Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общие положения
1. Цель и предмет регулирования настоящих Правил
1.1. Настоящие Правила разработаны в целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан, а также поддержания и улучшения санитарного состояния и эстетического облика территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией (далее - город Кировск, муниципальное образование).
1.2. Настоящие Правила устанавливают:
1) единые нормы и требования по организации благоустройства территории муниципального образования и компетенцию органов местного самоуправления города Кировска в указанной сфере;
2) требования к содержанию и уборке территории муниципального образования, в том числе:
- требования по содержанию зданий (включая многоквартирные и жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений;
- перечень работ по содержанию территории муниципального образования (земель и земельных участков, находящихся в границах муниципального образования) и периодичность их выполнения;
- порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий, организации благоустройства территории населенных пунктов (включая освещение улиц, озеленение территории, размещение и содержание малых архитектурных форм);
- формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды.
3) общие требования к распространению наружной рекламы, информации не рекламного характера.
2. Правовая основа настоящих Правил
Настоящие Правила разработаны на основании статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда), Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13.04.2017 N 711/пр "Об утверждении методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства, территорий поселений, городских округов, внутригородских районов", Законом Мурманской области от 26.10.2006 N 801-01-ЗМО "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Мурманской области", Законом Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях", Законом Мурманской области от 13.11.2003 N 432-01-ЗМО "О содержании животных", а также санитарными правилами и нормами, государственными стандартами и иными нормативными актами Российской Федерации, Мурманской области, Уставом города Кировска.
3. Применение настоящих Правил и контроль за их выполнением
3.1. Физические лица, проживающие или пребывающие на территории муниципального образования, юридические лица (независимо от их организационно-правовых форм), индивидуальные предприниматели, которые находятся и (или) осуществляют свою деятельность на территории муниципального образования и (или) обладают правом собственности или иным правом на движимое и недвижимое имущество (далее - объекты), находящиеся на территории муниципального образования, обязаны соблюдать настоящие Правила.
3.2. Расположенные на территории города Кировска объекты, указанные в пункте 3.1 настоящих Правил, в том числе земельные участки, принадлежащие на праве собственности или ином вещном праве физическим и юридическим лицам, находящиеся в муниципальной собственности города Кировска, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, должны использоваться в соответствии:
- с установленным для земельных участков целевым назначением и исходя из их принадлежности к той или иной категории, а также в соответствии с видами разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий муниципального образования;
- с установленными в соответствии с действующим земельным законодательством режимами использования земель;
- с видом разрешенного использования объектов и земельных участков согласно действующим градостроительным, санитарным, природоохранным и иным нормативным требованиям;
- с зарегистрированными правами на объекты и земельные участки;
- с зарегистрированными сервитутами (правами ограниченного пользования земельными участками);
- с договорами, заключенными в отношении указанных объектов;
- с охранными обязательствами по содержанию памятников истории и культуры;
- с соблюдением иных требований, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.
3.3. Собственники, владельцы объектов и лица, использующие объекты на основании договора с собственником, владельцем соответствующего объекта, обязаны не допускать ухудшения экологической обстановки территорий в результате своей деятельности и осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, в том числе рациональную организацию использования территории и выполнение водоотвода (поверхностного или подземного стока) в соответствии с нормами, утвержденными действующим законодательством РФ.
3.4. Собственники, владельцы объектов, эксплуатация которых невозможна без наличия санитарно-защитных, охранных, технических и иных зон, несут затраты на их проектирование, обустройство и содержание в соответствии с градостроительными, санитарными, природоохранными и иными нормами, и правилами.
3.5. Контроль за исполнением настоящих Правил на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией возлагается на администрацию города Кировска.
4. Основные понятия и термины
4.1. Благоустройство территории - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного, технического, физического и эстетического состояния территории, в том числе разработка проектной документации по благоустройству территории, размещение объектов благоустройства, содержание территории муниципального образования, объектов благоустройства и их отдельных элементов.
