В соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Республики Мордовия от 14 июля 2008 г. N 56-З "О бюджетном процессе в Республике Мордовия" постановляю:
Утвердить Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (прилагаются).
Глава Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
г. Саранск
24 сентября 2018 года
N 309-УГ
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 24 сентября 2018 г. N 309-УГ)
Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют условия и подходы к формированию проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, а также приоритеты развития бюджетной системы Республики Мордовия в среднесрочной перспективе.
Основные цели
и задачи бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и в целях минимизации угроз несбалансированности республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) бюджетная и налоговая политика Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов должна быть направлена на переориентацию имеющихся ограниченных бюджетных ресурсов путем их перераспределения с целью сохранения социальной и финансовой стабильности в Республике Мордовия, создания условий для устойчивого социально-экономического развития Республики Мордовия.
В среднесрочной перспективе бюджетная и налоговая политика Республики Мордовия будет сконцентрирована на решении следующих основных задач:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета в условиях необходимости дальнейшего снижения долговой нагрузки на республиканский бюджет;
2) укрепление доходной базы консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия, в том числе за счет совершенствования налогового администрирования и стимулирования предпринимательской и инвестиционной активности;
3) формирование гибкой и комплексной системы управления бюджетными расходами, увязанной с системой государственного стратегического планирования, развитием государственных программ Республики Мордовия (далее - государственные программы), сосредоточив финансовые ресурсы на реализации задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
4) обеспечение в полном объеме финансирования всех принятых расходных обязательств Республики Мордовия (далее - расходные обязательства) при поддержании безопасного уровня долговой нагрузки на республиканский бюджет;
5) сохранение социальной направленности консолидированного и республиканского бюджетов Республики Мордовия за счет концентрации расходов на приоритетных направлениях, связанных, прежде всего, с улучшением качества жизни и повышением доходов населения;
6) повышение качества оказания государственных услуг, усиление контроля за качеством и полнотой выполнения государственными учреждениями Республики Мордовия (далее - государственные учреждения) государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ);
7) недопущение роста дебиторской и кредиторской задолженности, а также образования просроченной кредиторской задолженности республиканского бюджета;
8) эффективное управление государственным долгом Республики Мордовия, направленное на сокращение объема государственного долга Республики Мордовия и минимизацию расходов на его обслуживание;
9) совершенствование межбюджетных отношений, повышение прозрачности, эффективности предоставления и распределения межбюджетных трансфертов, способствующих укреплению финансовой самостоятельности местных бюджетов, а также обеспечению сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Республики Мордовия (далее - консолидированный бюджет) на всех уровнях;
10) повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, в том числе за счет повышения эффективности государственного финансового контроля;
11) обеспечение публичности процесса управления общественными финансами, открытости и прозрачности бюджетного процесса для граждан.
Основные направления
бюджетной политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Бюджетная политика Республики Мордовия в среднесрочном периоде сохранит преемственность определенных в предыдущие годы приоритетов при условии их корректировки с учетом текущей экономической ситуации и необходимости реализации задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и будет направлена на:
1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета.
Для достижения сбалансированности и устойчивости республиканского бюджета, являющихся важнейшими предпосылками для сохранения макроэкономической стабильности в Республике Мордовия, необходимо обеспечить:
а) расходные обязательства источниками финансирования.
При планировании бюджетных ассигнований следует исходить из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств и своевременного исключения из их состава расходных обязательств, утративших правовую обоснованность или имеющих низкую эффективность исполнения. Необходимо продолжить политику ограничения непервоочередных расходов, то есть отказа от необязательных затрат.
Кроме того, в связи с переходом к распределению дотаций из федерального бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на основании "модельных" (минимальных) бюджетов необходимо осуществлять постоянный контроль за структурой и объемами бюджетных ассигнований республиканского бюджета, направляемых на реализацию отдельных групп полномочий, а также взвешенный подход при принятии новых расходных обязательств. Принятие и исполнение расходных обязательств необходимо осуществлять только в рамках полномочий, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и при их обеспечении реальными доходными источниками, а в случае отсутствия дополнительных доходных источников - при условии сокращения расходов на реализацию действующих расходных обязательств.
Особое внимание необходимо уделить мониторингу просроченной кредиторской задолженности и проведению мероприятий по недопущению ее возникновения и роста;
б) долговую устойчивость Республики Мордовия.
В целях реализации данного направления необходимо продолжить поддержание долговой нагрузки на республиканский бюджет в установленных бюджетным законодательством пределах с формированием предпосылок к его сокращению, недопущению существенного роста расходов на обслуживание государственного долга Республики Мордовия, чему будет способствовать своевременное исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с международными и национальными рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с потенциальными кредиторами, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные облигации Республики Мордовия;
в) использование всех возможностей для привлечения средств внебюджетных источников, а также средств федерального бюджета, в первую очередь с наиболее высокой долей софинансирования;
2) повышение эффективности и оптимизацию бюджетных расходов.
