В соответствии со статьей 172 и решением Совета депутатов Темниковского муниципального района от 27 апреля 2016 г. N 199 "Об утверждении положения о бюджетном процессе в Темниковском муниципальном районе" Совет депутатов Темниковского муниципального района решил:
утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Темниковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Глава Темниковского муниципального района |
С.Н. Кизим |
Председатель Совета депутатов |
И.П. Васин |
Основные направления
бюджетной политики Темниковского муниципального района Темниковского муниципального района на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов
(утв. решением сессии Совета депутатов Темниковского муниципального района от 16 ноября 2017 г. N 70)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Темниковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определяют условия составлении проекта районного бюджета Темниковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходы к его формированию, основные характеристики и прогнозируемые параметры районного бюджета Темниковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - районный бюджет).
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года
В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему бюджетному планированию при формировании районного бюджета, а также продолжен переход на принцип планирования и исполнения районного бюджета на основе муниципальных программ Темниковского муниципального района (далее - муниципальные программы). Охват расходов районного бюджета показателями муниципальных программ в общем объеме расходов районного бюджета в 2016 году составил 90,5 процента. По состоянию на 1 августа 2017 г. доля "программных" расходов, предусмотренных Решением Совета депутатов от 22 декабря 2016 г. N 24 "О бюджете Темниковского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", составила 86,7 процентов. В соответствии с Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" муниципальными образованиями в Республике Мордовия в 2016 году осуществлен переход на принцип планирования и исполнения местных бюджетов на основе муниципальных программ.
Социально-экономическая ситуация в Темниковском муниципальном районе в 2016 году и первой половине 2017 года характеризуется положительной динамикой промышленного и сельскохозяйственного производства, объемов строительных работ, оборота розничной торговли, стабильной ситуацией на рынке труда.
Консолидированный бюджет Темниковского муниципального района (далее - консолидированный бюджет) в 2016 году исполнен с дефицитом в 7,6 млн. рублей, дефицит районного бюджета составил 4,6 млн. рублей. Муниципальный долг Темниковского муниципального района на 1 августа 2017 г. составил 135,9 млн. рублей (370,3 процента от объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Общий объем доходов консолидированного бюджета в 2016 году в сравнении с уровнем предыдущего года увеличился на 12,2 процента и составил 315,2 млн. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет за 2016 год составило 57,4 млн. рублей и по сравнению с 2015 годом возросло на 5,6 млн. рублей, или на 10,9 процента.
По состоянию на 1 августа 2017 г. объем налоговых и неналоговых доходов районного бюджета в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 1,2 процента и составил 22,6 млн. рублей. Увеличению послужили поступления по налогу на доходы физических лиц, единый сельскохозяйственный налог, арендная плата за земельные участки, соответственно темп роста составил: 107,1 процента, 220,2 процента, 119,2 процента.
Основными причинами роста отдельных налоговых и неналоговых доходов в 2016 году стали:
1) налог на доходы физических лиц;
2) единый сельскохозяйственный налог;
3) арендная плата за земельные участки.
Расходование бюджетных средств в 2016 году производилось исходя из обеспечения приоритетности выполнения приоритетных социально значимых обязательств Темниковского муниципального района.
Значительная часть бюджетных расходов направлена на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, завершение строительства (реконструкции) начатых ранее объектов социально значимой инфраструктуры и дорожного хозяйства.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Темниковском муниципальном районе реализуется Программа оздоровления муниципальных финансов Темниковского муниципального района и муниципальных финансов поселений Темниковского муниципального на 2016 - 2019 годы, предусматривающая реализацию мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, улучшению делового климата и совершенствованию администрирования доходных источников, оптимизации расходов консолидированного бюджета, сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета, сокращению государственного и муниципального долга, а также по повышению эффективности бюджетного процесса.
Реализован ряд мероприятий по оптимизации сети государственных учреждений Республики Мордовия (далее - государственные учреждения). Высвобождающиеся в результате проводимых мероприятий бюджетные средства направлены на реализацию первоочередных мероприятий, в первую очередь, на укрепление социальной стабильности населения.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления государственными финансами Республики Мордовия и в целях предоставления населению актуальной информации о республиканском бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме на регулярной основе на всех этапах бюджетного процесса публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики Темниковского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в районе при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной и налоговой политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной и налоговой политики Темниковского муниципального района в среднесрочной перспективе являются:
1) проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости районного бюджета, формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Темниковском муниципальном районе. В рамках решения данной задачи необходимо усилить работу по количественному росту и развитию источников формирования доходной части районного бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять политику в области расходов и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством и соглашениями о получении бюджетных кредитов из республиканского бюджета;
2) улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы Темниковского муниципального района и реализация комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ и проектов, способных увеличить поступление доходов в районный бюджет;
3) реализация задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия и Главы Темниковского муниципального района Совету депутатов Темниковского муниципального района;
4) расширение использования муниципальных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения;
5) повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов;
6) безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;
7) своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района;
8) повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
9) повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами;
10) совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета на всех уровнях, укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов;
11) повышение результативности и экономической эффективности муниципального финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
12) обеспечение прозрачности и открытости районного бюджета и бюджетного процесса для общества.