4.2. Объекты благоустройства - территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству:
- искусственные покрытия поверхности земельных участков, иные части поверхности земельных участков в общественно-деловых, жилых и рекреационных зонах, не занятые зданиями и сооружениями;
- площади;
- набережные;
- улично-дорожная сеть, включая дороги, внутриквартальные проезды и тротуары, пешеходные дорожки, бордюрные пандусы, мосты, путепроводы, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, водоотводы поверхностного стока, иные дорожные сооружения и их внешние элементы;
- парки, скверы, сады, городские леса, лесопарки, газоны, иные зеленые зоны;
- внутриквартальные территории;
- площадки (детские, спортивные, игровые, для отдыха и досуга, для выгула и дрессировки собак, для сбора твердых коммунальных отходов, хозяйственные);
- автостоянки;
- территории производственных объектов, технические зоны инженерной инфраструктуры, зоны транспортной инфраструктуры, водоохранные зоны, зоны гаражной застройки, зоны специального назначения (включая свалки, полигоны для захоронения мусора, отходов производства и потребления), а также соответствующие санитарно-защитные зоны;
- места захоронения (кладбища);
- дворы, кварталы, функционально-планировочные образования, территории районов города, а также территории, выделяемые по принципу единой градостроительной регламентации (охранные зоны) или визуально-пространственного восприятия (площадь с застройкой, улица с прилегающей территорией и застройкой).
4.3. Элементы благоустройства:
- ограждения, заборы и ограды, в т. ч. газонов и тротуаров (за исключением указанных в подпункте 5.1 настоящих Правил);
- наружные лестницы (сооруженные для удобства перемещения по пересеченной местности (за исключением указанных в подпункте 5.1 настоящих Правил));
- пандусы (за исключением указанных в подпункте 5.1 настоящих Правил);
- подпорные стенки;
- некапитальные нестационарные сооружения (объекты торговли, киоски, ларьки, торговые автоматы, палатки, остановки общественного транспорта, беседки, навесы, эстрады, металлические гаражи);
- оборудование площадок, указанных в п. 4.2;
- средства размещения городской информации, указатели адресов и номерные знаки (за исключением указанных в подпункте 5.1 настоящих Правил);
- малые архитектурные формы, цветники, городская мебель, скульптура, водные устройства;
- зеленые насаждения;
- рекламные тумбы, стенды, щиты для газет, афиш и объявлений, информационные щиты, светодиодные экраны, рекламные конструкции, вывески, установки по декоративной подсветке зданий, памятников и фонтанов;
- устройства наружного освещения и подсветки (фонари уличного освещения, опорные столбы и т.п.);
- произведения монументально-декоративного искусства (скульптуры, обелиски, стелы), памятные доски;
- технические средства организации дорожного движения;
- элементы праздничного оформления;
- элементы объектов капитального строительства: фасады и элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений, в том числе порталы арочных проездов, крыльца, ограждения и защитные решетки, навесы, козырьки, окна, входные двери, балконы, наружные лестницы, эркеры, лоджии, карнизы, водосточные трубы, флагштоки,
- покрытия.
4.4. Территории общего пользования, общественные территории - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
4.5. Общественные пространства - это территории муниципального образования, которые постоянно доступны для населения в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки. Статус общественного пространства предполагает отсутствие платы за посещение. Общественные пространства могут использоваться резидентами и гостями муниципального образования в различных целях, в том числе для общения, отдыха, занятия спортом, образования, проведения собраний граждан, осуществления предпринимательской деятельности, с учетом требований действующего законодательства.
4.6. Городская среда - это совокупность природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания на определенной территории и определяющих комфортность проживания на этой территории.
4.7. Качество городской среды - комплексная характеристика территории и ее частей, определяющая уровень комфорта повседневной жизни для различных слоев населения.
4.8. Критерии качества городской среды - количественные и поддающиеся измерению параметры качества городской среды.
4.9. Комплексное развитие городской среды - улучшение, обновление, трансформация, использование лучших практик и технологий на всех уровнях жизни поселения, в том числе развитие инфраструктуры, системы управления, технологий, коммуникаций между горожанами и сообществами.
