Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Наименование изменено с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
Приложение
к постановлению Администрации
Приморского края
от 09 апреля 2019 года N 217-па
Региональная адресная программа
"Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2019-2023 годы
31 мая 2019 г., 21 февраля, 2 июня, 10 декабря 2020 г., 12 марта, 30 апреля 2021 г., 28 февраля 2022 г.
Паспорт изменен с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
Паспорт
региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2019-2023 годы
Наименование программы |
региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае" на 2019-2023 годы (далее - региональная программа) |
Уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края, ответственный за реализацию региональной программы, главный распорядитель бюджетных средств |
министерство строительства Приморского края |
Цели региональной программы |
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания аварийного жилищного фонда Приморского края, создание безопасных условий проживания населения Приморского края |
Задачи региональной программы |
обеспечение процесса своевременного замещения выбывающего из эксплуатации жилищного фонда и содействие развитию жилищного строительства |
Участники региональной программы |
Арсеньевский городской округ; Артемовский городской округ; городской округ Большой Камень; Владивостокский городской округ; Дальнегорский городской округ; Дальнереченский городской округ; Лесозаводский городской округ; Находкинский городской округ; Партизанский городской округ; городской округ Спасск-Дальний; Уссурийский городской округ; Кавалеровское городское поселение Кавалеровского муниципального района; Лазовский муниципальный округ; Надеждинский муниципальный район; Партизанский муниципальный район; Пожарский муниципальный район; Приморское городское поселение Хасанского муниципального района; Хасанский муниципальный район; Хорольский муниципальный округ; Сибирцевское городское поселение Черниговского муниципального района; Яковлевский муниципальный район |
Этапы и сроки реализации региональной программы |
региональная программа реализуется в 2019-2023 годах в четыре этапа: первый этап: 1 января 2019 года - 31 декабря 2020 года; второй этап: 1 января 2020 года - 31 декабря 2021 года; третий этап: 1 января 2021 года - 31 декабря 2022 года; четвертый этап: 1 января 2022 года - 31 декабря 2023 года |
Объем и источники финансирования региональной программы |
общий объем финансирования региональной программы составляет 6 882 917 624,17 руб., из них: объем средств краевого бюджета - 1 314 459 830,64 руб.: 2019 года - 82 137 015,61 руб.; 2020 года - 135 197 401,03 руб.; 2021 года - 340 562 090,25 руб.; 2022 года - 756 563 323,75 руб. объем средств бюджетов государственных внебюджетных фондов (государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства) - 5 289 257 201,34 руб., в том числе на реализацию этапов: 2019 года - 503 194 244,99 руб.; 2020 года - 375 387 421,57 руб.; 2021 года - 1 044 538 355,23 руб.; 2022 года - 3 366 137 179,55 руб. прогнозная оценка привлекаемых на реализацию региональной программы средств бюджетов муниципальных образований Приморского края - 279 200 592,19 руб., в том числе на реализацию этапов: 2019 года - 2 113 564,95 руб.; 2020 года - 65 494 169,67 руб.; 2021 года - 57 566 075,62 руб.; 2022 года - 154 026 781,95 руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда с расселением к 31 декабря 2023 года не менее 101,79 тыс. кв. м, переселением не менее 5,78 тыс. человек. |
Раздел I изменен с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
I. Характеристика текущего состояния жилищного фонда на территории Приморского края
Региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Приморском крае на 2019-2023 годы" (далее - региональная программа) разработана в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ), в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Приоритеты государственной политики, в рамках которой реализуется региональная программа: переселение граждан из аварийного жилищного фонда, ликвидация аварийного жилищного фонда.
Цель региональной программы - обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания аварийного жилищного фонда Приморского края, создание безопасных условий проживания населения Приморского края. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующей задачи - обеспечение процесса своевременного замещения выбывающего из эксплуатации жилищного фонда и содействие развитию жилищного строительства.
Обеспеченность населения Приморского края жильем стабильно улучшается (таблица 1). В конце 2017 года число семей, стоящих на учете на улучшение жилищных условий, составило 28357.
Таблица 1
Общая площадь
всего жилищного фонда, приходящаяся в среднем на одного жителя в Приморском крае
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Площадь на конец года; квадратных метров |
21.7 |
22.1 |
22.4 |
22.6 |
22.9 |
Жилищная проблема в Приморском крае является одной из наиболее актуальных социальных проблем и имеет два аспекта:
недостаточные объемы жилищного строительства;
наличие большого количества ветхого и аварийного жилищного фонда.
