Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
Муниципальная программа
"Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы
(утв. постановлением администрации Темниковского муниципального района от 6 ноября 2018 г. N 576)
Паспорт
муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы"
Наименование муниципальной программы |
"Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы (далее Программа) |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации от 03 августа 2017 г. N 338 "Об утверждении Перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации с 2018 года на территории Темниковского муниципального района" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Управление по вопросам строительства и ЖКХ администрации Темниковского муниципального района |
Соисполнители муниципальной программы |
Отдел архитектуры администрации Темниковского муниципального района |
Участники муниципальной программы |
- администрация Темниковского муниципального района Республики Мордовия; - администрации сельских поселений Темниковского муниципального района (по согласованию); - администрация Темниковского городского поселения Темниковского муниципального района (по согласованию). |
Подпрограммы муниципальной программы |
отсутствуют |
Цель муниципальной программы |
- развитие современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры; - выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и дорог на территории района, с заменой асфальтовых покрытий, расширением и устройством парковочных мест; - улучшение условий движения автотранспорта и снижение уровня аварийности; - создание эффективности и разветвленного рынка транспортных услуг в Темниковском муниципальном районе. |
Задачи муниципальной программы |
- обеспечение сохранности автомобильных дорог, искусственных сооружений на них на уровне, соответствующем категории дороги, путем содержания дорог и сооружений на них; - сохранение протяженности соответствующих нормативным требованиям автомобильных дорог за счет ремонта и капитального ремонта, строительства и реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них с увеличением пропускной способности автомобильных дорог, улучшением условий движения автотранспорта; - улучшение качества предоставляемых транспортных услуг. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
- снижение доли протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения; - снижение доли населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения с административным центром муниципального района, в общей численности населения муниципального района; - рост удовлетворенности населения качеством автомобильных дорог на территории района - рост удовлетворенности населения организацией транспортного обслуживания в районе. |
Этапы и сроки реализации муниципальной программы |
2018-2024 годы, программа реализуется в один этап |
Ресурсное обеспечение муниципальной программы |
Общий объем финансирования составляет: 277 099,75 тыс. рублей в том числе: 2018 год - 33 621,00 тыс. рублей; 2019 год - 135 861,25 тыс. рублей; 2020 год - 47 825,00 тыс. рублей; 2021 год - 9 700,00 тыс. рублей; 2022 год - 9 550,00 тыс. рублей; 2023 год - 18 100,00 тыс. рублей; 2024 год - 22 442,50 тыс. рублей. том числе: республиканский бюджет: Всего - 249 389,8 тыс. рублей: 2018 год - 30 258,92 тыс. рублей; 2019 год - 122 275,13 тыс. рублей; 2020 год - 43 042,50 тыс. рублей; 2021 год - 8 730,00 тыс. рублей; 2022 год - 8 595,00 тыс. рублей; 2023 год - 16 290,00 тыс. рублей; 2024 год - 20 198,25 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и местного бюджета на соответствующий год. |
Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы |
1. Повышение уровня благоустройства района, улучшение состояния автомобильных дорог, ее пропускной способности, безопасности дорожного движения. 2. Ровность покрытия проезжей части в соответствии требованиями государственного стандарта РФ. 3. Снижение дорожно-транспортных происшествий. 4. Приведение технико-эксплуатационного состояния дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов к нормативным требованиям. 5. Расширение дворовых территорий многоквартирных домов и дорог общего пользования на территории района, устройство парковочных мест. |
Система организации управления и контроль за исполнением муниципальной программы |
Администрация Темниковского муниципального района Республики Мордовия |
1. Общая характеристика текущего состояния в сфере дорожного хозяйства
Автомобильные дороги являются важнейшей составной частью транспортной сети Темниковского муниципального района. От уровня развития сети автомобильных дорог во многом зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности местных производителей и улучшения качества жизни населения.
В отличие от других видов транспорта автомобильный - наиболее доступный для всех видов транспорта, а его неотъемлемый элемент - автомобильная дорога - доступен абсолютно всем гражданам, водителям и пассажирам транспортных средств, и пешеходам.
