Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации", постановления администрации Краснослободского муниципального района от 12 октября 2016 года N 436 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") Краснослободского муниципального района по содействию развития конкуренции", администрация Краснослободского муниципального района постановляет:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Краснослободского муниципального района Республики Мордовия согласно приложению.
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Краснослободского муниципального района Горбылева А.Н.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования в газете "Краснослободский Вестник" и подлежит размещению на официальном сайте администрации Краснослободского муниципального района.
Глава Краснослободского муниципального района |
Ю.В. Медянкин |
Инвестиционная стратегия
Краснослободского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 1 февраля 2017 г. N 24)
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционная стратегия Краснослободского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Краснослободского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Краснослободском муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Краснослободского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, утвержденной Постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является финансовое управление администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 03 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
7. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"
8. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2018 годы, утвержденной решением Совета депутатов Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 25 декабря 2014 года N 97.;
9. Муниципальной программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на территории Краснослободского муниципального района Республики Мордовия на 2016 - 2020 годы, утвержденной постановлением Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 21 декабря 2015 года N 646.
10. Постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам". Миссия администрации Краснослободского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Краснослободского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Краснослободского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
1.3. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для технологического присоединения к энергетической и коммунальной инфраструктуре, а также стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого и коммунального хозяйства. | |
|
1.4. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Краснослободского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
3.3. Создание инфраструктуры для размещения малого бизнеса на льготных условиях | |
3.4. Развитие финансовой инфраструктуры | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
5.1. Разработка районных программ и активное участие в областных и федеральных целевых программах, способствующих развитию экономики территории |
5.2. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета Краснослободского муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Краснослободского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Краснослободского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям | |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Краснослободского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Краснослободского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Краснослободского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Краснослободского муниципального района как одного из лидеров среди сельских муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Краснослободского муниципального района.
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т.ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции, рыбной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Краснослободского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Краснослободского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
Краснослободский муниципальный район образован 16 июля 1928 году Административный центр г. Краснослободск. Район расположен в северо-западной части Мордовии. Граничит на севере с Ельниковским, востоке - Старошайговским, юге - Ковылкинским, западе - Атюрьевским районами, занимает территорию площадью 1 379 км2.
Для района характерно богатое многообразие природы. Леса сменяются обширными полевыми просторами, особенно в левобережной части реки Мокши. Разнообразен мир животных, птиц и рыб. Наиболее характерными представителями животного мира являются лисы красные, белки, барсуки, зайцы, кабаны.
На территории района имеются несколько заказников, где запрещена охота на зверей и птиц.
В состав Краснослободского муниципального района входят 73 сельских населенных пунктов, включающих в себя 16 сельских поселений.
Наличие природных ресурсов
На территории района эксплуатируется верхнекаменноугольный водоносный горизонт. Эксплуатационные запасы подземных вод 1592 м3/сут.
Преобладающая часть подземных вод имеет минерализацию 322-мг/л. По химическому составу воды гидрокарбонатно-сульфатные кальциево-натриевые. Добываемая вода соответствует СанПиН 2.1.4.1074-01, гигиеническим требованиям и контролю качества питьевой воды.
Среди полезных ископаемых можно выделить месторождения песка в селах Сивинь, Д. Поляна, Сл. Дубровки, Ефаево, Кр. Подгора, д. Песочная Лосевка, п. Преображенский. В районе размещены Желтоноговское месторождение кирпичных суглинков (с запасом 521 тыс. куб. м.) и проявлено кирпичных суглинков: Тустатовское (19600 тыс. куб. м) и Чукальское (8400 тыс. куб. м.), которые могут широко использоваться в производстве строительных материалов.
Земельные ресурсы - вид природных ресурсов комплексного характера,
которые необходимы для многих отраслей человеческой деятельности. Общий земельный фонд Краснослободского муниципального района составляет 137926 га, в том числе земли сельскохозяйственного назначения (101078 га); населенных пунктов (6057 га); промышленности и иного специального назначения (1348 га); лесного фонда (28511 га); водного фонда (356 га); особо охраняемых территорий и объектов (55 га). Почвы района резко разграничена рекой Мокшей. В левобережной (северо-западной) части района - выщелоченные и оподзоленные черноземы, в правобережной ( юго-восточной) - серые лесные и темно-серые лесные.
