Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 12
к муниципальной программе "Развитие
образования города Владивостока"
на 2020-2024 годы
Подпрограмма
"Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2020-2024 годы"
27 мая, 30 ноября 2020 г., 1 марта, 22 апреля 2021 г.
Паспорт изменен с 23 апреля 2021 г. - Постановление Администрации г. Владивостока от 22 апреля 2021 г. N 1471
Паспорт подпрограммы "Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2020-2024 годы"
1. Общая характеристика сферы реализации подпрограммы, в том числе основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Главной целью деятельности системы дополнительного образования детей является создание условий для реализации индивидуальных образовательных траекторий, жизненного и профессионального самоопределения, формирования ключевых компетенций, развития разносторонних способностей разных категорий детей.
Дополнительное образование - один из самых ценных ресурсов для человека, дающий возможность его самореализации, и одновременно один из ключевых факторов качества человеческого капитала, которым сегодня определяется и будет определяться впредь конкурентоспособность страны, возможность реагирования на вызовы постиндустриальной эпохи.
Ценность дополнительного образования детей определяется его направленностью на создание условий, благоприятных для получения ребёнком образования по актуальным для него направлениям.
Дополнительное образование становится актуальным и необходимым звеном системы непрерывного образования, направленным на формирование ключевых нравственных ценностей, развитие творческих и интеллектуальных способностей детей, адаптацию их к жизни в обществе, готовность к профессиональному самоопределению.
Пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование выполняет функцию "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, предоставляя альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с особыми образовательными потребностями, дети в трудной жизненной ситуации, одаренные дети.
Сфера дополнительного образования детей обладает значительным ресурсом для формирования мотивации и компетенций для образования в течение всей жизни - модели образования, признаваемого сегодня наиболее эффективной для развития человеческого капитала. Особенность программ дополнительного образования (гибкость, разноуровневость, модульность) для детей становится фактически прототипом программ непрерывного профессионального образования в старших возрастах и фактически готовит к выстраиванию успешных индивидуальных траекторий.
Основной целью развития муниципальной системы дополнительного образования города Владивостока является обеспечение качественного и доступного дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения их потребностей в развитии, личностном самоопределении.
Сегодняшние дети и подростки - это наиболее социально активная часть общества и кадровый потенциал экономики следующих десятилетий. Переход к экономике нового типа, экономике инноваций требует формирования качественно нового типа личности - профессионала, обладающего творческим складом ума, способностью к самообучению, ответственностью, свободой мышления, высокой степенью адаптивности и профессионализмом.
Предпосылки и условия для решения стоящих задач обновления системы образования создают сегодняшний уровень и достигнутые за последние годы результаты в развитии отрасли.
Система дополнительного образования города Владивостока в целом представляет собой:
- образовательное пространство, создающее условия для развития личности с учетом её индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций;
- систему обучения детей, усиливающую функции базового образования, обучение предметам, которые отсутствуют в федеральном государственном образовательном стандарте (хореографическое, музыкальное, художественно-эстетическое, спортивное направления и другие);
- образовательную сферу, гарантирующую охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, обеспечивающую развитие личности с учетом ее индивидуальных особенностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.
Муниципальная система дополнительного образования детей, подведомственная Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока, представлена 13 муниципальными образовательными учреждениями дополнительного образования, реализующими дополнительные общеобразовательные программы художественного, естественнонаучного, технического, физкультурно-спортивного, социально-педагогического, туристско-краеведческого направлений.
12 образовательных учреждений являются многопрофильными, работающими по всем видам деятельности, 1 образовательное учреждение реализует программы физкультурно-спортивной направленности.
По данным мониторинга в 2019 году охват дополнительным образованием детей в возрасте 5-18 лет, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях, составил 78%.
Программы художественного творчества, реализуемые в муниципальных учреждениях дополнительного образования г. Владивостока, охватывают практически все виды деятельности: вокал, народное пение, хореография, театральное творчество, цирковое искусство, фотография, киноискусство, декоративно-прикладное творчество, изобразительное искусство, дизайн.
18 творческих коллективов учреждений дополнительного образования и школ имеют звание "Образцовый коллектив Приморского края", "Заслуженный коллектив Приморского края".
