Постановление Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. N 551
"Об утверждении Положения о Министерстве культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия"
21 марта 2018 г.
В целях реализации Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. N 212-УГ "Об изменении структуры исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и о внесении изменений в Указ Главы Республики Мордовия от 21 ноября 2005 г. N 187-УГ" Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия.
2. Признать утратившими силу:
постановление Правительства Республики Мордовия от 18 ноября 2013 г. N 505 "Об утверждении Положения о Республиканской архивной службе Республики Мордовия";
пункт 28 постановления Правительства Республики Мордовия от 24 февраля 2014 г. N 79 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия";
пункт 13 постановления Правительства Республики Мордовия от 27 января 2016 г. N 27 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия";
постановление Правительства Республики Мордовия от 13 февраля 2017 г. N 109 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры и национальной политики Республики Мордовия".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
В. Сушков |
Положение
о Министерстве культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия
(утв. постановлением Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. N 551)
21 марта 2018 г.
Глава 1. Общие положения
1. Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (далее - Министерство) является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах культуры, туризма, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, национального развития и межнациональных отношений, архивного дела на территории Республики Мордовия.
2. Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Мордовия, федеральным законодательством и законодательством Республики Мордовия, а также настоящим Положением.
3. Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с соответствующими исполнительными органами государственной власти Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия, органами местного самоуправления, общественными и иными объединениями, организациями.
4. Имущество Министерства является государственной собственностью Республики Мордовия и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
5. Финансирование расходов на содержание Министерства осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, включая средства федерального бюджета, перечисляемые в республиканский бюджет Республики Мордовия на исполнение переданных полномочий Российской Федерацией в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия федерального значения.
6. Министерство является юридическим лицом, имеет лицевой счет в органах казначейства, печать с изображением Государственного герба Республики Мордовия и со своим наименованием, а также соответствующие штампы и бланки.
7. Полное наименование - Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия.
Сокращенное наименование - Минкультнац Республики Мордовия.
8. Местонахождение Министерства: Российская Федерация, г. Саранск.
Глава 2. Полномочия Министерства в сфере культуры
9. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере культуры:
1) разрабатывает, формирует и реализовывает государственные программы Республики Мордовия в сфере культуры;
2) разрабатывает проекты нормативных правовых актов в сфере культуры;
3) организовывает библиотечное обслуживание населения государственными библиотеками Республики Мордовия;
4) осуществляет финансирование комплектования и обеспечивает сохранность фондов государственных библиотек Республики Мордовия;
5) обеспечивает создание и поддержку государственных музеев (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации);
6) осуществляет от имени Республики Мордовия имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации;
7) принимает решения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями, находящимися в государственной собственности Республики Мордовия;
8) осуществляет организацию и поддержку учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти);
9) обеспечивает условия доступности для инвалидов культурных ценностей и благ в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов;
10) обеспечивает условия доступности для инвалидов государственных музеев, учреждений культуры и искусства (за исключением федеральных государственных музеев, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, и федеральных учреждений культуры и искусства, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти), а также государственных библиотек Республики Мордовия;
Подпункт 11 изменен с 23 марта 2018 г. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 марта 2018 г. N 154
11) создает условия для организации проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры;
12) содействует созданию альтернативных организаций культуры, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений;
13) поощряет деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
14) создает условия для эстетического воспитания и художественного образования прежде всего посредством поддержки и развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам в сфере культуры и искусств, а также сохранения бесплатности для населения основных услуг общедоступных библиотек;
15) способствует развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в сфере культуры;
16) осуществляет протекционизм (покровительство) в сфере культуры по отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам населения;
17) осуществляет протекционизм (покровительство) по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам, начинающим творческим коллективам, не посягающий на их творческую независимость;
18) осуществляет публикации для сведения населения ежегодных данных о социокультурной ситуации;
19) организует государственную поддержку профессионального искусства, народного творчества, обеспечивает разнообразие культурно-досуговой деятельности населения Республики Мордовия;
20) разрабатывает и реализует меры государственной поддержки деятелей культуры и искусства;
21) оказывает содействие расширению гастрольной и выставочной деятельности, в первую очередь в регионах компактного проживания мордовского населения за пределами Республики Мордовия, установлению и развитию связей и контактов творческих коллективов, учреждений культуры и искусства;
22) оказывает содействие по подбору кадров руководителей муниципальных органов управления культуры, муниципальных учреждений, осуществляющих методическое руководство в сфере культуры, учреждений дополнительного музыкального и художественного образования;
23) осуществляет координацию и проведение научно-исследовательских работ, имеющих фундаментальное и приоритетное прикладное значение для сферы культуры, а также внедрение достижений науки, техники, отечественного и зарубежного опыта в сфере культуры;
