Постановление Правительства Новгородской области от 23 марта 2017 г. N 89
"О внесении изменений в государственную программу Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы"
Правительство Новгородской области постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденную постановлением Правительства Новгородской области от 28.10.2013 N 319 (далее государственная программа):
1.1. В паспорте государственной программы:
1.1.1.1. Изложить строки 1.2.1 - 1.2.14 в редакции:
1.1.1.2. Дополнить строками 1.2.15 - 1.2.25 следующего содержания:
1.1.2. Изложить пункт 7 в редакции:
"7. Объемы и источники финансирования государственной программы в целом и по годам реализации (тыс. руб.):
Год |
Источник финансирования |
||||||||
областной бюджет |
в том числе средства государственной программы |
федеральный бюджет |
местные бюджеты |
средства Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее Фонд) |
субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации* |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
другие внебюджетные источники |
всего |
|
2014 |
2931697,8 |
2915944,7 |
1407186,5 |
- |
11173,57 |
3775,8 |
23041,6 |
- |
4376875,27 |
2015 |
3005937,8 |
2995619,9 |
1292954,5 |
525,1 |
17835,135 |
2787,4 |
6530,0 |
- |
4326569,935 |
2016 |
3314064,8 |
3314064,8 |
1258560,2 |
- |
11151,048 |
2819,4 |
3530,0 |
- |
4590125,448 |
2017 |
3509619,4 |
3506018,2 |
1098759,8 |
- |
6297,095 |
- |
3530,0 |
- |
4618206,295 |
2018 |
3402630,9 |
3402630,9 |
940028,2 |
- |
- |
- |
3330,0 |
- |
4345989,1 |
2019 |
3402630,9 |
3402630,9 |
939598,2 |
- |
- |
- |
3330,0 |
- |
4345559,1 |
2020 |
3402630,9 |
3402630,9 |
939598,2 |
- |
- |
- |
3330,0 |
- |
4345559,1 |
ВСЕГО |
22969212,5 |
22939540,3 |
7876685,6 |
525,1 |
46456,848 |
9382,6 |
46621,6 |
- |
30948884,248 |
* - субсидии из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, в соответствии с Правилами финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы организаций социального обслуживания населения, оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, и обучением компьютерной грамотности неработающих пенсионеров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года N 456.";
1.2. Изложить в разделе "I. Характеристика текущего состояния и основные проблемы развития в сфере социальной защиты населения области" подраздел 1.3 в редакции:
"1.3. Формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года (далее Конвенция), что является показателем готовности Российской Федерации к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья решение вопросов формирования доступной среды и системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам государственной власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
В соответствии с положениями Конвенции, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1663-р, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 14 мая 2015 года, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297, предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации, включая решение вопросов образования и занятости инвалидов в целях реализации их прав и основных свобод, что будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни государства.
Подпрограмма "Доступная среда" государственной программы Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы" (далее подпрограмма "Доступная среда") принята в целях повышения уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Новгородской области в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р;
постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
областной закон от 05.12.2011 N 1129-ОЗ "О Концепции социально-экономического развития области на 2012 - 2014 годы";
областной закон от 09.07.2012 N 100-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года";
постановление Правительства Новгородской области от 26.07.2013 N 97 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Новгородской области, их формирования, реализации и проведения оценки эффективности";
областной закон от 31.08.2015 N 810-ОЗ "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в Новгородской области".
В Новгородской области проживают более 74,0 тыс.инвалидов, что составляет около 11,5% населения области. Из них 60,0% - инвалиды 1 и 2 групп. При этом 3016 инвалидов (4,0%) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и используют при передвижении кресла-коляски, 2345 инвалидов (3,0%) имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 1258 инвалидов (1,6%) имеют нарушения по слуху, 2251 ребенок-инвалид (2,0%), 72058 инвалидов (94,5%) - по другим патологиям.
Ежегодно инвалидность впервые устанавливается более 4,0 тыс.гражданам трудоспособного возраста. Наблюдается высокий уровень инвалидности среди взрослого населения в связи с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями и болезнями костно-мышечной системы. Высокий уровень инвалидности детей связан с врожденными пороками развития, заболеваниями нервной системы, психическими расстройствами.
