Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Зубово-Полянского муниципального района
от 17 апреля 2019 г. N 305
Муниципальная программа
повышения эффективности управления муниципальными финансами в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия на период до 2025 года
Паспорт
Муниципальной программы повышения эффективности управления муниципальными финансами в Зубово-Полянском муниципальном районе Республики Мордовия на период до 2025 года (далее - Программа)
Ответственный исполнитель Программы |
Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района |
Соисполнитель Программы |
Администрация Зубово-Полянского муниципального района |
Подпрограмма Программы |
Подпрограмма: "Эффективное использование бюджетного потенциала" |
Программно-целевые инструменты программы |
в рамках Программы не предусмотрена реализация муниципальных целевых программ |
Цели Программы |
Проведение эффективной государственной политики в области управления муниципальными финансами |
Задачи Программы |
совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования; наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов; повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг; формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов. |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Удельный вес расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в общем объеме расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района; Отклонение исполнения бюджета Зубово-Полянского муниципального района по расходам к утвержденному уровню; Отклонение исполнения бюджета Зубово-Полянского муниципального района по доходам к утвержденному уровню; Соблюдение порядка и сроков составления и утверждения проекта бюджета Зубово-Полянского муниципального района; Соблюдение установленных бюджетным законодательством требований о составе отчетности об исполнении бюджета Зубово-Полянского муниципального района; Объем просроченной кредиторской задолженности по выплате заработной платы и пособий по социальной помощи населению за счет средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района; Уровень просроченной кредиторской задолженности бюджета Зубово-Полянского муниципального района; Использование муниципальными учреждениями Зубово-Полянского муниципального района нормативно-подушевого финансирования услуг; Уровень удовлетворенности населения качеством предоставления государственных и муниципальных услуг; Собираемость налогов и сборов (отношение суммы поступлений налогов и сборов за отчетный период к сумме начислений за отчетный период); Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района (по отношению к предыдущему году) в сопоставимых условиях; Соблюдение органами местного самоуправления норм бюджетного законодательства Российской Федерации при подготовке проектов местных бюджетов на очередной финансовый год и плановый период |
Этапы и сроки реализации Программы |
до 2025 года. Выделение этапов не предусмотрено |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района составляет 46 168,2 тыс. рублей, в том числе по годам: 2018 год - 5 186,0 тыс. рублей; 2019 год - 5 701,7 тыс. рублей; 2020 год - 5 797,0 тыс. рублей; 2021 год - 5 883,5 тыс. рублей; 2022 год - 5 900,0 тыс. рублей; 2023 год - 5 900,0 тыс. рублей; 2024 год - 5 900,0 тыс. рублей; 2025 год - 5 900,0 тыс. рублей; |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
1) обеспечение сбалансированности бюджета Зубово-Полянского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации; 2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района до 190 000 тыс. рублей в 2025 году (123 процента к уровню 2018 года); 3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Зубово-Полянского муниципального района; 4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Зубово-Полянского муниципального района; 5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Зубово-Полянском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества; 6) переход на формирование бюджета Зубово-Полянского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ в 2018 году, составит 90 процентов в расходах бюджета Зубово-Полянского муниципального района; 7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления; 8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджет Зубово-Полянского муниципального района; 9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Зубово-Полянского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных Решением Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района. |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Современное состояние и развитие системы управления муниципальными финансами в Зубово-Полянском муниципальном районе характеризуется проведением ответственной и прозрачной бюджетной политики, концентрацией бюджетных инвестиций на реализацию приоритетных инвестиционных проектов и программ, направленностью бюджетных расходов на оптимизацию бюджетной сферы, ее эффективное функционирование и повышение качества оказываемых муниципальных услуг.
Настоящая Программа подготовлена в целях реализации единой бюджетной политики, необходимой для устойчивого развития экономики Зубово-Полянского муниципального района и функционирования бюджетной системы.
Ответственным исполнителем Программы является Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района. Соисполнителем Программы является Администрация Зубово-Полянского муниципального района.
