Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к решению Думы
Великого Новгорода
от 31 марта 2016 г. N 776
Отчет
о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2015 году
1. Общие положения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода за 2015 год (далее -Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 20 Положения о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903, и отражает обобщенные сведения о результатах работы Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2015 году.
Контрольно-счетная палата Великого Новгорода (далее - Контрольно-счетная палата) осуществляет свою деятельность с 1 октября 2011 года, является юридическим лицом и входит в структуру органов местного самоуправления Великого Новгорода.
Штатная численность Контрольно-счетной палаты в отчетном периоде составляла 6 единиц.
В 2015 году Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 N 903, Положением о бюджетном процессе в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 N 688, на основании годового плана работы, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты. Годовым планом работы предусмотрены мероприятия по исполнению поручений Думы Великого Новгорода, учтены предложения Мэра Великого Новгорода. При планировании были учтены все формы осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего муниципального контроля, связанные с проведением предварительного и последующего вида контроля за формированием и исполнением бюджета Великого Новгорода, распоряжением муниципальной собственностью.
Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты представлены в таблице (приложение к Отчету).
2. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность
Основу деятельности Контрольно-счетной палаты составляет контроль за использованием средств бюджета Великого Новгорода и муниципального имущества.
В 2015 году Контрольно-счетной палатой проведено 5 контрольных мероприятий, в рамках которых проверки проведены у 9 объектов контроля.
Объем проверенных бюджетных средств составил 1479,2 млн. руб., что составляет 28,8% от общей суммы бюджетных расходов.
В соответствии с требованиями действующего законодательства, перед подготовкой заключения об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2014 год, Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств (далее - внешняя проверка).
Внешняя проверка является особым видом контроля, включающего проведение как контрольных, так и экспертно-аналитических действий. Результаты внешней проверки учитываются при составлении заключения Контрольно-счетной палатой за отчетный год, что в свою очередь, является одним из оснований для принятия решения Думой Великого Новгорода об утверждении отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за соответствующий год.
В ходе проведения внешней проверки установлены нарушения и недостатки при составлении главными распорядителями годовой бюджетной отчетности, выявлены факты нарушений подведомственными им бюджетными и автономными учреждениями требований по организации бухгалтерского учета, установленных действующим законодательством Российской Федерации. Так, например, земельные участки, закрепленные за МБУ "Городское хозяйство" на праве постоянного безвозмездного (бессрочного) пользования, не поставлены на балансовый учет по их кадастровой стоимости. Как следствие, показатели в балансе учреждения занижены на 96 млн. руб.
Следует отметить, что Администрацией Великого Новгорода в течение отчетного периода приняты меры к устранению выявленных нарушений порядка ведения учета и составления отчетности.
В целом годовая бюджетная отчетность сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства и дает объективное представление о финансово-хозяйственной деятельности главных распорядителей за 2014 год.
Приоритетными объектами проверок для включения в план работы Контрольно-счетной палаты на 2015 год в целях контроля за расходованием бюджетных средств являлись органы местного самоуправления и муниципальные организации, осуществляющие бюджетные расходы в отраслях "Строительство" и "Жилищно-коммунальное хозяйство".
В ходе осуществления финансового контроля строительной отрасли города выявлены нарушения порядков формирования городской инвестиционной программы и соответствующих муниципальных программ.
Так, на территории городского округа Великий Новгород нормативно не установлен порядок проверки инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств местного бюджета, на предмет эффективности использования направляемых на капитальные вложения средств. Такие проверки инвестиционных проектов в проверяемом периоде не проводились. Не установлен порядок проверки сметной стоимости инвестиционных проектов, финансирование которых планируется осуществлять полностью или частично за счет средств бюджетов, на предмет достоверности использования направляемых на капитальные вложения средств.
Установлено, что сложившаяся практика оценки эффективности реализации муниципальных программ приводит к утрате смысла оценки, так как изначально утвержденные целевые показатели, по которым должна осуществляться оценка эффективности реализации указанных программ были скорректированы в конце года под фактически сложившиеся, что не позволяет проводить объективную оценку эффективности их реализации и принимать соответствующие решения о необходимости прекращения или об изменении, начиная с очередного финансового года, ранее утвержденной муниципальной программы, в том числе необходимости изменения объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальной программы, во исполнение требований пункта 3 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанные факты свидетельствуют о несовершенстве механизма оценки эффективности реализации муниципальных программ на территории городского округа.
