Министерство образования Республики Мордовия направляет для использования в работе и принятия соответствующих мер обобщение практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования.
Министр |
Г.А. Явкина |
Обобщение
практики осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования за 2017 год
N |
Характер нарушения |
Нормативный правовой акт, положения которого нарушены |
Меры, необходимые для предупреждения и недопущения нарушений |
1 |
Осуществление образовательной деятельности без лицензии |
Части 1, 4 статьи 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), части 1, 2 статьи 18 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" |
Все адреса, где осуществляется образовательная деятельность, должны быть внесены в приложение к лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия). Если планируется реализация образовательных программ, не включенных в приложение к лицензии, необходимо обратиться в Министерство образования Республики Мордовия с заявлением о переоформлении приложения к лицензии. |
2 |
Нарушение требований к наличию, содержанию, разработке и принятию локальных нормативных актов |
Федеральный закон N 273-ФЗ |
Локальные нормативные акты образовательной организации: 1) правила внутреннего распорядка обучающихся (пункт 1 части 3 статьи 28, часть 4 статьи 43, подп. "д" пункта 2 части 2 статьи 29 Федерального закона N 273-ФЗ); 2) правила внутреннего трудового распорядка (пункт 1 части 3 статьи 28, часть 7 статьи 47, часть 3 статьи 52 Федерального закона N 273-ФЗ, статьи 15, 189 и иные статьи ТК РФ); 3) правила приема обучающихся (в части, не урегулированной законодательством об образовании) части 5, 9 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ; При приеме на обучение по дополнительным и предпрофессиональным программам в области искусств (Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденный приказом Министерства культуры РФ от 14 августа 2013 года N 1145): а) локальный нормативный акт, определяющий Порядок формирования и работы комиссии по индивидуальному отбору поступающих; б) локальный нормативный акт, устанавливающий формы проведения отбора по конкретной предпрофессиональной программе; в) локальный нормативный акт, устанавливающий: - требования, предъявляемые к уровню творческих способностей и физическим данным поступающих (по каждой форме проведения отбора); - систему оценок, применяемую при проведении приема в данной образовательной организации; - условия и особенности проведения приема для поступающих с ограниченными возможностями здоровья. При приеме на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта (Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержденный приказом Министерства спорта РФ от 12 сентября 2013 года N 731): а) локальный нормативный акт, регламентирующий работу приемной комиссии; б) локальный нормативный акт, регламентирующий работу апелляционной комиссии; в) локальный нормативный акт, устанавливающий формы отбора поступающих и его содержание по каждой образовательной программе; г) локальный нормативный акт, устанавливающий: - требования, предъявляемые к физическим (двигательным) способностям и к психологическим особенностям поступающих; систему оценок (отметок, баллов, показателей в единицах измерения), применяемую при проведении индивидуального отбора поступающих; - условия и особенности проведения индивидуального отбора для поступающих с ограниченными возможностями здоровья; - правила подачи и рассмотрения апелляций по процедуре и (или) результатам индивидуального отбора поступающих; 4) о языке, языках образования (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 273-ФЗ); 5) о структурном подразделении (части 2, 4 статьи 27 Федерального закона N 273-ФЗ); 6) Порядок и основания перевода, отчисления обучающихся (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ); 7) требований к одежде обучающихся (для общеобразовательных организаций) (часть 1 статьи 38 Федерального закона N 273-ФЗ); 8) режим занятий обучающихся (часть 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ); 9) локальный нормативный акт, регламентирующий формы аудиторных занятий, формы, периодичность и Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (пункт 10 части 3 статьи 28, часть 2 статьи 30, часть 1 статьи 58 Федерального закона N 273-ФЗ); 10) локальный нормативный акт, устанавливающий Порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы (пункт 3 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ); 11) локальный нормативный акт, устанавливающий Порядок пользования лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации (при наличии у образовательной организации таких объектов) (пункт 21 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ); 12) локальный нормативный акт, устанавливающий Порядок посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом (часть 4 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ); 13) локальный нормативный акт, устанавливающий Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения (часть 6 статьи 45 Федерального закона N 273-ФЗ); 14) локальный нормативный акт, устанавливающий Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности, необходимым для качественного осуществления педагогической, научной или исследовательской деятельности (пункт 7 части 3 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ); 15) локальный нормативный акт, определяющий соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в пределах рабочей недели или учебного года (часть 6 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ); 16) локальный нормативный акт, устанавливающий основания и Порядок снижения стоимости платных образовательных услуг (в случае оказания платных образовательных услуг) (часть 5 статьи 54 Федерального закона N 273-ФЗ); 17) локальный нормативный акт, устанавливающий виды и условия поощрения обучающихся за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности (пункт 10.1 части 3 статьи 28, пункт 26 части 1 статьи 34 Федерального закона N 273-ФЗ); 18) нормы профессиональной этики (часть 4 статьи 47 Федерального закона N 273-ФЗ); 19) Порядок учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся при принятии локальных нормативных актов (часть 6 статьи 26, часть 3 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ); 20) локальные нормативные акты по охране труда, в т.