Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Муниципальная программа
"Экономическое развитие Темниковского муниципального района Республики Мордовия"
(утв. постановлением администрации Темниковского муниципального района от 29 ноября 2018 г. N 596)
Паспорт
муниципальной программы Темниковского муниципального района "Экономическое развитие Темниковского муниципального района Республики Мордовия"
Наименование муниципальной программы |
"Экономическое развитие Темниковского муниципального района Республики Мордовия (далее - Программа) |
Дата принятия решения о разработке муниципальной программы, дата утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) |
Постановление администрации Темниковского муниципального района Республики Мордовия N 410 от 09.08.2018 г. "Об утверждении Перечня муниципальных программ, предлагаемых к реализации с 2019 года на территории Темниковского муниципального района" |
Ответственный исполнитель муниципальной программы |
Администрация Темниковского муниципального района |
Соисполнители муниципальной программы |
Структурные подразделения администрации Темниковского муниципального района: управление по экономике; управление по работе с отраслями АПК и ЛПХ граждан; управление по вопросам строительства и ЖКХ; отдел муниципального имущества и земельных отношений; управление по социальной работе; управление культуры, туризма, спорта и молодёжной политики; финансовое управление. |
Участники муниципальной программы |
Структурные подразделения администрации Темниковского муниципального района: управление по экономике; управление по работе с отраслями АПК и ЛПХ граждан; управление по вопросам строительства и ЖКХ; отдел муниципального имущества и земельных отношений; управление по социальной работе; управление культуры, туризма, спорта и молодёжной политики; финансовое управление. Администрации городского и сельских поселений. |
Подпрограммы муниципальной программы |
нет |
Цели муниципальной программы |
Создание условий для обеспечения устойчивого роста экономики и улучшения инвестиционной привлекательности муниципального района путем создания комфортных условий для ведения бизнеса и улучшения инвестиционного климата. |
Задачи муниципальной программы |
Формирование благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Темниковского муниципального района и повышение инвестиционной активности бизнеса. Создание благоприятных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства. Функционирование комплексной системы стратегического планирования социально-экономического развития Темниковского муниципального района. |
Целевые показатели (индикаторы) эффективности реализации муниципальной программы |
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по видам экономической деятельности "Обрабатывающие производства" "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" |
1. Характеристика текущего состояния экономики Темниковского муниципального района
Успех развития любой территории определяется тем, каковы перспективы его развития и как на сегодняшний момент реализованы возможности в части формирования привлекательности и эффективного использования ресурсов территории.
Темниковский муниципальный район образован 16 июля 1928 года. Административный центр - г. Темников. Темниковский район расположен в северо-западной части Республики Мордовия, центре Волговятской зоны и граничит на западе с Теньгушевским, на юге с Торбеевским, Атюрьевским, Краснослободским, на востоке с Ельниковским районами Республики Мордовия, на севере с Нижегородской областью. Протяженность района с севера на юг - 50 км, с запада на восток - 44 км. Расстояние от районного центра до столицы республики г. Саранска - 168 км.
В состав Темниковского муниципального района входят: 1-город и 96 сельских населенных пунктов, включающих в себя 15 сельских поселений (Аксельское, Алексеевское, Андреевское, Бабеевское, Жегаловское, Русско-Тювеевское, Кушкинское, Митряловское, Подгорно-Канаковское, Пурдошанское, Русско-Караевское, Старогородское, Староковыляйское, Тархановское, Урейское) и одно городское поселение (Темниковское).
Территория муниципального образования - 1932.3 кв. км. Район имеет специфическое, достаточно неравномерное заселение территории, так основная доля населенных пунктов расположена в юго-восточной части района, в то же время как северная и западная части района практически не заселены. Это обусловлено тем, здесь на площади 32 тыс. га. расположен Государственный заповедник им. П.Г. Смидовича.
Административным центром является г. Темников. Расстояние до столицы Республики Мордовия г. Саранск 168 км. Ближайшая железнодорожная станция расположена в 80 км. от района
Наименование поселения |
Площадь, кв. м. |
Число населенных пунктов, единиц |
Численность постоянного населения на 01.01.2018, чел. |
Городское поселение - город Темников |
430,4 |
1 |
6179 |
Аксельское сельское поселение |
71,7 |
8 |
695 |
Алексеевское сельское поселение |
90,5 |
6 |
445 |
Андреевское сельское поселение |
113,3 |
2 |
568 |
Бабеевское сельское поселение |
129,7 |
17 |
699 |
Жегаловское сельское поселение |
87,9 |
7 |
301 |
Русско-Тювеевское сельское поселение |
54,6 |
5 |
759 |
Кушкинское сельское поселение |
110,0 |
6 |
432 |
Митряловское сельское поселение |
121,2 |
5 |
459 |
Подгорно-Канаковское сельское поселение |
74,1 |
7 |
562 |
Пурдошанское сельское поселение |
108,7 |
3 |
635 |
Русско-Караевское сельское поселение |
73,8 |
7 |
617 |
Старогородское сельское поселение |
140,0 |
1 |
382 |
Староковыляйское сельское поселение |
46,2 |
5 |
298 |
Тархановское сельское поселение |
177,9 |
12 |
462 |
Урейское сельское поселение |
102,3 |
5 |
462 |
Всего: |
1932,3 |
97 |
13955 |
Сегодня Темниковский муниципальный район - экономически развитый район Республики Мордовия, привлекательный для инвесторов и партнеров.
Темниковский район имеет все предпосылки для своего дальнейшего развития. За счет выгодного географического положения, развитого транспортного сообщения, стабильности политической жизни, льготного налогообложения, неиспользованного потенциала энергетических, трудовых и природных ресурсов район обладает высокой инвестиционной привлекательностью.
На 01.01.2018 года экономику района представляют 467 организаций различных организационно-правовых форм, прошедших государственную регистрацию; 259 индивидуальных предпринимателей, 11 крестьянских (фермерских) хозяйств.
1.1. Демографическая ситуация
Численность постоянного население муниципального района на 1 января 2018 года составляет 13955 человек, что составляет 1,73% от общей численности населения Республики Мордовия.
Плотность населения - 7 человек на 1 км.
Город Темников концентрирует в себе 44,3% населения муниципального района.
Численность населения в сельских поселениях составляет 7776 человек, среди которых преобладают пенсионеры. Численность жителей муниципального района последние три года ежегодно сокращалась в среднем на 2,5%. За период с 2015 по 2018 годы общая численность населения Темниковского муниципального района сократилась на 919 человек.
Основными параметрами, по которым определяется демографическая обстановка, являются рождаемость, смертность и миграция.
Основные демографические показатели
Показатели |
2015 г. факт |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
Расселение населения, чел. | ||||
Численность постоянного населения (на начало года)- всего, из них |
14684 |
14304 |
13955 |
13765 |
в городском поселении |
6376 |
6291 |
6179 |
6057 |
в сельских поселениях |
8308 |
8013 |
7776 |
7708 |
Движение населения, чел. | ||||
Численность родившихся |
103 |
112 |
84 |
92 |
Численность умерших |
306 |
328 |
297 |
280 |
Естественный прирост, убыль(-) |
-203 |
-216 |
-213 |
-188 |
Миграция, чел. | ||||
Численность прибывшего за год населения |
837 |
759 |
748 |
731 |
Численность выбывшего за год населения |
1051 |
923 |
884 |
881 |
Миграционный отток (прирост) |
-214 |
-164 |
-136 |
-150 |
Из общей численности постоянного населения района 55% (7674 чел.) составляют женщины, 45% (6281 чел.) - мужчины. Население моложе трудоспособного возраста - 2158 человек (15,4%), при этом большая доля этой категории приходится на мужчин -50,5%, население старше трудоспособного возраста составляет 4964 человека (35,6%).