Повышение эффективности бюджетных расходов в условиях опережающего роста расходов республиканского бюджета по сравнению с бюджетными возможностями и жесткого регулирования показателей долговой нагрузки, а также высокой доли первоочередных и социально значимых расходов республиканского бюджета остается наиболее значимым направлением бюджетной политики Республики Мордовия.
В рамках данного направления необходимо:
а) в целях достижения максимального результата и эффективного использования бюджетных средств продолжить приоритизацию мероприятий, реализуемых в рамках государственных программ и непрограммных направлений деятельности путем дальнейшего совершенствования методологии разработки и оценки эффективности государственных программ, интеграции в их структуру приоритетных проектов. Внедрение и дальнейшее развитие проектных принципов управления позволит концентрировать управленческие усилия и бюджетные ассигнования на тех мероприятиях государственных программ, которые обеспечивают максимальный вклад в достижение ключевых приоритетов государственной политики в соответствующих отраслях;
б) в целях повышения качества и доступности государственных услуг (работ) для населения Республики Мордовия продолжить:
оптимизацию сети государственных учреждений путем реорганизации учреждений, оказывающих (выполняющих) услуги (работы) исключительно в интересах органов государственной власти Республики Мордовия, и деятельность которых не соответствует полномочиям органов государственной власти Республики Мордовия;
совершенствование механизма планирования расходов на оказание (выполнение) государственных услуг (работ), в том числе усиление контроля за их расходованием;
оптимизацию расходов на содержание государственных учреждений путем привлечения альтернативных источников финансирования, повышения эффективности их деятельности за счет всех источников доходов государственного учреждения, в том числе за счет доходов, полученных ими от приносящей доход деятельности, повышения эффективности использования государственного имущества, находящегося в пользовании государственных учреждений, экономии на государственных закупках товаров, работ и услуг, в том числе за счет предотвращения завышения начальных цен закупок, отказа от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширения практики проведения совместных торгов;
повышение ответственности государственных учреждений за невыполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), в том числе за счет реализации требований об обязательном возврате средств субсидии в республиканский бюджет в случае недостижения показателей, установленных в государственном задании на оказание государственных услуг (выполнение работ);
переход на "эффективный контракт", включающий показатели и критерии оценки эффективности деятельности работника для назначения ему стимулирующих выплат в зависимости от результатов его труда и качества оказываемых (выполняемых) им государственных услуг (работ), в увязке с показателями деятельности государственного учреждения и государственных программ;
вовлечение организаций, не являющихся государственными учреждениями, в процесс оказания государственных услуг;
в) в целях повышения эффективности предоставления населению Республики Мордовия мер социальной поддержки продолжить работу по постепенному увеличению доли средств республиканского бюджета на социальную поддержку населения, предоставляемую по критериям адресности и нуждаемости ее получателей, что позволит увеличить номинальный размер выплат гражданам, которые действительно нуждаются в ее получении; исключению дублирующих мер социальной поддержки для лиц, имеющих возможность получать выплаты за счет средств федерального и республиканского бюджетов; сокращению действующих и непринятию новых мер социальной поддержки, не регламентированных законодательством Российской Федерации;
г) в целях оптимизации и повышения эффективности расходов в сфере государственного управления обеспечить:
инвентаризацию расходов на содержание органов государственной власти Республики Мордовия и уточнение расходов, непосредственно не связанных с обеспечением их деятельности;
дальнейшую оптимизацию органов государственной власти Республики Мордовия и исключение дублирования их функций и полномочий;
неувеличение штатной численности работников аппаратов органов государственной власти Республики Мордовия, за исключением случаев, связанных с изменением функций и полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия;
повышение эффективности и прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия;
повышение уровня финансового управления в исполнительных органах государственной власти Республики Мордовия путем повышения ответственности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия за выполнение возложенных на них функций;
реализацию механизмов противодействия коррупции;
д) в целях совершенствования системы финансирования инвестиционных проектов средства республиканского бюджета в первую очередь направлять на поддержку приоритетных инвестиционных проектов, имеющих важное значение для экономики республики, которые принесут в ближайшей перспективе экономический эффект, а также будут иметь важное социальное значение, и на завершение объектов высокой степени готовности, объектов, строительство которых способствует достижению принятых государственными программами целевых показателей, а также объектов, строительство которых обеспечивается привлечением средств из федерального бюджета и за счет внебюджетных источников.