Программа направлена на регулирование бюджетной, межбюджетной и долговой сферы, основным потребителем услуг которой выступает Администрация Зубово-Полянского муниципального района. Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района на реализацию возложенных на него функций:
1) обеспечивает результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств;
2) формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств;
3) ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований;
4) осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований;
5) составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета;
6) вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств;
7) вносит предложения по формированию и изменению сводной бюджетной росписи;
8) определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями;
9) формирует и утверждает муниципальные задания;
10) обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных Бюджетным кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении;
12) формирует бюджетную отчетность главного распорядителя бюджетных средств;
13) отвечает соответственно муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Устойчивая система муниципальных финансов играет одну из ключевых ролей в модернизации экономики района, создании условий для повышения ее эффективности и конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития и улучшения инвестиционного климата. Процесс реформирования системы управления муниципальными финансами Зубово-Полянского муниципального района осуществлялся в рамках проводимой в Российской Федерации бюджетной реформы. Были реализованы последовательные процессы реформирования бюджетного процесса в целях совершенствования системы управления муниципальными финансами, повышения эффективности бюджетных расходов и перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированного на конечный результат.
Была проведена работа по формированию нормативно-правовой и организационной базы регулирования бюджетных отношений. Поэтапно внедрялись инструменты бюджетирования, ориентированного на результат.
Вместе с тем развитие бюджетного законодательства и бюджетной системы Российской Федерации, а также тенденции в российской экономике в целом ставят задачи по дальнейшему совершенствованию и развитию бюджетного процесса и управления муниципальными финансами в районе.
При улучшении общей макроэкономической ситуации продолжились укрепление бюджетной системы района, повышение ее устойчивости и сбалансированности. Бюджет Зубово-Полянского муниципального района за 2017 год исполнен по собственным доходам на 92,8 процента к годовым плановым назначениям, по расходам на 91,2 процента, дефицит бюджета составил 30 534,6 тыс. рублей.
В таблице 1 представлены сведения о поступлении доходов в бюджет Зубово-Полянского муниципального района в 2018 году в сравнении с 2017 годом.
Таблица 1
Сведения о поступлении доходов в бюджет Зубово-Полянского муниципального района в 2017 - 2018 годах
Наименование показателя |
2017 год, тыс. рублей |
2018 год, тыс. рублей |
Темп роста (снижения), процентов |
Налоговые доходы |
108408,4 |
112770,7 |
104,0 |
Неналоговые доходы |
34490,3 |
40769,1 |
118,2 |
Налоговые и неналоговые доходы (собственные доходы) - всего |
142898,7 |
153539,8 |
107,4 |
Безвозмездные поступления |
523685,4 |
669049 |
127,8 |
Итого доходов |
666584,1 |
822588,8 |
123,4 |
В 2018 году по сравнению с 2017 годом доходы бюджета Зубово-Полянского муниципального района увеличились на 23,4 процента, расходы увеличились на 26,0 процентов. При этом собственные доходы бюджета Зубово-Полянского муниципального района возросли на 7,4 процента.
В сложившихся условиях основными направлениями дальнейшего реформирования сферы муниципальных финансов и совершенствования бюджетной политики являются:
развитие программно-целевых принципов бюджетного планирования в рамках муниципальных программ Зубово-Полянского муниципального района, бюджетирования, ориентированного на достижение результата;
отработка финансовых механизмов обеспечения выполнения муниципальных заданий муниципальными учреждениями Зубово-Полянского муниципального района, повышение качества оказания муниципальных услуг.
Программа определяет основные направления (цели) развития и функционирования бюджетной системы Зубово-Полянского муниципального района, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий и показатели их результативности.
Реализация мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, позволит повысить качество управления бюджетным процессом Зубово-Полянского муниципального района, результативность и эффективность расходования бюджетных средств, обеспечить обоснованность и прозрачность планируемых бюджетных ассигнований Зубово-Полянского муниципального района и доступность осуществления контроля со стороны общественности за их планированием и расходованием.
