Во исполнение Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2017 год, распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2015 года N 1738-р "Об утверждении стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации", Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции Ромодановского муниципального района, постановляю:
1. Утвердить Инвестиционную стратегию Ромодановского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Главы Ромодановского муниципального района - Ведяшкина С.В.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
И. о. Главы Ромодановского муниципального района |
С.В. Ведяшкин |
Инвестиционная стратегия
Ромодановского муниципального района Республики Мордовия до 2022 г.
(утв. постановлением Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 1 марта 2017 г. N 151)
Глава 1. Общие положения и область применения Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года
1.1. Миссия, цель и задачи Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционная стратегия Ромодановского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года (далее - Инвестиционная стратегия) представляет собой плановый документ, определяющий долгосрочные цели и ожидаемые результаты деятельности органов местного самоуправления Ромодановского муниципального района Республики Мордовия совместно с бизнес-сообществом по созданию благоприятного инвестиционного климата на его территории.
Настоящая стратегия является основным руководящим документом, определяющим принципы и механизмы реализации инвестиционной политики в Ромодановском муниципальном районе. В ней формируются принципы взаимодействия хозяйствующих субъектов, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Инвестиционная стратегия Ромодановского муниципального района Республики Мордовия разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 года N 275. Цели Инвестиционной стратегии и Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2022 года связаны между собой.
Координатором реализации инвестиционной стратегии является финансовое управление администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация Инвестиционной стратегии будет происходить в два этапа:
1 этап - 2017 - 2019 годы;
2 этап - 2020 - 2022 годы.
Настоящая стратегия разработана с учетом предложений и требований:
1. Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов" от 3 мая 2012 года;
2. Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Мордовия по обеспечению благоприятного инвестиционного климата;
3. Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 01.10.2008 года N 94-З;
7. Закона Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия"
8. Муниципальной программы комплексного социально-экономического развития Ромодановского муниципального района Республики Мордовия на 2015 - 2019 годы, утвержденной решением Совета депутатов Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 24 февраля 2015 года N 6;
9. Муниципальной программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия на 2016 - 2020... годы, утвержденной постановлением Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 28 декабря 2015года N 1130;
10. постановления Правительства Республики Мордовия от 19.03.2012 года N 83 "О Порядке предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство начинающим фермерам". Миссия Администрации Ромодановского муниципального района заключается в содействии развитию всех хозяйствующих субъектов на территории района, формировании дружественных отношений с бизнес-сообществом, создании условий, способствующих устойчивому социально-экономическому росту, обеспечении позиции Ромодановского муниципального района как наиболее инвестиционно-привлекательного среди районов Республики Мордовия.
Главной стратегической целью Инвестиционной стратегии является обеспечение благоприятного инвестиционного климата на территории Ромодановского муниципального района в интересах повышения качества жизни населения и социально-экономического благосостояния района. Для достижения главной стратегической цели Инвестиционной стратегии необходимо решить ряд задач.
Цели и задачи Инвестиционной стратегии
Цели второго уровня |
Задачи |
1. Минимизация административных барьеров при реализации инвестиционных проектов |
1.1. Сокращение предельного срока прохождения процедур по предоставлению инвесторам земельных участков. |
1.2. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для получения разрешения на строительство объектов капитального строительства промышленного и непроизводственного назначения. | |
1.3. Сокращение количества и предельного срока прохождения процедур, необходимых для технологического присоединения к энергетической и коммунальной инфраструктуре, а также стоимости услуг по технологическому присоединению к объектам электросетевого и коммунального хозяйства. | |
1.4. Обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Ромодановского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов. | |
2. Повышение доступности земельных ресурсов для осуществления инвестиционных проектов |
2.1. Подготовка полного комплекта градостроительной документации, необходимой для оперативного выделения земельных участков инвесторам |
2.2. Повышение доступности информации о пригодных для реализации инвестиционных проектов земельных участках, находящихся как в государственной и муниципальной, так и в частной собственности | |
3. Обеспечение инвесторов доступной инфраструктурой, необходимой для осуществления инвестиционных проектов |
3.1. Создание инвестиционных площадок, с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для размещения объектов инвесторов |
3.2. Создание инвестиционных площадок с подготовленной инженерной и транспортной инфраструктурой для строительства жилья | |
3.3. Создание инфраструктуры для размещения малого бизнеса на льготных условиях | |
3.4. Развитие финансовой инфраструктуры | |
4. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа |
4.1. Привлечение российских и иностранных инвесторов |
4.2. Обеспечение условий для создания на территории Республики Мордовия межотраслевого кластера, объединяющего проектирование и другие сопутствующие отрасли. | |
4.3. Создание инвестиционных площадок для высокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов, отвечающих требованиям мирового рынка и соответствующих положениям экономической политики РФ | |
5. Совершенствование системы льгот и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности |
5.1. Разработка районных программ и активное участие в областных и федеральных целевых программах, способствующих развитию экономики территории |
5.2. Увеличение объема финансовых льгот инвесторам в виде снижения арендной платы за земельные участки | |
6. Развитие институциональной среды и повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления |
6.1. Совершенствование работы Общественного совета муниципального района для обеспечения благоприятных условий делового климата, привлечения и сопровождения инвестиционных проектов |
6.2. Внедрение на территории Ромодановского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна" | |
6.3. Налаживание тесного взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональным институтом развития, направленным на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона | |
6.4. Внедрение ежегодного публичного отчета главы района о достижениях и планах по привлечению инвестиций, состоянии инвестиционного климата | |
7. Развитие промышленных и потребительских рынков, малого и среднего предпринимательства |
7.1. Повышение конкурентоспособности действующих предприятий |
7.2. Увеличение доли предприятий, использующих инновационные технологии производства продукции | |
7.3. Создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения Ромодановского муниципального района на потребительские товары, услуги общественного питания и бытовые услуги по доступным ценам при обеспечении качества и безопасности их приобретения и потребления | |
7.4. Создание условий для развития малого и среднего предпринимательства | |
8. Наличие достаточного количества подготовленных кадров для осуществления инвестиционных проектов |
8.1. Повышение квалификации и мотивации сотрудников органов местного самоуправления и органов исполнительной власти на местах, взаимодействующих с инвесторами |
8.2. Повышение квалификации работников по приоритетным специальностям | |
9. Создание коммуникационной платформы для успешного продвижения и реализации инвестиционных проектов |
9.1. Формирование системы оперативного реагирования органов местного самоуправления на запросы и потребности инвесторов |
9.2. Достижение положительного восприятия предпринимательским сообществом общих условий ведения предпринимательской деятельности на территории Ромодановского муниципального района, включая улучшение инвестиционного климата | |
9.3. Широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов | |
9.4. Активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном и международном уровне |
1.2. Область применения Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
Настоящая стратегия должна повысить конкурентоспособность экономики района путем активизации инвестиционных процессов на его территории. Инвестиционная стратегия охватывает следующие ключевые направления инвестиционной политики территории:
1. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти на местах, органов местного самоуправления с предпринимательским сообществом, в том числе за счет полного снятия разного рода административных барьеров, возникающих при реализации инвестиционных проектов;
2. Реализация проекта создания особой экономической зоны промышленно-производственного типа, что позволит району диверсифицировать экономику, активизировать социально-экономические процессы и будет способствовать экономическому росту.
