Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации города
от 14 февраля 2018 г. N 176
Положение
о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (далее - Положение) устанавливает порядок и условия осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - ведомственный контроль) в организациях, подведомственных администрации города Полярные Зори с подведомственной территорией (далее - подведомственные организации).
1.2. Основными задачами ведомственного контроля являются:
1) проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях (далее - проверка);
2) принятие мер по фактам нарушений, выявленных по результатам проведенных проверок.
1.3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
ведомственный контроль - контроль за соблюдением трудового законодательства, осуществляемый в отношении муниципальных учреждений и муниципальных унитарных предприятий уполномоченными органами;
подведомственная организация - муниципальное учреждение или муниципальное унитарное предприятие, находящееся в ведении соответствующего уполномоченного органа;
уполномоченные органы - органы, осуществляющие функции и полномочия учредителей муниципальных учреждений и унитарных предприятий;
уполномоченное должностное лицо - должностное лицо (лица), уполномоченное (уполномоченные) на проведение мероприятий по контролю;
мероприятия по ведомственному контролю - действия уполномоченного должностного лица (лиц) по проведению проверок соблюдения в подведомственных учреждениях и предприятиях трудового законодательства, оформлению результатов проверки и принятию мер по результатам проверки;
проверка - совокупность проводимых уполномоченным органом в отношении подведомственных учреждений и предприятий мероприятий по ведомственному контролю для оценки соответствия осуществляемой ими деятельности требованиям трудового законодательства.
1.4. Уполномоченный орган при осуществлении ведомственного контроля взаимодействует со структурными подразделениями администрации г. Полярные Зори, с государственными органами, в том числе наделенными контрольными или надзорными полномочиями в соответствии с законодательством РФ.
1.5. Уполномоченный орган, осуществляющий ведомственный контроль, может привлекать к проведению проверок муниципальных учреждений и предприятий специалистов администрации города. Участие специалистов необходимо согласовать не позднее 14 рабочих дней до начала проверки.
К проведению проверок при осуществлении ведомственного контроля в случае необходимости могут привлекаться эксперты и экспертные организации на основании распоряжения (приказа) уполномоченного органа, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с проверяемыми подведомственными организациями.
2. Основания, формы проверок и планирование мероприятий по контролю
2.1. Ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется уполномоченными органами и их должностными лицами, определяемыми в соответствии с настоящим Положением.
Уполномоченным органом на осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных администрации города Полярные Зори (далее - администрация города) муниципальных учреждениях и предприятиях, является отдел муниципальной службы и кадров администрации города (далее - отдел).
Уполномоченными должностными лицами на осуществление ведомственного контроля в отношении указанных организаций являются специалисты отдела в соответствии с распоряжением администрации города.
Уполномоченными органами на осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных им муниципальных учреждениях являются органы управления администрации города.
Уполномоченными должностными лицами на осуществление ведомственного контроля в отношении указанных организаций являются специалисты органов управления администрации города в соответствии с локальными нормативными актами.
2.2. Основными направлениями при осуществлении мероприятий ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, являются:
1) социальное партнерство в сфере труда;
2) трудовой договор;
3) рабочее время и время отдыха;
4) оплата и нормирование труда;
5) гарантии и компенсации работникам;
6) трудовой распорядок и дисциплина труда;
7) квалификация работников, аттестация работников, профессиональные стандарты, подготовка и дополнительное профессиональное образование работников;
8) охрана труда;
9) специальная оценка условий труда;
10) материальная ответственность сторон трудового договора;
11) особенности регулирования труда отдельных категорий работников;
12) рассмотрение и разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров.
2.3. Проведение контрольного мероприятия осуществляется с учетом особенностей проверки отдельных вопросов согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Перечень правовых и локальных нормативных актов, документов, запрашиваемых при проведении мероприятий по контролю в подведомственных организациях, установлен в приложении N 2 к настоящему Положению.