В последние годы отмечается тенденция увеличения количества обучающихся в объединениях технического творчества, но в основном это дети младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний день в 94 детских объединениях (кружках) технической направленности учреждений дополнительного образования занимается 1662 школьника в возрасте от 6 до 17 лет, что составляет 6% от общей численности обучающихся, занимающихся в учреждениях дополнительного образования детей.
В учреждениях дополнительного образования детей города накоплен опыт организации работы по таким видам технического творчества как начальное техническое моделирование, авиамоделирование, судомоделирование, автомоделирование, автодело, радиотехника), учащиеся показывают высокие результаты на соревнованиях различного уровня. Работа в данном направлении не только способствует развитию творческого и инженерного потенциала учащихся, но и помогает им реализоваться в социально-полезной деятельности, определиться со сферой своих интересов и выбрать будущую профессию.
Сегодня перед системой дополнительного образования г. Владивостока стоит задача модернизации и расширения деятельности по развитию техносферы учреждений дополнительного образования, научно-технической и учебно-исследовательской деятельности обучающихся. Одним из путей решения данной задачи должно стать создание и функционирование детского технопарка "Кванториум" на базе МАУ ДО "Владивостокский городской Дворец детского творчества".
Согласно мониторингу за 2018-2019 учебный год в муниципальных учреждениях дополнительного образования занималось 126 детей с ограниченными возможностями здоровья, 18 детей-инвалидов. Для расширения сферы участия детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования необходимо вести работу по созданию в муниципальных учреждениях дополнительного образования безбарьерной среды, реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, организации профессиональной подготовки педагогов для работы с данной категорией детей, в частности, подготовки специалистов по адаптивным физкультурно-спортивным программам.
В системе дополнительного образования города Владивостока успешно применяются современные педагогические технологии: технология сотрудничества, развития творческого мышления, активные методы обучения, с помощью которых происходит выявление и развитие способностей обучающихся, приобщение к творческой деятельности с выходом на конкретный результат (участие в выставках, конкурсах, фестивалях различного уровня, и других мероприятиях).
Количество обучающихся, принимающих участие в школьном этапе всероссийской олимпиады школьников, увеличилось с 12106 чел. в 2015-2016 учебном году до 21889 чел. в 2018-2019 учебном году. Увеличивается и число участников муниципального и регионального этапов всероссийской олимпиады школьников. Так если в 2015-2016 учебном году в региональном этапе приняли участие 150 человек, 57 человек из них стали победителями и призерами, то в 2018-2019 учебном году в региональном этапе участвовало 243 человека, из них 102 стали победителями и призерами.
Количество обучающихся, ставших победителями и призерами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, пока остается на низком уровне: 4 человека в 2015-2016 учебном году, 4 человека в 2017-2018 учебном году, ни одного человека в 2018-2019 учебном году, что свидетельствует о необходимости усиления индивидуальной работы с талантливыми школьниками.
Создана система организации отдыха и оздоровления детей в каникулярное время. Доля детей, охваченных отдыхом и оздоровлением в лагерях с дневным пребыванием детей и профильных лагерях, учащихся, занятых в школьных ремонтных бригадах, составила 26% от общего числа детей школьного возраста до 18 лет включительно. С целью сохранения и укрепления здоровья детей, профилактики противоправных действий необходимо и дальше создавать условия для увеличения охвата детей отдыхом, оздоровлением и занятостью в каникулярное время.
Социально-педагогическое направление представлено объединениями юных журналистов, волонтеров, военно-патриотическими клубами.
В городе Владивостоке существует 4 детских военно-патриотических клуба, в которых занимаются около 500 детей и подростков от 7 до 17 лет. Воспитанники детских военно-патриотических клубов не только изучают основы морских и военных специальностей, но и тесно сотрудничают с Советом ветеранов города и Тихоокеанского флота (далее - ТОФ), воинскими частями и кораблями ТОФ, ведут поисковую работу, помогают семьям воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны и локальных войн, несут "Вахту памяти" у мемориалов и памятников героям-дальневосточникам.
