Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Ичалковского муниципального района
от 5 декабря 2017 г. N 814
Бюджетный прогноз
Ичалковского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период до 2022 года
Бюджетный прогноз Ичалковского муниципального района на долгосрочный период до 2022 года (далее - бюджетный прогноз) разработан на основе долгосрочного прогноза социально-экономического развития Ичалковского муниципального района до 2022 года, с учетом основных направлений бюджетной политики Ичалковского муниципального района в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
1. Основные итоги развития и текущее состояние консолидированного бюджета Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
Формирование бюджета района на 2016 год осуществлялось в условиях налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент его составления.
В 2016 году завершены мероприятия по реформированию бюджетного планирования, связанные с переходом на программно-целевой метод бюджетного планирования, обеспечивающий прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования.
Доля "программных расходов", то есть непосредственно увязанных с целями и результатами бюджетной политики, на достижение которых используются бюджетные средства, составила 90,4% от общего объема расходов консолидированного бюджета.
В целях интеграции процессов формирования проекта бюджета Ичалковского муниципального района и муниципальных программ в перечень документов, представляемых одновременно с проектом решения о районном бюджета на очередной финансовый год и на плановый период в Совет депутатов Ичалковского муниципального района, начиная с проекта бюджета района на 2016 год, включены паспорта муниципальных программ (проекты изменений в указанные паспорта).
В ходе реализации бюджетного процесса в текущем году бюджетная политика в Ичалковском муниципальном районе направлена на сохранение достигнутых темпов социально-экономического развития района, обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы, безусловное исполнение принятых обязательств.
Приоритетными направлениями остаются повышение качества муниципальных услуг, повышение уровня и качества жизни населения посредством удовлетворения потребности граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, культурном развитии, социальных гарантиях.
В условиях макроэкономической нестабильности в стране в июне 2017 года утверждена программа оздоровления муниципальных финансов Ичалковского муниципального района на 2017 - 2019 годы, обобщающая мероприятия, проводимые ранее по росту налоговых и неналоговых доходов, оптимизации расходов и снижению долговой нагрузки (в 2013 - 2015 годах аналогичные отдельные мероприятия реализовывались в целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета района).
Результатом мобилизации дополнительных ресурсов стал рост доходов бюджета района за 2012 - 2016 годы на 2 806,1 тыс. руб., а одновременная реализация ряда мероприятий позволила оптимизировать расходы, перенаправив их на приоритетные направления расходов бюджета района.
В целях роста налогооблагаемой базы Ичалковского муниципального района, а также увеличения поступления в бюджет района в январе 2006 года была создана межведомственная рабочая группа по контролю за своевременностью и полнотой выплаты заработной платы и уплаты налогов (далее - Межведомственная рабочая группа).
Межведомственная рабочая группа, являясь совещательным органом, созданным при администрации Ичалковского муниципального района, осуществляет свою деятельность во взаимодействии с Межрайонной ИФНС России N 4 по Республике Мордовия Ичалковского района, ММО МВД России "Ичалковский" и другими учреждениями района.
В рамках работы Межведомственной рабочей группы в целях увеличения поступления налогов проводится работа с организациями, осуществляющими свою деятельность на территории Ичалковского муниципального района и имеющими задолженность по платежам в бюджет района.
За период действия Межведомственной комиссии с 2013 по 2017 годы было проведено 27 заседаний. Результатом проводимой работы стало погашение полностью или частично задолженности на общую сумму 29 544,9 тыс. руб.
Исполнение консолидированного бюджета Ичалковского муниципального района за период с 2011 по 2016 годы характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы |
385,3 |
342,9 |
319,3 |
427,9 |
320,0 |
399,3 |
- в том числе: безвозмездные поступления; доля в общей сумме доходов консолидированного бюджета |
326,3
84,7% |
214,2
62,5% |
250,4
78,4% |
358,3
83,7% |
249,6
78,0% |
317,8
79,6% |
Расходы |
390,7 |
341,5 |
318,8 |
432,5 |
332,3 |
438,9 |
Дефицит(-), профицит (+) |
-5,4 |
1,3 |
0,5 |
-4,6 |
-12,3 |
-39,6 |
Муниципальный долг на 1 число месяца, следующего за отчетным годом |
1,275 |
1,275 |
1,257 |
1,257 |
38,131 |
73,148 |
Исполнение районного бюджета Ичалковского муниципального района за период с 2011 по 2016 годы характеризуется следующими данными:
млн. руб.
