Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки в Республике Мордовия, имеющиеся проблемные вопросы при обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия и намечаемы меры по их решению
3.1. Анализ и оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения
Результаты деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора. Достигнутые результаты улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Управление осуществляло свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти республики Мордовия, органами местного самоуправления на основе 84 заключённых соглашений. В 2018 году Управлением заключено 12 соглашений о взаимодействии:
О взаимодействии и сотрудничестве Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и МВД Республики Мордовия по вопросу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Мордовия в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 от 23.01.2018 N 1,
О взаимодействии и сотрудничестве Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Главного Управления МЧС России по Республике Мордовия по вопросу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Мордовия в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 от 25.01.2018 N 2,
По организации электронного информационного взаимодействия со страхователями электронных образов документов в отношении застрахованных лиц, выходящих на пенсию от 01.02.2018 N 1402/3 с ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Саранск Республики Мордовия,
О взаимодействии и сотрудничестве Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и отдела ФС войск Нацгвардии Российской Федерации по Республике Мордовия по вопросу обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Мордовия в рамках подготовки и проведения Чемпионата мира по футболу 2018 от 14.02.2018 N 4,
О взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Уполномоченного по правам ребенка при Главе Республики Мордовия от 15.02.2018 N 5,
О взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и Уполномоченного по правам человека при Главе Республики Мордовия от 15.02.2018 N 6,
О взаимодействии и координации деятельности Управления ФСБ России по Республике Мордовия, Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия и ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения от 29.03.2018 N 7,
Порядок взаимодействия военно-медицинской службы Управления ФСБ России по Республике Мордовия с Управлением Роспотребнадзора по Республике Мордовия, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Мордовия" и Министерством здравоохранения Республики Мордовия в случае выявления больного, подозрительного на заболевание инфекционными болезнями, вызывающими чрезвычайные ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения от 21.03.2018 N 8,
О взаимодействии Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Мордовия и ФКУЗ "Медико-санитарная часть N 13" Федеральной службы исполнения наказаний России от 30.05.2018 N 9,
О сотрудничестве с ФБУН "Саратовский НИИСГ Роспотребнадзора от 14.08.2018 N 10,
О сотрудничестве Уполномоченного по защите прав предпринимателей и Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия от 20.08.2018 N 11,
О взаимодействии Управления Роспотребнадзора по Республике Мордовия с Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 28.12.2018 N 12.
В целях снижения административного давления на бизнес осуществлялась практика совместных проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. В 2018 году с иными контролирующими органами проведено 22,2% проверок (2017 г. - 16,5%).
Управлением обеспечивались прием и регистрация уведомлений о начале осуществления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов предпринимательской деятельности. Всего, с 1 июля 2009 года зарегистрировано 1472 уведомлений, в том числе 18 в электронном виде. За 2018 год зарегистрировано 165 уведомлений.
Осуществлялась работа по повышению качества и доступности государственных услуг, устранению избыточного государственного регулирования. Управление участвовало в межведомственном электронном взаимодействии на федеральном уровне. При предоставлении государственных услуг по лицензированию видов деятельности, регистрации отдельных видов продукции, выдаче санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности и проектную документацию Управлением осуществляется межведомственное электронное взаимодействие с территориальными органами ФНС России, Росздравнадзора, Росимущества, Федерального Казначейства, Росреестра. За 2018 год в указанные ведомства направлено 1216 запросов в электронном виде.
Штатная численность должностей государственных гражданских служащих, непосредственно выполняющих функции по контролю (надзору) составляла 69 ставок против 77 ставок в 2017 году. Фактически надзор осуществляли 62 госслужащих. Количество их уменьшилось на 9 человека по сравнению с 2017 годом.