ч. инструкции по охране труда, Порядок учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних (пункт 10 части 1 статьи 48 Федерального закона N 273-ФЗ, ТК РФ). Процедура принятия и утверждения локальных нормативных актов устанавливается уставом образовательной организации и в обязательном Порядке предусматривает рассмотрение локальных нормативных актов коллегиальными органами управления в соответствии с их компетенцией и введение в действие приказом руководителя образовательной организации. |
3 |
Неисполнение полномочий, отнесенных к компетенции образовательной организации, в том числе: |
Часть 3 статьи 28, части 1 и 2 статьи 30 Федерального закона N 273-ФЗ |
|
3.1 |
предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования |
Пункт 3 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ; Пункт 7 Порядка проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462 |
Образовательная организация обязана подтвердить предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств, а также отчета о результатах самообследования: общественность имеет возможность ознакомиться с обозначенными отчетами на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (срок размещения не позднее 20 апреля текущего года); предоставление отчетов учредителю подтверждается сопроводительным письмом образовательной организации либо регистрацией направления отчетов в журнале исходящей документации образовательной организации (срок предоставления - не позднее 20 апреля текущего года). |
3.2 |
установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации |
Пункт 4 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 464; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1014; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года N 292; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 года N 1008; Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 июля 2013 года N 292 |
Наименования должностей педагогических работников, включенных в штатное расписание, должны соответствовать Номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 года N 678. Штатное расписание утверждается приказом руководителя образовательной организации и предусматривает не только должности педагогических работников, но и, при необходимости, научных, инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции. Требования к обязательному наличию определенных категорий работников установлены порядками организации и осуществления образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам. При этом следует обратить внимание, что в случае, если должности педагогических работников не включены в штатное расписание организации, последняя не вправе заключать с такими работниками трудовые договоры (для выполнения иных трудовых функций заключаются договоры гражданско-правового характера возмездного оказания услуг). |
3.3 |
прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников |
Пункт 5 части 3 статьи 28, статьи 47 - 49 Федерального закона N 273-ФЗ; Продолжительность рабочего времени (нормами часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и Порядок определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 года N 466 "О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках"; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 761н; Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 года N 1н; Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 года N 544н; Профессиональный стандарт "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года N 514н; Профессиональный стандарт "Педагог дополнительного образования детей и взрослых", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 613н; Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 N 608н; Профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 января 2017 года N 10н; Профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 года N 351н. |
Трудовые договоры, заключенные с педагогическими работниками, необходимо привести в соответствие с указанными положениями законодательства, должны содержать конкретные трудовые (должностные) обязанности работника, устанавливать режим рабочего времени и времени отдыха. Должностные инструкции разрабатываются с учетом квалификационных справочников и профессиональных стандартов, в обязательном Порядке содержат конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями. При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников. В случае производственной необходимости возможно расширение круга обязанностей работников по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения наименования должности работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации. Руководитель образовательной организации обязан ознакомить работника с должностной инструкцией, так как согласно части 3 ст. 68 Трудового кодекса Российской Федерации с локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, работодатель обязан ознакомить работника под роспись еще до подписания трудового договора. При приеме работника на работу руководитель образовательной организации несет ответственность за соответствие уровня образования и квалификации претендента на должность установленным требованиям. Если претендент на должность не имеет специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", по рекомендации аттестационной комиссии образовательной организации, в Порядке исключения, он может быть назначен на соответствующую должность. Важно, чтобы рекомендация аттестационной комиссии содержала исчерпывающую информацию по наличию достаточного практического опыта, компетентности, по выполнению качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязанностей ссылкой на подтверждающие документы. Приказ о приеме на работу такого работника руководитель издает после рассмотрения обозначенной рекомендации. При организации работы по внесению изменений в должностные инструкции можно руководствоваться письмом Федеральной службы по труду и занятости от 31 октября 2007 года N 4412-6 "О Порядке внесения изменений в должностные инструкции работников" |
3.4 |
разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации |
Пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ |
Образовательные программы образовательной организации являются локальными нормативными актами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности. Необходимо при их разработке обеспечить соответствие структуры и содержания установленным требованиям законодательства (федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям). В обязательном Порядке оформляется протокол заседания педагогического совета или иного коллегиального органа, наделенного полномочиями по принятию образовательной программы, издается приказ об утверждении образовательной программы или изменений в нее. В образовательной программе указывается срок ее освоения в соответствии с видом и (или) уровнем образования. В образовательной организации определяется механизм учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) обучающихся при составлении части программы, формируемой участниками образовательных отношений. Обозначенный выбор оформляется документально (материалы анкетирования, тестирования, протоколы родительских собраний, опросные листы и т. д.). |
3.5 |
разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом |
Пункт 7 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ |
Структура, срок реализации и содержание программы развития устанавливаются образовательной организацией самостоятельно. Программа рассматривается на соответствующем коллегиальном органе управления (в соответствии с уставом), утверждается приказом руководителя и направляется для согласования в адрес учредителя. Подтверждением согласования является заключение учредителя либо отметка на титульном листе программы развития. |
3.6 |
осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и Порядка проведения |
Пункт 10 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ |
Учебный план, в т.ч. индивидуальный учебный план, должен предусматривать формы проведения промежуточной аттестации. Изучение обучающимися учебного предмета "Физическая культура" предполагает освоение ими теоретической и практической частей рабочей программы по предмету. При наличии соответствующих медицинских показаний обучающийся может быть освобожден от освоения практической части программы учебного предмета "Физическая культура", при этом освоение им теоретической части программы, в т.ч. прохождение промежуточной аттестации по предмету, остается для него обязательным. |
3.7 |
обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования |
Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ |
При осуществлении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установлением их форм, периодичности и Порядка проведения руководствоваться локальным нормативным актом, устанавливающим формы, периодичность и Порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся. План внутриучрежденческого контроля должен охватывать все направления деятельности образовательной организации: образовательную, воспитательную, материально-техническую, методическую, административную и т. д. Образовательная организация разрабатывает формы документов по контролю за всеми направлениями деятельности. Организация внутриучрежденческого контроля предполагает его планирование, определение Порядка проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов, периодичность осуществления контроля. Итоги контроля должны рассматриваться на заседаниях коллегиальных органов управления образовательной организацией, использоваться при принятии управленческих решений. |
3.8 |
нарушение при проведении самообследования |
Пункт 13 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ Порядок проведения самообследования образовательной организацией, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 года N 462; Показатели деятельности организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N 1324 |
