Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Совета депутатов
Инсарского муниципального района
от 20 ноября 2017 г. N 63
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Основные направления бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов определяют условия составления проекта бюджета Инсарского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подходы к его формированию, основные характеристики и прогнозируемые параметры бюджета Инсарского муниципального района на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - районный бюджет).
Итоги реализации бюджетной и налоговой политики в 2016 году и первой половине 2017 года
В 2016 году осуществлено возвращение к трехлетнему бюджетному планированию при формировании районного бюджета, а также продолжен переход на принцип планирования и исполнения районного бюджета на основе муниципальных программ Инсарского муниципального района (далее - муниципальные программы). В районе в 2016 году осуществлен переход на принцип планирования и исполнения местных бюджетов на основе муниципальных программ. Охват расходов районного бюджета показателями муниципальных программ в общем объеме расходов районного бюджета в 2016 году составил 79,6 процента. По состоянию на 1 октября 2017 г. доля "программных" расходов, предусмотренных решением совета депутатов Инсарского муниципального района от 22 декабря 2016 г. N 31 "О бюджете Инсарского муниципального района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов", составила 85 процентов.
Консолидированный бюджет Инсарского муниципального района (далее - консолидированный бюджет) в 2016 году исполнен с дефицитом в сумме 4 301,1 тыс рублей, дефицит районного бюджета составил 2215,5 тыс. рублей. Муниципальный долг Инсарского муниципального района на 1 августа 2017 г. составил 6,0 млн. рублей (18,7 процента от объема доходов районного бюджета без учета безвозмездных поступлений).
Общий объем доходов консолидированного бюджета в 2016 году в сравнении с уровнем предыдущего года увеличился на 10,6 процента и составил 299545,7 тыс. рублей.
Поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет за 2016 год составило 54727,4 тыс. рублей и по сравнению с 2015 годом возросло на 3730,1 тыс. рублей, или на 7,3 процента.
По состоянию на 1 октября 2017 г. объем налоговых и неналоговых доходов районного выполнен на 103,5%, перевыполнение в суммовом выражении составило 779,2 тыс. рублей. Увеличению послужили поступления по налогу на доходы физических лиц, ЕСХН, доходам от использования имущества, соответственно темп роста составил: 107,4 процента, 580,2 процента, 113,7 процента.
Основными причинами роста отдельных налоговых и неналоговых доходов в 2016 году стали:
1) рост полученной сельхозпредприятиями прибыли за 2016 год по сравнению с предыдущем годом;
2) рост фонда оплаты труда;
3) реализация (продажа) имущества (земельных участков), находящегося в муниципальной собственности.
Увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет способствовала реализация мероприятий Программы оздоровления муниципальных финансов Инсарского муниципального района и муниципальных финансов поселений Инсарского муниципального района на 2017 - 2019 годы.
Расходование бюджетных средств в 2016 году производилось исходя из обеспечения приоритетности выполнения приоритетных социально значимых обязательств Инсарского муниципального района.
Значительная часть бюджетных расходов направлена на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, завершение строительства (реконструкции) начатых ранее объектов социально значимой инфраструктуры и дорожного хозяйства.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетной системы и изыскания источников финансирования принятых расходных обязательств в Инсарском муниципальном районе реализуется Программа оздоровления муниципальных финансов Инсарского муниципального района и муниципальных финансов поселений Инсарского муниципального района на 2017 - 2019 годы, предусматривающая реализацию мероприятий по увеличению налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, улучшению делового климата и совершенствованию администрирования доходных источников, оптимизации расходов консолидированного бюджета, сокращению муниципального долга, а также по повышению эффективности бюджетного процесса.
Реализован ряд мероприятий по оптимизации сети муниципальных учреждений Инсарского муниципального района (далее - муниципальные учреждения). Высвобождающиеся в результате проводимых мероприятий бюджетные средства направлены на реализацию первоочередных мероприятий.
В рамках мероприятий по повышению открытости и прозрачности системы управления муниципальными финансами Инсарского муниципального района и в целях предоставления населению актуальной информации о районном бюджете и его исполнении в объективной и доступной для понимания форме публикуется электронная информационная брошюра "Бюджет для граждан".