Для повышения эффективности расходов на осуществление капитальных вложений в Республике Мордовия должны быть созданы необходимые условия, которые послужат снижению вероятности рисков, связанных со срывом сроков строительства;
е) в целях совершенствования системы закупок для государственных нужд Республики Мордовия осуществить реализацию мер по снижению расходов на закупки товаров, работ и услуг, включая предотвращение завышения начальных (максимальных) цен закупок, отказ от закупок товаров и услуг повышенной комфортности, расширение практики проведения централизованных закупок, обеспечение контроля обоснованности закупок, начальных (максимальных) цен государственных контрактов, комплектности приобретаемого товара, его технических характеристик;
3) развитие и совершенствование межбюджетных отношений.
В рамках развития и совершенствования системы межбюджетных трансфертов необходимо осуществить создание предсказуемых, прозрачных и комфортных условий предоставления финансовой помощи, своевременного ее доведения до муниципальных образований в Республике Мордовия, а также контроля за эффективным расходованием целевых межбюджетных трансфертов, за счет:
- повышения прозрачности и предсказуемости распределения межбюджетных трансфертов;
- изменения приоритетов в распределении объемов оказания финансовой поддержки муниципальным образованиям в Республике Мордовия;
- консолидации субсидий, предоставляемых из республиканского бюджета;
- повышения ответственности получателей целевых межбюджетных трансфертов за результативность расходования полученных средств;
- перечисления межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются данные целевые средства;
- контроля за непревышением муниципальными образованиями в Республике Мордовия установленных Правительством Республики Мордовия нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления;
- создания стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами, повышения эффективности расходования средств местных бюджетов (в том числе за счет осуществления ежегодного мониторинга и оценки качества управления муниципальными финансами).
Для решения данных задач необходимо создать механизмы, позволяющие при предоставлении межбюджетных трансфертов усилить выравнивающий эффект, увеличить объемы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности с одновременным сокращением количества и объема предоставляемых целевых межбюджетных трансфертов, увеличить объем трансфертов, распределяемых законом о республиканском бюджете, сократить доли иных межбюджетных трансфертов, равномерно осуществить кассовые выплаты по межбюджетным трансфертам в течение финансового года.
В целях развития финансовой самостоятельности местных бюджетов муниципальным образованиям в Республике Мордовия необходимо:
- обеспечить сбалансированность местных бюджетов, в том числе за счет проведения мероприятий по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов и увеличения собственных доходов местных бюджетов;
- внедрить механизмы, направленные на стимулирование главных администраторов средств местных бюджетов к увеличению доходной базы;
- повысить эффективность и результативность расходования средств, предоставляемых в рамках целевых межбюджетных трансфертов;
- продолжить работу по укрупнению поселений, не имеющих экономического потенциала, путем их объединения с учетом социальной и транспортной доступности для населения;
- продолжить реализацию мероприятий по сокращению муниципального долга;
- расширить практику вовлечения граждан в процесс принятия решений о распределении муниципальных финансов;
- осуществить меры, направленные на укрепление финансовой дисциплины, соблюдение требований бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия;
4) усиление государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе.
В условиях опережающего роста расходов по сравнению с доходными источниками основной целью государственного финансового контроля, как и в предыдущие периоды, остается обоснованное и эффективное использование средств республиканского бюджета.
В связи с этим бюджетная политика в сфере развития системы государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок должна быть направлена на:
- совершенствование методологических основ государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок;
- совершенствование государственного финансового контроля и контроля в сфере закупок с целью их ориентации на оценку эффективности
- государственных ресурсов, переход с контроля над финансовыми потоками к контролю результатов их использования;
- смещение акцентов контрольных мероприятий с последующего на предварительный контроль, направленный на предупреждение нарушений законодательства Российской Федерации и Республики Мордовия;
- повышение надежности и эффективности внутреннего финансового контроля и аудита, ведомственного контроля в сфере закупок, контроля за деятельностью государственных учреждений, осуществляемых исполнительными органами государственной власти Республики Мордовия;
5) обеспечение прозрачности и публичности общественных финансов.
В целях повышения открытости и прозрачности информации о бюджетном процессе и бюджетном устройстве необходимо продолжить реализацию проектов, обеспечивающих наполнение информационных ресурсов сведениями о бюджетных данных:
проведение публичных слушаний по проектам республиканского бюджета и годового отчета об исполнении республиканского бюджета;
формирование электронной информационной брошюры "Бюджет для граждан" к республиканскому бюджету в доступной для широкого круга заинтересованных пользователей форме;
размещение информации о государственных учреждениях на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.bus.gov.ru);
размещение информации на едином портале бюджетной системы Российской Федерации.
В целом среднесрочную перспективу следует рассматривать, с одной стороны, как критический момент для принятия решений по стабилизации бюджетной системы. Республики Мордовия, а с другой стороны, как наиболее благоприятный с точки зрения относительно стабильного роста налоговых доходов республиканского и местных бюджетов, а также успешности политики оптимизации расходов. Указанные предпосылки должны позволить выполнить задачу по выходу на бездефицитный республиканский бюджет, снижению долговой нагрузки без чрезмерного риска для показателей социально-экономического развития Республики Мордовия.