Перечисленные выше направления ведомственного контроля и перечень нормативных правовых актов, документов, запрашиваемых при проведении плановой проверки, не являются исчерпывающими и корректируются в зависимости от отраслевой принадлежности подведомственной организации.
2.4. Ведомственный контроль осуществляется посредством проведения плановых и (или) внеплановых проверок, срок которых не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, дополнительных проверочных мероприятий, по решению руководителя уполномоченного органа срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 20 рабочих дней.
2.5. Плановые проверки подведомственных организаций проводятся не реже одного раза в три года на основании ежегодного плана проведения плановых проверок (далее - ежегодный план), утвержденного постановлением администрации города.
2.6. Органы управления администрации города, в ведении которых находятся муниципальные учреждения, в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, готовят предложения и направляют их в отдел муниципальной службы и кадров администрации города для подготовки сводного ежегодного плана проведения проверок.
2.7. Отдел муниципальной службы и кадров администрации города на основании предложений, поступивших от органов управления администрации города, в ведении которых находятся муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, готовит проект ежегодного плана проведения проверок по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению в срок до 10 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок.
2.8. Ежегодный план проведения проверок доводится отделом муниципальной службы и кадров до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органов местного самоуправления www.pz-city.ru в течение 10 дней после утверждения ежегодного плана.
Изменения в План вносятся постановлением администрации города.
2.9. В случае, если до проведения плановой проверки в отношении подведомственной организации была проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, срок проведения плановой проверки подлежит изменению в соответствии с периодичностью, установленной пунктом 2.5. настоящего Положения.
2.10. О проведении плановой проверки подведомственные организации уведомляются не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
2.11. Поводами к проведению внеплановой проверки являются:
1) обращения граждан, работающих или работавших в подведомственной организации, членов их семей и (или) их представителей о нарушениях трудового законодательства, допускаемых в деятельности подведомственной организации;
2) обращения государственных органов, органов местного самоуправления, профессиональных союзов и иных организаций, их должностных лиц о предполагаемых либо выявленных в подведомственных организациях нарушениях трудового законодательства;
3) информация из средств массовой информации о нарушениях требований трудового законодательства, в том числе о задолженности по заработной плате, несоблюдении требований об охране труда, повлекшем возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников в подведомственных организациях;
4) истечение срока представления руководителем подведомственной организации отчета об устранении нарушений, выявленных в ходе осуществления ведомственного контроля.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в уполномоченный орган, не могут служить основанием для проведения внеплановых проверок.
2.12. В течение трех рабочих дней после возникновения поводов, указанных в пункте 2.11., руководитель уполномоченного органа выносит решение о проведении проверки путем издания соответствующего распоряжения (приказа) либо принимает мотивированное решение об отсутствии оснований к проведению проверки.
О принятом решении сообщается заявителям, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 2.11., в установленном законом порядке.
2.13. О проведении внеплановой проверки подведомственная организация уведомляется не менее чем за 24 часа до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения (приказа) уполномоченного органа о проведении проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
3. Порядок проведения проверок
3.1. Проверка проводится на основании распоряжения (приказа) уполномоченного органа должностными лицами, указанными в данном распоряжении (приказе) (далее - должностные лица).
3.2. В распоряжении (приказе) о проведении проверки также указываются:
1) наименование уполномоченного органа, осуществляющего ведомственный контроль;
2) наименование подведомственной организации, в отношении которой проводится проверка, ее юридический и фактический адрес;
3) предмет и цель проверки, вид ее проведения;
4) перечень документов подведомственной организации, предоставление которых необходимо для проведения проверки;
5) даты начала и окончания проведения проверки;
6) иные сведения, которые необходимы для достижения целей проверки.
3.3. Документы, сведения, справки, объяснения и иная информация по вопросам, возникающим в ходе проверки, и относящаяся к предмету проверки, должны быть представлены уполномоченному должностному лицу не позднее трех рабочих дней со дня получения его запроса подведомственной организацией.