Реализация Программы должна обеспечить:
1) сбалансированность консолидированного бюджета Зубово-Полянского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
2) увеличение объема налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Зубово-Полянского муниципального района до 290 000 тыс. рублей в 2025 году (147 процента к уровню 2017 года);
3) снижение просроченной кредиторской задолженности бюджета Зубово-Полянского муниципального района;
4) определение финансовых условий на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Зубово-Полянского муниципального района;
5) создание условий для повышения эффективности управления муниципальными финансами в Зубово-Полянском муниципальном районе при выполнении муниципальных функций и обеспечении потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества;
6) переход на формирование бюджета Зубово-Полянского муниципального района на принципах программно-целевого планирования, контроля и последующей оценки эффективности использования бюджетных средств. Доля расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района, формируемых в рамках муниципальных программ, в 2025 году составит 95 процентов в расходах бюджета Зубово-Полянского муниципального района;
7) повышение бюджетной дисциплины органов местного самоуправления;
8) увеличение объема собственных доходных поступлений в бюджет Зубово-Полянского муниципального района;
9) сохранение объема расходов на обслуживание муниципального долга Зубово-Полянского муниципального района на уровне, не превышающем предельных значений, установленных решением Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района.
2. Приоритеты политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки и этапы реализации Программы
Приоритеты политики в сфере управления муниципальными финансами Зубово-Полянского муниципального района определены ежегодными посланиями Главы Республики Мордовия Государственному собранию Республики Мордовия, муниципальной программой комплексного социально-экономического развития Зубово-Полянского муниципального района Республики Мордовия на 2018 - 2025 гг., основными направлениями бюджетной и налоговой политики Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Основным стратегическим приоритетом политики в сфере управления муниципальными финансами Зубово-Полянского муниципального района является эффективное использование бюджетных ресурсов для обеспечения динамичного развития экономики, повышения уровня жизни населения и формирования благоприятных условий жизнедеятельности в Зубово-Полянском муниципальном районе.
Программа направлена на достижение следующих целей:
повышение бюджетного потенциала, устойчивости и сбалансированности системы муниципальных финансов в Зубово-Полянском муниципальном районе;
оптимизация долговой нагрузки на бюджет Зубово-Полянского муниципального района;
обеспечение эффективного функционирования сектора экономики Зубово-Полянского муниципального района;
обеспечение контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
Для достижения указанных целей в рамках реализации Программы предусматривается решение следующих приоритетных задач:
совершенствование бюджетных прогнозов, развитие системы бюджетного планирования;
наращивание доходного потенциала, оптимизация расходов;
повышение эффективности и качества предоставления муниципальных услуг;
формирование, ведение и развитие общедоступных информационных ресурсов.
Срок реализации Программы - 2018 - 2025 годы. Разделение Программы на этапы не предусматривается.
Состав показателей (индикаторов) Программы определен исходя из принципа необходимости и достаточности информации для характеристики достижения целей и решения задач, определенных Программой. Такой подход использован также при определении состава показателей (индикаторов) подпрограммы, включенной в состав Программы (приложение 1).
Перечень показателей (индикаторов) носит открытый характер и предусматривает возможность их корректировки в случае потери информативности показателя (например, в связи с достижением его максимального значения), изменений приоритетов политики в сфере управления муниципальными финансами, а также изменений законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Мордовия, влияющих на расчет данных показателей.