Основные направления
налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
Налоговая политика Республики Мордовия в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов должна быть направлена на развитие круга и повышение устойчивости субъектов экономической деятельности, обеспечивающих формирование доходов бюджета и внебюджетных фондов, динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления в Республике Мордовия по увеличению собственных доходов республиканского и местных бюджетов. В предстоящем периоде необходимо сосредоточиться на:
1) продлении моратория на создание новых консолидированных групп налогоплательщиков (далее - КГН) и ограничении на внесение изменений в действующие договоры о создании КГН в части присоединения или выхода организаций из этих групп с установлением предельного срока действия договора о создании КГН до 1 января 2023 г.; реализации комплекса мер по совершенствованию института КГН, направленного на справедливое распределение доходов от налога на прибыль организаций между региональными бюджетами и создание определенности при планировании бюджетов субъектов Российской Федерации; введении обязанности для ответственных участников КГН по представлению информации о результатах финансово-хозяйственной деятельности КГН в целях обеспечения эффективного бюджетного планирования органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых участники КГН осуществляют свою деятельность; продлении до 2024 года включительно в целях обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации зачисления в федеральный бюджет суммы налога на прибыль организаций, исчисленной по ставке 3 процента, в бюджеты субъектов Российской Федерации - 17 процентов, в целях последующего распределения одного процентного пункта указанного налога между бюджетами наименее обеспеченных регионов;
2) продолжении работы по переходу к налогообложению объектов недвижимого имущества, исходя из их кадастровой стоимости.
Уточнение Порядка исчисления налога на имущество физических лиц с установлением коэффициента, ограничивающего ежегодное увеличение суммы налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости, не более чем на 10 процентов по сравнению с предыдущим годом. Одновременно предусматривается отказ от применения временного коэффициента в размере 0,8, применяемого, начиная с четвертого налогового периода применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы по налогу.
Продолжение работы по реализации механизма "двух ключей", в рамках которой предлагается передать регионам полномочия по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны;
3) установлении Порядка определения остаточной стоимости основных средств для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения; уточнении Порядка определения налоговой базы по упрощенной системе налогообложения в отношении учета доходов и расходов товариществ собственников жилья, товариществ собственников недвижимости, управляющих организациями, садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих товариществ (некоммерческих партнерств), жилищных, садоводческих, огороднических, дачных или иных специализированных потребительских кооперативов в части средств, полученных от собственников недвижимости в оплату коммунальных услуг и перечисленных ресурсоснабжающим организациям.
Отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов и использующими контрольно-кассовую технику, обеспечивающую передачу фискальных данных в налоговые органы в режиме "он-лайн";
4) расширении перечня видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения (далее - ПСН), за счет включения в него видов деятельности, связанных с растениеводством и животноводством, а также услуг, связанных с этими видами деятельностями.
Предоставление субъектам Российской Федерации полномочий по установлению ограничений для применения ПСН:
- по общей площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности;
- по общему количеству автотранспортных средств и судов водного транспорта;
- по общему количеству объектов розничной торговли и общественного питания и (или) их общей площади;
5) снижении размера государственной пошлины "до нуля" при подаче заявления о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в форме электронного документа ("старт за ноль"); установлении дифференцированного подхода к определению размера государственной пошлины для лиц, осуществляющих розничную торговлю алкогольной продукцией в зависимости от количества мест осуществления деятельности;
6) постоянном мониторинге и систематическом анализе полноты использования и эффективности действия установленных республиканскими и муниципальными правовыми актами налоговых льгот, оперативном реагировании на результаты анализа в виде отмены налоговых преимуществ и льгот либо совершенствовании механизма их действия;
7) поэтапном доведении ставок транспортного налога до средних ставок по Приволжскому федеральному округу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Бюджетная политика Республики Мордовия в среднесрочном периоде будет направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета; повышение эффективности и оптимизацию бюджетных расходов; развитие и совершенствование межбюджетных отношений; усиление государственного финансового контроля за соблюдением бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе; обеспечение прозрачности и публичности общественных финансов.
Налоговая политика Республики Мордовия в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов должна быть направлена на развитие круга и повышение устойчивости субъектов экономической деятельности, обеспечивающих формирование доходов бюджета и внебюджетных фондов, динамичное поступление доходов в консолидированный бюджет при активизации действий органов государственной власти Республики Мордовия и органов местного самоуправления в Республике Мордовия по увеличению собственных доходов республиканского и местных бюджетов.
Указ Главы Республики Мордовия от 24 сентября 2018 г. N 309-УГ "Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с 25 сентября 2018 г.
Текст Указа опубликован в газете "Известия Мордовии" от 25 сентября 2018 г. N 103-44, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 сентября 2018 г.