Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению администрации
Инсарского муниципального района
от 10 декабря 2015 г. N 627
(с изменениями от 15 сентября 2016 г., 31 марта,
27 апреля, 22 июня, 5 сентября 2017 г.)
Паспорт изменен. - Постановление Администрации Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 5 сентября 2017 г. N 359
Паспорт
Муниципальной программы Инсарского муниципального района Республики Мордовия "Развитие образования в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2016 - 2019 годы
(далее - программа)
I. Общая характеристика системы образования
Настоящая Программа разработана в соответствии с государственной программой Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014 - 2020 годы.
Основной целью развития Инсарского муниципального района является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения.
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике и районе бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих учреждение к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в Инсарском муниципальном районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Инсарского муниципального района 19 муниципальных образовательных организаций.
По состоянию на 1 сентября 2015 г. в Инсарском муниципальном районе функционируют 4 дошкольных образовательных учреждения с контингентом 431 человек и 7 групп кратковременного пребывания с контингентом 52 человека. Охват детей дошкольным образованием составляет 71 %.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть общеобразовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В течение 2010 - 2014 годов построен 1 детский сад в селе Новые Верхиссы на 25 мест, реконструировано здание районной поликлиники под детский сад на 68 мест.
Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты для детей от 0 до полутора лет. Все дети от 3 до 7 лет, зарегистрированные в электронной очереди, охвачены дошкольным образованием.
Однако 91 ребенок в возрасте от 0 до 3 лет не охвачен услугами дошкольного образования, так как потребность родителей в дошкольных образовательных услугах на сегодняшний момент не актуальна, спрос родителей на дошкольные услуги определен на последующие годы (2016 - 2017).
В районе функционируют 13 общеобразовательных школ с контингентом 1069 учащихся: 9 средних (из них 2 городские), 3 основные и 1 начальная.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 85% школ остается малокомплектным. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях: в городской местности - до 21,4 чел., в сельской местности - до 3,96 человек.
В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 6 базовых школ, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг.
В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
Система дополнительного образования детей в районе представлена 2 организациями: Дом детского творчества и детско-юношеская спортивная школа. В них занимается 800 детей.
За последние годы система дополнительного образования детей достигла определенных положительных результатов по целому ряду системообразующих направлений:
75% учащихся района охвачено программами дополнительного образования;
в учреждениях дополнительного образования Инсарского муниципального района реализуется 12 программ дополнительного образования;
обновлена учебно-материальная база учреждений дополнительного образования;
77,4% специализированных кабинетов учреждений дополнительного образования оснащены необходимой техникой;
69,3% методических пособий в методическом фонде учреждений дополнительного образования соответствует уставным целям и задачам;
сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи;
в 2014 - 2015 учебном году годах воспитанники учреждений дополнительного образования района заняли 69 первых и призовых мест в мероприятиях республиканского, межрегионального, всероссийского и международного уровней.
Реализация Программы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов
Инсарский муниципальный район с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных учреждений к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности). Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1 - 2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 84% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях.
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных учреждений переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные учреждения и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений. 100% общеобразовательных учреждений имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы).
В целях эффективного перехода всех школ района на ФГОС начального общего образования МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа N 2" вошла в число 15 пилотных школ Мордовии по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и основного общего образования.
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. В 2015 - 2016 учебном году осуществляется подвоз 91 учащегося в 4 базовых школах на 4 транспортных средствах.
За последние 3 года в 100% школ проведен текущий ремонт. Проведен капитальный ремонт в 3 базовых школах. Завершается реконструкция внутренних площадей МБОУ "Инсарская средняя общеобразовательная школа N 1" на 500 ученических мест, израсходовано 25 647 800 рублей.
В районе формируется система дистанционного обучения. Продолжена работа по апробации и внедрению новых форм взаимодействия учреждений, развитию инфраструктуры социальной мобильности обучающихся на основе развития дистанционных форм обучения. Дистанционные технологии осуществляют 8 общеобразовательных учреждений района (61, 5% от общей численности учреждений). Образовательные услуги в дистанционной форме получают 86 учащихся (8% от общей численности обучающихся), в том числе 1 ребенок-инвалид. Семь педагогов района прошли курсы повышения квалификации по дистанционному обучению детей-инвалидов, два педагога работают от Центра дистанционного обучения детей-инвалидов г. Саранска с детьми-инвалидами Республики Мордовия.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения. В 4 школах района и 2 детских садах созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов.
Таким образом, в целом в масштабах района обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
На текущий момент в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
- дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
- переуплотненность существующих дошкольных образовательных организаций в г. Инсар;
- недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей;
- отсутствие дошкольных образовательных организаций в Сиалеевско-Пятинском и Русско-Паевском сельских поселениях, г. Инсар;
- не соответствуют современным требованиям ограждения детских площадок и их оснащение;
- не создана развивающая среда для реализации программы по ФГОС ДО;
- отсутствие физкультурных залов и условий для ведения дополнительного образования на базе дошкольных образовательных организаций;
- отсутствие своевременного обеспечения современной мебелью и другим оборудованием;
- недостаточное оснащение медицинских кабинетов современным медицинским оборудованием;
- недостаточное оснащение спортзалов и спортплощадок современным оборудованием;
- недостаточное оснащение пищеблоков современным технологическим оборудованием;
разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными организациями, работающими в разных социокультурных условиях;
- низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
- межшкольная дифференциация доступности услуг дошкольного и дополнительного образования, качества школьной инфраструктуры;
- недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;
- несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг организаций дополнительного образования детей и изменяющихся потребностей населения.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
ограничению доступа к качественным услугам дошкольного, общего и дополнительного образования детей в отдельных муниципалитетах;
снижению потенциала образования как канала вертикальной социальной мобильности;
недостаточному уровню сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся;
росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
повышению неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
Защита прав и интересов детей сегодня включена в сферу пристального внимания руководителей всех уровней власти, различных категорий специалистов, представителей общественности республики. Актуальной остается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В районе насчитывается 104 ребенка (из них 48 - в школе-интернат для детей-сирот с ограниченными возможностями, 10 обучается в Инсарском аграрном техникуме), лишившихся по разным причинам семьи. При этом 46 детей устроены на воспитание в замещающие семьи, что составляет 44%. Необходимо обеспечить дальнейшую работу по устройству в замещающие семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и довести охват детей семейными формами устройства до 84%.
