Проблема антибиотикорезистентности год от года становится все более актуальной и тревожной.
В лечебных учреждениях большинства регионов мира и России получили распространение нозокомиальные штаммы микроорганизмов, характеризующиеся множественной антибактериальной резистентностью. Мурманская область не стала исключением: в стационарах г. Мурманска и Мурманской области распространены стафилококки, устойчивые к оксациллину (MRSA, MRSE), энтеробактерии, устойчивые к -лактамным антибиотикам в результате продукции -лактамаз расширенного спектра (ESBL). Особенно тревожна ситуация, связанная с распространением в отделениях реанимации Acinetobacter baumannii и Pseudomonas aeruginosa, резистентных к карбапенемам.
В последние годы отмечена устойчивая тенденция к количественному снижению на рынке новых антимикробных препаратов, преодолевающих антибиотикорезистентность.
Остается проблемой достоверность и своевременность выявления и регистрация инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (далее - ИСМП). Показатели заболеваемости, зарегистрированные в эпидбюро ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии по Мурманской области" и годовых отчетах медицинских организаций "Сведения о заболеваемости пациентов и об организации системы профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи", предоставляемых в Министерство здравоохранения Мурманской области, не отражают истинной картины по ИСМП.
В этой связи решение проблемы лечения в стационарах ИСМП, вызванных полирезистентными бактериями, связано в основном не с ожиданием рождения новых антимикробных препаратов, а с разработкой и внедрением решительных и адекватных мер по контролю за ИСМП, с оптимизацией применения антибиотиков.
Во исполнение санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", в соответствии с Российскими национальными рекомендациями "Стратегия и тактика применения антимикробных средств в лечебных учреждениях России" от 2012 года, в рамках реализации мероприятий по снижению смертности от основных причин (пневмоний) приказываю:
1. Председателю комитета по здравоохранению администрации города Мурманска (Л.Н. Кошелева), руководителям медицинских организаций Мурманской области обеспечить:
1.1. Своевременность выявления и достоверность учета случаев ИСМП, в том числе у пациентов, переведенных из других медицинских организаций, в соответствии с перечнем регистрируемых нозологических форм внутрибольничных инфекций (приложение 1).
1.2. Регистрацию ИСМП в "Журнал учета инфекционных заболеваний" (форма N 60/у) и доведение информации до госпитального эпидемиолога (помощника врача-эпидемиолога) учреждения, передачу экстренного извещения в ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Мурманской области" в течение 12 часов с момента выявления ИСМП для своевременного проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий.
1.3. Определение ИСМП (при постановке диагноза) с учетом стандартных определений случаев инфекций в области хирургического вмешательства (ИОХВ), госпитальных инфекций мочевыводящих путей (ИМВП) и нижних дыхательных путей (ИНДП), сведений об инкубационном периоде при ИСМП (приложение 2).
1.4. Микробиологическое обследование пациентов при возникновении или подозрении на ИСМП (приложение 3).
1.5. Разработку и внедрение алгоритмов забора биоматериалов на бактериологические исследования, включающих в себя показания для исследования, необходимое оснащение, сроки отбора проб, эпидемиологически безопасный порядок выполнения манипуляции по отбору проб, требования к транспортировке образцов, сроки получения предварительного и окончательного результатов.
1.6. Забор биологических материалов и их транспортировку в бактериологическую лабораторию в соответствии с разработанными алгоритмами забора биоматериалов на бактериологические исследования.
1.7. Проведение микробиологического мониторинга возбудителей госпитальных инфекций, их резистентности к применяемым антибиотикам, антисептикам и дезинфицирующим средствам.
1.8. Информирование врачей по анализу микробного пейзажа и резистентности на врачебных конференциях.
1.9. Назначение антибиотиков резерва только после согласования с клиническим фармакологом (заместителем главного врача по лечебной работе), реализуя политику "ограничения доступа".