В целом созданная в городе Владивостоке система дополнительного образования позволяет не только качественно организовать досуг ребенка, но и раскрыть его индивидуальные способности.
Вместе с тем новые вызовы времени нацеливают муниципальную систему дополнительного образования города Владивостока на дальнейшее развитие и ставят задачи по решению существующих проблем.
Одной из актуальных проблем остается создание в учреждениях дополнительного образования материально-технической базы, соответствующей представлениям о современных условиях обучения.
При наблюдаемой позитивной тенденции увеличения числа и расширения спектра реализуемых дополнительных общеразвивающих программ состояние программного обеспечения в большинстве учреждений дополнительного образования и школ города Владивостока не в полной мере удовлетворяет современным запросам детей по содержанию, технологичности, соответствию приоритетам социально-экономического развития муниципалитета, региона, профессионально-ориентированным пробам в различных сферах деятельности.
Проблемой остается недостаток программ, направленных на развитие практик социального проектирования, создание центров технического творчества, внедрение современных образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, детей группы риска, одаренных детей.
Развитие информационной среды и цифровых технологий приводят к необходимости расширения спектра дополнительных общеобразовательных программ. Вместе с тем, обновление содержания и технологий организации дополнительного образования происходит медленно. Перед муниципальной системой дополнительного образования города Владивостока стоит задача создания образовательных и развивающих сред, открытых пространств для различных форм активности, клубной деятельности.
В сфере дополнительного образования не внедрены организационно-экономические механизмы субсидирования образовательных услуг, предоставляемых негосударственным сектором.
В целом потенциал системы в настоящий момент используется не в полной мере, что связано с устаревшей учебной и материально-технической базой учреждений; недостаточностью программ дополнительного образования детей нового поколения, направленных на развитие инновационной деятельности, информационных технологий, дефицитом высокопрофессиональных кадров педагогов и менеджеров системы дополнительного образования детей; остаточным принципом финансирования учреждений дополнительного образования детей.
Реализация мероприятий подпрограммы "Развитие системы дополнительного образования" муниципальной программы "Развитие образования города Владивостока" на 2020 - 2024 годы позволит увеличить охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования, расширить доступ к услугам дополнительного образования детей города Владивостока с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья, дети группы риска, одаренные дети), модернизировать содержание и технологии дополнительного образования, сформировать эффективную муниципальную систему поиска и поддержки талантливых детей.
Актуальность подпрограммы заключается в необходимости обеспечить благоприятные условия для создания механизма устойчивого развития муниципальной системы дополнительного образования детей городе Владивостока, обеспечения современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей.
Следует отметить риски, которые могут создать препятствия для достижения заявленной в подпрограмме цели. Выполнение подпрограммы может происходить в условиях проявления различных внешних факторов. Основным внешним фактором, угрожающим реализации подпрограммы, является общее состояние социально-экономического развития города Владивостока, Приморского края и Российской Федерации.
К неблагоприятным факторам, угрожающим надлежащему выполнению мероприятий и достижению цели подпрограммы, можно отнести:
- недостаточное финансирование мероприятий подпрограммы;
- увеличение стоимости оборудования, работ и материалов в связи с изменением экономической ситуации в стране.
Также к основным рискам реализации подпрограммы относятся риски социализации учащихся, вызванные изменениями в области информатизации общества, развивающейся системы коммуникаций, негативных последствий миграционных процессов.
В условиях информационной социализации будут особо актуальными коммуникативная компетентность, развитый социальный и эмоциональный интеллект. В условиях глобальной информатизации молодому человеку будет угрожать информационная перенасыщенность и фрагментарность знания, возрастающая сложность социальной реальности, увеличение в мире процессов неустойчивости и дифференциации.
Следствием феномена информационной социализации может стать обессмысливание реальной жизни, возрастание у подростков чувства тревоги и одиночества. На этом фоне, а также в условиях глобальной информатизации и произошедшего разрыва поколений возникнут серьезные трудности формирования гражданской идентичности личности.
Ограниченность доступных и качественных ресурсов для занятий спортивной, эстетической, туристической и другими видами деятельности может привести к росту асоциальных подростковых групп, в которых будет происходить социализация детей и подростков.