24) осуществляет международное культурное сотрудничество, командирование творческих коллективов, отдельных исполнителей, специалистов за границу Российской Федерации по вопросам, связанным с выполнением возложенных на Министерство задач;
25) содействует созданию условий для художественного творчества детей и молодежи, оказанию поддержки особо одаренным детям, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей;
26) принимает меры по укреплению и развитию материально-технической базы государственных учреждений культуры и искусства;
27) оказывает помощь органам местного самоуправления, творческим союзам, иным общественным объединениям, в том числе в местах компактного проживания мордовского населения за пределами Республики Мордовия, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
28) осуществляет контроль за достоверностью представленных подведомственными учреждениями культуры и искусства отчетов и целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета Республики Мордовия;
29) формирует направления модернизации и содействует удовлетворению потребностей в технической оснащенности организаций сферы культуры;
30) оказывает государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в сфере культуры, искусства и содействия духовному развитию личности, сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры, укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества;
31) осуществляет иные полномочия в сфере культуры, отнесенные к компетенции Министерства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.
Глава 3. Полномочия Министерства в сфере в сфере# сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия
10. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия:
1) осуществляет разработку и реализацию республиканских целевых программ государственной охраны объектов культурного наследия;
2) осуществляет государственную охрану объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;
3) осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), кроме полномочий, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 9.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
4) осуществляет переданные Российской Федерацией полномочия по федеральному государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации);
5) осуществляет региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия;
6) осуществляет государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов культурного наследия;
7) осуществляет работы по выявлению и учету объектов культурного наследия, представляющих собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры;
8) принимает решение о включении либо об отказе во включении объекта культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения или по согласованию с органами местного самоуправления - объекта культурного наследия местного (муниципального) значения;
9) направляет в федеральный орган охраны объектов культурного наследия перечень документов, установленный пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", для рассмотрения им вопроса о принятии решения о включении объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения либо об отказе во включении указанного объекта в данный реестр;
10) осуществляет подготовку документации для исключения из реестра объектов культурного наследия регионального или местного (муниципального) значения (в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - по согласованию с органами местного самоуправления);
11) принимает решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия регионального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения в случаях и порядке, установленных пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
12) принимает решение об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия местного (муниципального) значения на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения в случаях и порядке, установленных пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
13) осуществляет согласование решения федерального органа охраны объектов культурного наследия об изменении категории историко-культурного значения объекта культурного наследия, не отвечающего критериям отнесения объекта к объектам культурного наследия федерального значения, на категорию историко-культурного значения объекта культурного наследия регионального значения;
14) формирует и ведет перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Мордовия;
15) утверждает границы территории выявленного объекта культурного наследия, расположенного на территории Республики Мордовия;
16) выдает собственнику объекта культурного наследия паспорта объекта культурного наследия;
17) предоставляет физическим или юридическим лицам информацию, содержащуюся в документах, представляемых для включения объекта культурного наследия регионального значения в реестр объектов культурного наследия регионального значения;
18) осуществляет установку информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия федерального значения по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия и на объекты культурного наследия регионального значения;
19) организовывает проведение государственной историко-культурной экспертизы, необходимой для обоснования принятия решения (согласования) Правительства Республики Мордовия или органа местного самоуправления муниципального образования в Республике Мордовия, которое отнесено к полномочиям данных органов в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
20) устанавливает требования к осуществлению деятельности в границах территории достопримечательного места регионального значения, требования к градостроительному регламенту в границах территории достопримечательного места регионального значения;
21) выдает письменные предписания на приостановление земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, а также работ, проведение которых может ухудшить состояние объектов культурного наследия, нарушить их целостность и сохранность, а также письменных разрешений на возобновление приостановленных работ;
22) вносит в Правительство Республики Мордовия (органы местного самоуправления) в случаях, предусмотренных статьей 12 Закона Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. N 54-З "О государственной охране, использовании, сохранении, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Мордовия", представления об ограничении или запрещении движения транспортных средств;
23) вносит в Правительство Республики Мордовия проекты решений об утверждении перечня исторических поселений регионального значения, предмета охраны исторического поселения регионального значения, границ исторического поселения регионального значения, требований к градостроительным регламентам в указанных границах;
24) согласовывает проекты правил землепользования и застройки, подготовленных применительно к территориям исторических поселений регионального значения в порядке, установленном статьей 15.3 Закона Республики Мордовия от 7 сентября 2011 г. N 54-З "О государственной охране, использовании, сохранении, популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Мордовия";
