В соответствии с Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р, Уставом муниципального образования - городского округа Великий Новгород, в целях исполнения пункта 5.1 раздела IV протокольного решения заседания Правительства Новгородской области от 20.11.2014 постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию муниципальной молодежной политики на территории городского округа Великий Новгород на период до 2025 года.
2. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новгород".
Мэр Великого Новгорода |
Ю.И. Бобрышев |
Стратегия
муниципальной молодежной политики на территории городского округа Великий Новгород на период до 2025 года
(утв. постановлением Администрации Великого Новгорода от 15 марта 2016 г. N 1077)
Введение
Опыт развития общества последних десятилетий убедительно доказывает, что политических и экономических успехов добиваются именно те государства, которые уделяют повышенное внимание молодежи, устойчивое развитие демонстрируют именно те общества, которые пересмотрели систему традиционных взглядов на новые поколения, на систему взаимоотношений между поколениями и на значение этих отношений для политического и социально-экономического развития.
Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств и обществ, которые научатся эффективно использовать человеческий потенциал и в первую очередь тот потенциал развития, носителем которого является молодежь.
При этом следует учитывать, что инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может иметь как конструктивную, созидательную направленность, так и деструктивное воздействие, способное нанести ущерб государству и обществу, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов должны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности, формированию ответственности за сегодняшний день общества и его будущее. Решать эти проблемы на уровне государства можно и нужно при помощи проведения в жизнь целенаправленной и взвешенной государственной молодежной политики.
Государственная молодежная политика - понятие сравнительно новое для системы государственного управления и общественного строительства. Ее внутренние законы, система построения, механизмы развития и оценка адекватности не являются устоявшимися и пока не имеют единых стандартов, правил, традиций.
Новый этап развития общества ставит перед государством иные задачи в области реализации молодежной политики, в частности, требует неотложного рассмотрения следующих проблем:
недостаточность нормативной правовой базы по вопросам молодежной политики;
слабая скоординированность государственной молодежной политики с другими сферами государственной политики, что приводит к определенной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства;
ограниченность инфраструктуры учреждений и органов по делам молодежи, направлений их деятельности, адекватно отвечающих потребностям, интересам и проблемам сферы молодежной политики;
недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения структур государственной молодежной политики;
отсутствие универсальной системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния сферы молодежной политики;
иные проблемы.
С учетом этого выдвигаются новые требования к реализации государственной молодежной политики:
установление диалога с молодежью;
поддержка и содействие реализации гражданских инициатив молодежи, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений;
дифференцированный и диверсифицированный подход к молодежи по социальным и возрастным группам;
межведомственное взаимодействие;
доступность необходимого количества социальных услуг для молодежи;
интеграция источников финансирования государственной молодежной политики, усиление роли экономических рычагов привлечения экономических ресурсов;
создание современной инфраструктуры молодежной политики;
формирование современного единого информационного пространства в сфере молодежной политики.
Необходимо остановить негативные тенденции в молодежной среде, принять радикальные меры по качественному улучшению положения молодежи, воспитанию культуры здорового образа жизни, новых ценностных ориентиров, включающих высокий уровень гражданственности и патриотизма.
Важнейшей составляющей реализации государственной молодежной политики являются ее региональная и муниципальная составляющие, учитывающие многообразие сложившихся в современной России политических, социально-экономических и конфессиональных систем, требующих индивидуального подхода к решению проблем молодежи в каждом отдельном регионе и муниципальном образовании.