В категории старше трудоспособного населения доминируют женщины (72%). В трудоспособном возрасте находится 6833 человек, 49% от общей численности населения. Доля населения старше трудоспособного возраста в районе составляет 35,6%, это самый большой показатель в Республике Мордовия (РМ -27,1%).
Коэффициент смертности населения муниципального района в 2018 году составил 20,3 умерших на 1 тысячу человек, коэффициент рождаемости -6,7 родившихся на 1 тысячу человек. Анализ естественного движения населения показывает, что число умерших почти в 3 раза превысило количество родившихся.
На демографию района оказывают влияние ряд негативных факторов, например таких, как экологическая обстановка, низкий уровень доходов отдельных категорий населения, высокая доля пожилого населения.
Большое влияние на демографическую ситуацию, на динамику рождаемости оказывают развитие семейно-брачных отношений.
Годы |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Браки |
106 |
111 |
92 |
113 |
90 |
Разводы |
68 |
58 |
51 |
52 |
50 |
Демографические показатели оказывают влияние на динамику численности населения.
Общая продолжительность жизни населения увеличилась с 71,5 лет в 2016 году, до 73,0 года в 2017 году.
Неблагоприятное социально-экономическое положение Темниковского района на протяжении последних лет: закрытие производств, недостаточные условия для развития малых форм хозяйствования, низкая заработная плата в бюджетной сфере, активизирует миграционные процессы.
Демографическая ситуация за анализируемый период характеризуется снижением численности населения, причиной которой является миграционный отток. Миграционный отток населения в 2015 году составил 214 чел., в период 2016 - 2017 гг. показатель миграции также имел отрицательное значение. В 2017 году миграционный отток населения составил 136 чел., снизив аналогичный показатель 2015 года на 78 человек. Необходимо отметить, что из района выезжают наиболее активные слои населения, которые желает иметь высокий жизненный уровень не только для себя, но и для членов своих семей и широкий круг возможностей на трудоустройство.
На протяжении последних лет число выбывших из района превышает число прибывших. Необходимо отметить, что из района выезжают наиболее активные слои населения, которые желают иметь высокий жизненный уровень не только для себя, но и для членов своих семей и широкий круг возможностей на трудоустройство.
Специфика миграционных процессов Темниковского района состоит в том, что в непосредственной близости от данной территории находятся две точки притяжения рабочей силы. С северной стороны - это г. Саров, в котором развита атомная промышленность, с восточной - учреждения УФСИН Зубово-Полянского и Теньгушевского районов. Трудовая миграция на эти объекты, как правило, носит маятниковый характер.
Для улучшения демографической ситуации в Темниковском муниципальном районе требуется осуществить комплекс мер, включающий широкий круг административно-правовых, социально-экономических мероприятий, которые оказывают влияние на демографические процессы, и направлены на:
- повышение уровня рождаемости;
- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни, создание условий для ведения здорового образа жизни;
- укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков, сокращение уровня материнской и младенческой смертности;
- сокращение общего уровня смертности населения, в том числе от социально значимых заболеваний и внешних причин;
- укрепление института семьи, возрождение и сохранение традиций крепких семейных отношений, поддержку материнства и детства;
- улучшение миграционной ситуации.
1.2. Трудовые ресурсы и рынок труда
Повышение качества жизни населения - это общегосударственная задача, решаемая только совместными усилиями всех уровней власти (федерального, регионального, муниципального). Приоритет деятельности органов власти заключается в последовательном повышении качества жизни населения, сокращении бедности, обеспечении достойных условий для жизни людей и развития социального государства.
С практической точки зрения каждый человек положительно оценивает качество своей жизни, если есть интересная работа, достойная зарплата, комфортное и удобное жилье, а также полноценная социальная инфраструктура окружающей среды проживания.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по чистым видам экономической деятельности ежегодно растет: за 2017 год составляет 20344,4 рублей или 108,9% к 2016 году -18682,9 рублей, в 2015 году -17300,4 рублей, в 2014 году -16714,7 рублей.
При этом среднемесячная заработная плата в 2017 году по сравнению с 2015 годом выросла по району 17,6%, но остается ниже среднереспубликанской (среднемесячная заработная плата в 2017 году в Республике Мордовия -25946,79 рублей).
Показатели |
Единица измерения |
2015 г. факт |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения |
руб. |
8445 |
8348 |
8410 |
8760 |
Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних предприятий, не относящихся к субъектам малого предпринимательства |
руб. |
17300,4 |
18682,9 |
20344,4 |
22155,1 |
На территории муниципального района реализуются меры, направленные на усиление контроля за повышением и своевременной выплатой заработной платы, дальнейшим развитием социального партнерства. Просроченной задолженности по выплате заработной платы работников по району не имеется.
1.3. Потребительский рынок
На территории Темниковского муниципального района на 01.01.2018 осуществляли свою деятельность 332 субъекта малого и среднего предпринимательства, из них 1 - средние предприятия; 10 - малые предприятия; 51 - микропредприятия; 259 - индивидуальные предприниматели; 11 - крестьянские (фермерские) хозяйства. На 1000 жителей в Темниковском муниципальном районе приходится 23,5 субъектов малого и среднего бизнеса, что ниже среднереспубликанского показателя.
Основной организационно-правовой формой регистрации малого бизнеса является индивидуальный предприниматель, что составляет 78% от всех субъектов малого и среднего бизнеса района.
Число субъектов малого и среднего предпринимательства
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчетный период |
|||
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
|||
1 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10 тыс. человек населения |
единиц |
232 |
231 |
235 |
236 |
2 |
Среднегодовая численность постоянного населения |
тыс. чел. |
14,893 |
14,494 |
14,130 |
14,140 |
3 |
Число субъектов малого и среднего предпринимательства, всего |
единиц |
345 |
335 |
332 |
333 |
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
микропредприятия |
единиц |
61 |
55 |
51 |
50 |
|
малые предприятия |
единиц |
10 |
11 |
10 |
10 |
|
средние предприятия |
единиц |
0 |
0 |
1 |
1 |
|
индивидуальные предприниматели |
единиц |
258 |
257 |
259 |
260 |
|
крестьянские (фермерские) хозяйства |
единиц |
16 |
12 |
11 |
11 |
Малый и средний бизнес Темниковского муниципального района охватывает практически все сферы экономической деятельности (производство, строительство, сельское хозяйство, торговлю, производство хлеба и хлебобулочных изделий, транспортные услуги, услуги связи, жилищно-коммунальное хозяйство и другие).
Наибольший удельный вес в структуре числа субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на розничную торговлю - 50,1%, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов-15%, бытовых изделий - %, сельское хозяйство и лесное хозяйство -12,4%, строительство - 1,6%, обрабатывающие производства -4,8%, представлении прочих услуг -8,1%.
