Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развития конкуренции Рузаевского муниципального района, Администрация Рузаевского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Инвестиционную стратегию Рузаевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года.
2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Рузаевского муниципального района по финансовым вопросам - начальника финансового управления Ерофеева В.Ф.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования на официальном сайте органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района в сети "Интернет" по адресу: www.ruzaevka-rm.ru.
Глава Рузаевского муниципального района |
В.Ю. Кормилицын |
Инвестиционная стратегия
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 марта 2017 г. N 170)
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционная стратегия Рузаевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Рузаевском муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Рузаевского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является финансовое управление администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
7. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия";
8. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Рузаевского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы, утвержденной решением Совета депутатов Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 21.08.2015 года N 42/333 (с изменениями от 27.05.2016 г. N 51/400);
9. Муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия на 2012 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 13 февраля 2012 года N 173.
10. Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам". Миссия администрации Рузаевского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Рузаевского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Рузаевского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
1.3. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для технологического присоединения к энергетической и коммунальной инфраструктуре, а также стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого и коммунального хозяйства. | |
|
1.4. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Рузаевского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
3.3. Создание инфраструктуры для размещения малого бизнеса на льготных условиях | |
3.4. Развитие финансовой инфраструктуры | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
5.1. Разработка районных программ и активное участие в областных и федеральных целевых программах, способствующих развитию экономики территории |
5.2. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета Рузаевского муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Рузаевского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Рузаевского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
|
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Рузаевского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Рузаевского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Рузаевского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Рузаевского муниципального района как одного из лидеров среди сельских муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района.
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Рузаевского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т.ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции, рыбной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Рузаевского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
Рузаевский муниципальный район образован 16 июля 1928 году. Рузаевский район расположен в Юго-Западной части Республики Мордовия, граничит: Север - Старошайговский район, Северо-Восток - Лямбирский район и го Саранск, Восток - Кочкуровский район, Юг - Иссинский район (Пензенская область), Юго-Запад - Инсарский район, Запад - Кадошкинский район. Административным центром Рузаевского муниципального района является город Рузаевка, который расположен в 25 км от столицы Мордовии - г. Саранск.
В состав Рузаевского муниципального района входят 20 сельских поселений (Архангельско-Голицинское, Болдовское, Вернеурледимское, Ключаревское, Красноклинское, Красносельцовское, Левженское, Мордовско-Пишленское, Русско-Баймаковское, Пайгармское, Перхляйское, Плодопитомническое, Приреченское, Стрелецко-Слободское, Сузгарьевское, Татарско-Пишленское, Трускляйское, Хованщинское, Шишкеевское), включающих в себя 63 сельских населенных пункта и одно городское поселение Рузаевка.
По территории протекает более 20 речек и ручьев. Большинство из них относятся к бассейну реки Инсар, а так же рек Пишля и Левжа. Общая площадь территории района составляет 109170 га или 1118,3 кв. км., в том числе площадь сельскохозяйственных угодий 84200 га.
Район расположен в лесостепных ландшафтах Приволжской возвышенности. Рельеф территории района представляет собой волнистую равнину с овражно-балочной сетью. Господствующими элементами рельефа являются плато водоразделов, пологие и покатые склоны. По крутым балочным склонам встречаются луговые и кустарниковые степи. Естественная растительность представлена широколиственными лесами (дуб, береза, клен), используются в основном в качестве зон отдыха.
Климат умеренно-континентальный. Среднегодовое количество осадков 500-506 мм, за вегетационный период 280-289-мм. Наибольшая высота снежного покрова - 25-30 см. Преобладающими ветрами являются юго-западные и западные.
Основные экономические отрасли Рузаевского муниципального района железнодорожный транспорт, машиностроение, сельское хозяйство.
Наличие природных ресурсов
Основное водоснабжение базируется на подземных водах (артскважины и шахтные колодцы) водоносного каменноугольного-пермского карбонатного горизонта, который имеет повсеместное расположение. Эксплуатационные запасы подземных вод 53,8 тыс. /сут.
Среди полезных ископаемых можно выделить месторождения кирпичных (Левженское 2-ое), тугоплавких (Шишкеевское) и керамзитовых (Рузаевское) глин, строительных песков (Ускляйское), опоки, доломита. Самые ценные из них находятся в Шишкеевском месторождении и довольно перспективны для промышленной разработки.
