Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Улучшение качества и доступности государственных и муниципальных услуг является одним из приоритетных направлений реформирования системы государственного управления, определенных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1376 "Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
Механизм повышения качества и доступности услуг носит комплексный характер и затрагивает различные аспекты государственного и муниципального управления. Среди них наибольшую актуальность на данном этапе имеют:
- развитие многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в рамках концепции "шаговой доступности";
- развитие принципа экстерриториальности;
- организация и развитие электронного документооборота, межведомственного взаимодействия и системы предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде;
- повышение информированности потребителей государственных и муниципальных услуг о порядке, способах и условиях их получения;
- повышение качества, доступности и прозрачности государственных и муниципальных услуг и постоянное упрощение процедур для граждан и организаций;
- повышение доверия граждан к органам власти.
- расширение перечня государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна".
Основным инструментом обеспечения повышения качества предоставления услуг гражданам и организациям Инсарского муниципального района является многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее МФЦ). Деятельность МФЦ основана на современных технологиях управления, обеспечивающих эффективное межведомственное взаимодействие и постоянный контакт с заявителем. Работа МФЦ организуется в соответствии с утвержденными административными регламентами предоставления услуг, что позволяет оптимизировать каждую процедуру при оказании услуги, определить ответственных и максимально ограничить контакты заявителей с представителями органов власти, снижая тем самым коррупционный потенциал.
Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется по принципу "одного окна", путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги.
С момента создания МБУ Инсарского муниципального района "МФЦ" проведена масштабная работа по реализации политики администрации района, проводимой в части улучшения качества предоставления государственных и муниципальных услуг, повышения комфортности их предоставления, внедрения новых механизмов предоставления услуг, а именно:
- разработаны и утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг (функций);
-разработаны и утверждены перечни государственных и муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу "одного окна" на базе многофункционального центра;
- взаимодействие с органами, предоставляющими государственные/муниципальные услуги, осуществляется без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашениями о взаимодействии;
- имеется информационная система, позволяющая осуществлять межведомственные запросы;
-проведены работы по защите рабочих мест от несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и обеспечению защиты каналов передачи данных, в соответствии с Федеральным законом N 152-ФЗ "О персональных данных";
- подготовлены сотрудники, которые являются универсальными специалистами, компетентными в предоставлении услуг по всем сферам деятельности МФЦ;
- проведены мероприятия по техническому оснащению помещения МФЦ системами обеспечения жизнедеятельности и безопасности (оснащение, развертывание и введение в эксплуатацию охранной сигнализации, видеонаблюдения, пожарной сигнализации, пожаротушения, кондиционирования воздуха);
- обеспечено право заявителя на предварительную запись любым для него удобным способом: путем личного обращения, записи по телефону, через электронную почту;
- в помещении МФЦ оборудован информационный киоск, в котором установлен компьютер, обеспечивающий доступ заявителей к Единому порталу государственных и муниципальных услуг, к региональному порталу государственных и муниципальных услуг для получения услуг в электронном виде.
На сегодняшний день основным препятствием для перехода к оказанию всех услуг по принципу "одного окна" является отсутствие механизма межведомственного взаимодействия, создание которого требует решения вопросов как нормативного, так организационного и технологического характера. Это касается предоставления услуг не только на базе МФЦ, но и непосредственно исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Другая ключевая мера, направленная на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, - обеспечение возможности предоставления услуг в электронном виде.
Несмотря на продвижение в данном направлении, проблемы модернизации системы управления услугами по-прежнему сохраняются и в основном вызваны инертностью сформировавшейся системы.
Не менее остро стоит проблема оптимизации предоставления государственных (муниципальных) функций, оказываемых исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления. В этой части требуется обеспечить контроль за исполнением утвержденных административных регламентов, их соответствие действующему законодательству Российской Федерации, Республики Мордовия.
