Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к постановлению администрации
Дубенского муниципального района
Республики Мордовия
от 13 декабря 2018 г. N 755
Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа
Малое и среднее предпринимательство занимает важное место в экономике Дубенского района.
Особую роль малого и среднего предпринимательства в современных условиях определяют следующие факторы:
- малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
- малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- становление и развитие малого и среднего предпринимательства обеспечивает экономическую самостоятельность населения района;
- развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
По состоянию на 1 января 2018 г. малое и среднее предпринимательство в Дубенском муниципальном районе представлено 274 субъектами малого и среднего предпринимательства, из них 2 - средних предприятия; 8 - малых предприятия; 25 - микропредприятия; 239 - индивидуальных предпринимателя; 45 - крестьянских (фермерских) хозяйств. На 1000 жителей в Дубенском муниципальном районе приходится 25 субъектов малого и среднего бизнеса. По оценке 2018 г. оборот малых и средних составляет 3266 млн. руб., что на 13% больше 2015 года (2533,18 млн. руб.).
Среднесписочная численность работников занятых на средних, малых и микропредприятиях Дубенского муниципального района увеличилась на 7%, что на 47 человек больше значения 2015 года.
Объем оборота розничной торговли во всех каналах реализации составил более 1,2 млрд. руб., с темпом роста в сопоставимых ценах 110,4%. В среднем на одного жителя района оборот розничной торговли составил 100,4 тыс. рублей.
На деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 3,3% объема отгруженной промышленной продукции, 36,4% объема произведенной продукции сельского хозяйства, 9% объемов строительных работ, и 51,3% розничного товарооборота. Доля налоговых поступлений от субъектов малого и среднего бизнеса в местный бюджет составила 19,0% от общей суммы собственных доходов бюджета района.
Из выше изложенного видно, что сфера деятельности малого и среднего бизнеса в Дубенском муниципальном районе весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность. Основной организационно-правовой формой регистрации малого бизнеса является индивидуальный предприниматель, что составляет 80% от всех субъектов малого и среднего бизнеса района.
За период с 2015 по 2017 г. в сфере торговли Дубенского муниципального района сложилась устойчивая тенденция к росту объемов розничного товарооборота. Его положительная динамика представлена в табл. 1.
Таблица 1
Оборот розничной торговли в Дубенском муниципальном районе (в фактически действовавших ценах)
Год |
Сумма, млн. руб. |
Индексы оборота розничной торговли, в сопоставимых ценах, % к предыдущему году |
2015 |
960,0 |
106,5 |
2016 |
1065,4 |
105,1 |
2017 |
1143,2 |
110,4 |
2018 |
1249,5 |
103,7 |
2019 |
1311,95 |
105 |
2020 |
1377,55 |
105 |
2021 |
1446,42 |
105 |
На территории Дубенского муниципального района по состоянию на 1 января 2015 г. функционируют 117 стационарных торговых объектов. Из них 9 продовольственных магазина, 46 непродовольственных магазина, 62 смешанных магазина. Также в районе 4 нестационарных торговых объектов, 11 автолавок.
По сравнению с 2017 г. продовольственных магазинов увеличилось на 2 ед., непродовольственных на 4 ед., количество смешанных магазинов уменьшилось на 2 ед., количество точек нестационарной сети осталось на уровне 2017 г. (табл. 2). Обеспеченность торговой площадью стационарных торговых объектов в расчете на 1000 человек на 1 января 2018 составляет 500,0 кв. м., что на 37,68 кв. м. больше прошлого года.
