Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Сфера культуры.
Ключевым направлением культурной политики государства остается сохранение единого культурно-информационного пространства, повышение уровня доступности культурных благ для всех категорий населения, сокращение территориальной дифференциации в обеспечении продуктами культурной деятельности.
Цель в сфере развития культуры - это развитие культурного и духовно-нравственного потенциала Дубенского муниципального района. Речь, идет о сохранении и развитии традиционной народной культуры, сохранении и использовании объектов культурного наследия всех эпох (памятников истории и культуры).
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения в сфере культуры относит:
- организацию библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности муниципального образования, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории региона.
Дубенский район - один из исторических и культурных районов Республики Мордовия. В сфере культуры на территории района действуют 18 юридических лиц:
13 МБУК "Дом досуга и творчества", 2 МБУК "Культурно-досуговых центра", в структурные подразделения которых входят 18 сельских библиотек и 19 сельских клубов; Центральная районная библиотека, структурное подразделение 1 детская библиотека, районный Дом культуры и 1 агиткультбригада; МБОУДОД "Детская школа искусств".
В учреждениях культуры -90 клубных формирования, 1 коллектив имеет звание "Народный". Учредителем учреждений культурно-досугового типа являются администрации сельских поселений.
Разработка данной муниципальной Программы объективна, поскольку сельские учреждения культуры остались единственными многофункциональными культурно-досуговыми учреждениями на селе, влияющими на все сферы государственного и общественного бытия, сохранение нравственных ориентиров личности.
В последние годы в сфере культуры заметен рост интереса населения района к различным видам исполнительского и изобразительного искусства, повысилось качество предоставляемых услуг. Проводятся районные фестивали и творческие конкурсы. Коллективы художественной самодеятельности достойно представляют искусство района, республики на проводимых республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, фестивалях - конкурсах.
Большой вклад в культурную жизнь района вносят муниципальные бюджетные учреждения:районный Дом культуры, Центральная районная библиотека, Детская школа искусств.
Созданы возможности для более широкого приобщения к искусству сельского населения через организацию выездных мероприятий центральных учреждений района.
В Дубенском муниципальном районе сложилась система традиционных творческих акций по жанрам любительского искусства. Проводятся районные, республиканские праздники, фестивали, смотры, конкурсы и выставки.
Произошли изменения в технологии обслуживания читателей, ресурсной и материально-технической базе библиотек. Внедряются технологии корпоративной каталогизации, оцифровка печатных документов.
В то же время задачи, стоящие перед учреждениями культуры и искусства, не решаются в полном объеме. В настоящее время наиболее значимыми проблемами в сфере культуры Дубенского муниципального района являются:
- недостаточное финансирование по укреплению материально-технической базы учреждений культуры, которое увеличивает разрыв между культурными потребностями населения района и возможностями их удовлетворения.
- увеличение расходов, связанных с гастрольной деятельностью, при недостаточном финансировании зачастую делает невозможным выезд творческих коллективов на гастроли за пределы района.
- сохраняется несоответствие технического оснащения муниципальных культурно-досуговых учреждений современным требованиям, недостаток финансовых средств на обновление сценических костюмов, музыкальных инструментов.
- вызывает большую тревогу низкая модернизация библиотек, сокращение в библиотеках Дубенского района книжных фондов, их ветшание.
- качественному библиотечному обслуживанию населения препятствуют несоответствие между объемами, значимостью выполняемой библиотеками работы и их ресурсным обеспечением, недостаточная государственная поддержка их развития, неудовлетворительное состояние материально-технической базы библиотек, особенно в сельской местности.
- отсутствие должного финансирования библиотек влияет на организацию хранения больших массивов документов, тормозит переход на новые технологии, организацию современного библиотечного дизайна, приобретение новых технических средств и оборудования.
- существует проблема старения педагогических кадров центральных учреждений культуры, клубных учреждений и библиотек, несовершенство нормативно-правового обеспечения. Требуется дальнейшее совершенствование системы обновления творческого потенциала посредством выявления и поддержки молодых дарований. Низкая заработная плата, слабая социальная защищенность выпускников, отсутствие законодательной базы закрепления студентов, обучающихся на бюджетной основе, за определенным местом работы приводят к утрате молодых кадровых ресурсов.
Желающих участвовать в творческом процессе по удовлетворению своих духовных потребностей становится все больше, поэтому крайне необходим капитальный ремонт здания МБУК "Кабаевский культурно-досуговый центр", ремонт здания "Дом досуга и творчества" Кочкуровского сельского поселения, Чиндяновского сельского поселения, строительство новых зданий "Дом досуга и творчества" Ардатовского сельского поселения, Красинского сельского поселения.
Исходя из реальной социально-экономической ситуации решение задач культурной политики на селе возможности только программными методами.
Реализация муниципальной Программы позволит активизировать творческую деятельность профессиональных и самодеятельных художественных коллективов Дубенского муниципального района.
