В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:
Утвердить Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (прилагаются).
Глава Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
г. Саранск
7 ноября 2016 года
N 250-УГ
Основные направления
налоговой политики Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 7 ноября 2016 г. N 250-УГ)
Основные направления налоговой политики Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (далее - Основные направления налоговой политики) разработаны в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Основные направления налоговой политики подготовлены с целью составления проекта закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов". Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании республиканского бюджета Республики Мордовия, так и при подготовке проектов бюджетов муниципальных образований.
Налоговая политика Республики Мордовия в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Республики Мордовия всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет повышения качества их администрирования.
Налоговая политика будет ориентирована на реализацию изменений налогового законодательства и нацелена на увеличение уровня собираемости налоговых доходов.
Увеличению поступления доходов в бюджет Республики Мордовия должно способствовать осуществление следующих мер:
1) обеспечение поступления в консолидированный бюджет Республики Мордовия всех доходных источников в запланированных объемах, а также дополнительных доходов, в том числе за счет погашения налогоплательщиками задолженности по обязательным платежам в бюджет;
2) совершенствование контрольной работы в отношении организаций, снижающих налогооблагаемую базу, имеющих недоимку по налогам, а также выплачивающих заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства;
3) повышение эффективности управления государственной и муниципальной собственностью, увеличение поступлений доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия и бюджеты муниципальных образований от их использования;
4) продолжение проведения на территории Республики Мордовия инвентаризации недвижимого имущества;
5) обеспечение обоснованности и эффективности установления законодательством Республики Мордовия налоговых льгот, оптимизация установленных налоговых льгот;
6) увеличение налогового потенциала Республики Мордовия за счет стимулирования деловой активности в республике, привлечения инвестиций, реализации высокоэффективных инвестиционных проектов;
7) стимулирование развития малого и среднего предпринимательства на территории Республики Мордовия.
Основные итоги реализации налоговой политики в 2015 году
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия в 2014 - 2015 годах характеризуется следующим образом:
(млн. рублей) | |||||||
Наименование показателя |
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
||||
исполнение |
доля, % |
план |
исполнение |
% исполнения |
Доля, % |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Налоговые доходы - всего в том числе: |
26 777,0 |
95,8 |
24 524,3 |
23 486,5 |
96 |
95,1 |
87,7 |
налог на прибыль организаций |
8 054,5 |
28,8 |
2 442,7 |
2 172,1 |
89 |
8,8 |
27,0 |
налог на доходы физических лиц |
7 760,3 |
27,8 |
9 869,0 |
9 479,0 |
96 |
38,4 |
122,1 |
акцизы на этиловый спирт |
1,6 |
0 |
- |
5,0 |
|
0,0 |
310,3 |
акцизы на вина |
33,8 |
од |
40,0 |
4,4 |
11 |
0,0 |
13,1 |
акцизы на пиво |
2 732,6 |
9,8 |
2 790,0 |
3 017,2 |
108 |
12,2 |
110,4 |
акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов |
2 756,2 |
9,9 |
2 907,4 |
2 422,7 |
83 |
9,8 |
87,9 |
акцизы на нефтепродукты |
1 219,8 |
4,4 |
1 624,6 |
1 591,8 |
98 |
6,4 |
130,5 |
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
707,2 |
2,5 |
742,6 |
743,9 |
100 |
3,0 |
105,2 |
единый налог на вмененный доход |
483,7 |
1,7 |
513,9 |
491,2 |
96 |
2,0 |
101,6 |
единый сельскохозяйственный налог |
11,8 |
0 |
12,1 |
16,3 |
135 |
0,1 |
138,0 |
налог на имущество физических лиц |
45,4 |
0,2 |
55,7 |
46,4 |
83 |
0,2 |
102,1 |
налог на имущество организаций |
1 834,7 |
6,6 |
2 137,1 |
2 194,7 |
103 |
8,9 |
119,6 |
транспортный налог |
496,5 |
1,8 |
572,8 |
565,3 |
99 |
2,3 |
113,9 |
земельный налог |
507,5 |
1,8 |
570,7 |
559,8 |
98 |
2,3 |