Таблица 2
Инфраструктура торговой сети Дубенского муниципального района
Тип предприятия |
На 1 января 2017 г. |
На 1 января 2018 г. |
||||
количество предприятий, шт. |
площадь, м2 |
в т. ч. торговая, м2 |
количество предприятий, шт. |
площадь всего, м2 |
в т. ч. торговая, м2 |
|
Стационарные торговые объекты |
113 |
7981 |
5571 |
117 |
8403 |
5829,6 |
В том числе: -продовольственные |
7 |
484 |
345 |
9 |
622,28 |
443,6 |
-непродовольственные |
42 |
2811 |
1904 |
46 |
3078,72 |
2084 |
-смешанные |
64 |
4686 |
3322 |
62 |
4612 |
3270 |
Нестационарные торговые объекты |
4 |
12 |
12 |
4 |
12 |
12 |
Автолавки |
11 |
20 |
20 |
11 |
20 |
20 |
Итого |
128 |
8013 |
5603 |
132 |
8435 |
5861 |
Основная доля оборота розничной торговли приходится на стационарные предприятия торговли, доля рынков и ярмарок составляет около 10,6%. Тем не менее, формат ярмарочной торговли предоставляет товаропроизводителям дополнительную возможность реализации своей продукции потребителям, минуя посредников, что, в свою очередь, способствует обеспечению населения района продукцией высокого качества по доступным ценам. В настоящее время в Дубенском районе постоянно функционирует еженедельная универсальная ярмарка.
В целом в Дубенском муниципальном районе сложилась положительная динамика в развитии торговли. В то же время имеется ряд нерешенных проблем. К ним относятся: недостаточный уровень покупательной способности, сложившейся вследствие как внутренних (низкие среднедушевые денежные доходы населения), так и внешних причин (недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов муниципального района); недостаточный уровень развития инфраструктуры, ее неприспособленность для развития современных форм торговли.
К слабо развивающемуся виду предпринимательской деятельности Дубенского муниципального района относится общественное питание. В частности, с 2012 по 2014 г. наблюдается отрицательная динамика оборота общественного питания (табл. 3).
Таблица 3
Оборот общественного питания в Дубенском муниципальном районе
Год |
Сумма, тыс. руб. |
Индексы оборота общественного питания, в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году |
201 |
5198 |
103,1 |
2016 |
5424 |
104,1 |
2017 |
5560 |
102,5 |
2018 |
5630 |
101,3 |
2019 |
5635 |
100,1 |
2020 |
5640 |
100,1 |
2021 |
5643 |
100,1 |
По состоянию на 1 января 2018 г. в районе с учетом столовых, в учреждениях функционирует 15 объектов общественного питания на 1 456 посадочных места. К предприятиям общественного питания общедоступной сети относятся лишь 6 стационарных объектов общественного питания открытой сети: -5 кафе и 1 бар. Сфера общественного питания закрытого типа включает 15 столовых на 796 посадочных места (табл. 4). Таким образом, обеспеченность посадочными местами на предприятиях общественного питания открытого типа в 2018 г. составила 127 ед. на 1 тыс. чел.
Таблица 4
Инфраструктура сети общественного питания по Дубенскому муниципальному району
Тип предприятия |
На 1 января 2017 г. |
На 1 января 2018 г. |
||||
кол-во предприятий, ед. |
площадь, м2 |
кол-во посадочных мест, ед. |
кол-во предприятий, ед. |
площадь, м2 |
кол-во посадочных мест, ед. |
|
Кафе |
4 |
702 |
447 |
5 |
791 |
460 |
Бары |
1 |
223 |
150 |
1 |
223 |
150 |
Столовые |
15 |
1563 |
796 |
15 |
1563 |
796 |
Всего предприятий, |
20 |
2488 |
1393 |
21 |
2577 |
1406 |
В том числе: - общедоступная сеть |
5 |
925 |
597 |
6 |
1014 |
610 |
Одним из приоритетных направлений в развитии предприятий общественного питания должно стать открытие семейных кафе, предприятий питания молодежной и детской направленности с относительно невысокими ценами и качественными услугами. Актуальность этого обусловлена потребностью населения в интересном, содержательном отдыхе в сочетании с качественным, здоровым питанием и современным сервисом, учитывающим бюджет семьи и территориально приближенным к местам проживания планируемых клиентов.
Важным звеном в системе отраслей платных услуг является бытовое обслуживание населения. В настоящее время рынок бытовых услуг в Дубенском районе может стать одним из наиболее перспективных направлений бизнеса. В бытовых услугах наибольшую долю занимают услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования, парикмахерские услуги, услуги по ремонту жилья.
Несмотря на динамичное развитие рынка услуг, многие проблемы остаются весьма актуальными, например создание и сохранение социально значимых видов услуг, не представляющих коммерческого интереса для предпринимателей, направленных на оказание услуг населению с доходами ниже прожиточного минимума.
