Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубёнском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы"
(утв. Постановлением администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 12 января 2016 г. N 5)
Паспорт
Муниципальной программы "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубёнском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы"
Наименование |
Муниципальная программа "Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубёнском муниципальном районе на 2016 - 2020 годы" (далее - Муниципальная программа) |
Заказчик |
Администрация Дубенского муниципального района Республики Мордовия |
Разработчик |
Управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального район |
Ответственный исполнитель |
Администрация Дубенского муниципального района |
Соисполнители программы |
Управления по социальной работе администрации Дубенского муниципального район; Государственное казенное учреждение "Социальная защита населения по Дубенскому району Республики Мордовия" (по согласованию); Государственное казенное учреждение "Центр занятости населения Дубенского района" (по согласованию); отделения полиции N 17 ММОМВД России "Чамзинский" (по согласованию). |
Участники программы |
Учреждения культуры администрации Дубенского муниципального района, учреждения культуры; Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорту администрации Дубенского муниципального района; Отел образования, управление по социальной работе администрации Дубенского муниципального района; Образовательные организации Дубенского муниципального района. |
Цели программы |
Упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории Дубенского муниципального района; гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Дубенский муниципальный район; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии. |
Задачи программы |
Совершенствование системы управления и координации органов местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации государственной национальной политики в Дубенском муниципальном районе; сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов, проживающих на территории Дубенского муниципального района, на основе идей межэтнического и межконфессионального согласия; совершенствование механизмов интеграции внутренних и внешних этнических мигрантов в культурное пространство Дубенского муниципального района. |
Целевые индикаторы и показатели программы |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений -%; уровень толерантного отношения к представителям другой национальности -%; численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия -чел.; количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в Дубенском муниципальном районе, направленных на гармонизацию межнациональных отношений за весь период реализации программы. |
Этапы и сроки реализации программы |
Муниципальная программа реализуется в период с 2016 по 2020 год без разбивки на этапы. |
Объемы бюджетных ассигнований программы |
Общий объем финансирования программы - 550 тыс. рублей, из средств бюджета Дубенского муниципального района: 2016 год - 100 тыс. рублей; 2017 год -105 тыс. рублей; 2018 год - 110 тыс. рублей; 2019 год - 115 тыс. рублей; 2020 год - 120 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы |
В результате реализации Программы ожидается: распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации; формирование общероссийской гражданской идентичности населения района вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности; повышение уровня этнокультурной компетентности муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.; реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов; содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное сообщество. |
1. Общая характеристика сферы реализации районной муниципальной программы, основные проблемы и прогноз развития на период до 2020 года с учетом программно-целевого метода регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубенском муниципальном районе
Районная муниципальная программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718 "О федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)" с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. N 234 "О разработке и реализации государственных программ Республики Мордовия".
Главными приоритетами районной муниципальной программы являются упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории Дубенского муниципального района; гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Дубенский район; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.
Районная муниципальная программа определяет цели, задачи и направления развития национальной политики в Дубенском муниципальном районе, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности, направлена на развитие гармоничных отношений между представителями различных национальностей и конфессий, проживающими на территории Дубенского муниципального района.
Настоящая районная муниципальная программа представляет собой систему целей, задач, основных направлений и механизмов реализации органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями современных приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации, Республики Мордовия в Дубенском муниципальном районе.
В настоящее время в Дубенском муниципальном районе сохраняется в целом благоприятный климат межнациональных и межконфессиональных отношений между народами, исторически проживающими на этой территории. Этому способствует проведение в районе большой работы по изучению и пропаганде исторического наследия мордовского, русского и других народов, населяющих район, их приобщению к собственным национально-культурным традициям, созданию атмосферы диалога культур, толерантности, расширению диапазона межнационального и межрегионального сотрудничества, направленных на формирование общероссийской гражданской идентичности.
На консолидацию многонационального сообщества Дубенского муниципального района Республики Мордовия направлена деятельность управлений, отделов администрации района, Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Главе администрации Дубенского муниципального района, межведомственной комиссии по профилактике правонарушений в Дубенском муниципальном районе, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Органами местного самоуправления района ведется активная работа по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в районе, а также по этнокультурному развитию народов, проживающих на его территории.
В процессах консолидации многонационального общества и повышения национального самосознания важную роль играют народные праздники и традиции, которые нацелены на сохранение, возрождение и дальнейшее развитие национальных традиций и фольклора народов, населяющих муниципальный район. К их числу относятся: "Раськень озкс", "Велень озкс", Инициация и проведение подобных мероприятий формируют имидж района, республики как региона, в котором сохраняется прочный гражданский мир, взаимопонимание и согласие между народами, создаются благоприятные условия для сохранения культурного многообразия.
С целью увеличения миграционного притока населения в Дубенский муниципальный район Республики Мордовия, район опирается на разработанную Программу Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 3 ноября 2011 г. N 347.
На страницах местной газеты "Новая жизнь" и республиканских средств массовой информации открыты рубрики, где регулярно размещаются материалы, пропагандирующие идеи дружбы, гражданского и духовного единения народов Республики Мордовия. Кроме этого, реализуется ряд пилотных проектов, направленных на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений, противодействие экстремизму и ксенофобии.
Проблема гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, таким образом, является неотъемлемым условием стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения района, предусмотренных в контексте реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы. В соответствии с данным стратегическим документом, закрепление положительных тенденций в динамике основных макропараметров экономического развития Дубенского муниципального района Республики Мордовия в 2014 - 2015 годах обеспечили политическую и социальную стабильность в обществе, сохранение и развитие культуры, создание условий для повышения качества жизни населения, экономического роста и национальной безопасности. Проведение взвешенной и целенаправленной макроэкономической политики в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года невозможно без разработки и реализации эффективной государственной политики укрепления и дальнейшего распространения норм и установок толерантного сознания и поведения, формирования толерантного отношения к этнокультурным и конфессиональным различиям, воспитания чувства общероссийского патриотизма, профилактики экстремизма и ксенофобии в обществе.