Процедура самообследования включает 4 этапа: - планирование и подготовка (на этом этапе приказом образовательной организации должны быть определены конкретные сроки, форма проведения самообследования, состав лиц, привлекаемых для его проведения); - организация и проведение самообследования (на этом этапе проводится сбор информации о деятельности организации в отчетном периоде); - обобщение полученных результатов и формирование отчета; - рассмотрение отчета органом управления организации, к компетенции которого относится решение данного вопроса (компетенция коллегиального органа управления образовательной организации по рассмотрению отчета о результатах самообследования должна быть определена уставом организации); 4) аналитическая часть отчета о результатах самообследования должна содержать оценку: а) образовательной деятельности; б) системы управления организации; в) содержания и качества подготовки обучающихся; г) организации учебного процесса; д) востребованности выпускников; е) качества кадрового обеспечения; ж) качества учебно-методического обеспечения; з) качества библиотечно-информационного обеспечения; и) материально-технической базы; к) функционирования внутренней системы оценки качества образования; составной частью отчета являются результаты анализа показателей деятельности организации, подлежащей самообследованию, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 года N 1324. Следует обратить внимание, в случае, если образовательная организация реализует образовательные программы различных видов или уровней, аналитическая часть отчета должна содержать оценку деятельности организации по каждому направлению в части реализации таких программ, а также соответствующие показатели деятельности. Отчет составляется за предшествующий самообследованию календарный год, подписывается руководителем организации и заверяется ее печатью. Срок размещения отчетов организаций в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте организации в сети "Интернет", и направление его учредителю - не позднее 20 апреля текущего года. |
3.9 |
организация социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических веществ и психотропных веществ |
Пункт 15.1 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ Порядок проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 16 июня 2014 года N 658 |
При осуществлении социально-психологического тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических веществ и психотропных веществ руководитель образовательной организации: 1) организует получение от обучающихся либо от их родителей или иных законных представителей информированных согласия (если обучающемуся 5 и более лет - согласие дается им лично письменно, если младше - согласие дается его родителем (законным представителем также письменно); 2) издает приказ, утверждающий: - поименные списки обучающихся, составленные по результатам анализа письменных согласии либо несогласий; - утверждает состав комиссии, обеспечивающей организационно-техническое сопровождение тестирования, из числа работников образовательной организации; - утверждает расписание тестирования по классам (группам) и кабинетам (аудиториям). 3) в трехдневный срок с момента проведения тестирования направляет акт передачи результатов тестирования (подтверждением является сопроводительное письмо либо отметка в журнале исходящей документации); 4) обеспечивает хранение в течение года информированных согласий в условиях, гарантирующих конфиденциальность и невозможность несанкционированного доступа к ним. |
4 |
Нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации, связанные с размещением информации на официальном сайте |
Статья 29 Федерального закона N 273-ФЗ; Требования к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и формату представления на нем информации, утвержденные приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года N 785; Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 года N 582. |
Проанализировать официальные сайты образовательных организаций в сети "Интернет" с точки зрения их структуры и содержания. Обеспечить внутриучрежденческий контроль за ведением официальных сайтов образовательных организаций в сети "Интернет". Информация и документы на официальных сайтах образовательных организаций в сети "Интернет" должны обновляться в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. |
5 |
Нарушение правил оказания платных образовательных услуг |
Статьи 54, 101 Федерального закона N 273-ФЗ; Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013 года N 706. |
Разработать форму договора согласно Правилам оказания платных образовательных услуг. На официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет" размещается документ о Порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании платных образовательных услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе. Содержание образовательных программ, реализуемых на платной основе, не должно дублировать содержание образовательных программ, реализуемых за счет государственного или муниципального задания. |
6 |
Нарушение установленного законодательством об образовании Порядка приема в образовательную организацию |
Статьи 53 - 55, часть 5 статьи 67 Федерального закона N 273-ФЗ; Порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года N 32; Порядок приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 апреля 2014 года N 293; Порядок приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 года N 36; ГАРАНТ:По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 23 января 2014 года N 36" следует читать "от 23 января 2013 года N 36" Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от 14 августа 2013 года N 1145; Порядок приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта, утвержденный приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013 года N 731. |