4.10. Нормируемый комплекс элементов благоустройства - необходимое минимальное сочетание элементов благоустройства для создания на территории муниципального образования экологически благоприятной и безопасной, удобной и привлекательной среды.
4.11. Оценка качества городской среды - процедура получения объективных свидетельств о степени соответствия элементов городской среды на территории муниципального образования установленным критериям для подготовки и обоснования перечня мероприятий по благоустройству и развитию территории в целях повышения качества жизни населения и привлекательности территории.
4.12. Собственник (владелец) объекта - лицо, которому соответствующий объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве.
4.13. Санитарно-защитная зона - специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
4.14. Содержание территории - текущий ремонт дорог, уборка от снега и льда, подсыпка противогололедными материалами проезжей части улиц и тротуаров в зимнее время, регулярная уборка от мусора дорожных покрытий и тротуаров, санитарная очистка иных территорий, текущий и косметический ремонт зданий, сооружений, строений, малых архитектурных форм, уход за зелеными насаждениями, малыми архитектурными формами и устройствами, предназначенными для уличного освещения на всей территории города, обновление внешнего облика улиц, зданий, сооружений, строений, зеленых насаждений, иные мероприятия, направленные на обеспечение нормальных условий движения транспорта и пешеходов, надлежащего состояния согласно требованиям противопожарных, санитарных, экологических и иных норм, а также эстетичного вида территорий города, объектов и элементов благоустройства;
4.15. Смет - загрязнения покрытия объектов улично-дорожной сети, а также пешеходных улиц и зон (грунтовые наносы, песок, пыль, опавшие листья и т.п.).
4.16. Контейнер - емкость для сбора твердых бытовых отходов (ТКО) различных объемов более 0,65 куб. метра.
4.17. Санитарное содержание территории - содержание мест общего пользования, придомовой территории в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
4.18. Придомовая территория - земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы которого (участка) определены на основании данных государственного кадастрового учета, или земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с планом границ, указанных в техническом паспорте.
4.19. Твердые коммунальные отходы (ТКО) - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
4.20. Крупногабаритный мусор (КГМ) - отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
4.21. Вывоз ТКО (КГМ) - выгрузка ТКО из контейнеров (загрузка бункеров-накопителей с КГМ) в специализированный транспорт, зачистка контейнерных площадок и подъездов к ним от просыпавшегося мусора и транспортировка их в места санкционированной утилизации, обезвреживания или размещения.
4.22. Полигон твердых коммунальных отходов (полигон ТКО) - специальное сооружение, предназначенное для изоляции и обезвреживания твердых коммунальных отходов, гарантирующее санитарно-эпидемиологическую безопасность населения;
4.23. Несанкционированная свалка мусора - самовольный (несанкционированный) сброс (размещение) или складирование ТКО, КГМ, другого мусора, образованного в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
4.24. Газон - искусственно созданный участок поверхности, в том числе с травяным покрытием и возможным размещением зеленых насаждений и парковых сооружений.
4.25. Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
4.26. Содержание дорог - комплекс работ, направленный на поддержание транспортно-эксплуатационного состояния дорог, дорожных сооружений, полосы отвода, элементов обустройства дороги, организацию и безопасность движения.
4.27. Территория центрального ядра города - основное ядро городской застройки (находится административном центре муниципального образования).
4.28. Тротуар - инженерное сооружение, предназначенное для движения пешеходов в населенных пунктах, размещаемое в полосе отвода и на земляном полотне или придорожной полосе автомобильной дороги, а также часть дороги на мостовых и других искусственных сооружениях.
4.29. Пешеходные улицы и зоны - территория, предназначенная для передвижения пешеходов, на которой не допускается движение транспорта за исключением специального, обслуживающего эту территорию.
4.30. Озеленение - комплекс работ по уходу за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями содержания зеленых насаждений, в том числе включающими мероприятия по обеспечению их сохранности: недопущение повреждения в результате работ по уборке городских территорий, эксплуатации и стоянки транспортных средств, проведение, в случае необходимости, санитарной или омолаживающей обрезки.
