Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 4
к постановлению Администрации
Дубенского муниципального района
от 11 декабря 2018 г. N 749
Перечень
основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых будет направлена политика Правительства Республики Мордовия, Дубенского муниципального района в 2019 году и в плановом периоде 2020 и 2021 годов
Социально-экономическая политика в Республике Мордовия, Дубенского муниципального района в целях обеспечения устойчивого развития в среднесрочной перспективе предусматривает реализацию следующих направлений:
рост инвестиционной активности на основе реализации механизма частно-государственного партнерства, роста частных инвестиций;
увеличение инвестиций в модернизацию производства, инфраструктурные проекты;
реализация мер по улучшению инвестиционного климата, созданию благоприятной предпринимательской среды, снижению административных барьеров для развития бизнеса, в том числе малого и среднего;
снижение издержек и повышение конкурентоспособности продукции республиканских товаропроизводителей;
развитие импортозамещения во всех отраслях экономики за счет реализации проектов по созданию высокоэффективных производств и инноваций, включая развитие инновационных кластеров;
обеспечение роста производительности труда, создание высокопроизводительных рабочих мест;
рост оплаты труда работников в производственной и социальной сферах;
повышение качества жизни и увеличение объемов инвестиций в развитие человеческого капитала (здравоохранение, образование, культуру и т. д.);
повышение энергоэффективности экономики и социальной сферы;
повышение эффективности государственного управления, качества предоставляемых государственных услуг;
совершенствование бюджетной, налоговой политики, повышение эффективности бюджетных расходов.
Рост ВРП по вариантам 1 и 2 прогнозируется в 2019 году на уровне 3,1 - 4,4%, в 2020 году - 3,0 - 4,4%, в 2021 году - 2,9 - 4,3%, что будет обеспечиваться за счет развития формирующих его отраслей.
Инвестиционная политика будет направлена на дальнейшее улучшение инвестиционного климата в целях привлечения инвестиций в экономику за счет всех источников финансирования.
В среднесрочный период 2019 - 2021 годов прогнозируется положительная динамика инвестиций в основной капитал: в 2019 году: по первому варианту 101%, по второму варианту - 102,2%; в 2020 году - 101,2% и 102,4% соответственно, в 2021 году - 101,5% и 102,7% соответственно.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" предстоит решение ряда задач:
создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами;
рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год;
стимулирование внедрения передовых управленческих, организационных и технологических решений для повышения производительности труда и модернизации основных фондов, в том числе посредством предоставления налоговых преференций;
сокращение нормативно-правовых и административных ограничений, препятствующих росту производительности труда, а также замещение устаревших и непроизводительных рабочих мест;
формирование системы методической и организационной поддержки повышения производительности труда на предприятиях;
формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений.
ориентация промышленной политики, включая применяемые механизмы государственной поддержки, на достижение международной конкурентоспособности российских товаров (работ, услуг) в целях обеспечения их присутствия на внешних рынках.
В среднесрочной перспективе влияние на развитие агропромышленного комплекса будут оказывать восстановительные процессы в экономике, которые приведут к росту инвестиционной активности и рентабельности предприятий, оживлению потребительского спроса. Кроме того, совокупность мероприятий по развитию АПК в последние годы будет способствовать интенсификации производства, улучшению количественных и качественных показателей отрасли, что, в свою очередь, отразится на конкурентоспособности продукции для обеспечения населения качественными продовольственными товарами и выхода местной продукции на зарубежные рынки сбыта.