Кроме того, необходимо обеспечить систему раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми, комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи, принять меры по совершенствованию системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, путем расширения перечня и улучшения качества услуг таким семьям.
1.1. Приоритеты в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей
Основным направлением деятельности в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей на период реализации Программы является обеспечение равенства доступа к качественному образованию и обновление его содержания и технологий образования (включая процесс социализации) в соответствии с изменившимися потребностями населения и новыми вызовами социального, культурного, экономического развития.
Принципиальные изменения будут происходить в следующих направлениях:
качественное изменение содержания и методов преподавания с акцентом на развитие интереса и активности обучающихся, формирование полноценной системы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, опережающее обновление программ обучения математике, технологии, иностранным языкам, социальным наукам;
модернизация муниципальных сетей социализации на основе интеграции и кооперации организаций различного типа и ведомственной принадлежности;
внедрение механизмов выравнивания возможностей детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на получение качественного образования;
формирование эффективной системы выявления и поддержки молодых талантов;
рост профессионального уровня педагогических кадров;
формирование демонополизированной и персонифицированной системы повышения квалификации и переподготовки педагогов;
поддержка инноваций и инициатив педагогов, профессиональных сообществ, образовательных организаций и их сетей;
внедрение новой модели организации и финансирования сектора дополнительного образования и социализации детей;
развитие сектора услуг по сопровождению раннего развития детей.
Важнейшим приоритетом на данном этапе развития образования Инсарского муниципального района является обеспечение доступности дошкольного образования.
Необходимо ликвидировать очереди на зачисление детей в дошкольные образовательные организации и обеспечить к 2016 году стопроцентную доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет. Решение этой задачи будет обеспечено за счет строительства детского сада в городе Инсар на 90 мест и реализации дошкольного образования в сельских малокомплектных школах района.
В общем образовании приоритетом первого этапа реализации Программы является завершение модернизации инфраструктуры, направленной на обеспечение во всех школах современных условий обучения. Данная задача должна быть решена как за счет мероприятий по реконструкции и ремонту зданий, закупке современного оборудования, так и через развитие системы дистанционного образования.
Наряду с созданием базовых условий обучения должна последовательно разворачиваться работа по формированию в школах современной информационной среды для преподавания (высокоскоростной доступ к сети Интернет, цифровые образовательные ресурсы нового поколения, современное экспериментальное оборудование) и управления (электронный документооборот).
Другим приоритетом в сфере общего образования станет обеспечение учебной успешности каждого ребенка независимо от состояния его здоровья, социального положения семьи. Для этого должна быть создана система поддержки школ и педагогов, обучающих сложные категории учащихся (дети в трудной жизненной ситуации, дети-сироты, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети мигрантов), сформирован прозрачный механизм приема в школы с повышенным уровнем обучения.
Детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставить возможности выбора варианта освоения программ общего образования в дистанционной форме, в рамках специального (коррекционного) или инклюзивного образования, а также обеспечить психолого-медико-социальное сопровождение и поддержку в профессиональной ориентации. Необходимо во всех образовательных учреждениях создать условия по беспрепятственному доступу детей-инвалидов.
Для снижения дифференциации в качестве образования между группами школ должны быть реализованы адресные программы перевода в эффективный режим работы школ, демонстрирующих низкие образовательные результаты.
Стратегическим приоритетом выступает формирование механизма опережающего обновления содержания образования. Необходимо обеспечить комплексное сопровождение введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, задающего принципиально новые требования к образовательным результатам. Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты открывает возможности для распространения деятельностных (проектных, исследовательских) методов, позволяющих поддерживать у школьников интерес к учению на всем протяжении обучения, формирующих инициативность, самостоятельность, способность к сотрудничеству.
Потенциальными точками роста системы дополнительного образования детей Инсарского муниципального района являются:
повышение качества ресурсного обеспечения дополнительного образования детей;
интеграция и преемственность общего и дополнительного образования детей;
реализация индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
развитие механизмов нормативного финансирования учреждений дополнительного образования детей;
развитие профильного обучения в дополнительном образовании детей;
государственно-общественный характер управления дополнительным образованием.
Отсюда следуют и особые функции дополнительного образования в системе общего образования детей:
обеспечение педагогическими средствами естественного, свободного процесса становления личности ребенка;
поддержка и защита растущего человека в поисках смысла жизни, в снятии напряженности перед неопределенностью окружающего мира, в осознании и реализации собственной жизненной позиции;
освоение ребенком культуры, ее ценностей и определения себя в культуре;
содействие профессиональному самоопределению, предоставление условий для ответственного поиска личностной карьеры и самоорганизации.
Компонентами динамически развивающейся системы дополнительного образования детей станут:
восприятие в сообществе детей и взрослых творчества и личной свободы субъекта образовательной деятельности как особо значимых ценностей;
освоение педагогами учреждений дополнительного образования детей, классными руководителями общеобразовательных школ методик сопровождения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
преобладающий субъектно-субъектный характер взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса;
сформированность внутренних и внешних связей субъектов образовательного пространства Инсарского муниципального района.
В государственной политике в сфере общего образования и дополнительного образования детей до 2019 года должен сохраняться приоритет нравственного и гражданского воспитания подрастающего поколения. Его реализация будет обеспечиваться через введение соответствующих элементов федеральных государственных образовательных стандартов, развитие практик социального проектирования и добровольческой деятельности на базе школ и организаций дополнительного образования детей, современные программы социализации детей в каникулярный период.