4.31. Зеленые насаждения - совокупность древесно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения (включая парки, бульвары, скверы, сады, газоны, цветники, а также отдельно стоящие деревья и кустарники).
4.32. Специализированная организация - предприятие, организация, учреждение любой формы собственности либо предприниматель без образования юридического лица, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством деятельность в сфере санитарной очистки и благоустройства, имеющие необходимые ресурсы и соответствующую разрешительную документацию (лицензию).
4.33. Маломобильные группы населения - инвалиды всех категорий и лица пожилого возраста, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, приведшим к ограничению жизнедеятельности; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников.
4.34. Бордюрный пандус - сооружение, обеспечивающее съезд с пешеходного пути на проезжую часть через сниженный или утопленный в покрытие бордюрный камень.
4.35. Проект благоустройства - документация, содержащая материалы в текстовой и графической форме и определяющая проектные решения (в том числе цветовые) по благоустройству территории и иных объектов благоустройства.
4.36. Закрепленная территория - часть территории общественного назначения (общего пользования, прилегающая территория), закрепленная на основании соглашения, договора либо по согласованию за физическими и юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями в целях благоустройства и санитарного содержания указанной территории.
4.37. Генеральная схема очистки - муниципальный правовой акт, являющийся территориально-планировочным документом в сфере санитарной очистки и обращения с отходами, определяющий и обеспечивающий организацию рациональной системы сбора, регулярного удаления, размещения, а также методов сбора, обезвреживания и переработки отходов, необходимое количество спецмашин, механизмов, оборудования и инвентаря для системы очистки и уборки территорий населенных пунктов, целесообразность строительства, реконструкции или рекультивации объектов размещения или переработки отходов, изоляции отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
5. Общие принципы и подходы.
5.1. Проектирование и размещение объектов благоустройства на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Мурманской области о градостроительной деятельности, муниципальными правовыми актами города Кировска в сфере градостроительной деятельности, основанным на стратегии развития муниципального образования, а также с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
5.2. Минимальный перечень (сочетание) элементов благоустройства, который необходим для создания безопасной, удобной и привлекательной среды на территориях муниципального образования и подлежит учету при проектировании (создании, изменении, реконструкции) объектов, определяется в соответствии с местными нормативами градостроительного проектирования.
5.3. Содержание территории муниципального образования осуществляется в соответствии с настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами города Кировска, принимаемыми во исполнение настоящих Правил.
5.4. Развитие городской среды осуществляется путем улучшения, обновления, трансформации, использования лучших практик и технологий, в том числе путем развития инфраструктуры системы управления, технологий, коммуникаций между жителями и сообществами. При реализации комплексных проектов по благоустройству предусматривать одновременное использование различных элементов благоустройства, обеспечивающих повышение удобства использования и визуальной привлекательности благоустраиваемой территории.
5.5. Территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией, удобно расположенные и легко доступные для большого числа жителей, рекомендуется использовать с максимальной эффективностью, на протяжении как можно более длительного времени и в любой сезон. Целесообразно предусматривать взаимосвязь пространств муниципального образования, доступность объектов инфраструктуры, в том числе за счет ликвидации необоснованных барьеров и препятствий.
5.6. Обеспечение качества городской среды при реализации проектов благоустройства территорий может достигаться путем реализации следующих принципов:
1) Принцип функционального разнообразия - насыщенность территории микрорайона (квартала, жилого комплекса) разнообразными социальными и коммерческими сервисами.
2) Принцип комфортной организации пешеходной среды - создание в муниципальном образовании условий для приятных, безопасных, удобных пешеходных прогулок. Привлекательность пешеходных прогулок обеспечивается путем совмещения различных функций (транзитная, коммуникационная, рекреационная, потребительская) на пешеходных маршрутах. Целесообразно обеспечить доступность пешеходных прогулок для различных категорий граждан, в том числе для маломобильных групп граждан при различных погодных условиях.