Одним из основных недостатков сложившейся системы управления предоставлением услуг является отсутствие полноценной системы мониторинга качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Задача повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг не может носить единовременный характер. В связи с этим потребуется внедрить систему мониторинга качества услуг - механизма, который позволит на постоянной основе проводить оценку уровня удовлетворенности получателей услуг, уровня качества предоставления услуг, выявлять сложившие недостатки предоставления услуг и предпринимать меры, направленные на повышение качества предоставления услуг.
Принятие решений о совершенствовании процедур предоставления услуг должно наиболее полно удовлетворять потребностям непосредственных получателей услуг.
В основу системы мониторинга качества услуг необходимо заложить такой инструментарий, как анкетирование получателей услуг на постоянной основе, проведение сравнительного анализа практики предоставления услуг в Инсарском муниципальном районе по отношению к иным муниципальным районам Республики Мордовия, анализ жалоб и обращений граждан и организаций по вопросам предоставления услуг.
Решение рассмотренных проблем представляется целесообразным с использованием программно-целевого метода.
В основу Программы заложена целостная модель формирования системы качественного предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнения государственных и муниципальных функций на территории Инсарского муниципального района, включающая мероприятия по финансовому, материально-техническому, методическому и организационно-правовому обеспечению процесса повышения качества услуг и снижения административных барьеров.
Применение программно-целевого метода позволит:
- определить приоритетность мероприятий, очередность и сроки их реализации, исходя из их социальной и экономической целесообразности, а также с учетом возможности финансирования из бюджетов различного уровня;
- увязать имеющиеся и планируемые финансовые ресурсы с разрабатываемыми комплексами мероприятий по направлениям Программы;
- обеспечить интеграцию мероприятий, носящих различный характер (научно-исследовательский, организационно-хозяйственный), в общий процесс достижения конечных целей, предусмотренных Программой;
- создать условия для оперативного и результативного управления рисками.
Программа должна создать благоприятные условия для успешного функционирования и развития МБУ Инсарского муниципального района "МФЦ", наиболее полного и рационального использования кадрового потенциала и материально-технических возможностей, направленных на повышение качества предоставляемых услуг населению
В рамках программы предусмотрен механизм управления программой, включающий:
1. Создание единой системы мониторинга информации об уровне предоставления государственных и муниципальных услуг.
2. Оценка воздействия реализуемых мероприятий на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.
3. Детальное календарное планирование (с учетом зависимости между выполняемыми различными участниками видами деятельности), сопоставление альтернативных вариантов достижения желаемых результатов, оценка и управление рисками, принятие мер по повышению качества исполнения подпрограммы.
4. Постоянный аудит результатов отдельных мероприятий подпрограммы.
Основными внешними рисками, влияющими на достижение поставленных целей, могут быть:
1. Нарушение плановых сроков реализации мероприятий подпрограммы из-за невыполнения исполнителями обязательств по муниципальным контрактам.
Для минимизации данного риска предполагается проводить такие мероприятия, как:
назначение должностных лиц, ответственных за реализацию мероприятий подпрограммы;
принятие подробного плана мероприятий по реализации каждого проекта.
2. Нерегламентированные затруднения и сбои при реализации процедур государственными (муниципальными) служащими. Корректировка устоявшихся административных процессов может привести к нарушениям в исполнении новых административных процедур.
Для минимизации данного риска планируется реализовывать следующие мероприятия:
проведение обучения специалистов, осуществляющих предоставление государственных и муниципальных услуг;
оперативное внесение изменений в регламенты подготовки и выдачи документов, принятие организационно-технических мер;
изменение системы премирования государственных (муниципальных) служащих, в зависимости от результатов исполнения требований к предоставлению государственных (муниципальных) услуг.
3. Недофинансирование мероприятий подпрограммы.
Таким образом, проблема качества предоставления государственных и муниципальных услуг достаточно актуальна и на данном этапе стоит задача сделать механизм оказания государственных и муниципальных услуг как можно более "прозрачным" и открытым, а отношения граждан с многочисленными ведомствами - максимально простыми и доступными. Реализация мероприятий данной Программы - один из шагов в этом направлении.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.