3. Развитие гибкой системы муниципальной поддержки инвестиционных проектов, соответствующих стратегическим направлениям инвестиционного развития Ромодановского муниципального района и приоритетным направлениям развития административно-территориальных образований района.
4. Расширение инфраструктурных возможностей Ромодановского муниципального района для реализации крупных инвестиционных проектов, а также проектов, реализуемых субъектами малого и среднего предпринимательства.
5. Поиск новых источников инвестирования, привлечение прямых долгосрочных инвестиционных вложений.
6. Формирование кадрового потенциала, соответствующего потребностям инвесторов.
7. Позиционирование Ромодановского муниципального района как одного из лидеров среди сельских муниципальных районов Республики Мордовия, формирование и продвижение его положительного инвестиционного имиджа.
1.3. Прогнозные сценарии реализации Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района.
Инвестиционная стратегия, являясь одним из инструментов реализации стратегии социально-экономического развития региона, предполагает рассмотрение основных приоритетов и стратегических ориентиров инвестиционной политики Ромодановского муниципального района Республики Мордовия в рамках двух целевых сценариев:
1. стабилизационно-инерционный - основан на экстраполировании существующих тенденций развития экономики с максимальным вовлечением в хозяйственный оборот доступных ресурсов - природных ресурсов, в т.ч. биологических, земельных, производственного потенциала, трудовых ресурсов. Основным фактором, который будет определять потенциал роста экономики в этом сценарии, является рост ключевых рынков: сельскохозяйственной продукции, рыбной продукции. Реализация инерционного сценария способна сохранить положительные темпы развития на этапе выхода Ромодановского муниципального района из социально-экономического кризиса (обеспечить восстановительный рост), однако в долгосрочной перспективе высокие показатели роста экономики вряд ли удастся сохранить вследствие исчерпания традиционных ресурсов, при этом не будут созданы достаточные условия для привлечения производств, заменяющих старые секторы. Этот сценарий не предполагает структурных реформ в экономике, поэтому не произойдет качественное изменение и диверсификация экономики, необходимые для достижения конкурентоспособности.
2. модернизационно-оптимистический - основан на ускоренном развитии промышленного и агропромышленного комплексов с применением современных технологий производства в условиях благоприятной мировой конъюнктуры, а также развитии социально-экономической системы Республики Мордовия в рамках инновационного сценария. Инновационный сценарий будет основан на проведении масштабной технологической модернизации, корпоративной и торговой перестройке рынков, формировании новых отраслей региональной экономики, наращивании конкурентоспособности.
Глава 2. Характеристика инвестиционного климата Ромодановского муниципального района Республики Мордовия.
2.1. Оценка инвестиционной привлекательности Ромодановского муниципального района Республики Мордовия
Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Особенности формирования и реализации инвестиционной политики напрямую зависят от инвестиционного климата территории.
Ромодановский муниципальный район образован 16 июля 1928 г. и занимает площадь 777,3 . Численность населения на 1 января 2016 г. составляет 19884 чел. Доля района в общей численности населения Республики Мордовия - 2,5%. Все население района проживает в сельской местности. В структуре национального состава населения на русских приходится 70,5%, на татар - 19,3%, мордву - 8,4%, другие национальности - 1,8%.
В состав района входят 48 населенных пунктов объединённых в 17 сельских поселений (Алтарское, Анненковское, Белозерьевское, Вырыпаевское, Константиновское, Кочуновское, Куриловское, Курмачкасское, Липкинское, Малоберезниковское, Набережное, Пушкинское, Пятинское, Салминское, Трофимовщинское, Уришкинское, Ромодановское) Районным центром является поселок Ромоданово, расположенный на железнодорожной станции Красный Узел Горьковской железной дороги, и от столицы Республики Мордовия города Саранск находится на расстоянии 30 км.
Наличие природных ресурсов
Район расположен в центральной части республики в лесостепных ландшафтах бассейна р. Инсар, значительно преобразованных хозяйственной деятельностью. С юга на север по территории района протекает р. Инсар, принимающая воды Большой Аморды, Большой Атьмы. Площадь водосбора Инсара в створе п. Ромоданово составляет 2 213 . Средний многолетний годовой сток - 10,8 , объем - 340,8 млн. .
На территории района разведаны месторождения кирпичных глин (Ромодановское), строительных песков (Ивановское). Запасы подземных вод - 36,4 тыс. ., из которых 33,9 тыс. . имеют минерализацию до 1 . Минерализация извлекаемых вод увеличивается с запада на восток. По химическому составу воды преимущественно сульфатно-хлоридно-гидрокарбонатные кальциево-натриевые
На сельскохозяйственных землях доминируют черноземы (60%), меньшую долю занимают серые лесные (22%) и пойменные (6%) почвы. Естественная растительность представлена дубравами и луговыми степями. Под лесами занято около 4,1% площади района, под кустарниками - 1,2%.
Промышленный потенциал муниципального района
Значительный вклад в социально-экономическое развитие Ромодановского муниципального района вносят промышленные предприятия района, используя современные технологии, совершенствуют качество своей продукции, осваивают новые рынки сбыта.
Промышленность района представлена 5 предприятиями различных форм собственности. Наиболее крупные из них - ООО "Ромодановосахар", ОАО Агропромышленное объединение "Элеком" (ОАО "АПО Элеком").
Значительное место в экономике Ромодановского муниципального района занимает ООО "Ромодановосахар". ООО "Ромодановосахар" - единственное предприятие в Республике Мордовия производящее сахарный песок. Производственная мощность предприятия в настоящее время после проведенной реконструкции составляет 8500 тонн переработки сахарной свеклы в сутки. В 2016 году предприятием произведено 109357 тонны сахарного песка и 29,3 тыс. тонн сухого гранулированного свекловичного жома.
ОАО АПО "Элеком" - крупнейшее предприятие Республики Мордовия по хранению и переработке зерна, которое занимает лидирующее положение в отрасли. ОАО АПО "Элеком" - многопрофильным предприятием по выпуску муки высшего и первого сорта и комбикормов любых рецептур. Производственная мощность мельницы 300 тонн зерна в сутки, с базовым помолом 75% и комбикормового завода - 600 тонн в сутки. В 2016 году предприятием произведено 8114 тонны муки и 3217 тонн комбикорма.
Доля промышленности в валовом региональном продукте Ромодановского муниципального района составляет 59%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам деятельности "Обрабатывающие производства", "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды" по Ромодановскому муниципальному району за 2016 год составил 4510 млн. руб.
Агропромышленный комплекс
Агроклиматические ресурсы района позволяют успешно развивать сельскохозяйственное производство, что служит хорошей основой для формирования и развития конкурентоспособного рынка продовольственных товаров.
Район является зоной земледелия со скотоводческо-зерновой специализацией сельского хозяйства (разведение крупного рогатого скота, производство зерновых и зернобобовых культур, выращивание кормовых и многолетних трав, овощеводство и картофелеводство). Сельскохозяйственная освоенность территории высокая.