Политика в области доходов
Налоговая политика Темниковского муниципального района в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов должна быть направлена на развитие круга и повышение устойчивости субъектов экономической деятельности, обеспечивающих формирование доходов бюджета и внебюджетных фондов, динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов местных бюджетов.
С целью увеличения поступления доходов необходимы:
- активное содействие повышению прозрачности деятельности субъектов экономической деятельности, формированию и развитию новых элементов общегосударственной системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, реализации мер по сокращению теневого сектора и созданию равных конкурентных условий для всех субъектов рынка, созданию системы прослеживаемости движения товаров (ЕГАИС, маркировка и т.д.) от производителя (таможенного оформления) до конечного потребителя, вовлечению в формальную экономику "самозанятых" граждан;
- постоянный мониторинг и систематический анализ полноты использования и эффективности действия установленных республиканским и муниципальным законодательством налоговых льгот, оперативное реагирование на результаты анализа в виде отмены налоговых преимуществ и льгот либо совершенствование механизма их действия. Изучение и оперативное использование лучших отечественных и зарубежных практик применения и оценки эффективности применения налоговых льгот и преференций. На основании оценки эффективности налоговых льгот за 2016 год, установленных законодательством Республики Мордовия, будут подготовлены предложения по оптимизации налоговых льгот и преференций;
- установление норматива отчисления в консолидированный бюджет части прибыли муниципальных унитарных предприятий Темниковского муниципального района, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, направление в консолидированный бюджет части чистой прибыли хозяйственных товариществ и обществ с долей участия Темниковского муниципального района (в части дивидендов по итогам предыдущего года);
- предоставление из районного бюджета бюджетам муниципальных образований в Темниковском муниципальном районе иных межбюджетных трансфертов на решение вопросов местного значения, осуществляемое с привлечением средств самообложения граждан;
- стимулирование активности в работе по повышению налоговых доходов консолидированного бюджета за счет регистрации права собственности на недвижимое имущество и земельные участки.
Политика в области расходов
В условиях ограниченных темпов роста собственных доходов и сложной долговой ситуации, ограничивающей привлечение заемных ресурсов, по-прежнему актуальным направлением бюджетной политики Темниковского муниципального района является повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, концепция которой определена Программой оздоровления муниципальных финансов муниципальных образований в Темниковском муниципальном районе на 2016 - 2019 годы.
В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:
1) повышении прозрачности процедур составления, изменения и исполнения районного бюджета, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения муниципальных заказов;
2) обеспечении гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов;
3) продолжении работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Темниковского муниципального района и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий;
4) сокращении неэффективных расходов и отказе от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
5) выявлении резервов и перераспределении расходов районного бюджета с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
6) распределении ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах.
Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования путем планирования мероприятий государственных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей районного бюджета, расширение практики внедрения принципов проектного управления, дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ, повышения ответственности исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Развитие системы стратегического планирования в Темниковском муниципальном районе потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия в соответствие с реальными возможностями районного бюджета.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.
В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов обеспечение привлечения средств республиканского бюджета для финансирования расходных обязательств и выполнение условий софинансирования по средствам республиканского бюджета должны быть детально просчитаны, а запрашиваемые бюджетные ресурсы - иметь реальную потребность, оценимый эффект от использования средств и при этом не создавать дополнительной нагрузки на районный бюджет.
Как и в предыдущие годы, основным приоритетом бюджетных расходов останется реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., среди которых повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поддержка семьи и материнства.
В рамках повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, включающую в себя:
- оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или изменения типа муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, в основном, на платной основе. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, культура, физическая культура и спорт;
- установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы;
- оптимизацию расходов на содержание муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципальных учреждений (в том числе передача части площадей в аренду, консервация свободных площадей), экономии на муниципальных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
- повышение муниципальными учреждениями эффективности и качества оказываемых (выполняемых) ими муниципальных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами, (своевременная оплата муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
- вывод непрофильных функций муниципальных учреждений Темниковского муниципального района на аутсорсинг;
- повышение производительности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки;
- дальнейшее внедрение системы "эффективного контракта", являющегося действенным инструментом повышения качества муниципальных услуг и четко определяющего условия оплаты труда и "социальный пакет" каждого работника муниципального учреждения в зависимости от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг.
Также необходимо продолжить мониторинг деятельности муниципальных учреждений с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий и эффективности использования муниципального имущества Темниковского муниципального района.
