственного областного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий" подведомственного Комитету по развитию информационных технологий и связи Мурманской области |
Непрофильные функции исполнительных органов государственной власти Мурманской области в сфере информационного обеспечения переданы ГОБУ "Центр информационных технологий" |
да-1/нет-0 |
1 |
|
|
|
|
|
|
Объем снижения расходов областного бюджета на содержание государственных гражданских служащих Мурманской области |
|
12 875,7 |
|
12 875,7 |
|
12 875,7 |
|
|
2 |
Централизация учетно-расчетных функций исполнительных органов государственной власти Мурманской области на базе государственного областного учреждения |
Учетно-расчетные функции исполнительных органов государственной власти осуществляются специализированным государственным областным учреждением |
да-1 /нет-0 |
|
0 |
|
1 |
|
1 |
|
Объем снижения расходов областного бюджета на содержание государственных гражданских служащих Мурманской области |
|
Х |
|
Х |
|
30 043,4 |
|
Министерство финансов Мурманской области |
3 |
Оптимизация затрат на оплату аренды помещений используемых для размещения ИОГВ Мурманской области на основании договоров аренды |
Площадь арендуемых помещений используемых для размещения ИОГВ Мурманской области на основании договоров аренды |
кв. м |
5 771.4 |
4 851.8 |
|
4 851,8 |
|
4 851,8 |
|
Объем снижения расходов областного бюджета на аренду помещений для размещения ИОГВ Мурманской области Бюджетный эффект в 2018 - 2019 годах зависит от размера арендной платы |
Х |
2 628,6 |
|
Х |
|
Х |
|
Аппарат Правительства Мурманской области |
4 |
Мониторинг соблюдения установленных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований |
Количество проведенных мониторингов соблюдения установленных нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований |
кол-во в год |
4 |
4 |
|
4 |
|
4 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
5 |
Ограничение роста нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления на очередной финансовый год, за исключением случаев изменения объема публичных полномочий осуществляемых органами местного самоуправления |
Нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления на очередной финансовый год с ограничением роста по отношению к нормативам текущего года установлены |
да-1/нет-0 |
|
|
|
|
|
|
|
Объем снижения расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных образований по сравнению с 2016 годом |
|
20 900.0 |
|
20 900.0 |
|
20 900.0 |
|
Министерство финансов Мурманской области |
6 |
Установление моратория на увеличение численности государственных служащих Мурманской области |
Запрет на увеличение численности государственных служащих Мурманской области |
да-1/нет-0 |
0 |
1 |
|
|
|
1 |
|
Эффективность исполнения мероприятия определяет отсутствие дополнительных расходов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Исполнительные органы государственной власти Мурманской области |
Оптимизация бюджетной сети и мер социальной поддержки |
|
||||||||||||||||||
7 |
Соблюдение показателей утвержденных "дорожными картами", в т. ч. в части оптимизации численности работников отдельных категорий бюджетной сферы |
Достижение целевых показателей, утвержденных "дорожными картами" в отраслях социальной сферы, в том числе ненаращивание численности работников отдельных категорий бюджетной сферы, за исключением случаев ввода новой сети |
да-1/нет-0 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство здравоохранения Мурманской области |
обеспеченность населения врачами на 10 тыс человек |
37 5 |
37.8 |
|
41,4 |
|
41.4 |
|
Объем средств полученных за счет реорганизации неэффективных медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения для повышения заработной платы медицинских работников |
347 000.0 |
512 300 0 |
|
745 000,0 |
|
745 000,0 |
|
Министерство здравоохранения Мурманской области |
||
Министерство социального развития Мурманской области |
Среднесписочная численность социальных работников, чел. |
448 |
454 |
|
454 |
|
454 |
|
Средства полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации |
206 000,0 |
206 000.0 |
|
206 000,0 |
|
206 000,0 |
|
Министерство социального развития Мурманской области |
||
Министерство образования и науки Мурманской области |
человек |
12 825 |
12 850 |
|
12 885 |
|
12 885 |
|
Объем финансовых средств, полученных за счет оптимизационных мероприятий направленных на повышение заработной платы педагогических работников в соответствии с указами Президента РФ |
721 310,0 |
612 210.0 |
|
614 960 0 |
|
614 960,0 |
|
Министерство образования и науки Мурманской области |
||
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
человек |
3611 |
3 611 |
|
3 611 |
|
3 611 |
|
Прирост фонда оплаты труда с начислениями к 2013 г. за счет проведения мероприятий по оптимизации |
-7 700.0 |
-21 400.0 |
|
-16 700.0 |
|
-16 700,0 |
|
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
||
8 |
Оптимизация нагрузки на бюджетную сеть |
Передача отдела находящегося в г. Полярные Зори. Центра занятости населения г. Кандалакша в Центр занятости населения Ковдорского района |
да-1/нет-0 |
|
|
|
1 |
|
|
|
Объем средств полученных за счет мер оптимизации |
Х |
Х |
Х |
318,00 |
|
636.00 |
|
Комитет по труду и занятости населения Мурманской области |
Реорганизация путем присоединения ГОАУСОН "Ковдорский ДИПИ" к ГОАУСОН "Ковдорский КЦСОН |