В настоящее время при всех имеющихся видах бытовых услуг на территории района жители сельских поселений района практически лишены возможности пользоваться бытовыми услугами по месту жительства, так как сеть объектов бытового обслуживания в районе практически отсутствуют.
Всего на территории района предоставляется более 10 различных видов услуг бытового характера. В основном предоставляются бытовые услуги первой необходимости-транспортные, парикмахерские услуги, ремонт и пошив одежды, ритуальные услуги. Растет спрос на услуги по ремонту и строительству жилищ, что обусловлено развитием промышленности строительных материалов на территории района (табл. 6).
Таблица 6
Инфраструктура объектов бытового обслуживания населения Дубенского муниципального района
Вид бытовых услуг |
На 1 января 2017 г. |
На 1 января 2018 г. |
Изменение (+, -) |
|||
кол-во предприятий |
кол-во рабочих мест |
кол-во предприятий |
кол-во рабочих мест |
кол-во предприятий |
кол-во рабочих мест |
|
Ремонт и пошив обуви |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ремонт и пошив одежды, головных уборов |
1 |
2 |
1 |
2 |
- |
- |
Ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин |
2 |
6 |
2 |
6 |
- |
- |
Ремонт и изготовление металлоизделий |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Техобслуживание и ремонт транспортных средств |
3 |
5 |
2 |
3 |
-1 |
-2 |
Изготовление и ремонт мебели |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Химическая чистка и крашение |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Услуги прачечных |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ремонт и строительство жилья и др. построек |
3 |
82 |
3 |
83 |
- |
+1 |
Услуги фотоателье |
2 |
3 |
2 |
3 |
- |
- |
Услуги бань и душевых |
1 |
2 |
1 |
2 |
- |
- |
Парикмахерские и косметические услуги |
7 |
7 |
7 |
7 |
- |
- |
Услуги по прокату |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Ритуальные услуги |
2 |
12 |
1 |
11 |
- |
- |
Ремонт сотовых телефонов |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
Транспортные услуги |
11 |
11 |
11 |
11 |
- |
- |
Другие виды услуг |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего |
33 |
131 |
31 |
129 |
-1 |
-1 |
К факторам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства в Дубенском муниципальном районе, следует отнести низкую конкурентоспособность продукции (товаров, услуг) субъектов малого и среднего предпринимательства (при ее высокой себестоимости), а также ограниченный рынок сбыта при низкой производительности труда. Среди актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса как в нашей стране в целом, так и в районе в частности, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. Также не менее важной проблемой является низкая квалификация самих предпринимателей и наемных работников. Некомпетентность управляющих или недостаточная способность персонала принимать решения стала главной причиной разорения малых фирм. Но главной причиной слабого развития малых предприятий является низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях.
Несмотря на принятые государством меры по снижению административных барьеров, значительные средства затрачиваются субъектами малого и среднего предпринимательства на прохождение длительной и дорогостоящей процедуры обязательной сертификации, паспортизации. На деятельности предприятий, особенно производственного сектора, отражается рост тарифов на энергоресурсы.
Вышеуказанные проблемы определяют необходимость и основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства как в республике Мордовия в целом, так и Дубенском районе. Основной задачей на предстоящий период должны стать не только поддержание сложившегося количественного уровня субъектов малого и среднего предпринимательства, но и осуществление комплекса мер, направленных на повышение эффективности их деятельности, реализацию в полной мере предпринимательского ресурса, повышение статуса предпринимателя. Программно-целевой метод поддержки малого и среднего предпринимательства обеспечит комплексное решение проблемных вопросов в предпринимательской деятельности, а также определит приоритеты в развитии малого и среднего предпринимательства в Дубенском муниципальном районе.
Настоящая Программа сохраняет преемственность Целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Дубенском муниципальном районе Республики Мордовия на 2015 - 2021 годы.
<< Назад |
Приложение 2 >> Приложение 2 |
|
Содержание Постановление Администрации Дубенского муниципального района Республики Мордовия от 13 декабря 2018 г. N 755 "О внесении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.