В настоящее время решение проблемы обеспечения межнационального мира и согласия, противодействия этническому и религиозному экстремизму является приоритетной задачей государства. Министерством регионального развития Российской Федерации на программно-целевой базе стратегических документов в этой области, утвержденных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, разрабатывается государственная программа Российской Федерации "Региональная политика и федеративные отношения".
Таким образом, разработка Муниципальной программы актуализирована целесообразностью реализации нового концептуального системного подхода по противодействию возможным проявлениям террористического и экстремистского характера, важностью сохранения стабильной ситуации во всех сферах общественных отношений в полиэтничном российском регионе с учетом необходимости решения вновь возникающих проблем, реального состояния и перспектив развития национальных вопросов в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия.
Муниципальная программа является действенным инструментом минимизации отмеченных негативных фактов и явлений, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия, повышения уровня благополучия граждан, комплексно-межотраслевой и социально ориентированный характер, которой призван развивать потенциал проживающих на ее территории народов. Реализация Программы должна способствовать выработке единых подходов к решению важных аспектов государственной национальной политики Российской Федерации государственными и муниципальными органами, различными политическими и общественными силами района, республики.
Общая характеристика межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия.
В Дубенском муниципальном районе по данным Всероссийской переписи населения 2010 года на ее территории проживают представители 18 национальностей, в число которых входят мордва, русские, татары, азербайджанцы, белорусы, грузины, казахи, марийцы, немцы, украинцы, таджики, узбеки, чуваши, ингуши, корейцы, коми-пермяки, эстонцы и другие народы. Численность населения по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляла 13851 человек, из них: 86,4% - мордва, 10,5% - русские, 2,5% - татары и 0,6% - другие национальности.
На 1 января 2015 года на территории района проживают 12516 человек. На 1 ноября 2015 года на территории района проживают 12243 человека, что составляет снижение на 273 человека.
Мордовский народ состоит из двух групп: мокши и эрзи. Государственные языки русский и мордовский (мокшанский, эрзянский). Мордовский язык принадлежит к финской группе урало-алтайской семьи. Отмечаются тенденции в национальном составе населения, что осложняет ситуацию в сфере общественных отношений. К ним можно отнести естественное движение населения (рождаемость - смертность) и активизировавшиеся в последние десятилетия миграционные процессы, в результате которых в районе сформировались относительно немногочисленные группы выходцев из бывших союзных республик (армяне, узбеки, таджики, грузины, и т. д.) Динамизм миграционных движений, связанных с переселением людей, детерминирует множество экономических и социальных проблем (размещение и трудоустройство мигрантов, рост нагрузки на социальную инфраструктуру, в частности, на детские сады, школы и больницы, различия национальных и культурных традиций). Приток мигрантов оказывает дополнительное давление на рынок труда. Неконтролируемые потоки рабочей силы входят в противоречие с интересами граждан, проживающих в районе, потерявших работу и претендующих на рабочие места, занятые мигрантами, прибывшими в район на заработки. Более того, мигранты сосредоточены в отраслях, привлекательных для местных жителей - торговля, сфера услуг, строительство. Работодателям выгодно нанимать на работу гастарбайтеров, которые согласны работать в плохих условиях и за небольшую плату.
Если в прежние годы почти половина россиян уповала на то, что мигранты восполнят нехватку рабочих рук на малооплачиваемой и непрестижной работе, то сейчас респонденты считают, что в Россию едут ненужные на родине люди или авантюристы с соответствующими наклонностями и предлагают ввести жесткие меры, регулирующие въезд мигрантов в страну.
Следовательно, требуется грамотная и продуманная государственная миграционная политика, первоочередными задачами которой стало бы совершенствование системы содействия адаптации и интеграции в сфере миграционного законодательства, усиления контроля за соблюдением мигрантами российских законов. Значительную роль в обеспечении успешной социокультурной адаптации и интеграции мигрантов призваны сыграть институты гражданского общества.
Следует отметить, что затрудняет процесс адаптации и интеграции мигрантов недостаточно эффективно организованное просвещение мигрантов. Решению этих проблем должно способствовать введение обязательного экзамена по русскому языку, истории России, основам законодательства Российской Федерации для трудящихся-мигрантов, за исключением высококвалифицированных специалистов. Задача органов местного самоуправления, принимающих мигрантов на свою территорию, - организация такого обучения.
Мешает успешной адаптации мигрантов и низкий уровень межкультурного общения и доверия между местным населением и мигрантами. Способствовать решению этой проблемы должно активное вовлечение мигрантов в проведение массовых культурных мероприятий по линии общественных организаций района и институтов гражданского общества.
Кроме того, на территории района выявляются и пресекаются правоохранительными органами факты проявлений политического и национального экстремизма, которые наиболее остро проявляются в молодежной среде.
Религиозная ситуация в районе характеризуется стабильностью и веротерпимостью. Доминирующей религией среди населения является православное христианство. Второе место по численности верующих среди населения занимает ислам. В целом межнациональные, межконфессиональные отношения оцениваются как устойчивые и весьма комфортные для проживания и жизнедеятельности представителей всех национальностей.
Комплексный подход, подкрепленный соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами, при объединении усилий правоохранительных органов, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, средств массовой информации, учреждений образования и культуры позволит добиться повышения результативности воздействия на формирование межнациональных и межконфессиональных отношений в районе.
Обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом регулирования и прогноз развития межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубенском муниципальном районе.
Реализация районной муниципальной программы ориентирована на максимально эффективное использование бюджетных средств местного самоуправления в районе, в части управления миграционными потоками, сферами образования и воспитания, средств массовой информации, по линии всех институтов гражданского общества.
Являясь основой государственной политики в этой области, районная муниципальная программа должна включать в себя комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий с учетом национальной структуры населения, специфики условий жизнедеятельности, ситуации на рынке труда, уровня жизни, возможностей современной системы образования, имеющейся в районе инфраструктуры, а также накопленного в различных районах опыта и существующих ограничений.