Список месторождений и проявлений полезных ископаемых Рузаевского муниципального района*
Объект учета Основные полезные |
Наименование ископаемых |
Местоположение, категория |
Месторождения |
Левженское 2-ое |
Суглинок (кирпично-черепичное сырье) |
В 2 км к северо-востоку г. Рузаевка, земли промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения |
малое |
Шишкеевское |
Тугоплавкие глины |
На водоразделе рек Шишкеевка и Пишля, в 4 км. юго-западнее с. Шишкеево |
малое |
Рузаевское |
Керамзитовая глина |
4,5 км. северо-западу жд.ст.Рузаевка |
малое |
Ускляйское |
песок (строительные растворы) |
В 0,4 км к юго-востоку д. Ускляй |
малое |
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера, которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности. Общий земельный фонд Рузаевского муниципального района составляет 111825 га (в т.ч. г. Рузаевка - 2694 га), в том числе земли сельскохозяйственного назначения (86871 га); населенных пунктов (7317 га); промышленности и иного специального назначения (1758 га); лесного фонда (14166 га); водного фонда (0 га); особо охраняемых территорий и объектов (16 га). В структуре почвенного покрова Рузаевского муниципального района доминируют серые лесные почвы (49,1%); чуть меньше занимают черноземы (48,2%), пойменные (1,2%), дерново-подзолистые (0,2%) и прочие почвы (1,3%). Под лесами занято 13% площади района, под кустарниками - 2%.
Промышленный потенциал муниципального района
Пищевая и перерабатывающая промышленность района представлена тремя предприятиями:
- ОАО "Молоко" - производство обработанного жидкого молока, кисломолочной продукции, творога и животного масла. Сегодня ОАО "Молоко" ежесуточно перерабатывает от 15 до 20 тонн молока. В 2017 году эти объемы должны вырасти до 30 тонн. Произойдет это благодаря проводимой на предприятии модернизации. Продукцию Рузаевского молокозавода отличает высокое качество, пользуется широким спросом не только у местного потребителя, но и Нижегородской, Саратовской и Пензенской областей. В 2016 году предприятием отгружено товара собственного производства на сумму 219395 тыс. рублей.
- ЗАО "Рузово" - переработка куриного яйца, производство прочих пищевых продуктов. Высокотехнологичное, наукоемкое производство, не имеющее аналогов в России по уровню оснащенности высокотехнологичным оборудованием и качеству выпускаемой продукции, способное обеспечить существующие пищевые производства центральной части России и Зарубежья высококачественным яичным сырьем отечественного производства. Производственная мощность в перерасчете на сырье составляет 30 млн. штук яиц в месяц. В 2016 году предприятием отгружено товара собственного производства на сумму 1161720 тыс. рублей.
- ОАО "Хлебная база" - приемка, сушка, обработка и хранение зерна для последующей отгрузки потребителям.
Важными факторами повышения эффективности производства сельскохозяйственной продукции Рузаевского муниципального района являются дальнейшее развитие центров переработки продукции, приближение их к месту производства, развитие транспортных "артерий". Эту проблему можно решить путем развития социальной инфраструктуры и внедрения новых форм хозяйствования в агропромышленном секторе.
Промышленность Рузаевского муниципального района представлена:
- АО "Рузхиммаш" - поставщик оборудования для химической, нефтяной и газовой промышленности, производитель грузовых вагонов, железнодорожных цистерн для транспортировки газа, нефтепродуктов и кислот,
- ООО "Рузтекс" - пошив одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды,
- ООО "Рузаевская Швейная фабрика" - пошив спецодежды,
- ООО "Рузаевский завод керамических изделий" - производство кирпича,
- ЗАО "НПО "Нефтегазмаш" - производство частей железнодорожного подвижного состава, металлических цистерн, резервуаров и прочих емкостей,
- ОАО "Рузаевский печатник" - полиграфическая деятельность и предоставление услуг в этой области,
- ООО "Стройкарьер" - производство асфальтобетонной смеси и пр. продукции,
- ОАО "Мордовская электротеплосетевая компания" - распределение электроэнергии, производство пара и горячей воды (тепловой энергии),
- ООО "Горвода" - оказание услуг по водоснабжению,
- ООО "Рузвода" - сбор, очистка и распределение воды (водоснабжение),
- ЗАО "Рузаевский полимер" - производство изделий из пластмассы.
- АНО Информационно-аналитическая редакция "Рузаевские новости" - основное информационное телевизионное и печатное издание района, ориентированное на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является выпуск и трансляция телепередач "Рузаевские новости" (по 3 выпуска еженедельно), издание газеты "Рузаевская газета" (тираж газеты - 4500 экз. еженедельно).
- и другими предприятиями.
С 2013 года в районе начал реализовываться инвестиционный проект "Реконструкция производства по выпуску кирпича ООО "Рузаевский завод керамических изделий". Окончание срока реализации инвестиционного проекта - 2020 год. Реализация проекта позволит увеличить объем производства облицовочного кирпича до 60 млн. шт. в год.
