Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Мурманской областной Думы
от 24 мая 2018 г. N 1240
Обращение
Мурманской областной Думы к Первому заместителю Председателя Правительства Российской Федерации - Министру финансов Российской Федерации А.Г. Силуанову об урегулировании вопроса обложения страховыми взносами сумм выплат работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов их семей
Мурманская областная Дума обеспокоена ситуацией, сложившейся в регионе в связи с выходом разъяснений Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации по вопросу об уплате страховых взносов с сумм выплат работникам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в виде компенсации стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно членов их семей (далее также - Компенсация).
Согласно письмам от 22.11.2017 N 03-15-07/77488, от 23.03.2018 N 03-15-06/18610, от 02.04.2018 N 03-15-06/21076, от 03.04.2018 N 03-15-06/21534 выплата работнику в виде компенсации его расходов на оплату стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно члена его семьи облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке как выплата, производимая в рамках трудовых отношений.
Данные разъяснения существенно меняют сформировавшуюся многолетнюю правоприменительную практику, при которой суммы Компенсации не облагались страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в соответствии с ранее действовавшим Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.05.2015 N 17-3/10-В-3536.
Обращаем внимание, что нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующие указанные правоотношения, не изменились по сравнению с нормами, ранее закрепленными в Федеральном законе от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования". Пересмотр позиции в связи с изменением подведомственности регулируемого вопроса представляется необоснованным и создает правовую неопределенность в применении законодательных норм.
Более того, вышеуказанные разъяснения Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации противоречат правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 14.05.2013 N 17744/12 по делу N А62-1345/2012: "Сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
В отличие от трудового договора, который в соответствии со статьями 15 и 16 Кодекса регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 Кодекса регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами.
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.".
Мурманская областная Дума обращает внимание, что компенсация стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно предусмотрена федеральным законодателем в связи с проживанием людей в регионе с неблагоприятными природно-климатическими условиями. Так, компенсация предусмотрена как лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, так и неработающим пенсионерам (статья 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"), что свидетельствует о социальном характере данных выплат.
Жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера существенно отличается от проживания людей в средней полосе или на юге страны. Например, в Мурманской области экстремальные природно-климатические условия характеризуются длящейся более 40 дней полярной ночью, долговременным зимним периодом, низкой температурой воздуха, напряженностью геомагнитного поля, выраженными колебаниями атмосферного давления, коротким прохладным летом, что негативно сказывается на здоровье северян. В таких условиях важным становится период летних отпусков, который для целей оздоровления населения, особенно детей и подростков, рекомендуется проводить за пределами региона проживания.
В случае, если Министерством финансов Российской Федерации не будут приняты необходимые меры для возврата ранее сложившейся правоприменительной практики, так называемое "северное удорожание" существенно возрастет, сделав местную продукцию (товары, работы и услуги) еще менее конкурентоспособной, а также увеличит нагрузку на бюджеты, приведет к значительному росту расходов, которые не были предусмотрены при формировании бюджетов всех уровней на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Кроме того, учитывая, с одной стороны, неукоснительность исполнения Федеральной налоговой службой писем Минфина России, а с другой - правовую позицию Высшего Арбитражного Суда, в ряде регионов Российской Федерации в ближайшей перспективе могут возникнуть судебные разбирательства по данному вопросу.
В связи с изложенным депутаты Мурманской областной Думы обращаются с просьбой об урегулировании данного вопроса путем отмены ранее выпущенных разъяснений, либо подготовки соответствующих изменений в налоговое законодательство, либо иным способом в рамках полномочий Министерства финансов Российской Федерации.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Мурманской областной Думы от 24 мая 2018 г. N 1240 "Об обращении Мурманской областной Думы к Первому заместителю... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.