Производством продукции сельского хозяйства в Ромодановском муниципальном районе занимаются 10 сельскохозяйственных организаций, 17 крестьянских (фермерских) хозяйств и 10648 личных подсобных хозяйств.
Площадь сельхозугодий составляет 60252 га, в том числе пашня - 49115 га, зерновые - 25516 га, сахарная свекла - 6207 га. Валовой сбор зерновых культур в 2016 году составил 66,915 тыс. т. (в 2012 году - 48,449 тыс. т), что составляет 5,1% от общереспубликанского. Средняя урожайность зерновых в районе - 26,7ц /га (в 2012 году - 20 ц /га). Валовой сбор сахарной свеклы в 2016 году составил 205,4 тыс. т. (в 2012 году - 165,382 тыс. т). Средняя урожайность сахарной свеклы в районе - 348ц /га (в 2012 году - 397 ц /га).
В отрасли животноводства сельхозпредприятия специализируются на производстве скота КРС и молока.
В 2015 году на сельскохозяйственных предприятиях Ромодановского муниципального района насчитывалось 10226 гол. крупного рогатого скота, в том числе коров - 3417 гол.. Основные породы крупного рогатого скота молочного направления продуктивности - Голштино фризская черно-пестрая и красно-пестрая Симментальская; мясного направления продуктивности - Герефордская, Лимузинская.
Продуктивность скота:
за 2016 год средний удой молока от одной коровы составил 5764 кг, произведено молока - 18895т;
среднесуточный привес живой массы КРС составил 424 гр.,
Мясной баланс района формируют за счет говядины.
Производство скота в 2016 году составило 517,6т. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции (выполненных работ и услуг) в 2015 году составила 14 млн руб. по целевым программам "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств" и "Поддержка начинающих фермеров в Республике Мордовия" на 2012 - 2017 годы.
Ромодановским муниципальным районом освоено более 115,716 млн. руб. субсидий. Производимая сельхозпредприятиями Ромодановского муниципального района продукция животноводства реализуется как на территории района, так и в других районах республики: мясо - на ООО "МПК Атяшевский" и ОАО "Мясокомбинат "Оброченский", молоко - на ОАО "Консервный завод "Саранский" Филиал "Молочный комбинат "Саранский" АО "Данон России" ОАО "Надежда", ОАО "Сыродельный комбинат "Ичалковский".
Эффективность территориальной концентрации производства продукции сельского хозяйства предполагает оптимальное соотношение отраслей растениеводства и животноводства с учетом форм их организации в соответствии с природным и экономическим потенциалом территории. Наилучшим для Ромодановского муниципального района будет сочетание отраслей растениеводства и животноводства, при котором максимальная территориальная концентрация каждой отдельной отрасли сельского хозяйства соответствует высокой эффективности производства продукции растениеводства и животноводства.
Транспортная инфраструктура
Перспективы развития хозяйства района во многом определяются состоянием транспортной инфраструктуры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, располагающихся в Ромодановском муниципальном районе составляет 208,4 км, из них 155,6 км, или 75%, имеют твердое покрытие. По территории Ромодановского муниципального района проходят автомобильные дороги общего пользования федерального значения 1Р-158 "Н. Новгород - Саратов (через Арзамас, Саранск, Иссу, Пензу" (участок 2,9 км) и 1Р-178 "Саранск - Сурское - Ульяновск" (участок 9,5 км).
Все села соединены с районным центром асфальтированной дорогой. Протяженность дорог общего пользования местного значения Ромодановского муниципального района составляет 3372 км, из них 68% не отвечает нормативным требованиям.
Между населенными пунктами установлено автотранспортное сообщение, действует 6 автобусных маршрутов. Пассажирское обслуживание осуществляют ООО "Дилижанс", действует службы такси. Газифицированы все села района, более 90 объектов производственного и социально-бытового назначения.
Развитие малого и среднего предпринимательства
Важную роль в решении экономических и социальных задач Ромодановского муниципального района играет малый и средний бизнес. По состоянию на 1 января 2017 года малое и среднее предпринимательство в районе представлено 462 субъектами (56 - малые и микропредприятия, 2 - средние предприятия, 372 - индивидуальные предприниматели и 32 КФХ.). Оборот розничной торговли субъектов малого предпринимательства составляет свыше 71% от оборота розничной торговли муниципального района. Увеличивается вклад малого бизнеса в торговое, бытовое, транспортное обслуживание населения, общественное питание, производство хлеба и хлебобулочных изделий и др.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Ромодановском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 г. инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 679,1 млн. руб. Это 5-е место среди 22 муниципальных районов республики. В 2014 году и объем инвестиций составил около 676,0 млн. руб. (5-е место), в 2015 году - 578,2 млн. руб. (8-е место). Снижение данного показателя в 2015 году на 14,5% обусловлено завершением реконструкции на ООО "Ромодановосахар".
Демографическая ситуация
По состоянию на 1 января 2016 года население Ромодановского муниципального района составило 19,884 тыс. чел., из них более 81,1% проживало в населенных пунктах с числом жителей от 50 до 1000 чел, 19,9% - в населенных пунктах с числом жителей свыше 1000 чел. Средняя плотность населения - 25,6 чел / км2. Население многонациональное: 8,4% - мордва, 70,5% - русские, 19,3% - татары. Сложная демографическая ситуация на территории района обусловлена низкой рождаемостью, не обеспечивающей естественный прирост населения, смертностью, превышающей уровень рождаемости, а также миграционным оттоком населения.
На 1 января 2016 года численность детей и подростков в возрасте до 15 лет составила 17,6% от общей численности населения (3,502 тыс. чел.), число лиц трудоспособного возраста - 57% (11,337 тыс. чел.), удельный вес лиц старше трудоспособного возраста - 25,4% (5,045 тыс. чел.). Таким образом, четвертая часть от общей численности населения района приходится на долю лиц старше трудоспособного возраста. Старение населения предполагает снижение экономической эффективности и увеличение демографической нагрузки на работающее население. В то же время с 2012 по 2015 годы отмечается некоторая положительная тенденция. В частности, коэффициент рождаемости увеличился на 12% с 11,5 до 12,9 на 1000 чел. населения, однако это не позволило коэффициенту естественного прироста (убыли) населения остаться на прежнем уровне.
Динамика показателей естественного воспроизводства населения
Наименование показателя |
2015 факт |
2016 факт |
2017 прогноз |
2018 прогноз |
2019 прогноз |
Общая численность постоянного населения, тыс. чел |
19,884 |
19,688 |
19,580 |
19,480 |
19,380 |
Родившихся на 1000 чел. населения |
12,9 |
11,2 |
11,4 |
11,5 |
11,6 |
Умерших на 1000 чел. населения |
15,0 |
15,2 |
15,3 |
15,0 |
14,8 |
Младенческая смертность на 1000 чел. населения |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
Естественный прирост на 1000 чел. населения |
-2,1 |
-4,3 |
-3,5 |
-3,2 |
-2,8 |
Миграционное движение населения Ромодановского муниципального района за последние десять лет характеризуется отрицательным сальдо миграции. Близость более благополучных в экономическом отношении регионов России оказывает значительное влияние на механическую убыль населения, обусловливая трудовую маятниковую миграцию, характеризующуюся оттоком части трудоспособного населения за пределы района. В частности, число убывших в 2016 году в 1,3 раза превышало число прибывших.