Достижение нового качества дошкольного, общего и дополнительного образования детей предполагает в качестве приоритетной задачи обновление состава и компетенций педагогических кадров. Для этого уже в ближайшие годы предусматривается комплекс мер, включающий:
доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций до 100 процентов от средней в Республике Мордовия;
доведение среднего уровня заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций до средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Мордовия;
доведение заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования (включая педагогов спортивных школ и школ искусств), квалификация которых сопоставима с квалификацией педагогических работников общеобразовательной школы, до уровня зарплаты педагогических работников общеобразовательных организаций;
введение стандартов профессиональной деятельности для педагогов и руководителей образовательных организаций и основанных на данных стандартах систем оплаты труда и аттестации;
формирование новых моделей педагогической карьеры и сопровождения профессионального развития;
поддержка создания и деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций в сфере образования;
развитие механизмов привлечения на работу в организации общего образования и дополнительного образования детей лучших выпускников вузов (в том числе - непедагогических) и талантливых специалистов.
Защита прав и интересов детей сегодня включена в сферу пристального внимания руководителей всех уровней власти, различных категорий специалистов, представителей общественности. Актуальной остается проблема детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1.2. Кадровый потенциал
Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. В системе образования района трудятся 283 педагога.
С целью усиления объективности оценки деятельности педагогических и руководящих работников в районе утверждены критерии оценки деятельности педагогических и руководящих работников системы образования в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных учреждениях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов.
В системе образования района остается высокой доля учителей пенсионного возраста. Это требует разработки и реализации дополнительных мер, направленных на привлечение в отрасль молодых специалистов.
С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 4500 тыс. рублей в зависимости от стажа работы.
В республике действует программа, предусматривающая льготное кредитование для педагогов по приобретению жилья или строительству нового: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 сентября 2012 г. N 347 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена подпрограмма "Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита" на 2012 - 2015 годы. Данная подпрограмма направлена на получение молодыми учителями ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, банковская процентная ставка по которому составляет 8,5% годовых, и субсидирование первого взноса в объеме 20% от суммы ипотечного кредита. Молодые педагоги Инсарского муниципального района принимают участие в этих программах. За последние 5 лет 10 педагогов района получили субсидии на строительство или приобретение жилья.
В результате проведенных мероприятий доля молодых специалистов со стажем работы до 5 лет в общеобразовательных учреждениях района увеличилась до 7%.
На муниципальном уровне осуществляется финансовая поддержка лучших образцов отечественного образования на муниципальном уровне: 5 педагогов ежегодно получают премию в рамках реализации ПНПО в размере 5 тыс. руб.
Одним из стимулов профессионального роста педагогов и руководителей образовательных учреждений является аттестация. В целях подтверждения соответствия руководителей занимаемым ими должностям управлением по социальной работе администрации Инсарского муниципального района разработаны необходимые нормативные правовые документы.
Обновляется система организации повышения квалификации педагогических и управленческих кадров системы образования.
Управление по социальной работе администрации Инсарского муниципального района ведет мониторинг повышения квалификации учителей и руководителей образовательных учреждений. Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования. Отрабатываются элементы персонифицированной системы повышения квалификации. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей составляет 31,1%.
Развиваются дистанционные формы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений.
II. Цель и задачи программы
Целями Программы являются:
- обеспечение высокого качества образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики;
- создание в системе дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей равных возможностей для получения качественного образования и позитивной социализации детей.
Задачи Программы:
первая задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Инсарского муниципального района, посредством:
развития эффективных финансово-экономических механизмов управления (введение эффективного контракта с педагогическими кадрами);
радикального обновления методов и технологий обучения;
вторая задача - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает:
обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся;
создание современных условий обучения;
развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций;
внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием;
третья задача - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий;
четвертая задача - обеспечение эффективной системы по социализации и самореализации молодежи, развитию потенциала молодежи.
Цель и задачи Программы взаимосвязаны с целями и задачами ряда республиканских целевых программ и муниципальной программы "Патриотическое воспитание граждан на территории Инсарского муниципального района на 2015 - 2019 годы".
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1 к Программе.
III. Показатели (индикаторы) эффективности реализации программы, прогноз конечных результатов программы
Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих основных результатов:
увеличение численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста, до 28%;
обеспечение дошкольными образовательными услугами 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет;
обеспечение образовательными услугами населения в возрасте 5 - 18 лет до 99,8%;
увеличение доли школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам, в общей численности школьников, до 89%;
увеличение численности детей-инвалидов, осваивающих образовательные программы общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования, до 79%;
устройство 79% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье);
увеличение доли детей 5 - 18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 78%;
увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 95%;
увеличение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений, до 72%;
увеличение доли обучающихся по программам общего и дополнительного образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования, до 47%;
увеличение доли общеобразовательных учреждений, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, для 100% обучающихся общеобразовательных организаций;
охват детей различными формами отдыха и оздоровления в течение года (от общей численности детей в возрасте от 7 до 17 лет).
Показатели (индикаторы) эффективности реализации Программы указаны в приложении 1 к настоящей Программе.
IV. Сроки и этапы реализации программы
Реализация Программы будет осуществляться в 2 этапа:
первый этап - 2016 - 2017 годы;
второй этап - 2018 - 2019 годы.
На первом этапе реализации Программы решается приоритетная задача обеспечения равного доступа к услугам дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей независимо от их места жительства, состояния здоровья и социально-экономического положения их семей.
В образовательных организациях будут созданы условия, обеспечивающие безопасность и комфорт детей, использование новых технологий обучения, а также современная прозрачная для потребителей информационная среда управления и оценки качества образования.