Показатель |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год |
2015 год |
2016 год |
Доходы |
231,9 |
235,4 |
256,9 |
307,2 |
286,8 |
356,5 |
- в том числе: безвозмездные поступления; доля в общей сумме доходов районного бюджета |
190,8
82,3% |
192,4
81,7% |
211,3
82,2% |
270,5
88,1% |
228,5
79,7% |
291,8
81,9% |
Расходы |
234,6 |
236,7 |
257,7 |
306,8 |
313,1 |
396,8 |
Дефицит(-), профицит (+) |
-2,7 |
-1,3 |
-0,8 |
0,5 |
-26,3 |
-40,3 |
Муниципальный долг на 1 число месяца, следующего за отчетным годом |
1,275 |
1,275 |
1,257 |
1,257 |
38,131 |
73,148 |
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов районного бюджета Ичалковского муниципального района - более 58% - занимает налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ).
Значительный объем поступлений НДФЛ формирует налог, перечисляемый также крупнейшими предприятиями, в том числе: ПАО "Сырокомбинат Ичалковский", ООО "Дружба", ООО "Спиртзавод Кемлянский", ОАО "Мясокомбинат Оброченский".
Наибольшую долю расходов районного бюджета Ичалковского муниципального района составляют расходы на социальную сферу (73,1%).
Рост объема муниципального долга за период 2015 - 2016 годы вызван реализацией мероприятий, проводимых в рамках реализации программы "Развитие образования в Ичалковском муниципальном районе Республики Мордовия" на 2016 - 2020 годы.
2. Цели и задачи бюджетного прогноза
Долгосрочное бюджетное планирование является естественным продолжением работы по повышению качества муниципального управления в целом и внедрению программно-целевого метода управления общественными финансами в частности. Реализованный в предшествующие годы переход на формирование местных бюджетов на основе муниципальных программ предполагает дальнейшее расширение горизонтов планирования. Тем самым выстраивается взаимоувязанная система документов бюджетного планирования, обеспечивающая сбалансированность мер, реализуемых в текущем, среднесрочном и долгосрочном периодах.
Ключевой целью Бюджетного прогноза является обеспечение предсказуемости динамики доходов и расходов консолидированного и районного бюджета, что позволяет оценивать долгосрочные тенденции изменений объема доходов и расходов, а также вырабатывать на их основе соответствующие меры, направленные на обеспечение сбалансированности районного и местных бюджетов и на повышение устойчивости и эффективности функционирования бюджетной системы Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в целом.
К задачам Бюджетного прогноза, способствующим достижению указанной цели, относятся:
осуществление бюджетного прогнозирования, позволяющего оценить основные изменения, тенденции и последствия социально-экономических и иных явлений, оказывающих наибольшее воздействие на состояние районного и местных бюджетов;
разработка достоверных прогнозов основных характеристик консолидированного бюджета и иных показателей, характеризующих его состояние;
выработка решений по принятию дополнительных мер совершенствования бюджетной и долговой политики, включая повышение эффективности бюджетных расходов;
обеспечение прозрачности и предсказуемости параметров консолидированного бюджета;
профилактика бюджетных рисков, обеспечиваемая в том числе заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков;
определение объемов долгосрочных финансовых обязательств, включая показатели финансового обеспечения муниципальных программ на период их действия.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов консолидированного и районного бюджетов, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного роста расходов.
3. Цели, задачи и основные направления бюджетной и долговой политики Ичалковского муниципального района Республики Мордовия в долгосрочном периоде
Приоритетами бюджетной и долговой политики Ичалковского муниципального района на период до 2020 года определены обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы; повышение эффективности управления муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач проводимой бюджетной политики в предыдущие периоды; безусловное исполнение принятых социально-значимых обязательств; применение эффективных механизмов мобилизации и использования имеющихся финансовых ресурсов.
Бюджетная политика в долгосрочном периоде должна исходить из решения следующих основных задач:
1. Проведение взвешенного бюджетного планирования с целью сохранения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в долгосрочном периоде.
Данная задача включает в себя несколько составляющих:
поддержание безопасного уровня дефицита и муниципального долга, предотвращая тем самым условия для возникновения финансовых кризисов;
сохранение относительно постоянного уровня расходов районного бюджета в условиях "взлетов и падений" доходов районного бюджета;
ограничение роста расходов районного бюджета, не обеспеченных реальными и стабильными доходными источниками. Принятие новых расходных обязательств Ичалковского муниципального района Республики Мордовия должно в обязательном порядке основываться на оценке прогнозируемых доходов районного бюджета.