Развитие аграрного сектора в 2019 - 2021 годах предусматривается обеспечить за счет реализации следующих первоочередных мер:
стимулирования роста объемов производства основных видов продукции, производимой предприятиями агропромышленного комплекса;
повышения инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширения масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
стимулирования привлечения в агропромышленный комплекс инвестиционных ресурсов и наращивания объемов лизинговых поставок для внедрения современных технологий, техники и оборудования, племенного скота;
увеличения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест;
повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в связи с введением ограничений на ввоз сельскохозяйственной продукции;
оказания государственной поддержки развитию мясного скотоводства, производства молока;
стимулирования развития животноводства на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
укрепления кормовой базы животноводства и улучшения работы ветеринарной службы для обеспечения выполнения задач по увеличению животноводческой продукции;
осуществления противоэпизоотических мероприятий в отношении карантинных и особо опасных животных;
модернизации и развития инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых предприятий, сельской кредитной кооперации;
создания предпосылок для устойчивого развития сельских территорий за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, повышения обеспеченности сельского населения питьевой водой, газификации домов природным газом;
обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов на селе;
улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
совершенствования механизмов и процедуры страхования в сельском хозяйстве и повышения удельного веса застрахованных площадей посевов;
повышения финансовой устойчивости сельского хозяйства за счет мер по расширению доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;
развития мелиорации с целью воспроизводства и эффективного использования в сельском хозяйстве земельных и других природных ресурсов, повышения продуктивного потенциала земель;
увеличения перерабатывающих, транспортных, логистических мощностей и осуществления функций продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозорганизаций;
развития сельскохозяйственного и несельскохозяйственного малого бизнеса на селе с целью увеличения объемов реализации продукции, повышения занятости и доходов сельского населения.
Для закрепления положительных тенденций развития агропромышленного комплекса с учетом сложившихся условий функционирования в среднесрочной перспективе будут решаться следующие задачи:
развитие производственного потенциала, сырьевой составляющей путем строительства и модернизации перерабатывающих мощностей, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами;
совершенствование системы поддержки агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей;
повышение эффективности использования бюджетных средств, направляемых в агропромышленный комплекс, усиление контроля за их целевым использованием, обеспечение доступности и эффективности кредитования отрасли;
создание благоприятных экономических условий для привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации целевых федеральных и региональных программ развития АПК;
повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его финансовой устойчивости;
формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего доходность сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры рынка, достижение максимального уровня потребления продукции местных сельхозтоваропроизводителей;
повышение эффективности производства сельскохозяйственной продукции и генетического потенциала сельхозкультур и животных;
обеспечение доступа малых форм хозяйствования к субсидируемым кредитам банков и займам сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;
привлечение союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей к участию в формировании государственной аграрной политики;
развитие биотехнологий в агропромышленном комплексе;
продолжение институциональных преобразований, дальнейшее развитие правовой системы регулирования земельных отношений, формирование реальных собственников земельных участков и имущества с высокой мотивацией их эффективного использования;
сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных ресурсов.
Особое значение придается развитию животноводства. Ставится задача за счет улучшения племенной работы, укрепления кормовой базы. Продолжится работа по реконструкции животноводческих ферм. Обновление стада животноводческих комплексов высокопродуктивным племенным поголовьем будет осуществляться за счет максимального использования потенциала племенных хозяйств республики и приобретения высокопродуктивного скота.
Прогнозируемые объемы будут достигаться за счет реализации крупных инвестиционных проектов:
"Строительство молочного комплекса на 6450 гол. фуражных коров" (ООО "Хорошее дело");
Модернизация объектов коммунального хозяйства будет базироваться на реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства. Предусмотрено дальнейшее развитие системы водо- и теплоснабжения, а также создание и эксплуатация межмуниципальной системы коммунальной инфраструктуры в области обращения с ТКО на территории Республики Мордовия.
Дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса будет осуществляться в рамках приоритетного проекта "Малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской деятельности" и подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства на 2016 - 2019 годы" Государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия до 2020 года".
Реализация предусмотренных ими мер позволит:
создать благоприятные условия для эффективного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе на муниципальном уровне;
привлечь дополнительные инвестиции на развитие и поддержку малого и среднего бизнеса республики;
реализовать перспективные инвестиционные проекты субъектов малого и среднего предпринимательства;
обеспечить дальнейшее развитие системы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства;
создать дополнительные рабочие места в сфере малого и среднего предпринимательства;
обеспечить увеличение объема поступления налогов в бюджеты различного уровня и платежей во внебюджетные фонды от субъектов малого и среднего предпринимательства.
Конечной целью является формирование условий для дальнейшего развития малого предпринимательства, основанное на встраивании направлений поддержки предпринимательства в систему стратегических целей, задач и приоритетов развития Республики Мордовия, снижение влияния основных ограничений развития малого и среднего предпринимательства, увеличение его вклада в экономики республики и обеспечение занятости населения.