1. Общие положения
1.1. В настоящем документе используются следующие понятия:
молодежь -это социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных особенностей, социального положения и характеризующаяся специфическими интересами и ценностями (эта группа включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет, а в некоторых случаях, определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, - до 35 и более лет, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом (граждане Российской Федерации и соотечественники);
государственная молодежная политика -это внутренняя политика государства по регулированию отношений молодежи и государства (представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, для ответственного участия в жизни общества, для развития и самореализации личности);
муниципальная молодежная политика -направление деятельности городского округа Великий Новгород, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития и конкурентоспособности;
работа с молодежью -профессиональная деятельность, направленная на решение комплексных задач по реализации молодежной политики в сферах труда, права, политики, науки и образования, культуры и спорта, коммуникации, здравоохранения, взаимодействия с государственными организациями и общественными институтами, молодежными и детскими общественными объединениями, а также с работодателями;
инфраструктура молодежной политики -система государственных, муниципальных организаций и общественных объединений, а также иных организаций всех форм собственности, обеспечивающих возможность для оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на развитие молодежи;
молодежное предпринимательство -предпринимательская деятельность граждан в возрасте до 30 лет, а также юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства), средний возраст штатных работников которых, а также возраст руководителя не превышает 30 лет либо в уставном (складочном) капитале которых доля вкладов лиц не старше 30 лет превышает 75 процентов;
молодежная добровольческая (волонтерская) деятельность -добровольная социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);
молодая семья -семья, состоящая в первом зарегистрированном браке, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье не превышает 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых семей возраст участников увеличивается до 35 лет);
молодой специалист -гражданин Российской Федерации в возрасте до 30 лет (для участников жилищных программ поддержки молодых специалистов -до 35 лет), имеющий среднее профессиональное или высшее образование, принятый на работу по трудовому договору в соответствии с уровнем профессионального образования и квалификацией;
молодой ученый -работник образовательной или научной организации, имеющий ученую степень кандидата наук в возрасте до 35 лет или ученую степень доктора наук в возрасте до 40 лет (для участников программ решения жилищных проблем работников - до 45 лет) либо являющийся аспирантом, исследователем или преподавателем образовательной организации высшего образования без ученой степени в возрасте до 30 лет;
специалист по работе с молодежью -работник, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, федерального, регионального или муниципального органа исполнительной власти, органа местного самоуправления, а также организации любой формы собственности, осуществляющей работу с молодежью.
1.2. Молодежь является объектом национально-государственных интересов, поскольку представляет собой стратегический ресурс развивающегося общества.
В период молодости решаются две группы проблем:
первая группа проблем -личностные проблемы, которые молодые люди ставят для себя сами: взросление, самопознание, саморазвитие, самоопределение в социальном мире (решение данных проблем зависит от самой личности, от ее активности, способности к рефлексии, силы воли, психологической устойчивости, задатков и способностей к различным видам деятельности; в этом возрасте происходит внутренняя самореализация в процессе формирования способностей и личностных качеств, формируются жизненные цели и создается потенциал внешней самореализации, выступающей движущей силой достижения социально значимых целей);
вторая группа проблем связана с необходимостью освоения социальных ролей, достижением определенного социального статуса, формированием гражданских качеств.
Сознавая эти проблемы, общество должно обеспечивать ресурсами (экономическими, информационными и т.п.) их решение в период молодости, предопределяя тем самым жизнеспособность молодых поколений и свое самосохранение и развитие как целостного социально-исторического субъекта. Общество и государство должны ориентировать государственную молодежную политику на решение проблем социализации молодежи, направлять социальный потенциал молодежи на развитие общества.
1.3. Молодежь Великого Новгорода как наиболее восприимчивая и мобильная часть социума поддерживает прогрессивные реформы и претворяет их в жизнь. Гражданско-патриотические устремления молодежи развивают науку и промышленность, обеспечивая рост экономики и улучшение качества жизни.
Новые вызовы, связанные с изменениями в глобальном мире, новые цели социально-экономического развития страны требуют системного обновления, развития задач и механизмов муниципальной молодежной политики.
Приоритеты Великого Новгорода ориентированы на укрепление воспитательной роли семьи, общества и государства. Молодежь Великого Новгорода все ярче демонстрирует активную позицию по развитию гражданского общества, формируются механизмы создания молодежью общественных благ.
2. Основные проблемы молодежи Великого Новгорода на современном этапе развития
2.1. По данным статистической отчетности, в структуре населения Великого Новгорода в 2015 году численность молодежи составляла 51773 гражданина в возрасте от 14 до 30 лет (включительно), что по отношению к общему количеству населения (221954 человека) составляет 23,32 процента (ситуация характерна для городов Центра и Северо-Запада России). Из всех проживающих в области молодых людей (123400 человек) 41,95 процента проживают в Великом Новгороде.
Анализ показателей смертности и рождаемости, естественного прироста населения, соотношения браков и разводов показывает, что демографическая ситуация в Великом Новгороде остается неблагоприятной.
По сравнению с 2011 годом численность молодежи уменьшилась почти на 5,7 тысячи человек (что составляет 10,03 процента).
В структуре населения доля молодежи в общей численности населения Великого Новгорода сократилась с 26,70 процента до 23,32 процента.