Муниципальная Программа направлена на интеграцию усилий следующих субъектов деятельности в сфере культуры Дубенского муниципального района: МБУК "Дубенский РДК" Дубенского муниципального района, МБУДОД "Дубенская ДШИ", муниципальных учреждений культуры Дубенского муниципального района, как основных потребителей услуг в сфере культуры, общественных организаций, творческих объединений.
Тесная взаимосвязь процессов, происходящих в сфере культуры в Дубенском муниципальном районе, с процессами, происходящими в обществе, делают использование программно-целевого метода для решения проблем отрасли культуры Дубенского муниципального района необходимым условием ее дальнейшего развития.
В результате реализации муниципальной Программы востребованность услуг в сфере культуры будет возрастать, продолжится формирование культурных запросов населения Дубенского муниципального района, приобщение его к ценностям отечественной и мировой культуры, возрождение и развитие профессионального искусства и народного творчества.
Использование программно-целевого метода дает возможность последовательно осуществлять меры по сохранению и развитию базовых направлений в сфере культуры, что в целом приводит к повышению уровня и качества жизни населения.
Отказ от применения программно-целевого метода может привести к негативным последствиям, например, к невозможности проведения единой государственной политики в сфере культуры Дубенского муниципального района. К наиболее серьезным рискам можно отнести:
- потерю части объектов культуры вследствие опережения темпов их износа по отношению к темпам их восстановления и консервации;
- не проведение мероприятий по инвентаризации и паспортизации объектов культурного наследия;
- снижение библиотечного обслуживания населения Дубенского муниципального района, эффективности деятельности культурно-досуговых учреждений, а также творческих коллективов;
- потерю квалифицированных кадров в отрасли культуры Дубенского муниципального района;
- уменьшение количества объектов культуры Дубенского муниципального района, отвечающих современным требованиям;
- нарушение единого информационного и культурного пространства на территории муниципального района;
- нарушение принципа равного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп населения Дубенского муниципального района.
Мероприятия муниципальной Программы направлены на оптимизацию расходования бюджетных средств, сосредоточении ресурсов на решении приоритетных задач, ориентацию деятельности на достижение общественно значимых результатов. Поддержание стабильности и устойчивого развития сферы культуры является фундаментальным условием социальной безопасности и комфортности проживания. Приоритетное развитие культуры будет утверждаться не только традиционным бюджетным финансированием, но и новыми формами бюджетного финансирования (субсидии для выполнения муниципального задания), а также поощрением благотворительности и меценатства в сфере культуры, развитием платных услуг.
В настоящее время на территории Дубенского района на государственной охране состоит 37 объектов культурного наследия, из них 2 - памятники архитектуры и градостроительства, 10 - памятники археологии, 19 - памятники истории, 6 - памятники искусства. Следует отметить, что большая часть объектов культурного наследия находится в неудовлетворительном состоянии. Более того, современные объемы выполняемых реставрационных работ не отвечают в полной мере потребностям, необходимым для ликвидации ущерба, наносимого объектам культурного наследия природно-климатическими и антропогенными воздействиями.
В число основных факторов экологического риска по объектам культурного наследия, к которым относятся естественные и антропогенно-обусловленные воздействия на памятники истории и культуры, входят подтопление территорий, эрозия почв, загрязнение среды, зарастание лесами, вибрация, нерегламентированная застройка и визуальное нарушение ландшафтов.
Основными проблемами сохранения, эффективного использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия являются следующие:
- недостаточная изученность объектов культурного наследия на территории района, отсутствие полного объема достоверной информации, необходимой для организации эффективной системы их государственного учета и контроля;
- высокая степень амортизации и физической изношенности значительного количества объектов культурного наследия, создающих угрозу их полной физической утраты;
- недостаточность объема финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия, прежде всего их консервации, ремонта и реставрации, по сравнению с количеством объектов, находящихся в неудовлетворительном состоянии;
- слабая вовлеченность объектов культурного наследия в индустрию туризма, в том числе культурно-познавательного, а также в инфраструктуру социально-бытового обслуживания населения Дубенского муниципального района и его гостей, что не приносит экономического эффекта от финансирования сохранения объектов культурного наследия;
- низкий уровень популяризации объектов культурного наследия как внутри района, так и за его пределами;
- недостаточное количество познавательных и образовательных программ, посвященных культурному наследию района;
- низкий уровень воспитания уважительного отношения к культурному наследию у населения района.
Сложность вышеуказанных проблем охраны, сохранения и популяризации объектов культурного наследия указывает на необходимость их решения программно-целевым методом, позволяющим системно подойти к созданию условий их полноценного и рационального использования, развития и успешной интеграции в социально-экономическую и культурную жизнь Дубенского муниципального района.
В этой связи реализация муниципальной Программы является необходимым инструментом определения общих подходов к выработке эффективных мер по обеспечению реализации полномочий органов местного самоуправления в Дубенском районе в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.