3) Принцип комфортной мобильности - наличие у жителей сопоставимых по скорости и уровню комфорта возможностей доступа к основным точкам притяжения в населенном пункте и за его пределами при помощи различных видов транспорта (личный автотранспорт, различные виды общественного транспорта, велосипед).
4) Принцип комфортной среды для общения - гармоничное размещение в населенном пункте территории муниципального образования, которые постоянно и без платы за посещение доступны для населения, в том числе площади, набережные, улицы, пешеходные зоны, скверы, парки (далее - общественные пространства) и территорий с ограниченным доступом посторонних людей, предназначенных для уединенного общения и проведения времени (далее - приватное пространство).
5) Принцип насыщенности общественных и приватных пространств разнообразными элементами природной среды (зеленые насаждения, водные объекты и др.) различной площади, плотности территориального размещения и пространственной организации в зависимости от функционального назначения части территории.
5.7. Реализация принципов комфортной среды для общения и комфортной пешеходной среды предполагает создание условий для защиты общественных и приватных пространств от вредных факторов среды (шум, пыль, загазованность) эффективными архитектурно-планировочными приемами.
5.8. Общественные пространства обеспечивают принцип пространственной и планировочной взаимосвязи жилой и общественной среды, точек притяжения людей, транспортных узлов на всех уровнях.
5.9. Реализацию комплексных проектов благоустройства рекомендуется осуществлять с привлечением собственников земельных участков, находящихся в непосредственной близости от территории комплексных проектов благоустройства и иных заинтересованных сторон (застройщиков, управляющих организаций, объединений граждан и предпринимателей, собственников и арендаторов коммерческих помещений в прилегающих зданиях), в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Рекомендуется разработка единых или согласованных проектов благоустройства для связанных между собой территорий поселений (городских округов, внутригородских районов), расположенных на участках, имеющих разных владельцев.
5.10. Проектирование благоустройства участков жилой застройки необходимо производить с учетом коллективного или индивидуального характера пользования придомовой территорией.
Проектирование благоустройства участков сложившейся жилой застройки производить при наличии:
- проведения кадастровых работ по земельному участку, на котором расположен многоквартирный дом;
- положительного решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, оформленного протоколом собрания собственников;
- проектной документации, согласованной со всеми сетевыми и иными заинтересованными организациями, и службами города.
Кроме того, необходимо учитывать особенности благоустройства участков жилой застройки при их размещении в составе исторической застройки города, на территориях высокой плотности застройки, вдоль автомобильных дорог, на реконструируемых территориях.
5.11. Определение конкретных зон, территорий, объектов для проведения работ по благоустройству, очередность реализации проектов, объемы и источники финансирования устанавливаются в муниципальной программе по благоустройству территории.
5.12. В рамках разработки муниципальных программ по благоустройству проводится инвентаризация объектов благоустройства и разрабатываются паспорта объектов благоустройства в соответствии с требованиями, установленными субъектом Российской Федерации.
5.13. При проектировании и реализации мероприятий по благоустройству территорий на территории муниципального образования город Кировск с подведомственной территорией юридическим и физическим лицам рекомендуется руководствоваться разделами 6-11 Методических рекомендаций для подготовки правил благоустройства территорий поселений, городских округов, внутригородских районов, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 13 апреля 2017 N 711/пр и настоящими правилами.
6. Организация благоустройства территории муниципального образования
6.1. Организация благоустройства территории муниципального образования осуществляется в соответствии с требованиями настоящих Правил и включает:
1) разработку, утверждение и реализацию муниципальных программ по благоустройству и озеленению территории муниципального образования при реализации муниципальных программ по благоустройству;
2) определение территорий, разрешенных для свободного выгула собак;
3) содержание и озеленение территорий общего пользования;
4) оборудование территорий общего пользования элементами благоустройства, включая малые архитектурные формы, и содержание указанных элементов благоустройства;
5) обеспечение наружного освещения улиц, территорий общего пользования;
6) организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки коммунальных и промышленных отходов, в том числе:
- утверждение органами местного самоуправления Генеральной схемы очистки территории города Кировска;
- утверждение органами местного самоуправления порядка сбора отходов производства и потребления на территории города Кировска;
7) установление органами местного самоуправления нумерации домов и присвоение адресов объектам адресации, расположенным на территории муниципального образования;
8) установку органами местного самоуправления указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
9) установление органами местного самоуправления требований к внешнему виду фасадов зданий, в том числе их цветовому решению; определение типов ограждений, рекомендованных к размещению на территории муниципального образования.