С целью снижения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности одним из основных направлений стратегического развития Российской Федерации является совершенствование контрольно-надзорной деятельности.
В целом реформа контрольно-надзорной деятельности предусматривает решение задач по обеспечению безопасности жизни и здоровья человека, возможности бизнесу работать и развиваться, не тратя значительных ресурсов на прохождение проверок, повышению уровня эффективности непосредственно контрольно-надзорной деятельности.
Динамика развития оборота розничной торговли и его структура на 2019 - 2021 годы будут базироваться на основных тенденциях, сложившихся в 2018 году, динамике денежных доходов населения и уровне потребительских цен на товары.
Основной задачей развития потребительского рынка остается расширение ассортимента товаров, развитие конкурентной среды для обеспечения условий по снижению цен, поддержка местных товаропроизводителей, повышение качества и безопасности товаров, ликвидация сокрытого товарооборота.
Важное значение в развитии потребительского рынка имеет дальнейшее развитие конкурентной среды. Планом мероприятий ("дорожной картой") по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия предусматривается реализация комплекса мер по развитию конкуренции на приоритетных и социально значимых рынках товаров и услуг.
В муниципальных районах и в городском округе Саранск предусмотрено дальнейшее усиление позиций организованного рынка за счет развития специализированных и узкоспециализированных продовольственных и непродовольственных магазинов, создание сети удобных магазинов шаговой доступности, расширение видов услуг для различных категорий населения, в том числе малообеспеченных.
Этому будет способствовать реализация:
государственной программы "Экономическое развитие Республики Мордовия" до 2020 года;
республиканской целевой программы: "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2019 годы, а также:
Плана мероприятий ("дорожной карты") по содействию развитию конкуренции в Республике Мордовия;
Плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию конкуренции в агропромышленном комплексе Республики Мордовия.
В целях улучшения ситуации на потребительском рынке предусматривается реализация комплекса мер по:
дальнейшему усилению позиций организованного рынка за счет формирования крупных торговых центров и комплексов, сетевой торговли;
развитию многоформатной инфраструктуры торговли, в первую очередь малых и средних форматов, нестационарной, ярмарочной, рыночной, мобильной, а также фирменной торговли;
оптимальному размещению сети предприятий торговли, общественного питания и платных услуг, оказываемых населению;
внедрению для различных типов населённых пунктов нормативов обеспеченности населения площадью разных форматов торговых объектов и их количество;
развитию розничной торговли с использованием прогрессивных технологий обслуживания покупателей, в т. ч. на муниципальном уровне;
созданию в рамках программ развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, условий и гарантированных каналов сбыта излишков сельхозпродукции личных подсобных и фермерских хозяйств, сельхозкооперативов;
выращиванию на местных водоемах и дальнейшей реализации прудовой рыбы населению через организации розничной торговли и продовольственные рынки;
увеличению присутствия местной продукции в общем ассортименте товаров на прилавках крупных торговых сетей;
расширению ярмарочной торговли с участием местных товаропроизводителей, увеличению количества проводимых ярмарок-распродаж продовольственных товаров в формате "ярмарок выходного дня";
дополнительному открытию социальных магазинов, отделов по обслуживанию малообеспеченных групп населения продовольственными товарами по сниженным ценам;
расширению сети магазинов в труднодоступных и малочисленных населенных пунктах;
открытию предприятий общественного питания быстрого обслуживания;
созданию современных объектов придорожного сервиса по торговому обслуживанию, общественному питанию и платным услугам, оказываемым населению.
В среднесрочном периоде 2019 - 2021 годов динамика платных услуг населению и его структура будут определяться денежными доходами населения и уровнем потребительских цен на услуги. Объем реализации платных услуг населению в этот период увеличится по первому варианту - на 8,9%, по второму варианту - на 15,8 процента.
Ключевыми целями социально-экономической политики остаются повышение доходов населения, заработной платы и мотивации к труду.
По предварительной оценке, реальная заработная плата в 2018 году составит 105,2 процента. Основными факторами, поддерживающими рост денежных доходов населения, станут более высокие темпы роста реальной заработной платы и невысокий уровень инфляции, в результате чего реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся за три года (2019 - 2021 годы) на 6,2 - 9,2 процента.
