Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к Положению о республиканской
акции поисково-исследовательских, научных
и творческих работ студентов и обучающихся
образовательных организаций и членов
общественных объединений "История
школы в истории Мордовии"
Рекомендации
по подготовке и оформлению поисково-исследовательских, научных и творческих работ студентов и обучающихся образовательных организаций и общественных объединений "История школы в истории Мордовии"
1. Общие положения
Исследовательская работа - это письменный отчет о проделанной работе. Составитель должен ответить на вопросы: зачем (исследовательская проблема), что (область исследования), и как (метод исследования) исследовали и каковы результаты и выводы, которых достигли в ходе работы.
Цель исследовательской работы развитие творческих, учебных и поисково-исследовательских способностей студентов, обучающихся.
2. Этапы учебно-исследовательской работы
2.1. Выбор темы, постановка цели и задач исследования
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы. В зависимости от выбранного направления исследований:
- "Из летописи моей (нашей) школы: повседневность, традиции, быт";
- "Учителя моей (нашей) школы";
- "Педагогическая династия";
- "Там не смолкали голоса детей..." (о школах, закрытых из-за их малокомплектности);
- "Устная история" (аудио-, видеодокументы, фотодокументы и др.)
студент, обучающийся выбирает тему работы.
От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно студенту, обучающемуся, или с тем, что у него есть необходимый материал для исследования. Тема может быть выбрана по совету преподавателей или родителей. После выбора темы необходимо определить цель работы и, что данной работой необходимо достичь. Цель выражается кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать исследователь. Цель конкретизируется и развивается в задачах, состоящих из комплекса конкретных проблем, выполнение которых ведет к достижению цели.
2.2. Выбор методик и методов исследования
Тема, цель и задачи исследования определяют выбор методик и методов исследования. Методы исследования должны быть адекватны поставленным задачам. Это означает, что именно эта методика позволяет получить ожидаемый результат. Выбранные методы работы должны быть простыми и доступными для студентов и обучающихся. В исследованиях на исторические, краеведческие темы наиболее применимыми путями и методами исследования являются:
- изучение литературы по теме исследования;
- поиск информации в сети Интернет;
- выявление и изучение документальных источников в архивах, музеях;
- запись воспоминаний (интервью) учителей-ветеранов и работающих;
- проведение опроса населения;
- сбор документов, фотографий, предметов у жителей села (города, деревни);
2.3. Проведение исследований
Изучение литературы по теме исследования. Первичная информация по истории школы, учителях может содержаться в книгах по истории района, города, села, в статьях краеведов, в сети Интернет.
При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.
Выявление и изучение документов по теме исследования в архивах и музеях. Документальные источники по истории школы, об учительских династиях, отдельных учителях хранятся в архивах. В школьных архивах хранятся книги приказов о приеме на работу, переводе, увольнении учителей, фиксируются основные события в жизни школы; журналы и списки выпускников. В каждом районе имеются муниципальные архивы, хранящие документы районных отделов народного образования, отдельных школ, личные фонды учителей, их личные дела, статистические сведения о численности учителей и учащихся в тот или иной период деятельности, по форме N ОШ-1 (Сведения об учреждении, реализующем программы общего образования) и др. Значительный массив документов по истории образования, создании и деятельности школ республики хранится в Центральном государственном архиве Республики Мордовия. Аналогичные материалы имеются в школьных, районных и республиканских музеях.
Запись воспоминаний (интервью) учителей-ветеранов и работающих. Важным источником для работы над темой могут стать свидетельства "устной истории". Устная история - это записанные воспоминания людей о своей жизни, о событиях прошлого, свидетелями которых они были. Может использовать аудио- и видеозапись. Видеозапись предполагает коллективную работу, интервью получится качественным только в том случае, если оно проводится двумя интервьюерами, где один задает вопросы, а другой снимает на камеру, ведет аудиозапись, фотографирует.
Чтобы заняться "устной историей" и, следовательно, проведением исторических интервью, прежде всего, важно определить, какого рода информацию вы хотите получить. Если интересует, например, определенный исторический эпизод или период в жизни школы - нужно выстраивать тематическое интервью, в котором биография вашего собеседника - только часть исторического "реквизита". Если интересует вся история жизни и биография человека (народного учителя, например, или представителя педагогической династии), то нужно ориентироваться на автобиографическое интервью.
Самое важное в потенциальном собеседнике - желание вспоминать прошлое. Любой источник "воспоминания" содержит богатый материал, его информативность зависит от того, насколько умело, организована беседа с респондентом. Поэтому, прежде чем беседовать, необходимо составить четкую программу своих действий.
Проведение интервьюирования требует творческого подхода и зависит от индивидуальных качеств ведущего. Необходимо правильно сгруппировать вопросы и расположить их в определенном порядке с учетом текущих обстоятельств, атмосферы беседы и возраста опрашиваемого. Обычно интервью строится поэтапно.
1. Установление контактов. Вызвать интерес к беседе, убедить людей, как важны для истории их знания. Ведущий должен сообщить, где и как будет использоваться полученная информация. Успех всего интервью определяется именно вступительной беседой.
2. Программные вопросы. Переход к основным вопросам должен быть понятен опрашиваемому. Оптимальная продолжительность всего интервью 40 - 50 минут.
3. Оформление паспорта интервью (основных сведений об опрашиваемом - см. Приложение (не приводится)).