2. Расширение использования муниципальных программ в бюджетном планировании и повышение качества их исполнения.
Дальнейшая реализация принципа формирования районного бюджета на основе муниципальных программ позволит повысить обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Мероприятия, реализуемые в рамках муниципальных программ, должны иметь надежное финансовое обеспечение. Кроме того, должны быть определены объемы финансовых ресурсов, необходимые для достижения конкретных целей и количественно определенных результатов, при условии обеспечения сбалансированности районного бюджета в долгосрочном периоде.
Это потребует приведения объемов финансового обеспечения муниципальных программ на весь период их действия к реальным возможностям районного бюджета.
3. Повышение эффективности бюджетных расходов, формирование бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Ичалковского муниципального района, в том числе с учетом их оптимизации и эффективности исполнения.
Выполнение данной задачи будет осуществляться за счет реализации следующих мероприятий:
1) повышение прозрачности процедур составления, изменения и исполнения районного бюджета, в том числе порядков формирования, предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, процедур размещения муниципальных заказов;
2) обеспечение гибкости бюджетных процедур в случае изменения экономических условий или тактических приоритетов. Для этого оперативность принятия решений в бюджетной сфере должна быть повышена;
3) выявление резервов и перераспределение расходов районного бюджета с учетом изменения структуры бюджетных расходов в пользу приоритетных направлений, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., и проектов, создающих условия для социально-экономического развития;
4) своевременное и полное исполнение принимаемых расходных обязательств Ичалковского муниципального района, в первую очередь по социально-значимым направлениям;
5) повышение эффективности осуществления расходов на муниципальное управление.
В целях снижения неэффективных расходов в сфере муниципального управления необходимо осуществить:
- оптимизацию функций и структуры органов муниципального власти, а также исключение дублирующих функций и полномочий исполнительных органов муниципального власти Ичалковского муниципального района;
- централизацию однотипных функций по обеспечению деятельности органов муниципальной власти и передачу их на осуществление муниципальным учреждениям района;
6) повышение эффективности муниципальных закупок для обеспечения муниципальных нужд Ичалковского муниципального района Республики Мордовия путем:
совершенствования системы планирования обеспечения муниципальных нужд, в основу которой положен принцип неразрывной связи с бюджетным процессом;
централизации закупок в целях эффективного использования бюджетных средств;
продолжения работы по построению эффективной системы осуществления мониторинга, контроля за исполнением муниципальных контрактов и принятием контрактных результатов, в том числе полноты и качества удовлетворения муниципальных нужд;
осуществления мониторинга закупок для обеспечения муниципальных нужд Ичалковского муниципального района и контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
4. Повышение качества муниципальных услуг (работ).
В долгосрочном периоде будет продолжена работа по повышению эффективности оказания (выполнения) муниципальных услуг (работ), в рамках которой необходимо обеспечить создание стимулов для более рационального и экономного использования бюджетных средств.
Будет продолжен мониторинг деятельности муниципальных учреждений Ичалковского муниципального района с целью проверки эффективности использования ими финансовых ресурсов, выполнения установленных муниципальных заданий, эффективности использования муниципального имущества.
Расходы районного бюджета на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ) должны планироваться исходя из необходимых гарантированных объемов услуг (работ) с соблюдением установленных стандартов и показателей их качества, а не методом индексации расходов отчетных периодов с учетом различных индексов-дефляторов или показателей бюджетной сети.
5. Повышение результативности и экономической эффективности муниципального финансового контроля и внутреннего финансового контроля.
В связи с переходом на программно-целевой принцип формирования районного бюджета приоритетным направлением является контроль за эффективностью использования бюджетных средств, анализ достигнутых результатов выполнения муниципальных программ.
6. Обеспечение прозрачности и открытости бюджета Ичалковского муниципального района и бюджетного процесса для общества.
Решение данной задачи будет осуществляться за счет формирования районного бюджета в "программном" формате, что подразумевает "привязку" финансовых ресурсов к конкретным целевым параметрам и результатам, прогнозируемым показателям социально-экономического развития, общественное обсуждение проектов, хода и итогов реализации муниципальных программ.
Основным направлением долговой политики Ичалковского муниципального района на период до 2020 года станет снижение объема муниципального долга до максимально возможного уровня в имеющихся экономических условиях.
Реализация долговой политики Ичалковского муниципального района будет осуществляться посредством решения следующих задач:
1) непревышение уровня муниципального долга, установленного бюджетным законодательством;
2) снижение расходов на обслуживание муниципального долга, сохранение долговой устойчивости и репутации надежного заемщика;
3) своевременного погашения обязательств перед кредиторами.