Уже в ближайшие годы это обусловит основную социально-экономическую нагрузку на молодых граждан, вступающих в самостоятельную жизнь (обострятся проблемы пенсий и социальных выплат, повысится нагрузка на систему здравоохранения и т.д.).
Такое сокращение численности молодежи может быть объяснено резким падением рождаемости в 90-е годы прошлого столетия. Именно родившиеся в конце прошлого столетия пополняли в последние 5 лет категорию "молодежь".
Если учесть, что именно эти молодые люди входят в настоящее время в активный репродуктивный возраст (по данным социологических исследований около 80 процентов детей рождаются у молодежи), то в ближайшее время следует ожидать достаточно резкого спада рождаемости.
Прирост молодого населения за счет миграции из районов Новгородской области не покрывает показатели естественной убыли населения. Кроме того, наблюдается отток молодых жителей Великого Новгорода в другие регионы, прежде всего в Москву и Санкт-Петербург. По данным проведенных исследований, каждый шестой представитель молодежи Великого Новгорода хотел бы уехать в другие города или за пределы России.
Кроме демографического спада и, как следствие, снижения рождаемости, к серьезным проблемам в России относятся слабое здоровье подрастающего поколения, рост молодежной преступности, склонность к употреблению психоактивных веществ. По словам Президента Российской Федерации В.В. Путина, "асоциальные проявления и вообще пренебрежение молодежи к собственному здоровью являются подрывом основы благополучия общества на целые годы вперед".
Значительная часть молодежи не уделяет должного внимания своему здоровью, культура здорового образа жизни не распространена в молодежной среде, поэтому необходимо проводить целенаправленную политику по формированию культуры здорового образа жизни в молодежной среде, по вопросам бережного отношения к собственному здоровью, регулярных занятий физической культурой и спортом. Особое внимание следует уделить воспитанию непримиримого отношения к курению, употреблению психоактивных веществ, в том числе путем размещения в Великом Новгороде социальной рекламы с пропагандой здорового образа жизни.
Именно поэтому муниципальным структурам необходимо оказывать содействие общественным объединениям, творческим союзам, иным молодежным объединениям позитивной направленности в разработке и распространении специальных информационных материалов, в реализации проектов, мотивирующих самостоятельную деятельность, способствующих проявлению активности в молодежной среде.
Положение молодежи на современном этапе позволяет выделить следующие наиболее значимые проблемы:
демографический кризис, который по оценкам специалистов в ближайшее время приведет к существенному уменьшению доли молодежи в структуре населения Великого Новгорода, увеличению экономической нагрузки на активную работающую молодежь;
ухудшение здоровья подрастающего поколения;
сложность адаптации молодежи к социально-экономическим реалиям;
сохраняющаяся тенденция негативных проявлений, девиантного поведения молодежи;
гражданская и социальная пассивность молодежи.
Эти проблемы имеют ярко выраженную региональную специфику:
в настоящее время Великий Новгород активно вбирает в себя сельскую молодежь, меняется структура молодежной среды;
расположение Великого Новгорода в небольшом отдалении от Москвы и Санкт-Петербурга приводит к оттоку наиболее активной и деятельной части молодежи в эти города;
низкий спрос на высококвалифицированные кадры приводит к трудностям в профессиональной самореализации молодежи;
отсутствие современной молодежной инфраструктуры обуславливает недостаточность возможностей для творческой самореализации молодежи.
2.2. В настоящее время в Великом Новгороде в целом сложилась и действует система формирования и реализации молодежной политики на муниципальном уровне.
В последние годы благодаря совместной деятельности Правительства Новгородской области, государственных органов и учреждений, структурных подразделений Администрации Великого Новгорода и общественных объединений удалось переломить ряд негативных тенденций и достичь заметного улучшения социально-экономического положения молодежи в Великом Новгороде. Уменьшилась смертность среди молодежи, усилилось стремление к ведению здорового образа жизни, снизился уровень молодежной безработицы и наметилось снижение преступности (в том числе среди несовершеннолетних). Многие представители молодежи Великого Новгорода входят в число победителей и призеров международных и Всероссийских спортивных соревнований, творческих конкурсов и олимпиад.
Вместе с тем существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе.
Стратегическим приоритетом муниципальной молодежной политики является создание условий для формирования личности гармоничной, постоянно совершенствующейся, эрудированной, конкурентоспособной, неравнодушной, обладающей прочным нравственным стержнем, способной при этом адаптироваться к меняющимся условиям и восприимчивой к новым созидательным идеям.