6.2. Координацию деятельности городских служб в области благоустройства осуществляют структурные подразделения администрации города Кировска: комитет по управлению муниципальной собственностью администрации города Кировска, Отдел муниципального контроля администрации города Кировска и Муниципальное казенное учреждение "Управление Кировским городским хозяйством".
6.3. Участниками деятельности по благоустройству могут выступать:
1) население муниципального образования, которое формирует запрос на благоустройство и принимает участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях жители муниципальных образований участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями;
2) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий;
3) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству;
4) представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, разрабатывающие концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию;
5) исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм;
6) иные лица.
6.4. Участие населения (непосредственное или опосредованное) в деятельности по благоустройству является обязательным и осуществляется путем принятия решений, через вовлечение общественных организаций, общественное соучастие в реализации проектов. Механизмы и порядок участия жителей установлены пунктами 7.1 - 7.5 настоящего раздела.
7. Формы и механизмы общественного участия в принятии решений и реализации проектов комплексного благоустройства и развития городской среды
7.1. Задачи, эффективность и формы общественного участия.
7.1.1. Вовлеченность в принятие решений и реализацию проектов, реальный учет мнения всех субъектов городского развития, повышает их удовлетворенность городской средой, формирует положительный эмоциональный фон, ведет к повышению субъективного восприятия качества жизни (реализуя базовую потребность человека быть услышанным, влиять на происходящее в его среде жизни).
7.1.2. Участие в развитии городской среды создает новые возможности для общения, сотворчества и повышает субъективное восприятие качества жизни (реализуя базовую потребность в сопричастности и соучастии, потребность принадлежности к целому). Важно, чтобы и физическая среда, и социальные регламенты, и культура подчеркивали общность и личную ответственность, создавали возможности для знакомства и стимулировали общение горожан по вопросам повседневной жизни, совместному решению задач, созданию новых смыслов и идей, некоммерческих и коммерческих проектов.
7.1.3. Общественное участие на этапе планирования и проектирования снижает количество и глубину несогласованностей, противоречий и конфликтов, снижает возможные затраты по их разрешению, повышает согласованность и доверие между органами государственной и муниципальной власти и горожанами, формирует лояльность со стороны населения и создает кредит доверия на будущее, а в перспективе превращает горожан и других субъектов в партнеров органов власти.
7.1.4. Приглашение к участию в развитии территории талантливых активных горожан, местных профессионалов, представителей сообществ и различных организаций ведет к учету различных мнений, объективному повышению качества решений, открывает скрытые ресурсы всех субъектов развития, содействует развитию местных кадров, предоставляет новые возможности для повышения социальной связанности, развивает социальный капитал города, способствует учету различных мнений, повышению интереса и участия горожан в развитии городской среды, в том числе личным временем, финансовым и трудовым участием, иными ресурсами, для повышения качества жизни в целом.
7.2. Основные решения.
