Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния системы управления муниципальными финансами ЗАТО г. Североморск
Бюджетная политика является важнейшей составляющей системы местного самоуправления, направленной на дальнейший рост социального благополучия и качества жизни населения, обеспечение интенсивного развития экономики, повышение ее инновационного наполнения и конкурентоспособности, сохранение долгосрочной сбалансированности бюджетной системы, повышение эффективности управления муниципальными финансами.
На протяжении последних лет в ЗАТО г. Североморск идет планомерный процесс реформирования муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является обеспечение эффективного управления муниципальными финансами.
Проведена серьезная работа по информатизации бюджетного процесса. Использование в работе программных продуктов способствует повышению эффективности управления финансами, качества бюджетного планирования, точности исполнения бюджетной отчетности. С использованием автоматизированных систем реализуются функции по ведению реестра расходных обязательств, обработки операций в процессе казначейского исполнения бюджета по расходам, предварительный контроль за соблюдением бюджетных ограничений в ходе оплаты расходных обязательств, формированию отчета об исполнении бюджета, электронный обмен документами с Управлением Федерального казначейства, главными распорядителями и получателями средств бюджета в процессе исполнения бюджета, составления отчетности.
С 2018 года разрабатывается и утверждается бюджетный прогноз на долгосрочный период.
Современная система управления муниципальными финансами основана:
- на создании целостной системы регулирования бюджетных правоотношений на основе единых принципов бюджетной системы и четким определением особенностей бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
- на совершенствовании прогнозирования доходов бюджета ЗАТО г. Североморск, оптимизации налоговых и неналоговых льгот;
- на рационализации бюджетных расходов, организации бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих и вновь принимаемых расходных обязательств;
- на переходе от годового к долгосрочному планированию;
- на регламентации процедур составления и применения реестров расходных обязательств, осуществлении планирования и расходования бюджетных средств на их основе;
- на создании нормативной правовой базы для развития новых форм оказания муниципальных услуг и реструктуризации бюджетной сети.
Главная цель бюджетной политики ЗАТО г. Североморск - повышение уровня жизни населения за счет обеспечения равного доступа жителей к муниципальным услугам надлежащего качества. При этом главной задачей становится повышение эффективности принятых обязательств и нацеленность бюджета на достижение конкретных результатов.
В условиях предельной ограниченности ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество муниципальных услуг, определенных стандартом. Задача использования бюджетирования, ориентированного на результаты, состоит в оптимизации текущих расходов без нанесения ущерба конечному результату. Для повышения эффективности расходов бюджета в ЗАТО г. Североморск проведен ряд мер по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета, направленных на повышение качества бюджетного процесса.
Проведена работа по внедрению и дальнейшему совершенствованию программно-целевого принципа организации бюджетного процесса, позволившая перейти к программной структуре бюджета. Применение инструментов программного бюджетирования позволило повысить качество бюджетного планирования, обеспечить более четкую взаимосвязь распределения расходов бюджета с результатами от реализации программ, разрабатываемых на основе стратегических целей социально-экономического развития, с учетом приоритетов муниципальной политики, общественной значимости непосредственных и ожидаемых результатов использования бюджетных средств.
В целях проведения эффективной политики в области повышения доходного потенциала бюджета ЗАТО г. Североморск обеспечивается оптимизация существующей системы налоговых льгот. Одним из основных инструментов обеспечения экономической и финансовой стабильности является продуманная и взвешенная долговая политика в городском округе, которая ориентирована на минимизацию долговых обязательств бюджета города и расходов на обслуживание муниципального долга.
В этих целях финансовым органом ежегодно формируется предельный объем муниципального долга, осуществляется привлечение заимствований на конкурсной основе.