4. Оформление результатов проверок
4.1. По результатам проведения мероприятий по контролю должностным лицом (должностными лицами), осуществляющим ведомственный контроль, составляется акт проверки (приложение N 4 к настоящему Положению), в котором указываются:
1) дата и место составления акта проверки;
2) наименование уполномоченного органа, осуществляющего ведомственный контроль;
3) основание проведения проверки (реквизиты ежегодного плана проведения плановых проверок, правового акта уполномоченного органа о проведении проверки);
4) фамилии, имена, отчества и должности лиц, проводивших проверку;
5) сведения о проверенной подведомственной организации (наименование, место нахождения, фамилия, имя и отчество руководителя);
6) даты начала и окончания, место проведения проверки;
7) выявленные нарушения с указанием нормативных правовых актов или иных документов, требования которых были нарушены, предложения по их устранению, сведения о сроке, определяемом для устранения выявленных нарушений. Если в ходе проверки нарушений не выявлено, в акте проверки делается запись об их отсутствии;
8) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя либо уполномоченного им должностного лица подведомственной организации;
9) подписи должностных лиц уполномоченного органа, проводивших проверку.
К акту проверки прилагаются имеющиеся документы, связанные с результатами проверки, или их копии.
4.2. Акт проверки в течение пяти рабочих дней после ее завершения оформляется в двух экземплярах и утверждается руководителем уполномоченного органа. Экземпляр акта вручается руководителю или иному уполномоченному представителю подведомственной организации под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим достоверно установить вручение указанного документа.
При проведении проверки несколькими уполномоченными должностными лицами акт составляет лицо, ответственное за проведение мероприятий по контролю.
В случае отсутствия руководителя подведомственной организации или уполномоченного им должностного лица, а также в случае отказа дать расписку в получении акта проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к первому экземпляру акта проверки, хранящемуся в уполномоченном органе.
4.3. В случае несогласия с актом проверки руководитель подведомственной организации вправе представить в уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней с даты получения акта проверки оформленные в письменной форме возражения в отношении акта проверки в целом или его отдельных положений.
4.4. Возражения, указанные в пункте 4.3., рассматриваются руководителем уполномоченного органа в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
4.5. Руководитель подведомственной организации вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверки в судебном порядке.
4.6. Результаты проверки, содержащие информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
5. Устранение нарушений, выявленных при проведении проверки
5.1. При выявлении нарушений трудового законодательства в подведомственной организации руководитель уполномоченного органа по итогам проверки принимает решение о применении дисциплинарного взыскания к руководителю подведомственной организации, в отношении которой проводилась проверка, а также, при наличии оснований, обращается в правоохранительные органы и (или) иные государственные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
5.2. По результатам проверки руководитель подведомственной организации обязан устранить выявленные нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - выявленные нарушения), в сроки, указанные в акте проверки.
5.3. Отчет о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и их предупреждению в дальнейшей деятельности представляется подведомственной организацией в уполномоченный орган в срок, указанный в акте, оформленном по результатам проведения проверки. К указанному отчету прилагаются копии документов и материалов, подтверждающих устранение нарушений. Уполномоченный орган обязан принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений.
5.4. Повторные проверки подведомственных организаций проводятся в срок не позднее шести месяцев со дня окончания предыдущей проверки в случае, если руководителем подведомственной организации не представлен отчет об устранении ранее выявленных нарушений в срок, указанный в акте, оформленном по результатам проведения проверки, либо не заявлено мотивированное ходатайство о продлении указанного срока.
6. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц органов, осуществляющих ведомственный контроль, в ходе проведения мероприятий по контролю
6.1. Уполномоченное должностное лицо (лица) на осуществление мероприятий по контролю в соответствии с действующим законодательством имеет право:
1) проверять документы, относящиеся к проверке, в целях определения их соответствия трудовому законодательству, их фактическое наличие и правильность применения;
2) беспрепятственно посещать подведомственную организацию при проведении мероприятий по контролю;
3) запрашивать и бесплатно получать от руководителя, работников подведомственной организации документы, сведения, справки, объяснения и иную информацию по вопросам, возникающим в ходе проверки, и относящуюся к предмету проверки.