В 2015 году начал реализовываться инвестиционный проект "Производство компаундов на основе яичных продуктов ЗАО "Рузово". Окончание срока реализации инвестиционного проекта - 2020 год. Позволит увеличить производственные мощности ЗАО "Рузово" в два раза.
В 2016 году завершился инвестиционный проект "Модернизация предприятия ОАО "Молоко", начатый в 2014 году. Позволит увеличить производственные мощности предприятия в два раза, повысить качество производимой молочной продукции.
Строительный комплекс района представлен следующими предприятиями: ПАО СП "Мордовстрой", ООО "Сурастрой", ООО "Рузавтострой", ООО "ДПГС", ООО "Дорожник", Рузаевский филиал ХДРСУ ОАО "Мордовавтодор" и другими малыми строительными предприятиями.
Агропромышленный комплекс
Агроклиматические ресурсы района позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, что служит хорошей основой для формирования и развития конкурентоспособного рынка продовольственных товаров.
Район является зоной земледелия со скотоводческо-зерновой специализацией сельского хозяйства (разведение крупного рогатого скота, производство зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых и многолетних трав, овощеводство и картофелеводство). Сельскохозяйственная освоенность территории высокая.
Производством продукции сельского хозяйства в Рузаевском муниципальном районе занимаются 13 сельскохозяйственных организаций, 28 крестьянских (фермерских) хозяйств и около 14 тыс. личных подсобных хозяйств.
На долю Рузаевского района от республиканских объемов производства сельскохозяйственной продукции приходится: 10% - молока; 1% - мяса; 7% - зерна.
Сельхозтоваропроизводителями района всех форм собственности за 2016 год произведено валовой продукции на сумму 3355,7 млн. руб., что больше на 3%, чем в прошлом 2015 году.
Площадь сельхозугодий составляет 74,6 тыс. га, в том числе пашня - 55 тыс. га, зерновые - 33,1 тыс. га. Валовой сбор зерновых культур в 2016 году составил 77,9 тыс. т. (в 2015 году - 72,1 тыс. т), что составляет 6% от общереспубликанского. Средняя урожайность в районе - 33,3 ц /га (в 2015 году - 30,8 ц /га).
Ведущей отраслью сельскохозяйственного производства района является животноводство (молочное скотоводство, птицеводство, свиноводство). Оно представлено шестью крупными животноводческими предприятиями:
- молочное скотоводство: ООО "Агросоюз", ООО "Агросоюз-Левженский", ООО "Агросоюз-Красное сельцо", ООО "Исток", ЗАО "ВКМ-Агро",
- молочное скотоводство и свиноводство - ООО "АгроК-С".
В районе имеется крупная птицефабрика ООО "Авангард", чья продукция пользуется заслуженным признанием у жителей не только Мордовии, но и Москвы, Нижнего-Новгорода и других регионов. На данном предприятии налажено высокоэффективное производство яиц.
За 2016 год сельхозпредприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами района произведено:
молока - 33507,6 тонн (на 911,4тн. больше, чем в 2015 г., темп роста - 103%);
мяса - 1614 тонн (на 178,7тн. меньше, чем в 2015 г.);
яиц - 268,5 млн. шт. (на 7,8 млн. шт. больше, чем в 2015 г., темп роста - 103%).
По состоянию на 1 января 2017 г. в сельхозорганизациях района насчитывается:
КРС - 13228 голов (в том числе коров - 5075 голов),
свиней - 2293 голов,
птицы - 1139,8 тыс. голов.
Основные породы:
Крупного рогатого скота молочного направления продуктивности: Черно-пестрая, Красно-пестрая молочная;
Свиней: Крупная белая, Ландрас, Дьюрок.
Продуктивность скота и птицы в 2016 году:
- средний удой молока от одной коровы - 6637 кг. (на 306 кг. больше, чем в 2015 г., темп роста - 105%);
- среднесуточный привес крупного рогатого скота - 573 гр., свиней - 456 гр.
- средняя яйценоскость кур-несушек - 310 шт. (в 2015 году - 309 шт.)
Мясной баланс района 2016 года формируют: говядина - 18%, свинина - 20%, птица - 62%.
Рузаевским муниципальным районом в 2016 году освоено более 150,9 млн руб. субсидий. Производимая сельхозпредприятиями Рузаевского муниципального района продукция животноводства реализуется, как на территории района и других районов республики, так и за ее пределами.
Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Рузаевского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Транспортное освоение территории Рузаевского муниципального района достаточно высоко. Основными транспортными артериями являются железные и автомобильные дороги. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, в том числе федерального значения - 29,9 км., регионального значения - 9,5 км., межмуниципального значения - 124,0 км.
Территорию Рузаевского района с севера на юг пересекает федеральная автодорога - 1Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Пенза - Саратов.
Все сельские поселения соединены с городом асфальтированной дорогой и имеют автобусное сообщение. Действует 14 сельских автобусных маршрутов и 13 маршрутов внутри г. Рузаевка. Пассажирское обслуживание осуществляют семь перевозчиков, действуют службы такси. Общая протяженность сельских автобусных маршрутов 154 км. Протяженность дорог общего пользования местного значения Рузаевского муниципального района по сельским пунктам составляет 363,64 км, из них 78% не отвечает нормативным требованиям.
Газифицированы все села района, более 216 объектов производственного и социально-бытового назначения.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Важную роль в решении экономических и социальных задач Рузаевского муниципального района играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2017 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 1588 субъектами (352 - малые и микропредприятия, 8 - средние предприятия, 1197 - индивидуальные предприниматели и 31 КФХ). Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составляет 4,9 млрд. руб. Увеличивается вклад малого бизнеса в торговое, бытовое, транспортное обслуживание населения, общественное питание, производство хлеба и хлебобулочных изделий и др.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Рузаевского муниципального района составило 64,7 тыс. чел., из них более 70% проживает в городском поселении Рузаевка, чуть менее 30% в сельской местности. Доля сельского населения, проживающего в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел. - 62%, в населенных пунктах с числом жителей свыше 1000 чел. - 38%. Средняя плотность населения - 57,8 чел./км2. Население многонациональное: 60% - русские, 31% - мордва, 7% - татары и 2% - другие национальности. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 16% (10,5 тыс. чел.) от общей численности населения, число лиц трудоспособного возраста - 57% (37,1 тыс. чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 26% (17,1 тыс. чел.). Таким образом, одна четвертая часть от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения (при превышении доли населения пенсионного возраста 7%, население считается старым, 18% и выше - очень высокий уровень демографической старости) предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 факт |
2017 прогноз |
2018 прогноз |
2019 прогноз |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
64,7 |
64,5 |
64,4 |
64,5 |
64,6 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
10,7 |
10,6 |
10,6 |
10,7 |
10,7 |
Умерших на 1000 чел. населения |
14,8 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,7 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
4,4 |
4,3 |
4,2 |
4,1 |
4,0 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
- 4,1 |
- 2,2 |
-2,1 |
-2,0 |
-2,0 |
Миграционное движение населения Рузаевского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 2016 году на 9% превышает число прибывших.
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Рузаевский муниципальный район |
1816 |
1221 |
1763 |
1288 |
+53 |
-123 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного населения характеризуется следующими данными:
сельскохозяйственное производство (1300 чел., или 5%);
обрабатывающие производства (4100 чел., или 16%);
строительство (400 чел., или 2%);
транспорт и связь (3600 чел., или 14%);
организации бюджетной сферы (4900 чел., или 19%);
прочие организации (6200 чел., или 24%);
работает за пределами территории Рузаевского муниципального района (свыше 5 тыс. чел., или 13,5% трудоспособного населения);
не обеспечено работой - численность зарегистрированных безработных (374 чел., или 1,1%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району за 2016 г. составляет 26,0 тыс. руб. (в 2012 году - 18,2 тыс. руб.). Среднесписочная численность работников в 2016 году по крупным и средним предприятиям составила 14,3 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Рузаевскому муниципальному району за 2016 год составил 1,2% (в 2012 году - 1,4%) от экономически активного населения, из них стоящие более года - 15% (в 2012 году - 8,7%).
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно-привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Рузаевского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Рузаевском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 527,4 млн. рублей. Это 7-е место среди 22 муниципальных районов республики. В 2015 году и объем инвестиций составил около 611,7 млн. руб. (7-е место).
Объем инвестиций в основной капитал, млн. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Рузаевский муниципальный район |
611,7 |
603,5 |
1221,4 |
604 |
605 605 |
610 |
620 |
650 |
В январе - декабре 2015 года 64% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 39% приходились на бюджетные средства. В 2016 году доля привлеченных средств составляла 33%, из них бюджетных средств - 22%.