Реализация Программы позволит:
обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджета Зубово-Полянского муниципального района, его формирование на основе программно-целевого подхода, эффективную систему управления муниципальными финансами в качестве одного из ключевых механизмов динамичного социально-экономического развития и повышения качества жизни населения Зубово-Полянского муниципального района в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации;
повысить бюджетный потенциал Зубово-Полянского района как за счет роста собственной доходной базы бюджета Зубово-Полянского муниципального района, так и за счет эффективного осуществления бюджетных расходов с нацеленностью их на достижение конечного социально-экономического результата;
определить финансовые условия на долгосрочную перспективу для решения задач социально-экономического развития Зубово-Полянского муниципального района;
не допускать образования просроченной кредиторской задолженности;
создать условия для повышения эффективности управления муниципальными финансами для выполнения муниципальных функций и обеспечения потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, повышения их доступности и качества.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы, подпрограммы Программы, а также мер государственного и правового регулирования
Достижение целей и решение задач Программы будут осуществляться в рамках реализации подпрограммы "Эффективное использование бюджетного потенциала" (приложение 6);
Мероприятия, направленные на полноценное, всестороннее методическое и организационное обеспечение бюджетного процесса в Зубово-Полянском муниципальном районе, планируется осуществлять на протяжении всего срока реализации Программы.
Подпрограмма "Эффективное использование бюджетного потенциала" предусматривает выполнение следующих основных мероприятий:
1) Совершенствование бюджетного процесса, формирование бюджета Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
В рамках реализации данного мероприятия основные усилия будут сосредоточены на совершенствовании бюджетного планирования, в том числе путем адаптации программного обеспечения к изменениям бюджетной классификации, расширения сферы автоматизации финансовых расчетов в целях повышения их оперативности.
Важным направлением работы станет совершенствование механизмов формирования муниципальных заданий бюджетным и автономным учреждениям Зубово-Полянского муниципального района как инструмента повышения эффективности бюджетных расходов и качества оказания муниципальных услуг. Планируются усиление контроля за достижением бюджетными и автономными учреждениями Зубово-Полянского муниципального района запланированных результатов, предусмотренных муниципальным заданием, уточнение методики расчета нормативных затрат на оказание муниципальных услуг.
В качестве ключевого направления реформирования бюджетного процесса предусматривается формирование бюджета Зубово-Полянского муниципального района на основе муниципальных программ Зубово-Полянского муниципального района, что потребует внедрения принципиально новых подходов к бюджетному планированию, повышения ответственности главных распорядителей средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района за обеспечение финансирования предусмотренных бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств, рациональное использование бюджетных средств, постоянного мониторинга хода реализации и финансирования муниципальных программ Зубово-Полянского муниципального района, своевременного принятия соответствующих корректирующих управленческих решений.
В рамках настоящего основного мероприятия предполагается осуществление мер по:
переходу к программному бюджету;
совершенствованию бюджетного планирования;
формированию проекта решения Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района о бюджете Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период, подготовке решений Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района о внесении изменений в утвержденный бюджет на очередной год и плановый период;
совершенствованию процедур исполнения бюджета и составления отчетности о его исполнении.
2) Развитие контроля за соблюдением бюджетного законодательства.
В рамках данного основного мероприятия предполагается развитие системы внутреннего муниципального финансового контроля в Зубово-Полянском муниципальном районе. Финансовым управлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района как финансовым органом на постоянной основе будут осуществляться при проведении каждой расчетной операции следующие виды контроля:
за непревышением суммы по операции над лимитами бюджетных обязательств и (или) бюджетными ассигнованиями;
за соответствием содержания проводимой операции коду бюджетной классификации Российской Федерации, указанному в платежном документе, представленном в Федеральное казначейство получателем бюджетных средств;
за наличием документов, подтверждающих возникновение денежного обязательства, подлежащего оплате за счет средств бюджета.
Кроме того, Финансовым управлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района как органом внутреннего муниципального финансового контроля будет осуществляться:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий.
Повышению качества внутреннего муниципального финансового контроля будет способствовать осуществление Финансовым управлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
Кроме того, в целях улучшения финансового менеджмента главными распорядителями средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района, Финансовым управлением Администрации Зубово-Полянского муниципального района будет проводиться комплексная оценка деятельности главных распорядителей средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района в части осуществления бюджетного процесса с публикацией результатов такой оценки в средствах массовой информации.