Общие итоги миграции населения
Для прибывших - куда прибыли или новое место жительства Для выбывших - откуда выбыли или последнее место жительства |
Число прибывших |
Число выбывших |
Миграционный прирост (убыль) |
|||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Ромодановский муниципальный район |
337 |
320 |
377 |
416 |
- 40 |
- 96 |
Потребительский потенциал населения района
Ситуация в социально-трудовой сфере стабильная. Структура занятости трудоспособного сельского населения характеризуется следующими данными:
сельскохозяйственное производство (1251 чел., или 11,9%);
организации бюджетной сферы (668 чел., или 6,4%);
организации несельскохозяйственной сферы (2804 чел., или 26,7%);
личное подсобное хозяйство (469 чел., или 4,5%);
работает за пределами сельской территории Ромодановского муниципального района (1500 чел., или 14,3%);
не обеспечено работой (3821 чел., или 36,3%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по району на 1 января 2017 г. составляет 22616 руб. (в 2012 году -
14982 руб.). Среднесписочная численность работников в 2015 году составила 3077 чел. Уровень регистрируемой безработицы по Ромодановскому муниципальному району за 2015 год составил 1,1% (в 2012 году - 1,4%) от экономически активного населения.
2.2. Основные показатели инвестиционной деятельности
Инвестиции являются важнейшим средством структурного преобразования социального и производственного потенциала района, поскольку благодаря инвестиционным вложениям развивается производство и сфера услуг, активизируется строительство, расширяется ассортимент продукции, работ, создаются новые рабочие места, обустраиваются территории, пополняются налоговые поступления в бюджеты различных уровней, которые в дальнейшем направляются на решение социальных проблем и т.д. В связи с этим, органами местного самоуправления должен проводиться регулярный мониторинг основных показателей инвестиционной деятельности на территории района, результаты которого являются основанием для разработки мероприятий по стимулированию инвестиционной активности, определения наиболее инвестиционно привлекательных отраслей.
Субъектами инвестиционной деятельности на территории Ромодановского муниципального района являются юридические лица и индивидуальные предприниматели различных форм хозяйствования и видов собственности, органы местного самоуправления и исполнительной власти на местах, инвесторы, финансово-кредитные организации.
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. руб.
В последние годы динамика реальных объемов инвестиций в основной капитал в Ромодановском муниципальном районе характеризуется положительной динамикой. В частности, в 2012 году инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования составили 679,1 млн. рублей. Это 5-е место среди 22 муниципальных районов республики. В 2015 году и объем инвестиций составил более 578 млн. руб. (8-е место). Снижение данного показателя в 2015 году на 14,5% обусловлено завершением реконструкции на ООО "Ромодановосахар".
Объем инвестиций в основной капитал, тыс. рублей
Наименование муниципального района |
По годам |
|||||||
2015 г. отчет |
2016 г оценка |
2017 г. прогноз |
2018 г. прогноз |
2019 г прогноз. |
2020 г прогноз. |
2021 г. прогноз |
2022 г прогноз. |
|
Ромодановский муниципальный район |
58217 |
580493 |
225800 |
252900 |
283200 |
320000 |
354800 |
386000 |
В январе - декабре 2015 года 37,9% инвестиций в основной капитал финансировались за счет привлеченных средств, из них - 62,9% приходились
на бюджетные средства. В 2016 году доля привлеченных средств составляла 34,6%, из них бюджетных средств - 50,1%.
Инвестиции по источникам финансирования, тыс. руб.
Источники финансирования |
По годам |
|||||||
2015 г. отчет |
2016 г оценка |
2017 г. прогноз |
2018 г. прогноз |
2019 г прогноз. |
2020 г прогноз. |
2021 г. прогноз |
2022 г прогноз. |
|
Собственные средства |
359132 |
379906 |
177000 |
182500 |
198600 |
215600 |
228500 |
245600 |
Привлеченные средства |
219085 |
200587 |
48800 |
77400 |
84600 |
104400 |
126300 |
140400 |
в том числе: кредиты банков |
0 |
0 |
0 |
|
0 |
0 |
0 |
0 |
заемные средства других организаций |
17572 |
15680 |
5680 |
10700 |
12560 |
14260 |
15200 |
16100 |
бюджетные средства |
137899 |
100554 |
33500 |
44775 |
47495 |
63080 |
82330 |
94665 |
средства внебюджетных фондов |
297 |
300 |
310 |
325 |
345 |
360 |
370 |
385 |
прочие источники |
63317 |
84053 |
9620 |
21600 |
24200 |
26700 |
28400 |
29250 |
Следует заметить, что более половины (69,5%) всех привлеченных бюджетных инвестиций за 2015 год поступила из республиканского бюджета Республики Мордовия, 26,2% - из федерального бюджета и лишь 4,3% - из местного бюджета.
Структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о заинтересованности инвесторов в модернизации производства и выпуске конкурентоспособной продукции, что в перспективе должно привести к ускоренному развитию экономики района.
Как правило, инвестиционные ресурсы направляются в те отрасли экономики, которые способны обеспечить наибольшую прибыль за счет выпуска конкурентной продукции, имеют сложившиеся рынки сбыта и меньшую степень риска хозяйственной деятельности.
2.3. SWОТ-анализ инвестиционной среды Ромодановского муниципального района Республики Мордовия. Приоритетные направления и инструменты активизации инвестиционной деятельности.
SWОТ-анализ инвестиционной среды обобщает факторы, позитивно и негативно влияющие на инвестиционный климат территории, а также предполагаемые возможности и угрозы с ее стороны. На основании SWОТ-анализа выстраивается Инвестиционная стратегия, учитывающая сильные стороны и возможности инвестиционной среды территории, а также компенсирующая недостатки и минимизирующая риск реализации угроз.