Основные цели и задачи бюджетной и налоговой политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов
Исходя из необходимости достижения заявленных целевых ориентиров и обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в районе при рациональном и эффективном использовании бюджетных средств, а также учитывая насущную актуальность большинства направлений бюджетной и налоговой политики, заявленных в предыдущие годы, основными задачами бюджетной и налоговой политики Инсарского муниципального района в среднесрочной перспективе являются:
1) проведение ответственной бюджетной политики, способствующей обеспечению долгосрочной устойчивости районного бюджета, формированию условий для ускорения темпов экономического роста, укреплению финансовой стабильности в Инсарском муниципальном районе. В рамках решения данной задачи необходимо усилить работу по количественному росту и развитию источников формирования доходной части районного бюджета, максимально четко и продуманно осуществлять политику в области расходов и жестко придерживаться бюджетных ограничений, установленных бюджетным законодательством.;
2) улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы Инсарского муниципального района и реализация комплекса мер бюджетного и налогового стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ и проектов, способных увеличить поступление доходов в районный бюджет;
3) реализация задач, поставленных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия;
4) расширение использования муниципальных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения;
5) повышение эффективного расходования бюджетных средств, выявление и использование резервов для достижения планируемых результатов, сокращение неэффективных расходов;
6) безусловное исполнение действующих социально значимых расходных обязательств;
7) своевременное и полное исполнение долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание муниципального долга Инсарского муниципального района;
8) повышение доступности и качества оказания муниципальных услуг (выполнения работ);
9) повышение эффективности деятельности муниципальных учреждений при оказании услуг за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами;
10) обеспечение прозрачности и открытости районного бюджета и бюджетного процесса для общества.
Политика в области доходов
Налоговая политика Инсарского муниципального района Республики Мордовия в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов должна быть направлена на развитие круга и повышение устойчивости субъектов экономической деятельности, обеспечивающих формирование доходов районного бюджета, динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов местного самоуправления по увеличению собственных доходов районного бюджета и бюджетов поселений.
С целью увеличения поступления доходов необходимы:
- активное содействие повышению прозрачности деятельности субъектов экономической деятельности, формированию и развитию новых элементов общегосударственной системы администрирования, построенной на единой методологической и информационной основе, реализации мер по сокращению теневого сектора и созданию равных конкурентных условий для всех субъектов рынка;
- постоянный мониторинг и систематический анализ полноты использования и эффективности действия установленных муниципальным законодательством налоговых льгот, оперативное реагирование на результаты анализа в виде отмены налоговых преимуществ и льгот либо совершенствование механизма их действия. На основании оценки эффективности налоговых льгот за 2016 год, установленных законодательством органов местных самоуправлений, будут подготовлены предложения по оптимизации налоговых льгот и преференций;
- стимулирование активности в работе по повышению налоговых доходов консолидированного бюджета за счет регистрации права собственности на недвижимое имущество и земельные участки.
Политика в области расходов
В условиях ограниченных темпов роста собственных доходов и сложной долговой ситуации, ограничивающей привлечение заемных ресурсов, по-прежнему актуальным направлением бюджетной политики Инсарского муниципального района является повышение эффективности и оптимизация бюджетных расходов, концепция которой определена Программой оздоровления муниципальных финансов Инсарского муниципального района и муниципальных финансов поселений Инсарского муниципального района на 2017 - 2019 годы.
В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:
1) повышении прозрачности процедур составления, изменения и исполнения районного бюджета, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения муниципальных заказов;
2) обеспечении гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов;
3) продолжении работы по инвентаризации всех имеющихся расходных обязательств Инсарского муниципального района и их анализу с целью определения соответствия приоритетам развития, чувствительности к изменениям макроэкономических условий;
4) сокращении неэффективных расходов и отказе от принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных реальными доходными источниками и не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов муниципальной власти;
5) выявлении резервов и перераспределении расходов районного бюджета с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
6) распределении ресурсов с учетом результативности, достигнутой в отчетных периодах.
Одним из ключевых инструментов повышения эффективности бюджетных расходов является совершенствование программно-целевых методов планирования путем планирования мероприятий муниципальных программ с учетом приоритетов социально-экономического развития района и реальных финансовых возможностей районного бюджета, расширение практики внедрения принципов проектного управления, дальнейшего совершенствования оценки эффективности реализации муниципальных программ, повышения ответственности исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсов.
Развитие системы стратегического планирования в Инсарском муниципальном районе потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия в соответствие с реальными возможностями районного бюджета.
Существенный резерв повышения эффективности бюджетных расходов лежит в области подготовки бюджетных решений. В борьбе за эффективное использование бюджетных средств требуется смещение акцента на оценку обоснованности решений. Необходимо активно использовать оценку эффективности бюджетных расходов уже на этапе их планирования.