Инвестиции по источникам финансирования, млн. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Собственные средства |
222,7 |
402,2 |
818 |
400 |
402 402 |
406 |
410 |
430 |
Привлеченные средства |
389,0 |
201,3 |
403,4 |
204 |
203 |
204 |
210 |
220 |
в том числе: кредиты банков |
19,5 |
20 |
38 |
19 |
19,4 |
19,8 |
21 |
22,2 |
заемные средства других организаций |
31,0 |
62 |
29 |
30 |
30,5 |
32 |
36 |
37,5 |
бюджетные средства |
151,2 |
45,2 |
90 |
50 |
55 |
63 |
74 |
80 |
средства внебюджетных фондов |
28,3 |
57 |
22 |
31 |
38 |
44 |
46 |
33 |
прочие источники |
5,5 |
6,0 |
12 |
5 |
4,5 |
5,1 |
5,4 |
6,0 |
Следует заметить, что почти (59%) всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2015 год поступила из республиканского бюджета Республики Мордовия, 22% - из федерального бюджета и 19% -из местного бюджета.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Дефицит инвестиционных ресурсов остается одной из главных проблем муниципалитета. В настоящее время на механизм инвестиционного процесса оказывает негативное влияние недостаток финансовых ресурсов предприятий, высокая стоимость оборудования, строительных работ и др. Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
Налоговые и неналоговые источники доходов местного бюджета столь малы, что не могут служить инвестиционными ресурсами. Внешние и внутренние инвестиции вкладываются, как правило, стихийно, с достаточно высоким уровнем инвестиционного риска. В результате экономическая эффективность инвестиций остается крайне низкой.
Считаем одной из главнейших задач - создание на территории района благоприятных условий для развития деятельности и деловой активности всех субъектов хозяйственной деятельности, особенно представителей малого и среднего бизнеса.
Наиболее привлекательными и перспективными отраслями для инвестирования в районе являются:
- агропромышленный комплекс;
- стройиндустрия;
- автодорожный сервис и логистика;
- туризм.
Перспективными направлениями для инвестиций являются также вложения в развитие предприятий сферы торговли, бытового обслуживания и других видов услуг для населения.
В районе есть ресурсы для масштабных инвестиций. Реализация имеющегося инвестиционного потенциала позволит многократно увеличить объемы производства продукции, создать новые рабочие места, значительно повысить уровень жизни населения района.
Стратегические направления развития района:
- развитие агропромышленного комплекса района на основе его модернизации и создания новых отраслей производства;
- развитие индустриально-промышленного сектора экономики района; - развитие индустрии отдыха, оздоровления и туризма;
- обеспечение бюджетной самодостаточности района;
- создание благоприятной среды жизнедеятельности для повышения уровня и улучшения качества жизни людей, духовно-нравственного воспитания, развития человеческого потенциала.
2.3. SWОТ-анализ инвестиционной среды Рузаевского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности.
SWОТ-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWОТ-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Рузаевского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Выгодное приграничное положение района, по территории которого проходит участки автодороги федерального значения Нижний Новгород - Саранск - Пенза - Саратов, автодорога Республиканского значения Саранск - Рузаевка - Ковылкино - Темников. (расстояние от районного центра до г. Саранска - 25 км, 2. Наличие природно-сырьевой базы месторождений строительных материалов (глины, песка, торфа и бутового камня). 3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 4. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 5. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 188,7%. 6. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2015 г. составил 62,5% товарооборота в целом. 7. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом - 83%, отоплением - 100%, сетевым газоснабжением - 98,1%. 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 9. Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений, сформированная социокультурная инфраструктура района. 10. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры 11. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. 12. Наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (57,7%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа инженерных коммуникаций района. - Сети водоснабжения и водоотведения - 64%; - Сети теплоснабжения - 56%; - Сети электроснабжения - 54%. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально- техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 3. Развитие строительной промышленности на базе добычи и переработки полезных ископаемых. 4. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Рузаевского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ("точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.*
Главная группа ("точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. 6. Развитие инфраструктурного комплекса. 7. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории администрацией района совместно с администрациями поселений района разработаны и утверждены Схема территориального планирования района, Генеральные планы сельских поселений, которые выложены в открытый доступ на официальном сайте администрации. Администрацией Рузаевского муниципального района также разработан инвестиционный паспорт района, определены перспективные инвестиционные проекты на период до 2022 года.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Рузаевского муниципального района на 2017 - 2022 годы*
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||
"Организация производства резервуаров вертикальных стальных с созданием проектной компании" |
180,0 |
ООО "РМ Рейл-РВС" |
Промышленность |
г. Рузаевка |
2016-2017 |
8 |