Матрица SWOT-анализа инвестиционного потенциала Ромодановского муниципального района*
Преимущества (S) |
Недостатки(W) |
1. Выгодное приграничное положение района,по территории которого проходит автомагистраль Саранск - Б. Игнатово (расстояние от районного центра до г. Саранска - 30 км, до г. Рузаевка - 60 км). 2. Наличие природно-сырьевой базы месторождений строительных материалов (глины, песка, торфа и бутового камня). 3. Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства, жилищного строительства. 4. Наличие водных ресурсов, позволяющих развивать рыбоводство на базе КФХ. 5. Доля автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, имеющих твердое покрытие, составляет 75%. 6. Высокий уровень розничной торговли. Оборот розничной торговли по субъектам малого и среднего предпринимательства в 2015 г. составил 71% товарооборота в целом. 7. Средний уровень благоустройства жилищного фонда по обеспеченности электроэнергией составляет 100%, водопроводом - 39,5%, отоплением - 93,1%, сетевым газоснабжением - 96%. 8. Высокий уровень развития средств коммуникаций и информационных технологий в сфере управления. 9. Разветвленная сеть лечебно-профилактических учреждений, сформированная социокультурная инфраструктура района. 10. Наличие современных объектов спортивной инфраструктуры (ледовый дворец, ФОК, стадион с искусственным покрытием). 11. Благоприятная экологическая и этнокультурная ситуация и толерантность межнациональных отношений. 12. Наличие объектов экологического туризма, а также архитектурных, исторических, археологических памятников |
1. Сложная демографическая ситуация (отрицательный коэффициент прироста населения). 2. Низкие цены реализации (по сравнению с затратами на производство) на сельхозпродукцию. 3. Технологическая отсталость промышленного и сельскохозяйственного производства, низкая оснащенность современным оборудованием предприятий. 4. Низкое качество дорожного покрытия, доля протяженности автомобильных дорог местного значения, не отвечающих нормативным требованиям (68%). 5. Плохое состояние окружающей среды (исчезновение редких видов зверей и птиц, загрязнение рек и прудов стоками с животноводческих ферм). 6. Низкая покупательная способность населения. 7. Высокий уровень износа (80%) инженерных коммуникаций района. 8. Кадровая проблема (дефицит кадров в сфере АПК и специалистов учреждений социальной сферы). 9. Недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений культуры, образования, здравоохранения. 10. Слаборазвитая туристическая инфраструктура. 11. Ограниченность культурного выбора у жителей района. 12. Высокая дотационность муниципального бюджета и зависимость от финансовой помощи из республиканского и федерального бюджета. |
Возможности (O) |
Угрозы (T) |
1. Высокий уровень развития малого и среднего бизнеса на территории района (внедрение на предприятиях инновационных технологий, передача передового опыта хозяйствам района; развитие фермерской аквакультуры, малых предприятий лесопереработки). 2. Кооперация крестьянских (фермерских) хозяйств между собой, а также с крупнотоварными сельскохозяйственными и перерабатывающими организациями. 3. Развитие строительной промышленности на базе добычи и переработки полезных ископаемых. 4. Достройка технологических цепочек в обрабатывающей промышленности. 5. Полный охват территории района транспортным и пассажирским сообщением. 6. Развитие спорта в районе. Проведение активной социальной политики для улучшения демографических показателей района. 7. Повышение качества и доступности дошкольного, общего и дополнительного образования. 8. Улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования и культуры. 9. Развитие инфраструктуры экологического и культурно-познавательного туризма: создание условий для любительской рыбалки и охоты; строительство гостиниц, кафе, стоянок; формирование туров и различных экскурсионных программ, разработка туристских маршрутов. 10. Использование особенностей географического положения, транспортной инфраструктуры и ресурсов для привлечения на территорию потенциальных инвесторов |
1. Диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию (увеличение стоимости энергоносителей, запасных частей, удобрений и новой сельскохозяйственной техники). 2. Зависимость сельскохозяйственного сектора от климатических угроз. 3. Отсутствие мотивации к труду, рост безработицы, низкий уровень доходов населения, алкоголизм, наркомания. 4. Старение кадрового состава. 5. Слабый возврат выпускников вузов в район, отток молодого экономически активного населения за пределы района и республики (проблемы трудовой и сезонной миграции). 6. Возникновение аварийных ситуаций в системе жилищно-коммунального хозяйства по причине износа основных фондов. 7. Низкий удельный вес собственных доходных источников бюджета, зависимость от трансфертов из бюджетов других уровней, снижение конкурентных преимуществ по сравнению с другими муниципальными районами Республики Мордовия за получение ресурсов развития. 8. Снижение объемов производства продукции в личных подсобных хозяйствах. |
2.4. Стратегические направления инвестиционного развития Ивановского муниципального района Республики Мордовия.
Реализация цели и задач Инвестиционной стратегии должна осуществляться в рамках проводимой инвестиционной политики. Под инвестиционной политикой территории понимается система мер, реализуемых органами местного самоуправления, обеспечивающая создание экономических и правовых условий, способствующих активизации инвестиционной деятельности с целью повышения эффективности хозяйственного комплекса муниципального образования (территории).
Наибольший эффект от реализации инвестиционной политики в условиях ограниченных финансовых и административных ресурсов достигается при условии целенаправленного воздействия на так называемые "точки роста" территории. Комплексный анализ уровня социально-экономического развития Ромодановского муниципального района Республики Мордовия позволил выделить две группы приоритетных направлений инвестиционного развития: главная ("точки роста" территории) и поддерживающая. В главную группу включены направления, которые должны стать катализаторами развития экономики муниципального образования.
Поддерживающая группа - направления, без которых реализация направлений главной группы не возможна.
Главная группа ( "точки роста" территории) |
Поддерживающая группа |
1. Создание особой экономической зоны. 2. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов. 3. Производство и переработка сельскохозяйственной продукции (Развитие агропромышленного комплекса). 4. Активизация жилищного строительства. 5. Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. 6. Развитие инфраструктурного комплекса. 7. Развитие индустрии туризма и отдыха. |
1. Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой. 2. Улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности. |
Важнейшим вектором инвестиционной политики района является повышение инвестиционной привлекательности территории. В целях привлечения потенциальных инвесторов и планомерного развития территории администрацией района совместно с администрациями поселений района разработаны и утверждены Схема территориального планирования района, Генеральные планы сельских поселений, которые выложены в открытый доступ на официальном сайте администрации. Администрацией Ромодановского муниципального района также разработан инвестиционный паспорт района, определены перспективные инвестиционные проекты на период до 2022 года.
Перспективные стратегические инвестиционные проекты Ромодановского муниципального района на 2017 - 2022 годы
Наименование инвестиционного проекта |
Стоимость, млн. руб. |
Инвестор |
Отрасль |
Место реализации |
Срок реализации |
Кол-во рабочих мест |
Инвестиционные проекты на активной стадии реализации | ||||||
ООО "Комсомолец" - "Приобретение с/х техники |
15 |
ООО "Комсомолец" |
Агропромышленный комплекс |
С. Константиновка |
2018 г. |
- |
ТНВ ООО "МАПО и К" - Ремонт животноводческих помещений" |
6 |
ТНВ ООО "МАПО и К" |
Агропромышленный комплекс |
с. Пятина |
2018 г. |
- |
Строительство магазина в п. Ромоданово по ул. Полежаева общей площадью 400 кв. м. |
3,5 |
ИП. Савинов А.Г. |
Торговля |
п .Ромоданово |
2017 г. |
5 |
Строительство магазина в п. Ромоданово по ул. Дорожная 2в общей площадью 565 кв. м |
3,5 |
ИП. Сатарова Л.Б. |
Торговя |
п .Ромоданово |
2018 г |
6 |
Перспективные инвестиционные проекты (планируемые)* | ||||||
ООО "Ромодановосахар" - приобретение оборудования |
450 |
ООО "Ромодановосахар" |
Промышленность |
п. .Ромоданово |
2019 г |
- |
Строительство очистных сооружений и сетей канализации в п. Ромоданово |
80 |
по результатам заключения концессионного соглашения |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
п. Ромоданово |
2018 г |
- |
Водоснабжение восточной части п. Ромоданово |
18 |
по результатам заключения концессионного соглашения |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
п. Ромоданово |
2018 г |
- |
ТНВ "Комсомолец и К" - строительство телятника на 200 голов |
7,0 |
ТНВ "Комсомолец и К" |
Агропромышленный комплекс |
с. Анненково |
2018 г |
- |
ТНВ "Комсомолец и К" - строительство зерносклада на 1000 тонн хранения |
3,0 |
ТНВ "Комсомолец и К" |
Агропромышленный комплекс |
с. Анненково |
2019 г |
- |
ТНВ "МАПО и К" - строительство животноводческого помещения на 200г КРС |
10,0 |
ТНВ "МАПО и К" |
Агропромышленный комплекс,туризм |
с. Пятина |
2020 г |
- |
Строительство магазина на ул. Полежаева |
3,5 |
ИП Шарахин |
Торговля |
п. Ромоданово |
2018 г |
4 |
Строительство магазина на пер. Филатова |
2,0 |
ИП Платов С.Г. |
Торговля |
п. Ромоданово |
2019 г |
2 |
Строительство магазина на ул. Полежаева |
3,0 |
ИП Волгутова С.А. |
Торговля |
п. Ромоданово |
2021 г |
4 |
Строительство магазина на ул. Полежаева |
3,0 |
ИП Клюков А.М. |
Торговля |
п. Ромоданово |
2022 г |
4 |
Развитие инновационной инфраструктуры и поддержка инновационной деятельности является одним из приоритетных направлений инвестиционного развития Ромодановского муниципального района, поскольку рост научно-технического потенциала района позволяет развивать производство высокотехнологичной, ресурсосберегающей и конкурентоспособной продукции. Строительство, реконструкция и модернизация промышленных объектов.