Как и в предыдущие годы, основным приоритетом бюджетных расходов останется реализация указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., среди которых повышение оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, поддержка семьи и материнства.
В рамках повышения эффективности оказания муниципальных услуг необходимо продолжить работу по созданию стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств, включающую в себя:
- оптимизацию бюджетной сети за счет ликвидации или изменения типа муниципальных учреждений, оказывающих услуги исключительно в интересах органов местного самоуправления, в основном, на платной основе. Прежде всего, это относится к таким значимым для общества сферам, как образование, культура, физическая культура и спорт;
- установление моратория на увеличение численности работников бюджетной сферы;
- оптимизацию расходов на содержание муниципальных учреждений путем повышения эффективности использования муниципального имущества, находящегося в пользовании муниципальных учреждений (в том числе передача части площадей в аренду, консервация свободных площадей), экономии на муниципальных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
- повышение муниципальными учреждениями эффективности и качества оказываемых (выполняемых) ими муниципальных услуг (работ), а также эффективности их деятельности за счет всех источников доходов муниципального учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, направляемых на достижение целей деятельности муниципальных учреждений, определенных уставами, (своевременная оплата муниципальных контрактов и гражданско-правовых договоров, своевременная выплата заработной платы, повышение уровня оплаты труда работников учреждений в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., своевременная оплата коммунальных услуг, отсутствие кредиторской задолженности);
- вывод непрофильных функций муниципальных учреждений Инсарского муниципального района на аутсорсинг;
- повышение производительности персонала муниципальных учреждений на основе перераспределения функциональных обязанностей и нагрузки;
- дальнейшее внедрение системы "эффективного контракта", являющегося действенным инструментом повышения качества муниципальных услуг и четко определяющего условия оплаты труда и "социальный пакет" каждого работника муниципального учреждения в зависимости от результатов выполняемой им работы и качества оказываемых услуг.
Расходы районного бюджета на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
Учитывая, что немалая доля бюджетных расходов приходится на оплату контрактуемых обязательств, необходима дальнейшая активная работа по повышению эффективности системы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд Инсарского муниципального района, в том числе путем:
совершенствования системы планирования обеспечения муниципальных нужд Инсарского муниципального района, в основу которой положен принцип неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации закупок в целях эффективного использования бюджетных средств и закупки высококачественной продукции;
Успех реализации бюджетной политики Инсарского муниципального района зависит не только от действий тех или иных органов муниципальной власти, но и от того, в какой мере общество понимает эту политику, разделяет цели, механизмы и принципы ее реализации, в связи с чем задача по повышению финансовой грамотности населения, прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса для общества является одним из важнейших направлений бюджетной политики Инсарского муниципального района на ближайшие три года. Также в рамках повышения открытости бюджетных данных по-прежнему пристального внимания требуют вопросы раскрытия информации о деятельности муниципальных учреждений, учредителям которых необходимо усилить контроль за сроками, периодичностью и полнотой размещения информации на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru).
Политика в области межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2018 - 2020 годах будет сосредоточена на:
- содействии в обеспечении сбалансированности местных бюджетов, снижении рисков неисполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств;
- повышении эффективности предоставления целевых межбюджетных трансфертов;
- реализации мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины, соблюдении органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, экономном и эффективном использовании бюджетных ресурсов;
- повышении качества управления муниципальными финансами.
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и имеющихся рисков несбалансированности бюджетов межбюджетные отношения будут направлены на усиление ответственности органов местного самоуправления за проводимую бюджетную политику в части:
- выполнения утвержденных планов мероприятий по оздоровлению муниципальных финансов, направленных на повышение эффективности и оптимизацию расходов бюджетов муниципальных образований, ограничение дефицита и уровня муниципального долга. Принятие новых расходных обязательств должно осуществляться только при наличии финансового обеспечения или сокращении неэффективных расходов бюджетов муниципальных образований;
- проведения взвешенной долговой и бюджетной политики;
- безусловного исполнения социально значимых и первоочередных расходных обязательств.
Политика в области управления муниципальным долгом
Сохраняющаяся напряженная сбалансированность районного бюджета предопределяют политику в области управления муниципальным долгом в период 2018 - 2020 годов.
В целом в 2018 году и в плановом периоде 2019 и 2020 годов будет продолжено решение ключевых задач по поддержанию долговой нагрузки в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание муниципального долга Инсарского муниципального района.
<< Назад |
||
Содержание Решение Совета депутатов Инсарского муниципального района Республики Мордовия от 20 ноября 2017 г. N 63 "Об основных... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.