При отсутствии единой политики в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений можно прогнозировать рост конфликтности в межэтнических связях, проявлений ксенофобии, особенно в молодежной среде, институциональное оформление (появление организаций с откровенной или латентной националистической идеологией) настороженного отношения части населения района к представителям нетрадиционных для нее этнических групп Кавказа и Средней Азии.
Комплексные системные действия в национальной, миграционной, молодежной и информационной политике, системе образования, физической культуры и спорта, охраны порядка и взаимодействия местных сообществ, реализуемые на основе программно-целевого метода, позволят избежать обострения межнациональных и межконфессиональных отношений в районе.
Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в сфере реализации языковой политики, национального образования, науки и этнокультурного развития в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия.
Межнациональные и межконфессиональные отношения, основанные на взаимоуважении и доверии, закрепились в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия в виде прогрессивных тенденций и являются предметом особой заботы органов государственной и муниципальной власти во взаимодействии с общественными этнокультурными объединениями и иными институтами гражданского общества.
Этнокультурному развитию способствует проведение взвешенной и целенаправленной языковой политики, а также целенаправленное развитие национального образования и науки в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия.
Языковая политика Республики Мордовия строится на основе Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Мордовия, и направлена на обеспечение использования, сохранение и равноправное развитие государственных языков Республики Мордовия, обеспечение конституционного права граждан на пользование родным языком. Согласно статье 13 Основного Закона Республики Мордовия государственными языками Республики Мордовия являются русский и мордовский (мокшанский, эрзянский) языки. Целью языковой политики Республики Мордовия, и эту же цель ставит перед собой Дубенский муниципальный район, является создание благоприятных условий для равноправного развития языков всех народов, проживающих в районе, повышение национального самосознания, сохранение достижений культуры и письменности, а также удовлетворение языковых и культурных запросов этнических диаспор на ее территории.
Реализация языковой политики в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия осуществляется в рамках Закона Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия" (изложенного в редакции Законов Республики Мордовия от 12.03.2010 г. N 4-З, от 19.12.2011 г. N 78-З) и ряда нормативных правовых актов, в которых заложены принципы реализации юридического и фактического равенства государственных языков, формирования полноценного двуязычия (многоязычия), воспитания уважительного отношения к языкам всех народов, проживающих на территории Дубенского муниципального района Республики Мордовия. В связи с этим осуществляются меры по изучению государственных языков в образовательных учреждениях, созданию условий для расширения их функционирования в средствах массовой информации, в сфере науки и культуры.
В центре внимания научной общественности находятся вопросы национально-ориентированного обучения родному (эрзянскому) языку в образовательных учреждениях всех уровней, функционирование мордовских (эрзянского) языков в родной и русскоязычной литературе, межкультурной коммуникации, этнической мобилизации родного языка в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия.
По состоянию на 1 сентября 2015 - 2016 учебного года, в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия функционируют 9 дошкольных образовательных учреждения, из них 2 с обучением и воспитанием на родном (эрзянском) языке с общим охватом 101 ребенка (из них).
В связи с введением федеральных государственных требований в 2011 г. авторским коллективом преподавателей Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда в рамках проекта "Национальное дошкольное образование в контексте единства образовательного пространства России" издан региональный модуль для детей дошкольного возраста "Мы в Мордовии живем", направленный на изучение языков, истории и культуры мордовского народа.
Координирующим центром по развитию национальных традиций, языков в учреждениях дошкольного образования является МБУ ДОУ "Дубенский детский сад комбинированного вида "Солнышко" Дубенского сельского поселения.
В настоящее время в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия функционируют 10 общеобразовательных учреждений, из них 7 - национальные школы. В 7 школах с 1 по 11 класс преподаётся мордовский (эрзянский) язык) с общим охватом 743 учащихся. В национальных школах с 1 по 4 класс обучение ведется на родном (эрзянском) языке. В общеобразовательных учреждениях оборудовано 7 кабинетов родного языка.
В 3 русских школах района обучаются 534 учащихся, из них 225 учеников с 1 по 7 класс изучают родной язык.
Учебные планы общеобразовательных учреждений национальных школ обеспечивают на ступени начального общего образования обучение на мордовском (эрзянском) языке, а также их изучение. В образовательном процессе по учебным предметам "Математика", "Окружающий мир" и "Музыка" используются переводные учебники на мордовском (эрзянском) языке.
В национальных школах с однородным по национальному признаку контингентом детей мордовской национальности обучение в начальном звене ведется на родном (эрзянском) языке, русский язык изучается как учебный предмет; с 5 класса обучение переводится на русский язык, мордовский (эрзянский) язык изучается как учебный предмет. Со смешанным по национальному признаку контингентом детей обучение в национальных школах с 1 по 11 класс ведется на русском языке, родной (эрзянский) язык изучается как учебный предмет.
Кроме того, национально-региональный компонент в общеобразовательных учреждениях включает в себя учебные предметы "История и культура мордовского народа", "География Республики Мордовия", "Мордовский фольклор", "Народные промыслы Мордовии", "Изобразительное искусство Мордовии", "Устно-поэтическое творчество мордовского народа", "Национальные игры мордвы".
В целях развития интереса к мордовскому (эрзянскому) языку, воспитания национального самосознания и гражданственности у учащихся общеобразовательных учреждений с 2009 г. проводится республиканская олимпиада по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку среди младших школьников русскоязычных школ.
Кроме того, ежегодно проводятся межрегиональная олимпиада по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку и мордовской литературе среди учащихся школ Республики Мордовия и мордовской диаспоры, дистанционная олимпиада по родным языкам, для победителей и призеров которых в летний период Министерством образования Республики Мордовия организует межрегиональную образовательно-оздоровительную этнокультурную смену "Живи, родной язык!".
Учащиеся Дубенского муниципального района принимают активное участие в районных и республиканских олимпиадах по родному (эрзянскому) языку, при этом ежегодно становятся призерами республиканских олимпиад.