Промышленный комплекс обеспечивает наибольший вклад в совокупный выпуск продукции муниципального образования. Высокий уровень налоговой отдачи, заработной платы работников предприятий, обеспеченность ресурсами - основа выбора промышленного производства в качестве приоритетного направления развития.
Главными задачами развития промышленного комплекса района являются:
определение площадок под расширение существующих промышленных предприятий и создание новых производств;
создание условий для инновационного развития промышленного комплекса;
технологическое обновление производственных мощностей на основе внедрения передовых российских и зарубежных технологий;
внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства.
производство и переработка сельскохозяйственной продукции (развитие агропромышленного комплекса (далее АПК).
Ромодановского муниципальный район обладает существенным потенциалом для увеличения производства сельскохозяйственных культур и их переработки, развития молочного и мясного животноводства.
Главными задачами развития молочного и мясного животноводства являются:
повышение инвестиционной привлекательности комплекса;
техническое перевооружение сельскохозяйственной отрасли, ускоренное внедрение малозатратных ресурсосберегающих технологий;
развитие потребительской и производственной кооперации;
создание вертикально интегрированных структур, включающих наряду с производством сельскохозяйственной продукции предприятия по ее хранению, глубокой переработке и выпуску конкурентоспособной продукции;
устранение диспропорций между объемами производства и объемами переработки сельскохозяйственной продукции из-за недостатка перерабатывающих мощностей, с одной стороны, и технической отсталости перерабатывающей отрасли в целом, с другой;
создание современной инфраструктуры оптовой торговли продукцией АПК;
расширение и улучшение каналов сбыта сельскохозяйственной продукции.
Активизация жилищного строительства.
Одним из важнейших направлений инвестиционного развития является жилищное строительство. В настоящее время приобретение, строительство и наем жилья с использованием рыночных механизмов доступно лишь ограниченному кругу семей, поэтому основная цель органов местного самоуправления - повышение доступности жилья.
Главными задачами развития жилищного строительства являются:
переселение граждан и ликвидация ветхого и аварийного жилья на территории муниципального образования;
улучшение жилищных условий сельского населения Ромодановского муниципального района, в том числе обеспечение доступным жильем молодых семей, молодых специалистов;
предоставление социальных выплат молодым семьям для приобретения или строительства индивидуального жилого дома, дополнительной социальной выплаты при рождении (усыновлении) одного ребенка;
обеспечение участков массового жилищного строительства инженерной, транспортной и социальной инфраструктурной;
формирование рынков эффективных земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;
активизация развития малоэтажного жилищного строительства.
Развитие строительного комплекса и производства современных строительных материалов. Развитие массового жилищного строительства обусловит развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов.
Главными задача развития строительного комплекса являются:
повышение материально-технического обеспечения предприятий строительного комплекса современной импортной и отечественной строительной техникой и материалами;
приоритетное привлечение строительных организаций района к реализации инвестиционных проектов на его территории особенно получивших государственную и муниципальную поддержку;
производство конкурентоспособной номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций из местного сырья с применением инновационных, в том числе энергосберегающих технологий;
обеспечение предприятий строительного комплекса высококвалифицированными кадрами.
Развитие инфраструктурного комплекса.
Создание объектов инфраструктуры важнейшее направление государственной и муниципальной инвестиционной политики. От уровня развития инфраструктурного комплекса во многом зависит инвестиционная привлекательность территории. Связано это прежде всего с тем, что затраты на создание инфраструктурных объектов слишком высоки для частного бизнеса, кроме того, подобного рода капитальные вложения полностью привязаны к территории, поэтому в случае неудачи не могут быть обналичены. Развитие практики государственно-частного партнерства позволит оптимизировать затраты государства и хозяйствующих субъектов на строительство и реконструкцию инженерной инфраструктуры.
Основными направлениями инвестиционного развития инфраструктурного комплекса Ромодановского муниципального района должны стать:
модернизация жилищно-коммунального хозяйства, строительство новых объектов инженерной инфраструктуры;
создание конкурентоспособной транспортной инфраструктуры для обеспечения реализации транзитного потенциала района, строительство мостов.
Формирование качественно новой среды проживания с развитой социальной инфраструктурой.
Результатом реализация Инвестиционной стратегии станет рост благосостояния жителей района. В связи с этим, к социальной инфраструктуре будут предъявляться повышенные требования. Улучшение социальной инфраструктуры точно так же как и коммунальной не возможно только за счет бюджетных средств, поэтому для реализации инвестиционных проектов в социальной сфере необходимо использовать механизмы государственно-частного партнерства.
Главными задачами развития являются:
достижение обеспеченности населения района учреждениями социальной инфраструктуры в соответствии с градостроительными нормативами;
повышение качества и доступности медицинской помощи, рациональное использование ресурсного потенциала отрасли;
повышение квалификации педагогов, обновление методов, форм и технологий образования с целью роста его качества;
модернизация материально-технической базы всех образовательных учреждений района, включающая обновление учебного, лабораторного оборудования, спортивного инвентаря;
повышение уровня физической подготовки населения за счет создания возможностей для занятий физической культурой и спортом;
создание условий для развития народного самодеятельного творчества, сохранения национальной культуры и налаживания межнациональных культурных связей.
улучшение качества природной среды, обеспечение экологической безопасности.