Развитый сектор малого и среднего бизнеса в районе серьезный резерв развития экономики и улучшения социального климата, который способствует повышению уровня социальной ответственности и экономической инициативы в обществе.
Вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления Темниковского муниципального района уделяется серьезное внимание. При администрации района действует Совет предпринимателей. Его работа направлена на организацию взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности с органами местного самоуправления по вопросам развития предпринимательства, организационного, правового и информационного сотрудничества, создания благоприятных условий для развития предпринимательства.
Посредством размещения информационных материалов на сайте муниципального образования создан раздел "Малое и среднее предпринимательство" где осуществляется: систематическое информирование хозяйствующих субъектов о мерах государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, действующих на территории Республики Мордовия, о проведении выставок, мероприятий для предпринимателей, в целях продвижения товаров и услуг российского производства; разъяснения о начислении и уплате платежей в бюджеты всех уровней, о предоставлении статистических сведений, и др.
Розничная торговля
Розничная торговля является одной из динамично развивающихся отраслей экономики Темниковского муниципального района. Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов, стремительным и масштабным развитием розничных сетей.
Торговля нашего района представлена 79 торговыми объектами по торговле продовольственных товаров, 86 торговых объектов по торговле непродовольственных товаров, 9 объектов общественного питания, 8 автозаправочных станций, 5 аптек и ярмарки.
На территории района функционируют сетевые магазины: "Птица"- 1 магазин, "Пятерочка"- 2 магазина, "Магнит"- 2 магазина, "Бристоль"- 1 магазин, "Красное, белое"- 1 магазин, "Фортуна"- 1 магазин.
Фактическая обеспеченность площадью стационарных торговых объектов в расчете на 1000 человек составляет 555,6 кв. м. на 1000 человек, при нормативе 449,9 кв. м. на 1000 человек, процент обеспеченности составил 123,5%.
Товарооборот за 9 месяцев 2018 года составил 1 241 606 тыс. руб. за аналогичный период 2017 года 1 193618 тыс. руб. темп роста составил 104%. Розничный товарооборот на одного жителя за 9 месяцев составил 88,9 тыс. руб., по данному показателю на 4 месте в Республики Мордовия.
В последнее время на потребительском рынке наметились две основные тенденции: реконструкция имеющихся торговых объектов и новое строительство стационарных объектов торговли. В торговых объектах проведена реконструкция, модернизация, а также обновление оборудования.
Важную роль в снабжении населения товарами играют ярмарки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
Позитивные количественные и качественные изменения на потребительском рынке не снимают ряда проблем, которые ограничивают его развитие в долгосрочной перспективе. Так, при относительно высоких темпах развития сети организаций торговли имеет место неравномерность развития его инфраструктуры. Недостаточно развивается социально ориентированная сеть торгового обслуживания. Недостаточно обеспечена доступность предприятий потребительского рынка для инвалидов и лиц с ограниченными физическими возможностями.
Отсутствие прозрачности процесса ценообразования на продовольственные товары зачастую приводит к неоправданному завышению цен как производителями, так и организациями торговли.
Одним из направлений совершенствования инфраструктуры торговой отрасли является развитие объектов придорожного сервиса. Слабо развивается дистанционная торговля. Основными причинами этого являются низкая компьютерная грамотность большинства населения, недоверие к данной форме торговли.
Общественное питание
Одним из важных сегментов потребительского рынка остается рынок услуг общественного питания. В настоящее время ситуация в сфере общественного питания стабильна, наблюдается увеличение количества хозяйствующих субъектов в данном секторе потребительского рынка.
На начало 2018 года в районе функционировали 6 кафе и 2 предприятия быстрого обслуживания, всего на 892 посадочных места, что на 32 места больше, чем на начало 2017 года. В течении текущего года открывается кафе на 24 посадочных места. Следует обратить внимание на слабое развитие сегмента по оказанию услуг общественного питания населению специализированных организаций диетического питания, детских кафе.
В целях исправления ситуации на рынке услуг общественного питания необходимо развитие предприятий общественного питания демократичных форматов, организация производства качественных полуфабрикатов и готовых блюд.
N |
Показатели |
Ед. изм. |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
1 |
Количество предприятий розничной торговли |
ед. |
168 |
168 |
172 |
174 |
2 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли |
м2 |
6327 |
7024 |
7994 |
8385 |
3 |
Торговая площадь предприятий розничной торговли на 1 тыс. жителей |
м2 |
417,5 |
476,4 |
555,6 |
593 |
4 |
Оборот розничной торговли |
тыс. руб. |
1384160 |
1547744 |
1614921 |
1719300 |
5 |
Количество предприятий общественного питания |
ед. |
8 |
6 |
8 |
9 |
6 |
Количество посадочных мест на предприятиях общественного питания |
ед. |
831 |
860 |
892 |
916 |
7 |
Количество посадочных мест на 1 тыс. жителей |
ед. |
55 |
59 |
62 |
64,8 |
8 |
Оборот общественного питания |
тыс. руб. |
5125 |
4151 |
4920 |
5500 |
Бытовое обслуживание
Важным звеном в системе отраслей платных услуг является бытовое обслуживание населения. В настоящее время рынок бытовых услуг может стать одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. В бытовых услугах наибольшую долю занимают услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования -14,6%, услуги по пошиву и ремонту швейных, меховых изделий -2,9%, парикмахерские услуги -7,8%, ремонт и изготовление мебели -3,6%, услуги перевоза пассажиров и груза -25,2%. Несмотря на динамичное развитие рынка услуг, многие проблемы остаются весьма актуальными, например, создание и сохранение социально значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей, направленных на оказание услуг населению с доходами ниже прожиточного минимума.
В Темниковском муниципальном районе существует проблема несанкционированного оказания услуг бытового обслуживания населения. Указанная деятельность осуществляется гражданами, не зарегистрированными в налоговых органах, что препятствует открытой конкуренции предпринимателей.
В настоящее время при всех имеющихся видах бытовых услуг на территории городского поселения жители сельских поселений района практически лишены возможности пользоваться бытовыми услугами по месту жительства, так как сеть объектов бытового обслуживания на селе практически отсутствует. Необходима финансовая поддержка малого бизнеса при открытии парикмахерских, приемных пунктов бытового обслуживания и других услуг данной сферы.
1.4. Промышленное производство
На территории района зарегистрированы предприятия таких отраслей как производство и распределение электроэнергии (филиал ПАО "МРСК ВОЛГИ" "Мордовэнерго", газа (филиал АО "Газпром газораспределение Саранск"в г. Темников.), издательская деятельность (АНО "Редакция газеты "Темниковские известия". Отрасль строительства представляют: ООО "ПМК-Темниковская" филиал ДРСУ. Жилищно-коммунальное хозяйство обслуживают 4 предприятия (МУП "Темниковэлектротеплосеть" МУП "Андреевское ЖКХ" ООО Темниковский "Водоканал" ООО "Коммунальник".