Управлением проведён комплекс мероприятий, позволивших оптимизировать организацию государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей в части подготовки и согласования с органами прокуратуры годовых планов проведения мероприятий по контролю (надзору), проведения плановых проверок в соответствии с указанным планом, согласования внеплановых проверок с органами прокуратуры, уведомительного принципа начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, изменения кратности проведения проверок и временного ограничения пребывания на объектах, привлечения аккредитованных в установленном порядке экспертов и экспертных организаций к проведению мероприятий по контролю (надзору).
Подготовлен в установленном порядке и направлен в строго в регламентированные Федеральным законом N 294-ФЗ сроки в органы прокуратуры проект ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (до 1 сентября 2017 года, после согласования с иными органами государственного и муниципального контроля (надзора) - к 1 ноября 2017 года).
Управлением реализовывался риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, направленный на обеспечение эффективного и более скоординированного надзора на "рисковых" объектах предпринимательской деятельности, формирующих наибольший потенциальный риск для жизни и здоровья населения, находящегося под их воздействием, а также регулярно нарушающих обязательные требования.
При подготовке плана плановых проверок на 2019 год учитывались подходы к классификации объектов по 6 категориям риска на основании Реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Организовано формирование, ведение и актуализация перечня объектов государственного надзора, которым присвоены категории риска. Объекты государственного надзора отнесены к категориям риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов, утверждёнными постановлением N 806. В базе данных реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых предусмотрено осуществление федерального государственного надзора, содержатся данные о 5369 ЮЛ и ИП, подлежащих федеральному государственному надзору, и 15530 объектах.
Субъекты надзора по категориям риска распределены следующим образом:
категория чрезвычайно высокого риска - 95 субъектов или 1,77%;
категория высокого риска - 261 субъект или 4,86%;
категория значительного риска - 985 субъектов или 18,35%;
категория среднего риска - 2602 субъекта или 48,46%;
категория умеренного риска - 1276 субъектов или 2,77%;
категория низкого риска - 150 субъектов или 2,79%.
Распределение объектов надзора по категориям риска осуществляемых на них видов деятельности:
категория чрезвычайно высокого риска - 682 объекта или 5,04%;
категория высокого риска - 1643 объекта или 12,14%;
категория значительного риска - 3670 объектов или 27,12%;
категория среднего риска - 4492 объекта или 33,2%;
категория умеренного риска - 2585 объектов или 19,11%;
категория низкого риска - 458 объектов или 3,39%.
Актуализированный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по республике ежемесячно направлялся в ФБУЗ "Федеральный центр гигиены и эпидемиологии " Роспотребнадзора для формирования федерального реестра. Информация о субъектах, отнесённых к 1 классу опасности, направлены в Роспотребнадзор для утверждения перечня объектов государственного надзора, отнесённых к категории чрезвычайно высокого риска.
Руководителем Управления приняты решения об отнесении объектов государственного надзора к категориям 2 - 6 категориям риска.
Информация об объектах государственного надзора, отнесённых к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска, размещена на сайте Управления в сети Интернет.
В план на 2019 год (Таб.1) включено 462 проверки, что соответствует 2018 году. При согласовании прокуратурой из проекта Плана плановых проверок на 2019 год прокуратурой исключена 1 проверка или 0,2% запланированных.
Таблица 1
Структура проверок, включённых в план на 2019 год, по видам деятельности составила
Вид деятельности |
2019 год |
2018 год |
+/ - (%) |
||
Проверок |
% |
Проверок |
% |
|
|
Здравоохранение |
38 |
8,2 |
41 |
8,9 |
- 0,7 |
Образование |
225 |
48,7 |
344 |
75 |
- 26,3 |
Коммунальные + социальные |
29 |
6,3 |
19 |
4,1 |
+2,2 |
Пищевая промышленность |
17 |
3,7 |
5 |
1,1 |
+2,6 |
Общепит |
26 |
5,6 |
1 |
0,2 |
+5,4 |
Торговля |
39 |
8,4 |
9 |
2 |
+6,4 |
Промышленность |
39 |
8,4 |
15 |
3,5 |
+4,9 |
Сельское хозяйство |
19 |
4,1 |
14 |
3,1 |
+1,0 |
Транспорт |
10 |
2,2 |
2 |
0,3 |
+1,9 |
Иные |
20 |
4,4 |
9 |
1,8 |
+2,6 |
Всего |
462 |
100 |
459 |
100 |
|
Структура проверок изменилась по сравнению с 2018 годом за счёт включения в план проверок субъектов малого бизнеса (136 против 5 в 2018 году).