25) согласовывает в случаях и порядке, установленных Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", землеустроительную документацию, градостроительные регламенты, а также решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Мордовия о предоставлении земель и изменении их правового режима;
26) выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, а также согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению указанных объектов культурного наследия;
27) выдает задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), а также согласовывает проектную документацию на проведение работ по сохранению указанного объекта культурного наследия;
28) согласовывает решения о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета;
29) осуществляет оформление охранного обязательства собственника (пользователя) объекта культурного наследия регионального значения, федерального значения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по охране объектов культурного наследия);
30) согласовывает проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на территории объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия либо на земельном участке или части водного объекта, в пределах которых располагаются выявленные объекты археологического наследия;
31) обращается в суд с иском об изъятии у собственника бесхозяйственно содержимого объекта культурного наследия регионального значения, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленного объекта культурного наследия либо земельного участка, в пределах которых располагается объект археологического наследия, в случае если собственник данного объекта культурного наследия не выполняет требований к его сохранению или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения;
32) определяет границы историко-культурного заповедника регионального значения;
33) согласовывает представление федерального органа охраны объектов культурного наследия об установлении Правительством Российской Федерации порядка организации историко-культурного заповедника федерального значения на территории Республики Мордовия, его границы и режима содержания;
34) согласовывает порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его границы и режима содержания, устанавливаемого органом местного самоуправления;
35) составляет протоколы об административных правонарушениях и рассматривает дела об административных правонарушениях за нарушения требований законодательства об охране объектов культурного наследия в пределах полномочий, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
36) обеспечивает условия доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности Республики Мордовия;
37) устанавливает требования к сохранению объектов культурного наследия федерального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия федерального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), требования к сохранению объектов культурного наследия регионального значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия регионального значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия регионального значения, требования к сохранению объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия местного (муниципального) значения в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", требования к обеспечению доступа к объектам культурного наследия местного (муниципального) значения, подготовка и утверждение охранных обязательств собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия в соответствии с пунктом 7 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации";
38) осуществляет иные полномочия в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, отнесенные к компетенции Министерства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.
Глава 4. Полномочия Министерства в сфере национального развития и межнациональных отношений
11. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере национального развития и межнациональных отношений:
1) осуществляет меры по обеспечению государственных гарантий равенства прав, свобод и законных интересов человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств, предотвращению любых форм ограничения прав и дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;
2) создает условия для укрепления общероссийской гражданской идентичности, содействует развитию институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на гармонизацию межнациональных отношений, содействует межкультурному и межрелигиозному диалогу;
3) осуществляет мероприятия по созданию и сопровождению системы мониторинга состояния межнациональных и межконфессиональных отношений и раннего предупреждения конфликтов;
4) осуществляет мероприятия по реализации комплексной информационной кампании и созданию информационных ресурсов, направленных на укрепление гражданского патриотизма и российской гражданской идентичности;
5) осуществляет меры по разработке и реализации республиканских программ в сфере национального развития и межнациональных отношений;
6) принимает меры по укреплению гражданского единства, межнационального и межконфессионального согласия, развитию межнационального сотрудничества, сохранению и защиты самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Мордовия;
7) в пределах своей компетенции осуществляет профилактику межнациональных (межэтнических) конфликтов и обеспечивает межнациональное и межконфессиональное согласие;
8) оказывает государственную поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области укрепления и развития межнационального, межэтнического и межконфессионального сотрудничества, содействия духовному развитию личности;
9) в пределах своей компетенции осуществляет меры по социальной и культурной адаптации мигрантов;
10) осуществляет поддержку изучения национальных языков и иных предметов этнокультурной направленности;
11) обеспечивает укрепление системы государственной поддержки гражданских, общественных и национально-культурных инициатив;
12) содействует установлению связей Республики Мордовия с зарубежными и международными организациями в интересах народов, проживающих на территории Республики Мордовия, обеспечивает совместно с иными исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия участие Республики Мордовия в деятельности международных организаций по вопросам, относящимся к компетенции Министерства, в соответствии с действующим законодательством;
13) участвует в осуществлении профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских, мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;
14) осуществляет профилактические меры по предупреждению угроз экстремистского и террористического характера при организации и проведении религиозных и национальных мероприятий межрегионального значения.