В районе работают предприятия почтовой и электрической связи (УФПС РМ-филиал ФГУП "Почта России" Темниковский почтамт, Темниковский ЛТЦ ПАО "Ростелеком", отрасль лесного хозяйства представляет ГКУ РМ "Темниковское территориальное лесничество" Развивается малый и средний бизнес. Представители малого бизнеса занимаются производством хлеба, колбасных изделий, заготовкой и переработкой леса. В основном промышленность сосредоточена в районном центре.
Ежегодно наблюдается небольшой рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг организациями, не относящимися к субъектам малого предпринимательства: факт 2015 года 34988 тыс. рублей (рост к 2014 г. 100,4%), факт 2016 года 32881 тыс. рублей (к 2015 г. 94%), факт 2017 года 37195 тыс. рублей (рост к 2016 г. 113%), за отчетный период январь - сентябрь 2018 года объем отгруженных товаров составляет 23466 тыс. рублей.
На сегодняшний день ключевыми проблемами развития промышленности района являются:
- высокая степень износа оборудования предприятий. Несмотря на наметившуюся в последние годы тенденцию к модернизации производства и обновлению оборудования, степень износа основных производственных фондов остается достаточно высокой, что в итоге сказывается на производительности труда и конкурентоспособности предприятий;
- низкая инвестиционная активность. Высокая стоимость кредитных ресурсов, ограниченность собственных средств являются основными факторами сдерживающими рост объема инвестиций в основной капитал предприятий.
1.5 Муниципальный сектор экономики
1.5.1. Сельское хозяйство
Одной из составляющих экономики Темниковского муниципального района является сельское хозяйство, основной вид деятельности - растениеводство и животноводство.
Сельскохозяйственные угодья Темниковского муниципального района занимают 59820 гектаров. Пашня составляет 22561 гектар.
В 2017 году на территории Темниковского муниципального района сельскохозяйственную деятельность осуществляли: 5 сельскохозяйственных предприятий, 6 крестьянских (фермерских) хозяйств , 4905 личных подсобных хозяйств, 3 подсобные хозяйства (ГБОУ РМ СПО (ССЗУ) Темниковский, Рождество Богородичный Санаксарский монастырь, Свято-Троицкий женский монастырь).
В сельскохозяйственном производстве трудится около 270 человек. Среднемесячная заработная плата в сельскохозяйственных предприятиях района на 01.01.2018 составляла 17857 руб.
В формировании совокупного сельскохозяйственного продукта удельный вес хозяйства населения составляет 51,9%, сельскохозяйственные предприятия 42,8%, КФХ -5%. За последние 4 года в структуре производства произошли изменения с точки зрения перспективного развития сельского хозяйства. В объеме валовой продукции сельского хозяйства увеличивается доля сельскохозяйственных предприятий на 3,9%, КФХ на 2,6%, а доля хозяйства населения уменьшается.
Показатели, характеризующие размеры сельскохозяйственного производства
Показатель / год |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Сельскохозяйственные предприятия |
ед. |
6 |
6 |
5 |
5 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели |
ед. |
8 |
8 |
6 |
6 |
Личные подсобные хозяйства |
ед. |
5191 |
3100 |
4905 |
4905 |
Посевная площадь под урожай по всем категориям хозяйств |
га |
17007 |
15780 |
16105 |
15714 |
Поголовье крупного рогатого скота |
голов |
7774 |
7721 |
7171 |
7155 |
Произведено продукции сельского хозяйства по всем категориям хозяйств (в действующих ценах) |
тыс. руб. |
1053051 |
1011542 |
1011798 |
1022000 |
Растениеводство
За последние пять лет в районе вовлечено в оборот 730 гектаров сельскохозяйственных угодий за счет проведения культур технических работ. Посевная площадь сельскохозяйственных культур составила в 2017 году 16105 га. Удельный вес зерновых культур занимает 57,6%, кормовых 35,4%, картофеля 4,5%, овощи 0,4%, масличные 2,1%. Наибольший удельный вес в структуре зерновых культур занимает пшеница 41,5%, ячмень 37,8%. Из зерновых культур самыми высокоурожайными являются пшеница озимая и ячмень. Валовые сборы зерна даже в засушливые годы позволяют обеспечить потребности района в семенном зерне. Посевные площади картофеля в общественном секторе увеличились с 150 га в 2015 году до 220 га в 2017 году. Усовершенствована структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
Объёмы производства растениеводческих культур
Показатель / год |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур |
тонн. |
24274 |
22755 |
25435 |
18833 |
Валовой сбор картофеля |
тонн. |
15315 |
13898 |
10143 |
13410 |
Валовой сбор овощей (открытого и защищенного грунта) |
тонн. |
1268 |
974 |
849 |
992 |
Животноводство
Общее поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств на 1 января 2018 года составило 7171 голова, в том числе коров 2978 голов.
В 2017 году произошёл спад поголовья крупного рогатого скота на 512 голов к уровню 2014 года, в т.ч. коров дойного стада на 271 голову. Причина снижения поголовья связано с уменьшением поголовья в хозяйствах населения. Это повлияло на снижение объемов производства молока и мяса. Производство молока во всех категориях хозяйств в 2017 году составило 12628 тонн, по сравнению с 2015 годом незначительно уменьшилось, менее, чем на 1% (0,63%). Производство мяса в 2017 году составило 948 тонн, по сравнению с 2015 годом уменьшилось на 41 тонну, или 4,5%. В то же время в общественном секторе района производство молока увеличилось на 14,7%, мяса 7,8%.
Основные виды животноводческой продукции
Показатель / год |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Производство (реализация) на убой скота и птицы в живой массе |
тонн. |
907 |
934 |
948 |
896 |
Производство молока всех видов |
тонн |
12708 |
12082 |
12628 |
12628 |
Одной из ключевых проблем в сельском хозяйстве является диспаритет цен на продовольственную и промышленную продукцию и в результате - рост издержек производства и убыточность большинства предприятий. Сельское хозяйство оказалось особо незащищенным перед ростом тарифов и цен на энергоносители.
Развитие сельского хозяйства также тормозят социально-экономические проблемы села: дефицит квалифицированных кадров, нежелание молодежи работать в сельском хозяйстве.
Оказываемая государственная и муниципальная поддержка позволяет проводить весенне-полевые работы в области растениеводства, получать субсидии:
- на возмещение части затрат на приобретение элитных семян сельскохозяйственных культур;
- на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства;
- на поддержку молочного и племенного животноводства;
- на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Объемы финансирования в рамках государственной поддержки агропромышленного комплекса за счет средств бюджетов всех уровней.
Показатель / год |
Ед. изм. |
2015 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
Бюджет РФ |
тыс. руб |
31560 |
21528 |
21160 |
24372 |
Бюджет РМ |
тыс. руб |
17438 |
5377 |
7824 |
6234 |
Местный бюджет |
тыс. руб |
15 |
- |
49 |
52 |
Всего |
|
49013 |
26905 |
29033 |
30658 |
Несмотря на неблагоприятные погодно-климатические условия и экономическую конъюнктуру, благодаря комплексу проводимых мероприятий и финансовой поддержке, оказываемой на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, удалось не допустить возникновения кризисных явлений в АПК Темниковского муниципального района, сохранить производственный потенциал сельскохозяйственной отрасли и обеспечить стабильную динамику ключевых показателей данного сектора экономики района.