Наличие доступной, достоверной, актуальной и полной информации о состоянии общественных финансов (в том числе в части сведений о выявленных нарушениях в финансово-бюджетной сфере) является необходимым условием для обеспечения прозрачности деятельности органов местного самоуправления. Повышение качества и доступности информации о состоянии бюджетной системы повышает доверие общества к политике в сфере управления муниципальными финансами. Для этого в ЗАТО г. Североморск на официальном сайте администрации ЗАТО г. Североморск и Управления финансов администрации ЗАТО г. Североморск в информационных блоках "Бюджет для граждан" и "Бюджетные данные" размещаются решения о бюджете, отчеты об исполнении бюджета, проекты правовых актов органов местного самоуправления, подготовленных Управлением финансов администрации ЗАТО г. Североморск, результаты проведения независимой экспертизы проекта решения о бюджете и отчета об исполнении бюджета, информация о структуре муниципального долга, реестр расходных обязательств ЗАТО г. Североморск, ежемесячно - сведения об исполнении бюджета и другая информация о состоянии муниципальных финансов.
В целях реализации открытости и прозрачности бюджета в соответствии с бюджетным законодательством в ЗАТО г. Североморск проходят публичные слушания по проекту бюджета и отчету о его исполнении. Информация о бюджетном процессе и сведения о муниципальных финансах размещается также в различных средствах массовой информации.
В целях повышения качества планирования и исполнения бюджета, соблюдения требований бюджетного законодательства главными распорядителями средств бюджета, а также стимулирования главных распорядителей средств бюджета к повышению качества управления бюджетными средствами на всех этапах бюджетного процесса, Управлением финансов администрации ЗАТО г. Североморск проводится мониторинг качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств городского округа.
Мониторинг проводится в соответствии с утвержденным постановлением администрации ЗАТО г. Североморск порядком. По результатам оценки качества финансового менеджмента формируется рейтинг главных распорядителей средств бюджета, который размещается на официальном сайте Управления финансов администрации ЗАТО г. Североморск. По оценке качества за 9 месяцев 2018 года средний балл по первой группе главных распорядителей (не имеющие подведомственные учреждения) составил 3,968 при максимальном количестве 5 баллов, по второй группе (имеющие подведомственных учреждений) составил 4,017 при максимальном количестве 5 баллов.
В целях соблюдения экономической обоснованности использования бюджетных средств, соблюдения финансовой дисциплины, а также увеличения экономии бюджетных средств вследствие сокращения неэффективных расходов местного бюджета осуществляется муниципальный внутренний финансовый контроль в бюджетно-финансовой сфере.
Результативность финансового контроля оказывает существенное влияние на качество принятия и исполнения органами исполнительной власти решений в сфере управления муниципальными финансами, а также способствует повышению ответственности, прозрачности и подотчетности их деятельности.
Вместе с тем, несмотря на достигнутые успехи в совершенствовании и развитии бюджетного процесса и управления муниципальными финансами за последние годы, дальнейшее развитие бюджетной сферы по повышению ее эффективности невозможно без принятия действенных мер по устранению недостатков, ограничений и решению ряда проблем.
Ключевыми проблемами в сфере налоговой и бюджетной политики являются:
- сокращение поступлений налоговых и неналоговых доходов;
- низкий уровень администрирования всех доходных источников;
- относительно высокий уровень долговой нагрузки бюджета ЗАТО г. Североморск;
- несовершенство механизма бюджетного планирования.
Учитывая указанные проблемы, а также приоритетные направления государственной политики, определенные в документах стратегического планирования федерального, регионального и муниципального уровня и Указах Президента Российской Федерации для реализации программных мероприятий муниципальной программы необходимо принять следующие меры:
- обеспечивать качественное администрирование всех доходных источников бюджета участниками бюджетного процесса, включая повышение уровня их ответственности за прогнозирование доходов и выполнение в полном объеме утвержденных годовых назначений по доходам бюджета ЗАТО г. Североморск;
- совершенствовать управление муниципальным имуществом с целью увеличения доходов от его использования;
- проводить оценку эффективности предоставленных налоговых льгот по местным налогам в целях их оптимизации и сокращения;
- повышать эффективность механизмов реализации муниципальных программ, их ориентации на достижение стратегических целей социально-экономического развития муниципалитета;
- повышать эффективность системы муниципального финансового контроля;
- повышать эффективность муниципальных заимствований, оптимизировать
структуру муниципального долга;
- поддерживать объем долговых обязательств на экономически безопасном уровне.
Системное объединение мероприятий, направленных на обеспечение эффективного управления в сфере финансов в рамках настоящей муниципальной программы позволит обеспечить планомерность и результативность работы по их решению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.