Глава 5. Полномочия в сфере в сфере сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Мордовия
12. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Мордовия:
1) участвует в разработке и реализации республиканских программ, направленных на сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Мордовия;
2) разрабатывает на основании рекомендаций Республиканской термино-орфографической комиссии по мордовскому (мокшанскому и эрзянскому) языку нормы современного мордовского (мокшанского и эрзянского) литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Республики Мордовия, а также правила орфографии и пунктуации для их последующего утверждения Правительством Республики Мордовия;
3) организует проведение экспертизы, в том числе научной, правил, содержащих нормы современного мордовского (мокшанского и эрзянского) литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Республики Мордовия;
4) создает условия для проведения научных исследований мордовского (мокшанского или эрзянского) языка и участвует в подготовке специалистов по государственным языкам Республики Мордовия;
5) содействует изданию учебной, методической и художественной литературы на мордовском (мокшанском, эрзянском) языке;
6) содействует сохранению, развитию и изучению мордовского (мокшанского и эрзянского) языка за пределами Республики Мордовия.
Глава 6. Полномочия Министерства в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий
13. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере государственной поддержки национально-культурных автономий:
1) содействует разработке, изданию, приобретению и распределению образовательных программ, учебников, методических пособий и другой учебной литературы, необходимых для обучения на национальном (родном) языке, в том числе и мордовским национально-культурным автономиям, расположенным в иных субъектах Российской Федерации;
2) содействует национально-культурным автономиям в издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации как на русском, так и на национальных (родных) языках, обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на национальных (родных) языках между субъектами Российской Федерации, а также между национально-культурными автономиями Республики Мордовия и общественными организациями иностранных государств, создании образцов традиционной национальной культуры, костюмов и промыслов;
3) рассматривает предложения национально-культурных автономий о включении в федеральные государственные образовательные стандарты для образовательных организаций, реализующих образовательные программы на национальном (родном) языке, курсов по изучению истории, культуры, этнографии, традиционных видов трудовой деятельности, народных художественных промыслов и ремесел и принимает соответствующие решения;
4) направляет деятельность государственных учреждений культуры на удовлетворение национально-культурных потребностей;
5) оказывает в пределах компетенции помощь национально-культурным автономиям в создании негосударственных (общественных) учреждений национальной культуры, открытии частных образовательных организаций по подготовке творческих работников и иных специалистов, проведении массовых мероприятий в области национальной культуры.
Глава 7. Полномочия Министерства в сфере туризма
14. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере туризма:
1) осуществляет разработку и реализацию документов стратегического планирования в сфере туризма по вопросам, отнесенным к полномочиям Министерства;
2) создает благоприятные условия для развития туристской индустрии в Республике Мордовия;
3) содействует в продвижении туристических продуктов Республики Мордовия на внутреннем и мировом туристических рынках;
4) осуществляет реализацию мер по созданию системы навигации и ориентирования в сфере туризма на территории Республики Мордовия;
5) осуществляет аккредитацию организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи;
6) обеспечивает реализацию мер по поддержке приоритетных направлений развития туризма в Республике Мордовия, в том числе социального туризма, детского туризма и самодеятельного туризма;
7) осуществляет реализацию комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для обучающихся в общеобразовательных организациях;
8) осуществляет организацию и проведение мероприятий в сфере туризма на региональном и межмуниципальном уровне;
9) участвует в информационном обеспечении туризма, создании в Республике Мордовия туристских информационных центров и обеспечивает их функционирование;
10) ведет реестр туристских ресурсов Республики Мордовия;
11) осуществляет иные полномочия в сфере туризма, отнесенные к компетенции Министерства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.