"Производство компаундов на основе яичных продуктов" |
700,0 |
ЗАО "Рузово" |
Промышленность |
г. Рузаевка |
2016-2017 |
120 |
Реконструкция производства и выпуска кирпича с увеличением объема продукции до 60 млн.у.е. в год |
171,5 |
ООО "Рузаевский завод керамических изделий" |
Промышленность |
г. Рузаевка |
2013-2020 |
56 |
Строительство корпуса для выращивания кур-несушек на 120 тыс. голов |
70,0 |
ООО "Авангард" |
Агропромышленный комплекс |
с. Инсар-Акшино |
2015-2017 |
2 |
Строительство торгово-развлекательного комплекса "Эдем" |
37,4 |
ООО "Эдем" |
Розничная торговля, платные услуги |
г. Рузаевка |
2016-2017 |
32 |
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые)* | ||||||
Строительство молочного комплекса на 400 голов коров |
150,0 |
ИП Глава КФХ "Тишкина Р.И." |
Агропромышленный комплекс |
с. Верхний Урледим |
2017-2019 |
4 |
Строительство молочной фермы на 500 гол. коров |
500,0 |
ООО "Исток" |
Агропромышленный комплекс |
с. Болдово |
2018-2020 |
20 |
Строительство молочного комплекса на 1000 гол. коров |
550,0 |
ООО "Агросоюз - Красное сельцо" |
Агропромышленный комплекс |
пос. совхоз Красное сельцо |
2018-2020 |
20 |
Тепличный комплекс площадью 11 га по выращиванию овощной продукции |
420,0 |
ООО "Рузтеплицы" |
Агропромышленный комплекс |
г. Рузаевка |
2017-2018 |
51 |
Организация убойного пункта |
2,0 |
ООО "Конкурент" |
Агропромышленный комплекс |
с. Ускляй |
2017-2018 |
5 |
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Рузаевского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
- определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
- создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
- технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства.
- производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее АПК).
Рузаевский муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
- повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
- техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
- развитие потребительской и производственной кооперации;
- создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
- устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
- создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
- расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства.
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Рузаевского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
производство конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих технологий;
обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.
Развитие инфраструктурного комплекса.
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики государственно-частного партнерства позволит оптимизировать затраты государства и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Рузаевского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района, строительство мостов.
Развитие индустрии туризма и отдыха.
Туристский потенциал Рузаевского муниципального района характеризуется преобладанием объектов:
культурно-познавательного туризма (научного, экскурсионного). На территории Рузаевского муниципального района находится и поставлено на государственную охрану 38 объектов культурно-исторического наследия, в том числе 1 объект федерального значения и 37 объектов регионального значения.
Из 38 объектов культурного наследия - 3 памятника архитектуры и градостроительства; 30 памятников истории; 5 памятников искусства. Памятником федерального значения в с. Пайгарма на территории Параскево-Вознесенского монастыря объявлено здание XIX в., в котором в 1918 г. находился штаб Первой революционной армии Восточного фронта.
Рузаевский муниципальный район обладает значительным туристским потенциалом (хорошая транспортная доступность и транзитное положение района, высокие темпы развития спорта, наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников).
В рамках концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, в Рузаевском районе принята концепция развития сельского туризма в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия, утвержденная постановлением администрации от 13 января 2014 года. С 2012 года функционирует общественная организация содействия развитию сельского туризма "Мордовская усадьба".
Реализованы и функционируют туристские маршруты: экскурсионный тур "Один день в деревне" по историческим селам Шишкеево, Стрелецкая Слобода, Огарево; экскурсионный тур Пайгарма - Морд. Пишля "Чудеса Рузаевской земли", а также обзорная экскурсия по центральной части г. Рузаевка "Город железнодорожников".
Особое место занимает развитие детско-юношеского спортивного туризма. Ребята изучают основы спортивного туризма, ориентирования на местности. На занятиях, используя снаряжения, ребята преодолевают различные переправы, лазают по скаладрому. Кроме этого, проводятся выезды на базу отдыха "Хованщина", где находится веревочный городок "Йети-парк" и скалодром.
Ежегодной традицией стало проведение Межрегионального фестиваля "Кургоня", где цель фестиваля заключается в осуществлении мер, направленных на сохранение и развитие этнокультурного многообразия, укрепления единства и духовной общности народов. Республики Мордовия, гармонизацию межнациональных отношений и взаимное уважение традиций и обычаев народов Мордовии. Фестиваль так же проводится для сохранения этнической самобытности мордовского народа и культуры, возрождения мордовской национальной кухни и развития туризма в Республике Мордовия.
В Рузаевском районе в настоящее время проживают около 20 мастеров народно-прикладного творчества по следующим техникам: "Бисероплетение", "Мягкая игрушка", "Лозоплетение" (в Красноклинском сельском поселении), "Скульптура", "Резьба по дереву" (в Перхляйском сельском поселении), "Вышивка крестом", "Макраме", "Роспись по дереву", "Лепка из глины" (Шишкеевское сельское поселение).
