Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Общая характеристика текущего состояния системы образования: основные проблемы и прогноз ее развития
Настоящая муниципальная программа разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"), с муниципальной программой комплексного социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы (утверждена решением Совета депутатов Темниковского муниципального района от 24 декабря 2014 г. N 141 "Об утверждении муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы").
Основной целью развития Темниковского муниципального района является повышение конкурентоспособности территории за счет повышения качества жизни населения.
Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике, районе бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих организацию к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования).
В настоящее время в районе обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки для ее дальнейшего развития.
В муниципальной системе образования 16 муниципальных образовательных учреждений с контингентом обучающихся и воспитанников 1565 человек: 9 общеобразовательных школ, к ним 6 структурных подразделений, 5 дошкольных образовательных учреждений и 2 учреждения дополнительного образования.
В целях повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений.
За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 87,5% школ остается малокомплектным.
Во всех образовательных учреждениях района ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг.
В результате социально-экономического развития района и реализации мероприятий муниципальной программы будет выполнен прогноз развития системы образования Темниковского муниципального района.
На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных учреждений. При Управлении по социальной работе Администрации Темниковского муниципального района создана рабочая группа по реализации муниципальной системы оценки качества образования в Темниковском муниципальном районе.
Реализация муниципальной программы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Программа представляет собой комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных задач в сфере образования, отражающих изменения в структуре, содержании и технологиях образования, организационно-правовых формах образовательной деятельности и финансово-экономических механизмах.
1.1. Дошкольное, общее и дополнительное образование
По состоянию на 1 сентября 2017 г. в районе функционируют 5 дошкольных образовательных учреждений с контингентом 334 человек. Охват детей дошкольным образованием составляет 45,5%.
В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий и реконструкции зданий.
На сегодняшний день главная задача, которая стоит перед нами - это активное внедрение вариативных форм дошкольного образования. Основной акцент необходимо сделать на создании групп кратковременного пребывания.
Темниковский муниципальный район с 2011 года участвовал в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных организаций к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу занятий по внеурочной деятельности).
С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных учреждений переведены на новую форму оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей.
Введение новой формы оплаты труда способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные учреждения и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат.
Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных учреждений. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях - до 11,9 человек.
Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений. 100% общеобразовательных учреждений имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т. д.).
С 2011 по 2014 учебный год учащиеся 1-4 классов перешли на новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее - ФГОС). В 2015/ 2016 учебном году ФГОС основного образования реализуется в 5 классах. В 2016/ 2017 учебном году ФГОС основного образования реализуется 6 классах школ по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В перспективе до 2020 года планируется перевести на ФГОС всех обучающихся на ступени среднего общего образования.
В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
В образовательный процесс активно внедряются информационно-телекоммуникационные технологии. Все школы Темниковского муниципального района оснащены компьютерным оборудованием, мультимедийной техникой, подключены к сети Интернет. Во всех школах ведутся "Электронные дневники", "Электронные журналы", Сетевой Город. С целью распространения позитивного опыта использования информационно-коммуникационных технологий практикуется проведение методических семинаров с педагогами школ района.
Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1 - 2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками.
Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. В 2017 - 2018 учебном году осуществляется подвоз 203 учащихся в 6 базовых школ на 15 транспортных средствах.
За последние 5 лет в 100% школ проведен текущий ремонт.
Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
В системе образования района сеть учреждений дополнительного образования детей представлена двумя учреждениями: МБОУДО "Темниковский ЦВР", МБУДО "Темниковская ДЮСШ", в которых занимаются 970 (600 и 370) детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Таким образом, в целом в масштабах района обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала.
Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства.
В настоящее время в районе реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства.
Один из главных приоритетов деятельности Темниковского муниципального района - социально-правовая защита детства. В ходе его реализации важное значение придается развитию семейных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На сегодняшний день в районе 84 ребенка, оставшегося без попечения родителей, из них 55 детей воспитываются в приемной семье и 9 детей усыновлены.
Мероприятия Программы направлены на повышение охвата детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, семейными формами устройства.
На текущий момент в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования детей сохраняются следующие острые проблемы, требующие решения:
дефицит мест в дошкольных образовательных организациях в условиях роста численности детского населения;
недостаточный объем предложения услуг для детей по сопровождению раннего развития детей;
разрывы в качестве образовательных результатов между общеобразовательными учреждениями, работающими в разных социокультурных условиях;
низкие темпы обновления состава и компетенций педагогических кадров;
недостаточные условия для удовлетворения потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в программах дистанционного и инклюзивного образования, психолого-медико-социального сопровождения;
несоответствие темпов обновления учебно-материальной базы и номенклатуры услуг образовательных учреждений и изменяющихся потребностей населения.
Отсутствие эффективных мер по решению этих проблем может вести к возникновению следующих рисков:
ограничению доступа к качественным услугам дошкольного и общего образования в отдельных образовательных учреждениях;
недостаточному уровню сформированности социальных компетенций и гражданских установок обучающихся;
росту числа правонарушений и асоциальных проявлений в подростковой и молодежной среде;
повышению неудовлетворенности населения качеством образовательных услуг.
Актуальные задачи общего образования по созданию современной школьной инфраструктуры, внедрению в практику образовательной деятельности информационных технологий, профилизации и профориентации, обновлению содержания и структуры общего образования в соответствии с современными требованиями, расширению общественного участия в управлении образованием, внедрению новых экономических механизмов, повышению воспитательного потенциала школы, росту квалификации педагогических кадров, повышению престижа педагогической профессии, выявлению и поддержке одаренных детей, социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно решать только комплексно, посредством реализации Программы.
1.2. Кадры системы образования
Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
Кадровый потенциал в системе образования района характеризуется высоким профессиональным уровнем.
Численность педагогических работников дошкольного и общего образования составляет:
воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях - 34 человека;
учителей в общеобразовательных учреждениях - 177 человек;
педагогов дополнительного образования - 5 человек.
В последние годы прослеживается приток молодых педагогов в школы района. Доля учителей общеобразовательных учреждений, имеющих стаж педагогической работы до 5 лет, в 2017 году составляет 0,56 процента. 5,6% доля молодых учителей в возрасте до 35 лет.
С целью усиления объективности оценки деятельности педагогических и руководящих работников в республике приказами Министерства образования от 26 июня 2013 г. N 169, от 19 сентября 2013 г. N 847 утверждены примерные критерии оценки деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Республики Мордовия в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных учреждениях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов.
В муниципальной системе образования остается высокой доля учителей пенсионного возраста. Это требует разработки и реализации дополнительных мер, направленных на привлечение в отрасль молодых специалистов.
С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 4500 тыс. рублей в зависимости от стажа работы.
Обновляется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования.
Программа реализует системный подход к модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования и включает комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных организаций в соответствии с современными требованиями: нормативное правовое регулирование, развитие кадрового потенциала, обновление финансово-экономических механизмов и материально-техническое обеспечение системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования.
Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования; обучение работников системы общего образования, включенных в кадровый резерв; профессиональная переподготовка специалистов по программе "Менеджмент в образовании".
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов района сохранена сеть профессиональных объединений (кафедры, методические объединения) при 2 опорных методических школах: МБОУ "Темниковская СОШ N 1", МБОУ "Темниковская СОШ N 2" и районные постоянно - действующие семинары, творческие и проблемные группы.
В целях повышения профессиональной компетентности педагогов осуществляется сотрудничество с организациями высшего профессионального образования республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.