Ежегодно школы района обеспечиваются бесплатными учебниками и учебно-методическими пособиями на мордовском (эрзянском) языке. На сегодня существует две линии учебно-методических комплектов по мордовскому (эрзянскому) языку: учебники для национальных школ и для школ с русским или смешанным по национальному составу контингентом обучающихся.
Большую роль в повышении качества преподавания мордовского (эрзянского) языка, а также предметов регионального цикла играют курсы повышения квалификации учителей, которые ежегодно проходят на базе ГБОУ ДПО (ПК) С "Мордовский республиканский институт образования".
К числу средств массовой информации изданными на родном (эрзянском) языке, пользующиеся большой популярностью среди учителей, школьников и жителей района относятся:
издающиеся на эрзянском языке - "Эрзянь правда", "Сятко" ("Искра"), "Чилисема" ("Восход");
радиопрограммы на эрзянском языке "Вайгель" (Голос);
телепередачи на эрзянском языке - "Сияжар", "Од пинге".
В республике при поддержке Министерства печати и информации Республики Мордовия издается учебная, методическая и художественная литература на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке. Важным показателем развития государственного мордовского (мокшанского и эрзянского) языка является перевод на мокшанский и эрзянский языки энциклопедии "Республика Мордовия" в 2 томах, выпуск справочно-энциклопедического издания "Мордва", мордовского эпоса "Масторава", которые получили высокую оценку среди российских и зарубежных специалистов на многочисленных книжных выставках.
Содействие этнокультурному развитию народов Дубенского муниципального района Республики Мордовия огромную роль играет проведение фольклорно-обрядовых праздников, которые проводятся на территории муниципального района. С 2004 года, Указом Главы Республики Мордовия признаны государственными республиканскими праздниками - это национально-фольклорные праздники "Раськень Озкс" и "Велень Озкс".
В целом повышение эффективности работы государственных и муниципальных органов власти и национально-культурных автономий и объединений в сфере реализации государственной национальной политики в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия связано с решением следующих приоритетных задач:
формированием и распространением идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивированием российского и национального патриотизма, формированием общероссийской гражданской идентичности;
сохранением исторического наследия, развитием национальной самобытности, традиций взаимодействия народов России, поддержанием в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям:
распространением и популяризацией знаний об истории и культуре народов, населяющих Дубенский район, Республику Мордовию и Российскую Федерацию;
учета взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержки усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности;
учета этнокультурных интересов национальных диаспор.
2. Основные цели и задачи Муниципальной программы с указанием сроков и этапов ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход выполнения Муниципальной программы.
Целями данной Муниципальной программы являются упрочение гражданской солидарности и общероссийского гражданского самосознания в условиях формирования российской идентичности - осознания принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации (российской нации) у ее граждан, проживающих на территории Дубенского муниципального района Республики Мордовия; гармонизация межэтнических и межконфессиональных отношений в формате единения региональной полиэтнической общности - народа Дубенского района Республики Мордовия - на основе сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия народов, населяющих Дубенский район; обеспечение равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств; успешная социокультурная адаптация и интеграция внутренних и внешних мигрантов в региональное многонациональное сообщество, противодействие распространению идей экстремизма и ксенофобии.
Мероприятия Муниципальной программы направлены на решение следующих задач:
1) совершенствование системы управления и координации органов государственной и муниципальной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества при реализации муниципальной национальной политики в Дубенском районе Республики Мордовия, что предусматривает:
обеспечение экспертно-аналитического сопровождения принимаемых решений при развитии системы мер раннего учета и предупреждения межнациональных и межконфессиональных конфликтов на основе регулярного мониторинга этнокультурной и религиозной ситуации в районе с публикацией результатов в средствах массовой информации;
повышение уровня межведомственного взаимодействия и координации деятельности органов муниципальной власти района с институтами гражданского общества при осуществлении мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации в целях недопущения пропаганды межнациональной (межэтнической) или межконфессиональной ненависти, либо вражды;
внедрение системного подхода в принятие решений финансового обеспечения районной муниципальной национальной политики;
институционализация программно-целевого метода при реализации конкретных социальных проектов и мероприятий;
преодоление внутри- и межрегиональной асимметрии социально-экономического развития с помощью механизмов формирования районных программ и инвестиционных проектов с императивом выравнивания экономического развития сел и деревень, сокращения масштабов бедности, поддержки коммерческих инициатив, направленных на развитие депрессивных сел и поселений муниципального района;
последовательная реализация принципа светского характера государственного и муниципального управления с целью укрепления межконфессиональной толерантности, наряду с учетом важности социальной миссии религии и поддержкой социально значимой деятельности НКО, созданных на базе религиозных объединений.
2) сохранение и развитие духовного и культурного потенциала народов Дубенского муниципального района Республики Мордовия на основе идей межэтнического и межконфессионального согласия, что предусматривает:
укрепление и дальнейшее распространение норм и установок толерантного сознания и поведения;
формирование культуры межэтнического диалога и атмосферы уважения к историческому наследию и культурным ценностям народов Дубенского района, Мордовии и России;
преодоление негативных этностереотипов и создание в обществе обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идеологии экстремизма и ксенофобии;
обеспечение проектно-программной деятельности в процессе обучения и воспитания толерантности среди молодежи и подростков;
вовлечение этнокультурных, религиозных и общественных объединений в деятельность по совершенствованию межнационального и межконфессионального диалога и противодействию проявлений розни на этой почве в молодежной среде.
3) развитие социальной инфраструктуры учреждений, этнокультурного и регионального брендинга, способствующих поддержанию межнационального мира и согласия, созданию позитивного образа культур народов, населяющих Дубенский район, что предусматривает:
расширение сети бюджетных учреждений, этнического туризма, национальных деревень, домов дружбы и центров национальной культуры, предоставляющих этнокультурные услуги в сфере образования, искусства, музейного и библиотечного дела, спорта и туризма;
информационное обеспечение деятельности НКО в виде интернет-сайтов;
разработка и внедрение социальной рекламы, пропагандирующей толерантность и гражданскую солидарность гражданских интересов;
внедрение в массовом сознании идеи регионального и государственного единства в средствах массовой информации, оформлении улиц сел и райцентра.
