В целях эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и принятия мер по снижению долговой нагрузки постановляю:
Утвердить Основные направления долговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (прилагаются).
Глава Республики Мордовия |
В.Д. Волков |
г. Саранск
24 октября 2018 года
N 360-УГ
Основные направления
долговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов
(утв. Указом Главы Республики Мордовия от 24 октября 2018 г. N 360-УГ)
Основные направления долговой политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
При подготовке Основных направлений долговой политики были учтены положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014 - 2022 годы, рекомендации Минфина России по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной/долговой политики.
Текущее состояние государственного долга
Итоги исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия за 2017 год свидетельствуют о том, что продолжает складываться негативная тенденция, препятствующая достижению его сбалансированности. Недополучение собственных налоговых и неналоговых доходов бюджета в запланированных объемах, необходимость завершения подготовки к проведению матчей чемпионата мира по футболу в 2018 году и обеспечения в полном объеме мер по реализации социальной политики обусловили формирование значительного дефицита республиканского бюджета, вследствие чего возрос государственный долг. По итогам 2017 года его размер составил 49 990 019,6 тыс. рублей.
По состоянию на 1 января 2018 г. наибольший удельный вес в структуре госдолга имеют бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета - 60 процентов, рыночный долг составляет 36 процентов (кредиты кредитных организаций - 19 процентов, облигации - 17 процентов), государственные гарантии занимают 4 процента.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в течение 2017 года существенно увеличился объем кредитов кредитных организаций, а их удельный вес в структуре долга возрос на 4,2 процента.
В конце 2017 года была проведена реструктуризация задолженности Республики Мордовия перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, предоставленным для частичного покрытия дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия в общей, сумме 21 560 454 тыс. рублей.
Наметившиеся позитивные тенденции в оживлении рынка кредитования продолжились в начале 2018 года. В связи со снижением ключевой ставки Банка России были достигнуты договоренности с кредитными организациями о снижении процентных ставок по полученным Республикой Мордовия кредитам. Если по состоянию на 1 января 2018 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составляла 10,54 процента годовых, то по состоянию на 1 августа 2018 г. средневзвешенная ставка по кредитам коммерческих банков составила 9,24 процента годовых.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия на 2019 - 2021 годы
Изменения в налоговом законодательстве, сокращение дотаций, необходимость выполнения положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предопределяют основные условия реализации государственной политики в области управления государственным долгом в 2019 - 2021 годах.
Дополнительным фактором, усложняющим ситуацию с государственным долгом в указанный период, является необходимость соблюдения параметров объема дефицита бюджета и государственного долга, определенных соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации и уточненных в дополнительных соглашениях, заключенных в соответствии с Правилами проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2017 г. N 1531 "О проведении в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам" (далее - Правила проведения реструктуризации).
Цели и задачи долговой политики на 2019 - 2021 годы
Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2019 - 2020 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями:
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки;
оптимизация структуры государственного долга;
развитие финансовых инструментов государственных заимствований и механизмов управления государственным долгом;
поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению;
снижение рисков в сфере управления государственным долгом;
соблюдение условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении республиканскому бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенных в соответствии с Правилами проведения реструктуризации.
Одной из приоритетных задач осуществления долговой политики в указанный период выступает уменьшение объема государственного долга до установленного законодательством возможного уровня в имеющихся экономических условиях, в том числе снижение уровня рыночного долга к 1 января 2021 г. до уровня не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.
Достижению поставленных целей и намеченных задач должна способствовать реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Республики Мордовия и муниципальных финансов муниципальных образований в Республике Мордовия на 2016 - 2019 годы.
Политика в области государственных заимствований
В связи с формированием бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов с дефицитом проведение ответственной заемной политики сохраняет актуальность и значимость.
Для покрытия дефицита используются кредиты кредитных организаций и эмиссия ценных бумаг.
Принимая во внимание успешное размещение облигаций в 2016 году, эмиссия ценных бумаг в 2019 - 2021 годах представляется предпочтительной формой привлечения заимствований.
Практикуется предоставление Управлением Федерального казначейства по Республике Мордовия бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов (местных бюджетов).
Повышение активности кредиторов и предоставление возможности привлечения кредитов в форме возобновляемых кредитных линий дают основания продолжать привлечение кредитов кредитных организаций.
Специфика осуществления государственных заимствований, определяемая готовностью и желанием кредиторов (инвесторов) участвовать в финансировании региона, предопределяет необходимость поддерживать постоянный и эффективный диалог со всеми участниками долгового рынка. Для достижения этих целей Республикой Мордовия будет продолжена работа по взаимодействию с международными и национальными рейтинговыми агентствами.
Риски в реализации долговой политики
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2019 - 2021 годов являются:
риск рефинансирования долговых обязательств;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований;
риск снижения ликвидности рынка заимствований;
риск несоблюдения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении республиканскому бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенных в соответствии с Правилами проведения реструктуризации.
Указанные риски обусловлены следующими факторами:
риск рефинансирования долговых обязательств - невозможностью осуществления на приемлемых условиях новых заимствований для погашения имеющихся долговых обязательств Республики Мордовия;
риск роста процентных ставок на рынке заимствований - возникновением непредвиденных расходов бюджета, связанных с ростом расходов на обслуживание государственного долга, что приведет к росту дефицита бюджета;
риск снижения ликвидности рынка заимствований - неполучением денежных средств на финансирование дефицита республиканского бюджета и погашение долговых обязательств Республики Мордовия, связанным с отказом кредитных организаций и инвесторов - потенциальных приобретателей государственных облигаций Республики Мордовия предоставить заемные средства в случае наступления финансового кризиса;
риск несоблюдения условий дополнительных соглашений к соглашениям о предоставлении республиканскому бюджету Республики Мордовия из федерального бюджета бюджетных кредитов, заключенных в соответствии с Правилами проведения реструктуризации - неполучением собственных доходов бюджета в запланированных объемах и возникновением непредвиденных расходов бюджета.
По-прежнему высокие риски связаны с предоставленными государственными гарантиями, срок возврата которых наступает в 2018 - 2019 годах.
Долговая политика Республики Мордовия в предстоящий период независимо от складывающихся макроэкономических сценариев и конъюнктуры рынков капитала будет направлена на обеспечение способности осуществлять заимствования в объемах, необходимых для исполнения бюджета, а также на укрепление статуса республики как надежного заемщика.
Решению этой задачи будет способствовать исполнение долговых обязательств республики перед кредиторами, прозрачная и последовательная работа с международными и национальными рейтинговыми агентствами для поддержания кредитного рейтинга республики, постоянное и эффективное информационное взаимодействие с потенциальными кредиторами, последовательное расширение круга инвесторов, заинтересованных в размещении средств в государственные облигации Республики Мордовия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2019 - 2021 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями: обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки; оптимизация структуры государственного долга; развитие финансовых инструментов государственных заимствований и механизмов управления государственным долгом; поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению; снижение рисков в сфере управления государственным долгом.
Одной из приоритетных задач осуществления долговой политики в указанный период будет уменьшение объема государственного долга до установленного законодательством возможного уровня в имеющихся экономических условиях, в том числе снижение уровня рыночного долга к 1 января 2021 г. до уровня не более 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.
Указ Главы Республики Мордовия от 24 октября 2018 г. N 360-УГ "Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
Настоящий Указ вступает в силу с 26 октября 2018 г.
Текст Указа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 26 октября 2018 г., в газете "Известия Мордовии" от 30 октября 2018 г. N 118-49