Промышленный потенциал муниципального района
Промышленность Краснослободского муниципального района представлена восьмью промышленными предприятиями различных форм собственности.
Ежегодно предприятиями, относящимися к промышленному блоку производится и реализуется продукции в объеме около 250 млн. рублей.
Основной объем промышленного производства падает на ОАО Краснослободский радиозавод и ООО "ЗаводПромМетИзделий".
В промышленности района имеется ряд существенных проблем, требующих последовательного решения: низкая эффективность в сферах финансового менеджмента и маркетинга, недостаточный уровень развития информационных технологий, затратный механизм формирования издержек производства, низкие показатели платежеспособности предприятий, конкурентоспособности производства, выпуска инновационной продукции, уровня заработной платы, но самое главное отсутствие стабильности в работе предприятий и как следствие этого снижение объемов и отток квалифицированных кадров.
В 2016 году на ООО "ЗаводПромМетИзделий" реализован проект - "Техническое перевооружение предприятия для выпуска новой продукции по импортозамещению". Стоимость проекта 20 млн. рублей. В конце года закончены пусконаладочные работы на новой линии, в настоящее время она работает в тестовом режиме.
Пищевая и перерабатывающая промышленность района представлена ООО "Молочный завод", за 2016 год вышеназванным предприятие отгружено продукции на сумму 40,5 млн. рублей.
АНО "Редакция газеты "Красная Слобода" является основным информационным печатным изданием района, ориентированным на объективный анализ процессов, происходящих в социально-экономической, политической и духовной жизни района и Республики Мордовия в целом. Основным видом деятельности является издание газеты. Тираж газеты - свыше 4000 экз.
Строительный комплекс района представлен филиалами ДРСУ - филиал ФГУП "Мордовавтодор", филиалом "Мокша" ООО Мордовдорстрой и 3 малыми строительными предприятиями.
Агропромышленный комплекс
Краснослободский муниципальный район является агропромышленным, специализируется на производстве молока, зерна и мяса.
Сельскохозяйственные предприятия имеют различные формы собственности: 7 обществ с ограниченной ответственностью (ООО), 3 сельскохозяйственных производственных кооператива (СХПК), 1 сельхозартель-племзавод (СХАП), 5 крестьянско-фермерских хозяйства, ГУП РМ "Плодово-ягодный питомник", агротехникум.
В растениеводстве ведущая роль принадлежит зерновому хозяйству. Объем производства зерна за 2016 год в бункерном весе составил 61,5 тыс. тонн. В производстве продукции растениеводства в 2016 году преобладали ячмень и кормовые культуры. Площадь сельхозугодий составляет 77264 га, в том числе пашня - 52588 га, зерновые - 23832 га. Средняя урожайность в районе - 25,6 ц /га. Значительно выше урожайность в сельскохозяйственных предприятиях СХАП "Свободный труд" (31,8 ц/га), ООО "Селищинское" (29,5 ц/га), ООО АПО "Мокша" (28,1 ц/га), СХПК "Куликово" (29,1 ц/га) и ГУП РМ "Старосиндровский плодовоягодный питомник" (28,8 ц/га).
В отрасли животноводства в районе наиболее развиты свиноводство и молочное скотоводство. Свиноводство представлено крупным хозяйством ООО "Селищинское", молочное скотоводство - ООО АПО "Мокша",СХАП "Свободный труд", СХПК "Куликово", СХПК "Новокарьгинское", ГУП РМ "Старосиндровский плодовоягодный питомник".
Производство мяса (скота и птицы на убой в живой массе) и молока в прошедшем году составило 3505,6 тонны и 35040,2 тонны соответственно.
Поставки молока в основном осуществляются на ООО Ичалковский маслодельный завод - 44%, ООО "Сармич" (30%).
На 1 января 2017 года в сельскохозяйственных предприятиях Краснослободского муниципального района насчитывалось 20554 гол. крупного рогатого скота, в том числе коров - 7736 гол.; свиней - 10257 гол.
Продуктивность скота:
за 2016 год средний удой молока от одной коровы составил 4666 кг.
