Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Кочкуровского муниципального района
от 7 мая 2018 г. N 224-п
Методические рекомендации
по переходу общеобразовательных учреждений Кочкуровского муниципального района на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования
Пояснительная записка
Настоящие методические рекомендации по переходу учреждений Кочкуровского муниципального района, осуществляющих образовательную деятельность, на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся начального звена (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью оказания методической поддержки образовательным учреждениям при переходе на пятидневную учебную неделю в период реализации ФГОС общего образования и ФКГОС.
Методические рекомендации ориентированы на деятельность общеобразовательных учреждений при переходе на 5-дневную учебную неделю и при формировании учебного плана общеобразовательного учреждения с максимальной учебной нагрузкой в течение дня для обучающихся, осваивающих основную образовательную программу (далее - ООП) по федеральным государственным образовательным стандартам общего образования (далее - ФГОС ОО) и учебный план (планы) основного общего и среднего общего образования по федеральному компоненту государственных образовательных стандартов (далее - ФКГОС).
При разработке Методических рекомендаций учтены положения следующих законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере образования:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об образовании в РФ");
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. N 373 (с изменениями и дополнениями) (далее - ФГОС НОО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. N 1897 (с изменениями и дополнениями) (далее - ФГОС ООО);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 г. N 413 (с изменениями и дополнениями) (далее - ФГОС СОО);
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (далее - ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (с учетом изменений и дополнений);
- Федеральный базисный учебный план (далее БУП -2004), утвержденный приказом Минобразования России от 09.03.2004 г. N 1312;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1015;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 г. N 1008;
- Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. N 1601);
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. N 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10);
- Рекомендации Министерства образования Республики Мордовия по переходу общеобразовательных организаций республики на 5-дневную учебную неделю с соблюдением максимальной учебной нагрузки в течение дня для обучающихся на разных уровнях общего образования.
Предлагаемые методические рекомендации носят рекомендательный характер.
Приведение нормативно-правовой базы образовательного учреждения в соответствие с пятидневным режимом работы
Согласно федеральному закону N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в частности ст. 28), образовательная организация с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся, возможности общения детей с родителями в выходные дни, самореализации обучающихся во внеурочной деятельности, расширения возможностей по профориентации для старшеклассников свободна в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам.
Данная самостоятельность в принятии решений касается и права образовательного учреждения в выборе режима работы - пятидневного или шестидневного (в соответствии с п. 10.5 СанПиН 2.4.2.2821-10).
Последовательность действий при смене режима работы предполагает, что образовательное учреждение проводит обсуждение вопроса о переходе на пятидневный режим работы:
- на родительских собраниях;
- на заседании управляющего совета. Данное решение закрепляется протоколом заседания совета.
- на заседании педагогического совета образовательного учреждения принимается решение о внесении изменений в основную образовательную программу начального и основного общего образования (в "Организационный раздел": учебный план и календарный учебный график), а также принимаются новые учебные планы и календарный учебный график (в рамках ФКГОС и регионального БУП-2004). Согласно п. 5, п. 7 ст. 12, п. 2 ст. 11 и п. 1 ст. 63 Закона об образовании в РФ" издается Приказ "Об изменении режима работы образовательного учреждения", Федерального закона "Об образовании в РФ" издается Приказ "Об изменении режима работы образовательного учреждения".
Кроме того, необходимо внести изменения в документы, устанавливающие режим рабочего времени педагогических работников (коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, трудовой договор (или эффективный контракт), график работы и расписание занятий (ч. 7 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в РФ"; Приказ Минобрнауки от 22.12.2014 г. N 1601)).
Законодательством, регулирующим трудовые права и обязанности педагога, предусмотрена сокращенная (не более 36 часов) продолжительность рабочей недели (ст. 333 ТК РФ; п. 1 ч. 5 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в РФ"). При этом законодательством не ограничивается возможность установления пятидневной рабочей недели. Поэтому образовательное учреждение может перейти на пятидневный режим работы, если не будет превышен лимит еженедельной продолжительности рабочего времени (36 ч). А ежедневная продолжительность рабочего времени может варьироваться. Например, может быть определен следующий график работы: с понедельника по четверг - 7,5 ч в день, в пятницу - 6 ч.