В настоящее время развитие агропромышленного производства входит в число приоритетных задач экономической политики и является ключевым элементом социально-экономического развития.
1.5.2. Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство
Жилищное строительство
Повышение доступности жилья для населения является одной из основных задач социально-экономического развития района.
В Темниковском муниципальном районе ведется строительство жилья в основном на средства индивидуальных застройщиков. Так за последние четыре года (2015 - 2018 гг.) введено в эксплуатацию более 14078 кв. м. жилья.
Общая площадь жилищного фонда в районе на начало 2018 года составила 540,7 тыс. кв. метров, а в 2016 году -538,4 тыс. кв. метров. Незначительное увеличение произошло в связи с инвентаризацией и уточнением отчетных данных поселениями района.
Площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, в 2017 году составила 38,7 кв. м. По сравнению с 2016 годом показатель увеличился на 1,1 кв. м.
Основные направления индивидуального жилищного строительства сконцентрированы вокруг города.
К основным факторам, негативно влияющим на динамику спроса на рынке жилья, относятся:
- низкий уровень доходов населения;
- отсутствие на рынке ипотечных продуктов, доступных для широких слоев населения с разной покупательской способностью, прежде всего, для категорий граждан с низким уровнем доходов, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Проблема улучшения жилищных условий граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде, продолжает оставаться в числе особо актуальных и первостепенных. Основными причинами возникновения аварийного жилья являются естественное старение зданий и длительное недофинансирование капитального ремонта и текущего содержания жилищного фонда.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Сфера жилищно-коммунального хозяйства Темниковского муниципального хозяйства представлена следующими предприятиями: МУП "Жилкомхоз" МУП "Андреевское ЖКХ" ООО Темниковский "Водоканал" ООО "Коммунальник" МУП "Темниковэлектротеплосеть" МУ "Служба заказчика".
Коммунальная инфраструктура
Наименование |
Единица измерения |
2017 год |
Количество отопительных котельных - всего |
ед. |
3 |
в том числе, расположенных в сельских поселениях |
ед. |
2 |
Общая мощность котельных |
Гкал/час |
42,2 |
Количество источников теплоснабжения |
ед. |
22 |
Протяженность сетей теплоснабжения - всего, в том числе: |
км |
22,5 |
- в городском поселении |
км |
21,7 |
- в сельских поселениях |
км |
0,8 |
Протяженность сетей водопровода - всего, |
км |
220,8 |
Уровень износа системы центрального теплоснабжения |
% |
89,0 |
- в городском поселении |
% |
83,4 |
- в сельских поселениях |
% |
95,0 |
Уровень износа системы водоснабжения |
% |
85,0 |
Протяженность сетей канализации - всего, в том числе: |
км |
8,2 |
- в городском поселении |
км |
6,8 |
- в сельских поселениях |
км |
1,4 |
Уровень износа системы канализации |
% |
80,0 |
Количество очистных сооружений |
ед. |
1 |
Количество трансформаторных и распределительных подстанций |
ед. |
190 |
Протяженность сетей электроснабжения |
км |
418 |
Протяженность сетей газоснабжения |
км |
516,88 |
Электроснабжение
Большая часть предприятий района либо не работает на полную мощность, либо прекратило свое существование, поэтому в районе создан запас в системе энергоснабжения.
Сложившаяся динамика роста потребления электроэнергии обеспечивается за счет населения в связи с насыщением бытовыми электроприборами и использованием электрической энергии на нужды отопления. Дальнейшее развитие электроснабжения предполагается за счет присоединения к сетям централизованного электроснабжения новых потребителей, снижения потерь электроэнергии при ее транспортировке, реконструкции существующих электрических и трансформаторных подстанций.
Содержание и эксплуатацию электрических сетей и оборудования на территории Темниковского муниципального района производит ПАО "МРСК ВОЛГИ", "Мордовэнерго" Водоснабжение
В Темниковском муниципальном районе имеется 58 водонапорных башен и скважин производительностью 1234 куб. м. Общая протяженность водопроводных сетей в районе - 220,8 км. Пропускная способность существующих сетей соответствует водопотреблению.
Из-за упадка экономики района в 1990-х годах водопотребление тоже сократилось, поэтому самой многочисленной группой потребителей стало население. Существующих мощностей водоснабжения достаточно при текущей динамике потребления. Качество воды признано удовлетворительным. Микробиологический состав воды соответствует требованиям ГОСТ и СанПиН. Химический состав не в целом превышает норм, установленных данными документами, однако состав фтора в воде не соответствует требованиям СанПиН.
Основной производственной проблемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства является износ системы водопровода и водоотведения. Средний износ водопроводных сетей составляет 85%, канализационных сетей -80%. Более 33% водопроводных сетей (по протяженности) и около 13% канализационных сетей (по протяженности) изношено на 100%. Ремонт водопровода требуется практически во всех поселениях, кроме Булаевского, Урейского, Тархановского, Пурдошанского, Аксельского, Ишейского, Старогородского сельских поселений, где уже в 2005 - 2018 годах построен новый водопровод в рамках реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года"и республиканской целевой программы "Обеспечение населения Республики Мордовия питьевой водой до 2010 года" муниципальной программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и период до 2020 года" Завершается строительство водопроводных сетей в Староковыляйском, Жегаловском сельских поселениях.
Строительство новых мощностей (водозабора и сетей) требуется для водоснабжения улиц г. Темникова, где предусматривается выделение земельных участков, в первую очередь, для многодетных семей.
Все объекты водоснабжения и водоотведения города арендует ООО Темниковский "Водоканал" В Андреевском сельском поселении эксплуатацию объектов водоснабжения осуществляет МУП "Андреевское ЖКХ".
Темниковский муниципальный район принимает активное участие в реализации проектов по поддержки местных инициатив, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры.
В целях повышения эффективности решения муниципальным образованием вопросов местного, а также ремонта и реконструкции объектов общественной инфраструктуры на территории Темниковского муниципального района планируется реализация муниципально-частного проекта "Модернизация водопроводных сетей в г. Темникове" Основными направлениями реализации проекта является благоустройство объектов водоснабжения. Реализация проекта планируется на период с 2019 года по 2021 год. Объем финансирования проекта 50 00,0 тыс. рублей.
Водоотведение
В систему водоотведения и очистки сточных вод района входят 1 очистное сооружение, 2 канализационных насосных станции, 21 км сетей водоотведения, в т.ч. муниципальных -21 км. Наибольшие по мощности (до 17 тыс. куб. м. в сутки) очистные сооружения находятся в собственности Темниковского городского поселения. Перед поселениями района стоят задачи развития системы водоотведения, направленные на 100% обеспечение экологической защиты поверхностных и подземных вод от канализационных стоков. Для этого должны проводиться следующие мероприятия:
- строительство новых комплектных групповых автономных сооружений биологической очистки канализационных стоков от индивидуальной жилой застройки;
- реконструкция, находящихся в аварийном состоянии, очистных сооружений с обеспечением полной биологической очистки стоков;
- реконструкция существующих и строительство новых уличных сетей канализации.