Разработать формы заявления, расписки о приеме документов, журнала регистрации заявлений в соответствии с установленными требованиями (при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования). Назначенное приказом руководителя ответственное за прием документов должностное лицо контролирует соблюдение установленных сроков регистрации заявлений, выдачи расписок, издания приказа о зачислении, его размещение на информационном стенде образовательной организации и на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет". При приеме заявлений проверять заполнение законными представителями всех сведений. Не допускать случаев восстановления обучающихся, поскольку в соответствии с требованиями законодательства об образовании академическое право на восстановление имеют лишь обучающиеся по основным профессиональным образовательным программам. Дети, ранее отчисленные из образовательных организаций и желающие продолжить свое обучение, должны быть вновь приняты, а не восстановлены. При приеме на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств: 1) сформировать комиссию по индивидуальному отбору поступающих по каждой дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств отдельно; 2) установить сроки проведения приема в соответствующем году в рамках периода с 15 апреля по 15 июня соответствующего года; 3) сформировать апелляционную комиссию в количестве не менее трех человек из числа работников образовательной организации, не входящих в состав комиссий по отбору поступающих в соответствующем году; 4) не позднее чем за 14 календарных дней до начала приема документов разместить на своем официальном сайте в сети "Интернет" и на информационном стенде следующую информацию: а) правила приема в образовательную организацию; б) Порядок приема в образовательную организацию; в) перечень предпрофессиональных программ, по которым образовательная организация объявляет прием; г) информацию о формах проведения отбора поступающих; д) особенности проведения приема поступающих с ограниченными возможностями здоровья; е) количество мест для приема по каждой предпрофессиональной программе за счет бюджетных ассигнований; ж) количество мест для обучения по каждой образовательной программе по договорам об образовании за счет средств физического и (или) юридического лица; з) сведения о работе комиссии по приему и апелляционной комиссии; и) правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам приема в образовательную организацию; к) образец договора об оказании образовательных услуг за счет средств физического и (или) юридического лица; 5) провести индивидуальный отбор поступающих (провести заседание комиссии, принять решение о результатах приема на закрытом заседании простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя; составить протокол заседания комиссии, в котором отразить мнение всех членов комиссии; хранить протоколы заседаний комиссии/выписки из протоколов в личном деле обучающегося, поступившего в образовательную организацию на основании результатов отбора поступающих); 6) объявить результаты по каждой форме проведения индивидуального отбора не позднее трех рабочих дней после проведения приема (объявление результатов осуществляется путем размещения пофамильного списка-рейтинга с указанием оценок, полученных каждым поступающим, на информационном стенде, а также на официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет"); 7) в случае необходимости рассмотреть апелляции родителей (законных представителей) поступающих (не позднее одного рабочего дня со дня ее подачи на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются родители (законные представители) поступающих, не согласные с решением комиссии по отбору поступающих); 8) в случае необходимости провести повторный отбор поступающих, дополнительный прием. При приеме на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта: 1) создать приемную и апелляционную комиссии; 2) утвердить формы заявления, отбора поступающих и его содержание по каждой образовательной программе, сроки приема документов для обучения по образовательным программам в соответствующем году, и проведения индивидуального отбора поступающих в соответствующем году, требования к физическим (двигательным) способностям и к психологическим особенностям поступающих, систему оценок (отметок, баллов, показателей в единицах измерения), применяемую при проведении индивидуального отбора поступающих; 3) не позднее, чем за месяц до начала приема документов разместить на информационном стенде и официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": копию устава образовательной организации; копию лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями); локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного и тренировочного процессов по образовательным программам и программам спортивной подготовки (при их наличии); условия работы приемной и апелляционной комиссий образовательной организации; количество бюджетных мест в соответствующем году по образовательным программам (этапам, периодам обучения) и программам спортивной подготовки (при наличии), а также количество вакантных мест для приема поступающих (при наличии); сроки приема документов для обучения по образовательным программам в соответствующем году; сроки проведения индивидуального отбора поступающих в соответствующем году; формы отбора поступающих и его содержание по каждой образовательной программе; требования, предъявляемые к физическим (двигательным) способностям и к психологическим особенностям поступающих; систему оценок (отметок, баллов, показателей в единицах измерения), применяемую при проведении индивидуального отбора поступающих; условия и особенности проведения индивидуального отбора для поступающих с ограниченными возможностями здоровья; правила