В связи с этим настоящий документ ориентирован не на внешние организационные усилия органов власти, как принято традиционно, а на вовлечение молодых граждан в социальные процессы с учетом их стремлений, особенностей и специфики поведения. Молодежная политика должна учитывать интересы каждого молодого человека, предоставлять возможность для реализации трудового и творческого потенциала в Великом Новгороде.
Ключевой задачей настоящего документа является воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния своей семьи и Великого Новгорода.
В Великом Новгороде необходимо создать базовые условия для полноценной самореализации молодежи в социально-экономической и общественно-политической сферах жизни, развития ее индивидуальных качеств, проявления высокого уровня социальной активности.
Эффективная реализация муниципальной молодежной политики должна обеспечивать устойчивый рост числа молодых людей, мотивированных на позитивные действия, разделяющих общечеловеческие и национальные духовные ценности, обладающих хорошим физическим здоровьем, занимающихся физической культурой и спортом, не имеющих вредных привычек, работающих над своим личностным и профессиональным развитием, любящих свое Отечество, Новгородскую область и Великий Новгород и готовых защищать их интересы, прилагающих усилия для динамичного развития сильной и независимой России.
Главным результатом реализации муниципальной молодежной политики должно стать улучшение социально-экономического положения молодежи Великого Новгорода и увеличение степени ее вовлеченности в социально-экономическую жизнь Великого Новгорода.
3. Основные принципы реализации муниципальной молодежной политики
Муниципальная молодежная политика основывается на конституционных гарантиях равенства прав и свобод граждан и реализуется в соответствии со следующими принципами:
ответственность органов местного самоуправления Великого Новгорода за соблюдение законных интересов молодежи;
ответственность молодежи за реализацию своих конституционных прав и обязанностей в сферах государственной и общественной жизни;
признание молодежи равноправным партнером в формировании и реализации муниципальной и государственной молодежной политики;
приоритетность муниципальной поддержки социально незащищенных молодых граждан;
предоставление городским округом Великий Новгород базового объема услуг для духовного, культурного, социального, физического и психического развития молодежи, а также возможностей для выбора жизненного пути, образования, начала трудовой деятельности, создания семьи;
поддержка деятельности молодежных общественных объединений и организаций;
развитие государственно-частного партнерства и взаимодействия с социальными институтами общества;
повышение эффективности использования информационных ресурсов и инфраструктуры городского округа в интересах реализации муниципальной молодежной политики;
укрепление механизмов правового регулирования и единства молодежной политики на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
взаимодействие различных ведомств при реализации стратегий и программ в части, касающейся молодежной политики.
4. Цели и приоритетные задачи муниципальной молодежной политики
4.1. Целями муниципальной молодежной политики являются совершенствование правовых, социально-экономических и организационных условий для успешной самореализации молодежи, направленной на раскрытие ее потенциала для дальнейшего развития Великого Новгорода, а также содействие успешной интеграции молодежи в общество и повышению ее роли в жизни страны.
