Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
администрации
ЗАТО г. Североморск
от 29 апреля 2019 г. N 809
Положение
об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности администрации ЗАТО г. Североморск и ее структурных подразделений с правами юридического лица
1. Общие положения
1.1. Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности администрации ЗАТО г. Североморск и ее структурных подразделений с правами юридического лица (далее - Положение) разработано в целях обеспечения соответствия деятельности администрации ЗАТО г. Североморск (далее - Администрация) и ее структурных подразделений с правами юридического лица требованиям антимонопольного законодательства, профилактики нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации и указанных структурных подразделений.
1.2. Для целей Положения используются следующие понятия:
"антимонопольное законодательство" - законодательство, основывающееся на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоящее из Федерального закона "О защите конкуренции", иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, в которых участвуют федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, российские юридические лица и иностранные юридические лица, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели;
"антимонопольный комплаенс" - совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения;
"антимонопольный орган" - федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы;
"доклад об антимонопольном комплаенсе" - документ, содержащий информацию об организации и функционировании антимонопольного комплаенса в Администрации и ее структурных подразделениях с правами юридического лица;
"коллегиальный орган" - совещательный орган, осуществляющий оценку эффективности функционирования антимонопольного комплаенса;
"нарушение антимонопольного законодательства" - недопущение, ограничение, устранение конкуренции;
"риски нарушения антимонопольного законодательства" ( "комплаенс-риски") - сочетание вероятности и последствий наступления неблагоприятных событий в виде ограничения, устранения или недопущения конкуренции;
"уполномоченное подразделение (уполномоченное должностное лицо)" - структурные подразделения (должностные лица) Администрации, осуществляющие внедрение и контроль за исполнением в Администрации антимонопольного комплаенса.
1.3. Цели антимонопольного комплаенса:
а) обеспечение соответствия деятельности Администрации и ее структурных подразделениях с правами юридического лица требованиям антимонопольного законодательства;
б) профилактика нарушения требований антимонопольного законодательства в деятельности Администрации и ее структурных подразделениях с правами юридического лица.
1.4. Задачи антимонопольного комплаенса:
а) выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства;
б) снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) контроль за соответствием деятельности Администрации и ее структурных подразделений с правами юридического лица требованиям антимонопольного законодательства;
г) оценка эффективности функционирования в Администрации и ее структурных подразделениях с правами юридического лица антимонопольного комплаенса.
1.5. Принципы организации антимонопольного комплаенса:
а) заинтересованность руководства Администрации и ее структурных подразделений с правами юридического лица в эффективности антимонопольного комплаенса;
б) регулярность оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства;
в) информационная открытость функционирования антимонопольного комплаенса;
г) непрерывность функционирования антимонопольного комплаенса;
д) совершенствование антимонопольного комплаенса.
2. Организация антимонопольного комплаенса
2.1. Общий контроль организации антимонопольного комплаенса и обеспечения его функционирования осуществляется Главой ЗАТО г. Североморск, который:
а) вводит в действие акт об антимонопольном комплаенсе (настоящее Положение) и вносит в него изменения, принимает иные муниципальные правовые акты Администрации, регламентирующие реализацию антимонопольного комплаенса;
б) применяет предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ответственности за нарушение муниципальными служащими, работниками Администрации антимонопольного комплаенса*(1);
в) рассматривает материалы, отчеты и результаты периодических оценок эффективности функционирования антимонопольного комплаенса и принимает меры, направленные на устранение выявленных недостатков;
г) осуществляет контроль за устранением выявленных недостатков антимонопольного комплаенса;
д) утверждает ключевые показатели эффективности антимонопольного комплаенса;
е) подписывает доклад об антимонопольном комплаенсе, утверждаемый коллегиальным органом.
2.2. Уполномоченными подразделениями Администрации, осуществляющими внедрение и контроль за исполнением в Администрации антимонопольного комплаенса, являются:
2.2.1. Отдел экономического развития Администрации (далее - отдел экономического развития), к компетенции которого относятся:
а) общая координация функционирования антимонопольного комплаенса в Администрации и организация взаимодействия с другими структурными подразделениями Администрации по вопросам, связанным с антимонопольным комплаенсом;
б) выявление рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков), учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков, обобщение соответствующей информации, поступившей от иных структурных подразделений Администрации;
в) обобщение информации, поступившей от иных структурных подразделений Администрации о нормативных правовых актах Администрации, иных документах, в том числе о внутренних документах структурных подразделений с правами юридического лица, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
г) информирование Главы ЗАТО г. Североморск об обстоятельствах и документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
д) подготовка проекта доклада об антимонопольном комплаенсе;
е) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками;
ж) координация взаимодействия с коллегиальным органом, а также обеспечение работы коллегиального органа по вопросам функционирования антимонопольного комплаенса.