110,3 |
налог на добычу полезных ископаемых |
32,5 |
од |
43,6 |
25,6 |
59 |
0,1 |
78,8 |
прочие налоговые доходы |
98,9 |
0,4 |
202,1 |
151,0 |
75 |
0,6 |
152,7 |
Неналоговые доходы - всего в том числе: |
1 183,7 |
4,2 |
3 458,81 |
1 213,06 |
35 |
4,9 |
102,5 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
467,7 |
1,7 |
448,73 |
.417,08 |
93 |
1,7 |
89,2 |
платежи за пользование природными ресурсами |
61,2 |
0,2 |
62,40 |
56,88 |
91 |
0,2 |
92,9 |
доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
294,5 |
1,1 |
2 458,09 |
281,82 |
11 |
1,1 |
95,7 |
административные платежи и сборы |
0,7 |
0 |
0,54 |
0,64 |
118 |
0,0 |
91,3 |
штрафы |
262,6 |
0,9 |
410,45 |
368,37 |
90 |
1,5 |
140,3 |
прочие неналоговые доходы |
97 |
0,3 |
78,60 |
88,27 |
112 |
0,4 |
91,0 |
Налоговые и неналоговые доходы |
27 960,7 |
100 |
27 983,1 |
24 699,5 |
88 |
100 |
88,3 |
Удельный вес налоговых и неналоговых доходов, зачисляемых в консолидированный бюджет Республики Мордовия в валовом региональном продукте республики
Наименование показателя |
2014 год (%) |
2015 год (%) |
Налоговые доходы |
15,9 |
12,5 |
Неналоговые доходы |
0,7 |
0,6 |
Налоговые и неналоговые доходы - всего |
16,6 |
13,1 |
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Мордовия за 2015 год составило 24 699,5 млн. рублей, что составляет 88,3 процента к плановым назначениям года. По сравнению с 2014 годом поступления снизились на 11,7 процента, или на 3261,2 млн. рублей. Основной причиной снижения налоговых и неналоговых доходов является поступление в 2014 году разовых платежей по налогу на прибыль организаций.
По поступлениям налоговых и неналоговых доходов на душу населения за 2015 год (30,5 тыс. рублей) Республика Мордовия занимает 55 место по Российской Федерации и 8 место по Приволжскому федеральному округу. Средний показатель по субъектам Российской Федерации составил 50,2 тыс. рублей.
Основные причины роста отдельных налоговых и неналоговых доходов в 2015 году:
1) увеличение объемов реализации подакцизной продукции;
2) увеличение норматива отчисления до 100 процентов планируемой суммы к распределению доходов от уплаты акцизов от реализации дизельного топлива, моторных масел, автомобильного и прямогонного бензина в бюджеты субъектов Российской Федерации в 2015 году, увеличение установленного федеральным законодательством норматива отчисления в бюджет Республики Мордовия;
3) отмена налоговых льгот по налогу на имущество организаций, установленных федеральным и региональным законодательством;
4) увеличение поступлений штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения в сравнении с аналогичным периодом прошлого года почти в 1,5 раза за счет увеличения количества камер фотовидеофиксации нарушений дорожного движения.
Объем недополученных доходов консолидированного бюджета Республики Мордовия вследствие предоставления налогоплательщикам региональным законодательством налоговых льгот в 2015 году составил 1 231,8 млн. рублей. По сравнению с 2014 годом объем налоговых льгот снизился на 54,8 млн. рублей.
Информация
о предоставляемых льготах по платежам в бюджет Республики Мордовия
(млн. рублей) | |||||
|
2014 год |
2015 год |
Темп роста, % |
||
сумма |
В % к налоговым доходам |
сумма |
в % к налоговым доходам |
||
Налоговые льготы - всего в том числе: |
1 286,6 |
5,6 |
1231,8 |
6,4 |
95,7 |
налог на прибыль организаций |
41,9 |
0,2 |
30,8 |
0,2 |
73,5 |
налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
7,2 |
0,0 |
8,6 |
0,0 |
119 |
налог на имущество организаций |
1 234,0 |
4,6 |
1 189,1 |
6,2 |
96,4 |
транспортный налог |
3,5 |
0,0 |
3,3 |
0,0 |
94,2 |
Законом Республики Мордовия от 28 ноября 2014 г. N 94-З следующим категориям налогоплательщиков отменены налоговые льготы по налогу на имущество организаций:
- организациям, в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, объектов внешнего благоустройства, специального автотранспорта, используемого в коммунальном обслуживании населения;
- организациям, осуществляющим производство, а также оптовую торговлю минеральными удобрениями, сырьем и иными компонентами для производства минеральных удобрений, ежеквартальный объем выручки от реализации которых составляет не менее 30% от общего объема выручки организации.