Доля проверок образовательных организаций уменьшилась с 75% до 48,7%, организаций здравоохранения - до 8,2%.
При этом доля субъектов, осуществляющих остальные виды деятельности возросла за счёт субъектов малого предпринимательства: торговля до 8,4%, пищепром - до 3,7%, общепит до 5,6%.
В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора приняты меры для включения в план максимального количества проверок организаций, предоставляющих услуги в соответствии с постановлением правительства РФ N 944, в отношении которых установлена иная периодичность проверок. Всего таких проверок в плане 244, в том числе:
- оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь - 16,
- стационарную и санаторно-курортную - 22,
- дошкольное и начальное общее образование - 68,
- основное общее и полное (среднее) общее образование - 69,
- летние лагеря - 28,
- лагеря без проживания,
- социальные с предоставлением проживания - 5.
В 2019 году планово будет проверено 438 субъектов. Охват хозяйствующих субъектов плановыми проверками составил 8,2%.
Распределение субъектов по классам риска в плане на 2019 год:
1 класс (ч/в) - 50 (11,4%), в 2018 году - 1,8%, увеличение за счёт субъектов малого бизнеса, включённых в план;
2 класс (высокий) - 28 (6,3%), в 2018 году - 4,4%;
3 класс (значительный) - 88 (20,1%), в 2018 году - 13,1%;
4 класс (средний) - 174 (39,6%), в 2018 году - 42,9%
5 класс (умеренный) - 99 (22,6%), в 2018 году - 38,1%.
Проверки субъектов низкого класса риска не планировались.
Распределение объектов надзора по классам риска в плане на 2019 год составило:
16,48% - чрезвычайно высокого риска, 2018 год - 4,56%,
6,74% - высокого риска, 2018 год - 7,92%,
42,7% - значительного риска, 2018 год - 40,56%,
26,59% - среднего риска, 2018 год - 26,38%,
7,49% умеренного риска, 2018 год - 20,49%.
По сравнению с 2018 годом, в плане на 2019 год в 3,6 раза возросла доля объектов 1 класса риска, в 2,7 раза уменьшилась доля объектов 5 класса риска.
Согласованный с органами прокуратуры план проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2019 год размещён на официальном сайте Управления в сети Интернет.
Всего за 2018 год проведено 1420 проверок, что на 9,5% меньше, чем в 2017 году.
Проведена 441 плановая (на уровне 2017 года) и 967 внеплановых проверок (рост на 15%) в рамках ФЗ - 294, 12 проверок по иным основаниям.
Процент документарных проверок составил 3,8% от всех проведённых, против 3,42% в 2017 году.
Показателями эффективности государственного контроля (надзора) являются такие как выполнение плана проверок, средняя нагрузка на специалиста, выявляемость правонарушений и другие.
Выполнение за отчётный период утверждённого плана проведения проверок составило 99,3% (в 2017 году - 100%), 3 юридических лица прекратили свою деятельность к моменту проведения плановой проверки.
В реестре юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит контролю (надзору) Управления, состояло 5369 хозяйствующих субъектов. В отношении 1126 (21%) проведены плановые, внеплановые проверки (2017 год - 22%).
В отношении одного юридического лица, индивидуального предпринимателя в среднем проведено 1,26 проверки, против 1,35 в предыдущем году.
Соотношение плановых и внеплановых проверок составило 31% к 69% (2017 году 27,4% к 72,6%).