Администрацией Великого Новгорода подготовлен план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе проверки со сроком реализации ряда мероприятий в 2016 году; вопрос остается на контроле Контрольно-счетной палаты.
Несовершенство механизма планирования и расходования бюджетных средств привело к многочисленным нарушениям при использовании средств, выделенных на строительство и ремонтные работы.
Так, отсутствие подтверждения достоверности определения сметной стоимости строительства "под ключ" двух многоэтажных жилых домов по ул. Советской Армии, а также допущенные нарушения в сфере закупок не позволяют определить эффективность капитальных вложений в указанные объекты.
При осуществлении указанного строительства заказчиком не реализовано свое право по установлению подлинности банковской гарантии, документального подтверждения осуществления проверки достоверности банковской гарантии к проверке не представлено. В результате, требование об осуществлении уплаты суммы неустойки за нарушение подрядчиком условий контракта оставлено банком без удовлетворения, бюджетом Великого Новгорода недополучены дополнительные неналоговые доходы в виде средств от применения мер гражданско-правовой ответственности в сумме 0,95 млн. руб.
При осуществлении капитальных вложений в такие объекты, как "строительство насосной станции третьего подъема", "строительство участка автодороги по ул. Космонавтов", цели не достигнуты, объекты не функционируют, бюджетные средства в общей сумме более 46 млн. руб., вложенные в указанные объекты, использованы неэффективно.
Бездействие должностных лиц заказчика по вопросу предоставления подрядчиком обеспечительных мер по исполнению указанных муниципальных контрактов, а так же несвоевременное, неполное принятие мер по взысканию с подрядных организаций штрафных санкций за ненадлежащее исполнение условий контрактов привело к нарушению принципа эффективности использования бюджетных средств, а также неполучению бюджетом Великого Новгорода дополнительных неналоговых доходов в виде средств от применения мер гражданско-правовой ответственности в общей сумме более 8 млн. руб.
В ходе выполнения работ по строительству участка автодороги по ул. Космонавтов подрядчику оплачены работы по подготовке рабочей документации в сумме 6,6 млн. руб., при этом рабочая документация не согласована соответствующими организациями, в частности, Октябрьской железной дорогой, то есть не выполнены условия заключенного контракта, соответственно, нарушены требования статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При исполнении контракта по строительству указанного объекта заказчиком приняты бюджетные обязательства на 2014 год, превышающие утвержденные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на общую сумму 181,2 млн. руб., что является нарушением требований статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований пункта 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации при исполнении контрактов на объектах "строительство насосной станции третьего подъема", "строительство участка автодороги по ул. Космонавтов" в связи с уменьшением ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств заказчик не обеспечил согласование новых условий муниципальных контрактов по цене, срокам и объемам работ в порядке, предусмотренном законодательством в сфере закупок.
При этом, в нарушение требований пункта 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовым органом санкционирована оплата денежных обязательств по указанным контрактам.
Невыполнение указанных контрактов привело к необходимости осуществления дополнительных финансовых вложений. Расходы на консервацию объекта "строительство участка автодороги по ул. Космонавтов" составили 1,9 млн. руб. При этом, при осуществлении работ по консервации строительства участка автодороги по ул. Космонавтов заказчиком не соблюдались требования Правил проведения консервации объекта капитального строительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. N 802, не проводилась экспертиза результатов выполненных работ.
На момент составления настоящего Отчета незавершенный строительством объект "строительство насосной станции третьего подъема" находится на балансе МКУ "УКС", решение по консервации указанного объекта не принималось, источник средств для продолжения строительства не определен.
При осуществлении работ по капитальному ремонту, ремонту автодорог подрядчиками в отдельных случаях нарушались конечные сроки выполнения работ, при этом, заказчиком не применялся правовой механизм в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств в связи с наступлением негативных последствий. Сумма неполученных бюджетом Великого Новгорода дополнительных неналоговых доходов в виде средств от применения мер гражданско-правовой ответственности по 11 контрактам, исполненным с нарушениями, составила более 1 млн. руб. По информации МКУ "УКС" в настоящее время в адрес подрядчиков на всю сумму направлены претензии, готовятся документы о взыскании сумм штрафных санкций в судебном порядке.