Газоснабжение
Протяженность газораспределительных сетей по району на 01.01.2018 года составляет 516,88 км, в том числе высокого давления -195,48 км, среднего -53,95 км, низкого -267,81 км. Газифицировано природным газом 6790 жилых помещений, баллонным -1 85. Обеспеченность природным газом по району составляет 92%, или 42 из 96 населенных пунктов района.
Содержание и эксплуатацию газовых сетей и оборудования на территории Темниковского муниципального района производит филиал АО "Газпром газораспределение Саранск"в г. Темникове.
Теплоснабжение
Отпуск тепловой энергии осуществляют 44 котельные, находящиеся на балансе различных организаций. Общая установленная мощность источников, осуществляющих отпуск теплоэнергии на нужды централизованного отопления района, составляет 37,5 Гкал/ч.
На территории района 78 МКД, 1376 квартир имеют централизованное теплоснабжение. В связи с реализацией региональной адресной Программы по установке коллективных приборов учета теплоэнергии в МКД, инициативой самих собственников помещений МКД, в настоящее время 26 дома оборудованы приборами учета тепловой энергии. Учет потребления теплоэнергии привел к снижению объемов ее полезного отпуска потребителям за последние 2 года со 12198 Гкал в 2016 году до 12092 Гкал в 2017 году.
В районе необходимо реализовать следующее мероприятие по развитию системы теплоснабжения:
- разработка проектов модернизации систем теплоснабжения.
Планируется заключение концессионного соглашения по модернизации тепловых сетей на сумму 40 000,0 тыс. рублей. Срок реализации 2018 - 2020 годы.
Утилизация отходов
В районе отсутствует лицензированный объект размещения твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Сбор и вывоз ТКО производит ООО "РЕМОНДИС Саранск"
Общий объем твердых коммунальных отходов, вывозимых составляет более 7 тыс. куб. м/год, в т. ч.: от населения, отходы предприятий и организаций.
Решением проблемы захоронения отходов в районе будет строительство мусороперерабатывающего завода на территории Бабеевского сельского поселения. Планируется заключение концессионного соглашения на сумму 400 000,0 тыс. рублей, на период 2019 - 2022 годы.
1.5.3. Дорожное хозяйство, транспорт и связь
Дорожное хозяйство
Автомобильные дороги - важнейшее звено транспортной инфраструктуры, без которого в условиях рынка не может эффективно функционировать ни одна отрасль экономики.
Общая протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся на территории Темниковского муниципального района на 01.01.2018 составляет 453,8 км, из них:
- протяжённость дорог, не отвечающих нормативным требованиям 334,8 км.
Доля протяженности автомобильных дорог не отвечающих нормативным требованиям в общей протяженности дорог 73,8%.
Из общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения дороги с асфальтобетонным покрытием составляют 119 км или 26,2% от общей протяжённости сети, остальные 334,8 км в грунтовом исполнении.
Мероприятия, реализуемые в целях создания условий для устойчивого функционирования автомобильных дорог общего пользования местного значения
Наименование |
Единица измерения |
2015 г. факт |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
Строительство автомобильных дорог |
км |
2,116 |
1,31 |
0 |
0 |
Реконструкция автомобильных дорог |
км |
4,0 |
6,7 |
3,7 |
1,1 |
Восстановление транспортно-эксплуатационных характеристик улично-дорожной сети (ямочный ремонт), проезжей части автомобильных дорог городского и сельских поселений |
км |
0,143 |
1,33 |
0,847 |
0,142 |
Ремонт дворовых территорий МКД и проездов к дворовой территории МКД |
кв. м. |
0 |
0 |
448,75 |
1726,2 |
На сегодняшний день дороги местного значения включены в Реестр муниципального имущества сельских поселений Темниковского муниципального района. В связи с этим администрации поселений заключают договора на техническое обслуживание дорог с ООО "ПМК Темниковская" ФГУП "Мордовавтодор" АО "Ельниковская ДСПМК" Все поселения района приняли положение и утвердили порядок формирования и использования дорожного фонда.
Транспорт
Транспортная система Темниковского муниципального района включает в себя инфраструктуру автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт играет исключительно важную роль для экономики Темниковского муниципального района. Автотранспортный комплекс муниципального района объединяет сеть автомобильных дорог федерального, регионального и местного значения, сеть грузовых и пассажирских перевозок.
В районе функционирует городское, пригородное и междугородное автотранспортное сообщение. Важнейшие пункты междугородного автобусного сообщения - Саранск, Саров, Нижний Новгород, Москва.
Населённые пункты района связывают 2 автобусных маршрутов протяжённостью (в прямом направлении) 136 км. Доля населения, проживающая в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного сообщения составляет 0,6%.
Пассажирооборот автомобильного транспорта в 2017 году составил 5040 тыс. пасс. км., или 103,8% к 2016 году. В 2017 году увеличилась численность пассажиров, перевозимых автомобильным транспортом ввиду того, что все большее развитие приобретают перевозки физическими лицами, привлекаемыми на междугородних и городских маршрутах, что позволяет в полном объеме обеспечивать потребность населения города в перевозках. Население обеспечено услугами частных такси, которые работают круглосуточно и полностью удовлетворяют потребности в данных перевозках. В районе существует потребность открытия АТП.
Действующая система автомобильного транспорта удовлетворяет потребность населения района в перевозках пассажиров.
Связь
Основная телекоммуникационная сеть района - телефонная сеть общего пользования, поддерживаемая операторами связи.
Все автоматические телефонные станции (далее - АТС) - цифровые, расположены в 17 населенных пунктах.
Протяженность телефонных и оптических линий связи составляет около 2000 км.
Во всех населенных пунктах района (за исключением малочисленных пунктов, расположенных в радиусе 1 км с крупными) установлены таксофоны в количестве 97 шт.
Основные показатели фиксированной телефонной связи
Основные операторы |
Уровень цифровизации, (%) |
Уровень телефонизации, кол-во тел. на 100 чел. |
ПАО "Ростелеком" |
100 |
24 |
Системой общедоступного пользования является также сотовая связь и сеть Интернет. В районе имеют широкополосный доступ в Интернет порядка 2,5 тысяч пользователей. Однако доступ к Интернет ресурсам в сельских поселениях района невысокий и требует технических решений.
Почтовая связь района осуществляется через 22 отделения на протяжении ряда лет. Почтовой связью обслуживаются 92 населенных пункта.
Большое значение уделяется реализации в почтовых отделениях непочтовых услуг: предоставление доступа в Интернет; услуги обязательного и добровольного страхования; продажа лотерейных билетов; прием платежей за коммунальные услуги; оплата услуг сотовой связи; прием миграционных уведомлений; розничная продажа почтовой продукции, периодических изданий, некоторых видов продуктов питания и товаров массового спроса.
На сегодняшний день реализация непочтовых товаров является одной из значимых составляющих почтового бизнеса. Розничная торговля помогает почтовым отделениям обеспечивать достаточный уровень рентабельности.
Услуги кабельного телевидения предоставляют 1 организация, которая имеют соответствующие государственные лицензии и разрешения на эксплуатацию объектов связи. К проблемным моментам в этой отрасли относится медленное внедрение принципиально новых информационных технологий и решений.
Развитие отрасли связи в районе тесно связано с основными направлениями развития отрасли в Республике Мордовия в целом, которыми являются:
- строительство ВОЛС по частному сектору;
- увеличение количества абонентов на существующей телефонной сети;
- развитие цифрового телевидения, видео услуг.