Объем жилищного фонда Приморского края по состоянию на 31 декабря 2017 года составлял 43830,9 тыс. кв. м, в том числе: ветхого жилищного фонда - общей площадью 562,59 тыс. кв. м, из них в многоквартирных 1707 домах - 337,24 тыс. кв. м, и аварийного жилищного фонда в многоквартирных домах - 398 домов общей площадью 107,2 тыс. кв. м.
В структуре многоквартирного жилищного фонда удельный вес ветхого и аварийного фонда на протяжении 2013-2017 годов составлял от 1,6 до 2,5 % (таблица 2).
Таблица 2
Ветхий и аварийный жилищный фонд
(на конец года; тысяч квадратных метров)
|
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
Общая площадь жилых помещений в многоквартирных жилых домах |
33062,9 |
33308,2 |
33483,9 |
34012,3 |
34215,2 |
Общая площадь жилых помещений в ветхих и аварийных многоквартирных жилых домах |
774,5 |
821,2 |
631,03 |
536 |
532,4 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
ветхие |
522,2 |
511.87 |
518,53 |
368,9 |
337,24 |
аварийные |
252,3 |
309,33 |
112,5 |
167,1 |
195,5 |
Удельный вес ветхого и аварийного фонда в общей площади многоквартирных жилых домов, % |
2,3 |
2,5 |
1,9 |
1,6 |
1,6 |
Для решения вопроса о ликвидации аварийных жилых домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, удовлетворения существующей потребности в переселении граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения жилищный фонд необходимо увеличить на 111,77 тыс. кв. м.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда является полномочием органов местного самоуправления.
Высокая стоимость строительства жилья и постоянный рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке создают для органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и многих жителей Приморского края затруднения для решения проблемы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Раздел II изменен с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
II. Описание мероприятий региональной программы и механизм ее реализации
Мероприятия региональной программы предполагают переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, приведен в приложении N 1 к настоящей региональной программе.
В целях эффективной реализации региональной программы в первый год реализации первого этапа и в связи с ограниченностью срока реализации первого этапа региональной программы (начало реализации мероприятий по переселению после 1 июля 2019 года) критериями очередности участия муниципальных образований Приморского края (далее - муниципальные образования) в реализации региональной программы является готовность муниципальных образований осуществлять мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда посредством "быстрых" способов переселения граждан из аварийного жилищного фонда: переселение в свободный муниципальный жилищный фонд, выкуп жилых помещений, приобретение жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиком (на вторичном рынке).
Критерии очередности участия муниципальных образований в реализации региональной программы во втором и последующем этапах реализации оцениваются исходя из степени готовности муниципального образования к реализации региональной программы (состояние рынка жилья для принятия решения о целесообразности строительства жилых помещений либо приобретения жилых помещений у застройщика или на вторичном рынке жилья; степень готовности земельных участков для строительства жилья, наличие свободного муниципального жилищного фонда, возможность формирования территорий под развитие).
План-график реализации региональной программы, содержащий информацию о механизмах ее реализации, а также промежуточные результаты реализации региональной программы в разбивке по способам переселения и по муниципальным образованиям, планируемые сроки достижения этих промежуточных результатов, приведен в приложении N 5 к настоящей региональной программе.
План-график реализации региональной программы по муниципальным образованиям, избравшим способ реализации строительство многоквартирных домов, приведен в приложении N 5.1 к настоящей региональной программе.