4) укрепление системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив, что предусматривает:
поддержка участия этнокультурных организаций в социально значимых проектах;
обеспечение пропаганды гражданского единства, этнокультурного многообразия, межэтнической и религиозной толерантности;
поддержка общественных инициатив, предусматривающих культурное и патриотическое воспитание жителей района.
5) совершенствование механизмов интеграции внутренних и внешних этнических мигрантов в культурное пространство Дубенского района Республики Мордовия, что предусматривает:
повышение роли национальных общественных объединений, национально-культурных автономий в социокультурной адаптации мигрантов;
организация специальных курсов (семинаров, тренингов) для государственных и муниципальных служащих по проблемам этнических отношений, методам профилактики и противодействия ксенофобии и экстремизму.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий районной муниципальной программы. Результаты реализации основных направлений Муниципальной программы
В настоящее время приоритетом деятельности по реализации государственной национальной политики в районе является создание условий для консолидации многонационального и многоконфессионального сообщества района и дальнейшее повышение его имиджа в Республике Мордовия и финно-угорском сообществе. Это служит основой социально-экономического развития района.
Для достижения цели и решения задач районной муниципальной программы планируется осуществление мероприятий, сгруппированных по следующим направлениям:
1) создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов на этой почве;
2) реализация комплексной информационной кампании и создание информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;
3) совершенствование государственного управления в сфере государственной национальной политики в районе, профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии и нетерпимости;
4) оказание поддержки общественным инициативам, направленным на укрепление гражданского единства, гармонизацию межнациональных отношений и этнокультурное развитие народов, проживающих на территории Дубенского муниципального района;
5) научно-методическое обеспечение и повышение квалификации муниципальных служащих, в компетенции которых находятся вопросы в сфере общегражданского единства и гармонизации межнациональных отношений;
6) совершенствование системы адаптации и интеграции мигрантов. Результаты реализации основных направлений Муниципальной программы.
Основными результатами реализации обозначенных направлений Муниципальной программы будут являться:
совершенствование системы мониторинга и управления этнополитическими и этносоциокультурными процессами в Дубенском районе Республики Мордовия по линии поддержания стабильной ситуации в этой области, консолидации ее многонационального населения;
распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;
формирование общероссийской гражданской идентичности населения республики вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности;
повышение уровня этнокультурной компетентности государственных и муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.;
реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;
внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по истории и культуре народов Республики Мордовия, Российской Федерации;
решение имиджевых задач позиционирования Мордовии, а в рамках Республики Мордовия представление интересных объектов истории, культуры и религии Дубенского района, на туристском рынке как крупного культурного центра гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения;
создание единой системы организационных, правовых, образовательных, просветительских, культурных, материальных, научных и методических мер, учитывающей возможность сохранения самобытности народов, проживающих в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия;
содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное региональное сообщество.
4. Сроки и этапы реализации Муниципальной программы
Реализация Муниципальной программы рассчитана на 5 лет с 2016 по 2020 год в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач.
Разделение Муниципальной программы на этапы не предусматривается.
5. Перечень основных мероприятий муниципальной программы. Основные ожидаемые конечные результаты, сроки и этапы реализации районной муниципальной программы
Основными результатами реализации обозначенных направлений районной муниципальной программы будут являться: совершенствование системы мониторинга и управления этнополитическими и этносоциокультурными процессами в районе по линии поддержания стабильной ситуации в этой области, консолидации ее многонационального населения;
распространение идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации;
формирование общероссийской гражданской идентичности населения района вне зависимости от национальной и конфессиональной принадлежности;
повышение уровня этнокультурной компетентности муниципальных служащих, сотрудников органов правопорядка и т. д.;
реализация комплекса мер, направленных на предупреждение ксенофобии, шовинизма, национализма и межэтнических конфликтов;
содействие интеграции этнических диаспор, формирующихся в рамках миграционных процессов, в местное районное сообщество.
N п/п |
Наименование мероприятия |
Дата проведения |
Ответственные за выполнение |
Средства, предусмотренные на реализацию мероприятий, тыс. руб. |
||||
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Организационные мероприятия | ||||||||
1.1. |
Разработка плана мероприятий по гармонизации межэтнических отношений, профилактике национального экстремизма и формированию культуры межнациональных и межконфессиональных отношений в Дубенском муниципальном районе РМ. |
январь 2016 - 2020 гг.. |
Администрация Дубенского муниципального района |
- |
- |
- |
- |
- |
1.2. |
Проведение совещаний с руководителями учреждений по вопросам сохранения межэтнической стабильности и профилактики экстремистских проявлений на территории района. |
январь 2016 - 2020 гг. |
Администрация Дубенского муниципального района |
- |
- |
- |
- |
- |
1.3. |
Организация работы, направленная на гармонизацию межэтнических отношений на территории района. |
2016 - 2020 гг. |
Администрация Дубенского муниципального района |
- |
- |
- |
- |
- |
2. Научно-прикладные и учебные мероприятия | ||||||||
2.1. |
Организация работы по воспитанию толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде на территории Дубенского муниципального района (проведение классных часов, направленных на повышение правовой культуры, профилактику экстремизма, агрессивности, формирование здорового образа жизни, профилактику противоправного поведения, проведение уроков, лекций, семинаров по основам правовых знаний, направленных на формирование толерантных установок в среде учащейся молодежи). |