Помимо высокой первоначальной стоимости строительства, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог также требует больших затрат.
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно:
удобство и комфортность передвижения, скорость передвижения, пропускная способность, безопасность движения, экономичность движения, долговечность, стоимость содержания, экологическая безопасность.
Одним из направлений деятельности органов местного самоуправления Темниковского муниципального района по финансированию дорожного хозяйства является максимальное удовлетворение потребности населения и экономики муниципального образования в автомобильных дорогах с высокими потребительскими свойствами при ограниченных финансовых ресурсах.
Сеть автомобильных дорог обеспечивает мобильность населения и доступ к материальным ресурсам, позволяет расширить производственные возможности экономики за счет снижения издержек и затрат на перевозки.
На территории Темниковского муниципального района расположены автомобильные дороги общего пользования местного значения - 453,8 км, в том числе протяженность дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям -334,8 км. Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования, с твердым покрытием -91,3 км.
Транспортно-эксплуатационное состояние сети дорог общего пользования из-за хронического недофинансирования находится в неудовлетворительном состоянии. Техническое состояние части дорог муниципального образования по своим параметрам (радиусы кривых в плане, ширина земляного полотна и проезжей части, тип покрытия и т.д.) не соответствуют возрастающим транспортным потокам.
Улучшение состояния сети дорог позволит уменьшить транспортно-эксплуатационные затраты владельцев грузового и легкового транспорта.
На всех автомобильных дорогах отсутствует ливневая канализация.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, реконструкции и строительству.
Состояние сети дорог определяется своевременностью, полнотой и качеством выполнения работ по содержанию, ремонту и реконструкции дорог и зависит напрямую от объемов финансирования и стратегии распределения финансовых ресурсов условиях их ограниченных объемов.
Достижение целей и задач эффективно только в рамках программы, четко определяющей приоритеты развития и основные направления финансирования. Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить оптимальное решение проблемы с координацией усилий подрядных организаций и органов местного самоуправления.
Организация дорожной деятельности без целенаправленного объединения мероприятий в программу, без единого комплекса мероприятий, направленных на достижение конкретных целей, не позволит выполнить задачи по развитию дорожного хозяйства и повышению его технического уровня.
По опыту регионов Российской Федерации можно выделить два основных применяемых варианта решения проблемы: текущее планирование со сроком реализации 1 год и долгосрочное планирование со сроком реализации 3-5 лет.
Текущее планирование основано на деятельности по реализации годовых мероприятий (текущих бюджетов), что не позволит определить приоритеты развития отрасли, а также выстроить долгосрочную стратегию. Данный вариант позволяет решать только текущие проблемы в ущерб достижению стратегических целей, стоящих перед дорожным хозяйством муниципального образования.
Долгосрочное планирование основано на формировании комплексной программы развития дорожного хозяйства.
Данный вариант позволяет использовать с наибольшей эффективностью финансовые ресурсы при четко определенных приоритетах развития дорожного хозяйства.
Необходимость разработки Программы обусловлена инвестиционным циклом реализации дорожных проектов длительностью 3-5 лет, что требует увеличение периода планирования инвестиций как минимум до трех лет.
II. Приоритеты государственной и муниципальной политики в сфере развития дорожного движения
Как и любой товар, автомобильная дорога обладает определенными потребительскими свойствами, а именно: удобство и комфортность передвижения; скорость движения; пропускная способность; безопасность движения; экономичность движения; долговечность; стоимость содержания; экологическая безопасность.
Показателями улучшения состояния дорожной сети являются:
стимулирование общего экономического развития прилегающих территорий;
экономия времени как для перевозки пассажиров, так и для прохождения грузов, находящихся в пути;
снижение числа дорожно-транспортных происшествий и нанесенного материального ущерба;
повышение комфорта и удобства поездок.
В целом улучшение дорожных условий приводит к:
сокращению времени на перевозки грузов и пассажиров (за счет увеличения скорости движения);
снижению стоимости перевозок (за счет сокращения расхода горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ), снижения износа транспортных средств из-за неудовлетворительного качества дорог, повышения производительности труда);
повышению транспортной доступности;
сокращению числа дорожно-транспортных происшествий;
улучшению экологической ситуации (за счет роста скорости движения, уменьшения расхода ГСМ).