Глава 8. Полномочия Министерства в сфере архивного дела
15. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие полномочия в сфере архивного дела:
1) обеспечивает формирование и содержание архивных фондов Республики Мордовия;
2) осуществляет контроль за соблюдением законодательства об архивном деле Республики Мордовия государственными архивами, музеями, библиотеками Республики Мордовия, органами государственной власти и иными государственными органами Республики Мордовия, государственными унитарными предприятиями, включая казенные предприятия, и государственными учреждениями Республики Мордовия (далее - организации Республики Мордовия);
3) формирует сеть государственных архивов Республики Мордовия;
4) обеспечивает международное и межрегиональное сотрудничество и организацию обмена копиями документов в целях пополнения Архивного фонда Республики Мордовия;
5) определяет порядок государственного учета документов Архивного фонда Республики Мордовия в соответствии с федеральным законодательством;
6) осуществляет ведение Республиканского реестра уникальных документов Республики Мордовия;
7) организует работу по выявлению уникальных документов, рекомендуемых для включения в Государственный реестр уникальных документов Архивного Фонда Российской Федерации;
8) обеспечивает работу экспертно-проверочной комиссии при Министерстве в целях решения ею научно-методических вопросов, связанных с экспертизой ценности документов и включением их в состав Архивного фонда Республики Мордовия, с определением в его составе особо ценных, в том числе уникальных, документов, решения вопросов о включении в состав Архивного фонда Республики Мордовия конкретных документов, а также иных вопросов, возложенных на экспертно-проверочную комиссию Министерства в соответствии с действующим законодательством;
9) обеспечивает проведение экспертно-проверочной комиссией Министерства экспертизы ценности документов, находящихся в федеральной собственности, собственности Республики Мордовия, муниципальной и частной собственности, и принятия решения о включении их в состав Архивного фонда Республики Мордовия;
10) обеспечивает согласование экспертно-проверочной комиссией Министерства номенклатур дел, инструкций по делопроизводству, положений об архивах, положений об экспертных комиссиях юридических лиц - источников формирования Архивного фонда Республики Мордовия, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, федеральных организаций, заключивших договоры о передаче документов Архивного фонда Российской Федерации в государственные архивы Республики Мордовия;
11) обеспечивает согласование экспертно-проверочной комиссией Министерства списков источников комплектования государственных архивов Республики Мордовия и принятие решения о внесении в них изменений;
12) организовывает в установленном порядке работы по пополнению Архивного фонда Республики Мордовия исторически значимыми личными архивами, документальными собраниями, коллекциями;
13) вносит в Правительство Республики Мордовия предложения о передаче архивных документов, находящихся в собственности Республики Мордовия, в собственность Российской Федерации, других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований;
14) вносит в Правительство Республики Мордовия предложения о разграничении собственности между муниципальными образованиями и Республикой Мордовия на архивные документы, созданные до образования, объединения, разделения или изменения статуса муниципальных образований и хранящиеся в муниципальных архивах;
15) обеспечивает в пределах своей компетенции финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия, предоставление архивам зданий и (или) помещений, отвечающих нормативным требованиям хранения документов и условиям труда работников архивов;
16) определяет в соответствии с действующим законодательством порядок отнесения документов Архивного фонда Республики Мордовия к особо ценным и уникальным, порядок их учета, а также создания и хранения их страховых копий;
17) определяет в соответствии с действующим законодательством порядок использования архивных документов, хранящихся в государственных архивах, музеях, библиотеках Республики Мордовия;
18) согласовывает порядки использования документов Архивного фонда Республики Мордовия, находящихся на временном хранении в государственных органах, организациях Республики Мордовия;
19) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов, находящихся в собственности Республики Мордовия и хранящихся в муниципальных архивах, а также за использованием финансовых средств и материальных ресурсов, предоставленных для осуществления данных государственных полномочий;
20) в пределах своей компетенции оказывает методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий в области архивного дела;
21) дает письменные предписания по устранению нарушений действующего законодательства об архивном деле, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления;
22) согласовывает условия и место дальнейшего хранения архивных документов при реорганизации организаций Республики Мордовия путем разделения или выделения из их состава одной или нескольких организаций;
23) осуществляет меры по обеспечению преимущественного права Республики Мордовия на покупку архивных документов, находящихся в частной собственности, в случае их аукционной и комиссионной продажи;
24) в случае нарушения порядка продажи архивных документов, находящихся в частной собственности, обращается в суд с иском, содержащим требования о переводе на Министерство прав и обязанностей покупателя;