Законом Республики Мордовия от 26 ноября 2015 г. N 86-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия" отменена налоговая льгота по налогу на имущество организаций организациям, осуществляющим в качестве основного вида деятельности производство, переработку, хранение сельскохозяйственной продукции, выращивание, лов и переработку рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Также вышеуказанным Законом были отменены невостребованные льготы в 2014 году:
по налогу на прибыль по категории налогоплательщиков, организаций, осуществляющих производство, а также оптовую торговлю минеральными удобрениями, сырьем и иными компонентами для производства минеральных удобрений, ежеквартальный объем выручки от реализации которых составляет не менее 30 процентов от общего объема выручки организации;
по упрощенной системе налогообложения по следующим категориям налогоплательщиков: налогоплательщики, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство; налогоплательщики, основным видом деятельности которых является рыболовство, рыбоводство; налогоплательщики, основным видом деятельности которых является добыча полезных ископаемых; налогоплательщики, основным видом деятельности которых является производство и распределение электроэнергии, газа и воды.
Законом Республики Мордовия от 17 августа 2016 г. N 71-З "О внесении изменений в статью 1 Закона Республики Мордовия "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций" отменена налоговая преференция для организаций, относящихся к уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации и расположенных на территории Республики Мордовия.
На региональном уровне налоговые льготы должны способствовать достижению целей и задач социально-экономического развития республики. В целях повышения эффективности налогового стимулирования необходимо продолжить обязательное ежегодное проведение оценки налоговых льгот, установленных региональным и местным законодательством, и в случае низкой бюджетной, экономической и (или) социальной эффективности налоговых льгот принимать решения по их отмене, в том числе невостребованных налогоплательщиками.
Основные изменения налогового законодательства с 2016 года
На региональном уровне проведена работа по изменению налоговой базы в отношении объектов налогообложения для расчета налога на имущество физических лиц, с 1 января 2016 г. определяется исходя из их кадастровой стоимости. Изменена налоговая база по земельному налогу в связи с переоценкой кадастровой оценки земель населенных пунктов.
В целях поддержки развития малого и среднего бизнеса Законом Республики Мордовия от 22 декабря 2015 г. N 97-З "Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для отдельных категорий налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и патентной системы налогообложения в Республике Мордовия" налоговая ставка при применении упрощенной системы налогообложения в Республике Мордовия установлена в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанного Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. Данная норма также действует и при применении патентной системы налогообложения в Республике Мордовия.
Законом Республики Мордовия от 26 ноября 2015 г. N 86-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия" перечень видов деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, расширен до 63, из них в сферах: оказания услуг общественного питания; предоставления услуг по забою, транспортировке, перегонке, выпасу скота; переработки и консервирования фруктов и овощей; производства молочной продукции; производства хлебобулочных и мучных кондитерских изделий; оказания услуг по разработке программ для ЭВМ и баз данных и других.
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 февраля 2016 г. N 112 утвержден Порядок предоставления государственной преференции в части передачи имущества, находящегося в государственной собственности Республики Мордовия, на праве аренды субъектам малого и среднего предпринимательства без торгов.
Федеральным законом от 29 февраля 2016 г. N 34-ФЗ "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" с 1 апреля 2016 г. изменены налоговые ставки по подакцизным товарам, возросли акцизы на бензин всех классов.
Федеральным законом от 23 мая 2016 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 6 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" изменены нормативы зачисления в бюджет акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (в бюджет субъекта Российской Федерации - 88 процентов, снижение на 12 процентов).
Согласно Федеральному закону от 3 июля 2016. г. N 249-ФЗ "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации" сумма налога, исчисленного организациями по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в данном налоговом периоде.