Для этого будет обеспечена модернизация образовательной сети и инфраструктуры дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей с опорой на лучшие международные примеры. Будет внедрен федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, разработан и внедрен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования, федеральные государственные образовательные стандарты и примерные основные образовательные программы общего образования для детей-инвалидов, финансово-экономические механизмы предоставления услуг в дистанционной форме и в рамках сетевого взаимодействия.
В дошкольном образовании получат развитие вариативные формы предоставления услуг, что в совокупности со строительством эффективных зданий детских садов обеспечит существенное сокращение дефицита мест.
Особое внимание на данном этапе будет уделяться формированию инструментов поддержки особых групп детей в системе образования (одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов). Это позволит на следующем этапе сократить разрыв в качестве образования между лучшими и худшими группами учащихся и школ, увеличив при этом численность детей, демонстрирующих высокий уровень достижений в конкурсах и олимпиадах.
Все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение, получат возможность получения общего образования в дистанционной форме или в форме инклюзивного образования и соответствующего психолого-медико-социального сопровождения.
Кроме того, на первом этапе запускаются проекты обновления содержания и технологий образования по приоритетным направлениям с опорой на сеть инновационных площадок.
По итогам реализации первого этапа (2016 - 2017 годы):
всем детям старшего дошкольного возраста будет предоставлена возможность освоения программ предшкольного образования;
все дети с ограниченными возможностями здоровья, которым показано обучение в форме дистанционного образования, будут иметь возможность получения общего образования в такой форме;
все общеобразовательные организации начнут осуществлять обучение в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
будет обеспечено подключение 100% школ к высокоскоростному доступу к сети "Интернет";
будет завершен переход к эффективному контракту в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей: средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций составит не менее 100% от средней заработной платы в Республике Мордовия;
будут введены стандарты профессиональной деятельности и основанная на них система аттестации педагогов;
будут сформированы механизмы регулярного обновления кадрового резерва руководителей системы общего образования, в том числе руководителей общеобразовательных организаций, реализованы масштабные программы повышения квалификации и переподготовки педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах.
На втором этапе реализации подпрограммы 2 (2018 - 2019 годы) на основе созданного задела будут запущены механизмы модернизации образования, обеспечивающие достижение нового качества результатов обучения и социализации детей.
Масштабные общественные просветительские проекты с использованием современных медийных инструментов охватят значительную часть детей и подростков.
По итогам второго этапа реализации Программы к 2018 году:
всем обучающимся общеобразовательных организаций будет предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями;
будет обеспечено подключение 100% школ по высокоскоростному доступу к сети "Интернет";
все педагоги и руководители организаций дошкольного, общего и дополнительного образования детей пройдут повышение квалификации или профессиональную переподготовку по современным программам обучения с возможностью выбора;
не менее чем 78% детей в возрасте от 5 до 18 лет будут охвачены услугами дополнительного образования детей;
не менее 47% обучающихся по программам общего образования будут участвовать в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
V. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
В соответствии с Уставом Инсарского муниципального района к вопросам местного значения в том числе относятся:
- организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Инсарского муниципального района;
- опека и попечительство.
Исходя из перечисленных полномочий, в Программе предусмотрены основные мероприятия по реализации в Инсарском муниципальном районе федеральной государственной образовательной политики в области образования.
При формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", реализация которого началась с 1 сентября 2013 года.
Основные мероприятия отражают актуальные и перспективные направления Инсарского муниципального района в сфере образования.
В Программе определены стратегические направления развития системы образования Инсарского муниципального района, в соответствии с которыми выделены следующие отдельные основные мероприятия:
1) развитие системы дошкольного образования;
2) развитие системы общего образования;
3) развитие системы дополнительного образования;
4) выявление и поддержка одаренных детей и молодежи;
5) создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей, оставшихся без попечения родителей;
6) реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья;
7) развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей;
8) мероприятия по проектно-изыскательским работам, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту образовательных учреждений, а также по приведению объектов образования в соответствии с предъявляемыми требованиями (противопожарными, санитарными и другими).
9) мероприятия по обеспечению реализации муниципальной программы "Развитие образования в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2016 - 2019 годы и прочие мероприятия.
Рядом основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых муниципальных мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся.
Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Программы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Законе Республики Мордовия "Об образовании в Республике Мордовия", и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации, а также мероприятия по обеспечению реализации Программы.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. N 1507-р Республика Мордовия участвует в реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта"Образование". Реализация мероприятий, в том числе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", будет осуществляться в рамках реализации Программы.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении 2.
5.1. Основное мероприятие 1 "Развитие дошкольного образования"
Основное мероприятие 1 "Развитие дошкольного образования" направлено на обеспечение мер по формированию и финансированию муниципальных заданий на реализацию программ дошкольного образования, осуществляемого с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.
Для решения задачи увеличения охвата услугами дошкольного образования в рамках данного мероприятия предполагается:
строительство и капитальный ремонт зданий дошкольных образовательных организаций с целью создания дополнительных мест;
создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах, создание организаций типа "детский сад-школа", развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций, семейных и корпоративных детских садов;
формирование инфраструктуры услуг по сопровождению раннего развития детей (0 - 3 года), включая широкую информационную поддержку семей.
Для стимулирования развития вариативных форм (включая развитие частного сектора) и приближения дошкольных организаций к местам проживания детей будут оптимизированы требования к устройству зданий и/или помещений, содержанию и организации режима работы организаций и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги дошкольного образования.
Финансовое обеспечение получения дошкольного образования будет предоставляться в размере, соответствующем нормативам финансового обеспечения государственных образовательных организаций. Развитие негосударственного сектора вариативных услуг дошкольного образования на республиканском и муниципальном уровнях будет осуществляться также через систему налоговых льгот, льготную арендную плату, субсидирование затрат частных предпринимателей на содержание имущества.
Педагоги негосударственных дошкольных организаций будут включены в систему повышения квалификации и методической поддержки.