1.10. Консультации клинического фармаколога (или лица, исполняющего его обязанности) в следующих ситуациях:
- регистрация ИСМП;
- неэффективность антимикробной терапии (эмпирической, целенаправленной) первой линии;
- жизнеугрожающие или проблемные для лечения инфекции (тяжелый сепсис, менингит, инфекционный эндокардит, остеомиелит, анбитиотик-ассоциированная клостридиальная диарея и др.);
- выделение у пациентов полирезистентных микроорганизмов;
- необходимость продления сроков антимикробной терапии сверх установленных норм для конкретной нозологии;
- развитие серьезных и нежелательных реакций на антимикробные средства.
1.11. Особое внимание на случаи выделения пациентами метициллин (оксациллин) резистентных стафилококков (MRSA), ванкомицинрезистентных энтерококков (VRE), других полирезистентных штаммов микроорганизмов с целью проведения целенаправленных лечебных, профилактических и противоэпидемических мероприятий.
1.12. Изоляцию в отдельные палаты пациентов с инфекциями любой локализации, вызванными MRSA и VRE независимо от срока их возникновения, проведение им перевязок и других манипуляций в этих палатах, выполняя противоэпидемические мероприятия согласно действующему санитарному законодательству (приложение 4).
1.13. Лабораторный контроль качества заключительной дезинфекции после выписки пациентов с инфекциями, вызванными MRSА и VRE.
1.14. С целью профилактики развития ИВЛ-ассоциированных пневмоний:
1.14.1 при проведении анестезиологических пособий с использованием наркозно-дыхательной аппаратуры и проведении респираторной поддержки аппаратами ИВЛ в палатах реанимации и интенсивной терапии обязательное применение одноразовых бактериально-вирусных фильтров дыхательных контуров у каждого пациента, соблюдение длительности использования указанных фильтров, а также фильтров клапана выдоха/респираторной кассеты в условиях интенсивной терапии у одного пациента (ограничивать сроками, указанными производителем в инструкции по применению фильтра),
1.14.2 для удаления секрета дыхательных путей применение одноразовых закрытых аспирационных систем, соблюдение длительности их использования в условиях интенсивной терапии у одного пациента (ограничивать сроками, указанными производителем в инструкции по применению системы),
1.14.3 для постоянного удаления секрета из надманжеточного пространства использование эндотрахеальных трубок и трахеостомических канюль, конструктивно имеющих специальный канал/порт для надманжеточной аспирации.
1.15. Проведение периоперационной антибиотикопрофилактики (ПАП) при хирургических вмешательствах (приложение 5).
1.16. Контроль за использованием и списанием изделий медицинского назначения однократного применения, в том числе в части обеззараживания (обезвреживания) и утилизации с медицинскими отходами класса Б.
1.17. Учет травм и чрезвычайных ситуаций (порезы, уколы необеззараженными инструментами, попадание крови на видимые слизистые, поврежденные кожные покровы и др.), связанных с профессиональной деятельностью персонала, с указанием проведенных профилактических мероприятий (экстренная профилактика).
1.18. Ежегодный пересмотр формулярного списка антимикробных препаратов по результатам мониторинга возбудителей и антибиотикорезистентности.
1.19. Проведение анализа потребления антибиотиков для совершенствования системы закупок. При увеличении объема потребления проводить выборочный анализ медицинских карт стационарных больных в части рационального применения антимикробных препаратов.
1.20. Контроль отпуска антибиотиков резерва из аптеки, соблюдение политики "ограничения доступа" к ним.
1.21. Анализ ассортиментной и количественной потребности в антибиотиках для периоперационной антибиотикопрофилактики каждого хирургического отделения.
1.22. Формирование формуляров антимикробных препаратов для каждого отделения и медицинской организации в целом, с ежегодным их пересмотром по результатам микробиологического мониторинга.
2. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Ушакову Л.Г.
Министр |
В.Г. Перетрухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Министерства здравоохранения Мурманской области от 2 декабря 2015 г. N 567 "О совершенствовании системы диагностики, лечения и профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в Мурманской области"
Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст приказа официально опубликован не был