Численность детей-инвалидов в области составляет 2251 человек (в 2005 году - 2821 человек), за последние 5 лет отмечается снижение общего числа детей-инвалидов на 20,0%. Доля детей-инвалидов от общего числа детского населения составляет 2,0%.
Среди заболеваний, приводящих к инвалидности, лидируют врожденные аномалии, болезни нервной системы, психические расстройства.
Несмотря на то, что за последние годы отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения, фактически каждый 8 человек, проживающий в Новгородской области, инвалид.
Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В области последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
В целях решения проблем инвалидов в Новгородской области применяется программно-целевой подход - в 2013 году (на момент разработки подпрограммы "Доступная среда") реализовывались 10 областных целевых программ, направленных на создание для инвалидов равных с другими гражданами возможностей в социально-бытовой, образовательной, профессиональной, культурной и иных сферах.
Долгосрочная областная целевая программа "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 453, была направлена на создание инвалидам условий для обеспечения равного доступа к объектам и услугам социальной сферы, социокультурную реабилитацию инвалидов, обеспечение техническими средствами реабилитации в соответствии с региональным перечнем, а также на формирование толерантного отношения общества к инвалидам.
В рамках долгосрочной областной целевой программы "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Новгородской области на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 457, оказывалась адресная социальная помощь инвалидам и семьям с детьми-инвалидами, находящимся в трудной жизненной ситуации. Названной программой предусматривалось предоставление ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью инвалидам вследствие военной травмы, полученной при прохождении службы по призыву в Афганистане или на территории Северо-Кавказского региона, а также оказание помощи в ремонте инвалидных колясок и обеспечении новыми инвалидными колясками лиц, получивших травмы, увечья, болезни на службе Отечеству.
Для решения проблемы социально незащищенных слоев населения - слабовидящих и незрячих граждан в рамках долгосрочной областной целевой программы "Культура Новгородской области (2011 - 2013 годы)", утвержденной постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 461, в 2011 году была создана звуковая студия на базе спецбиблиотеки "Веда", что позволило увеличить количество аудиовизуальных средств для указанной категории населения. Также в рамках названной программы финансировалась работа студии по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья "Делая глиняную игрушку - познаю мир", что позволило через тактильный способ изготовления изделий из глины развивать творческие способности детей-инвалидов и повышать их уровень знаний об истории родного края.
Одним из направлений долгосрочной областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Новгородской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 463, являлось содействие развитию физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов и других групп населения области. Названная программа была направлена на повышение доступности и качества услуг в сфере физической культуры и спорта, создание условий для увеличения численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физкультурой и спортом, а также на развитие сети государственных учреждений, предоставляющих услуги в сфере физической культуры и спорта, и системы физкультурных и спортивных мероприятий для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В 2011 - 2012 годах в рамках программы модернизации здравоохранения Новгородской области на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 04.04.2011 N 130, учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи. С 2014 года адаптация объектов здравоохранения для инвалидов осуществляется в рамках государственной программы Новгородской области "Развитие здравоохранения Новгородской области до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Новгородской области от 18.12.2014 N 617.
Долгосрочная областная целевая программа "Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды" на 2012 - 2014 годы", утвержденная постановлением Администрации области от 07.10.2011 N 519, была направлена на создание условий для обеспечения доступности качественного образования детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, содействие их интеграции в общество, в том числе:
укрепление материально-технической базы государственных образовательных организаций, осуществляющих обучение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
обеспечение доступности качественного образования для детей-инвалидов посредством использования дистанционных образовательных технологий;
приобретение компьютерного и специализированного оборудования, программного обеспечения для организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому;
обеспечение детям-инвалидам, обучающимся на дому, возможности обучения по профессии;
приобретение автотранспорта для перевозки детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Долгосрочная областная целевая программа "Семья и дети" на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 28.02.2011 N 66, была направлена на внедрение инновационных технологий работы с семьей и детьми, в том числе с детьми, оставшимися без попечения родителей, и детьми-инвалидами, а также на развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе детей-инвалидов, и организацию психолого-педагогической и социально-консультативной помощи семьям с детьми-инвалидами в организациях образования и социальной защиты населения.