2016 - 2020 гг. |
Общеобразовательные учреждения |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2. |
Проведение мероприятий: 1).Уроки правового воспитания: - "Государства мира"; - "Толерантность"; "Правовое пространство". 2). Тематические уроки: - "Жестокое обращение с ребенком. Что нужно знать"; - "В помощь изучающему право". 3). Урок правовой культуры: "Сам себе адвокат". 4). Урок нравственности: "Флаг России - великое знамя". 5). Урок путешествие: "Маленьким человечкам - большие права". 6). Правовая викторина: "Право и закон". 7). Круглый стол: "Служу в Российской армии. Правовые аспекты". 8). Литературно- музыкальный вечер: "Россия- Родина святая". 9). Читательский конкурс: "Пусть крепнет наша держава". 10). Игровые программы: "Под чистым небом рождества" (игровое путешествие). |
2016 - 2020 гг. |
Районные библиотеки |
- |
- |
- |
- |
- |
3. Информационно-пропагандистские мероприятия | ||||||||
3.1 |
Информационное освещение мероприятий, направленных на формирование толерантного сознания, достижение межнационального и межконфессионального согласия. |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.2. |
Организация публикаций тематической страницы "Эрзянь вальма". |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.3. |
Публикация цикла материалов направленных на развитие творческого и интеллектуального потенциала молодежи разной национальности проживающей в районе. |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.4. |
Публикация информации пропагандирующей ценности семьи, поддержки материнства и детства. |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.5. |
Публикация материалов, пропагандирующих темы человека труда, успешных людей. |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.6 |
Публикация материалов, пропагандирующих сохранение и развитие культурных традиций, высокие моральные ценности. |
2016 - 2020 гг. |
АНО "Редакция газеты "Новая жизнь" |
- |
- |
- |
- |
- |
3.7. |
Организация уголка по профилактике экстремизма для учащихся и родителей. |
2016 - 2020 гг. |
Общеобразовательные учреждения |
- |
- |
- |
- |
- |
3.8. |
Организация тематических выставок. |
2016 - 2020 гг. |
Библиотеки школ Дубенского муниципального района. Районные библиотеки |
- |
- |
- |
- |
- |
3.9. |
Проведение родительских собраний по вопросам профилактики экстремизма. |
2016 - 2020 гг. |
Общеобразовательные учреждения |
- |
- |
- |
- |
- |
3.10. |
Организация мини-музея: "Вот она какая старина родная". |
2016 - 2020 гг. |
Районные библиотеки |
- |
- |
- |
- |
- |
3.11. |
Проведение видео презентации, исторический экскурс: "Книга прошлое и настоящее". |
2016 - 2020 гг. |
Районные библиотеки |
- |
- |
- |
- |
- |
5. Мероприятия по предотвращению возникновения конфликтных ситуаций. | ||||||||
5.1. |
|
|
|
|
|
|
|
|
5.2. |
Проведение на факультативной основе занятий по истории религии мира среди старшеклассников. |
2016 - 2020 гг. |
Общеобразовательные учреждения |
- |
- |
- |
- |
- |
5.3. |
Проведение мероприятий по патриотическому и интернациональному воспитанию молодежи, предупреждению проявления экстремизма в молодежной среде на национальной и религиозной почве с привлечением ветеранов войны, представителей силовых структур. |
2016 - 2020 гг. |
Общеобразовательные учреждения; ОП N 17 ММО МВД России "Чамзинский" |
- |
- |
- |
- |
- |
5.4. |
Проведение разъяснительной работы среди молодежи об уголовной и административной ответственности за экстремистскую деятельность |
2016 - 2020 гг. |
ОП N 17 ММО МВД России "Чамзинский" |
- |
- |
- |
- |
- |
5.5. |
Выявление фактов распространения фото-, видео-, печатной продукции экстремистского характера, направленного на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды. |
2016 - 2020 гг. |
ОП N 17 ММО МВД России "Чамзинский" |
- |
- |
- |
- |
- |
5.6. |
Организация межведомственного обмена информацией о пребывающих на территорию района иностранных граждан. |
2016 - 2020 гг. |
ОП N 17 ММО МВД России "Чамзинский" |
- |
- |
- |
- |
- |
5.7. |
Проведение мероприятий по выявлению религиозных и националистических групп экстремистской направленности. |
2016 - 2020 гг. |
ОП N 17 ММО МВД России "Чамзинский" |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Сохранение и развитие традиционной народной культуры, историко-культурного наследия | ||||||||
6.1. |
Организация изучения национального культурного наследия народов России, истории и культуры Республики Мордовия, Дубенского района в рамках системы дополнительного образования. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
- |
- |
- |
- |
- |
6.2. |
Проведение мероприятий посвященных юбилейным датам знатных людей Дубенского района. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6.3. |
Организация выставки "Многодетная семья: быт, история, традиции". |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6.4. |
Организация и совместное проведение с Дубенским благочинием народных праздников с учащимися школ района "Веселая пасхалия", "Масленица". |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6.5. |
Организация тематических и юбилейных выставок в залах Дубенского краеведческого музея. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6.6. |
Проведение тематических занятий с учащимися школ района по историко-культурному наследию и военно-патриотическому воспитанию. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
6.7. |
Организация туристических маршрутов по местам историко-культурного наследия. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
6.8. |
Организация празднования праздников с привлечением детей и взрослых курбан байрам и ураза байрам. |
2016 - 2020 гг. |
имам хатыб Мусин Раиль хазрат |
- |
- |
- |
- |
- |
7. Мероприятия, направленные на воспитание толерантности среди населения | ||||||||
7.1. |
Организация проведения комплекса мероприятий по сохранению традиционной народной культуры и поддержки народных промыслов и ремёсел: - Районный конкурс народного творчества "Играй, гармонь!"; - Участие в Республиканском конкурсе народного творчества "Играй, гармонь!"; - Участие в Всероссийском фестивале мордовской эстрадной песни "Од вий"; - Районный конкурс художественной самодеятельности среди сельских поселений района "Земли моей талантливые люди"; - Ежегодный районный фольклорный фестиваль "Садо, садо моронь кужос"; - Торжественное мероприятие, посвященное Дню образования Дубенского района; - Подготовка и проведение творческого отчета района в рамках ежегодного Республиканского фестиваля самодеятельного творчества "Шумбрат, Мордовия!"; - Народное гуляние, ярмарка сельхозпродукции района; - Участие во Всероссийской выставке-ярмарке народных промыслов и ремёсел "Тев". |