25) в случае невыполнения собственником особо ценных документов и охраняемых государством документов своих обязанностей по хранению, учету и использованию этих документов, что может привести к утрате ими своего значения, обращается в суд с иском, содержащим требования об изъятии их у собственника в соответствии со статьей 240 Гражданского кодекса Российской Федерации;
26) обеспечивает ведение централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законодательством;
27) организует по документам Архивного фонда Республики Мордовия и другим архивным документам исполнение запросов российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства, связанных с реализацией их законных прав и свобод, оформление в установленном порядке, в том числе с проставлением апостиля, архивных справок, направляемых в иностранные государства;
28) заключает договоры с территориальными органами федеральных органов государственной власти и федеральными организациями, иными государственными органами Российской Федерации, расположенными в Республике Мордовия, о передаче документов Архивного фонда Российской Федерации, образовавшихся в процессе их деятельности, в государственные архивы Республики Мордовия;
29) координирует научно-исследовательскую и методическую работу государственных архивов, участвует в работе Научно-методического совета архивных учреждений Приволжского федерального округа, разрабатывает меры по внедрению научных исследований по вопросам архивоведения, документоведения и археографии в практику архивного дела Республики Мордовия;
30) утверждает положения о комиссиях по рассекречиванию архивных документов и их персональные составы;
31) организует внедрение в практику работы архивных учреждений Республики Мордовия наиболее рациональных систем и методов хранения, реставрации, консервации, копирования, использования и обеспечения сохранности документов, автоматизированных информационных технологий;
32) организует работу по подготовке документальных экспозиций, архивных справочников о составе и содержании документов Архивного фонда Республики Мордовия, а также информационных, методических пособий по вопросам архивного дела;
33) оказывает методическую помощь, проводит консультации для сотрудников государственных органов и организаций Республики Мордовия по вопросам работы с документами в делопроизводстве, обеспечения их сохранности, упорядочения и использования;
34) изучает, обобщает и внедряет опыт работы государственных, муниципальных архивов, архивов организаций, созывает научно-практические конференции, совещания, семинары по архивному делу и организации документов в делопроизводстве, анализирует состояние и развитие архивного дела в Республике Мордовия;
35) содействует научно-исследовательской работе архивных учреждений в области архивоведения, документоведения, археографии и других смежных научных дисциплин и внедрению ее результатов в работу архивных учреждений Республики Мордовия и органов местного самоуправления в Республике Мордовия;
36) организует поисково-исследовательские конкурсы, акции, мероприятия с молодежными объединениями, образовательными организациями по краеведению, изучению и популяризации архивных документов;
37) обеспечивает условия доступности для инвалидов государственных архивов Республики Мордовия и оказываемых ими услуг;
38) осуществляет иные полномочия в сфере архивного дела, отнесенные к компетенции Министерства, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия.
Глава 9. Иные полномочия Министерства
16. Министерство в пределах своей компетенции осуществляет следующие иные полномочия:
1) в сфере управления государственной собственностью Республики Мордовия осуществляет функции и полномочия учредителя (собственника) в отношении унитарных предприятий и государственных учреждений, находящихся в его ведении, за исключением полномочий, отнесенных к компетенции Правительства Республики Мордовия и Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия;
2) разрабатывает и вносит в Правительство Республики Мордовия проекты нормативных правовых актов Республики Мордовия по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
3) осуществляет взаимодействие с некоммерческими организациями по вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
4) исполняет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Мордовия в части средств, предусмотренных на содержание Министерства;
5) выполняет функции государственного заказчика по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности Министерства;
6) осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Министерства;
7) проводит мероприятия по защите информационных ресурсов конфиденциального характера в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Республики Мордовия, в том числе персональных данных, а также сведений, составляющих государственную тайну;
8) обеспечивает мобилизационную подготовку Министерства, а также осуществляет координацию подведомственных учреждений по их мобилизационной подготовке;
9) организует и обеспечивает проведение мероприятий по гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством;
10) осуществляет исполнение законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия о противодействии коррупции;
11) организует мероприятия по профессиональному развитию работников Министерства и подведомственных ему учреждений;
12) размещает в установленном порядке и сроки информацию о деятельности Министерства на официальном сайте органов государственной власти Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
13) обеспечивает достижение и повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере установленной деятельности;
14) осуществляет иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия полномочия.