4. Прогноз основных характеристик и иных показателей консолидированного бюджета Ичалковского муниципального района Республики Мордовия на долгосрочный период
В прогнозируемом периоде доходы консолидированного бюджета определяются исходя из оценки основных параметров прогноза социально-экономического развития на период до 2022 года с учетом сохранения основных параметров налогообложения секторов экономики. На период до 2022 года основными доходными источниками, как и в настоящий момент, останутся: налог на доходы физических лиц, акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, налог на имущество организаций, земельный налог.
В долгосрочной перспективе основными приоритетами в сфере доходов станут сохранение устойчивого роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, который планируется обеспечить за счет реализации мероприятий по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и сокращения недоимки в консолидированный бюджет, повышения эффективности взаимодействия участников бюджетного процесса по улучшению качества администрирования бюджетных поступлений.
Расходы консолидированного бюджета сформированы исходя из оценки доходов консолидированного бюджета до 2022 года с учетом дефицита районного бюджета и местных бюджетов, объема муниципального долга и прогнозируемого объема расходных обязательств Ичалковского муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия. Кроме того, в пределах имеющего объема финансовых ресурсов учитываются расходы на реализацию задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., имеющие "длящийся" характер.
В соответствии с Бюджетным прогнозом ожидается рост доходов консолидированного бюджета с 358 840,8 тыс. рублей в 2017 году до 383 931,0 тыс. рублей к 2022 году (на 7,0%).
Расходы консолидированного бюджета прогнозируются в объеме 362 042,4 тыс. рублей в 2017 году до 387 843,8 тыс. рублей к 2022 году (рост составляет 7,0%).
Уровень дефицита консолидированного бюджета рассчитан на 2017 год в объеме 3 201,6 тыс. рублей и постепенным увеличением к 2022 году до 3 912,8 тыс. рублей.
Прогноз основных показателей консолидированного и районного бюджетов на период до 2022 года приведен в приложении 1 к настоящему Бюджетному прогнозу.
5. Структура доходов и расходов районного бюджета Ичалковского муниципального района Республики Мордовия
Бюджетная политика Ичалковского муниципального района на долгосрочную перспективу ориентирована на улучшение качества администрирования доходов бюджетной системы Ичалковского муниципального района и реализацию комплекса мер бюджетного стимулирования притока инвестиций и их направления на реализацию программ и проектов, способных увеличить поступление доходов в районный бюджет.
Таблица 1
Структура
доходов районного бюджета Ичалковского муниципального района на период до 2022 года
|
тыс. рублей |
|||||
Наименование показателя |
Годы |
|||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|
Доходы, всего |
303 645,2 |
341 166,8 |
330 491,9 |
343 259,8 |
346 153,4 |
349 162,8 |
Налоговые и неналоговые доходы всего, в том числе: |
65 176,8 |
67 398,2 |
69 928,1 |
72 340,7 |
75 234,3 |
78 243,7 |
налоговые доходы, из них: |
56 470,0 |
59 172,6 |
61 283,0 |
63 401,7 |
65 937,8 |
68 575,3 |
акцизы, тыс. рублей |
6 894,3 |
6 778,0 |
6 778,0 |
6 778,0 |
6 778,0 |
6 778,0 |
доля в общем объеме налоговых доходов, % |
12,2 |
11,4 |
11,1 |
10,7 |
10,3 |
9,9 |
налог на доходы физических лиц, млн. рублей |
41 021,4 |
42 358,5 |
44 052,9 |
45 815,0 |
47 647,6 |
49 553,5 |
доля в общем объеме налоговых доходов, % |
72,6 |
71,6 |
71,9 |
72,3 |
72,3 |
72,3 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
5 820,9 |
6 311,8 |
6 564,3 |
6 826,8 |
7 099,9 |
7 383,9 |
доля в общем объеме налоговых доходов, % |
10,3 |
10,7 |
10,7 |
10,8 |
10,8 |
10,8 |
Единый сельскохозяйственный налог |
1 132,6 |
2 092,4 |
2 190,7 |
2 283,5 |
2 374,9 |
2 469,8 |
доля в общем объеме налоговых доходов, % |
2,0 |
3,5 |
3,5 |
3,6 |
3,6 |
3,6 |
Государственная пошлина |
1 567,8 |
1 600,0 |
1 664,8 |
1 664,8 |
1 664,8 |
1 664,8 |
доля в общем объеме налоговых доходов, % |
2,8 |
2,7 |
2,7 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
Безвозмездные поступления, всего |
238 468,4 |
273 768,6 |
260 563,8 |
270 919,1 |
270 919,1 |
270 919,1 |
Прогноз расходов районного бюджета до 2022 года сформирован в соответствии с расходными обязательствами Ичалковского муниципального района и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
В связи с необходимостью обеспечения расходных обязательств реальными доходными источниками при формировании расходов районного бюджета на долгосрочный период приоритетность отдана исполнению действующих расходных обязательств.