Проведение опроса населения, анкетирование. Важную информацию по истории школ, об учителях можно получить при проведении опросов населения, обучающихся. Школьные годы важный этап в жизни каждого человека, у всех остались о них сведения, впечатления. Опрашивающий должен быть предельно корректен, доброжелателен. В отличие от интервьюирования в анкетировании качество работы в большей степени зависит от правильного оформления анкеты и формулировки вопросов.
Сбор документов, фотографий, предметов у жителей села (города, деревни). Ценные документы по истории школ, об учительских династиях, учителях: аттестаты, свидетельства об образовании, похвальные листы и грамоты и др., хранятся в семейных архивах жителей, отдельных учителей. Важным источником являются фотодокументы. При сборе фотографий у граждан важно заставить их владельцев вспомнить эпизоды, связанные с этими фотографиями. Они могут рассказать и о героях исследований и об обстановке, которая их окружала. В работе с фотографиями, так же как и с другими источниками, нужно попытаться восстановить дату снимка, если он не подписан. В любом случае, надо очень внимательно изучить все надписи, сделанные на обороте. Это важно и для того, чтобы понять, почему человек многие годы берег снимок. Важно также определить, по какому поводу, и с какой целью была снята фотография, и в чьих руках был фотоаппарат, кто изображен на снимке.
3. Оформление результатов работы
Работа, представленная на республиканскую акцию, должна носить характер научного исследования. Научная работа должна содержать:
Титульный лист
Оглавление
Введение
Основная часть, разбитая на главы, параграфы
Заключение
Приложения
Список использованной литературы
Список источников,
К работе прилагается электронный носитель (диск с текстом, фото и другими материалами).
3.1. Титульный лист. Титульный лист должен содержать: название работы, ее вид, сведения об авторе (фамилия, имя, класс); сведения о руководителе или консультанте (ФИО, должность, место работы, ученая степень).
3.2. Оглавление. Оглавление помещается после титульного листа, в нем приводятся все заголовки работы, названия глав и параграфов, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте работы.
3.3. Введение. Во введении автор должен с точки зрения актуальности и новизны обосновать выбор темы, поставить цель и задачи исследования. Во введении необходимо зафиксировать исследуемую проблему, ее предполагаемое решение, пути достижения цели и методы исследовательской работы, дать краткий обзор и анализ используемой литературы и источников, степень изученности данного вопроса, описание собственного опыта работы в решение избранной проблемы.
3.4. Основная часть. Основная часть работы структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения учащегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой. В исторической части описывается общий исторический фон, связанный с исследуемой темой, дается обзор того, что известно об исследуемом образовательном учреждении, основные направления его деятельности за исследуемый период
В этой же части описываются результаты, полученные в ходе исследования (фотографии, рисунки, таблицы, диаграммы т.д. - их можно размещать как в тексте работы, так и в приложении к ней), рассматриваются результаты собранных статистических данных и метод определения их достоверности. Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в работе.
3.5. Выводы или заключение. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты, полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по возможному практическому использованию результатов исследования. Выводы это в своем роде краткие ответы на вопрос - как решены поставленные исследовательские задачи.
3.6. Приложения. Приложения связаны с основной частью работы, это самый интересный первичный и дополнительный материал, представленный чаще всего графически: таблицы, диаграммы, формы анкет и т.д., а также фотографии, электронные копии документов и др. Все они должны быть оформлены, иметь подписи к картинкам, схемам. Для каждой фотографии должно быть указано, что на ней изображено, в какое время она сделана. Если возможно, следует указать и автора фотографии. Для иллюстраций, взятых из книг или из Интернета, нужно указать, откуда конкретно они взяты.
3.7. Использованная литература и источники. В использованной литературе указываются только те материалы, на которые ссылается автор. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой последовательности: фамилия, инициалы автора; название издания; выходные данные издательства; год издания; N выпуска (если издание периодическое); количество страниц. Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Если в работе содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки.
Если в работе использованы архивные документы, необходимо дать сноску на место их хранения. Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
1. постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются в тексте по возрастающей цифрами или звездочками и в конце страницы указываются источник, откуда они взяты);
2. в конце работы (в работе дается сплошная нумерация использованных архивных документов, сведения о месте их хранения указываются под теми же номерами в конце работы). В ссылках на архивные документы указываются названия архива, номер фонда, описи, дела, листа. Например:
- Центральный государственный архив Республики Мордовия (при повторном упоминании можно указывать сокращенное название "ЦГА РМ"). Ф.Р-464. Оп. 1. Д. 15. Л. 19;
- Муниципальный архив Кадошкинского района. Ф.Р-1. Оп. 1. Д. 3. Л. 49 - 50;
- Текущий архив МОУ "Саловская средняя общеобразовательная школа Лямбирского муниципального района" за 1962 год. Д. 4. Л. 5;
- Личный архив И.И. Ивановой (с. Лямбирь).
Если в работе помещены записи воспоминаний, интервью с людьми, необходимо указать автора воспоминаний, автора записи, дату записи и место их хранения. Например: "Воспоминания Л.Ф. Гераниной, записаны автором работы 15.03.2016, п. "совхоз Коммунар". Хранятся в Школьном музее боевой славы. Основной фонд, инв. N. 125".
3.8. Язык работы. Работа должна быть написана четким и ясным литературным языком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.