4.2. Для достижения целей муниципальной молодежной политики необходимо решить следующие приоритетные задачи:
4.2.1. Формирование системы ценностей, предусматривающей создание условий для воспитания и развития молодежи, знающей и ответственно реализующей свои конституционные права и обязанности, обладающей гуманистическим мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей, проявляющей знание своего культурного, исторического, национального наследия и уважение к его многообразию, а также развитие в молодежной среде культуры созидательных межэтнических отношений.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
разработка и внедрение просветительских (в том числе интерактивных) программ и проектов гражданско-патриотической тематики, посвященных пропаганде государственной символики, символики Новгородской области и Великого Новгорода, достижениям государства, Новгородской области и Великого Новгорода, героям и значимым событиям в новейшей истории страны, Новгородской области и Великого Новгорода;
реализация просветительских и иных программ, направленных на укрепление социального, межнационального и межконфессионального согласия в молодежной среде;
популяризация в молодежной среде литературного русского языка, а также культурных и национальных традиций;
вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры, культуры Новгородской области и Великого Новгорода, исторического наследия и традиционных ремесел Новгородской земли;
системная поддержка программ и проектов, направленных на формирование активной гражданской позиции молодых граждан, национально-государственной идентичности, воспитание уважения к представителям различных этносов, укрепление нравственных ценностей, профилактику экстремизма, взаимодействие с молодежными субкультурами и неформальными движениями;
вовлечение молодежи в активную работу поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих, студенческих отрядов и молодежных объединений;
вовлечение молодежи в творческую деятельность, поддержка молодых деятелей искусства, а также талантливой молодежи, занимающейся современными видами творчества и не имеющей специального образования;
популяризация людей, достигших выдающихся успехов в своей профессиональной деятельности;
повышение доступности молодежного туризма и развитие его инфраструктуры;
поддержка участия молодежи в реализации проектов экологических организаций и деятельности по реставрации исторических памятников;
развитие механизмов обеспечения доступности для молодежи объектов культурного наследия Великого Новгорода (в том числе путем формирования и развития единой системы льготного посещения театрально-концертных организаций, музеев, выставок, организаций культуры и искусства);
расширение сети молодежных, физкультурно-спортивных, военно-патриотических и компьютерных клубов, библиотек, художественных кружков и других организаций, доступных для молодежи Великого Новгорода;
4.2.2. Развитие просветительской работы с молодежью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, а также создание условий для самообразования молодежи.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
развитие гуманитарного и правового просвещения молодежи, повышение уровня финансовой грамотности;
повышение качества подготовки молодых специалистов и их квалификации, в том числе по педагогическому и инженерно-техническому направлениям;
создание условий и системы мотивации, способствующих самообразованию молодежи, а также организация доступа к образовательным и просветительским курсам и мероприятиям в режиме удаленного доступа;
совершенствование системы поощрения и мотивации талантливой молодежи;
совершенствование условий для инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие системы сертификации знаний и компетенций, полученных путем самообразования;
развитие компетенций работников, занимающихся вопросами молодежи, в том числе имеющих квалификацию "специалист по организации работы с молодежью";
использование ресурсов семейных сообществ и позитивного потенциала молодежных неформальных объединений для дополнительного образования молодежи;
создание условий для привлечения к деятельности в сфере дополнительного образования молодых специалистов, индивидуальных предпринимателей, волонтеров, представителей студенчества, науки и образовательных организаций высшего образования;
развитие молодежного самоуправления в образовательных организациях, привлечение молодежных общественных объединений к мониторингу контроля качества образования;
4.2.3. Формирование ценностей здорового образа жизни, создание условий для физического развития молодежи, формирование экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности молодежи.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
вовлечение молодежи в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе техническими видами спорта;
вовлечение молодежи в пропаганду здорового образа жизни;
совершенствование системы студенческих соревнований и развитие студенческого спорта;
реализация проектов в области физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности, связанных с популяризацией здорового образа жизни, занятий спортом, а также с созданием положительного образа молодежи, ведущей здоровый образ жизни;
содействие развитию инфраструктуры для отдыха и оздоровления молодежи;
привлечение молодежи в добровольные студенческие спасательные формирования и подразделения добровольной пожарной охраны;
совершенствование организации ежегодной диспансеризации студентов, а также их оздоровления и санаторно-курортного отдыха;
организация и проведение массовых мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, повышению уровня информированности молодежи о вреде активного и пассивного курения табака, формированию в общественном сознании установок о неприемлемости потребления табака в общественных местах, о необходимости увеличения физической активности (мероприятия, посвященные всемирному Дню здоровья, всемирному Дню без табака, всемирному Дню сердца, Дню отказа от курения, и других);
организация на базе учреждений социального обслуживания населения клубов и реабилитационных групп для подростков в целях проведения мероприятий по профилактике зависимости от психоактивных веществ и формированию здорового образа жизни;
создание условий для реабилитации лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в рамках внедрения комплексной модели медико-социальной реабилитации;
4.2.4. Создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии "социального лифта".