Одним из основных направлений деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году оставался контроль за использованием бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В отчетном периоде проверено использование средств, выделенных из бюджета Великого Новгорода на исполнение судебных решений по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, проведена проверка в муниципальном унитарном предприятии Великого Новгорода "Теплоэнерго", а также проверено использование средств, выделенных Северной Финансовой Корпорацией по охране окружающей среды (НЕФКО) на проекты, связанные с энергоресурсосбережением и охраной окружающей среды.
В ходе проведения контрольного мероприятия в МУП "Теплоэнерго" проведена оценка финансового состояния предприятия, выполнен анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, произведен анализ состояния расчетов, в том числе за потребленный газ, проверены вопросы, касающиеся состояния, использования и сохранности муниципального имущества.
Проведенным контрольным мероприятием установлено, что деятельность предприятия по производству, передаче и распределению тепловой энергии в настоящее время убыточна. Несмотря на увеличение тарифов, выручка предприятия не росла в связи с уменьшением объемов реализации тепловой энергии, тенденции к сокращению объемов реализации тепловой энергии в тарифной политике не учитывались.
Существенный вклад в ухудшение финансовой ситуации на предприятии вносило значительное увеличение общей суммы дебиторской задолженности и доля просроченной задолженности в ее структуре.
Недостаток оборотных средств восполняется за счет использования кредитных ресурсов, что приводило к росту непроизводительных расходов на обслуживание долговых обязательств.
Неспособность предприятия своевременно исполнить принятые финансовые обязательства способствовало дальнейшему увеличению неэффективных расходов в виде наложенных штрафных санкций.
Учредитель (городской округ Великий Новгород) в проверенном периоде принимал участие в стабилизации финансового состояния предприятия. Субсидия, непосредственно предприятию, в 2014 году составила 70 млн. руб., субсидии другим субъектам хозяйственной деятельности, выданные с целью осуществления расчетов с предприятием, составили порядка 10 млн. руб. Ранее принимались решения о передаче в залог муниципального имущества для обеспечения предприятия кредитными ресурсами. Вместе с тем, принятые меры оказались недостаточными для нормализации финансового состояния предприятия.
В целях поддержания коммунальной инфраструктуры города, связанной с обеспечением жителей теплом и горячей водой в работоспособном состоянии, было принято решение о передаче имущества предприятия в концессию. Вместе с тем, в состав передаваемого в рамках концессионного соглашения имущества были включены объекты коммунальной инфраструктуры, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии и горячего водоснабжения без предъявления требований по их реконструкции, что нарушает требования пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях".
Администрацией Великого Новгорода срок передачи имущества в концессию был перенесен, в том числе для устранения выявленных Контрольно-счетной палатой нарушений.
Проверкой средств корпорации НЕФКО установлено, что Администрацией Великого Новгорода не принимались меры к возврату средств, выделенных из возобновляемого фонда предприятиям ЖКХ, при этом сумма указанных средств составила более 46 млн. руб.
Отчет Контрольно-счетной палаты рассмотрен на заседании Думы Великого Новгорода, в адрес Администрации Великого Новгорода Контрольно-счетной палатой направлено представление об устранении выявленных нарушений. По состоянию на момент составления настоящего Отчета всеми контрагентами задолженность подтверждена, определен порядок возврата указанных средств в возобновляемый фонд, однако фактического возврата средств за прошедший период не осуществлялось.
Проверкой средств, выделенных из бюджета Великого Новгорода на исполнение судебных решений по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов, установлено, что по состоянию на момент проведения контрольного мероприятия (сентябрь 2015 год) у городского округа имеются 219 неисполненных судебных решений по выполнению обязательств, вступивших в законную силу, на исполнение которых необходимо 782,7 млн. руб. Всего же по данным, полученным в ходе проведения проверки, за период с 2007 по 2014 год принято 314 судебных решений по выполнению обязательств, вступивших в законную силу.