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие системы отдыха и оздоровления детей в Новгородской области" на 2012 - 2014 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 12.10.2011 N 525, была направлена на улучшение физического и психического здоровья детей, предупреждение детской инвалидности, повышение качества предоставляемых реабилитационных услуг. В рамках названной программы дети-инвалиды с тяжелыми формами заболевания направляются на лечение в реабилитационный центр "Юрьево" с родителями. В среднем ежегодно услугами центра пользуются около 100 детей-инвалидов. В результате выполнения этой программы число мест в указанном учреждении увеличилось в 2 раза.
Долгосрочная областная целевая программа "Шаг в будущее" на 2012 - 2014 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 14.09.2012 N 550, была направлена на создание условий для развития потенциала детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате, и их подготовки к самостоятельной жизни по достижении возраста 18 лет, а также на максимальное развитие потенциала ребенка-инвалида. Мероприятия подпрограммы "Мир широких возможностей на 2015 - 2017 годы" государственной программы направлены на дальнейшее развитие потенциала детей-инвалидов, проживающих в детском доме-интернате, закрепление полученных ими навыков и умений, и направлены на:
формирование и внедрение модели комплексной социально-реабилитационной работы, обеспечивающей развитие потенциала воспитанников детского дома-интерната;
внедрение инновационных технологий в работу с воспитанниками детского дома-интерната, имеющими потенциал для самостоятельного проживания, в том числе с выпускниками детского дома-интерната, совершенствование подготовки специалистов, работающих с детьми-инвалидами, повышение их квалификации.
Также принимались областные целевые программы, направленные на содействие трудоустройству незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места. Постановлением Администрации области от 24.09.2012 N 576 была утверждена областная целевая программа "Дополнительные мероприятия на рынке труда Новгородской области в 2013 году".
В области была принята долгосрочная областная целевая программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций Новгородской области на 2011 - 2013 годы, утвержденная постановлением Администрации области от 14.10.2011 N 552.
В рамках названной программы из областного бюджета общественным организациям инвалидов выделялись денежные средства на оказание услуг по реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, проведение разъяснительной работы по предоставлению мер социальной поддержки, мероприятий по социокультурной, спортивной реабилитации инвалидов. Общественным организациям инвалидов на реализацию социально-реабилитационных программ в 2012 - 2013 годах было выделено 4,8 млн. рублей.
Сложившаяся система, в основном, обеспечивает потребности инвалидов в реабилитации. До настоящего времени в Новгородской области не созданы в полной мере условия для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам жизнедеятельности инвалидов.
К приоритетным сферам жизнедеятельности инвалидов и МГН в Новгородской области относятся здравоохранение, социальная защита, культура, транспорт, образование, информация и связь, физическая культура и спорт.
Инвалиды ежедневно сталкиваются с многочисленными проблемами, так как не могут вести полноценный образ жизни из-за существующих в обществе социальных и физических барьеров, препятствующих их полноправному участию в общественной жизни. Нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий. Среди них дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне инвалидов, а также качестве их жизни.
В сфере культуры, искусства и архивного дела из 16 областных учреждений только 2 (12,5%) соответствуют требованиям Конвенции о правах инвалидов. 14 учреждений требуют создания условий для безбарьерного доступа инвалидов, из них 4 учреждения размещены в памятниках архитектуры федерального значения, что не позволяет в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации" и охранными обязательствами производить пристройки к используемому памятнику истории и внутреннюю реконструкцию. В 4 учреждениях (8 зданий) необходимо проведение работ по замене поручней и переоборудованию входных дверей.
