Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
Дубенского муниципального района Республики Мордовия "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Дубенского муниципального района Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы"
(утв. постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 16 декабря 2015 г. N 725)
1. Паспорт Муниципальной программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Дубенского муниципального района Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы"
Наименование |
Муниципальная программа "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Дубенского муниципального района Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Заказчик |
Администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия |
Разработчик |
Отдел строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия |
Ответственный исполнитель Программы |
Заместитель главы администрации Дубенского муниципального района по строительству, архитектуре и ЖКХ |
Соисполнители Программы |
Финансовое управление администрации Дубенского муниципального района |
Участники Программы |
сельские поселения Дубенского муниципального района |
Цели Программы |
Целями Программы являются - создание условий для приведения жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры Дубенского муниципального района в соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условий проживания; - защита населения и территории Дубенского муниципального района от чрезвычайных ситуаций |
Задачи Программы |
- модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Дубенского муниципального района; - внедрение современных технологий при эксплуатации объектов ЖКХ; - повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; - снижение объемов потерь и количества аварий (инцидентов) при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
1) объем потерь ресурсов в централизованных системах водоснабжения, водоотведения; 2) количество аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов; 3) износ коммунальной инфраструктуры |
Этапы и сроки реализации Программы |
первый этап - 2016 - 2017 годы второй этап - 2018 - 2020 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
общая стоимость мероприятий в 2016 - 2020 годы 103,5 млн. рублей, в том числе средства: федерального бюджета - 0,0 млн. рублей; республиканского бюджета Республики Мордовия - 101,7 млн. рублей; местного бюджета - 1,8 млн. рублей; Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер и подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджетов разных уровней |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) объем потерь коммунальных ресурсов в централизованных системах тепло-, водоснабжения, водоотведения уменьшится к 2020 г. на 9% по сравнению с уровнем 2015 года; 2) количество аварий и инцидентов при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов уменьшится к 2020 г. на 15% по сравнению с уровнем 2015 года; 4) износ коммунальной инфраструктуры к 2020 году составит 45% |
2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Дубенский район расположен в восточной части Мордовии. Занимает площадь 896 км2 (3,4% территории республики). Это один из самых маленьких и компактных районов Республики Мордовия. В состав муниципального образования Дубенский муниципальный район входит 16 сельских поселений и 30 населенных пунктов. Численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2015 года составляет 12 516 человек.
Состояние жилищно-коммунального сектора Дубенского муниципального района характеризуется следующими показателями:
- общая площадь жилищного фонда - 489,5 тыс. м.2, в т. ч. площадь многоквартирных домов - 36,22 тыс. м2 (8,4%); всего 166 МКД, в том числе 140 домов блокированной застройки (средний износ жилого фонда составляет более 40%);
На территории Дубенского муниципального района всего:
- 727,169 км электрических сетей (из них 702,0 км собственность ОАО "МРСК Волги - Мордовэнерго"; 20,673 км обслуживают ООО "Системы жизнеобеспечения";
- 414,611 км газовых сетей (из них 251,514 км собственность ОАО "Мордовгаз"; 163,096 км государственные);
- 63,94 км сетей холодного водоснабжения (таблица 1) из них: 60,591 км находятся в аренде; 10,159 км в хозяйственном введении ООО РЭП "Дубенское".
- 4,184 км канализационных сетей (из них 4,184 км в хозяйственном введении ООО РЭП "Дубенское" (таблица 2)
В настоящее время в Дубенском районе жилищно-коммунальные услуги населению района осуществляет предприятие жилищно-коммунального хозяйства ООО РЭП "Дубенское".