да-1/нет-0 |
|
|
|
1 |
|
|
|
Объем средств, полученных за счет мер оптимизации |
|
|
|
|
|
2 646,00 |
|
Министерство социального развития Мурманской области |
||
9 |
Анализ государственных (муниципальных) услуг (работ) включенных в региональный перечень (классификатор) государственных (муниципальных) услуг и работ, в целях определения эффективных способов организации их предоставления |
Количество государственных (муниципальных) услуг (работ) по которым проведен анализ |
кол-во в год |
0 |
0 |
|
2 |
|
2 |
|
Бюджетный эффект будет определен по итогам реализации ИОГВ рекомендаций, сформулированных в рамках аналитического исследования |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство экономического развития Мурманской области Министерство финансов Мурманской области, Исполнительные органы государственной власти Мурманской области |
10 |
Передача непрофильных или не относящихся к основной деятельности функций бюджетных учреждений на аутсорсинг |
Передача на аутсорсинг услуги службы "Социальное такси" |
кол-во учреждений |
6 |
8 |
|
8 |
|
8 |
|
Эффективность исполнения мероприятия определяет отсутствие дополнительных расходов |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство социального развития Мурманской области, государственные областные учреждения социального обслуживания населения, подведомственные Министерству социального развития Мурманской области |
11 |
Централизация учетно-расчетных функций областных государственных учреждений Мурманской области |
Учетно-расчетные функции областных государственных учреждений Мурманской области централизованы |
да-1 /нет-0 |
|
|
|
|
|
1 |
|
Бюджетный эффект будет определяться начиная с 2020 года |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
12 |
Централизация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, на базе ГОБУ ЦЗН г. Мурманска |
Централизация осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными на базе ГОБУ ЦЗН г Мурманска осуществлена |
да-1 /нет-0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Объем средств полученных за счет мер оптимизации |
|
636,0 |
|
2 544.0 |
|
2 544,0 |
|
Комитет по труду и занятости населения Мурманской области |
13 |
Закрепление объектов, находящихся в государственной собственности Мурманской области и пригодных для использования в основной деятельности, на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями Мурманской области с целью сокращения расходов областного бюджета на оплату аренды |
Площадь арендуемых помещений для размещения судебных участков мировых судей Мурманской области |
кв м |
1 324,74 |
1 324.74 |
|
0 |
|
0 |
|
Объем снижения расходов на оплату аренды |
Х |
Х |
Х |
9 903,8 |
|
9 903.8 |
|
Министерство имущественных отношений Мурманской области |
14 |
Вовлечение в хозяйственный оборот (аренда, приватизация передача в безвозмездное пользование) неиспользуемого имущества находящегося в казне Мурманской области с целью получения доходов и возмещения затрат по его содержанию и обеспечению сохранности |
Доля объектов казны Мурманской области, вовлеченных в хозяйственный оборот |
% |
61 |
84 |
|
85 |
|
86 |
|
Доходы от вовлечения в хозяйственный оборот имущества казны Мурманской области предусмотреть не представляется возможным т. к. данный показатель зависит от конъюнктуры рынка рыночной стоимости имущества которая определяется на момент принятия решений о передаче в аренду, о продаже имущества в том числе о приватизации |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство имущественных отношений Мурманской области |
15 |
Проведение инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности Мурманской области, на предмет выявления неиспользуемого имущества |
Проведение инвентаризации имущества, находящегося в государственной собственности Мурманской области |
да-1/нет-0 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство имущественных отношений Мурманской области |
16 |
Вовлечение в хозяйственный оборот имущества, не используемого при осуществлении уставной деятельности учреждений (передача в аренду безвозмездное пользование продажа, передача в федеральную и муниципальную собственность в рамках разграничения полномочий, перераспределение между областными организациями) |
Доля объектов недвижимости вовлеченных в хозяйственный оборот, от общего количества неиспользуемых объектов |
% |
|
38 |
|
21 |
|
6 |
|
Объем снижения расходов областного бюджета на содержание имущества не используемого при осуществлении уставной деятельности учреждений |
Х |
Х |
|
1 502,6 |
|
2 332.8 |
|
Министерство здравоохранения Мурманской области Комитет по ветеринарии Мурманской области Министерство социального развития Мурманской области, Министерство образования и науки Мурманской области, Комитет по обеспечению безопасности населения Мурманской области, Комитет по труду и занятости населения Мурманской области, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, Министерство имущественных отношений Мурманской области |
Доля расходов бюджета, выделяемых на финансирование деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций в сфере культуры распределяемых ка конкурсной основе, в общем объеме средств консолидированного бюджета на культуры |
% |
0 |
0.02 |
|
0.16 |
|
0,16 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
||
17 |