Невысокий уровень доступности центров занятости населения Новгородской области является ограничением для инвалидов при получении услуг по трудоустройству. Вопрос профессиональной реабилитации инвалидов в настоящее время остается наиболее актуальным. Сталкиваясь с трудностями самостоятельного поиска работы, лица с ограниченными возможностями обращаются за содействием в трудоустройстве к государственной службе занятости населения. Количество обращений инвалидов в центры занятости населения Новгородской области увеличивается. Реализация с 2010 года дополнительных мероприятий на рынке труда по оснащению (дооснащению) рабочих мест для трудоустройства незанятых инвалидов несколько смягчила ситуацию с трудоустройством данной категории граждан. В 2013 году в центры занятости населения Новгородской области обратился 1031 инвалид, в 2015 - 929 инвалидов. За этот период наблюдается снижение численности инвалидов, обратившихся в службу занятости, на 10,0%. Доля инвалидов в общей численности безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения Новгородской области, в 2013 и 2015 годах сохранялась на уровне 15,0%.
На момент разработки подпрограммы "Доступная среда" из 22 объектов центров занятости населения Новгородской области ни один не являлся полностью доступным для инвалидов по зрению и слуху. Только часть учреждений доступна для инвалидов с нарушением слуха и опорно-двигательного аппарата.
В рамках подпрограммы "Доступная среда" планируется создание доступности для инвалидов и МГН 10 центров занятости населения Новгородской области.
Социальное обслуживание инвалидов занимает ведущее место в реабилитации инвалидов. Его осуществляют 35 организаций социального обслуживания, в том числе 13 домов-интернатов, в том числе малой вместимости, для престарелых и инвалидов, из них 5 психоневрологических интернатов и один детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 21 комплексный центр социального обслуживания населения, а также реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями. В данных организациях социального обслуживания проживает и обслуживается 1851 инвалид, в том числе инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения и слуха. По результатам обследования и паспортизации учреждений, проведенных в 2011 году, практически все не соответствуют в полной мере установленным требованиям доступности для инвалидов и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Обустройство зданий специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них, компенсировать утраченные функции организма инвалидов.
Участие Новгородской области в реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы по формированию сети базовых образовательных организаций, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, позволило в 2011 - 2014 годах создать доступность 40 муниципальных общеобразовательных организаций области. Субсидия федерального бюджета на проведение мероприятий за этот период составила 43885,6 тыс. рублей, объем софинансирования из бюджета Новгородской области - 27834,3 тыс. рублей, бюджетов муниципальных районов - 8961,2 тыс. рублей.
В 2015 году мероприятия по созданию специальных условий для обучения детей-инвалидов созданы в 8 государственных и 3 муниципальных общеобразовательных организациях. На эти цели выделено 9667,3 тыс. рублей, из них субсидии из федерального бюджета - 6766,9 тыс. рублей.
Дистанционное образование организовано для всех нуждающихся в таком образовании детей-инвалидов. В соответствии с действующим областным законодательством все обучающиеся на время обучения обеспечены компьютерной, специализированной техникой, программным обеспечением, обеспечивается оплата услуг доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за счет средств областного бюджета. За всеми детьми по месту их проживания закреплены программисты для обслуживания техники и тьюторы.
Департамент образования и молодежной политики Новгородской области постоянно обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Государственные образовательные организации предоставляют услуги тьюторов, ассистентов (помощников) детям-инвалидам, ранее обучавшимся на дому.
Остается актуальной проблема создания универсальной безбарьерной среды, обеспечивающей совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в профессиональных образовательных организациях. Особенно остро стоит вопрос организации обучения профессии слепых, обучающихся на территории Новгородской области.
На период разработки государственной программы в профессиональных образовательных организациях обучаются 17 обучающихся, являющихся детьми-инвалидами с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в создании специальных условий для обучения, из них 10 обучающихся имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, 4 обучающихся имеют нарушения зрения, 3 обучающихся имеют нарушения слуха и речи.
Учитывая ежегодный выпуск обучающихся, являющихся детьми-инвалидами, из образовательных организаций, реализующих программы общего образования, планируется создать инфраструктуру, обеспечивающую условия для совместного обучения инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в 3 профессиональных образовательных организациях, что составит 8,0% от общего количества профессиональных образовательных организаций области. На создание специальных условий для обучения детей-инвалидов в государственных образовательных организациях в 2014 - 2015 годах выделено 11851,7 тыс. рублей, из них субсидии из федерального бюджета - 7096,2 тыс. рублей.