Социальная политика в среднесрочный период будет направлена на выполнение целей и задач, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах на период до 2024 год".
Предусматривается реализация мер, направленных на выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала; усиление адресной социальной защиты населения, прежде всего помощи семьям с детьми, обеспечение доступности, необходимых объемов и качества оказываемых социальных, медицинских и образовательных услуг, оказание поддержки гражданам в сфере занятости, а также в решении проблемы обеспечения жильем.
Стратегические цели:
в сфере демографического развития:
увеличение продолжительности здоровой жизни населения;
увеличение суммарного коэффициента рождаемости за счет реализации мероприятий, направленных на стимулирование рождаемости (предоставление льготных условий ипотечного кредитования для молодых семей, реализация мер поощрения семей, воспитывающих детей, развитие поддержки неполных семей с детьми, улучшение доступности и качества медицинской помощи, направленной на предупреждение врожденных патологий, и т. д.), укрепление института семьи,
увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
управление миграционными процессами в целях снижения дефицита трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики, создание условий для притока экономически активного населения в республику;
в сфере здравоохранения:
снижение показателей смертности населения, в том числе трудоспособного возраста за счет максимального приближения первичного звена здравоохранения к каждому жителю республики вне зависимости от места проживания, оптимизации оказания специализированной медицинской помощи населению путем концентрации высокотехнологического оборудования и кадрового потенциала на базах многопрофильных государственных учреждений здравоохранения республики и в межрайонных специализированных центрах, охраны детского здоровья, повышения роли профилактики заболеваний и формирования здорового образа жизни, упорядочения сети и структуры здравоохранения, строительства и технического перевооружения медицинских организаций, дальнейшего развития стационарозамещающих технологий, оптимизации работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, обеспечения охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами;
в сфере образования:
повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики и современными потребностями общества, обеспечение социального равенства в получении образования, внедрение современных инновационных программ обучения, развитие системы непрерывного образования, подготовка педагогических кадров по лучшим стандартам современного педагогического образования, ориентация системы образования на потребности рынка труда, улучшение ресурсного обеспечения образовательных учреждений; поддержка обучающихся и содействие их трудоустройству; формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, увеличение государственных ресурсов, направляемых в науку; развитие наставничества, поддержка общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства); создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, оказание методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье;
в сфере жилья и городской среды:
строительство жилья экономкласса, обеспечение доступности ипотечного жилищного кредитования для большинства населения;
реализация программ по содействию в решении жилищных вопросов молодых семей, семей, имеющих 3 и более детей, работников бюджетной сферы (учителей, врачей, молодых ученых), поддержка малоимущих граждан.
повышение комфортности для населения городской среды и сельских населенных пунктов;
обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда;
в сфере экологии:
развитие системы обращения с твердыми коммунальными отходами;
реализация мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, повышению качества питьевой воды посредством модернизации систем водоснабжения;
сохранение биологического разнообразия за счет развития особо охраняемых природных территорий, создание и развитие инфраструктуры экологического туризма в национальных парках, сохранение лесов, в том числе на основе их воспроизводства на участках вырубленных и погибших лесных насаждений;
в сфере занятости населения:
поддержка занятости населения, повышение конкурентоспособности на рынке труда различных групп населения;
стимулирование сохранения и создания рабочих мест;
формирование системы подготовки кадров, направленной на обучение основам повышения производительности труда, в том числе посредством использования цифровых технологий и платформенных решений;
совершенствование работы по профилактике безработицы; повышение эффективности активной политики занятости на рынке труда; повышение стимулов к активному поиску безработными работы;
в сфере культуры:
сохранение историко-культурного наследия, сохранение и восстановление традиционной народной культуры, обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни, создание условий для реализации творческих способностей личности; дальнейшая организация культурного досуга населения, укрепление межрегиональных и международных связей, развитие культурного обмена, продвижение региональных культурных продуктов на российский и мировой культурные рынки.
Реализация определенных настоящими Сценарными условиями основных направлений социально-экономического развития Республики Мордовия на 2019 - 2021 годы позволит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие экономики республики и на этой основе повышение уровня жизни населения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.