Увеличение объема предоставления социальных услуг населению негосударственными поставщиками (в т. ч. СО НКО) |
Доля затрат на медицинскую помощь по обязательному медицинскому страхованию, оказанную негосударственными (немуниципальными) медицинским организациями, в общих расходах на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования |
% |
2,4 |
2,5 |
|
2,6 |
|
2,7 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
|
Х |
Министерство здравоохранения Мурманской области |
Удельный вес негосударственных поставщиков социальных услуг осуществляющих социальное обслуживание в общем количестве поставщиков социальных услуг осуществляющих социальное обслуживание, всех форм собственности, включенных в реестр поставщиков |
% |
22,6 |
36,1 |
|
37,8 |
|
39.5 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство социального развития Мурманской области |
||
Увеличение количества негосударственных организаций, имеющих лицензию на осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеобразовательных программ |
кол-во негосударственных организаций |
8 |
10 |
|
13 |
|
14 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство образования и науки Мурманской области |
||
18 |
Проведение мониторинга предоставления мер социальной поддержки в целях оценки эффективности использования бюджетных средств |
Наличие проведенных мониторингов |
да-1/нет-0 |
|
1 |
|
1 |
- |
1 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство социального развития Мурманской области |
19 |
Обеспечение эффективности расходов областного бюджета за счет усиления адресной направленности социального обеспечения и иных выплат населению |
Доля средств областного бюджета предусмотренных на социальное обеспечение и иные выплаты населению предоставляемые на основе принципов адресности и нуждаемости в общем объеме средств областного бюджета предусмотренных на социальное обеспечение и иные выплаты населению |
% |
32 |
33 |
|
35 |
|
36 |
|
Объем средств полученных за счет мер оптимизации |
89 628,8 |
85 299.3 |
|
86 975,3 |
|
88 629,6 |
|
Министерство социального развития Мурманской области, Министерство образования Мурманской области, Министерство здравоохранения Мурманской области, Комитет по культуре и искусству Мурманской области |
20 |
Отказ от индексации размеров отдельных социальных выплат, установленных отдельным категориям граждан региональным законодательством |
Ограничение законодательных инициатив по индексации социальных выплат |
да-1/нет-0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Эффективность исполнения мероприятия определяет отсутствие дополнительных расходов |
Х |
Х |
|
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
Совершенствование системы закупок для государственных и муниципальных нужд |
|
|
|||||||||||||||||
21 |
Оптимизация расходов на осуществление закупок для государственных нужд главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных казенных учреждений |
Снижение объема расходов областного бюджета на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в общем объеме расходов на указанные цели, первоначально утвержденном законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период (значение показателя рассчитывается без учета расходов за счет средств Дорожного фонда Мурманской области) |
% |
13 |
10 |
|
10 |
|
10 |
|
Объем экономии средств областного бюджета по результатам размещения заказов государственными заказчиками Мурманской области, направленный на погашение дефицита бюджета |
147 772.1 |
63 497.0 |
|
73 720.3 |
|
27 027.0 |
|
Главные распорядители бюджетных средств |
22 |
Оптимизация расходов на осуществление закупок у единственного поставщика для государственных нужд главных распорядителей бюджетных средств и подведомственных казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий |
Экономия бюджетных средств на закупку товаров работ и услуг у единственного поставщика |
% |
11 |
6-10 |
|
6-10 |
|
6-10 |
|
Объем средств полученных за счет мер оптимизации |
27 315.4 |
17 832.2 |
|
17 832.2 |
|
17 832,2 |
|
Комитет государственных закупок Мурманской области |
23 |
Оптимизация расходов на осуществление закупок отдельными видами юридических лиц |
Экономия средств выделяемых на закупку товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц |
% |
23,9 |
6-10 |
|
6-10 |
|
6-10 |
|
Объем средств, полученных за счет мер оптимизации |
Х |
7 640.3 |
|
7 640,3 |
|
7 640,3 |
|
Комитет государственных закупок Мурманской области |
24 |
Поддержка в актуальном состоянии реестров для подготовки аналитических материалов по осуществлению закупок |
Количество реестров государственных закупок, проводимых уполномоченным органом |
единиц |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Комитет государственных закупок Мурманской области |
25 |
Установление требований к закупаемым товарам, работам услугам нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов |
Документы приняты (пересмотрены) |
да-1/нет-0 |
|
|
|
1 |
|
|
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Комитет государственных закупок Мурманской области |
Совершенствование межбюджетных отношений на региональном уровне |
|
||||||||||||||||||
26 |
Актуализация методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований в части создания стимулов для мобилизации налогового потенциала муниципальных образований |
Методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований актуализирована изменения распространяются на правоотношения возникшие с 1 января 2018 года |
да-1 /нет-0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
27 |
Внесение изменений в порядок проведения мониторинга и оценки качества Х правления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области по расширению перечня индикаторов оценки качества показателями отражающими результаты работы муниципальных образований по увеличению налоговых поступлений, привлечению инвестиций развитию предпринимательства |
Изменения в порядок проведения мониторинга и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях Мурманской области внесены |
да-1 /нет-0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
28 |
Сокращение дифференциации муниципальных районов (городских округов) по уровню бюджетной обеспеченности |
Степень сокращения дифференциации муниципальных районов (городских округов) по уровню бюджетной обеспеченности |
раз |
2.5 |
2.6 |
|
2,5-2.7 |
|
2.5-2.S |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
29 |
Утверждение порядка распределения и предоставления бюджетам муниципальных образований Мурманской области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов |
Порядок распределения и предоставлении бюджетам муниципальных образований Мурманской области дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов утвержден |
да-1/нет-0 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
30 |
Предоставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов на основании заключения соглашений с муниципальными образованиями |
Заключение соглашений о предоставлении дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов |
да-1/нет-0 |
|
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
31 |
Актуализация Правил формирования предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области утвержденных постановлением Правительства Мурманской области от 05.09 2011 N 445-ПП предусматривающего общие подходы условия предоставления и распределения субсидий местным бюджетам в случае изменения общего порядка предоставления субсидий из федерального бюджета |
Правила формирования предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Мурманской области утвержденные постановлением Правительства Мурманской области от 05 09 2011 N 445-ПП актуализированы |
да-1/нет-0 |
1 |
1 |
|
1 |
|
1 |
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
Совершенствование планирования областного бюджета |
|
||||||||||||||||||
32 |
Обеспечение планирования бюджета в рамках государственных программ |
Удельный вес расходов областного бюджета, формируемых в рамках государственных программ в общем объеме расходов бюджета Мурманской области |
% |
99% |
>95% |
|
>95% |
|
>95% |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Главные распорядители бюджетных средств |
33 |
Повышение качества планирования бюджетных ассигнований |
Доля государственных программ Мурманской области, по которым утвержденный объем финансирования изменился в течение отчетного года более чем на 10 процентов от первоначального плана, за исключением субсидий из федерального бюджета |
% |
|
<6 |
|
<6 |
|
<5 |
|
Мероприятие носит аналитический характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Главные распорядители бюджетных средств |
34 |
Обеспечение актуальности бюджетного прогноза Мурманской области на долгосрочный период до 2035 года с учетом изменений прогноза социально-экономического развития на долгосрочный период |
Наличие актуального долгосрочного бюджетного прогноза |
да-1 /нет-0 |
|
1 |
- |
1 |
|
1 |
|
Мероприятие косит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство финансов Мурманской области |
35 |
Усиление роли Программно-целевого совета Мурманской области и его рабочих групп в процессе разработки и реализации государственных программ |
Внесение изменений в постановление Правительства Мурманской области от 28.03.2012 N 129-ПП "О создании Программно-целевого совета Мурманской области" |
да-1/нет-0 |
|
1 |
|
|
|
|
|
Мероприятие носит нормативный характер и не предполагает прямого бюджетного эффекта |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Х |
Министерство экономического развития Мурманской области |
______________________
* Без учета мастеров и преподавателей профессиональных образовательных организаций численность которых в "дорожной карте" Мурманской области в сфере образования не отражена. В 2016 году численность составила 655 чел. и планируется без изменений до 2019 года"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Мурманской области от 29 марта 2017 г. N 159-ПП "Об утверждении программы оптимизации расходов бюджета Мурманской области на 2017 - 2019 годы"
Нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти Мурманской области, вступают в силу со дня их официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Электронном бюллетене Правительства Мурманской области" (www.npa.gov-murman.ru) 6 апреля 2017 г.; на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 апреля 2017 г.
Постановлением Правительства Мурманской области от 28 сентября 2018 г. N 448-ПП настоящее постановление признано утратившим силу с 1 января 2019 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Мурманской области от 26 декабря 2017 г. N 625-ПП
Изменения вступают в силу с 28 декабря 2017 г.