В 2012 году систематически занимались физической культурой и спортом 1864 человека из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что составляет 2,65%. За 2014 год согласно статистическому наблюдению по форме N 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения области повысилась и составила 3023 человека (4,5%).
В 67 учреждениях и организациях физической культуры и спорта на территории области ведется работа по привлечению лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к занятиям физической культурой и спортом, в них работают 42 специалиста, 12 из них - по специальности "Адаптивная физическая культура и спорт".
На момент разработки подпрограммы "Доступная среда" 527 инвалидов занимались следующими видами спорта: армспорт, бадминтон, дартс, дзюдо, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, пауэрлифтинг, танцы на колясках, пулевая стрельба, плавание, футзал, шахматы, шашки, футбол, другие виды спорта (спортивные дисциплины).
Из 1512 спортивных сооружений, имеющихся в области, только на 71 занимаются инвалиды, из них 53 сооружения оснащены спортивным оборудованием и инвентарем.
На территории области в 2 специализированных учреждениях открыты отделения по адаптивному спорту: отделение по футзалу среди глухих, настольный теннис среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата на базе ГОАУ "КСДЮСШОР "Олимп", отделение по настольному теннису в МОБУ ДОД "ДЮСШ" Пестовского муниципального района.
Для оценки состояния доступности спортивных учреждений в 2012 году проведена работа по обследованию, анкетированию и паспортизации приоритетных объектов спортивной направленности с целью получения достоверной и полной информации об их доступности, безопасности, комфортности и информативности для лиц с ограничениями жизнедеятельности. По результатам мониторинга всего 4 учреждения в области частично доступны для всех категорий инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, что составляет 9,3% от общего количества спортивных объектов, предоставляющих услуги инвалидам.
В 2011 - 2012 годах в области реализовывалась программа модернизации здравоохранения Новгородской области. Это позволило укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений.
На территории области располагаются более 300 медицинских организаций. На момент разработки подпрограммы "Доступная среда" доступными для инвалидов были 111 медицинских организаций, что составляло 37,0% от общего количества областных медицинских организаций. Планируется создание доступности в 154 медицинских организациях (50,7%).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ) предусматривает для инвалидов ряд мер государственной поддержки. Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Дополнительно к указанному федеральному перечню утвержден областной перечень технических средств реабилитации инвалидов, в соответствии с которым им предоставляются бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, грифели для письма шрифтом Брайля, очки, диктофоны цифровые, сиденья-надставки для унитаза, приборы для измерения уровня сахара в крови с речевым выходом, тест-полоски к прибору для измерения уровня сахара в крови, телескопические пандусы.
Для расширения возможности реабилитации инвалидов с 2011 года в области открыт пункт проката технических средств реабилитации. Это дает возможность подобрать необходимое средство реабилитации и воспользоваться им до получения инвалидности или технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем.
Серьезную проблему для инвалидов и МГН представляет передвижение по улицам и пользование общественным транспортом. Из 260 транспортных средств, обслуживающих областной центр - Великий Новгород, 29 автобусов-низкопольные, 126 автобусов оборудованы речевыми информаторами маршрутов, 117 оборудованы информационными диодными табло "бегущая строка".
В 2013 - 2014 годах приобретено 7 автобусов низкопольных малой вместимости и 5 автобусов низкопольных большой вместимости на общую сумму 55,0 млн. рублей.
Для решения проблемы транспортного обслуживания инвалидов в рамках реализации долгосрочной областной целевой программы "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации области от 30.09.2010 N 453, с 2012 года функционирует служба "Социальное такси". Транспортное обслуживание инвалидов осуществляют 5 автомобилей, один из которых оборудован подъемником для инвалидов, пользующихся креслами-колясками.
Библиотечно-информационные услуги незрячим и слабовидящим категориям граждан оказывает спецбиблиотека "Веда", в которой насчитывается более 102,0 тыс. экземпляров книг, из них печатных - 53,0 тыс. экземпляров, электронных изданий - 7,8 тыс. экземпляров, аудиовизуальных материалов - 40,8 тыс. экземпляров. Качество услуг, их доступность и комфортность предоставления зависят от модернизации библиотечных процессов, улучшения материальной базы учреждения и расширения специального библиотечного фонда.