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий в соответствии с действующим законодательством:
обеспечение механизмов высокопроизводительной занятости молодежи путем создания новых и модернизации существующих рабочих мест;
создание базовых условий для реализации предпринимательского потенциала молодежи, в том числе социального, а также создание и поддержка деятельности общественных объединений, направленной на развитие социально ориентированного молодежного предпринимательства;
развитие трудовой и проектной активности молодежи путем совмещения учебной и трудовой деятельности (в том числе путем развития профильных студенческих отрядов);
создание условий для развития профориентационной работы среди молодежи и построение эффективной траектории профессионального развития;
содействие самозанятости безработной молодежи;
создание условий для реализации предпринимательской инициативы молодежи по организации социальной занятости инвалидов;
создание условий для социальной адаптации и самореализации выпускников детских домов, школ-интернатов;
социальное сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе учреждений социального обслуживания населения;
создание условий для реализации своего потенциала и получения дополнительных знаний молодежью в сфере жилищно-коммунального комплекса;
создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для него виды деятельности, а также стимулирование работодателей, принимающих на работу молодежь из наиболее социально незащищенных категорий;
развитие системы поддержки молодых ученых, включающей меры содействия их участию в научных обменах, а также создание условий для развития деятельности советов молодых ученых, студенческих научных обществ и клубов молодых исследователей;
создание условий для самореализации молодежи, стимулирование трудовой, образовательной и социальной мобильности молодежи;
развитие института наставничества в образовательных и других организациях, а также на предприятиях и в органах муниципальной власти;
создание равных условий молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности;
развитие моделей адресной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
формирование системы поддержки молодежной добровольческой (волонтерской) деятельности;
развитие моделей молодежного самоуправления и самоорганизации в ученических, студенческих и трудовых коллективах, а также по месту жительства;
привлечение перспективной молодежи к реализации социально-экономических проектов;
поддержка участия молодежи и молодежных объединений в муниципальных структурах, а также в работе форумов, конференций и фестивалей различных уровней;
содействие в реализации программ двусторонних молодежных обменов, а также развитие сотрудничества с молодежными организациями соотечественников, проживающих за рубежом;
развитие научно-технического потенциала, повышение инновационной активности субъектов молодежного предпринимательства;
увеличение налоговых каникул вновь зарегистрированным субъектам молодежного предпринимательства;
создание условий для получения доступных кредитов на развитие субъектов молодежного предпринимательства;
упрощение доступа субъектов молодежного предпринимательства к экономическим ресурсам: финансовым, имущественным, информационным;
разработка большего числа конкурсов, грантов и социальных программ для поддержки молодежи;
проведение муниципальных конкурсов и участие в областных и всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ молодых исследователей с учетом потребностей социально-экономических процессов и потребностей Новгородской области и Великого Новгорода;
популяризация представителей молодежи, специалистов по работе с молодежью, достигших успехов в своей профессиональной деятельности;
4.2.5. Создание благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи, всестороннюю поддержку молодых семей.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
воспитание в молодежной среде позитивного отношения к семье и браку;
формирование образа благополучной молодой российской семьи, живущей в зарегистрированном браке, ориентированной на рождение и воспитание нескольких детей, занимающейся их воспитанием и развитием на основе традиционной для России системы ценностей;
создание условий для стимулирования рождения первого, второго и последующих детей у молодых матерей, состоящих в зарегистрированном браке, а также для развития семейных форм воспитания;
развитие взаимодействия органов местного самоуправления Великого Новгорода и организаций разных форм собственности в целях формирования социальной инфраструктуры для детей младшего возраста, а также обеспечение доступности вариативных форм присмотра и ухода, учитывающих различные потребности молодых семей;
развитие системы информирования молодежи о муниципальных, государственных и иных программах поддержки молодых семей, а также системы психологической, медицинской, образовательной и юридической помощи молодым семьям;
развитие разнообразных практик и совершенствование системы поддержки молодежи в решении жилищных проблем, обеспечивающей возможность изменения размеров занимаемого жилья при рождении детей;
развитие системы льгот и субсидий для молодых семей при получении ипотечных кредитов и системы социального найма жилья для молодых семей, а также предоставление социальных выплат на приобретение или строительство жилья, выделение земельных участков для индивидуального строительства на льготных условиях;
совершенствование системы обеспечения студентов общежитиями, предусматривающей расширение возможностей проживания для студенческих семей;
раннее выявление женщин (семей), оказавшихся в трудной жизненной ситуации, с целью предупреждения ситуации отказа от ребенка и оказания своевременной помощи и поддержки;
4.2.6. Формирование информационного поля, благоприятного для развития молодежи, интенсификация механизмов обратной связи между муниципальными структурами, общественными объединениями и молодежью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодежи.