6.2. При осуществлении мероприятий по контролю уполномоченное должностное лицо самостоятельно определяет необходимость и возможность применения тех или иных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объем выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающий возможность сбора требуемых доказательств.
6.3. Требования уполномоченных лиц, связанные с исполнением ими служебных обязанностей в ходе проведения мероприятий по контролю, являются обязательными для должностных лиц подведомственной организации.
6.4. В случае воспрепятствования руководителем, его заместителем либо иным должностным лицом подведомственной организации проведению мероприятий по контролю уполномоченное должностное лицо обязано составить акт об отказе в проведении мероприятий по контролю либо о непредставлении документов и локальных нормативных актов, необходимых для проведения мероприятий по контролю.
На основании указанного акта руководитель уполномоченного органа, вправе принять решение о применении к руководителю подведомственной организации дисциплинарного взыскания, либо о даче рекомендаций о применении руководителем подведомственной организации дисциплинарной ответственности в отношении виновных должностных лиц подведомственной организации.
6.5. Уполномоченные должностные лица, осуществляющие ведомственный контроль, при проведении мероприятий по контролю обязаны:
1) строго руководствоваться в своей работе Трудовым кодексом РФ, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, законодательством Мурманской области, муниципальными правовыми актами, настоящим Положением;
2) информировать непосредственного руководителя: о выявленных недостатках и нарушениях; о фактах отказа работниками подведомственных организаций в представлении необходимых документов либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению мероприятий по контролю; вносить предложения по устранению выявленных недостатков, нарушений и их последствий;
3) использовать полученные при осуществлении мероприятий по контролю данные только для выполнения порученной работы.
6.6. Уполномоченным должностным лицам органов, осуществляющих ведомственный контроль, при проведении мероприятий по контролю запрещается:
1) вмешиваться в оперативную деятельность подведомственных организаций;
2) знакомить кого-либо с материалами мероприятия по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.
Уполномоченные должностные лица, несут ответственность за допущенные при проведении мероприятий по контролю нарушения законодательства Российской Федерации и Мурманской области.
7. Права и обязанности руководителей подведомственных организаций в ходе проведения мероприятий по контролю
7.1. Руководители подведомственных организаций имеют право:
1) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
2) на ознакомление с промежуточными результатами проверки непосредственно в ходе проведения проверки;
3) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, нарушающих порядок и условия проведения ведомственного контроля, установленного действующим законодательством, руководителю органа, осуществляющего ведомственный контроль.
7.2. Руководители подведомственных организаций обязаны:
1) оказывать лицам, осуществляющим ведомственный контроль, всестороннюю помощь и содействие в проведении проверок;
2) предоставить к проверке все необходимые документы, запрашиваемые уполномоченными лицами, осуществляющими ведомственный контроль, и обеспечить присутствие ответственных должностных лиц;
3) создавать надлежащие условия для работы по проведению проверок, предоставлять необходимые помещения, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности и обеспечение работ по делопроизводству.
7.3. Руководители подведомственных организаций в соответствии с действующим законодательством несут ответственность в случае, если меры по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных должностных лиц не приняты.
7.4. Необоснованный отказ или уклонение должностных лиц подведомственных организаций, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, от своевременного и полного представления необходимой информации и документов для организации и проведения мероприятий по контролю влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.
8. Учет мероприятий по контролю
8.1. Орган, осуществляющий ведомственный контроль, ведет учет проводимых уполномоченными должностными лицами мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций.
8.2. Учет мероприятий по контролю осуществляется путем ведения журнала учета проводимых мероприятий по контролю (приложение N 5), который должен быть прошит, пронумерован и заверен печатью органа, осуществляющего ведомственный контроль.
8.3. Подведомственные организации самостоятельно ведут учет проводимых в отношении них мероприятий по контролю.
В случае отсутствия в подведомственной организации журнала учета проводимых мероприятий по контролю уполномоченным должностным лицом в акте, оформленном по результатам проведения проверки, делается соответствующая запись.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.