Следует также помнить, что работники-педагоги должны быть ознакомлены под роспись со всеми актами, регламентирующими режим рабочего времени, в которые будут внесены изменения (ст. 68 ТК РФ). Также необходимо будет заключить с работниками дополнительные соглашения к трудовым договорам в части установления нового режима работы. В соответствии со ст. 74 Трудового Кодекса об изменении режима труда необходимо уведомить работников не менее чем за 2 месяца.
Реализация требований ФГОС начального и основного общего образования
При организации освоения программ начального и основного общего образования переход на пятидневный режим работы предполагает внесение изменений в основную образовательную программу соответствующего уровня общего образования. Это регламентируется на институциональном уровне Приказом "О внесении изменений в ООП начального и основного общего образования", которым необходимо предусмотреть перераспределение и сокращение часов учебного плана в связи с переходом на пятидневный режим работы.
Нормативным основанием является СанПиН 2.4.2.2821-10, ФГОС НОО и ФГОС ООО.
В этой связи максимальная учебная недельная нагрузка для обучающихся начальных классов должна составлять при пятидневном режиме работы:
1 класс - 21 час;
2-4 классов - 23 часа.
Для обучающихся основной школы максимальная учебная недельная нагрузка при пятидневном режиме работы должна составлять:
5 класс - 29 часов;
6 класс - 30 часов;
7 класс - 32 часа;
8-9 класс - 33 часа.
Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:
- для обучающихся 1-х классов не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю - не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2-4-х классов - не более 5 уроков;
- для обучающихся 5-6-х классов - не более 6 уроков;
- для обучающихся 7-11 классов - не более 7 уроков.
Исходя из того, что образовательная организация сама принимает решение о содержании учебного плана в рамках ФГОС начального и основного общего образования, распределение часов может отличаться от примерного базисного учебного плана (как части организационного раздела примерной ООП).
При распределении часов в сетке учебного плана необходимо руководствоваться тем, что минимальная учебная нагрузка за период освоения соответствующего уровня общего образования не может быть меньше, чем ФГОС НОО - 2904 часа, ФГОС ООО - 5267 часов.
Внеурочная деятельность как обязательная составляющая организационного раздела ООП соответствующего уровня образования направлена на удовлетворение индивидуальных запросов личности обучающегося, проводится в формах, отличных от урочных.
Кроме того, при реализации требований ФГОС необходимо учитывать потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В компетенцию образовательной организации входит разработка и реализация адаптированной образовательной программы, формируемой на основе действующей основной образовательной программы начального и основного общего образования.
Важно учитывать, что основное общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в очной, очно-заочной или заочной форме, при этом допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
Срок получения основного общего образования составляет пять лет, а для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на один год.
Реализация ФКГОС при организации образовательного процесса в основной и старшей школе
Приказом руководителя образовательного учреждения утверждается учебный план (планы) на текущий учебный год, сформированный(ые) с учетом требований СанПиН 2.4.2.2821-10 к пятидневному режиму работы, сокращение часов осуществляется за счет сокращения часов вариативной части учебного плана (национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения). Так, в 5-9 классах, осуществляющих освоение образовательной программы в рамках ФКГОС, на региональную часть учебного плана приходится 2 часа, а компонент образовательного учреждения исключается (в связи с нехваткой часов). Подобным же образом формируются учебные планы при организации профильного обучения в 10-11 классах.
При формировании учебных планов целесообразно ориентироваться на региональный БУП. Организация профильного обучения в 10-11 классах должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать работа по профессиональной ориентации.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов и отражает в себе непосредственную реализацию учебных планов образовательного учреждения.
Для обязательных и факультативных занятий расписание составляется отдельно. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течении дня и недели: для обучающихся начальной школы основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся уровней основного и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1-х классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2-м уроке; 2-4-х классов - 2 - 3-м уроках; для обучающихся 5 - 11-х классов на 2 - 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4 уроках.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1-го класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 4.6 СанПиН 2.4.2.2821-10, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60-80%.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование "ступенчатого режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), трехразового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучении.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 20 - 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2-го и 3-го уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Администрации Кочкуровского муниципального района Республики Мордовия от 7 мая 2018 г. N 224-п "О переходе... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.