Глава 10. Права Министерства
17. Министерство в пределах своей компетенции имеет право:
запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к полномочиям Министерства;
представлять интересы Республики Мордовия по вопросам, относящимся к полномочиям Министерства, в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти Республики Мордовия и других субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;
учреждать ведомственные награды, награждать ими и применять иные виды поощрения.
Глава 11. Организация деятельности
18. Министерство возглавляет Министр культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия (далее - Министр), назначаемый на должность и освобождаемый от должности Главой Республики Мордовия.
19. Министр имеет заместителей, в том числе первых, количество которых определяется Главой Республики Мордовия. Первые заместители, заместители Министра назначаются на должность и освобождаются от должности Главой Республики Мордовия.
В случае отсутствия Министра его обязанности исполняет один из первых заместителей Министра, а в случае их отсутствия - один из заместителей Министра, уполномоченный Главой Республики Мордовия.
20. Министр:
руководит деятельностью Министерства на принципах единоначалия;
несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство полномочий, в том числе за состояние антикоррупционной работы;
распределяет обязанности между заместителями Министра;
вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Республики Мордовия проекты нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции Министерства;
утверждает штатное расписание аппарата Министерства в пределах численности и структуры Министерства, установленных Главой Республики Мордовия, положения о структурных подразделениях Министерства, а также смету расходов на содержание аппарата Министерства в пределах утвержденных на соответствующий период бюджетных ассигнований, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Мордовия;
организует проведение конкурсного отбора, аттестации работников Министерства, присваивает классные чины государственной гражданской службы Республики Мордовия государственным гражданским служащим Республики Мордовия в пределах своей компетенции, решает иные вопросы, связанные с прохождением государственной гражданской службы в Министерстве;
в установленном законодательством порядке утверждает уставы государственных учреждений Республики Мордовия, находящихся в ведении Министерства, а также заключает, изменяет и прекращает в установленном порядке трудовые договоры с их руководителями;
подписывает приказы по вопросам деятельности Министерства;
распоряжается финансовыми средствами в соответствии с бюджетной сметой и имуществом Министерства в соответствии с законодательством;
назначает в установленном порядке на должность и освобождает от должности работников аппарата Министерства;
действует от имени Министерства без доверенности, представляет его во всех государственных и судебных органах, органах местного самоуправления, организациях;
заключает, изменяет и расторгает без доверенности от имени Министерства гражданско-правовые договоры, в том числе государственные контракты, для обеспечения выполнения возложенных на Министерство полномочий;
представляет в установленном порядке работников к награждению государственными наградами;
осуществляет иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия полномочия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах культуры, туризма, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, национального развития и межнациональных отношений, архивного дела на территории Республики Мордовия.
Определены полномочия Министерства в сфере культуры, сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, национального развития и межнациональных отношений, сохранения, изучения и развития государственных языков Республики Мордовия, государственной поддержки национально-культурных автономий, а также в сфере туризма и архивного дела.
Министерство возглавляет Министр культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия, который имеет заместителей, в том числе первых, количество которых определяется Главой Республики Мордовия.
Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 11 октября 2017 г. N 551 "Об утверждении Положения о Министерстве культуры, национальной политики и архивного дела Республики Мордовия"
Настоящее постановление вступает в силу с 13 октября 2017 г.
Текст постановления опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 13 октября 2017 г., в газете "Известия Мордовии" от 13 октября 2017 г. N 115-49
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства Республики Мордовия от 15 мая 2024 г. N 441
Изменения вступают в силу с 15 мая 2024 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 5 апреля 2023 г. N 175
Изменения вступают в силу с 5 апреля 2023 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2022 г. N 493
Изменения вступают в силу с 27 июня 2022 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2022 г. N 166
Изменения вступают в силу с 22 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2022 г. N 154
Изменения вступают в силу с 21 февраля 2022 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 декабря 2020 г. N 661
Изменения вступают в силу с 11 декабря 2020 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 декабря 2019 г. N 487
Изменения вступают в силу с 10 декабря 2019 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 января 2019 г. N 23
Изменения вступают в силу с 28 января 2019 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 20 сентября 2018 г. N 479
Изменения вступают в силу с 21 сентября 2018 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 6 августа 2018 г. N 412
Изменения вступают в силу с 8 августа 2018 г.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 21 марта 2018 г. N 154
Изменения вступают в силу с 23 марта 2018 г.