Немалую привлекательность составляют возможности для охоты и рыбалки.
Главными задачами развития сферы туризма являются:
развитие инфраструктуры гостеприимства (гостиниц, предприятий общественного питания, досуговых зон и т. д.);
расширение туристических маршрутов, проходящих через территорию Рузаевского муниципального района;
продвижение туристических услуг через Интернет-ресурсы.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой.
Результатом реализация Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет сельское хозяйство, поэтому вопрос эффективного управления охраной окружающей среды очень актуален. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Рузаевский муниципальный район ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 3. Анализ форм государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия. Обзор инвестиционного законодательства.
Комплекс мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе полностью распространяется на субъекты инвестиционной деятельности Рузаевского муниципального района. Законодательная база Республики Мордовия в сфере инвестиционной политики акцентирована на сопровождении инвестиционных проектов. Ключевым документом, определяющим политику и программы по ее реализации, является Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (далее - закон от 20.02.2006 года N 6-З)
Законом от 20.02.2006 года N 6-З регулируется присвоение статуса инвестиционному проекту, предоставление бюджетных инвестиций, субсидий из бюджета Республики Мордовия, государственных гарантий Республики Мордовия и исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда. В Законе от 20.02.2006 года. N 6-З введено понятие "территории комплексного развития" и определены механизмы поддержки для проектов, наделенных соответствующим статусом. "Статусные" инвестиционные проекты могут претендовать на налоговые льготы и быть обеспечены транспортной и (или) инженерной инфраструктурой.
Процедура проведения экспертизы заявок на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме присвоения статуса инвестиционным проектам на территории Республики Мордовия регламентирована постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.04.2008 года N 139 "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Мордовия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". Определен перечень документов и требования к предъявляемым заявкам на участие в процедуре отбора.
Финансовая поддержка инвесторов определена Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 года N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций ". Основные положения Закона от 25 ноября 2004 года N 77-З регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций".
Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 64-3 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 года N 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогообложения".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционной декларации".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 156-УГ "О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 275 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 гг.", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 78 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия"
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы" (вместе с Правилами предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направляющим полученные кредиты на финансирование проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года" и Порядком оценки инвестиционных проектов).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 89 "Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 40 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление ГУП Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия" поручительств и (или) займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2008 года N 137 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 года N 510 "Об утверждении Порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 года N 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года N 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 59 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года N 608 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 515 "О Порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 года N 397 "Об утверждении Положения о порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия".
Положение о порядке предоставления автономной некоммерческой организацией "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" обеспечений исполнения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (утверждено Председателем Совета Попечителей АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" М.С. Сезгановым 7 ноября 2007 года).
В Республике Мордовия функционируют институты инновационной инфраструктуры:
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые-предприятия в научно-технической сфере";
Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия";
Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия";
Автономное учреждение "Технопарк Мордовии";
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере" смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия";
инжиниринго-консалтинговый центр с представительством во всех районах республики;
Автономное учреждение "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия" (в перспективе планируется создание районных подразделений Центра) и др.
Фонд поддержки предпринимательства
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия
АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия".
3.2. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
На территории Рузаевского муниципального района оказывается муниципальная поддержка при реализации инвестиционных проектов.
Всем инвесторам, предлагающим реализацию инвестиционных проектов, отвечающим направлениям развития муниципального образования, предлагается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и нефинансовые меры поддержки:
1) поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти Республики Мордовия об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
2) распространение позитивной информации об инвесторе;
3) размещение информации о реализуемом проекте на официальном сайте администрации района;
4) содействие в организационном, административном и юридическом решении проблемных вопросов инвестора, которые возникают в процессе реализации инвестиционного проекта по следующим направлениям:
подбор инвестиционных площадок Рузаевского муниципального района;
оформление и предоставление земельного участка для реализации инвестиционного проекта;
получение разрешений на строительство новых инвестиционных объектов недвижимости или их реконструкцию, ввод инвестиционных объектов в эксплуатацию, получение технической документации на вновь введенный в эксплуатацию объект (по окончании строительства и/или реконструкции объекта);
согласование документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
подбор трудового персонала из числа населения Рузаевского муниципального района;
технологическое присоединение к инженерным сетям (газ, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);
подбор трудового персонала из числа населения Рузаевского муниципального района.
5) оказание необходимой консультационной, методической помощи, информационной поддержки;
6) прочие нефинансовые меры.