Таким образом, дорожные условия оказывают влияние на все важные показатели экономического развития Темниковского муниципального района.
В рамках задачи по совершенствованию системы управления дорожным хозяйством предусмотрена реализация мероприятий, направленных на осуществление государственной регистрации прав собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, включенных в реестр муниципальной собственности администрации Темниковского муниципального района.
Для обеспечения государственной регистрации прав собственности на автомобильные дороги производится выполнение следующих видов работ:
- геодезическая съемка и определение координат характерных точек объектов;
- формирование технического плана, технического паспорта;
- постановка объектов на государственный кадастровый учет.
Применение программно-целевого метода при решении вышеуказанной проблемы обусловлено необходимостью комплексного подхода для достижения поставленной цели, обеспечивающего проведение мероприятий по разным направлениям благоустройства территории Темниковского муниципального района.
Автомобильные дороги подвержены влиянию окружающей среды, хозяйственной деятельности человека и постоянному воздействию транспортных средств, в результате чего меняется технико-эксплуатационное состояние дорог. Для их соответствия нормативным требованиям необходимо выполнение различных видов дорожных работ:
содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения;
ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги, не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляются изменения параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущие к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги, либо влекущие за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Недофинансирование дорожной отрасли в условиях постоянного роста интенсивности движения, изменения состава движения в сторону увеличения грузоподъемности транспортных средств приводит к несоблюдению межремонтных сроков, накоплению количества не отремонтированных участков, увеличению количества участков с уровнем загрузки выше нормативного и участков с неудовлетворительным транспортно-эксплуатационным состоянием, на которых необходимо проведение реконструкции.
III. Основные мероприятия программы
Основной целью Программы является развитие современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры.
Для достижения основной цели Программы необходимо решить следующие задачи:
- развитие современной и эффективной автомобильно-дорожной инфраструктуры,
- сохранение и развитие автомобильных дорог;
- поддержание автомобильных дорог и искусственных сооружений на них на уровне, соответствующем категории дороги, путем содержания дорог и сооружений на них;
- выполнение работ по ремонту и капитальному ремонту автомобильных
территорий с заменой асфальтовых покрытий;
- сохранение протяженности, соответствующей нормативным требованиям, автомобильных дорог за счет ремонта и капитального ремонта, реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений на них с увеличением пропускной способности автомобильных дорог, улучшением условий движения автотранспорта;
- соответствие ГОСТ Р 50597-93 - требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения;
- инвентаризация и паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения;
- геодезические, кадастровые работы на земельные участки;
- формирование комплектов документов для государственной регистрации права
собственности;
- улучшение условий движения автотранспорта и снижение уровня аварийности.
Для реализации поставленных целей и решения задач Программы, достижения планируемых значений показателей и индикаторов предусмотрено выполнение следующих мероприятий:
1. Мероприятия по содержанию и ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит выполнять работы по содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них в соответствии с нормативными требованиями и сохранить протяженность участков автомобильных дорог, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют требованиям стандартов к эксплуатационным показателям автомобильных дорог.
2. Мероприятия по капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Реализация мероприятий позволит сохранить протяженность участков автомобильных дорог, на которых показатели их транспортно-эксплуатационного состояния соответствуют категории дороги.
Мероприятия по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог будут определяться на основе результатов обследования дорог.
Реализация мероприятий позволит повысить уровень благоустройства территории Темниковского муниципального района за счет приведения технико-эксплуатационного состояния автомобильных дорог к нормативным требованиям.
Мероприятия по расширению дворовых территорий и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов для устройства парковочных мест. Реализация мероприятий позволит обеспечить экологическую безопасность населения и улучшить качества социально-экономической среды и жизнеобеспечения Темниковского муниципального района.
Мероприятия, направленные на осуществление государственной регистрации права собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения, включенных в реестр муниципальной собственности администрации Темниковского муниципального района. Реализация мероприятий позволит определить обязательства по уровню содержания автомобильных дорог местного значения общего пользования и перспективам их развития.