3) Совершенствование предоставления муниципальных услуг. В том числе:
повышение качества оказываемых муниципальными учреждениями услуг;
создание единых нормативов финансирования муниципальных услуг;
обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании. Показатели будут представлены в форме включения сводных индикаторов муниципальных заданий в состав индикаторов муниципальных программ Зубово-Полянского муниципального района, регламентирующих осуществление данных услуг;
оптимизация структуры бюджетной сети;
организационная и информационная поддержка реформы муниципальных учреждений;
установление прозрачных методик по определению стоимости муниципальных услуг путем введения единых (групповых) значений нормативных затрат формирования субсидий на выполнение муниципального задания с использованием корректирующих показателей.
4) Наращивание доходного потенциала, оптимизация бюджетных расходов.
Увеличение доходного потенциала бюджетной системы Зубово-Полянского муниципального района тесно связано с ее социально-экономическим развитием и должно являться отражением принятых мер по стимулированию инвестиционной активности в Зубово-Полянском муниципальном районе, увеличению количества занятых в ее экономике, росту производительности труда.
Вместе с тем задача наращивания доходного потенциала должна решаться посредством улучшения администрирования доходных источников, включения меры по сокращению теневого сектора экономики, легализации заработной платы, сокращению задолженности по налогам и сборам в консолидированный бюджет Зубово-Полянского муниципального района.
Оптимизация бюджетных расходов будет строиться на основе инвентаризации расходных полномочий Зубово-Полянского муниципального района, исключения дублирования функций органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, установления единых критериев (нормативов) обеспеченности населения муниципальными услугами, расширения применения нормативно-подушевого метода финансирования, учета фактического объема предоставленных муниципальных услуг при определении объема финансирования муниципальных учреждений.
Сведения об основных мероприятиях Программы приведены в приложении 2.
Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района ежегодно уточняет объемы затрат на обеспечение своей деятельности по выполнению программных мероприятий и осуществляет подготовку предложений по финансированию мероприятий Программы в проект бюджета Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района, как ответственный исполнитель:
осуществляет текущее управление реализацией Программы;
в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы и обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Муниципальной программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
В качестве основных мер правового регулирования в рамках реализации Программы предусматриваются формирование и развитие нормативной правовой базы для эффективного управления муниципальными финансами, муниципальным долгом и муниципальным имуществом Зубово-Полянского муниципального района, состоящей из следующих нормативных правовых актов Зубово-Полянского муниципального района, принимаемых и корректируемых ежегодно либо по необходимости:
решений Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района:
о бюджете Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
о внесении изменений в решение Совета депутатов о бюджете Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
об исполнении бюджета Зубово-Полянского муниципального района за отчетный финансовый год;
об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период;
постановления Администрации Зубово-Полянского муниципального района о порядке составления проектов бюджета Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
Основные меры правового регулирования, направленные на достижение целей и задач Программы, с описанием основных положений и ожидаемых сроков принятия нормативных правовых актов Зубово-Полянского муниципального района приведены в приложении 3.
4. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы
Финансовое обеспечение программных мероприятий осуществляется в пределах средств, предусмотренных решением Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района о бюджете Зубово-Полянского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Программа ориентирована на создание общих для всех участников бюджетного процесса, в том числе для Администрации Зубово-Полянского муниципального района, реализующей другие муниципальные программы Зубово-Полянского муниципального района, условий и механизмов их реализации.
Обоснование планируемых объемов ресурсов на реализацию Программы заключается в том, что Программа обеспечивает значительный вклад в достижение практически всех стратегических целей, в том числе путем создания и поддержания благоприятных условий для экономического роста за счет обеспечения долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышения уровня и качества жизни населения.
Финансовые ресурсы, необходимые для реализации Программы в 2018 году, соответствуют объемам бюджетных ассигнований на 2018 год, предусмотренным решением Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района от 29.12.2017 г. N 8 "О бюджете Зубово-Полянского муниципального района на 2018 год". На 2019 - 2020 годы объемы бюджетных ассигнований определены исходя из оценки объема соответствующих расходных обязательств.
Объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы из средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района составляет 46 168,2 тыс. рублей, в том числе по годам:
2018 год - 5 186,0 тыс. рублей;
2019 год - 5 701,7 тыс. рублей;
2020 год - 5 797,0 тыс. рублей;
2021 год - 5 883,5 тыс. рублей;
2022 год - 5 900,0 тыс. рублей;
2023 год - 5 900,0 тыс. рублей;
2024 год - 5 900,0 тыс. рублей;
2025 год - 5 900,0 тыс. рублей;
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района по годам ее реализации в разрезе мероприятий Программы с указанием кодов бюджетной классификации расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района (в ценах соответствующих лет) представлено в приложении 4.
5. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Программы
К рискам реализации Программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнитель Программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие:
1) институционально-правовые риски, связанные с отсутствием законодательного регулирования основных направлений Программы на муниципальном уровне и (или) недостаточно быстрым осуществлением институциональных преобразований, предусмотренных Программой;
2) организационные риски, связанные с возникновением проблем в реализации Программы в результате недостаточной квалификации и (или) недобросовестности ответственного исполнителя или соисполнителя, что может привести к неэффективному использованию бюджетных средств, несвоевременному финансированию, невыполнению ряда мероприятий Программы.
Снижению указанных рисков будут способствовать повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя для своевременной и эффективной реализации запланированных мероприятий, координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителя и налаживание административных процедур для снижения организационных рисков, а также повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств при составлении и исполнении бюджета;
3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Программы в неполном объеме за счет бюджетных средств. Данные риски могут возникнуть по причине увеличения дефицита бюджета Зубово-Полянского муниципального района, наращивания расходов бюджета Зубово-Полянского муниципального района необеспеченными доходами бюджета Зубово-Полянского муниципального района.
Их снижению будут способствовать внедрение в практику программного бюджетирования, и своевременная корректировка объемов финансирования основных мероприятий Программы.
4) непредвиденные риски. Реализации Программы также могут угрожать риски, которыми сложно или невозможно управлять в рамках реализации Программы. К ним относятся изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа, осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов, риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса, природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия.
Вышеуказанные риски можно распределить по уровням их влияния на реализацию Программы (таблица 2).
Таблица 2
Риски реализации Программы
Наименование риска |
Уровень влияния |
Меры по снижению риска |
1 |
2 |
3 |
Институционально-правовые риски: отсутствие нормативного регулирования основных мероприятий Программы; недостаточно быстрое формирование механизмов и инструментов реализации основных мероприятий Муниципальной программы |
умеренный |
Принятие нормативных правовых актов Зубово-Полянского муниципального района, регулирующих сферу управления муниципальными финансами, усиление контроля за осуществлением институционально-правовых преобразований в сфере управления муниципальными финансами |
Организационные риски: неактуальность прогнозирования и запаздывание разработки, согласования и выполнения мероприятий Программы; недостаточная гибкость и адаптируемость Программы к изменению мировых тенденций экономического развития, ситуации на финансовых рынках и организационным изменениям органов местного самоуправления; недобросовестность и недостаточная квалификация ответственного исполнителя или соисполнителя |
умеренный |
повышение квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей Программы для своевременной и эффективной реализации предусмотренных мероприятий; координация деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей, налаживание административных процедур для снижения данного риска, усиление контроля за ходом реализации Программы |
Финансовые риски: дефицит бюджетных средств, необходимых на реализацию Программы, зависимость от привлечения средств из республиканского бюджета; увеличение дефицита бюджета |
высокий |
обеспечение сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Программы |
Непредвиденные риски: изменение бюджетного и налогового законодательства, а также законодательства в сфере размещения муниципального заказа; осуществление возврата излишне начисленных и уплаченных налогов; риски ухудшения общей макроэкономической ситуации в стране и мире, ситуации на финансовых рынках вследствие финансового и экономического кризиса; природные и техногенные катастрофы, стихийные бедствия |
высокий |
осуществление мониторинга изменения ситуации на финансовых рынках и прогнозирования социально-экономического развития в двух вариантах с учетом возможного ухудшения экономической ситуации |
Из вышеназванных рисков наибольшее отрицательное влияние на реализацию Программы могут оказать финансовые и непредвиденные риски, которые содержат угрозу невыполнения Программы. Поскольку в рамках реализации Программы практически отсутствуют рычаги управления непредвиденными рисками, наибольшее внимание будет уделяться управлению финансовыми рисками.