В структуре экономики района ведущую роль играет сельское хозяйство, поэтому вопрос эффективного управления охраной окружающей среды очень актуален. В целях обеспечения комфортной среды обитания населения Ромодановский муниципальный район ориентирован на реализацию инвестиционных проектов направленных на:
экологизацию промышленного производства и улучшение качества окружающей среды (использование экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, снижение объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязненных сточных вод в водные объекты и др.);
прекращение несанкционированного размещения отходов, создание современной инфраструктуры обращения с твердыми бытовыми отходами путем строительства специальных полигонов и участков по их переработке;
рациональное использование природных ресурсов, сохранение природных ландшафтов;
сохранение объектов животного мира, водных биологических ресурсов, уменьшение вреда, причиняемого объектам животного мира и среде их обитания в результате хозяйственной деятельности;
снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Глава 3. Анализ форм государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в Ромодановском муниципальном районе Республики Мордовия
3.1. Система государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Республики Мордовия. Обзор инвестиционного законодательства.
Комплекс мер государственной поддержки инвестиционной деятельности в регионе полностью распространяется на субъекты инвестиционной деятельности Ромодановского муниципального района. Законодательная база Республики Мордовия в сфере инвестиционной политики акцентирована на сопровождении инвестиционных проектов. Ключевым документом, определяющим политику и программы по ее реализации, является Закон Республики Мордовия от 20 февраля 2006 года N 6-З "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия" (далее - Закон от 20.02.2006 года N 6-З);
Законом от 20.02.2006 года N 6-З регулируется присвоение статуса инвестиционному проекту, предоставление бюджетных инвестиций, субсидий из бюджета Республики Мордовия, государственных гарантий Республики Мордовия и исполнения кредитных обязательств субъекта инвестиционной деятельности посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда. В Законе от 20.02.2006 года. N 6-З введено понятие "территории комплексного развития" и определены механизмы поддержки для проектов, наделенных соответствующим статусом. "Статусные" инвестиционные проекты могут претендовать на налоговые льготы и быть обеспечены транспортной и (или) инженерной инфраструктурой.
Процедура проведения экспертизы заявок на оказание государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме присвоения статуса инвестиционным проектам на территории Республики Мордовия регламентирована постановлением Правительства Республики Мордовия от 11.04.2008 года N 139 "О некоторых вопросах реализации Закона Республики Мордовия "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия". Определен перечень документов и требования к предъявляемым заявкам на участие в процедуре отбора.
Финансовая поддержка инвесторов определена Законом Республики Мордовия от 25 ноября 2004 года N 77-З "О снижении ставок по налогу на прибыль организаций". Основные положения Закона от 25 ноября 2004 года N 77-З регулируют установление ставок налогов, налоговых льгот и оснований для их использования отдельным категориям налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу.
Закон Республики Мордовия от 21 февраля 2008 года N 5-З "О предоставлении государственных гарантий Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 27 ноября 2003 года N 54-З "О налоге на имущество организаций".
Закон Республики Мордовия от 10 сентября 2014 года N 64-З "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2010 года N 106-З "О залоговом фонде Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 26 мая 2009 года N 41-З "О государственной поддержке сельского хозяйства Республики Мордовия".
Закон Республики Мордовия от 4 февраля 2009 года N 5-З "О налоговых ставках при применении упрощенной системы налогооблажения".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 155-УГ "Об утверждении Инвестиционнной декларации".
Указ Главы Республики Мордовия от 26 июля 2013 года N 156-УГ "О Совете по улучшению инвестиционного климата в Республике Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 16 июня 2014 года N 275 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Республики Мордовия до 2020 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 года N 363 "О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 гг.", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 14 марта 2011 года N 78 "О Межведомственной комиссии по рассмотрению проблемных вопросов, связанных с реализацией инвестиционных проектов на территории Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 88 "О некоторых вопросах реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы" (вместе с Правилами предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат по оплате процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направляющим полученные кредиты на финансирование проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы, входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года" и Порядком оценки инвестиционных проектов).
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 марта 2013 года N 89 "Об утверждении Правил предоставления субсидий юридическим лицам на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями на приобретение машин и оборудования, используемых для реализации инвестиционных проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 18 февраля 2013 года N 40 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление ГУП Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия" поручительств и (или) займов юридическим лицам с целью финансирования проектов, включенных в Республиканскую целевую программу развития Республики Мордовия на 2013 - 2019 годы", входящую в состав государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 10 апреля 2008 года N 137 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2006 года N 510 "Об утверждении Порядка ведения Перечня приоритетных инвестиционных проектов Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23 апреля 2007 года N 181 "Об утверждении Положения о Межведомственной комиссии по вопросам предоставления государственного имущества в залог".
Постановлением Правительства Республики Мордовия от 21 февраля 2011 года N 60 "Об утверждении Порядка формирования и учета залогового фонда Республики Мордовия".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 59 "Об утверждении Порядка предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2016 года N 608 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Мордовия" Подпрограмма "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 года N 417 "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2019 года".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 года N 515 "О Порядке предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на оплату части процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций".
Постановление Правительства Республики Мордовия от 8 сентября 2006 года N 397 "Об утверждении Положения о Порядке отбора субъектов малого предпринимательства для предоставления им нежилых помещений Государственного учреждения "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия" в аренду и оказания услуг субъектам малого предпринимательства Республики Мордовия".
Положение о порядке предоставления автономной некоммерческой организацией "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" обеспечений исполнения обязательств субъектов малого и среднего бизнеса перед банками, лизинговыми, страховыми и иными организациями (утверждено Председателем Совета Попечителей АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия" М.С. Сезгановым 7 ноября 2007 года).
В Республике Мордовия функционируют институты инновационной инфраструктуры:
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере";
Автономное учреждение "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия";
Государственное казенное учреждение "Бизнес-инкубатор Республики Мордовия";
Автономное учреждение "Технопарк Мордовии";
Закрытый паевой инвестиционный фонд "Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере" смешанных инвестиций "Региональный фонд инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства Республики Мордовия";
инжиниринго-консалтинговый центр с представительством во всех районах республики;
Автономное учреждение "Региональный центр микрофинансирования Республики Мордовия" (в перспективе планируется создание районных подразделений Центра) и др.
Фонд поддержки предпринимательства;
Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Республики Мордовия;
АНО "Гарантийный фонд кредитного обеспечения Республики Мордовия".
3.2. Муниципальная поддержка инвестиционной деятельности на территории муниципального района Республики Мордовия
На территории Ромодановского муниципального района оказывается муниципальная поддержка при реализации инвестиционных проектов.
Всем инвесторам, предлагающим реализацию инвестиционных проектов, отвечающим направлениям развития муниципального образования, предлагается сопровождение инвестиционных проектов по принципу "одного окна" и нефинансовые меры поддержки:
1) поддержка (направление) ходатайств и обращений в федеральные органы государственной власти Российской Федерации, органы власти Республики Мордовия об оказании содействия инвесторам при реализации инвестиционного проекта;
2) распространение позитивной информации об инвесторе;
3) размещение информации о реализуемом проекте на официальном сайте администрации района;
4) содействие в организационном, административном и юридическом решении проблемных вопросов инвестора, которые возникают в процессе реализации инвестиционного проекта по следующим направлениям:
подбор инвестиционных площадок Ромодановского муниципального района;
оформление и предоставление земельного участка для реализации инвестиционного проекта;
получение разрешений на строительство новых инвестиционных объектов недвижимости или их реконструкцию, ввод инвестиционных объектов в эксплуатацию, получение технической документации на вновь введенный в эксплуатацию объект (по окончании строительства и/или реконструкции объекта);
согласование документов, необходимых для реализации инвестиционного проекта;
подбор трудового персонала из числа населения Ромодановского муниципального района;
технологическое присоединение к инженерным сетям (газ, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение);
5) оказание необходимой консультационной, методической помощи, информационной поддержки;
6) прочие нефинансовые меры.