1.5.4. Бюджет и межбюджетные отношения
К собственным доходам бюджета в целях анализа обеспеченности муниципального образования собственными доходными источниками относятся налоговые доходы, неналоговые доходы (дотации на выравнивание, субсидии местным бюджетам на выравнивание обеспеченности муниципальных образований по реализации ими их отдельных расходных обязательств).
Динамика собственных доходов бюджета
Показатель / год |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
Налоговые доходы |
31556,9 |
35078,6 |
31831,1 |
32063,1 |
Неналоговые доходы |
2668,2 |
3562,5 |
5801,0 |
3796,8 |
Дотации |
3499.3 |
28399.8 |
45509,4 |
46335,9 |
Нецелевые субсидии |
33409.8 |
21079.4 |
12678.4 |
1007.3 |
ИТОГО: |
71134.2 |
88120.3 |
95819.9 |
83203.1 |
Как видно из представленных данных, динамика фактических собственных доходов районного бюджета за анализируемый период характеризуется нестабильным уровнем поступлений по сравнению 2016 г к 2015 г. идет увеличение доходов за счет поступления в бюджет НДФЛ на 110,5% или 2502,0 тыс. руб., отклонение максимального от минимального размера доходов по сравнению 2017 г. к 2018году составляет 12616,8 тыс. руб. или 86,8%.
Структуру безвозмездных поступлений в районный бюджет составляют:
- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Республики Мордовия - межбюджетные трансферты;
- прочие безвозмездные поступления.
Из республиканского бюджета дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов определяются исходя из критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов и численности жителей муниципального района.
Безвозмездные поступления в районный бюджет
Показатель / год |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
Дотации на выравнивание |
3499,3 |
28399,8 |
45509,4 |
46335,9 |
Субвенции |
124592,7 |
135822,0 |
121052,9 |
95304,5 |
Субсидии |
33409,8 |
21079,4 |
12678,4 |
1007,3 |
Иные межбюджетные трансферты без субвенций |
113,8 |
750,4 |
6191,1 |
15984,8 |
Прочие безвозмездные поступления |
48,8 |
49,8 |
966,2 |
0 |
ИТОГО: |
161664,4 |
186101,4 |
186398,0 |
158632,5 |
Исходя из представленных данных, следует, что аналогично собственным доходам бюджета, нестабильностью и сокращающимся размером характеризуется поступление доходов, являющихся финансовой помощью бюджету в целях исполнения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Особенно важным является факт сокращения размера дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, вызванное сокращением численности населения района и отсутствием или минимальной индексацией критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципального района.
В соответствии с разграничением полномочий и заключенными от имени муниципального образования соглашениями с органами местного самоуправления поселений о передаче осуществления части их полномочий по решению вопросов местного значения, структура расходов Темниковского муниципального района представлена в виде трех групп расходных обязательств, фактический размер которых в 2015 - 2017 годах и прогноз расходов на 2018 - 2019 годы.
Структура расходов
Показатель / год |
2015 факт |
2016 факт |
2017 факт |
2018 оценка |
Исполнение полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района |
174012,8 |
174005,0 |
180076,8 |
132897,8 |
Доля в расходах, % |
54,9 |
53,9 |
58,1 |
56,3 |
Исполнение переданных полномочий по решению вопросов местного значения поселений |
10817,9 |
10176,6 |
5945,6 |
6929,0 |
Доля в расходах, % |
3,4 |
3,2 |
1,9 |
2,9 |
Исполнение переданных государственных полномочий |
132040,9 |
138618,3 |
124023,0 |
96302,6 |
Доля в расходах, % |
41,7 |
42,9 |
40,0 |
40,8 |
ИТОГО: |
316871,6 |
322799,9 |
310045,4 |
236129,4 |
Как следует из представленных данных, на протяжении последних трех лет активно используется механизм реализации органами местного самоуправления муниципального района части переданных полномочий органов местного самоуправления поселений в соответствии с заключенными соглашениями, расходы на осуществление которых составляют треть расходов районного бюджета. Порядка 40% расходов районного бюджета составляет исполнение расходных обязательств по решению вопросов местного значения муниципального района.
Основным инструментом формирования эффективной системы финансового администрирования и бюджетирования, ориентированного на результат, выступает программно-целевой метод планирования расходов бюджета, повышающий ответственность и заинтересованность ответственных исполнителей муниципальных программ за достижение наилучших результатов в рамках ограниченных финансовых ресурсах. Начиная с 2015 года районный бюджет формируется и исполняется в рамках муниципальных программ, которые охватывают все основные сферы (направления) деятельности исполнительных органов местного самоуправления. Доля расходов районного бюджета, исполняемых в рамках муниципальных программ, составляет более 99,8% общего объема расходов районного бюджета.
Главными задачами системы межбюджетных отношений между Темниковским районом и поселениями, входящими в его состав, в складывающихся условиях формирования бюджетов являются:
во-первых - содействие в обеспечении сбалансированности бюджетов поселений, снижении рисков неисполнения первоочередных расходных обязательств;
во-вторых - стимулирование поселений к максимальной оптимизации всех неэффективных расходов и мобилизации доходов.
С целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетов поселений из районного бюджета предоставляются иные межбюджетные трансферты на обеспечение сбалансированности бюджетов поселений - дотации на сбалансированность бюджетов поселений.
В 2015 - 2017 годах расчетная бюджетная обеспеченность городского поселения и доходный потенциал были значительно выше, чем у бюджетов сельских поселений. В связи с этим в данном периоде дотации на сбалансированность предоставлялись бюджетам сельских поселений.
Начиная с 2016 года, в соответствии с заключенным соглашением предусмотрена передача полномочий администрации городского поселения - город Темников по всем ключевым вопросам местного значения администрации Темниковского муниципального района.
В связи с этим, в целях оптимизации расходов консолидированного бюджета Темниковского муниципального района, сокращения встречных финансовых потоков при выстраивании межбюджетных отношений между муниципальным районом и поселениями, входящими в его состав, распределение дотаций на сбалансированность бюджетов поселений в 2017 - 2019 годах также производилось только между сельскими поселениями Темниковского района.
В целях развития территорий сельских поселений Темниковского района из районного бюджета в 2017 и 2019 годах дополнительно к дотациям на сбалансированность предоставлялись субсидии на развитие инфраструктуры сельских поселений. Данные средства предоставлялись в целях оказания поддержки сельским поселениям по проведению мероприятий, направленных на развитие жилищной, инженерной инфраструктуры сельских поселений, улучшение состояния объектов благоустройства путем софинансирования расходных обязательств на решение вопросов местного значения сельских поселений на конкурсной основе. В 2016 году данный вид межбюджетных трансфертов не предоставлялся в связи с ограниченными возможностями районного бюджета и наличием просроченной кредиторской задолженности.
1.6. Инвестиционная деятельность и инвестиционный потенциал
Инвестиционная политика администрации Темниковского муниципального района направлена на обеспечение экономической самостоятельности, устойчивое развитие экономики муниципального района, создание необходимых условий, обеспечивающих дальнейший рост собственных доходов местного бюджета и реальных доходов населения.