Также освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, если сумма уплаченной платы в налоговом периоде превышает или равна сумме исчисленного налога по итогам отчетного налогового периода в отношении транспортного средства.
Действия Закона распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2015 г. для физических лиц и с 1 января 2016 г. для юридических лиц. Закон прекращает свое действие с 1 января 2019 года.
С 1 января 2016 г. на федеральном уровне для физических лиц установлены новые сроки уплаты имущественных налогов и транспортного налога - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Основные изменения налогового законодательства, вступающие в силу, а также планируемые к принятию в 2017 - 2019 годах
1. На федеральном уровне:
1) с 1 января 2017 г. для организаций - участников региональных инвестиционных проектов законами субъектов Российской Федерации может устанавливаться пониженная налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 284.3 либо пункта 3 статьи 284.3-1 Налогового кодекса Российской Федерации (Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 144-ФЗ);
2) с 1 января 2017 г. вступают в силу изменения, благодаря которым больше лиц смогут применять упрощенную систему налогообложения. Право применять упрощенную систему налогообложения допустимо будет получить, если доход за девять месяцев года, в котором подается уведомление о переходе на спецрежим, не превысит 90 млн. рублей. Этого права лишатся лица, чей доход по итогам отчетного или налогового периода составит более 120 млн. рублей. Сейчас в Налоговом кодексе Российской Федерации установлены лимиты 45 млн. рублей, и 60 млн. рублей соответственно. Они индексируются на коэффициент-дефлятор (в 2016 году - 1,329). На 2017 - 2019 годы действие норм об индексации пороговых сумм доходов приостановят, на 2020 год коэффициент-дефлятор будет равен 1. Кроме того, с 2017 года в 1,5 раза повышается предельная величина остаточной стоимости основных средств. Изменения предусмотрены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ;
3) Федеральным законом от 2 июня 2016 г. N 178-ФЗ "О внесении изменений в статью 346.32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" продлено действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности до 1 января 2021 г.;
4) с 1 января 2017 г. исчисление и уплата страховых взносов во внебюджетные фонды будут регулироваться Налоговым кодексом Российской Федерации, одновременно с этим утрачивает силу Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ. Функции по контролю и администрированию страховых взносов переходят к Федеральной налоговой службе и ее территориальным инспекциям.
2. На региональном уровне планируются следующие изменения:
1) на основании оценки эффективности налоговых льгот за 2015 год, установленных региональным законодательством, будут подготовлены предложения по оптимизации налоговых льгот и преференций;
2) увеличение норматива отчисления части прибыли государственных унитарных предприятий Республики Мордовия, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, в бюджет Республики Мордовия, направление в бюджет республики части чистой прибыли акционерного общества с долей участия Республики Мордовия (в части дивидендов по итогам предыдущего года);
3) в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации принятие закона Республики Мордовия, устанавливающего особенности определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
4) поэтапное увеличение ставок транспортного налога, доведение их до средних ставок по Приволжскому федеральному округу, в том числе для транспортных средств "престижного потребления";
5) актуализация результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости Республики Мордовия;
6) использование и введение органами местного самоуправления платежей в виде самообложения граждан в соответствии со статьей 56 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Средства самообложения могут вводиться и использоваться для решения вопросов по благоустройству и озеленению территории муниципального образования, сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, благоустройству мест массового отдыха населения, охраны и сохранения памятников истории и культуры местного значения, электро-, тепло-, газо- и водоснабжению населения, водоотведению, снабжению населения топливом, строительству и содержанию автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных сооружений и других вопросов местного значения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговая политика Республики Мордовия в 2017 - 2019 годах будет направлена на обеспечение поступления в консолидированный бюджет Республики Мордовия всех доходных источников в запланированных объемах, ориентирована на реализацию изменений налогового законодательства и нацелена на увеличение уровня собираемости налоговых доходов.
Приведены итоги налоговой политики в 2015 году, оговорены основные изменения налогового законодательства с 2016 года, а также изменения, вступающие в силу и планируемые к принятию в 2017 - 2019 годах.
Указ Главы Республики Мордовия от 7 ноября 2016 г. N 250-УГ "Об Основных направлениях налоговой политики Республики Мордовия на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов"
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 9 ноября 2016 г. N 125-55, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 11 ноября 2016 г.