Реализация этой задачи предусматривает осуществление следующих мероприятий:
создание и поддержка проектов по популяризации образа гармонично развитого молодого человека, его профессиональных и творческих достижений;
создание условий для повышения культуры информационной безопасности в молодежной среде как эффективного инструмента профилактики экстремизма, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным и другим признакам;
формирование эффективных механизмов информирования молодежи о направлениях и мероприятиях молодежной политики, а также организация и проведение конкурсов на лучшее освещение в средствах массовой информации вопросов реализации молодежной политики;
создание в Великом Новгороде системы информирования молодежи о возможностях трудоустройства, а также программах поддержки открытия собственного бизнеса.
5. Механизмы реализации муниципальной молодежной политики
5.1. Правовыми механизмами реализации муниципальной молодежной политики являются:
совершенствование муниципального законодательства, а также нормативных правовых актов органов местного самоуправления Великого Новгорода;
разработка и анализ комплексных программ по реализации муниципальной молодежной политики, а также иных программ с учетом требований государственной молодежной политики;
развитие механизмов межведомственного взаимодействия по вопросам реализации муниципальной молодежной политики;
развитие системы государственно-частного партнерства в целях вовлечения в реализацию муниципальной молодежной политики бизнес-сообщества, общественных объединений и граждан;
создание условий для самореализации молодежи, стимулирование трудовой и образовательной мобильности молодежи.
5.2. Организационными механизмами реализации муниципальной молодежной политики являются:
создание консультативных, совещательных и координационных органов по вопросам муниципальной молодежной политики;
разработка комплексных планов реализации муниципальной молодежной политики и мониторинг эффективности их реализации;
проведение научно-аналитических исследований по вопросам положения молодежи на муниципальном уровне;
создание условий по финансированию муниципальной молодежной политики за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов, а также за счет привлечения средств внебюджетных источников;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты (займы), для приобретения (строительства) жилья.
5.3. Информационными механизмами реализации муниципальной молодежной политики являются:
размещение информации о реализации молодежной политики в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и средствах массовой информации;
развитие муниципальных информационно-аналитических систем, в том числе баз данных, социально-экспертных сетей и систем, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг, а также реализацию обратной связи молодых граждан с органами муниципальной власти и управления.
5.4. Научно-аналитическими механизмами реализации муниципальной молодежной политики являются:
расширение практики системных научных исследований по проблемам молодежи;
регулярное проведение научно-практических, учебно-методических конференций и семинаров по вопросам реализации муниципальной молодежной политики;
определение и регулярная оптимизация перечня статистических, социологических и иных показателей положения молодежи и реализации муниципальной молодежной политики, а также обеспечение систематического сбора соответствующих данных;
развитие системы мониторинга и оценки качества реализации программ и проектов в сфере муниципальной молодежной политики;
формирование системы общественного контроля за деятельностью муниципальных органов и органов местного самоуправления по реализации муниципальной молодежной политики.
5.5. Социальными механизмами реализации муниципальной молодежной политики являются:
развитие комплексной системы социальной защиты и социальной поддержки молодежи, охватывающей основные сферы жизнедеятельности;
развитие форм и методов социальной работы с молодежью, способствующих улучшению положения различных категорий молодежи;
совершенствование комплекса мер муниципальной поддержки детей и молодых граждан, оставшихся без попечения родителей, в том числе для развития инклюзивного образования молодых людей с ограниченными возможностями здоровья;
развитие форм муниципальной поддержки для молодых граждан, находящихся на профилактическом лечении и в исправительных учреждениях (в том числе по их дальнейшей социализации);
совершенствование условий для осуществления образовательного и воспитательного процессов в образовательных организациях высшего образования и профессиональных образовательных организациях, в том числе для развития системы стипендиального обеспечения и предоставления временного проживания в общежитиях;
формирование у молодых граждан путем широкой информационно-разъяснительной работы осознанного отношения к формированию своих пенсионных прав, а также повышение понимания значения страхового стажа и легальной занятости.
5.6. В рамках осуществления муниципальной молодежной политики планируется внедрение наиболее эффективных механизмов координации и консолидации усилий всех заинтересованных сторон на различных уровнях, позволяющих совершенствовать процесс социального развития молодежи Великого Новгорода и улучшения ее духовно-нравственных характеристик, повышать общественную и социально-экономическую активность молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Великого Новгорода от 15 марта 2016 г. N 1077 "Об утверждении Стратегии муниципальной молодежной политики на территории городского округа Великий Новгород на период до 2025 года"
Текст постановления опубликован в газете "Новгород официальный" от 18 марта 2016 г. N 9