На решение поставленной задачи региональной программы по созданию безопасных условий проживания населения Приморского края ориентированы основные мероприятия:
строительство или приобретение благоустроенных жилых помещений, а также выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - выкупная стоимость) за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета, бюджетов муниципальных образований. Мероприятие осуществляется посредством предоставления из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований субсидий на переселение граждан из аварийных домов в благоустроенные жилые помещения, источником финансового обеспечения которых являются средства государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее соответственно - Фонд, субсидии) и средства краевого бюджета;
переселение граждан из многоквартирных аварийных домов в благоустроенные жилые помещения. Мероприятие осуществляется путем предоставления жилого помещения по договору социального найма и договору мены. Предоставление жилых помещений осуществляется в соответствии со статьями 32, 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В рамках реализация данного направления гражданам, выселяемым из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, предоставляются другие жилые помещения по договорам социального найма (в соответствии со статьями 86 и 89 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственникам жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, признанном таковым до 1 января 2017 года, в связи с изъятием указанных жилых помещений (в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) предоставляется:
1. Гражданам - собственникам жилых помещений, не имеющим иных жилых помещений (на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), предоставленных по договору социального найма либо принадлежащих на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав:
выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством (по согласованию с собственником жилого помещения);
предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения (при наличии в собственности муниципального образования свободных жилых помещений). В случае если жилое помещение, подлежащее расселению, принадлежит гражданам на праве долевой либо совместной собственности, гражданам - собственникам такого жилого помещения, изъявившим желание получить возмещение за изымаемое жилое помещение, сумма выплаты рассчитывается исходя из доли, принадлежащей собственнику такого жилого помещения. Другим собственникам такого жилого помещения, изъявившим желание получить иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, предоставляется жилое помещение, соответствующее по площади ранее занимаемому, но не более той, которая принадлежала таким гражданам на праве долевой либо совместной собственности, и не менее установленной действующими строительными нормами и правилами;
2. Гражданам - собственникам жилых помещений, имеющим иные жилые помещения (на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции), предоставленные по договору социального найма либо принадлежащие на праве собственности, предоставляется право выбора любого из нижеуказанных способов обеспечения их жилищных прав:
выплата денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с действующим законодательством;
предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом предусмотренного денежного возмещения. Разница между суммой денежного возмещения и стоимостью предоставляемого жилого помещения (определяется администрацией муниципального образования) доплачивается гражданином за счет собственных (заемных) средств. В случае если жилое помещение, подлежащее расселению, принадлежит гражданам на праве долевой либо совместной собственности, гражданам - собственникам такого жилого помещения, имеющим иные жилые помещения (доли в иных жилых помещениях), выплачивается возмещение за изымаемое жилое помещение. Сумма выплаты за изымаемое жилое помещение рассчитывается исходя из доли, принадлежащей собственнику такого жилого помещения. Другим собственникам такого жилого помещения, изъявившим желание получить иное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, предоставляется жилое помещение, соответствующее по площади ранее занимаемому, но не более той, которая принадлежала таким гражданам на праве долевой либо совместной собственности, и не менее установленной действующими строительными нормами и правилами;
3. Граждане - собственники жилых помещений, с которыми администрация муниципального образования заключила соглашение о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, могут воспользоваться льготными ипотечным жилищными займами по программе "Доступная ипотека" на однократное приобретение (строительство) жилого помещения (квартиры) в многоквартирном доме на первичном или вторичном рынке жилья на территории Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 30 августа 2018 года N 405-па "Об утверждении Порядка предоставления из краевого бюджета субсидии акционерному обществу "Корпорация развития жилищного строительства" на финансовое обеспечение (возмещение) затрат, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан ипотечных жилищных займов со сниженной процентной ставкой".
При реализации региональной программы муниципальным образованиям Приморского края рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
1. Комфортная квартира.
Переселение граждан может осуществляться с увеличением до 20% площади предоставляемого жилья с учетом нормативных значений и уровня комфорта;
2. Комфортный двор.
Переселение граждан в жилые помещения во вновь построенных многоквартирных домах должно проводиться с учетом создания комфортного внутридворового пространства, обеспеченного элементами благоустройства (детские площадки), стояночными местами, озеленением;
3. Приоритетность первоочередного переселения граждан.
При переселении граждан необходимо учитывать приоритетность переселения граждан старше 70 лет и граждан, относящихся к категории "инвалиды" (жилые помещения для данной категории граждан должны располагаться исключительно на первых или вторых этажах дома).
План реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по способам переселения приведен в приложении N 2 к региональной программе.
План мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, включающий основные показатели региональной программы, приведен в приложении N 3 к настоящей региональной программе.
При осуществлении мероприятия региональной программы по выплате лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной стоимости ее размер определяется в соответствии с требованиями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и утверждается муниципальным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования - участника региональной программы.
Региональная программа в части строительства многоквартирных домов или приобретения жилых помещений реализуется участниками региональной программы путем размещения муниципальных заказов и заключения муниципальных контрактов на строительство многоквартирных домов или приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе строящихся, в порядке, установленном Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
При подготовке документации на проведение закупок в целях реализации региональной программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, участникам региональной программы - муниципальным заказчикам следует руководствоваться рекомендуемым перечнем характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (приложение N 2 к методическим рекомендациям по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденным приказом Минстроя России от 11 ноября 2021 года N 817/пр).
Региональная программа в части переселения граждан из аварийных домов в многоквартирные дома (на 2019 - 2023 годы) осуществляется участниками региональной программы в соответствии с жилищным законодательством и частью 3 статьи 16 Федерального закона N 185-ФЗ путем предоставления благоустроенных жилых помещений.