а) формирование нового общественного института развития, обеспечивающего максимально эффективное представление интересов и включение способностей и ресурсов всех субъектов городской жизни в процесс развития территории;
б) разработка внутренних регламентов, регулирующих процесс общественного участия;
в) использование технологий, которые позволяют совмещать разнообразие мнений и интересов с необходимостью принимать максимально эффективные рациональные решения зачастую в условиях нехватки временных ресурсов, технической сложности решаемых задач и отсутствия достаточной глубины специальных знаний у горожан;
г) в целях обеспечения широкого участия всех заинтересованных сторон и оптимального сочетания общественных интересов и пожеланий, и профессиональной экспертизы, рекомендуется проводить следующие процедуры:
1 этап: максимизация общественного участия на этапе выявления общественного запроса, формулировки движущих ценностей и определения целей рассматриваемого проекта;
2 этап: совмещение общественного участия и профессиональной экспертизы в выработке альтернативных концепций решения задачи, в том числе с использованием механизма проектных семинаров и открытых конкурсов;
3 этап: рассмотрение созданных вариантов с вовлечением всех субъектов городской жизни, имеющих отношение к данной территории и данному вопросу;
4 этап: передача выбранной концепции на доработку специалистам, вновь и рассмотрение финального решения, в том числе усиление его эффективности и привлекательности с участием всех заинтересованных субъектов.
7.3. Принципы организации общественного соучастия.
7.3.1. Все формы общественного соучастия направлены на наиболее полное включение всех заинтересованных сторон, на выявление их истинных интересов и ценностей, их отражение в проектировании любых городских изменений, на достижение согласия по целям и планам реализации проектов, на мобилизацию и объединение всех субъектов городской жизни вокруг проектов реализующих стратегию развития территории.
7.3.2. Открытое обсуждение проектов благоустройства территорий необходимо организовывать на этапе формулирования задач проекта и по итогам каждого из этапов проектирования.
7.3.3. Все решения, касающиеся благоустройства и развития территорий должны приниматься открыто и гласно, с учетом мнения жителей соответствующих территорий и всех субъектов городской жизни.
7.3.4. Для повышения уровня доступности информации и информирования населения и других субъектов городской жизни о задачах и проектах в сфере благоустройства и комплексного развития городской среды необходимо создать интерактивный портал в сети "Интернет", предоставляющий наиболее полную и актуальную информацию в данной сфере - организованную и представленную максимально понятным образом для пользователей портала.
7.3.5. Обеспечить свободный доступ в сети "Интернет" к основной проектной и конкурсной документации, а также обеспечивать видеозапись публичных обсуждений проектов благоустройства и их размещение на специализированных муниципальных ресурсах. Кроме того, необходимо обеспечить возможность публичного комментирования и обсуждения материалов проектов.
7.4. Формы общественного соучастия.
7.4.1. Для осуществления участия граждан в процессе принятия решений и реализации проектов комплексного благоустройства рекомендуется следовать следующим форматам:
7.4.2. Совместное определение целей и задач по развитию территории, инвентаризация проблем и потенциалов среды.
7.4.3. Определение основных видов активностей, функциональных зон и их взаимного расположения на выбранной территории.
7.4.4. Обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов.
7.4.5. Консультации в выборе типов покрытий, с учетом функционального зонирования территории.
7.4.6. Консультации по предполагаемым типам озеленения.
7.4.7. Консультации по предполагаемым типам освещения и осветительного оборудования.
7.4.8. Участие в разработке проекта, обсуждение решений с архитекторами, проектировщиками и другими профильными специалистами.
7.4.9. Согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей (взрослых и детей), предпринимателей, собственников соседних территорий и других заинтересованных сторон.
7.4.10. Осуществление общественного контроля над процессом реализации проекта (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта).
7.4.11. Осуществление общественного контроля над процессом эксплуатации территории (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта для проведения регулярной оценки эксплуатации территории).
7.4.12. При реализации проектов необходимо обеспечить информирование общественности о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе.
7.4.14. Создание единого информационного интернет - ресурса (сайта или приложения), который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению "онлайн" участия и регулярном информированию о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.
7.4.15. Работа с местными СМИ, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта.
7.4.16. Вывешивание афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, а также на специальных стендах на самом объекте; в местах притяжения и скопления людей (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территории или на ней (поликлиники, ДК, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах).
7.4.17. Информирование местных жителей через школы и детские сады. В том числе школьные проекты: организация конкурса рисунков. Сборы пожеланий, сочинений, макетов, проектов, распространение анкет и приглашения для родителей учащихся.