Строительство и ремонт автомобильных дорог общего назначения приведет к улучшению транспортно-эксплуатационного состояния дорог и повышению их технического уровня, способствуя поступательному социально-экономическому развитию Темниковского муниципального района, повлечет увеличение скоростей, удобства, безопасности и экономичности транспортных грузоперевозок, уменьшит количество дорожно-транспортных происшествий, а также степень износа грузового и легкового автотранспорта, состоящего на балансе организаций и находящегося в собственности частных лиц.
IV. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Реализация муниципальной Программы "Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы"обеспечивается за счет внебюджетных источников средств дорожного фонда Темниковского муниципального района.
Объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной Программы, составит в период 2018 - 2024 гг. - 277 099,75 тыс. рублей, в том числе по бюджетам:
- республиканский бюджет - 249 389,8 тыс. рублей
в том числе по годам: 2018 год - 30 258,92 тыс. рублей;
2019 год - 122 275,13 тыс. рублей;
2020 год - 43 042,50 тыс. рублей;
2021 год - 8 730,00 тыс. рублей;
2022 год - 8 595,00 тыс. рублей;
2023 год - 16 290,00 тыс. рублей;
2024 год - 20 198,25 тыс. рублей.
V. Анализ рисков реализации муниципальной программы
Муниципальная программа "Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы представляет собой систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам и может быть подвержена влиянию следующих рисков:
1) Финансового риска, связанного с отсутствием финансирования либо недофинансирования программных мероприятий.
Способы ограничения финансового риска:
- ежегодное уточнение объема финансовых средств исходя из возможностей местного бюджета и в зависимости от достигнутых результатов;
- определение наиболее значимых мероприятий для первоочередного финансирования;
- привлечение внебюджетных источников финансирования.
2) Риска, связанного с изменениями законодательства (как на федеральном, так и на региональном уровне), что может привести к административным или иным ограничениям. Влияние данного риска на результаты муниципальной программы можно уменьшить путем мониторинга планируемых изменений в законодательстве.
3) Административного риска, связанного с неправомерными либо не своевременными действиями лиц, непосредственно или косвенно связанных с исполнением мероприятий муниципальной программы. Для минимизации данного риска будет осуществляться мониторинг реализации муниципальной программы.
4) Меры по минимизации остальных возможных рисков, связанных со спецификацией цели и задач муниципальной программы, будут приниматься в ходе оперативного управления реализацией муниципальной программы.
VI. Механизм реализации муниципальной Программы
Элементы механизма реализации муниципальной Программы - постановления (распоряжения) Правительства Республики Мордовия по вопросам касающимся дорожного строительства, решения Совета депутатов Темниковского муниципального района, постановления (распоряжения) администрации Темниковского муниципального района.
Реализация муниципальной Программы осуществляется на основе муниципальных контрактов на поставку продукции, выполнение работ, оказанием услуг для муниципальных нужд, заключаемых администрацией Темниковского муниципального района со всеми исполнителями программных мероприятий. Муниципальный контракт определяет права и обязанности муниципального заказчика и поставщика по обеспечению муниципальных нужд, регулирует их отношения при выполнении муниципального контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом по выполнению муниципального контракта.
Ответственный исполнитель в лице отдела архитектуры администрации Темниковского муниципального района:
- организует реализацию муниципальной Программы, координирует деятельность ее участников, несет ответственность за достижение целевых показателей, а также за достижение ожидаемых конечных результатов ее реализации;
- принимает решения о внесении изменений в муниципальную Программу, обеспечивает разработку проектов изменений в муниципальную Программу, их согласование и утверждение;
- осуществляет мониторинг реализации муниципальной Программы;
- проводит оценку эффективности реализации муниципальной Программы;
- готовит отчеты о ходе реализации муниципальной программы Участники муниципальной Программы:
- осуществляют реализацию основных мероприятий, распределение предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период по мероприятиям;
- разрабатывают и предоставляют ответственному исполнителю отчеты о реализации основных мероприятий.