среднесуточный привес живой массы КРС составил 411 гр., свиней - 411 гр.;
получено: телят - 7874 гол., поросят - 19048 гол.
Мясной баланс района формируют говядина (53%), свинина (47%).
Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (выполненных работ и услуг) в 2016 году составила свыше 2 млн. рублей.
По целевой программе "Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия" КФХ Гришиной Т.А., специализирующейся на выращивании индюшек, получены денежные средств в сумме 1200 тыс. рублей.
Краснослободским муниципальным районом освоено более 112 млн руб. субсидий. Производимая сельхозпредприятиями Краснослободского муниципального района продукция животноводства реализуется как на территории района, так и в других районах республики.
Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с
природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Краснослободского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Транспортное освоение территории достаточно высоко. В настоящее время г. Краснослободск - транспортный узел на трассах автодорог республиканского и местного значения. Все села соединены с районным центром асфальтированной дорогой. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения по территории Краснослободского района составляет 521,6 км, из них в сельской местности 485,1 км.
Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог составляет 60,8%.
Обеспечение регулярным сообщением осуществляется частным предпринимателем ИП Елгаев С.Н., в частной собственности которого находится три автобуса и две газели. 63 индивидуальных предпринимателя зарегистрированы и осуществляют пассажирские перевозки как внутри района, так и за его пределами. В 2015 году количество населенных пунктов, не имеющих регулярное сообщение составляет 10,2%. Отсутствие дорог с твердым покрытием и малочисленность жителей сел не позволяет открыть дополнительные маршруты.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Численность субъектов малого предпринимательства Краснослободского муниципального района насчитывает 583 ед., подавляющее большинство, 448 ед., - это индивидуальные предприниматели, 29 ед. - крестьянские (фермерские) хозяйства, 60 ед. - микропредприятия, 17 ед. - малые предприятия, 6 ед. - средние предприятия. Большая часть представителей малого и среднего предпринимательства концентрируется в сфере розничной торговли, общественном питании и сфере услуг. Также имеются предприятия в производственной сфере, сельскохозяйственном производстве и строительстве. В расчете на 10 тыс. человек населения приходится 242 единицы субъектов малого и среднего предпринимательства.
Роль малого и среднего предпринимательства в экономике Краснослободского муниципального района постоянно возрастает, обеспечивая решение ряда важных задач, таких как насыщение потребительского рынка товарами и услугами, увеличение платежей в бюджет, сокращая при этом уровень безработицы. Наряду со своей производственной деятельностью, наши предприниматели принимают активное участие в общественной жизни района, принимают участие в республиканских конкурсах.
Принимаемые администрацией района меры по устойчивому развитию потребительского рынка позволили довести оборот розничной торговли до объема свыше 2,7 миллиардов рублей, оборот общественного питания соответственно составил 48,3 млн. рублей.
Потребительский рынок района представлен 296 стационарными торговыми предприятиями и 12 объектами нестационарной торговли. Торговая площадь предприятий стационарной розничной торговли составляет 13611 кв. м, фактическая обеспеченность торговой площадью в расчете на 1000 человек населения - 572,28 кв. м., при норме - 432,59 кв. м. Это один из лучших показателей в республике. На территории района функционируют 5 предприятий оптовой торговли, 16 предприятий общественного питания общедоступной сети, 135 других предприятий, в том числе услуги такси, сферы бытового обслуживания населения, 7 аптек и аптечных пунктов, 1 - ветеринарная аптека, 7 - автозаправочных станций, 6 салонов сотовой связи.
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2017 года население Краснослободского муниципального района составило 23,6 тыс. чел., из них более 97% проживает в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел, в 9 населенных пунктах никто не проживает. Средняя плотность населения - ,2 чел/ км2. Население многонациональное: 19% - мордва, 79% - русские, 2% - татары. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
Численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составляет 14% от общей численности населения (3,3 тыс. чел.), число лиц трудоспособного возраста - % (13,6 тыс. чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 29% (6,9 тыс. чел.). Таким образом, треть от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения (при превышении доли населения пенсионного возраста 33%, население считается старым) предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население. В то же время в 2016 году отмечается некоторая положительная тенденция рождаемости. В частности, коэффициент рождаемости увеличился на 11,9% с 7,06 до 7,9на 1000 чел. населения.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
24,4 |
23,8 |
23,7 |
23,6 |
23,4 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
7,1 |
7,9 |
11,0 |
12,2 |
13,3 |
Умерших на 1000 чел. населения |
16,3 |
16,6 |
16,7 |
15,2 |
14,9 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
0,04 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Миграционное движение населения Краснослободского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 201 году в 1,6 раза превышало число прибывших. В 2016 году ситуация изменилась в положительную сторону за период январь-ноябрь число выбывших практически одинаково с количеством прибывших жителей.