7.4.18. Индивидуальные приглашения участников встречи лично, по электронной почте или по телефону.
7.4.19. Использование социальных сетей и Интернет-ресурсов для обеспечения донесения информации до различных городских и профессиональных сообществ.
7.4.20. Установка интерактивных стендов с устройствами для заполнения и сбора небольших анкет, установка стендов с генпланом территории для проведения картирования и сбора пожеланий в центрах общественной жизни и местах пребывания большого количества людей.
7.4.21. Установка специальных информационных стендов в местах с большой проходимостью, на территории самого объекта проектирования. Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам проведения общественных обсуждений.
7.5. Механизмы общественного участия.
7.5.1. Обсуждение проектов должно происходить в интерактивном формате с использованием широкого набора инструментов для вовлечения и обеспечения участия и современных групповых методов работы, а также всеми способами, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2014 N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации".
7.5.2. Рекомендуется использовать следующие инструменты: анкетирование, опросы, интервьюирование, картирование, проведение фокус-групп, работа с отдельными группами пользователей, организация проектных семинаров, организация проектных мастерских (воркшопов), проведение общественных обсуждений, проведение дизайн-игр с участием взрослых и детей, организация проектных мастерских со школьниками и студентами, школьные проекты (рисунки, сочинения, пожелания, макеты), проведение оценки эксплуатации территории.
7.5.3. На каждом этапе проектирования необходимо выбирать максимально подходящие для конкретной ситуации механизмы, они должны быть простыми и понятными для всех заинтересованных в проекте сторон.
7.5.4. Для проведения общественных обсуждений рекомендуется выбирать хорошо известные людям общественные и культурные центры (ДК, школы, молодежные и культурные центры), находящиеся в зоне хорошей транспортной доступности, расположенные по соседству с объектом проектирования.
7.5.5. Общественные обсуждения должны проводиться при участии опытного модератора, имеющего нейтральную позицию по отношению ко всем участникам проектного процесса.
7.5.6. По итогам встреч, проектных семинаров, воркшопов, дизайн-игр и любых других форматов общественных обсуждений должен быть сформирован отчет о встрече, а также видеозапись самой встречи и выложены в публичный доступ как на информационных ресурсах проекта, так и на официальном сайте органов местного самоуправления для того, чтобы граждане могли отслеживать процесс развития проекта, а также комментировать и включаться в этот процесс на любом этапе.
7.5.7. Для обеспечения квалифицированного участия необходимо публиковать достоверную и актуальную информацию о проекте, результатах предпроектного исследования, а также сам проект.
7.5.8. Общественный контроль является одним из механизмов общественного участия.
7.5.9. Рекомендуется создавать условия для проведения общественного контроля в области благоустройства, в том числе в рамках организации деятельности общегородских интерактивных порталов в сети "Интернет".
7.5.10. Общественный контроль в области благоустройства вправе осуществлять любые заинтересованные физические и юридические лица, в том числе с использованием технических средств для фото-, видеофиксации, а также общегородских интерактивных порталов в сети "Интернет". Информация о выявленных и зафиксированных в рамках общественного контроля нарушениях в области благоустройства направляется для принятия мер в уполномоченный орган исполнительной власти города и (или) на общегородской интерактивный портал в сети "Интернет".
7.5.11. Общественный контроль в области благоустройства осуществляется с учетом положений законов и иных нормативных правовых актов об обеспечении открытости информации и общественном контроле в области благоустройства, жилищных и коммунальных услуг.
8. Особые требования к доступности городской среды
8.1. При проектировании объектов благоустройства жилой среды, улиц и дорог, объектов культурно-бытового, общественного, промышленного назначения должны быть обеспечены условия доступности для маломобильных групп населения, оснащение этих объектов элементами и техническими средствами, способствующими передвижению маломобильных групп населения в соответствии нормами действующего законодательства.
8.2. Проектирование, строительство, установка технических средств и оборудования, способствующих передвижению маломобильных групп населения, должно осуществляться при новом строительстве заказчиком в соответствии с утвержденной проектной документацией.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.