С 2014 года средняя заработная плата педагогических работников дошкольных организаций доведена до уровня средней заработной платы в сфере общего образования в Республике Мордовия. В дальнейшем ее значение будет индексироваться с учетом роста средней заработной платы в сфере общего образования.
Для обеспечения современного качества дошкольного образования будет организовано внедрение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного общего образования.
Будут разработаны основы мониторинга системы дошкольного образования, включая мониторинг дошкольной образовательной организации как части данной системы, определены ориентиры и средства построения индивидуальной образовательной траектории ребенка дошкольного возраста.
Обновление содержания и технологий дошкольного образования будет обеспечиваться за счет поддержки инновационных образовательных организаций дошкольного образования и их сетевых объединений, а также за счет передовых научных разработок, в том числе с учетом передового российского и международного опыта.
Для обеспечения результативности программ дошкольного образования будут запущены экспериментальные исследования эффективности программ. Данные о результатах исследований будут доступны для общественности и послужат основой для дальнейшего совершенствования данных программ.
Механизм отбора и сопровождения деятельности инновационных организаций и сетей будет предусматривать взаимодействие органов, осуществляющих управление образованием на разных уровнях (региональный, муниципальный), профессиональных ассоциаций.
В рамках Программы будут реализованы мероприятия по повышению квалификации и переподготовке руководителей и педагогов дошкольного образования на базе стажировочных площадок.
Планируется создание специализированных центров, отделений и программ для раннего развития при организациях дошкольного и дополнительного образования, а также лекотек, информационно-консультационных сервисов.
В рамках данного основного мероприятия будут реализованы меры по формированию современной качественной предметно-развивающей среды в дошкольных образовательных организациях и центрах раннего развития детей, в том числе через политику развития индустрии товаров и игровой продукции для детей, а также путем предоставления субсидий для оснащения вновь созданных мест в дошкольных образовательных учреждениях, по приобретению оборудования для внедрения здоровьесберегающих технологий и технологий компенсирующего обучения в систему дошкольного образования.
Реализация основного мероприятия 1 направлена на достижение:
а) целевого показателя Программы:
доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе);
б) показателей Программы:
удельный вес численности детей в возрасте от 0 до 3 лет, охваченных программами поддержки раннего развития, в общей численности детей соответствующего возраста;
доступность дошкольного образования (отношение численности детей 5 - 7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 5 - 7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5 - 7 лет, обучающихся в школе).
В ходе реализации данного основного мероприятия будут достигнуты следующие результаты:
будет создана инфраструктура сопровождения раннего развития детей (от 0 до 3 лет);
семьям с детьми раннего возраста будут предоставлены консультационные услуги;
всем детям в возрасте от 3 до 7 лет будут предоставлены услуги дошкольного образования;
будут разработаны новые регулирующие нормативы для развития инфраструктуры дошкольного образования;
будут созданы передовые модели современных детских садов;
в 100 процентах дошкольных образовательных организаций будет внедрен федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
вырастет доля первоклассников, у которых сформирована готовность к освоению программ начального общего образования.
Сроки реализации основного мероприятия 1 - 2016 - 2019 годы.
5.2. Основное мероприятие 2 "Развитие общего образования"
Основное мероприятие 2 "Развитие общего образования" направлено на обеспечение доступности и высокого качества образовательных услуг общего образования, обеспечение единого образовательного пространства, осуществление формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на реализацию основных образовательных программ общего образования с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.
Для решения задачи повышения качества и конкурентоспособности отечественного образования, соответствия содержания общего образования целям опережающего развития основное мероприятие 2 предусматривает:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования, среднего общего образования; формирование и реализацию механизма опережающего обновления содержания и технологий образования (прежде всего, в областях, нуждающихся в модернизации: иностранный язык, социальные науки, технологии);
совершенствование содержания и технологий образования в областях потенциального международного лидерства (обучение математике и чтению);
формирование новой технологической среды в системе образования, в том числе подключение школ к высокоскоростному доступу к сети "Интернет", развитие нового поколения учебных материалов (включая учебники), образовательных электронных Интернет-ресурсов, введение современных электронных систем управления школой;
создание механизмов обеспечения равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства и социально-экономического статуса;
поддержку инноваций и инициатив образовательных организаций.
Основным механизмом обновления содержания общего образования и модернизации условий его получения станет внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов.
В новых стандартах образование рассматривается как важнейшая социальная деятельность, лежащая в основе развития гражданского общества и экономики страны.
Ключевой составляющей новых федеральных государственных образовательных стандартов являются требования к результатам освоения основных образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования. Новые федеральные государственные образовательные стандарты существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов, сформулированных на основе согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства, а также современных научных представлений о развитии ребенка в соответствующих возрастах. Достижение этих новых результатов потребует не только адекватных материально-технических условий, но и существенных изменений в деятельности педагогов, в системе оценки их деятельности.
На ступени начальной школы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом ведущее значение имеет формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться и организовывать свою деятельность. Это значит, что в начальной школе педагогам необходимо освоить технологии развития самоорганизации и самооценки.
На ступени основной школы федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание уделяет формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умениям самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта.
В старшей школе среди образовательных результатов центральное место займут способности к построению индивидуальной образовательной траектории, навыки учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Важнейшей особенностью структуры новых федеральных государственных образовательных стандартов является нормативное закрепление требований к условиям реализации основных образовательных программ (кадровым, финансовым, материально-техническим, учебно-методическим, информационным и др.), в совокупности ориентированным на создание развивающей, комфортной образовательной среды.
Реализация основного мероприятия направлена на достижение:
а) целевого показателя Программы:
удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся;
б) целевого показателя Программы:
охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет).
В результате реализации мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;
будет обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности дошкольного, общего образования;
увеличится охват детей услугами дополнительного образования;
будет сокращен разрыв в качестве образования между школами, работающими в разных социальных контекстах;
заработная плата педагогических работников достигнет не менее 100 процентов средней заработной платы по Республике Мордовия;
будет обеспечено единство образовательного пространства.