Расходы районного бюджета на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
В целях формирования эффективной системы социальной защиты необходимо расширить применение принципа нуждаемости и адресного подхода, в том числе за счет:
- оказания поддержки наиболее уязвимым категориям граждан с учетом индивидуальных потребностей людей с ограниченными возможностями;
- уменьшения объемов бюджетных ассигнований по прекращающимся расходным обязательствам ограниченного срока действия, в том числе в связи с уменьшением контингента получателей;
- изменения вида, формы предоставления или назначения отдельных мер социальной поддержки;
- изменения условий назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения критериев нуждаемости;
- изменения порядка назначения отдельных мер социальной поддержки в части введения дополнительных требований для отнесения к категории получателей;
- обеспечения открытости мер социальной поддержки (с учетом открытости информации о конкретных их получателях).
Повышению эффективности мер социальной поддержки также будет способствовать проведение инвентаризации перечня социальных выплат (льгот), предоставляемых из районного бюджета, сокращение и (или) объединение отдельных социальных выплат, оценка целесообразности размера социальных выплат, а также ужесточение контроля за получателями социальных выплат.
В целях снижения неэффективных расходов в сфере муниципального управления необходимо продолжить:
- оптимизацию бюджетных расходов на функционирование органов муниципальной власти Темниковского муниципального района за счет оптимизации, перераспределения и исключения дублирования функций органов муниципальной власти Темниковского муниципального района;
- передачу функций исполнительных органов муниципальной власти Темниковского муниципального района, не связанных с принятием управленческих решений, на исполнение в подведомственные им муниципальные учреждения;
- централизацию однотипных функций по обеспечению деятельности органов муниципальной власти Темниковского муниципального района и передачу их на осуществление муниципальным учреждениям.
В условиях ограничения бюджетных ресурсов на ближайшие три года бюджетные ассигнования на осуществление капитальных вложений в первую очередь необходимо направлять на завершение объектов высокой степени готовности, прежде всего в жизнеобеспечивающих сферах, объектов, создаваемых (реконструируемых) с целью недопущения чрезвычайных ситуаций, социально значимых объектов. Включение в адресную инвестиционную программу новых объектов должно основываться на аргументации его острой необходимости для конкретной территории.
Учитывая, что немалая доля бюджетных расходов приходится на оплату контрактуемых обязательств, необходима дальнейшая активная работа по повышению эффективности системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Темниковского муниципального района, в том числе путем:
совершенствования системы планирования обеспечения муниципальных нужд Темниковского муниципального района, в основу которой положен принцип неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации закупок в целях эффективного использования бюджетных средств и закупки высококачественной продукции;
продолжения работы по построению эффективной системы осуществления мониторинга, контроля за исполнением муниципальных контрактов и принятием контрактных результатов, в том числе полноты и качества удовлетворения муниципальных нужд Темниковского муниципального района.
В 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов необходимо продолжить работу по усилению муниципального финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе и применению мер ответственности за их нарушение, а также по повышению эффективности внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в органах муниципальной власти Темниковского муниципального района, направленных на соблюдение процедур составления и исполнения районного бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета главными распорядителями средств районного бюджета и подведомственными им получателями бюджетных средств.
Успех реализации бюджетной политики Темниковского муниципального района зависит не только от действий тех или иных органов муниципальной власти Темниковского муниципального района, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, в связи с чем задача по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из важнейших направлений бюджетной политики Темниковского муниципального района на ближайшие три года. Также в рамках повышения открытости бюджетных данных по-прежнему пристального внимания требуют вопросы раскрытия информации о деятельности муниципальных учреждений, учредителям которых необходимо усилить контроль за сроками, периодичностью и полнотой размещения информации на официальном сайте для размещения информации о бюджетных учреждениях (bus.gov.ru).
Политика в области управления муниципальным долгом
Сохраняющаяся несбалансированность районного бюджета предопределяют политику в области управления муниципальным долгом Темниковского муниципального района в период 2018 - 2020 годов.
В связи с постепенным снижением ключевой ставки Банка России в течение 2017 года прогнозируется снижение стоимости кредитных ресурсов для субъектов Российской Федерации, что должно повысить доступность муниципальных заимствований у кредитных организаций и снизить расходы на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района.
В целом в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов будет продолжено решение ключевых задач по поддержанию долговой нагрузки в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание муниципального долга Темниковского муниципального района, соблюдению показателей и индикаторов, установленных Муниципальной программой повышения эффективности управления муниципальными финансами в Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2017 - 2021 годы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Совета депутатов Темниковского муниципального района Республики Мордовия от 16 ноября 2017 г. N 70 "Об основных направлениях бюджетной политики Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов"
Настоящее решение вступает в силу с 18 ноября 2017 г.
Текст решения опубликован в газете "Темниковский вестник" от 18 ноября 2017 г. N 37