Спецбиблиотека "Веда" имеет филиалы в муниципальных образованиях области. Модернизационные мероприятия расширят доступ к информации для инвалидов, в том числе по зрению, пополнят фонды муниципальных общедоступных библиотек современными изданиями для слепых и слабовидящих граждан.
Реализация государственной программы расширит спектр предоставления информационных услуг инвалидам, а также позволит продолжить работу по уже введенным услугам.
В рамках государственной программы необходимо провести обучение специалистов учреждений, подведомственных органам исполнительной власти Новгородской области, по вопросам повышения качества предоставления реабилитационных услуг и формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов.
В соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществляется региональный государственный строительный надзор в части обеспечения доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам жилого фонда.
В целях дальнейшего решения проблем доступности для инвалидов окружающей физической среды и для создания им равных возможностей во всех сферах жизни общества наряду с задачами по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основы формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН, повышению доступности и качества реабилитационных услуг, информационно-методическому и кадровому обеспечению реабилитации и социальной интеграции инвалидов, а также преодолению социальной разобщенности в обществе и формированию позитивного отношения населения к проблемам инвалидов в рамках подпрограммы "Доступная среда" ставится задача оснащения объектов с учетом доступности для всех категорий инвалидов. Перечень мероприятий, направленных на повышение уровня доступности приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности (социальная сфера, сферы здравоохранения, образования, спорта, культуры, транспорта, информации, а также сфера занятости населения), формируется на основе данных, полученных в результате паспортизации объектов социальной инфраструктуры.
В целях реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы и постановления Администрации области от 30.09.2010 N 453 "О долгосрочной областной целевой программе "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы" в части формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, объективной оценки состояния доступности объектов социальной инфраструктуры, а также для разработки мер, обеспечивающих их доступность, принято решение Комиссии по выработке предложений по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и мониторингу соблюдения положений Конвенции ООН о правах инвалидов, созданной при Совете по делам инвалидов (далее Комиссия), о порядке проведения паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на территории Новгородской области.
В соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25 декабря 2012 года N 627, составлен реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее реестр) и проведена их паспортизация.
Приоритетными признаются учреждения и организации следующих сфер (согласно значимости исполнения индивидуальных программ реабилитации): здравоохранения, образования, социальной защиты населения, физической культуры и спорта, культуры.
Приоритетными объектами, способствующими социальной интеграции инвалидов, являются объекты и средства связи и информации, объекты транспорта и дорожно-транспортной инфраструктуры, жилые здания и помещения, объекты потребительского рынка и сферы услуг, места приложения труда.
Решение об отнесении объектов и предоставляемых в них услугах к приоритетным принимается Комиссией. В 2013 году в реестр включено 139 объектов. В 2016 году реестр актуализирован, количество включенных в него объектов увеличено до 148, в том числе в сфере социального обслуживания - 59, здравоохранения - 19, культуры - 17, образования - 5, физкультуры и спорта -37, труда и занятости - 11. За период реализации подпрограммы "Доступная среда" планируется адаптировать 106 приоритетных объектов социальной инфраструктуры.
С 2014 года Новгородская область получила федеральное софинансирование на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в размере 24026,0 тыс. рублей, аналогичная сумма выделена из областного бюджета. За 2014 год адаптировано 50 учреждений (по сферам: здравоохранение -6 объектов, социальная защита, труд и занятость - 39 объектов, культура - 2 объекта, физическая культура и спорт - один объект, профессиональное образование - 2 объекта).
В 2015 году в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2015 года N 797-р на адаптацию социальной инфраструктуры для инвалидов и МГН было предусмотрено 22185,5 тыс. рублей, из областного и муниципальных бюджетов Новгородской области было выделено 9528,1 тыс. рублей. Данные средства израсходованы на создание доступности для инвалидов 38 объектов социальной инфраструктуры, из них на 15 объектах были продолжены работы, начатые в 2014 году (по сферам: здравоохранение - 2 объекта, социальная защита, труд и занятость - 12 объектов, культура - 6 объектов, физическая культура и спорт - 11 объектов, профессиональное образование - 5 объектов).