Расходы участников региональной программы, связанные с изъятием нежилых помещений в аварийных домах в связи с изъятием земельных участков, на которых расположены такие дома, не возмещаются за счет средства краевого бюджета, в том числе поступивших от Фонда.
Региональная программа в части сноса аварийных домов осуществляется участниками региональной программы самостоятельно и за счет средств краевого бюджета, в том числе поступивших от Фонда, не финансируется.
Информация о подготовке и реализации Программы региональной программы представляется собственникам помещений в аварийных многоквартирных домах с использованием всех доступных средств массовой информации, включая:
а) официальные сайты исполнительных и представительных органов государственной власти Приморского края, органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сеть Интернет);
б) официальные печатные издания Приморского края, органов местного самоуправления;
в) печатные издания, имеющие широкое распространение на территории Приморского края, территориях муниципальных образований;
г) сайты в сети Интернет и печатные издания ассоциаций товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов, управляющих организаций;
д) телевидение, радио и иные электронные средства массовой информации.
Органам местного самоуправления рекомендуется организовать на постоянной основе работу справочной службы для разъяснения гражданам целей, условий, критериев и этапов программы переселения, выяснения любых связанных с ее реализацией и возникающих у граждан вопросов по телефону и (или) с использованием почтовых и электронных отправлений.
Раздел III изменен с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
III. Ресурсное обеспечение реализации региональной программы
Источниками финансирования региональной программы являются средства Фонда, средства краевого бюджета и средства бюджетов муниципальных образований Приморского края.
В соответствии с Федеральным законом N 185-ФЗ планируемый объем средств Фонда в 2019-2022 годах рассчитывается исходя из лимитов предоставления субъектам Российской Федерации финансовой поддержки в части средств, предусмотренных на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2019-2022 годах, и из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации, установленной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал текущего календарного года для целей расчета размеров социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета (далее - стоимость одного квадратного метра жилого помещения).
Объем софинансирования за счет средств краевого бюджета и средств бюджетов муниципальных образований Приморского края определяется в долевом соотношении, исходя из площади расселяемых жилых помещений многоквартирных домов, включенных в перечень аварийных многоквартирных домов, и стоимости одного квадратного метра жилого помещения, а также предельных уровней софинансирования расходных обязательств муниципальных образований в соответствии с постановлением Правительства Приморского края от 10 января 2020 года N 6-пп "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований Приморского края".
Средства краевого бюджета, в том числе поступившие от Фонда, предоставляются муниципальным образованиям Приморского края в форме субсидий в порядке согласно приложению N 6 к региональной программе.
Планируемый объем средств на реализацию региональной программы приведен в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года.
Раздел IV изменен с 2 марта 2022 г. - Постановление Правительства Приморского края от 28 февраля 2022 г. N 107-пп
IV. Планируемые показатели выполнения региональной программы
Показатели выполнения региональной программы соответствуют ее приоритетам, целям и задачам.
Показатели выполнения региональной программы предназначены для оценки наиболее существенных результатов реализации региональной программы.
К планируемым показателям выполнения региональной программы отнесены:
количество квадратных метров расселенного аварийного жилищного фонда в Приморском крае, тыс. кв. м;
количество граждан, расселенных из аварийного жилищного фонда в Приморском крае, тыс. чел.
Планируемые показатели выполнения региональной программы приведены в приложении N 4 к настоящей региональной программе.
Реализация региональной программы должна обеспечить к 31 декабря 2022 года устойчивое сокращение непригодного для проживания жилищного фонда не менее 101,79 тыс. кв. м, расселением не менее 5,78 тыс. человек.
Показатели региональной программы на III - VI этапы являются прогнозными.
Раздел V изменен с 27 февраля 2020 г. - Постановление Правительства Приморского края от 21 февраля 2020 г. N 141-пп
V. Порядок проведения мониторинга и контроля за ходом реализации региональной программы и расходования денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий региональной программы
Мониторинг реализации региональной программы осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 185-ФЗ.
Мониторинг реализации региональной программы осуществляется на основе сбора предоставляемой в министерство строительства Приморского края органами местного самоуправления муниципальных образований отчетности о ходе реализации муниципальных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Отчетность формируется в соответствии со сроками, формами и требованиями, устанавливаемыми Порядком проведения мониторинга реализации региональных адресных программ по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, и выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, а также Инструкцией о порядке формирования и представления отчета о расходовании средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, утверждаемыми решениями правления Фонда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.