Среди старших школьников увеличится риск распространения националистических настроений, популярности экстремистских идей, освоения под влиянием взрослых негативных стереотипов в отношении представителей других культур.
Все перечисленные риски потребуют значительного усиления мер в направлении духовно-нравственного развития подрастающего поколения, поиска эффективных средств социализации детей и подростков, консолидации усилий органов управления образованием, образовательных учреждений и общественности, родителей в направлении решения указанных проблем.
Финансово-экономические риски связаны прежде всего с риском сокращения ранее выделенного бюджетного финансирования подпрограммы в процессе ее реализации.
Решение о сокращении бюджета подпрограммы, независимо от времени его принятия, может привести к уменьшению эффективности расходов подпрограммы.
В случае выбора решения проблем развития системы дополнительного образования города Владивостока другим методом, не программно-целевым, достижение цели подпрограммы и решения задач будет затруднено.
Таким образом, программно-целевой метод является предпочтительным, исходя из этого, сформирован комплекс мероприятий.
Раздел 2 изменен с 1 декабря 2020 г. - Постановление Администрации г. Владивостока от 30 ноября 2020 г. N 4993
2. Приоритеты муниципальной политики города Владивостока в сфере реализации подпрограммы, цель, задачи подпрограммы
Главные ориентиры для развития системы дополнительного образования определены следующими документами:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
- Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р;
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации 03.04.2012 N Пр-827;
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642;
- Государственная программа Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2020 - 2027 годы, утвержденная постановлением Администрации Приморского края от 16.12.2019 N 848-па.
Приоритетами развития системы дополнительного образования в городе Владивостоке до 2024 года являются:
- выстраивание современной образовательной среды, интегрирующей дошкольное, школьное и дополнительное образование;
- улучшение материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей;
- повышение доступности дополнительного образования и обеспечение его соответствия изменяющимся потребностям населения;
- реализация проектов поддержки научно-технического творчества и изобретательства, популяризация науки и инноваций;
- сохранение приоритета нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и учреждений дополнительного образования детей, реализация современных программ социализации детей в каникулярный период;
- обеспечение перехода к качественно новому уровню индивидуализации образования через развитие дистанционного образования, распространение института наставничества и информационно-консультационных сервисов (навигаторов);
- включение в сферу образовательной политики неформального (вне организаций дополнительного образования детей) и информального образования (сеть Интернет, кино, ТВ), в том числе поддержка медийно-социальных просветительских проектов;
- развитие инфраструктуры сопровождения раннего развития детей (специализированные центры, отделения и программы при учреждениях дошкольного и дополнительного образования), создание современных центров исследовательской, изобретательской, научно-технической и конструкторской деятельности детей и подростков;
- создание конкурентной среды, в том числе за счет стимулирования развития негосударственного сектора услуг дополнительного образования детей;
- эффективное использование потенциала каникулярного времени для образования и социализации детей;
- формирование эффективной муниципальной системы поиска и поддержки талантливых детей;
- развитие практики социального проектирования, добровольческой деятельности несовершеннолетних; расширение практики детского самоуправления;
- создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования здорового образа жизни;
- подготовка квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими технологиями дополнительного образования и социализации детей и подростков.
В соответствии с приоритетами государственной политики в сфере образования в городе Владивостоке целью подпрограммы является обеспечение качественного и доступного дополнительного образования детей для наиболее полного удовлетворения их потребностей в развитии, личностном самоопределении.
Реализация указанной цели возможна через решение следующих задач:
- обновление содержания, повышение качества и доступности дополнительного образования;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию обучающихся, создание условий для формирования духовно-нравственной, социально ответственной и успешной личности с высоким уровнем гражданских компетентностей;
- создание условий для отдыха и занятости детей в каникулярное время.
Результатом реализации подпрограммы будет формирование открытой, саморазвивающейся, информационно и технически оснащенной системы дополнительного образования города Владивостока, способной в полной мере удовлетворять образовательные запросы личности и социума, обеспечивать доступность качественного образования.
Основным ожидаемым социально-экономическим эффектом реализации подпрограммы дол
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.