Сроки реализации основного мероприятия - 2016 - 2019 годы.
5.3. Основное мероприятие 3 "Развитие дополнительного образования"
Основное мероприятие 3 "Развитие дополнительного образования" направлено на развитие потенциала организаций дополнительного образования детей в формировании мотивации к познанию и творчеству, создание среды и ресурсов открытого образования для позитивной социализации и самореализации детей и молодежи.
В рамках данного основного мероприятия будет обеспечено формирование и финансовое обеспечение муниципальных заданий на реализацию программ дополнительного образования детей. Финансовое обеспечение реализации государственного задания будет осуществляться с учетом показателей по объему и качеству оказываемых услуг.
В рамках подпрограммы будет реализовано мероприятие по распространению на территории Инсарского муниципального района современных моделей успешной социализации детей, интегрированных моделей общего и дополнительного образования, которые станут основой для дальнейшего развития дополнительного образования детей в муниципалитете.
Будут реализованы меры по повышению заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей. Заработная плата педагогических работников с высоким уровнем квалификации будет доведена до уровня, сопоставимого с уровнем квалификации учителей школ.
Повышение заработной платы педагогических работников организаций дополнительного образования детей предусматривает введение новой системы оплаты труда.
Мероприятия по развитию дополнительного образования будут включать меры по:
улучшению материально-технической базы организаций дополнительного образования детей;
формированию механизмов выявления заказа местного сообщества на услуги дополнительного образования детей, общественно-профессиональной экспертизы программ;
созданию мест получения социального и трудового опыта для школьников в организациях вне системы образования;
обеспечению организаций дополнительного образования детей современным оборудованием и пособиями;
подготовке квалифицированных кадров, владеющих современными педагогическими технологиями дополнительного образования и социализации детей и подростков;
привлечению к работе в организациях дополнительного образования детей специалистов в конкретных областях науки, техники, искусства, бизнеса, лучших студентов вузов и представителей родительской общественности;
подготовке руководителей организаций дополнительного образования детей в области менеджмента и маркетинга;
обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей и подростков, нуждающихся в психолого-педагогическом и ином специальном сопровождении, в том числе детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот, детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширению практики детского самоуправления, участия детей и подростков в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности через представительство в органах управления образовательными организациями;
реализации эффективных моделей психологической помощи детям и семьям, в том числе профилактической и реабилитационной работы с детьми с девиантным поведением.
Наряду с этим будет осуществляться создание и внедрение программ обучения навыкам безопасного поведения в Интернет-пространстве, профилактики Интернет-зависимости, рисков вовлечения в противоправную деятельность.
Реализация основного мероприятия направлена на достижение показателей Программы:
охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет);
удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования.
В результате реализации данного основного мероприятия будут достигнуты следующие результаты:
не менее 78 процентов детей от 5 до 18 лет будут охвачены программами дополнительного образования;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, из семей с низким социально-экономическим статусом будут иметь возможность бесплатного обучения по программам дополнительного образования;
повысятся показатели уровня социализации выпускников общеобразовательных организаций (по результатам национального мониторинга).
Сроки реализации основного мероприятия 3 - 2016 - 2019 годы.
5.4. Основное мероприятие 4 "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи"
Основное мероприятие 4 "Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи" направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны.
В соответствии с утвержденными Концепцией общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и Комплексом мер по ее реализации основными направлениями функционирования общенациональной системы выявления и развития молодых талантов являются:
развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере образования, экономических и организационно-управленческих механизмов;
развитие и совершенствование научной и методической базы научных и образовательных организаций;
развитие системы подготовки педагогических и управленческих кадров;
развитие и совершенствование системы интеллектуальных, творческих и спортивных состязаний;
формирование условий для профессиональной самореализации молодежи.
В рамках основного мероприятия 4 будет продолжено финансовое обеспечение, методическое и информационное сопровождение традиционных муниципальных мероприятий, связанных с сопровождением талантливых детей: системы проведения предметных олимпиад школьников, участия школьников в республиканских и федеральных предметных олимпиадах, государственной поддержки талантливой молодежи (премии главы администрации по поддержке талантливой молодежи) и сопровождение мероприятий по государственной поддержке талантливой молодежи.
Наряду с поддержкой интеллектуально одаренных детей будет развиваться система выявления и поддержки талантливых и одаренных детей в творческой (художественной, музыкальной), социальной, научно-технической, спортивно-технической областях.
Будет обеспечена поддержка образовательных организаций и педагогов, успешно реализующих программы выявления и поддержки молодых талантов, обучения детей с высоким уровнем мотивации к обучению.
Мероприятия Программы по выявлению и поддержке молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации будут включать меры по:
совершенствованию методической и материально-технической базы образовательных организаций для организации работы по развитию одаренности детей и молодежи;
повышению квалификации педагогических работников и руководителей образовательных организаций в сфере педагогики и психологии одаренности, а также в сфере организации работы по развитию одаренности детей и молодежи, выявлению, обучению, воспитанию и развитию молодых талантов и детей с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации;
развитию и совершенствованию интеллектуальных, творческих конкурсов (в том числе конкурсов профессионального мастерства в сфере прикладных квалификаций) и спортивных состязаний;
созданию педагогических и социальных условий для развития и дальнейшей профессиональной самореализации одаренных детей и молодежи;
адресной индивидуальной поддержке одаренных детей и молодежи;
работе с одаренными детьми и молодежью из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья;
созданию на базе образовательных организаций консультативных сервисов для родителей в целях оказания им методической помощи в обучении, воспитании и развитии детей (в том числе раннего возраста) и молодежи;
реализации мероприятий по вовлечению талантливых детей и молодежи в научную и инновационную деятельность, проводимых советами молодых ученых и специалистов Республики Мордовия;
поддержке образовательных организаций и педагогических работников, наиболее успешно работающих с молодыми талантами и детьми с высоким уровнем мотивации к обучению и самореализации путем присуждения премий и грантов;
созданию условий для развития заочных и очно-заочных школ и мотивированных к обучению детей и молодежи на базе организаций высшего образования и организаций дополнительного образования детей, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
Реализация основного мероприятия 4 направлена на достижение целевых показателей Программы:
удельный вес обучающихся по программам общего образования, участвующих в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в общей численности обучающихся по программам общего образования;
охват детей в возрасте 5 - 18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет).