Таблица 1
Характеристика технического состояния водопроводных сетей в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Протяженность водопроводных сетей |
||
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
||
всего |
в % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Ардатовское сельское поселение |
8,98 |
0 |
0 |
Березовское сельское поселение |
8,1 |
6,4 |
80,0 |
Дубенское сельское поселение |
8,5 |
1,6 |
19,0 |
Кабаевское сельское поселение |
7,2 |
0 |
0 |
Красинское сельское поселение |
4,6 |
0 |
0 |
Кочкуровское сельское поселение |
2,5 |
1,55 |
62,0 |
Ломатское сельское поселение |
6,0 |
5,4 |
90,0 |
Николаевское сельское поселение |
7.0 |
0 |
0 |
Петровское сельское поселение |
5,66 |
0 |
0 |
Поводимовское сельское поселение |
5,4 |
2,4 |
44,4 |
Всего: |
63,94 |
17,35 |
|
Таблица 2
Характеристика технического состояния канализационных сетей в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия
Наименование муниципальных образований |
Протяженность канализационных сетей |
||
всего, км |
из них нуждающихся в замене |
||
всего |
в % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
Дубенское сельское поселение |
4,184 |
1,9 |
45,4 |
Всего: |
4,184 |
1,9 |
|
Состояние жилищного фонда, инженерных систем и сооружений, оборудования, машин и механизмов, используемых в процессе производства и поставки жилищно-коммунальных услуг, технологическая отсталость отрасли связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием и проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальные финансовые потребности предприятий и организаций жилищно-коммунального хозяйства в обновлении и развитии основных фондов.
Планово-предупредительный ремонт инженерных систем и сооружений практически был подменен аварийно-восстановительными работами, а комплексный капитальный ремонт жилищного фонда - проведением выборочного капитального ремонта.
В результате накопленного износа растет количество инцидентов и аварий в системах электро-, газо- и водоснабжения, увеличиваются сроки ликвидации аварий и стоимость ремонтов.
Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни граждан и повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках Программы.
В рамках реализации Программы предусматривается выполнить мероприятия по модернизации и реконструкции системы водоснабжения, водоотведения, объектов захоронения и утилизации твердых бытовых отходов.
Использование комплексного подхода к решению этих задач имеет огромное значение для повышения качества жизни и требует программных решений на государственном уровне.
Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Дубенского муниципального района необходимо добиться:
- снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
- обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;
- достижения финансовой устойчивости организаций коммунальной сферы;
- снижения загрязнения окружающей среды путем системного подхода к решению проблемы.
Решение задач предусматривает несколько направлений.
Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда
Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений.
Третьим направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль за объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета.
При использовании программно-целевого метода могут возникнуть следующие риски:
- недостаточное ресурсное обеспечение программных мероприятий;
- недостатки в реализации исполнителями программных мероприятий;
- изменение принципов регулирования межбюджетных отношений в части финансирования мероприятий Программы;
- резкое изменение экологических параметров, влияющих на жилищно-коммунальный комплекс.
Риски, связанные с недостаточным ресурсным обеспечением мероприятий Программы и недостатками в реализации исполнителями мероприятий Программы, могут привести к созданию в рамках Программы не завершенных строительством объектов, невыполнению поставленных ею целей.
Риски, связанные с недостатками в координации действий исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления, могут привести к диспропорциям в ресурсной поддержке реализации мероприятий Программы, их дублированию и снижению эффективности использования бюджетных средств.
Недостаточный мониторинг хода реализации Программы может повлиять на объективность принятия решений при выполнении программных мероприятий, что приведет к отсутствию их привязки к реальной ситуации.
Изменения в отраслевом и региональном законодательстве могут повлечь значительные изменения в структуре и содержании Программы, принципах ее ресурсного обеспечения и механизмах реализации.
3. Основные цели и задачи Программы
Программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства Дубенского муниципального района на 2016 - 2020 годы (далее - Программа) предусматривает:
- обеспечение всеми видами энергоресурсов земельных участков, отведенных под перспективную жилую застройку;
- повышение качества предоставления коммунальных услуг населению района;
- создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры;
- привлечение инвестиционных средств для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов;
- улучшение экологической обстановки района;
- защита населения и территории Дубенского муниципального района от чрезвычайных ситуаций.