6. Механизм реализации муниципальной Программы
Финансовое управление Администрации Зубово-Полянского муниципального района на принципах организационно-методического и информационного единства управления реализацией Программы и на основе единых подходов к формированию тематики программных мероприятий, определению сроков и процедур мониторинга основных целевых индикаторов и показателей эффективности выполнения мероприятий Программы осуществляет координацию деятельности по исполнению программных мероприятий, контроль за ходом и эффективностью их исполнения.
Ответственный исполнитель осуществляет общее руководство и контроль за ходом реализации Программы, контроль за проведением программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Ответственный исполнитель Программы при необходимости в установленном порядке и сроки готовит проект решения Совета депутатов Зубово-Полянского муниципального района о внесении изменений в Программу.
Важнейшим элементом механизма реализации Программы является связь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки целевых показателей, мероприятий Программы и ресурсов для их реализации. В связи с этим ответственным исполнителем формируется план мероприятий по реализации Программы (приложение 5).
В качестве органов оперативного управления ответственный исполнитель вправе создавать рабочие группы с привлечением экспертного сообщества, специалистов Администрации Зубово-Полянского муниципального района.
Контроль за реализацией мероприятий Программы ведется на основе отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений.
Ответственный исполнитель выполняет также следующие функции:
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации Программы;
проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
осуществляет финансирование мероприятий Программы.
7. Методика оценки эффективности муниципальной программы
Реализация программы будет способствовать достижению целей и задач других муниципальных программ Зубово-Полянского муниципального района, социально-экономическому развитию Зубово-Полянского муниципального района, повышению эффективности муниципального управления.
Оценка эффективности Программы будет осуществляться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений, которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы и принять оптимальное управленческое решение.
Методика оценки эффективности Программы (далее - методика) представляет собой алгоритм оценки хода реализации по годам Программы и по итогам ее реализации, в целом результативности Программы исходя из оценки соответствия фактических значений показателей их целевым значениям.
В качестве критерия планируемой эффективности реализации Программы применяется критерий экономической эффективности, учитывающий оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие Зубово-Полянского муниципального района в целом, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики Зубово-Полянского муниципального района.
Методика включает проведение количественных оценок эффективности по следующим направлениям:
1) степень достижения запланированных результатов (достижения целей и решения задач) Программы (оценка результативности);
2) степень реализации мероприятий Программы;
3) эффективность использования средств бюджета Зубово-Полянского муниципального района (оценка экономической эффективности достижения результатов).
Эффективность реализации Программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году.
Оценка эффективности выполнения показателей Программы производится на основе ежегодного мониторинга выполнения соответствующих индикаторов и количественных показателей.
Степень достижения целей (решения задач) Программы (Сд) определяется по формуле:
Сд = Пф / Пп, где:
Пф - фактическое значение индикатора (показателя) Программы;
Пп - плановое значение индикатора (показателя) Программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений).
Уровень финансирования реализации мероприятий Программы (Уф) определяется по формуле:
Уф = Зф / Зп, где:
Зф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Программы;
Зп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.
Степень реализации мероприятий Программы определяется исходя из числа выполнения запланированных мероприятий в соответствии со следующей формулой:
Эм = Мф / Мп, где:
Эм - Степень реализации мероприятий Программы;
Мф - количество реализованных мероприятий Программы;
Мп - количество мероприятий Программы, планируемое к реализации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.