Имела место следующая структура внеплановых проверок:
- проверки по контролю исполнения предписаний составил 21% (2017 год - 16,5%),
- на основании обращений потребителей составила 5,7% против 4,8% в 2017 году;
- проверки на основании информации о возникновении угрозы вреда 0,5% (2017 год - 0,09%),
- проверки, проведённые на основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора 72,1% (2017 год - 78,6%).
Таким образом, в структуре внеплановых проверок основную часть составили проверки, проведённые на основании распоряжения руководителя Роспотребнадзора.
В ходе проверок выявлено 5839 6065 нарушений, что близко к 2017 году.
47% нарушений выявлено при проведении плановых проверок, 53% - при внеплановых. Среднее количество выявленных нарушений в ходе одной проверки (по отношению к количеству проверок с выявленными нарушениями) составило 5,2 нарушений (в 2017 году - 5,0).
Доля проверок, по итогам которых не выявлены правонарушения (без учёта внеплановых проверок, проведённых в рамках исполнения предписаний, при которых предписания выполнены), составила 11,1% (2017 год - 14,8%) за счёт не подтвердившихся жалоб, проверок лагерей в ходе подготовки к летнему сезону. Среди плановых такие проверки составили 1,4%, внеплановых - 16,3%.
При возбуждении дел об административных правонарушениях использовались 48 составов КоАП против 52 составов в 2017 году.
Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 1615 против 1777 в 2017 году.
88,1% наказаний составили штрафы, 10,6% - предупреждения, 1,05% - административное приостановление деятельности, 0,12% - конфискация предмета или орудия совершения административного правонарушения. Из 25 направленных в суд административных материалов о приостановлении деятельности по 25 - приняты решения о приостановлении деятельности, (в 2017 году направлено 16 материалов, принято решений о приостановлении - 14).
Распределение штрафов по субъектам административной ответственности соответствовало 2018 году: 47,4% штрафов было наложено на должностных лиц, 10,3% - на индивидуальных предпринимателей, 17% - на юридических лиц.
Сумма наложенных штрафов увеличилась на 12,8% и составила 8 млн. 860 тыс. рублей. Средняя сумма штрафа увеличилась на 21,6% и составила 6226 рублей. Сумма штрафа в расчёте на 1 должностное лицо, выполняющее функции по контролю (надзору) увеличилась на 23,2% (со 109 тыс. рублей до 142 тыс. рублей).
Взыскиваемость штрафов, наложенных по итогам проверок, составила 92,6%, что на 5% больше, чем в 2017 году.
В правоохранительные органы для возбуждения уголовных передано 3 дела.
В органы прокуратуры было направлено 5 заявлений о согласовании проведения выездных внеплановых проверок (1 не согласовано). В 2017 году направлялось 1 заявление (согласовано).
В ходе контрольно-надзорных мероприятий за выполнением санитарного законодательства и законодательства о защите прав потребителей на этапах производства и оборота снято с реализации 506 партий пищевой продукции общим объемом 8135,3 кг. против 472 партий объемом 1544 кг в 2017 году. Основными причинами для запрещения производства и оборота продукции являлись: отсутствие документов, подтверждающих происхождение, качество и безопасность продукции, нарушение заявленных производителем требований к качеству, отсутствие информации о производителе и товаре, нарушение санитарно-эпидемиологических требований, несоблюдение требований, установленных техническими регламентами.
Нарушений требований ФЗ-294 при проведении проверок не допускалось.
Оценка эффективности достижения индикативных показателей деятельности по улучшению санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Республика Мордовия продолжает оставаться в числе территорий Российской Федерации с низким уровнем распространения ВИЧ-инфекции, в 2018 году отмечается снижение заболеваемости по сравнению с предыдущим годом на 18,8%, в то же время отмечается ряд негативных тенденций в развитии эпидемического процесса:
- превалирование полового пути передачи инфекции: в 2018 г. - 72,7%, в 2017 г. - 70,8%, в 2016 г. - 69,5%;
- продолжает оставаться ведущей доля ВИЧ-инфицированных в возрастной категории от 31 до 50 лет: в 2018 г. - 59,1%, в 2017 г. - 61,0%, в 2016 г. - 48,7%, что связано с активизацией передачи ВИЧ-инфекции половым путем;
- высокая доля вовлечения в эпидемический процесс женщин: в 2018 г. - 37,5%, в 2017 г. - 37,9%, 2016 г. - 38,4%.