Программа направлена на улучшение качества жизни населения Дубенского района путем обеспечения надежного и устойчивого предоставления потребителям коммунальных услуг надлежащего качества, снижения износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизации этих объектов, привлечения внебюджетных средств, в том числе частных инвестиций.
4. Прогноз конечных результатов Программы
Успешная реализация Программы позволит:
- решить стратегическую задачу привлечения частных инвестиций для модернизации и развития жилищно-коммунального комплекса Дубенского района;
- улучшить качество коммунального обслуживания потребителей, проживающих в районе, обеспечить надежность работы инженерно-коммунальных систем жизнеобеспечения, а также обеспечить комфортность и безопасность условий проживания граждан в Дубенском районе;
- повысить эффективность работы организаций коммунального комплекса и снизить затраты на представление коммунальных услуг;
- ликвидировать критический уровень износа основных фондов;
- повысить хозяйственную самостоятельность организаций коммунального хозяйства и их ответственность за качество предоставления услуг населению в Дубенском районе;
- создаст экономический механизм, стимулирующий экономное использование организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги населению района, энергетических и материальных ресурсов.
5. Сроки реализации Программы
Программные мероприятия намечается реализовать в период с 2016 по 2020 год в 2 этапа.
На первом этапе (2016 - 2017 годы) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы:
разработка единых муниципальных баз информационных ресурсов;
заключение концессионных соглашений;
На втором этапе (2018 - 2020 годы) на основании накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы реализации Программы и начинается их широкомасштабное применение.
6. Перечень программных мероприятий
В соответствии с поставленными целями и задачами реализация Программы включает в себя работу по трем направлениям:
- организационные мероприятия;
- технические мероприятия;
- экономические мероприятия;
- технологическое присоединение.
Организационные мероприятия:
- определение схемы организации модернизации коммунальной инфраструктуры;
- разработка единых муниципальных баз информационных ресурсов;
- разработка мероприятий по заключению концессионных соглашений;
- разработка комплекса необходимых мероприятий модернизации коммунальной инфраструктуры на территории района;
- разработка комплектов проектной документации;
- оформление прав муниципальной собственности на объекты коммунального комплекса (регистрация права собственности в установленном порядке на объекты коммунального комплекса, включая проведение дорогостоящих работ по изготовлению технической и кадастровой документации на каждый объект);
В перечень планируемых технических мероприятий Программы включены:
- строительство водонапорных башен, реконструкция водопроводных сетей;
- строительство очистных сооружений канализации в Дубенском сельском поселении;
При модернизации коммунальной инфраструктуры будут использованы следующие технологические решения:
- традиционные решения;
- инновационные решения с использованием современных технологий.
Экономические мероприятия включают в себя совершенствование нормативно-правовой базы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе в сфере имущественных отношений.
Перечень программных мероприятий и объемы их финансирования приведены в приложении 2
7. Правовое регулирование Программы
Правовым обоснованием по разработке Программы "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального хозяйства Дубенского муниципального района Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы" являются:
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
Заказчиком и разработчиком Программы является администрация Дубенского муниципального района.
Текущее управление Программой осуществляет заказчик - администрация Дубенского муниципального района, который выполняет следующие функции:
- осуществляет координацию деятельности по реализации Программы в целом;
- проводит мониторинг реализации мероприятий Программы, оценку их достигнутой эффективности;
- обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Программы;
- организует размещение в сети Интернет текста Программы, нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Программы, информации о ходе реализации Программы.
Ответственным за формирование, реализацию и исполнение основных мероприятий Программы является администрация Дубенского муниципального района.
Предложенная форма организации управления и контроля за ходом выполнения Программы соответствует особенностям реализации ее мероприятий. Содержание системы управления и контроля, осуществляемого государственными заказчиками, способно обеспечить своевременную и полную реализацию мероприятий и проектов Программы.
8. Перечень целевых индикаторов Программы
Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, приведены в таблице 3.