Инвестиционным проектам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ, Республики Мордовия и нормативными правовыми актами Рузаевского муниципального района, предлагаются финансовые меры поддержки. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в отраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, предлагаются следующие виды поддержки:
гранты начинающим фермерам;
гранты на развитие семейных животноводческих ферм;
субсидии из бюджетов Российской Федерации и Республики Мордовия.
Глава 4. Реализация Инвестиционной стратегии Ивановского района Республики Мордовия до 2022 года
4.1. Мероприятия по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата
На основе комплексной оценки инвестиционного климата территории, учитывая значимость факторов, определяющих ее инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, а также динамику основных показателей инвестиционной деятельности, можно заключить, что в настоящее время хозяйственный комплекс Рузаевского муниципального района привлекателен для инвесторов, созданы условия, способствующие притоку инвестиций в район. Однако с учетом обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы внутри региона и в национальной экономике в целом достижение целей и задач Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района возможно только при условии постоянной целенаправленной работы по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата. Формирование благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата предполагает решение поставленных задач в рамках приоритетных направлений инвестиционного развития территории района, а также реализацию комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.
Достижение стратегических целей инвестиционной политики Рузаевского муниципального района будет осуществляться за счет реализации как мероприятий действующих областных и районных целевых программ, так и комплекса дополнительных мероприятий, направленных на привлечение новых инвестиций в Рузаевский муниципальный район и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности на территории Рузаевского муниципального района будет предусматривать следующие мероприятия:
1. Снижение административных барьеров и сокращение управленческих рисков при реализации инвестиционных проектов:
организация эффективной работы Инвестиционного совета по вопросам улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров для инвесторов, выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Рузаевского муниципального района и лиц, участвующих в инвестиционных процессах, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, проведение анализа причин успехов и неудач с целью дальнейшей разработки мероприятий по снижению негативных последствий рисков и их нейтрализации;
внедрение на территории Рузаевского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна", тесное взаимодействие с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Рузаевского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов.
2. Предоставление мер муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
3. Активный поиск возможностей для финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств:
поиск стратегических партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на внутрироссийском рынке и за рубежом, их ознакомление с особенностями хозяйственного комплекса района;
включение инвестиционных проектов Рузаевского муниципального района в отечественные и зарубежные электронные базы данных;
размещение и издание любой информации о приоритетных направлениях инвестиционного развития, возможных инвестиционных проектах, свободных инвестиционных площадках Рузаевского муниципального района должно быть как минимум на двух языках русском и английском;
постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами.
4. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство:
формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков для размещения инвестиционных проектов;
содействие созданию индустриальных парков;
ежегодная актуализация плана создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в Рузаевском муниципальном районе.
5. Разработка районных целевых программ, направленных на решение ключевых социально-экономических проблем, а также активизация работы по получению государственной поддержки хозяйствующими субъектами Рузаевского муниципального района, финансовых ресурсов на создание и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры за счет областных и федеральных целевых программ.
6. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Рузаевского муниципального района Республики Мордовия:
широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;
активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном уровне путем взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона и другими структурами, заинтересованными в привлечении и финансировании инвестиций;
проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками;
организация эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями для целенаправленного информирования потенциальных инвесторов;
размещение и актуализация информации об инвестиционных проектах Рузаевского муниципального района на интернет-сайтах Рузаевского муниципального района, Инвестиционном портале Республики Мордовия;
участие Рузаевского муниципального района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах для создания благоприятного имиджа территории.
4.2. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии к 2020 году
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей стратегии станут:
увеличение объемов и темпов роста инвестиций в основной капитал;
расширение источников финансирования инвестиций, в том числе привлечение иностранных инвестиций;
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг включая рыболовство и рыбоводство;
положительная динамика индекса промышленного производства;
заметный рост доли инновационной продукции;
диверсификация обрабатывающих производств, увеличение ассортимента производимой продукции;
рост доли малого и среднего бизнеса в основных экономических показателях деятельности района (инвестиции, занятость);
увеличение доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на территории района;
рост ввода в действие жилых домов и показателя обеспеченности населения жилищной площадью
улучшение демографической ситуации.
Заключение
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.
Реализация Инвестиционной стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в приоритетной отрасли экономики - сельском хозяйстве, а также продукции и услугах, производимых этой отраслью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Рузаевского муниципального района Республики Мордовия от 14 марта 2017 г. N 170 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Рузаевского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г."
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован на "Официальном сайте органов местного самоуправления Рузаевского муниципального района" (www.ruzaevka-rm) 14 марта 2017 г.