Участники мероприятий муниципальной Программы участвуют в реализации ее мероприятий. Реализация муниципальной Программы осуществляется в соответствии с детальным графиком реализации мероприятий.
VII. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Методика оценки эффективности муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и основана на оценке результативности муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, а также реализовавшихся рисков и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение соответствующей сферы социально-экономического развития Темниковского муниципального района Республики Мордовия.
Превышение (не достижение) пороговых значений целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы свидетельствует об эффективной (неэффективной) реализации муниципальной программы.
Оценки эффективности реализации муниципальной программы проводится в течение периода ее реализации не реже чем один раз в год.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы учитывает необходимость проведения оценок:
1) степени реализации основных мероприятий и мероприятий подпрограмм (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации), рассчитываемой как долю мероприятий, выполненных в полном объеме, по следующей формуле:
СРМ = МВ/М, где:
СРМ - степень реализации основных мероприятий;
МВ - количество мероприятий, выполненных в полном объеме, из числа мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
М - общее количество мероприятий, запланированных к реализации в отчетном году;
2) степени соответствия запланированному уровню затрат и оценки эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы.
Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы (подпрограммы), определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования муниципальной программы (подпрограммы) по формуле:
ССУЗ = ФФ/ ФП, где:
ССУЗ - уровень финансирования реализации муниципальной программы (подпрограммы);
ФФ - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию муниципальной программы (подпрограммы);
ФП - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период;
Оценка эффективности использования средств, направленных на реализацию муниципальной программы, определяется по формуле:
ЭС = СРМ/ССУЗ
3) степени достижения целей и решения задач муниципальной программы.
Оценка степени достижения целей и решения задач муниципальной программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) муниципальной программы (подпрограммы) и их плановых значений по формуле:
СДЦ = (СДП1 + СДП2 + СДП) / , где:
СДЦ - степень достижения целей (решения задач);
СДП - степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (подпрограммы);
n - Количество показателей (индикаторов) муниципальной программы
Степень достижения показателя (индикатора) муниципальной программы (СДП) может рассчитываться по формуле:
СДП = ЗФ/ЗП, где:
ЗФ - фактическое значение показателя (индикатора) муниципальной программы
ЗП - плановое значение показателя (индикатора) муниципальной программы (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений) или,
СДП = ЗП/ЗФ (для целевых показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений);
4) общей оценки эффективности реализации муниципальной программы (ЭГП) рассчитываемой по следующей формуле:
ЭГП = СДЦ x ЭС.
Вывод об эффективности (неэффективности) реализации муниципальной программы (подпрограммы) может определяться на основании следующих критериев:
Вывод об эффективности реализации муниципальной программы (подпрограммы) |
Критерий оценки эффективности ЭГП |
Неэффективная |
менее 0,5 |
Уровень эффективности удовлетворительный |
0,5 - 0,79 |
Эффективная |
0,8 - 1 |
Высокоэффективная |
более 1 |
За время реализации муниципальной программы в Темниковском муниципальном районе будут проведены мероприятия по реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Проведение данных мероприятий позволит:
1) сократить количество дорожно-транспортных происшествий из-за сопутствующих дорожных условий;
2) удовлетворит растущие потребности населения по передвижению на основе доступности транспортных услуг, которые относятся к числу важнейших параметров, определяющих качество жизни населения и уровень экономики.
Ожидаемые конечные результаты программы связаны с повышением уровня благоустройства Темниковского муниципального района, улучшения состояния автомобильных дорог, ее пропускной способности, безопасности дорожного движения, увеличение площади дворовых территорий и проездов к дворовым территориям, в отношении которых произведен ремонт, с расширением и устройством парковочных мест, обеспечением экологической безопасности.
Реализация муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства Темниковского муниципального района на 2018 - 2024 годы"позволит систематизировать базу данных в сфере дорожного хозяйства, совершенствовать планирование, организацию работ, повысить эффективность использования бюджетных средств, создать рабочие места.
Проведение целенаправленного и скоординированного комплекса мероприятий позволит создать условия для улучшения качества социально-экономической среды и жизнеобеспечения населения Темниковского муниципального района.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.