Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению Администрации
Кочкуровского муниципального района
от 30 марта 2017 г. N 219-п
Методические рекомендации
по переходу общеобразовательных учреждений Кочкуровского муниципального района на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся начального звена
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации по переходу организаций области, осуществляющих образовательную деятельность, на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся начального звена (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной траектории образования.
Методические рекомендации ориентированы на деятельность общеобразовательных организаций при переходе на 5-дневную учебную неделю и при формировании учебного плана общеобразовательной организации с максимальной учебной нагрузкой в течение дня для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (далее - ООП) по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее - ФГОС НОО).
При разработке Методических рекомендаций учтены положения следующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в РФ");
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 7.09.2010 г. N 1507-р "Об утверждении Плана действий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы";
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 (с изменениями и дополнениями) (далее - ФГОС НОО);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (с учетом изменений и дополнений);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1015;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. N 1601);
- Республиканский учебный план на 2016 - 2017 учебный год для общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2016 - 2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования Республики Мордовия от 05.08.2016 г. N 849.
Предлагаемые методические рекомендации носят рекомендательный характер.
1. Приведение нормативно-правовой базы образовательного учреждения в соответствие с пятидневным режимом работы
Согласно федеральному закону N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в частности ст. 28), образовательная организация с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, возможности общения детей с родителями в выходные дни, самореализации обучающихся во внеурочной деятельности, расширения возможностей по профориентации для старшеклассников свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.
Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательного учреждения в выборе режима работы - пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательное учреждение проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работы:
- на родительских собраниях;
- на заседании управляющего совета. Данное решение закрепляется протоколом заседания совета (Приложение 1).
- на заседании педагогического совета образовательного учреждения принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального и основного общего образования (в "Организационный раздел": учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФКГОС и регионального БУП-2004). Согласно п. 5, п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 "Закона об образовании в РФ" издается Приказ "Об изменении режима работы образовательного учреждения" (Приложение 2).
Кроме того, необходимо будет внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников: Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (п. 7 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в РФ"; приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. N 1601).
1.1. Реализация требований ФГОС начального общего образования.
При организации освоения программ начального общего образования переход на пятидневный режим работы предполагает внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования. Это регламентируется на институциональном уровне приказом "О внесении изменений в ООП начального общего образования", которым необходимо предусмотреть перераспределение и сокращение часов учебного плана в связи с переходом на пятидневный режим работы. Примерные этапы деятельности по формированию учебного плана образовательной организации и внесении изменений представлены в приложении 3.
Нормативным основанием является СанПиН 2.4.2.2821-10, ФГОС НОО.
В этой связи максимальная учебная недельная нагрузка для обучающихся начальных классов должна составлять при пятидневном режиме работы:
1 класс - 21 час;
2 - 4 классов - 23 часа.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 - 4-х классов - не более 5 уроков.
При распределении часов в сетке учебного плана необходимо руководствоваться тем, что минимальная учебная нагрузка за период освоения соответствующего уровня общего образования не может быть меньше чем:
- ФГОС НОО - 2904 часа
Внеурочная деятельность как обязательная составляющая организационного раздела ООП соответствующего уровня образования направлена на удовлетворение индивидуальных запросов личности обучающегося, проводится в формах, отличных от урочных и не ограничена по количеству часов.
2. Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов и отражает в себе непосредственную реализацию учебных планов образовательного учреждения.
Для обязательных и факультативных занятий расписание составляется отдельно. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2 - 4-х классов - 2 - 3-м уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 4.6 СанПиН 2.4.2.2821-10, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке организации, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
Список литературы
1. Дашковская О. Пятидневка // Управление школой. - N 11. - 2014. - С. 4-6.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1015.
4. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о Порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. N 1601).
6. Республиканский учебный план на 2016 - 2017 учебный год для общеобразовательных организаций Республики Мордовия, реализующих основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования на 2016 - 2017 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования Республики Мордовия от 05.08.2016 г. N 849.
7. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 (с изменениями и дополнениями).
9. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в РФ").
10. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (с учетом изменений и дополнений).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.