подачи и рассмотрения апелляций по процедуре и (или) результатам индивидуального отбора поступающих; сроки зачисления поступающих в образовательную организацию; 4) обеспечить ведение установленной документации, подтверждающей организацию и проведение индивидуального отбора (протоколы заседаний комиссий, протоколы испытаний и тестирования и т. д.), При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования: 1) утвердить форму заявления расписки о приеме документов, журнала регистрации заявлений; создать приемную комиссию (для организации и проведения вступительных испытаний по специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств (далее - вступительные испытания), председатель приемной комиссии утверждает составы экзаменационных и апелляционных комиссий); 2) разместить на официальном сайте учреждения в сети "Интернет": - не позднее 1 марта: правила приема в образовательную организацию; условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг; перечень специальностей (профессий), по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная); требования к уровню образования, которое необходимо для поступления (основное общее или среднее общее образование); перечень вступительных испытаний; информацию о формах проведения вступительных испытаний; информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов, предусмотренных настоящим Порядком, в электронной форме; особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра - с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний, - не позднее 1 июня: общее количество мест для приема по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования; количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования; количество мест по каждой специальности (профессии) по договорам об оказании платных образовательных услуг, в том числе по различным формам получения образования; правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний; информацию о наличии общежития и количестве мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих; образец договора об оказании платных образовательных услуг, обеспечить наличие протоколов, в которых фиксируются вопросы к поступающему при проведении вступительных испытаний в устной форме, и комментарии экзаменаторов. Образовательные организации обязаны ознакомить родителей (законных представителей) со своим уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации (при наличии государственной аккредитации), с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности воспитанников. Данный факт ознакомления родителей (законных представителей) ребенка с указанными документами фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию и заверяется личной подписью родителей (законных, представителей) ребенка (при приеме на обучение по образовательным программам дошкольного образования, программам среднего профессионального образования), либо отдельным документом. При организации индивидуального отбора при приеме в образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения руководствоваться порядком, который установлен Положением о случаях и Порядке организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения в Республике Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 года N 135. |
7 |
Нарушение установленного законодательством об образовании Порядка проведения аттестации педагогических работников |
Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 года N 276 |
В случае отсутствия у педагогического работника аттестации на квалификационную категорию организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана один раз в пять лет провести аттестацию такого педагогического работника в целях подтверждения его соответствия занимаемой должности. Помимо педагогических работников, имеющих квалификационную категорию (первую или высшую), аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники: 1) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация; 2) беременные женщины; 3) женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; 4) лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 5) отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием. В каждой образовательной организации распорядительным актом работодателя (приказом руководителя организации) должна быть создана аттестационная комиссия в составе: 1) председатель комиссии; 2) заместитель председателя комиссии; 3) секретарь комиссии; 4) члены комиссии. В состав аттестационной комиссии организации в обязательном Порядке включается представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа). Распорядительным актом работодателя (приказом руководителя организации) должны быть утверждены: 1) список работников организации, подлежащих аттестации; 2) график проведения аттестации. С указанным документом работники, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены под роспись не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику. На каждого педагогического работника работодатель вносит в аттестационную комиссию организации представление, в котором содержатся следующие сведения о педагогическом работнике: 1) фамилия, имя, отчество (при наличии); 2) наименование должности на дату проведения аттестации; 3) дата заключения по этой должности трудового договора; 4) уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки; 5) информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности; 6) результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения); 7) мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором. Работодатель знакомит педагогического работника с представлением под роспись не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации. Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии организации с участием педагогического работника. Результаты аттестации педагогических работников заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии организации, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогическими работниками, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя. На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о: 1) фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого; 2) наименовании его должности; 3) дате заседания аттестационной комиссии организации; 4) результатах голосования; 5) принятом аттестационной комиссией организации решении. Работодатель знакомит педагогического работника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления. Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника. |
8 |
Несоответствие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений реализуемым образовательным программам |
Статья 12, пункт 6 части 3 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ |
Систематически анализировать потребности организации в материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, информировать учредителя об этих потребностях. Составить и реализовывать программу дополнительного образования с учетом фактически имеющегося материально-технического обеспечения образовательной деятельности. Контролировать и своевременно принимать меры по обеспечению содержания зданий и сооружений образовательной организации, обустройства прилегающих к ним территорий. |
9 |
Несоблюдение обязательных требований по защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся |
Статья 45 Федерального закона N 273-ФЗ |
Ознакомление родителей о деятельности комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее - комиссия) возможно через официальный сайт образовательной организации, информационный стенд. Для организации работы комиссии: - разработать и принять локальный нормативный акт об организации деятельности комиссии; - оформить журнал регистрации обращений; - определить и сформировать состав комиссии; - оформить протоколы заседаний комиссии. |
10 |
Неисполнение руководителем образовательной организации своих должностных обязанностей |
Статья 51 Федерального закона N 273-ФЗ |
Администрацией образовательной организации (руководителем совместно с его заместителями) должен быть организован контроль за всеми сферами деятельности образовательной организации, прежде всего внутриучрежденческий контроль (его планирование, определение Порядка проведения контрольных мероприятий, оформления их результатов, периодичность осуществления контроля). |
11 |
Осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований Необеспечение безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации |
Статья 91, пункт 2 части 6 статьи 28 Федерального закона N 273-ФЗ; Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966; Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденный постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29; Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и форме паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2017 года N 1235; Правила разработки требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и паспорта безопасности объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 1244; Порядок расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 602. |
1. Не допускать случаев приема работников на работу без прохождения предварительного медицинского осмотра, ежегодно организовывать и производить оплату периодического медицинского осмотра. Знать, что при проведении указанных медицинских осмотров обязательно обследование врачами-специалистами: дерматовенерологом, оториноларингологом, стоматологом, лабораторные исследования: рентгенография грудной клетки, исследование крови на сифилис, мазки на гонорею (при поступлении на работу), исследования на гельминтозы. 2. Не допускать случаев приема работников на работу без прохождения аттестации на знание санитарных норм и правил, организовывать и производить оплату такой аттестации с установленной периодичностью. 3. Не допускать случаев приема работников на работу (педагогических, а при обучении в организации несовершеннолетних всех работников) без предоставления справки о наличии/отсутствии судимости или факта уголовного предследования. Знать, что принимать на работу можно лишь лиц, не имеющих или не имевших судимость, не подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности/имевших судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лиц, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершении этих преступлений прекращено по нереабилитирующим основаниям, при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, о допуске их к педагогической деятельности/иной деятельности (для непедагогических работников). 