Сроки реализации основного мероприятия 4 - 2016 - 2019 годы.
5.5. Основное мероприятие 5 "Создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей, оставшихся без попечения родителей"
Основное мероприятие 5 "Создание условий, обеспечивающих успешную социализацию детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках основного мероприятия 5 будут проведены мероприятия по своевременному выявлению семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на ранних стадиях развития социального неблагополучия, организации комплексной работы с ними для предотвращения дезорганизации семьи и возможного лишения родителей родительских прав; по максимально активной деятельности по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формированию четкой системы органов и специалистов, постоянно принимающих участие в такой работе, с закрепленными новыми функциональными обязанностями, создание новых и использование или расширение потенциала уже имеющихся служб.
В рамках данного мероприятия будут разработаны и внедрены технологии и методики социализации, реабилитации и социального сопровождения детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Программой предусматривается максимально возможное семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей (непосредственно после выявления таких детей, а также детей, уже воспитывающихся в интернатных учреждениях): привлечение к процессу граждан, согласных принять детей на воспитание, но не предпринимающих для этого активных действий, подготовка семей к принятию ребенка на воспитание (психологическое тестирование и выявление мотивации потенциальных замещающих родителей, подготовка их к приему ребенка), социальное и психологическое сопровождение замещающих семей.
5.6. Основное мероприятие 6 "Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья"
Основное мероприятие 6 "Реализация моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья" направлено на обеспечение доступности качественных образовательных услуг детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Будут обеспечены разработка и внедрение федеральных требований к реализации программ дошкольного образования, федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования для детей-инвалидов.
В рамках данного основного мероприятия в Инсарском муниципальном районе будут реализованы программы обеспечения качественного дошкольного, общего образования и дополнительного образования для детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включающие меры по развитию инфраструктуры и технологий дистанционного обучения детей-инвалидов, моделей инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Специальное внимание будет уделено созданию в образовательных организациях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В рамках основного мероприятия 6 будет продолжено развитие системы обучения детей-инвалидов на дому с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
В рамках Программы будет реализовываться мероприятие по развитию сетевого взаимодействия образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, подготовке и повышению квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.
Реализация основного мероприятия 6 направлена на достижение целевого показателя Программы "удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся по программам общего образования на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в общей численности детей-инвалидов, которым не противопоказано обучение".
В результате реализации данного основного мероприятия детям-инвалидам будут предоставлены возможности освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного или инклюзивного образования.
Сроки реализации основного мероприятия 6 - 2016 - 2019 годы.
5.7. Основное мероприятие 7 "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей"
Основное мероприятие 7 "Развитие кадрового потенциала системы дошкольного, общего и дополнительного образования детей" направлено на повышение социального престижа и привлекательности педагогической профессии, уровня квалификации преподавательских кадров, стимулирование педагогов к повышению качества деятельности и непрерывному профессионального развитию. В рамках основного мероприятия 7 будет решаться задача формирования эффективного контракта с педагогами в сфере дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей через повышение заработной платы педагогических работников.
В сфере дошкольного, общего образования, дополнительного образования детей будет осуществляться поддержка институтов самоуправления в профессиональной среде, в том числе создание кодекса профессиональной этики, создание и поддержка деятельности профессиональных ассоциаций и саморегулируемых организаций. Будут реализованы меры, направленные на усиление роли профессиональных объединений педагогов в разработке стандартов профессиональной деятельности, образовательных стандартов, процедурах оценки качества деятельности образовательных организаций, аттестации педагогов, экспертизы в рамках профессиональных конкурсов, экспертизы учебных изданий, цифровых образовательных ресурсов, контрольно-измерительных материалов и др.
Решение задачи повышения мотивации непрерывного профессионального развития, стимулирования творческой активности педагогов, создания условий для выявления и обмена лучшими практиками будет обеспечиваться посредством развития муниципальных педагогических мероприятий, таких как: муниципальные этапы конкурсов "Учитель года", "Воспитатель года" и другие.
В рамках Программы будет продолжено ежегодное премирование 5 лучших учителей в размере 5 тыс. рублей каждому, реализующееся ранее в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Будут организованы стажировки и повышение квалификации педагогов и руководителей образовательных организаций в ведущих образовательных организациях.
Для повышения качества преподавания и управления будут реализованы меры, направленные на формирование системы поддержки непрерывного профессионального развития педагогов и руководителей, включающие:
повышение квалификации и переподготовку педагогических и управленческих кадров, включая организацию стажировок и обучение в ведущих образовательных центрах, а также обучение учителей технологиям деятельностной педагогики;
создание и регулярное (не реже одного раза в год) обновление кадрового резерва руководителей системы общего образования и дополнительного образования детей;
переход на конкурсную основу отбора руководителей общеобразовательных организаций с публичным представлением кандидатами программы развития организаций;
поддержку профессиональных сообществ работников дошкольного, общего образования и дополнительного образования детей;
организацию академических обменов с партнерскими регионами, стажировок педагогов и руководителей образовательных организаций в лучших образовательных организациях в республике и России.
Также в рамках реализации мероприятия 7 будут финансово обеспечены социальные гарантии для работников образовательных организаций:
компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;
денежная компенсация педагогическим работникам в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.
Будет обеспечена эффективная интеграция систем повышения квалификации, оценки качества и аттестации педагогических кадров.