Таблица 3
Целевые индикаторы и показатели Программы
N |
Наименование показателя |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
||||
1 |
Объем потерь коммунальных ресурсов в централизованных системах водоснабжения, водоотведения к уровню 2017 г., в том числе: |
|
||||
|
холодное водоснабжение |
100 |
100 |
98 |
96 |
91 |
2 |
Количество аварий и инцидентов при выработке, транспортировке и распределении коммунального ресурса, % к уровню 2017 г., в том числе: |
|
||||
|
системы централизованного водоснабжения |
100 |
100 |
95 |
90 |
85 |
|
системы водоотведения |
100 |
100 |
95 |
90 |
85 |
3 |
Износ коммунальной инфраструктуры, % |
55 |
53 |
52 |
50 |
45 |
9. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется с 2016 года за счет средств федерального бюджета, республиканского и местного бюджетов. Прогнозируемый объем финансирования Программы на 2016 - 2020 годы составит 103,5 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе средства:
федерального бюджета - 0,0 млн. рублей;
республиканского бюджета Республики Мордовия - 101,7 млн. рублей;
местного бюджета - 1,8 млн. рублей (прогнозный показатель).
Объемы финансирования по годам приведены в приложении 1.
Основным направлением финансирования Программы являются:
- реконструкция и модернизация сетей, оборудования и объектов водоснабжения и водоотведения;
- строительство очистных сооружений.
Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год и плановый период.
Организационные мероприятия в рамках Программы предполагают обеспечение эффективного использования имеющихся бюджетных финансовых ресурсов. Основная часть программных мероприятий должна быть реализована на муниципальном уровне при методическом и техническом содействии на республиканском уровне.
10. Меры регулирования и управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
При реализации настоящей Программы и для достижения поставленных ею целей необходимо учитывать возможные макроэкономические, социальные и прочие риски.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения намеченных мероприятий, принятие оперативных мер по корректировке приоритетных направлений и показателей.
По характеру влияния на ход и конечные результаты реализации Программы существенными являются следующие риски:
- макроэкономические риски связаны с возможностью ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижением темпов роста национальной экономики, уровня инвестиционной активности, высокой инфляцией, кризисом банковской системы. Реализация данных рисков может вызвать необоснованный рост стоимости проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ.
- финансовые риски связаны с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем финансирования, урезанием бюджетных расходов. Реализация данных рисков может повлечь срыв программных мероприятий.
Меры управления рисками реализации Программы основываются на следующем анализе:
- наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы может оказать реализация макроэкономических рисков и связанных с ними финансовых рисков. В рамках Программы возможен лишь оперативный учет последствий их проявления.
Минимизация финансовых рисков возможна на основе:
- регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы;
- своевременной корректировки перечня основных мероприятий и показателей Программы.
Минимизация указанных рисков достигается в ходе регулярного мониторинга и оценки эффективности реализации мероприятий Программы, а также на основе:
- обеспечения эффективной координации деятельности всех заинтересованных организаций, участвующих в реализации программных мероприятий;
- совершенствования межведомственного взаимодействия.
11. Методика оценки эффективности Программы
Качественное улучшение состояния коммунальной инфраструктуры, а также энергетической эффективности и благоустройства многоквартирных домов позволит обеспечивать собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах комфортные условия проживания и предоставлять им коммунальные услуги по доступным ценам.
Модернизация систем коммунальной инфраструктуры, их техническое перевооружение на основе использования энергоэффективных и экологически чистых технологий приведет к повышению надежности и эффективности производства и поставки коммунальных ресурсов.
Эффективность расходования бюджетных средств будет определяться исходя из соответствия реализуемых в рамках Программы проектов целям и задачам Программы на основе количественных и качественных индикаторов
Поддержка государством инвестиционных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры.
Успешная реализация Программы позволит:
- стабилизировать до 2015 года финансовое положение предприятий жилищно-коммунального комплекса;
снизить уровень износа основных фондов жилищно-коммунального комплекса до 45%
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.