Возникающая финансовая потребность на выполнение указанных обязательств росла опережающими темпами по сравнению с объемами бюджетного финансирования, выделяемого на эти цели, что в итоге приводило к массовому нарушению сроков исполнения, установленных судебными актами.
В целях исполнения судебных решений Администрацией Великого Новгорода заключено 83 мировых соглашения, вместе с тем, даже при условии предоставления отсрочек, установленные сроки выполнения обязательств не соблюдались.
Проведенной проверкой выявлено неэффективное использование средств, выделенных на исполнение судебных решений, в сумме 0,6 млн. руб. Указанные средства использованы на выполнение проектных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: Великий Новгород, ул. Германа, д. 26, который был установленным порядком признан аварийным и подлежащим сносу.
По результатам проведенных в отчетном периоде контрольных мероприятий объектам контроля направлено 8 представлений, из которых полностью реализованы 2, остальные остаются на контроле Контрольно-счетной палаты.
Информация о проведенных контрольных мероприятиях направлялась в Думу Великого Новгорода и Администрацию Великого Новгорода в целях использования при принятии соответствующих решений, в установленные сроки материалы проверок представлялись органам прокуратуры, в необходимых случаях - другим правоохранительным органам.
В 2015 году Контрольно-счетной палатой осуществлен весь комплекс необходимых экспертно-аналитических мероприятий для подготовки заключений на проект бюджета Великого Новгорода на очередной год и плановый период, на отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за предыдущий год и заключений о ходе исполнения бюджета в текущем году.
Установленным порядком осуществлялась финансово-экономическая экспертиза проектов муниципальных программ и изменений к ним.
В целях объективной оценки финансового состояния муниципального унитарного предприятия "Новгородский водоканал" Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде проведено соответствующее экспертно-аналитическое мероприятие, результаты доведены до сведения депутатов Думы Великого Новгорода и использовались при принятии управленческих решений.
3. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с иными органами, осуществляющими контрольные полномочия, обеспечение доступа к информации о деятельности
В 2015 году Контрольно-счетной палатой продолжено взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области в форме участия в параллельных контрольных мероприятиях. Планы работы Контрольно-счетной палаты на текущий год формируются, в том числе, с учетом предложений Счетной палаты Новгородской области. Осуществлялось сотрудничество с контрольно-счетными органами муниципальных образований Новгородской области и других субъектов Российской Федерации в части обмена опытом и информационно-методическими материалами.
В отчетном периоде состоялось три рабочих заседания совета контрольно-счетных органов при Счетной палате Новгородской области, членом Президиума которого является Ломоносов А.В. На заседаниях обсуждались вопросы совершенствования деятельности контрольно-счетных органов, форм и методов контрольной работы.
В 2015 году продолжено взаимодействие с иными надзорными и контрольными органами, осуществляющими свою деятельность на территории Великого Новгорода.
Так, в рамках соглашения, заключенного с прокуратурой Великого Новгорода, в течение года в качестве специалистов-экспертов для участия в проводимых прокуратурой проверках в ООО "СтройРегионСервис", управляющих компаниях 12/1 и 15 привлекались сотрудники Контрольно-счетной палаты.
В целях консолидации работы по муниципальному финансовому контролю в Великом Новгороде Контрольно-счетная палата обменивалась материалами проведенных мероприятий с контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода -органом внутреннего финансового контроля.
В отчетном периоде в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Контрольно-счетной палатой осуществлялась работа по рассмотрению поступивших обращений, давались соответствующие разъяснения, при необходимости обращения направлялись в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов, осуществлялся личный прием.
Деятельность Контрольно-счетной палаты сопровождалась совершенствованием локальной нормативной правовой базы. В пределах установленных полномочий Контрольно-счетной палатой утверждены стандарты финансового контроля, регламентирующие проведение контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, принята новая редакция Регламента Контрольно-счетной палаты.
В отчетном периоде в целях повышения квалификации один сотрудник Контрольно-счетной палаты прошел профессиональное обучение в ФБУ "Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты Российской Федерации".
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2015 году осуществлено 28 публикаций информации о ее деятельности в газете "Новгород". Кроме того, проводилось информационное обеспечение раздела Контрольно-счетной палаты на сайте www.adm/nov.ru.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.