Реализация основного мероприятия направлена на достижение целевого показателя Программы:
удельный вес численности руководителей государственных (муниципальных) организаций дошкольного образования, общеобразовательных организаций и организаций дополнительного образования детей, прошедших в течение последних трех лет повышение квалификации или профессиональную переподготовку, в общей численности руководителей организаций дошкольного, общего, дополнительного образования детей.
В результате реализации данного основного мероприятия:
будет завершен переход к эффективному контракту в сфере общего образования: средняя заработная плата педагогических работников общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций составит не менее 100 процентов к средней заработной плате в Республике Мордовия;
повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров;
увеличится доля педагогов, использующих современные образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные;
все педагоги будут включены в программы повышения квалификации, предусматривающие возможность выбора программ с учетом индивидуальных планов профессионального развития;
в районе будет сформирован кадровый резерв руководителей системы общего образования и дополнительного образования детей, механизмы его регулярного обновления;
будут обеспечены государственные социальные гарантии работникам образования, повысится привлекательность педагогической профессии и уровень квалификации преподавательских кадров, увеличится среднедушевой доход педагогических работников.
Сроки реализации основного мероприятия 7 - 2016 - 2019 годы.
5.8. Основное мероприятие 8 "Мероприятия по проектно-изыскательским работам, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту образовательных учреждений, а также по приведению объектов образования в соответствии с предъявляемыми требованиями (противопожарными, санитарными и другими)"
Мероприятие 8 "Мероприятия по проектно-изыскательским работам, строительству, реконструкции, капитальному и текущему ремонту образовательных учреждений, а также по приведению объектов образования в соответствии с предъявляемыми требованиями (противопожарными, санитарными и другими)" направлено на создание в образовательных организациях условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, на инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности.
Будет проведена работа по модернизации требований санитарных и строительных норм, пожарной безопасности и иных требований к инфраструктуре образовательных организаций, с учетом современных условий технологической среды образования, образовательного процесса и управления образованием, требующих перехода от запрещающих требований к руководствам по организации среды с требованием к минимальному стандарту.
Реализация основного мероприятия направлена на достижение:
а) целевого показателя Программы:
удельный вес численности обучающихся муниципальных общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся.
В результате реализации мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
во всех общеобразовательных организациях будут созданы условия, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.
Сроки реализации основного мероприятия 8 - 2016 - 2019 годы.
5.9. Основное мероприятие 9 "Мероприятия по обеспечению реализации муниципальной программы "развитие образования в инсарском муниципальном районе республики мордовия" на 2016 - 2019 годы и прочие мероприятия в области образования"
Основное мероприятие 9 "Мероприятия по обеспечению реализации муниципальной программы "Развитие образования в Инсарском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2016 - 2019 годы и прочие мероприятия в области образования" нацелено на реализацию муниципального задания муниципальными образовательными организациями, обеспечивающими предоставление услуг в сфере образования, и других мероприятий.
Планируемые мероприятия будут реализованы в рамках доведенных лимитов бюджета Инсарского муниципального района, республиканского и федерального бюджетов.
Сроки реализации основного мероприятия 9 - 2016 - 2019 годы.
VI. Описание мер муниципального регулирования и управления рисками в рамках программы
В связи с реализацией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в течение 2016 - 2017 годов в рамках Программы на основе принятых федеральных и республиканских нормативных актов будут приняты муниципальные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного федерального закона, других федеральных нормативных актов.
К основным рискам реализации Программы относятся:
финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Программы, в том числе со стороны республиканского бюджета Республики Мордовия, бюджета Инсарского муниципального района, образовательных организаций;
нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;
организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности целям и реализации Программы.
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Программы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы.
Нормативные риски. В Программе заложены мероприятия, направленные на изменения в системе образования, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия подзаконных актов к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации".
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Программы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Программы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Программы. Важно также демонстрировать достижения реализации Программы и формировать группы лидеров.
VII. Прогноз сводных показателей муниципальных заданий по этапам реализации программы
Прогноз сводных показателей включает показатели муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг по реализации образовательных программ всех уровней образования муниципальными образовательными организациями.
В рамках Программы предусматривается реализация муниципальных заданий на выполнение работ:
на реализацию основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования;
на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей за счет средств бюджета Инсарского муниципального района.
VIII. Ресурсное обеспечение мероприятий программы
Финансирование и реализация соответствующих мероприятий в рамках Программы будет осуществляться за счет средств бюджета Инсарского муниципального района Республики Мордовия.
За счет средств бюджета Республики Мордовия осуществляется софинансирование расходных обязательств в рамках заключаемых с Министерством образования Республики Мордовия соглашений.
В рамках Программы наряду с финансовым обеспечением муниципального задания планируется финансовое обеспечение мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества образовательных услуг, развитие перспективных направлений и образовательных организаций.
Информация о распределении объемов и источников финансирования по годам отражена в приложении 2 к Программе. Указанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджета.
Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
IX. Методика оценки эффективности программы
Методика оценки эффективности и результативности Программы учитывает, во-первых, степень достижения целей и решения задач Программы, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Инсарского муниципального района и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации.
Оценка степени достижения целей и решения задач Программы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы. Показатель степени достижения целей и решения задач Программы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации программы):
, где:
(1)
- значение показателя степени достижения целей и решения задач Программы в целом;
n - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Программы;
- соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач Программы.
Значение , превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации Программы.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Инсарского муниципального района рассчитывается согласно формуле:
, где:
(3)
- запланированный объем затрат из средств бюджета Инсарского муниципального района на реализацию Программы;
- фактический объем затрат из средств бюджета Инсарского муниципального района на реализацию Программы.
Значение ЭИС, превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени соответствия фактических затрат их запланированному уровню и эффективности использования средств бюджета Инсарского муниципального района.
Помимо расчетов по данной методике предполагается проведение оценки эффективности конкретных мероприятий и мер Программы с использованием современных экономических и социологических количественных и качественных методов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.