2016 - 2020 гг. |
МБУК "Дубенский РДК" |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
7.2. |
Проведение Нового года, Рождества Христова, Крещения: - Ночная новогодняя конкурсно-развлекательная программа для жителей и гостей района; - Новогоднее театрализованное представление для детей; - Новогодняя ёлка для детей; - Районный молодежный фестиваль-конкурс "Чудеса под Новый год"; - Рождественские приключения Маши и Вити; - Рождественское представление для детей "Рождество у ёлки". |
2016 - 2020 гг. |
МБУК "Дубенский РДК" |
10 |
10 |
10 |
10 |
10 |
7.3. |
Проведение масленицы: Народное гуляние "Широкая Масленица". |
2016 - 2020 гг. |
МБУК "Дубенский РДК" |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7.4. |
Привлечение активных представителей некоренных национальностей, проживающих на территории района, к подготовке и участию в торжественных мероприятиях, посвящённых праздникам: - день вывода войск из Афганистана: Районный конкурс патриотической песни "Афганское эхо"; - районный этап военно-спортивной игры "Зарница"; - международный день защиты детей:- районный конкурс детского творчества "Пластилиновая ворона"; - день России с участием призывников и допризывной молодежи; - театрализованный праздник на летней сцене Парка культуры и отдыха Дубенского района, посвященный Дню России; - день молодежи:- Конкурсно-развлекательная программа для молодежи "Годы молодые", посвященная Дню молодежи; - день Российского Флага; - праздничное мероприятие, посвященное Дню матери; - праздничный концерт, посвященный Дню Защитника Отечества - "России верные сыны"; - факельное шествие в память о воинах, погибших в ВОВ 1941 - 1945 гг.; - митинг-реквием, возложение цветов и венков к памятнику погибшим воинам ВОВ 1941 - 1945 гг.; - праздничный концерт для ветеранов ВОВ "Этот День Победы!"; - выездные концертные программы коллектива РДК "Эстафета памяти", посвященные Дню Победы; - торжественное мероприятие, посвященное Дню народного единства "Мы едины, мы - Россия!"; - праздничный концерт художественной самодеятельности "К новым творческим вершинам", посвященный празднику Весны и Труда; - праздничный концерт, посвященный Дню медицинского работника; - праздничный концерт, посвященный Дню пожилого человека "Мы славим седину"; - выездные концертные программы коллектива РДК по району в рамках месячника пожилых людей; - торжественное мероприятие, посвященное Дню учителя; - торжественное мероприятие, посвященное Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; - праздничный концерт "Две звезды", посвященный Международному женскому Дню; - театрализованный праздник на летней сцене Парка культуры и отдыха Дубенского района, посвященный Дню России; - праздничное мероприятие, посвященное Дню культпросвет работника; - проведение праздничного мероприятия, посвящённого "Дню молодёжи", организация спортивных соревнований с участием представителей разных национальностей. |
2016 - 2020 гг. |
МБУК "Дубенский РДК" |
15 |
15 |
15 |
15 |
15 |
7.5. |
Проведение чемпионата и Первенство РМ на кубок И.А. Фатькина по легкой атлетике. |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
7.6. |
Проведение соревнований, учебно-тренировочных сборов по туризму с участием представителей разных национальностей. |
2016 - 2020 гг. |
МБОУДОД "Центр детского творчества" |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
7.7. |
Проведение олимпиады по школьному краеведению "Историко-культурное и природное наследие родного края". |
2016 - 2020 гг. |
МБОУДОД "Центр детского творчества" |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
7.8. |
Проведение муниципального этапа республиканского конкурса на знание истории государственной символики РФ. |
2016 - 2020 гг. |
МБОУДОД "Центр детского творчества" |
1 |
2 |
3 |
3 |
3 |
7.9. |
Участие в совместных мероприятиях проводимых общественными районными организациями. |
2016 - 2020 гг. |
Дубенский филиал МРОКМ имени И.Д. Воронина |
- |
- |
- |
- |
- |
7.10. |
Проведение мероприятий: 1) всероссийский пробег "Кросс Нации"; 2) республиканские соревнования на приз олимпийского Чемпиона В. Борчина; 3). республиканские соревнования на призы Заслуженного тренера России С.М. Климкина. |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
7.11. |
Проведение традиционных матчевых встреч района на призы Главы; 1)турнир по мини - футболу; 2)турнир по волейболу. |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
7.12. |
В рамках празднования посвященных майским праздникам проведение соревнований: 1) эстафета по кольцевой с. Дубенки посвященный к 1 мая; 2) пробег Поводимово - Дубенки; 3) республиканские соревнования посвященные ко дню пионерии с. Дубенки; 4)патриотическая акция "Георгиевская ленточка". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7.13. |
Проведение ежегодных массовых соревнований на уровне республики: 1) зональные соревнования на призы кубка "Кожаный мяч"; 2) "Лыжня России" - провести в районе с сельскими жителями; 3) республиканские соревнования юных хоккеистов Клуба "Золотая шайба". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7.14. |
Проведение отделом по делам молодежи совместно с партией "Единая Россия" работы с учащимися и молодежью района: 1) соревнования по легкой атлетике на призы "Единая Россия"; 2) республиканское многоборье допризывная молодежь "Защитник Отечества"; 3) Соревнования по легкой атлетике "Шиповка юных". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
5 |
5 |
5 |
5 |
5 |
7.15. |
Проведение традиционного форума молодого поколения. Принятие активного участия в республиканском конкурсе среди учащихся образовательных учреждений района: 1) международный Московский форум "Одаренные дети- будущее России"; 2) республиканский конкурс научно-технического творчества детей и молодежи "Юные Кулибины". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7.16. |
В области молодежной политике проведение среди студентов района фестивалей: 1) республиканский фестиваль "Арт-Профи"; 2) "Лучший по профессии". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
7.17. |
Проведение работы с волонтерами: "Больше кислорода" - акция "Лидер 21 века". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
7.18. |
Организация смотра интеллектуальных игр среди школьных команд: "Что? Где? Когда", "КВН". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
4 |
4 |
4 |
5 |
5 |
7.19. |
Проведение дня здоровья: "Лыжная прогулка". |
2016 - 2020 гг. |
Отдел по делам молодежи, физической культуры и спорта. |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Ожидаемые конечные результаты реализации районной муниципальной программы.