Инвестиционным проектам, отвечающим требованиям, установленным законодательством РФ, Республики Мордовия и нормативными правовыми актами Ромодановского муниципального района, предлагаются финансовые меры поддержки. Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в отраслях сельского хозяйства и агропромышленного комплекса, предлагаются следующие виды поддержки:
гранты начинающим фермерам;
гранты на развитие семейных животноводческих ферм;
субсидии из бюджетов Российской Федерации и Республики Мордовия.
Глава 4. Реализация Инвестиционной стратегии Ивановского района Республики Мордовия до 2022 года
4.1. Мероприятия по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата
На основе комплексной оценки инвестиционного климата территории, учитывая значимость факторов, определяющих ее инвестиционную привлекательность и сдерживающих инвестиционную активность хозяйствующих субъектов, а также динамику основных показателей инвестиционной деятельности, можно заключить, что в настоящее время хозяйственный комплекс Ромодановского муниципального района привлекателен для инвесторов, созданы условия, способствующие притоку инвестиций в район. Однако с учетом обостряющейся конкуренции за инвестиционные ресурсы внутри региона и в национальной экономике в целом достижение целей и задач Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района возможно только при условии постоянной целенаправленной работы по формированию конкурентоспособного и привлекательного инвестиционного климата. Формирование благоприятного и конкурентоспособного инвестиционного климата предполагает решение поставленных задач в рамках приоритетных направлений инвестиционного развития территории района, а также реализацию комплекса мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности.
Достижение стратегических целей инвестиционной политики Ромодановского муниципального района будет осуществляться за счет реализации как мероприятий действующих областных и районных целевых программ, так и комплекса дополнительных мероприятий, направленных на привлечение новых инвестиций в Ромодановский муниципальный район и повышение инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Комплексный механизм поддержки инвестиционной деятельности на территории Ромодановского муниципального района будет предусматривать следующие мероприятия:
1. Снижение административных барьеров и сокращение управленческих рисков при реализации инвестиционных проектов:
организация эффективной работы Инвестиционного совета по вопросам улучшения административной среды, анализа случаев создания необоснованных барьеров для инвесторов, выработке рекомендаций по организации взаимодействия органов исполнительной власти Ивановского муниципального района и лиц, участвующих в инвестиционных процессах, рассмотрение результатов реализации инвестиционных проектов, включая несостоявшиеся и неуспешные, проведение анализа причин успехов и неудач с целью дальнейшей разработки мероприятий по снижению негативных последствий рисков и их нейтрализации;
внедрение на территории Ромодановского муниципального района системы сопровождения инвестиционных проектов по принципу "Одного окна", тесное взаимодействие с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона.
обеспечение канала прямой связи инвесторов с органами власти Ромодановского муниципального района и гарантий соблюдения прав инвесторов.
2. Предоставление мер муниципальной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
3. Активный поиск возможностей для финансирования инвестиционных проектов за счет привлеченных средств:
поиск стратегических партнеров, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов на внутрироссийском рынке и за рубежом, их ознакомление с особенностями хозяйственного комплекса района;
включение инвестиционных проектов Ромодановского муниципального района в отечественные и зарубежные электронные базы данных;
размещение и издание любой информации о приоритетных направлениях инвестиционного развития, возможных инвестиционных проектах, свободных инвестиционных площадках Ромодановского муниципального района должно быть как минимум на двух языках русском и английском;
постоянный рост профессионализма и мотивации специалистов органов власти, взаимодействующих с инвесторами.
4. Формирование земельных участков с готовой дорожной и инженерной инфраструктурой с целью сокращения сроков и затрат инвестора на этапе предоставления земельных участков для строительства и выдачи разрешений на строительство:
формирование и регулярное обновление базы данных свободных земельных участков для размещения инвестиционных проектов;
содействие созданию индустриальных парков;
ежегодная актуализация плана создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры в Ромодановского муниципальном районе.
5. Разработка районных целевых программ, направленных на решение ключевых социально-экономических проблем, а также активизация работы по получению государственной поддержки хозяйствующими субъектами Ромодановского муниципального района, финансовых ресурсов на создание и реконструкцию объектов инженерной и социальной инфраструктуры за счет областных и федеральных целевых программ.
6. Формирование благоприятного инвестиционного имиджа Ромодановского муниципального района Республики Мордовия:
широкое информационное освещение успешного опыта реализации крупных инвестиционных проектов;
активное продвижение инвестиционных проектов на межрегиональном уровне путем взаимодействия с ООО "Корпорация развития Республики Мордовия" - региональный институт развития, направленный на создание максимально комфортной бизнес-среды для привлечения инвестиций в экономику региона и другими структурами, заинтересованными в привлечении и финансировании инвестиций;
проведение встреч, круглых столов с представителями малого, среднего и крупного бизнеса, ознакомление их с имеющимися инвестиционными площадками;
организация эффективного взаимодействия с отраслевыми союзами и ассоциациями для целенаправленного информирования потенциальных инвесторов;
размещение и актуализация информации об инвестиционных проектах Ромодановского муниципального района на интернет-сайтах Ромодановского муниципального района, Инвестиционном портале Республики Мордовия;
участие Ромодановского муниципального района в крупных выставочных мероприятиях, экономических форумах для создания благоприятного имиджа территории.
4.2. Ожидаемые результаты реализации Инвестиционной стратегии к 2020 году.
Основными ожидаемыми результатами реализации настоящей стратегии станут:
увеличение объемов и темпов роста инвестиций в основной капитал;
расширение источников финансирования инвестиций, в том числе привлечение иностранных инвестиций;
рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг включая рыболовство и рыбоводство;
положительная динамика индекса промышленного производства;
заметный рост доли инновационной продукции;
диверсификация обрабатывающих производств, увеличение ассортимента производимой продукции;
рост доли малого и среднего бизнеса в основных экономических показателях деятельности района (инвестиции, занятость);
увеличение доли высокопроизводительных и высокооплачиваемых рабочих мест на территории района;
рост ввода в действие жилых домов и показателя обеспеченности населения жилищной площадью
улучшение демографической ситуации.
Заключение
Настоящая Инвестиционная стратегия определяет цели и задачи инвестиционной политики Ромодановского муниципального района Республики Мордовия, а также целостную систему мероприятий по ее реализации, структурированную по целям и задачам и сбалансированную по срокам и ресурсам.
Реализация Инвестиционной стратегии позволит поднять уровень благосостояния населения, выровнять уровень инвестирования в приоритетные направления экономики, а также повысить степень интенсивности использования инновационных технологий в приоритетной отрасли экономики - сельском хозяйстве, а также продукции и услугах, производимых этой отраслью.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Ромодановского муниципального района Республики Мордовия от 1 марта 2017 г. N 151 "Об утверждении Инвестиционной стратегии Ромодановского муниципального района Республики Мордовия до 2022 года"
Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был