С привлечением основных региональных общественных организаций инвалидов и их структурных подразделений в муниципальных районах и городском округе области проводится паспортизация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. После ее проведения осуществляется работа по занесению информации на сайт "Карта доступности Новгородской области".
Основным учетным документом, принимаемым в качестве источника информации для введения соответствующих данных на сайт "Карта доступности Новгородской области", является "Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры", сформированный на основании анкеты (информации об объекте социальной инфраструктуры), полученной от руководителя (собственника) объекта социальной инфраструктуры, а также акта обследования объекта социальной инфраструктуры.
Поставщиками информации для наполнения содержания сайта "Карта доступности Новгородской области" являются учреждения различной ведомственной принадлежности.
В целях выстраивания согласованной работы по обеспечению доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, включая проведение паспортизации, обсуждения и принятия решений по спорным вопросам, государственной программой предусмотрены проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение актов, регулирующих реализацию подпрограммы "Доступная среда".
Для анализа динамики оценки инвалидами отношения населения к их проблемам и оценки уровня доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности необходимо регулярное проведение опросов инвалидов.
Необходимость комплексного подхода к решению проблемы формирования (развития) доступной среды жизнедеятельности инвалидов в Новгородской области и ее решения программно-целевым методом, в том числе путем организации эффективного межведомственного взаимодействия и координации работ различных исполнительных органов государственной власти и других участников формирования доступной среды жизнедеятельности, а также необходимость привлечения нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета, обусловлены имеющимися в Новгородской области проблемами по формированию доступной среды жизнедеятельности инвалидов.";
1.3. Изложить в разделе "IV. Мероприятия государственной программы" строки 1.1, 2.1 в прилагаемой редакции (приложение N 1 к постановлению);
1.4. В разделе "V. Подпрограмма "Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Новгородской области" государственной программы Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы":
1.4.1. Изложить в паспорте подпрограммы пункт 4 в редакции:
"4. Объемы и источники финансирования подпрограммы в целом и по годам реализации (тыс. руб.):
Год |
Источник финансирования |
|||||||
областной бюджет |
федеральный бюджет |
местные бюджеты |
субсидии Пенсионного фонда Российской Федерации |
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
другие внебюджетные источники |
всего |
||
2014 |
1573913,9 |
984501,0 |
- |
346,0 |
- |
- |
2558760,9 |
|
2015 |
1622456,7 |
953717,7 |
- |
817,0 |
- |
- |
2576991,4 |
|
2016 |
1710766,9 |
626473,6 |
- |
- |
- |
- |
2337240,5 |
|
2017 |
1771317,2 |
743768,3 |
- |
- |
- |
- |
2515085,5 |
|
2018 |
1771433,5 |
744167,4 |
- |
- |
- |
- |
2515600,9 |
|
2019 |
1771433,5 |
744114,6 |
- |
- |
- |
- |
2515548,1 |
|
2020 |
1771433,5 |
744114,6 |
- |
- |
- |
- |
2515548,1 |
|
ВСЕГО |
11992755,2 |
5540857,2 |
- |
1163,0 |
- |
- |
17534775,4 |
"; |
1.4.2. Заменить в графе 10 строки 1.10 мероприятий подпрограммы цифру "590,0" на "473,7";
1.5. Изложить раздел "VI. Подпрограмма "Доступная среда" государственной программы Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы" в прилагаемой редакции (приложение N 2 к постановлению).
2. Опубликовать постановление в газете "Новгородские ведомости".
Временно исполняющий обязанности |
А.С. Никитин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Новгородской области от 23 марта 2017 г. N 89 "О внесении изменений в государственную программу Новгородской области "Социальная поддержка граждан в Новгородской области на 2014 - 2020 годы"
Текст постановления опубликован в газете "Новгородские ведомости" (официальный выпуск) от 31 марта 2017 г. N 13
Постановлением Правительства Новгородской области от 26 июня 2019 г. N 240 настоящее постановление признано утратившим силу с 6 июля 2019 г.