Ожидаемыми конечными результатами реализации районной муниципальной программы и показателями ее социально-экономической эффективности являются следующие факторы:
доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, составит 94,6 процента;
уровень толерантного отношения к представителям другой национальности составит 96 процента;
численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия, составит 900 человек;
количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в Дубенском муниципальном районе, направленных на гармонизацию межнациональных отношений за весь период реализации программы составит 150 мероприятий.
6. Основные меры правового регулирования и приоритеты государственной политики в сфере реализации районной муниципальной программы
Районная муниципальная программа разработана в соответствии с приоритетными задачами развития Российской Федерации, которые определены Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1666, Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 (в части вопросов, касающихся обеспечения гражданского мира и национального согласия, формирования гармоничных межнациональных отношений), на основании положений, содержащихся в федеральной целевой программе "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N 718, а также иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих вопросы государственной национальной политики, социальной политики, этнокультурного развития народов России, реализации и защиты прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов.
Законодательную базу районной муниципальной программы на районном уровне обеспечивают Конституция Республики Мордовия, законы Республики Мордовия от 6 мая 1998 г. N 19-З "О государственных языках Республики Мордовия", от 14 июня 2000 г. N 28-З "О народных художественных промыслах и народных ремеслах в Республике Мордовия", от 12 ноября 2001 г. N 44-З "О государственной поддержке сферы культуры", от 1 декабря 2004 г. N 93-З "О государственной поддержке национально-культурных автономий", от 20 февраля 2006 г. N 7-З "Об Общественной палате Республики Мордовия", от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", от 8 августа 2013 г. N 53-З "Об образовании в Республике Мордовия", Комплексный план действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Мордовия на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства Республики Мордовия от 23 мая 2011 г. N 325-Р, Республиканская целевая программа "Патриотическое воспитание граждан, проживающих на территории Республики Мордовия" на 2012 - 2015 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 26 декабря 2011 г. N 524, Республиканская целевая программа развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363, другие республиканские нормативные правовые акты, способствующие стабилизации общественно-политической и межнациональной ситуации и повышению уровня общественной безопасности в районе.
7. Целевые индикаторы и показатели эффективности, позволяющие оценивать ход реализации Муниципальной программы по годам
Целевой показатель |
Единица измерения |
Базовый показатель, 2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
Доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей Дубенского муниципального района |
% |
93,1 |
93,4 |
93,7 |
94 |
94,3 |
94,6 |
Уровень толерантного отношения к представителям другой национальности |
% |
94,5 |
94,8 |
95,1 |
95,4 |
95,7 |
96 |
Численность участников мероприятий, направленных на этнокультурное развитие народов России и поддержку языкового многообразия |
чел. |
844 |
860 |
870 |
880 |
890 |
900 |
количество мероприятий регионального и районного значения, проведенных в районе и направленных на гармонизацию межнациональных отношений, этнокультурное развитие, профилактику этнического и религиозно-политического экстремизма, снижение уровня межэтнической и религиозной напряженности, |
|
100 |
110 |
120 |
130 |
140 |
150 |
8. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации районной муниципальной программы
Общий объем финансирования программы - 550 тыс. рублей, из средств бюджета Дубенского муниципального района:
2016 год - 100 тыс. рублей;
2017 год -105 тыс. рублей;
2018 год - 110 тыс. рублей;
2019 год - 115 тыс. рублей;
2020 год - 120 тыс. рублей.
Объем ресурсного обеспечения реализации районной муниципальной программы из средств бюджета Дубенского муниципального района Республики Мордовия определен на основе решения Совета депутатов Дубенского муниципального района Республики Мордовия.
Ресурсное обеспечение районной муниципальной программы подлежит уточнению в соответствии с нормативно-правовыми актами администрации Дубенского муниципального района о бюджете Дубенского муниципального района Республики Мордовия на соответствующие годы.
9. Оценка рисков реализации Муниципальной программы
В ходе реализации мероприятий Программы можно предположить наличие следующих основных рисков, связанных с наличием объективных и субъективных факторов.
Внешние риски:
изменение федерального законодательства и законодательства Республики Мордовия в сфере бюджетно-налоговой и финансовой политики;
изменение федерального законодательства в части перераспределения полномочий между Республикой Мордовии и муниципальными образованиями.
Внутренние риски:
возможность недофинансирования или несвоевременного финансирования расходов на реализацию программных мероприятий из бюджета Дубенского муниципального района;
недостаточность квалификации специалистов в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений;
в процессе реализации Программы возможны отклонения в достижении результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений, их ожидаемой эффективности, а также недостаточной координации деятельности исполнителей Программы на различных стадиях ее реализации.
В целях управления указанными рисками в процессе реализации Программы предусматривается:
создание системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности исполнителей Программы;
проведение мониторинга выполнения Программы, регулярного анализа и при необходимости ежегодной корректировки индикаторов, а также мероприятий Программы;
перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, внешних факторов.
10. Методика оценки эффективности реализации районной муниципальной программы
Эффективность реализации районной муниципальной программы оценивается ежегодно на основании фактически достигнутых количественных значений показателей результативности реализации.
Эффективность реализации районной муниципальной программы определяется по формуле:
, где:
n - количество показателей результативности реализации районной муниципальной программы;
- фактически достигнутое по итогам года значение показателя результативности реализации районной муниципальной программы;
- предусмотренное подпрограммой на текущий финансовый год плановое значение показателя результативности реализации районной муниципальной программы.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 12 января 2016 г. N 5 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.