2.2.2. Правовой отдел Администрации, к компетенции которого относятся:
а) подготовка и представление Главе ЗАТО г. Североморск проекта акта об антимонопольном комплаенсе (настоящего Положения), проектов правовых актов по внесению в него изменений, подготовка иных муниципальных правовых актов Администрации, регламентирующих процедуры антимонопольного комплаенса;
б) выявление совместно с отделом экономического развития, иными структурными подразделениями Администрации рисков нарушения антимонопольного законодательства (комплаенс-рисков), представление соответствующей информации в отдел экономического развития;
в) направление в отдел экономического развития информации об обстоятельствах и документах, которые могут повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
г) консультирование муниципальных служащих Администрации и ее структурных подразделений с правами юридического лица по вопросам, связанным с соблюдением антимонопольного законодательства и антимонопольным комплаенсом;
д) разработка процедуры проведения проверок, связанных с нарушениями, выявленными в ходе контроля соответствия деятельности муниципальных служащих Администрации требованиям антимонопольного законодательства (далее - проверки в системе антимонопольного комплаенса);
е) инициирование проверок в системе антимонопольного комплаенса, участие в их проведении.
2.2.3. Сектор кадровой работы Администрации, к компетенции которого относятся*(2):
а) выявление конфликта интересов в деятельности муниципальных служащих и структурных подразделений Администрации, разработка предложений по их исключению;
б) организация ознакомления муниципальных служащих и работников Администрации с настоящим Положением;
в) ознакомление граждан Российской Федерации с настоящим Положением при поступлении на муниципальную службу (работу) в Администрацию;
г) организация и проведение совместно с правовым отделом Администрации проверок в системе антимонопольного комплаенса;
д) организация обучения муниципальных служащих Администрации требованиям антимонопольного законодательства и антимонопольного комплаенса.
2.3. Структурные подразделения Администрации с правами юридического лица, отдел архитектуры и градостроительства, отдел муниципальных закупок и услуг, отдел молодежи, физической культуры и спорта в ходе повседневной деятельности в пределах предоставленных полномочий осуществляют исполнение следующих функций:
а) выявление комплаенс-рисков, учет обстоятельств, связанных с комплаенс-рисками, определение вероятности возникновения комплаенс-рисков;
б) выявление правовых актов Администрации по направлениям деятельности (для структурных подразделений с правами юридического лица дополнительно выявление внутренних документов), применение которых может повлечь нарушение антимонопольного законодательства;
в) представление в отдел экономического развития Администрации информации о проведении мероприятий, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта Положения;
г) взаимодействие с антимонопольным органом и организация содействия ему в части, касающейся вопросов, связанных с проводимыми проверками.
2.3. Оценку эффективности организации и функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса осуществляет коллегиальный орган, функции которого возлагаются на Общественный совет при Главе ЗАТО г. Североморск.
2.4. К функциям коллегиального органа относятся:
2.4.1. Рассмотрение и оценка мероприятий Администрации в части, касающейся функционирования антимонопольного комплаенса.
2.4.2. Рассмотрение и утверждение доклада об антимонопольном комплаенсе.
------------------------------------------
*(1) Применение предусмотренных законодательством Российской Федерации мер ответственности за нарушения антимонопольного комплаенса, допущенные муниципальными служащими, работниками структурных подразделений Администрации с правом юридического лица, осуществляется руководителем соответствующего структурного подразделения Администрации
*(2) Реализация мероприятий, предусмотренных пунктом 2.2.3 настоящего Положения, в отношении структурных подразделений Администрации с правами юридического лица, осуществляется соответствующими уполномоченными подразделениями (должностными лицами) соответствующего структурного подразделения Администрации
3. Выявление и оценка рисков нарушения антимонопольного законодательства
3.1. В целях выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства уполномоченными подразделениями и структурными подразделениями Администрации, указанными в пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.3 настоящего Положения, на регулярной основе проводятся:
3.1.1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства в деятельности Администрации и ее структурных подразделений с правами юридического лица (далее - структурные подразделения) за предыдущие 3 года (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.1.2. Анализ нормативных правовых актов Администрации.
3.1.3. Анализ проектов нормативных правовых актов Администрации.
3.1.4. Мониторинг и анализ практики применения Администрацией и ее структурными подразделениями антимонопольного законодательства.
3.1.5. Проведение систематической оценки эффективности разработанных и реализуемых мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
3.2. При проведении анализа выявленных нарушений антимонопольного законодательства:
3.2.1. Структурные подразделения Администрации, указанные в пункте 2.3 настоящего Положения, ежегодно, в 2019 года в срок до 1 июня, в последующие годы в срок до 15 января, направляют в отдел экономического развития информацию о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства по курируемым направлениям деятельности (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел) за предыдущие 3 года.