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Краснослободский муниципальный район |
461 |
604 |
763 |
622 |
-302 |
-18 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного сельского населения характеризуется следующими данными:
сельскохозяйственное производство (1427 чел., или 5,7%);
организации бюджетной сферы (2996 чел., или 12,6. %);
организации несельскохозяйственной сферы (4756 чел., или 20%);
личное подсобное хозяйство (778 чел., или 3,3%);
работает за пределами сельской территории Краснослободского муниципального района (2116 чел., или 8,9%);
не обеспечено работой (403 чел., или 1,7%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району за 2016 год составляет 19573 рубля (в 2012 году - 13257,5 руб.). Среднесписочная численность работников в 2016 году составила 4494 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Краснослободскому муниципальному району за 2016 год составил 0,8% (в 2012 году - 0,7%) от экономически активного населения.
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Краснослободского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Краснослободском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 355,7 млн. рублей. Это 11-е место среди 22 муниципальных районов республики. В 2016 году и объем инвестиций составил около 472,0 млн руб.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Краснослободским муниципальный район |
492678 |
471336 |
504330 |
539633 |
577407 |
617800 |
648720 |
688720 |
В январе - декабре 2016 года 60% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 51% приходились
на бюджетные средства.
Инвестиции по источникам финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|
Собственные средства |
166974 |
203501 |
217746 |
228633 |
196320 |
210052 |
220555 |
234230 |
Привлеченные средства |
325704 |
267835 |
286584 |
311000 |
381087 |
407748 |
428165 |
454490 |
в том числе: кредиты банков |
174648 |
20950 |
144914 |
144914 152160 |
173000 |
185110 |
194365 |
204083 |
заемные средства других организаций |
2164 |
2050 |
2190 |
2155 |
2343 |
2500 |
2625 |
2756 |
бюджетные средства |
121920 |
240491 |
114635 |
120366 |
138660 |
148370 |
155780 |
165127 |
средства внебюджетных фондов |
1301 |
1671 |
1700 |
1785 |
1910 |
2043 |
2145 |
2295 |
прочие источники |
25671 |
2673 |
23145 |
34534 |
65174 |
69725 |
73250 |
374261 |
Следует заметить, что почти (44,8%) всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2015 год поступила из республиканского бюджета Республики Мордовия, 27,2.% - из федерального бюджета и 27% - из местного бюджета.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWОТ-анализ инвестиционной среды Краснослободского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности.
SWОТ-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWОТ-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Краснослободского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Выгодное приграничное положение района, по территории которого проходит автомагистраль Урал М-5 Подъезд к г. Саранску (расстояние от районного центра до г. Саранска - 107 км, до г. Ковылкино - 52 км). 2. Наличие природно-сырьевой базы месторождений строительных материалов (глины, песка, торфа и бутового камня). 3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 4. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 5. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 37%. 6. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2016 г. составил 88,7% товарооборота в целом. 7. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом - 82%, отоплением - 86,4%, сетевым газоснабжением - %. 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 9. Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений, сформированная социокультурная инфраструктура района. 10. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры (физкультурно-спортивный комплекс имени П.Г. Болотникова). 11. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. 12. Наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (60,8%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа (73%) инженерных коммуникаций района. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 3. Развитие строительной промышленности на базе добычи и переработки полезных ископаемых. 4. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 1 февраля 2017 г. N 24 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Краснослободского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года"
Настоящее постановление вступает в силу c 1 февраля 2017 г.
Текст постановления опубликован в газете "Краснослободский Вестник" от 1 февраля 2017 г. N 7