Предельный объем расходов районного бюджета рассчитан с учетом требований и ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Расходы районного бюджета в долгосрочном периоде прогнозируются в соответствии с объемами доходов районного бюджета и "прогнозируемого" дефицита районного бюджета. Для обеспечения сбалансированности районного бюджета объем "прогнозируемого" дефицита районного бюджета планируется с ежегодным увеличением.
При этом будет продолжено финансирование расходов, связанных с реализацией приоритетных направлений в сфере образования, культуры, физической культуры и спорта. В числе приоритетных направлений, как и в настоящее время, будут сохранены расходы на развитие социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства. Кроме того, при прогнозировании расходов на долгосрочный период учтена необходимость выполнения задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г., в части роста заработной платы работникам бюджетной сферы. Остальные статьи расходов районного бюджета в долгосрочной перспективе растут, не превышая темп инфляции.
6. Муниципальный долг
Стратегическая задача в области управления муниципальным долгом в Ичалковском муниципальном районе на период до 2022 года заключается в осуществлении взвешенной долговой политики, направленной на снижение уровня муниципального долга и поддержания объема долговой нагрузки на уровне не выше установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Стратегия управления муниципальным долгом в Ичалковском муниципальном районе на долгосрочную перспективу будет направлена на:
оптимизацию структуры муниципального долга;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств;
минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга.
Прогнозируется, что долговая нагрузка на районный бюджет на период до 2022 года будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять принятые обязательства.
7. Подходы к прогнозированию и показатели финансового обеспечения муниципальных программ Ичалковского муниципального района Республики Мордовия на период их действия
Определение долгосрочных параметров районного бюджета существенно расширяет возможности эффективного применения документов стратегического планирования на достижение целей, включая финансовое обеспечение муниципальных заданий на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ).
Бюджетным прогнозом устанавливаются предельные объемы расходов районного бюджета на реализацию каждой муниципальной программы. Это позволяет определить цели и ожидаемые результаты муниципальных программ, индикаторы их достижения, обеспечивающие реализацию долгосрочных приоритетов социально-экономического развития района, скорректировать систему мероприятий и установить сроки их реализации.
Предельные объемы "программных" расходов районного бюджета определены в соответствии с периодами реализации утвержденных муниципальных программ. Показатели финансового обеспечения муниципальных программ представлены в приложении 2 к настоящему Бюджетному прогнозу.
В случае подтверждения долгосрочного прогноза социально-экономического развития предельные объемы "программных" расходов могут быть ежегодно увеличены исходя из общего объема ресурсов районного бюджета на увеличение действующих и принятие новых расходных обязательств Ичалковского муниципального района с соответствующей корректировкой значений показателей (индикаторов) и качественных характеристик достижения целей и результатов муниципальных программ и их мероприятий.
8. Риски реализации бюджетного прогноза и механизмы их профилактики
Бюджетная система крайне восприимчива к изменениям экономической ситуации. При формировании бюджетного прогноза необходимо в полной мере учитывать прогнозируемые риски развития экономики и предусматривать адекватные меры по минимизации их неблагоприятного влияния на финансовые показатели районного бюджета.
В условиях экономической нестабильности наиболее негативными последствиями и рисками для районного бюджета Ичалковского муниципального района являются:
- превышение прогнозируемого уровня инфляции;
- сокращение межбюджетных трансфертов из республиканского бюджета Республики Мордовия.
В целях минимизации бюджетных рисков будут проводиться следующие мероприятия:
- повышение доходного потенциала Ичалковского муниципального района;
- поддержание экономически безопасного уровня муниципального долга;
- поддержание минимально возможной стоимости обслуживания долговых обязательств с учетом ситуации на финансовом рынке, привлечение бюджетных кредитов как наиболее выгодных с точки зрения долговой нагрузки на районный бюджет;
- активное участие в привлечении средств федерального и республиканского бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации;
- проведение детальных проверок исполнения районного бюджета Ичалковского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.