При наличии выявленных нарушений антимонопольного законодательства в отношении каждого нарушения указывается следующая информация: краткое изложение сути нарушения, норма антимонопольного законодательства, которая была нарушена, последствия нарушения антимонопольного законодательства и результат рассмотрения нарушения антимонопольным органом, сведения о мерах, принятых в целях устранения допущенного нарушения, а также о мерах, направленных на недопущение повторения нарушения в дальнейшей деятельности.
3.2.2. Отдел экономического развития совместно с правовым отделом на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 3.2.1 настоящего Положения, ежегодно, в 2019 года в срок до 1 июля, в последующие годы в срок до 01 февраля, обеспечивает подготовку сводного перечня классифицированных по сферам деятельности Администрации сведений о выявленных за последние 3 года нарушениях антимонопольного законодательства (наличие предостережений, предупреждений, штрафов, жалоб, возбужденных дел).
3.3. При проведении анализа нормативных правовых актов Администрации:
3.3.1. Структурные подразделения Администрации, указанные в пункте 2.3 настоящего Положения, ежегодно, в 2019 года в срок до 1 июня, в последующие годы в срок до 15 января, составляют и направляют в отдел экономического развития информацию по итогам проведенного ими анализа нормативных правовых актов Администрации в курируемых ими направлениях деятельности с точки зрения оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В состав направляемой информации включаются нормативные правовые акты, регулирующие отношения, участниками которых являются или могут являться действующие или потенциальные участники рынка, а также отношения, связанные с предоставлением материальных, имущественных и иных благ и преференций.
3.3.2. Отдел экономического развития совместно с правовым отделом ежегодно, в 2019 года в срок до 01 июля, в последующие годы в срок до 01 февраля, на основе информации, полученной в соответствии с пунктом 3.3.1 настоящего Положения, обеспечивает:
а) подготовку сводного перечня нормативных правовых актов Администрации (далее - перечень актов), имеющих риск нарушения антимонопольного законодательства, с указанием реквизитов и наименования таких нормативных правовых актов, нормы антимонопольного законодательства, которая может иметь риск нарушения, а также вывод о соответствии или несоответствии нормативного правового акта такой норме антимонопольного законодательства;
б) размещение на официальном сайте органов местного самоуправления ЗАТО г. Североморск в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт) перечня актов с приложением к нему текстов таких актов, за исключением актов, содержащих сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне;
в) размещение на официальном сайте уведомления о начале сбора в течение не менее 10 календарных дней замечаний и предложений организаций и граждан по нормативным правовым актам согласно размещенному перечню;
г) осуществление сбора и проведение анализа представленных замечаний и предложений организаций и граждан по нормативным правовым актам согласно размещенному перечню.
3.3.3. Сформированный по результатам анализа и общественного обсуждения перечень актов представляется Главе ЗАТО г. Североморск с обоснованием целесообразности (нецелесообразности) внесения изменений в нормативные правовые акты Администрации.
3.4. При проведении анализа проектов нормативных правовых актов Администрации уполномоченным подразделением, структурным подразделением Администрации из числа указанных в пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.3 настоящего Положения, являющимся разработчиком проекта нормативного правового акта, обеспечивается:
3.4.1. Выявление в проекте нормативного правового акта рисков нарушения антимонопольного законодательства с включением в пояснительную записку к проекту нормативного правового акта оценки соответствия проекта требованиям антимонопольного законодательства.
3.4.2. В течение рабочего дня, соответствующего дню направления проекта нормативного правового акта на согласование, размещение на официальном сайте проекта нормативного правового акта с необходимым обоснованием реализации предлагаемых решений и их соответствия требованиям антимонопольного законодательства и указанием дат начала и окончания приема замечаний и предложений.
Устанавливаемый срок приема замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта не может составлять менее 5 рабочих дней.
3.4.3. Осуществление сбора и проведение оценки поступивших от организаций и граждан замечаний и предложений по проекту нормативного правового акта.
3.5. При проведении мониторинга и анализа практики применения антимонопольного законодательства:
3.5.1. Уполномоченные подразделения и структурные подразделения, указанные в пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.3 настоящего Положения, на постоянной основе осуществляют сбор сведений о правоприменительной практике по курируемому направлению деятельности, в целях формирования карты комплаенс-рисков выявляют риски, присущие деятельности структурного подразделения (риски заключения антиконкурентных соглашений; передачи имущества без торгов или нарушение порядка проведения торгов; неисполнение предупреждения антимонопольного органа; передача функций органов местного самоуправления хозяйствующим субъектам; предоставление преференций в нарушение закона; пролонгация договоров (контрактов) без проведения конкурентных процедур; неосуществление контроля за целевым использование муниципального имущества; публичные заявления, официальные письма должностных лиц, создающие необоснованные конкурентные преимущества на рынке одному из хозяйствующих субъектов и др.).