Показатели |
Единица измерения |
2015 г. факт |
2016 г. факт |
2017 г. факт |
2018 г. оценка |
Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в фактически действующих ценах |
тыс. руб. |
63381 |
294960 |
19747 |
25000 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) |
тыс. руб. |
9409 |
266811 |
6571 |
13175 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя |
рублей |
441,9 |
2053,5 |
932,5 |
960,5 |
По итогам 2017 года в экономику и социальную сферу района вложено 19747 тыс. рублей инвестиций в основной капитал, значительно меньше итога 2016 года, и значительно меньше наших потребностей и, самое главное, возможностей. За счет привлеченных средств - 9916 тыс. рублей (50,2%), за счет собственных средств - 9831 тыс. рублей (49,8%).структурные сдвиги в источниках инвестирования в основной капитал предприятий и организаций.
Наибольший объем приходится на направление - транспортировка и хранение-6085 тыс. рублей (30,8%) , на деятельность в области здравоохранения и социальных услуг-2930 тыс. рублей (14,8%), на деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений - 2586 тыс. рублей (13,1%).
Всего за период с 2015 по 2018 годы в экономику района инвестировано 403088 тыс. рублей.
- структурные сдвиги в источниках инвестирования в основной капитал предприятий и организаций. Изменение структуры инвестиций выражается в росте доли собственных средств с 13,31% в 2015 г. до 50,45% в 2018 г., при снижении привлеченных (с 86,7 до 49,5%) и одновременном снижении в них доли бюджетных средств (с 85,2 до 47,3%);
- снижение удельного веса бюджетных инвестиций по крупным и средним предприятиям. Доля участия бюджетных средств в финансировании инвестиционной сферы снизилась с 85,2 до 47,3%, что свидетельствует, с одной стороны, об относительной независимости крупных и средних предприятий города от бюджетных инвестиций, а с другой - о потенциале района в части привлечения средств с вышестоящих уровней бюджетной системы.
Общий анализ экономической ситуации показал наличие проблем в экономическом развитии Темниковского муниципального района:
- недостаточная инвестиционная активность предприятий;
- низкая конкурентоспособность производимой продукции, низкая рентабельность производства.
- нехватка квалифицированных специалистов по отдельным перспективным направлениям экономического развития по причине трудовой миграции и низкой популярности технических специальностей.
К положительным факторам, влияющим на развитие экономики Темниковского района, относятся:
- устойчивая работа базовых предприятий для экономики Темниковского района;
- высокая обеспеченность лесными и водными ресурсами, разнообразие растительного и животного мира;
- достаточно стабильная работа жилищно-коммунального комплекса, отсутствие серьезных чрезвычайных ситуаций;
- достаточно стабильная работа объектов социально - культурной инфраструктуры.
Устойчивое развитие экономики Темниковского муниципального района требует, в свою очередь, создания эффективных механизмов и инструментов использования методов государственного регулирования и поддержки, которые обеспечат активную инвестиционную и инновационную деятельность, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, рост уровня доходов населения.
Традиционные формы поддержки экономики включают в себя увеличение доходов предприятий, снижение издержек и рисков для бизнеса, а также содействие выходу на новые рынки сбыта. Это, прежде всего, меры, направленные на увеличение прибыли действующих предприятий и создание условий для развития новой экономики.
Экономика Темниковского муниципального района имеет потенциал развития. В настоящий момент район имеет большой ресурс по невостребованным землям сельскохозяйственного назначения. Наибольший инвестиционный интерес представляют отрасли: обрабатывающие производства и отрасли сельского хозяйства.
Приоритетным направлением в сфере экономического развития является повышение инвестиционной привлекательности района. Ключевыми составляющими инвестиционной привлекательности являются: благоприятный деловой климат, квалифицированные кадры, развитая инфраструктура, безопасность, приемлемые тарифы на ресурсы, комфортные условия для проживания, транспортная доступность. Выполнение данных условий позволит создать высокоразвитую наукоемкую экономику, которая позволит обеспечить устойчивый рост отраслей и производство конкурентоспособной продукции. Производство такой продукции возможно за счет внедрения современных технологий и энерго- и ресурсосбережения. Создание новых производств позволит сохранить и создать устойчивую систему занятости населения, обеспечивающую рост его доходов и максимальное использование трудовых ресурсов.
Экономическая эффективность инвестиций остается крайне низкой. Число рабочих мест, доля налоговых поступлений в местный бюджет реального сектора экономики практически не увеличиваются.
Поэтому назрела необходимость разработки программы инвестиционной привлекательности Темниковского муниципального района, которая будет способствовать тому, чтобы за счет инвесторов (внутренних и внешних) развивать социально - экономическую сферу, привлекать в район не только дополнительные ресурсы, но и новые технологии, оборудование, расширять налогооблагаемую базу, создавать дополнительные рабочие места.
На территории Темниковского муниципального района планируется строительство первого агропромышленного комплекса "СИМБИОЗ" Комплекс состоит из модулей: ферм (рыбоводной, мясомолочной, птицеводческой и т.д.) теплиц, заводов по переработке сельскохозяйственной продукции,- все они модульного типа, и каждый новый модуль может добавляться при дальнейшем развитии и бесконечно развиваться. Общая стоимость проекта 10,5 млрд. рублей. Срок реализации проекта 2019 - 2025 годы. Инициатором проекта является ООО "Поиск"
1.7. Развитие конкуренции
Развитие конкуренции - важный и необходимый шаг в формировании здоровой экономики Темниковского муниципального района, который способствует снижению уровня цен и повышению качества продукции и услуг за счет состязательности участников рынка. Содействие развитию конкуренции должно стать одним из приоритетов деятельности Темниковского муниципального района.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и конкуренции постановлением администрации Темниковского муниципального района от 20 июня 2018 года N 317 утвержден План мероприятий ("дорожная карта") по содействию развитию конкуренции Темниковского муниципального района. Ежегодно подготавливается сводный отчет о комплексе мер, реализуемых в рамках План мероприятий ( "дорожная карта" по содействию развитию конкуренции Темниковского муниципального.
С целью информирования субъектов предпринимательской деятельности и потребителей товаров и услуг о состоянии конкурентной среды и деятельности по содействию развитию конкуренции в Темниковском муниципальном районе, управлением по экономики администрации регулярно публикуются информационные материалы о программах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в средствах массовой информации, размещаются на официальном сайте администрации Темниковского муниципального района.
В целях реализации мероприятий, предусмотренных Стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 5 сентября 2015 года N 1738-р, создания условий для развития конкуренции на рынках товаров, работ и услуг в Темниковском муниципальном районе Республики Мордовия постановлением администрации Темниковского муниципального района от 20 декабря 2016 года N 712 создана и утверждена межведомственная рабочая группа по развитию конкуренции в Темниковском муниципальном районе.
Кроме того, информация о государственной и муниципальной поддержке доводится до сведения субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках семинаров и в форме распространения буклетов. Также при проведении мониторинга с целью информирования о проводимом опросе о состоянии конкурентной среды в муниципальном районе была проведена следующая работа:
- была размещена информация на официальном сайте администрации Темниковского муниципального района в сети "Интернет" в разделе "Инвестиционная привлекательность и развитие конкуренции".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.