На 01.01.2019 г. кумулятивное число зарегистрированных на территории Республики Мордовия случаев ВИЧ-инфекции среди российских граждан составило 2990 человек (включая ГУ ФСИН РФ по Республике Мордовия), из них жителей республики - 1816 человек. Показатель распространенности ВИЧ-инфекции среди жителей республики составил 225,6 на 100 тыс. населения.
За 2018 год в Республике Мордовия обследовано на ВИЧ-инфекцию 206693 человек российских граждан, вновь выявлено 216 случаев ВИЧ-инфекции среди российских граждан, в том числе в ГУ ФСИН России по Республике Мордовия - 40 человек. Среди жителей республики выявлен 151 случай ВИЧ-инфекции, показатель заболеваемости среди жителей республики составил 22,5 на 100 тыс. населения, что на 0,9% выше аналогичного показателя 2017 года (2017 г. - 181 случай или 22,3 на 100 тыс. населения) и ниже чем в среднем по Российской Федерации (58,9 на 100 тыс. населения) в 2,2 раза.
Подлежало диспансерному наблюдению всего 3829 человек ВИЧ-инфицированных, в т.ч. с 01.01.2018 г. - 2474 человек. Охвачено диспансерным наблюдением на 01.01.2019 г. - 3826 человек (99,9%), в т.ч. с 01.01.2018 г. - 2471 человек (99,8%).
За 2018 год количество ВИЧ-инфицированных прошедших обследование по определению вирусной нагрузки, иммунного статуса (CD4) и на туберкулез составило 2434 человек - 98,5% от количества ВИЧ-инфицированных состоявших на диспансерном наблюдении.
Количество ВИЧ-инфицированных беременных женщин, завершивших беременность родами - 35 человек, из них 34 парам "мать - ребенок" проводилась трехэтапная химиопрофилактика (во время беременности, в родах, ребенку) - 97,1%.
Индикативные показатели приоритетного Национального проекта "Здоровье" в части выявления, лечения и профилактики ВИЧ-инфекции в 2017 - 2018 гг. выполнены.
На диспансерном наблюдении в 2018 г. состояло 2471 ВИЧ-инфицированных российских граждан из 2474 подлежащих, что составило 99,8%. Количество ВИЧ-инфицированных прошедших диспансерное обследование - 2434 чел., что составляет 98,5% от числа состоявших на диспансерном наблюдении, из них прошли обследование по определению иммунного статуса, вирусной нагрузки, на туберкулез - 2434 чел. (100,0%).
В 2018 г. от 35 ВИЧ-инфицированных беременных женщин родилось 36 ребенка, химиопрофилактику для профилактики перинатального инфицирования плода получали 34 ВИЧ-инфицированных беременных женщин (97,1%).
За 2018 г. проведено 206693 лабораторных обследований на ВИЧ-инфекцию из 180000 запланированных на год (114,8%).
В течение года основное внимание при проведении профилактической работы уделялось:
- информированию и обучению различных групп населения средствам и методам профилактики ВИЧ-инфекции и других гемоконтактных инфекций;
- вопросам ранней диагностики ВИЧ-инфекции в медицинских организациях республики;
- обучению волонтеров основам профилактики социально значимых заболеваний для работы в молодежной среде;
- анкетированию, консультированию и добровольному обследованию на ВИЧ-инфекцию в молодежной среде, трудовых коллективах республики, реабилитационном центре республики;
- тестированию потребителей инъекционных наркотиков на ВИЧ-инфекцию.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.