Указанная информация оформляется в виде справок, которые ежегодно, в 2019 года в срок до 01 июня, в последующие годы в срок до 15 января, направляются структурными подразделениями, указанными в пунктах 2.2.2 и 2.3 настоящего Положения, в отдел экономического развития.
3.5.2. Отдел экономического развития совместно с правовым отделом по итогам сбора информации, предусмотренной пунктом 3.5.1 настоящего Положения, ежегодно, в 2019 года в срок до 01 июля, в последующие годы в срок до 01 февраля, обеспечивает подготовку аналитической справки об изменениях и основных аспектах правоприменительной практики в целях учета при разработке правовых актов и систематизации рисков нарушения антимонопольного законодательства. Выявляемые риски нарушения антимонопольного законодательства распределяются по уровням согласно разделу 7 настоящего Положения, описание рисков производится в порядке убывания уровня рисков, в которое также включается оценка причин и условий (вероятности) возникновения рисков.
В целях визуализации полученных данных отделом экономического развития разрабатывается карта (паспорт) комплаенс-рисков по форме согласно приложению N 2 к настоящему Положению.
3.5.3. При выявлении рисков нарушения антимонопольного законодательства оценка таких рисков проводится с учетом следующих показателей:
а) отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции;
б) выдача антимонопольным органом предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства;
в) возбуждение антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства;
г) привлечение к административной ответственности в виде наложения штрафов на должностных лиц или в виде их дисквалификации.
3.6. Информация о проведении мероприятий, предусмотренных настоящим разделом Положения, включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
4. Мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства
4.1. В целях снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства отделом экономического развития на основании информация о проведении мероприятий, предусмотренных разделом 3 настоящего Положения, в 2019 года в срок до 01 июля, в последующие годы в срок до 01 февраля, разрабатываются мероприятия по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.2. Уполномоченные подразделения, структурные подразделения, указанные в пунктах 2.2.1, 2.2.2 и 2.3 настоящего Положения, на постоянной основе осуществляют мониторинг исполнения мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
4.3. Информация об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
5. Оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса
5.1. В целях оценки эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса устанавливаются ключевые показатели эффективности функционирования антимонопольного комплаенса (далее - ключевые показатели).
Ключевые показатели устанавливаются с учетом методики их расчета, разрабатываемой федеральным антимонопольным органом, и утверждаются постановлением Администрации.
5.2. Отдел экономического развития ежегодно, не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным, проводит оценку достижения ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
5.3. Информация о достижении ключевых показателей эффективности функционирования в Администрации антимонопольного комплаенса включается в доклад об антимонопольном комплаенсе.
6. Доклад об антимонопольном комплаенсе
6.1. Подготовка доклада об антимонопольном комплаенсе осуществляется отделом экономического развития ежегодно в срок не позднее 01 февраля года, следующего за отчетным.
6.2. Доклад об антимонопольном комплаенсе должен содержать информацию:
6.2.1. О результатах проведенной оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.2.2. Об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства.
6.2.3. О достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
6.3. Проект доклада об антимонопольном комплаенсе согласовывается Главой ЗАТО г. Североморск (в его отсутствие - лицом, его замещающим) и не позднее 7 дней со дня его согласования направляется на утверждение коллегиальному органу.
6.4. Коллегиальный орган утверждает доклад об антимонопольном комплаенсе в срок не позднее 01 мая года, следующего за отчетным.
6.5. Доклад об антимонопольном комплаенсе, утвержденный коллегиальным органом, размещается на официальном сайте в течение месяца с даты его утверждения.
7. Уровни рисков нарушения антимонопольного законодательства
Уровень риска |
Описание риска |
|
Низкий уровень |
отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности Администрации по развитию конкуренции; вероятность выдачи Администрации (структурному подразделению Администрации с правами юридического лица) антимонопольным органом предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует |
|
Незначительный уровень |
вероятность выдачи Администрации (структурному подразделению Администрации с правами юридического лица) антимонопольным органом предупреждения |
|
Существенный уровень |
вероятность выдачи Администрации (структурному подразделению Администрации с правами юридического лица) антимонопольным органом предупреждения и возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства |
|
Высокий уровень |
вероятность выдачи Администрации (структурному подразделению Администрации с правами юридического лица) антимонопольным органом предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства и привлечения его к административной ответственности (штраф, дисквалификация) |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.