4. Знать и неукоснительно соблюдать правила охраны труда, установленные Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Министерства образования Российской Федерации от 13 января 2003 года N 1/29: 1) разработать программы вводного инструктажа, первичного инструктажа, инструкции по охране труда; 2) при приеме работников на работу проводить вводный инструктаж по охране труда (обратить внимание, что вводный инструктаж по охране труда проводится один раз при приеме работника на работу, при ежегодном увольнении и приеме на работу совместителей, такие работники проходят вводный инструктаж по охране труда каждый раз, вновь устраиваясь на работу); 3) при приеме работников на работу проводить первичный инструктаж на рабочем месте; 4) не реже одного раза в шесть месяцев по программам, разработанным для проведения первичного инструктажа на рабочем месте, проводить для работников повторный инструктаж; 5) проводить внеплановый инструктаж при введении в действие новых или изменении законодательных и иных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также инструкций по охране труда; при нарушении работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжких последствий; по требованию должностных лиц органов государственного надзора и контроля; при перерывах в работе (более двух месяцев); по решению работодателя (или уполномоченного им лица); 6) обеспечить обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи; 7) определить объем и Порядок процедуры внеочередной проверки знании требований охраны труда; 8) создать комиссии для проведения проверок знаний требований охраны труда работников и организовать их работу. 5. Обеспечить оформление и актуализацию (при необходимости) паспорта безопасности образовательной организации (территорий). 6. Расследование и учет несчастных случаев с обучающимися проводить в строгом соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 июня 2017 года N 602. 7. Обеспечить безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, а именно: - получить заключения Государственного пожарного надзора и государственного санитарного надзора на предмет соответствия состояния и содержания территории, здания и помещений, а также их оборудования по всем адресам мест осуществления образовательной деятельности требованиям пожарной безопасности и санитарно-эпидемиологическим требованиям. |
12 |
В образовательной организации не созданы условия для ознакомления работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся с ее уставом, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с образовательными программами и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, права и обязанности обучающихся |
Часть 3 статьи 25, часть 2 статьи 55 Федерального закона N 273-ФЗ |
Разработать структуру сайта согласно установленным требованиям. Ознакомление родителей возможно через официальный сайт в сети "Интернет", информационный стенд. Факт ознакомления родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся фиксируется в заявлении о приеме в образовательную организацию. |
13 |
Нарушение при управлении образовательной организацией |
Статья 26 Федерального закона N 273-ФЗ |
В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации. Компетенция каждого коллегиального органа управления должна быть определена уставом образовательной организации (разработка дополнительных локальных нормативных актов не требуется), в пределах которой он должен действовать и неукоснительно выполнять каждый из пунктов полномочий. Руководителю образовательной организации необходимо обеспечить функционирование коллегиальных органов управления с установленной уставом периодичностью и ведение протоколов их деятельности. |
14 |
Нарушения, связанные с организацией получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья |
Статья 79 Федерального закона N 273-ФЗ Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 ноября 2015 года N 1309 |
Разработать паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры. При оформлении паспорта доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования: - в учреждениях должны создаваться комиссии по проведению обследования и паспортизации объекта и предоставляемых на нем услуг, утверждаются ее составы, планы-графики проведения обследования и паспортизации, а также организуется их работа; паспорт доступности организации, разработанный комиссией, утверждается руководителем организации и представляется в течение 10 рабочих дней после утверждения муниципальными организациями в орган местного самоуправления, на территории которого ими осуществляется деятельность. |
15 |
Нарушение обязательных требований при изменении образовательных отношений |
Статья 57 Федерального закона N 273-ФЗ |
Руководитель образовательной организации обязан организовать работу по оформлению изменений образовательных отношений: - издать приказ об изменении образовательных отношений (изменении условий получения обучающимся образования по конкретной основной или дополнительной образовательной программе, повлекшего за собой изменение взаимных прав и обязанностей обучающегося и образовательной организации); - если с обучающимся (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося) заключен договор об образовании, приказ издается на основании внесения соответствующих изменений в такой договор; - в случае изменения образовательных отношений по инициативе обучающегося, (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося), приказ издается на основании поступившего от них заявления. |
16 |
Нарушения, связанные с созданием необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации |
часть 3 статьи 41 Федерального закона N 273-ФЗ |
Привести в соответствие с требованиями законодательства об образовании договоры на медицинское обслуживание обучающихся, а именно: договор должен устанавливать обязанность медицинской организации по оказанию первичной медико-санитарной помощи и обязанность образовательной организации предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности; в договоре должно быть определено место оказания услуги. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства образования Республики Мордовия от 3 августа 2018 г. N 3780 "О направлении информации"
Текст письма официально опубликован не был